Во что обычно играют во дворе
13 игр, в которые можно поиграть с детьми во дворе летом
Во что поиграть летом во дворе с детьми? Чем занять малышей, кроме песочницы? Как подростков оторвать от телефонов и «выгнать их на улицу»? Современные родители в больших городах озадачены: дети не играют во дворах, не умеют взаимодействовать друг с другом в свободное время без гаджетов и привыкли к планированию своего времени родителями. Во что поиграть детям во дворах летом? Вместе с Interfax.by предлагаем вспомнить самые интересные и простые детские дворовые игры.
Земля-вода-огонь-воздух
Веселая забытая игра с мячом, развивающая как физическую координацию, так и ум. Дети становятся в круг, ведущий с мячом находится внутри круга. Называя, одно из трех слов – земля, воздух или вода – он бросает мяч любому игроку. Тот, в свою очередь, поймав мяч, обязан тут же назвать кого-то из обитателей этих стихий.
Если игрок затрудняется с ответом, он возвращает мяч водящему, говоря слово «огонь». В этом случае ведущий сам должен назвать слово. Если и он не не может этого сделать, то меняется местами с игроком, которому только что бросал мяч.
Важно: слова не должны повторяться. В каждом следующем раунде игроки должны называть новые названия животных.
Море волнуется раз…
Игра, способная увлечь и малышей и школьников. Ведущий произносит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри» – и все игроки замирают в чудаковатых позах, изображая животных или других существ.
Фигуры должны быть обязательно интересными. Победителем становится тот, кто изобразит самую смешную или похожую на оригинал фигуру. Именно он становится на место ведущего в следующем раунде игры.
Игроки могут договориться и изображать, например, только лесных обитателей, или морских, или домашних питомцев.
Хали-хало
Веселая игра, которая может вызвать восторг и у подрастающего поколения и у скучающих взрослых. Ведущий, держа в руках мяч, загадывает слово, объясняет игрокам, к какой категории оно относится (одежда, еда, животные и т.д.), и называет его первую и последние буквы. Игроки пытаются отгадать загаданное слово. Как только правильный ответ прозвучал, ведущий подкидывает мяч вверх со словами «хали-хало» и быстро убегает. Угадавший ловит мяч и кричит «стоп!».
Дальше начинается самое интересное. Угадавший слово должен отгадать расстояние до ведущего. Но не в метрах, а в «гигантах» (самые огромные шаги-прыжки, которые только можно сделать), «лилипутах» (шаги от стопы к стопе), «зонтиках» (кружки вокруг себя на одной ноге), «утках» (шаги вприсядку») или «верблюдах» (дойти можно туда, куда доплюнул). Можно придумать свои шаги.
Игрок делает названные шаги до ведущего и пытается с того расстояния, на котором оказывается, забросить мяч в кольцо из его рук. Получилось? Угадавший выиграл и становится ведущим. Нет? Ведущий загадывает следующее слово.
Балда
Для этой игры нужны мяч, стена и несколько игроков. Необходимо бросать мячом в стену и его по очереди перепрыгивать. Сперва нужно перепрыгнуть мяч, не дав ему удариться о землю, потом – после того, как он дотронется до земли один раз, после – два раза.
Таким же образом ловится отскочивший от стенки мяч после хлопков руками: один – два – три хлопка.
Старшие дети, играя в «Балду», могут добавлять к ней также ответы на вопросы при каждом броске мяча.
Тот, кто не справляется с заданием, получает букву «Б» – первую от слова «балда». Проигравшим считается тот, кто первым соберет все слово целиком.
Резиночки
Игра, в которую больше всего любили играть девочки, но которая может быть не менее интересна и мальчишкам. Особенно, если задания сделать усложненными.
В резиночки можно играть втроем (двое держат резинку не разных уровнях, один прыгает, а когда сбивается – меняет стоящего) или командами. Уровней игры может быть минимум семь: на первом резинка располагается на уровне щиколоток держащих, на втором – на уровне колен, и так поднимается до седьмого – на уровне ушей.
