Во что одевались крестьяне в 18 веке в россии
Во что одевались крестьяне в 18 веке в россии
ЛЕТНИК
Эти рукава назывались накапками: они так же вышивались золотом и жемчугом.
Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом.
Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее.
Летник у зажиточных шился из более легких тканей, например,.тафты, но так же были из из тяжелых золотонканых и серебрянотканых.
Цвета летников были различны.
К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье.У женщин оно прилегало более тесно.
Верхняя женская одежда была опашень.
Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными.
Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину.
По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком.
ТЕЛОГРЕЯ
Другой вид одежды была — телогрея.
В плечах она делалась Уже, а вот в подоле — шире.
Рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой ткани, чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою, густо расшитою золотом.
Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем.
ДУШЕГРЕЯ
ШУБЫ в народной одежде
Меховые женские шубы шились на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках,з айцах, смотря по состоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными.
Другие виды женской одежды: подволока, волосники и проч.
В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку.
На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей.
ДЕВИЧЬИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями.
Так же надевали шапки.
Девицы носили на голове венцы.
У венцов были поднизи, называемые рясами.У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями.
Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы.
То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.
Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы, заплетенные красными лентами.
Более бедные ходили в длинных рубахах, на рубахи надевали летники, иногда белого цвета, похожие так же на рубаху, иногла крашенные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи.
Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник.
При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые, а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи.
Женские одежды того времени шились без талии, просто. И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено, да крепко сшито.
Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни.
В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна.
САРАФАН
Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой в один ряд(однорядкой) на пуговицах до самой шеи.
Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками.
ШУГАЙ
Украшения и аксессуары в народной одежде
Такие платки стоили очень дорого, от семи до 45-ти рублей. В поговорке «голь перекатна, а фата канаватна» означает удивление тому, что люди победнее могли носить эту дорогую вещь.
В народной одежде так же предпочитались и различные украшения и аксессуары из камня, металлов, и др. материалов.
Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами.
Самой торжественной считалась красная одежда. В те времена слова «красивый» и «красный» имели одно и то же значение.
Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века.
Крестьянский быт XVIII века в России
Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.
Что выращивал крестьянин?
Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.
Вам будет интересно: Школы для аутистов в Москве: отзывы
Домашнее животноводство
Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.
Крестьянская изба
Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.
Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.
Значение печи в крестьянском быте начала 18 века
Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.
Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.
От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.
Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.
Другие постройки двора
Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.
Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.
Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.
Во что одевались крестьяне?
Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.
Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.
Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.
Очевидное невероятное
Быт крестьян в 18 веке в России: основы уклада простых людей
Современная жизнь буквально бурлит благодаря развитию технологий и прогрессу. Мы не представляем свой быт без интернета и смартфона, можем добраться в другую страну всего за несколько часов, имеем круглосуточный доступ к воде и продуктам питания. Но ведь так было не всегда. Привычные жизнь и быт крестьян в 18 веке были куда менее радужными. Каким был ежедневный уклад простых людей того времени? И смогли бы мы выжить в таких суровых условиях?
Крестьянский быт 18 века: убранство и отопление в курной избе
Жизнь крестьян была куда тяжелее, чем времяпровождение богатой знати. Большинство простых людей обитали в курных избах. Особенностью такого жилища было печное отопление, система которого не была оснащена трубой дымохода. Крестьяне топили «по-черному» с открытым очагом: дым распределялся внутри помещения и выходил либо сквозь щели, либо через волоковое оконце или дверь, а копоть оседала на стенах и потолке.
Топить «по-белому» было сложнее, так как хороший печник, умевший грамотно собрать печь и вентиляцию к ней, был практически на вес золота. Печи без тяги нередко дымили, так как план их кладки был просчитан не особо точно. Глинобитные печи были надежнее кирпичных, так как со временем становились лишь крепче, лучше держали тепло и не прогорали.
Примечательно, что методика отопления «по-черному» сохранена и сейчас, нередко применяется в банях. Но в быту крестьян в 18 веке отопление таким небезопасным способом было острой необходимостью.
Кроме открытого очага интерьер простой курной избы включал несколько обязательных элементов. Особым среди них был киот, расположенный в «красном» углу избы. Это специальный шкафчик для икон, в котором бережно хранились лики православных святых, Божьей Матери, Спасителя и пр.