Выполняемые упражнения также могут отличаться. Перепрыгивать резинку можно двумя ногами и одной, наступая на один край резинки или оба, а также оборачиваясь вокруг своей оси во время прыжка. Родители наверняка вспомнят и такие упражнения как «платочек», «конвертик», «кораблик», «бантик» и «ступеньки».
Гуси-лебеди
Игра, от которой будут в восторге в первую очередь дошкольники. Если на площадке собралась целая «команда», предложите им побегать.
Напоминаем правила. Ведущий (как правило, взрослый) говорит «гуси-гуси», дети, выстроившиеся вдоль стены, забора или просто одной линии, отвечают «га-га-га». «Есть хотите?» – «Да-да-да». «Ну, летите!» – «Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой». «Ну летите как хотите, только крылья берегите!».
После этого дети пытаются перебежать на вторую сторону площадки или ко второй очерченной линии. А задача ведущего – поймать кого-то из них. Тот, кого поймали, присоединяется к ведущему, и в следующем раунде ловит остальных участников. Последний оставшийся «гусь» объявляется победителем.
Вышибала
Вынесете компании детей из дома мяч – и вы найдете с десяток игр, которые их восхитят. Из самых простых – вышибала. Двое игроков становятся друг напротив друга, остальные участники – в центре между ними. Задача «крайних» игроков – мячом выбить из центра участников. Если игрок словил летящий в него мяч, он остается в игре.
Когда между бросающими остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если это удалось – он становится победителем.
Можно играть в вышибалы и по другим правилам: игрок, в которого попал мяч, может сразу занимать место бросающего, а тот становится в центр.
Простые прятки или палочка-выручалочка
Дети обожают прятаться. И даже игра в обычные прятки, предложенная взрослыми на площадке, их воодушевит. А можно ведь не только прятаться и находить друг друга, но и поиграть в слегка усложненный вариант этой игры – «палочка-выручалочка».
Для этого ведущий (тот, который будет искать), должен положить рядом с собой длинный прутик или палочку. После того, как он досчитает до 30 или 50 и скажет «раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват», он идет искать. Однако мало просто обнаружить спрятавшегося. Надо еще успеть первым добежать до места с палочкой и постучать ей по дереву, прокричать «Стуки-стуки, Ваня» (например). Если Ваня, которого нашли, первый добежит до палочки, и постучит ей со словами «Стуки-стуки, выручен!», он считается спасенным.
Тот, кого застукали первым и кто не успел раньше ведущего добежать до палочки-выручалочки, становится ведущим в следующей игре.
Десяточка
Игра состоит из 10 раундов (10 классов) и экзамена. Игроки по очереди бьют мяч о стену и отбивают его разными способами.
В качестве экзамена игрок должен по одному разу повторить элемент каждого упражнения, но при этом не разговаривать и не смеяться. Ошибся? Уступаешь место следующему и ждешь своей очереди, чтобы начать с того места, на котором остановился.
Пианино
Более пассивная, но при этом веселая дворовая игра. Игроки садятся в ряд на скамеечку и складывают ладони на колени соседям. У игроков, сидящих по краям, одна из ладоней лежит на собственном колене.
Игроки начинают хлопать поочередно ладонями по коленям справа налево и слева направо. Темп хлопков увеличивается, а тот, кто ошибся – невовремя хлопнул соседа, совершил фальстарт или сбил темп, выбывает. Победитель – игрок, оставшийся последним.
Игра в слова, или «я знаю пять имен…»
Играть в слова можно не только в длинной нудной очереди, подбирая слова на последнюю букву названного ранее, но и на улице – весело и с мячом.
«Я знаю пять имен мальчиков!» – кричит игрок и набивает мяч пять раз, называя эти имена. Потом идут цветы, реки, города, животные… Сбился? Ход переходит к сопернику. К слову, эта простая, на первый взгляд, игра прекрасно развивает координацию и память.
Зайцы и морковка
Игра, от которой малыши будут в восторге. Один из игроков становится «огородным пугалом». Лучше, если это будет сначала взрослый. Вокруг него чертят круг (огород), в который кладут игрушки или палочки. Это – морковки. Игроки, дети – зайцы. Их задача – пробраться в огород и стащить морковки под носом у пугала. Тот, в свою очередь, должен поймать зайчиков. Но делать это он может только в пределах круга.
Тише едешь – дальше будешь
Определяются линии старта и финиша. На финише спиной к участникам стоит ведущий. Те ожидают его команды на старте.
Ведущий начинает говорить «тише едешь – дальше будешь». Он может говорить это медленно, а может быстро. Пока он произносит эту фразу, игроки должны изо всех ног бежать к нему, чтобы успеть дотронуться до ведущего. Но как только ведущий заканчивает произносить фразу «тише едешь – дальше будешь» и говорит «стоп», все обязаны замереть. Шевельнулся после остановки игры – выбываешь.
Энциклопедия забытых детских дворовых игр
Энциклопедия предназначена в первую очередь для школьников, интересующихся физкультурой и спортом, их родителей и учителей, а также для тех, кто ностальгирует по временам СССР, кто с радостью бы вспомнил, как здорово все-таки было играть во дворах в то родное, советское время!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия забытых детских дворовых игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
«Прятки» — самая простая и увлекательная игра без мяча.
Играли в нее любое время года и практически в любом месте (двор, дом, школа — где угодно). Встречается, что и по сей день, современная молодежь с удовольствием в нее играет.
Источник иллюстрации: https://dropi.ru/posts/zhizn-v-r-dvorovye-igry-nashego-detstva
В разных районах стран бывшего СССР игру называли по-разному. Например, в большинстве городов Сибири, ее называли «Тукита» или «Тук-и-та».
■ Начинается игра с определения того, кто будет «водить». Для этого можно использовать любые считалки или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (в этом случае, он и «водит»). «Водящий» становится лицом к стене (дереву/столбу/забору), закрывает глаза и начинает громко считать до 50. За это время все прячутся, но не выходя за границы оговоренной территории.
■ Когда счет заканчивается, «водящий» кричит:
Кто не спрятался — я не виноват!»
■ Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда он заметил кого-то — бежит обратно к стене/дереву/столбу/забору, у которого был отсчет, стучит по поверхности и громко кричит:
«Стук–стук за себя, пара-выра за себя»
Задача «водящего» — всех «застукать», задача спрятавшихся — вовремя заметить, что «водящий» отвлекся-отвернулся, и попытаться добежать до точки отсчета первым. Тот, кто успевает раньше «водящего» — считается «незастуканным» и ждет, пока найдут остальных. Кого «застукали» первым — становится «водящим» в следующей игре.
Те, кого уже «застукали», иногда развлекались и помогали оставшимся в укрытиях, громко крича:
«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор».
— это означает, что сейчас неудачный момент для того, чтобы попытаться выскочить и «застукаться».
«Пила–пила, лети как стрела».
— это означало, что «водящий» ушел далеко в сторону и спрятавшийся может успеть «застукаться», если прямо сейчас выбежит из укрытия.
Конечно же, иногда эти присказки, наоборот, мешали игрокам (некоторые специально кричали не то, что нужно и «подставляли» ничего не подозревающих игроков в укрытиях). Иногда мешали и «водящему» (перед началом игры прятавшиеся специально договоривались не слушать подсказки, а путать ими «водящего»).
Так что игра хоть и простая, но даже в ней возможны различные ухищрения, чтобы играть было еще веселее и интереснее!