Еще один неотъемлемый предмет мебели в избе – полати. Этот специальный помост для сна располагался на уровне печи, так как отдыхать на нем было теплее. Местом для сна служили и лавки, расположенные вдоль стен. Выражение «семеро по лавкам спят» связано как раз с тем, что на длинных лавках не только сидели, но и почивали после тяжелого трудового дня. Нехитрый крестьянский скарб и утварь хранились на полках, которые прибивались над лавками.
Культура питания крестьян
Традиционные блюда крестьян, живших в 18 веке, отличаются от современных кулинарных изысков. Например, мясо было скорее праздничным блюдом. Да и обилие постов не способствовало частому употреблению мясных яств.
Самым популярным первым блюдом были щи из квашеной капусты. Кроме этого нехитрого супа хозяйки подавали домочадцам сало. Во время поста оно заменялось грибами или рыбой. Счастливые обладатели коров баловали родных молочными продуктами, созданными в домашних условиях: творогом, сметаной и пр. Востребованными были и различные каши.
Мало какой прием пищи проходил без главного – хлеба. Его пекли раз в неделю. Если современный хлеб из супермаркета уже через несколько дней очерствеет, то у крестьянок 18 века были свои секреты по сохранению выпечки. Хлеб хранился в льняных или холщовых полотенцах, которые замедляли испарение влаги и высыхание выпечки.
В голодное время для выпечки использовалась ржаная мука с различными добавками. В ход шла и гречневая, и овсяная мука, из которых делали блины, оладьи и лепешки.
В качестве питья подавались фруктовые узвары, которые были не просто вкусными, но и полезными для здоровья, а также квас и кисель. Последний кардинально отличался от современного: его готовили из ферментированного зернового продукта, например, той же овсяной муки. Такой кисель удобнее было не пить, а есть ложкой. Среди напитков покрепче народ жаловал пиво, так называемое хлебное вино.
Одежда крестьянина 18 века
Одежда простого деревенского жителя была незамысловата, главным требованием к ней была защита от холода, а не модные изыски. Хотя во все времена женщины старались выглядеть привлекательно, даже если относились к самому низкому социальному сословию.
Наряд трудящихся женщин состоял из сарафана, нижней рубахи, душегрейки для холодного времени года и юбки – понёвы. Поверх такого туалета надевался зипун – полукафтан, зимой прикрываемый шубой или тулупом. На ногах красовались лапти, а у более зажиточных жителей – сапоги.
Мужское одеяние также включало несколько обязательных предметов. Крестьянин надевал рубашку, сверху – балахон и кафтан. Нижнюю часть тела покрывали порты, под которые зимой дополнительно поддевались теплые подштанники. Под лаптями обязательно находились онучи, представляющие собой специальную обмотку для ног. Голову венчала шапка-треух.
Скромная жизнь, нехитрое убранство в доме, тяжелый труд, простая еда и такая же одежда – главные особенности быта крестьян в 18 веке в России. Однако все эти сложности скрашивались праздниками, веселыми гуляниями, трогательными обычаями и духовной близостью между людьми из одной общины. Как ни странно, но современному обществу есть чему поучиться у далеких предков, не искушенных упрощающими жизнь технологиями.
Русский костюм до Петра I: зипун, шушун и душегрея
Белла Адцеева, РИА Новости.
Начало правления династии Романовых – XVII век – время переосмысления понятия красоты и признания человеческой индивидуальности. В этот период в России особенно ценили естественную красоту: ближе к последней четверти века начали отказываться от многослойных тяжелых исконно русских нарядов. Увлечение европейским искусством и этикетом, появление первых смельчаков, решившихся сбрить бороду еще до указа Петра, распространение идеи о необходимости «жить по достоинству», то есть заботиться не только о внутренней, но и о внешней стороне жизни – все это создало почву для петровских реформ начала XVIII века.
Традиционный русский стиль: роскошь и многослойность
В первой половине XVII века, при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, соблюдалась национально-охранительная тенденция, в том числе и во всем, что касалось внешнего вида: почти до конца столетия русские бояре и дворяне упорно отказывались от нововведений и европейских мод. На Руси старались следовать всем обычаям и параллельно с бурным развитием и ростом территорий сохранять национальную самостоятельность.
Если сравнивать домонгольский период и XVI – начало XVII века, можно отметить, что дворянские костюмы стали разнообразнее, в то время как одежда, которую носил простой народ, почти не изменилась. По количеству предметов одежды, надетых на человека одновременно, можно было определить принадлежность к тому или иному классу: чем многослойнее наряд, тем богаче хозяин, причем летняя жара такого правила не отменяла.