Источник иллюстрации: http://wowfacts.buzz/articles/113/2
■ Поиск учит целеустремленности и пробуждает любопытство;
■ Целостное восприятие и понимание времени;
■ Эта игра не только тренирует умственные способности, но и помогает адаптироваться к общественной жизни, готовит его к самостоятельности.
«Жмурки» — это малоподвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Проводится на улице или в большом помещении.
Источник иллюстрации: http://igra300.ru/igra-zhmurki/
Эта игра особенно интересна тогда, когда в ней участвуют не меньше 15–20 чел. Играющие должны знать друг друга по имени, иначе забава не получится.
В народе известны и другие названия «Жмурок»: «Фантомас» или «Слепой кот».
Есть несколько вариантов «Жмурок» — обычные и в хороводе.
1 вариант. «Жмурки обычные»
■ С помощью считалки или по жребию выбирается «водящий».
■ Игроки завязывают «водящему» глаза плотной повязкой (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и «рассыпаются» в стороны.
■ «Жмурка» должен поймать и опознать игрока. Если «водящий» угадал — пойманный игрок становится «Жмуркой».
Источник иллюстрации: https://myrussia.life/9814-fotografii-r-kotorye-ja-vizhu-vpervye-fotoreportazh-nomer-37.html/gallery-5705028/
2 вариант. «Жмурки в хороводе»
■ Все становятся в круг и, двигаясь по кругу, поют знакомую всем песню.
В центре круга стоит «Жмурка» с завязанными глазами, с палочкой или веточкой в руке.
■ Когда заканчивается припев песни или куплет, «Жмурка» командует: «Стоп», — и одновременно касается палочкой одного из играющих. Весь хоровод замолкает, а тот, кого коснулся «водящий», продолжает петь.
Тот, на кого показал «водящий», имеет право изменить свой голос — сделать его более резким или, наоборот, заглушить.
■ «Водящий» должен узнать по голосу, кто поет: если имя игрока угадано верно, то они меняются ролями. Если он ошибся, то остается «Жмуркой», а хоровод начинает новую песню или продолжает прерванную.
■ Если «Жмурка» трижды не угадывает остановленных игроков — он снимает повязку, выполняет штрафное задание и становится в общий хоровод. После этого, любой игрок может занять его место.
■ Умение работать в команде;
В некоторых городах «Юрта» называлась «Землемером».
Источник иллюстрации: https://www.kraskompas.ru/nash-gorod/istoriya/istoricheskie-zametki/item/1305-iz-vospominanij-gumera-enikeeva-o-krasnoyarske-1950–1970-e-gody.html
■ На грунте, обычно с большим количеством гальки, очерчивается круг диаметром полметра, называемый «Дом».
■ Игроки поочередно пытаются воткнуть в «Дом» Юрту — заостренную железяку, изготовленную из ножа, большого гвоздя, напильника или, даже, кинжала (кто как может, так и изготавливает).
■ Постепенно, выявляется единственный проигравший, называемый «заваженный башмак», у которого Юрта чаще других «не втыкалась» в землю. В наказание, ему предстояло «отваживаться».
■ Для этого, первый выигравший делает три больших шага от «Дома» и, уже в этом месте, пытается воткнуть Юрту. Если получилось, отдаляется еще на три шага и так далее, пока Юрта не завалится набок.
■ Далее, все остальные, таким же образом, последовательными тремя шагами удаляются от «Дома» и, в конце концов, когда последнего из них постигает неудача, ставят на земле крест.
■ От этого креста и предстоит заваженному скакать на одной ноге до «Дома» под улюлюканье выигравших.
К сожалению, постепенно мода на «Юрту» исчезала из-за двух факторов прогресса: во-первых, увеличивались площади, покрытые асфальтом, в связи с чем, возникла вторая причина угасания популярности этой игры — ребята изобретали новые конструкции Юрты (из маленького трехгранного напильника с тончайшим цилиндрическим жалом диаметром около 2 мм), практически исключавшим падение Юрты, в гомогенный, обычно размягченный, асфальт.
В играх с большим количеством ребят постарше, проигравших заводили на несколько километров от «Дома». Такое большое расстояние многим было не пропрыгать и это считалось уже перебором. В таких случаях проигравшего могли отпустить без наказания, даже не смотря на то, что некоторых игроков могли недолюбливать. При старых условиях игры такое этичное отношение никогда не наблюдалось.
Все это больше и больше сподвигало ребят в эту игру не играть.
Так что причина отказа от «Юрты», на удивление, была отнюдь не в приобщении к цивилизованности, а в постепенном вырождении самой игры.
Еще одна игра детства — «Биточки» или «Битки».
Источник иллюстрации: http://mx.ymorno.ru/showthread.php?t=50064
■ У каждого в кармане была «Бита» (представляла собой кусочек железа или свинца плоской круглой формы в виде диска) и куча «железок».
«Железки» делали из сплющенных крышек лимонадных или пивных бутылок. Реальной ценности железки не имели, но в игре они являлись платежным эквивалентом.
■ «Железки» ставили столбиком на кон.
■ По жребию выбирали того, кто первым ударял своей битой по «Железкам».
■ Те «Железки», которые после удара переворачивались, становились добычей ударявшего.
■ Потом процедура повторялась.
Игра продолжалась до тех пор, пока «Железки» не заканчивались.
Весьма оригинальной была игра в «Чижика» — усложненный вариант «Битков».
Источник иллюстрации: https://www.mybryansk.ru/articles/id-9-shkolnye-i-dvorovye-igry-bryanska-starye-no-ne-zabytye-chast-2
Вариаций игры существует множество. Но одинаков всегда инвентарь: для игры нужна бита и маленькая палочка, которая и называется «чиж» или, ласково, «чижик».
■ На краю игрового поля выкапывается лунка, или ставится камень либо кирпич, чтобы на край можно было положить «чиж». Глубина лунки обычно маленькая, дабы можно было битой подкинуть «чижа» в игровое поле.
■ Вокруг лунки очерчивают круг или квадрат (сторона примерно в биту длиной). Очерченное место называется «базой», «городком», «коном» или «домом».
■ Битой, опустив ее в ямку под «чижа», «водящий» подкидывает его вверх и тут же бьет как можно сильнее, чтобы палочка улетела подальше.
■ Второй игрок пытается отбить или поймать палочку, и если это удается, то ему засчитывается определённая сумма очков, и он становится «водящим».
■ После этого второй игрок бросает «чижа» в «дом», а «водящий» отбивает.
■ Если попадание в «дом» удалось — начисляются очки и меняются «водящие». А если «чиж» был отбит битой — измеряется расстояние, которое он пролетел, и по количеству бит считаются очки.
Игра ведётся до оговоренной суммы очков.
Игра считается сложной, имеет несколько фаз, и не хуже современного гольфа или крикета, причем она может быть достаточно чинной.
К сожалению, и эта игра исчезла достаточно быстро в процессе саморазвития.
Виной оказалось эволюция биты: ее стали изготовлять все более изощренной и, в частности, настолько широкой, что забрасывающий вручную противник оказался неконкурентоспособным.
Ограничить ширину биты законодательно ребятам не удалось. В результате игра прекратила свое существование.
Через скакалку обычно прыгали без особого азарта и, в основном, вместе с девочками.
Источник иллюстрации: https://a-dedushkin.livejournal.com/1358906.html
■ Двое крутят массивную веревку-скакалку.
■ Остальные, по очереди или все вместе, вбегают, подпрыгивая, стараясь оказаться поближе к ее центру.
■ Пока игрок прыгал, он имел право давать команду на изменение скорости вращения: «болото» — медленно, «вода» — чуть быстрее, «огонь» — еще быстрее, «пожар» — максимально быстро.
■ Если вращение прерывается по вине игрока — он менялся с тем, кто крутит.