Общий вес женского костюма иногда достигал пятнадцати-двадцати килограммов, что сразу делало походку плавной и неторопливой – именно таким величественным был в то время женский идеал.
Красивой в тот период считалась длинная широкая одежда, иногда с разрезом посередине – такие костюмы называли «распашными». Носили также наряды, подчеркивающие талию. Пояса, откидные рукава, тюбетейки – все это осталось со времени татаро-монгольского ига. Наряды для бояр шили из дорогой ткани, которую чаще всего привозили из Турции, Италии, Англии, Византии, Голландии, Ирана. Особенно распространены среди знати были парча, бархат, атлас, тафта, кумач, сатынь, все – ярких цветов. Несмотря на богатство тканей и пестрые расцветки, их, как правило, украшали вышивкой, каменьями и жемчугом.
Узнайте из нашей анимированной иллюстрации, какую одежду носили в купеческой семье XVII века. Для корректной работы иллюстрации ваш браузер должен поддерживать HTML5-видео
Кафтан, зипун и пара порток
Основой мужского костюма были порты, или штаны. В начале 17 века они были узкие, чаще всего заправлялись в обувь и держались на шнурке. Зимой носили порты на меху, в остальное время знатные люди надевали две пары, причем верхние обычно были сшиты из сукна или из шелка.
Еще один обязательный предмет гардероба – рубаха. Дворяне носили ее в качестве нижней одежды, в то время как люди из народа надевали ее на улицу без зипуна (верхняя одежда) или кафтана. Обычно у рубахи имелся разрез – у ворота, спереди или сбоку. На шее прикреплялся воротник-«ожерелье», а на кисти рук – «запястье». Эти детали обычно были сделаны из дорогой ткани, расшиты и украшены. Рубаху было принято носить навыпуск – молодые люди подпоясывали ее на талии, а взрослые – чуть ниже, делая напуск над поясом.
Кафтан или ферязь носили дворяне, а шуба была почти у каждого, даже у крестьян. Шубу всегда шили мехом вовнутрь, даже если мех был дорогой, а снаружи обшивали тканью, делая меховыми лишь воротник и обшлага.
Сверху на рубаху надевали зипун – одежду длиной до колена, с поясом на талии, застегивалась она встык. К зипуну, как и к рубахе, прикрепляли воротник-«ожерелье», его рукава были узкими и ближе к кисти застегивались на пуговицы. Молодежь часто носила зипуны на улицу, хотя зипун считался домашней одеждой. Дворяне, выходя из дома, поверх зипуна надевали кафтан.
Существовало несколько разновидностей кафтана, общей оставалась лишь длина – ниже колена. Чаще всего встречалась длинная неприталенная модель, которая также застегивалась встык. На верхней части такого кафтана обычно было от шести до восьми петлиц, рукава были длинными, а к горловине крепился стоячий воротник, обильно украшенный вышивкой и камнями. Для дома существовал специальный домашний кафтан – длинный, с небольшим запахом, застегивавшийся на деревянные, металлические, а в богатых домах и на золотые пуговицы. Рукава у него также были длинными, часто их приходилось закатывать. Более удобным был кафтан с узкими рукавами до локтя, сшитый по фигуре – становой (от слова «стан»). Существовал также специальный кафтан для верховой езды – чуга, – для удобства у этой одежды были разрезы по бокам и короткие рукава. В XVII веке, с проникновением в Россию польских фасонов одежды, популярным стал и польский кафтан. Отрезной по талии, плотно сидящий на фигуре наверху и расклешенный книзу, кафтан имел длинные рукава, которые у плеча были очень широкими, а от локтя к кисти сильно сужались.
Поверх кафтана многие носили парадную одежду – ферязь. Ферязь доходила до икр, а иногда и до земли, и обычно была обшита мехом либо имела меховой воротник. Такая одежда была достаточно широкой и застегивалась на одну верхнюю пуговицу. Ферязь шили из темно-синего, темно-зеленого и коричневого сукна, иногда использовали золотую парчу и атлас.
Если кафтан или ферязь носили дворяне, то шуба была практически у каждого – даже у крестьян. Шубу в России всегда шили мехом вовнутрь, даже если мех был дорогой, а снаружи обшивали тканью, делая меховыми лишь воротник и обшлага. Длина шубы доходила до земли, рукава были широкими и очень длинными. Крестьяне носили шубу на заячьем или овечьем меху, а у бояр популярными были соболиный, песцовый, куний и лисий меха.