Но, по неизвестной причине, веревки постепенно стали увеличиваться в длине, так что прыгать стало неинтересно. Мода на скакалку, к сожалению, постепенно угасла.
■ Способность к работе в команде;
■ Учит достойно проигрывать.
«Резиночки» — это игра, которая схожа со скакалкой, но правила в ней несколько сложнее.
Источник иллюстрации: https://detstrana.ru/service/games/rezinochki-0/
Прыгали везде: во дворе, на площадках, в школьных коридорах, дома. Играть можно было одному, вдвоём или большой компанией.
Существует несколько уровней и список выполняемых упражнений.
Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка.
Идеальное количество играющих — 3–4 человека.
■ Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ»
■ Прыгая определенным образом с резиночкой, находящейся то на уровне щиколоток, то выше — на поясе или у шеи, нужно не допускать ошибок в выполнении «па», чтобы не уступить место на «игровом поле» сопернику.
■ Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку.
Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
■ Учит достойно проигрывать;
■ Учит прыгать выше всех;
■ Учит дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы
Игра только кажется простой! На самом деле, ее можно усложнять и усложнять.
Например, вводом определенных комбинаций пряжков:
Источник иллюстрации: https://ladyspecial.ru/more/interesno/kak-igrat-v-rezinochku
Помимо комбинаций пряжков, была еще целая сеть уровней, как резиночку держать!
— резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня);
— резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
— резиночка на уровне бедер (как–то умудрялись);
— резиночка на талии (почти никому не удавалось).
На каждом уровне нужно было выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.
Игра считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. Хотя в советское время асы этой игры встречались и среди ребят.
Источник иллюстрации: https://pronto-costo.info/kak-igrat-v-rezinochku/
Зачастую, «резиночку» изготавливали из резинок из нижнего белья. Из–за товарного дефицита, изготовление нового атрибута игры было затруднительно.
Источник иллюстрации: https://tehnar-ru.livejournal.com/1651503.html
Еще одна игра без мяча — это «Лямка».
Источник иллюстрации: https://limon.kg/news:69793
В начале ее делали в виде маленького упругого шарика–мячика из резины или смолы, затем его усовершенствовали и стали приделывать к нему мех или шерсть (наподобие современных воланов для бадминтона), и, наконец, завершила эволюцию конструкция из свинцовой картечины с кусочком длинношерстного меха овцы.
■ Игра сама по себе простая: кто большее количество раз подбросит лямку ногой, не допуская падения на землю — тот и победил.
Усовершенствованную лямку легко пинать без перерыва, особенно, если снабдить обувь со стороны лодыжки специальной кожаной накладкой. Но все же находились фанаты, которые занимались этим делом часами.
Некоторые для игры в лямку шили специальные штаны с подшивными заплатами из кожи для гарантированного отсутствия складок в необходимых местах.
В разных местах «Лямка» называлась по-разному:
— Во Фрунзе (Крым) «Лямка» называлась «Лянгой» и делалась из медного пятака и клочка шерсти, срезанной с хвоста какого–нибудь Полкана. Более упрощенный вариант — волан, изготовленный из листьев кустарника или тряпочек.
— На Украине (в частности, в Одессе) эта игра называлась «Маялка». Предмет делался из куска носка, заполненного наполовину сухой кукурузой.
— Особенно популярна «Лямка» была в Средней Азии, где она также называлась «Лянга».
Суть игры везде была одинаковой.
Интересно, что «Лямка» сама по себе обладала определённой ценностью — её можно было продать или поменять на что-то равнозначное.
В советское время игра была настолько популярна (особенно весной), что являлась серьёзным препятствием учебному процессу в школах, в связи с чем в школах, например, Средней Азии и Казахстана игра не приветствовалась. Учителями и врачами муссировалась теория о том, что игра в «Лямку» вызывает паховую грыжу…
Иногда злоупотребление этим спортом действительно приводило к заметному искривлению костей ног. В конце концов, пинать лямки (иногда по тысяче и более раз) стало признаком дегенеративности.
Однако, в истории с «Лямкой» вскоре случилось тоже самое, что и с предыдущими играми: эволюция конструкции лямки привела к полной утрате интереса к ней.
Игра напоминает «Юрту», но «Ножичек» — более усложненный вариант.
Источник иллюстрации: https://bigpicture.ru/?p=508580
■ На чистой от травы и притоптанной земле чертится круг.
■ Круг расчерчивается на равные сектора по количеству участников (если играют двое, то круг, соответственно, делится ровно посередине).
■ Каждый участник встает в свой сектор.
■ Если сектор игрока в результате враждебных захватов уменьшится на столько, что он не сможет в нем стоять хотя бы одной ногой, игрок выбывает.
Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы.
Существует множество версий игры в «Ножички» под разными названиями: «Земля», «Города», «Скамейки», «Бабки–дедки», «Танчики», «Кораблики», «Футбол», «Морской бой».
Ножик можно было втыкать в землю, песок и даже в деревянную скамейку.
Источник иллюстрации: https://chelovechki.net/igry-dlia-ulicy-2/
■ Умение обращаться с холодным оружием;
Эта «империалистическая» игра пользовалась большой популярностью. В определенное время даже был целый культ ножичков (в то время было большим счастьем — иметь маленький складной нож).
Самые распространённые советские складные ножи, которыми играли:
Источник иллюстрации: https://tehnar-ru.livejournal.com/1651503.html
Это вторая по популярности игра на школьных переменах, после «Резиночек».
Источник иллюстрации: https://chelovechki.net/igry-dlia-ulicy-2/
В эту игру мальчики любили играть не меньше девочек.
■ Используется бельевая резинка, связанная в кольцо.
■ Участники игры растягивают резинку и делают пасы руками (можно прижимать резинку ногами), выкрикивая:
«О–лим–пи–а–да! Мамина помада, папины трусы, раз, два, три!»
■ Надо создать при помощи резинки что-то вроде паутины (см. рисунок).
■ Третий игрок должен пробраться через эту паутину, не зацепив резинку.
Забавная игра на ловкость и сообразительность.
Источник иллюстрации: https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-v-podgotovitelnoy-gruppe-2886743.html
■ Все игроки становятся у одной условной линии (например стены) — очень удобно, например, было играть в беседках в детском саду.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!»
«Ну летите как хотите,
Только крылья берегите!»
■ После этого вся команда перебегает за вторую условную линию (или к другой стене беседки), находящуюся на определенном расстоянии от первой.
■ «Водящий» пытается поймать (не коснуться, а именно схватить и удержать) какого-нибудь игрока или даже двух.
■ Тот, кого поймали, присоединяется к «водящему», и все повторяется сначала, но ловят уже два игрока.
■ Игра продолжается до тех пор, пока непойманным останется один «гусь» — этот игрок и считается выигравшим.
Источник иллюстрации: https://luckclub.ru/igra-gusi-lebedi-pravila-igry-gusi-lebedi-detskij-sad-starshaya-gruppa
Для тех, кто еще пока не дорос до игр на деньги, была игра «Картинки» (или «Фантики»).
Источник иллюстрации: https://mignews.com.ua/foto/kadry_iz_zhizni/3341816.html
«Фантики» — азартная советская игра, в которой использовались обертки от конфет, обертки и наклейки от жвачек (высшая валюта), писчие перья.
1 вариант. «В кулаке»
Максимально упрощенный вариант.
■ В «Фантики» чаще всего играли попарно в школе в «Чет-нечет».
■ Набирались фантики в кулаки и прятались.
■ Для выигрыша нужно было угадать четность или нечетность количества фантиков в кулаке соперника.
2 вариант. «Удары ладонью»
■ Бросались фантики, специальным способом: фантик кладется на открытую вверх ладонь.
■ Ладонь резко ударяется пальцами о край поверхности.
■ Побеждает тот, чей фантик в результате удара оказался над фантиком соперника.
■ Награда победителю — выигранные фантики.
Источник иллюстрации: https://limon.kg/news:69793
И здесь не обошлось без эволюции, но совершенно по другим причинам. В процессе игр, фантики быстро ветшали, изнашиваясь до дыр.
Кроме того, многие предприимчивые владельцы стали их разрывать пополам, делая из одного два, а прозрачные фантики («масленки») быстро, под влиянием потных рук, теряли свой окрас, чем владельцы также пользовались, выставляя на кон вместо фантиков разнообразные фальшивки.
Некоторые называли эту игру «Пёрышки».
Источник иллюстрации: https://naturopiya.com/art-terapiya/raskraski/raskraski-pero-i-krylya-obretaem-legkost.html
Играли «под перья» в игру «Джик–бык», в основном, в школе на столах и подоконниках.
■ Для того, чтобы выиграть, нужно своим пером дважды перевернуть перо соперника: одним движением в положение «джик» и далее, в случае удачи, другим движением назад в положение «бык».
Но и тут нашлись умельцы, которые стали разными способами деформировать перья так, чтобы их переворот оказался затруднителен.
Но общество не менее энергично училось бороться с недобросовестностью.
Перья на игру стали приниматься без заметных деформаций. Тем, кто играл нечестно, всю выигранную казну не проигрываемых подломанных перьев, приходилось ремонтировать дома, придавая им исходную форму.
■ Формирование правильного носового дыхания;
■ Укрепление мышц рта.
«Охлопок» также, как и «Джик-бык» игрался с использованием перьев, но здесь правила игры несколько другие.
Источник иллюстрации: https://snovenie.ru/kak-postavit-rebenky-zvyk-r-v-domashnih-ysloviiah.html
Эта детская игра на поддувание может стать подспорьем в логопедии и развитии речевого дыхания.
Для игры необходим охлопок: пёрышко, лёгкая бумажка или кусочек ваты.
■ Участники становятся в круг, подбрасывают охлопок вверх и начинают по очереди дуть на него. Получается такая разновидность пляжного волейбола с охлопком вместо мяча.
Цель игры — поддерживать охлопок как можно дольше в воздухе и не дать ему упасть. Чтобы не допустить этого, необходимо быстро перемещаться и дуть то сильно, то слабее, посылая охлопок противникам. Пока противники стараются «отразить атаку», можно немного отдохнуть и набрать воздуха. Касаться руками охлопка запрещается.
2 вариант (когда игроков немного: от 2 до 4).
■ В этом случае охлопок кладётся на стол.
■ Игроки рассаживаются вокруг стола.
■ Задача играющих — сдуть охлопок со стола на сторону противника. Руки при этом нужно держать под столом.
Источник иллюстрации: https://mamamozhetvse.ru/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-rechevogo-dyxaniya.html
■ Формирование правильного носового дыхания;
■ Укрепление мышц рта;
Игра для тех, кто любит прятать что-то ценное.
Источник иллюстрации: https://stende.ru/igry-nashego-detstva-detskie-igry-vremen-r.html
■ Здесь правила игры супер-простые: просто закапывать в земле ценные секретные клады, спрятанные в бутылку, банку или коробку.
■ Складывались туда: конфетные обертки, фольга, цветочные лепестки и листья, ягоды рябины, кусочки пластмассы и прочая очень важная и нужная детская дребедень.
■ Потом все это великолепие торжественно закрывалось осколком стекла и засыпалось землей.
■ Через какое-то время «клад» раскапывался. Когда именно — значения не имело. Через несколько дней, месяцев или даже через несколько лет.
Ямка всегда выкапывалась с радостным нетерпением. Это было настоящее счастье у детей.
Самым главным было запомнить место захоронения «клада», чтобы через некоторое время выкопать «секретик» с таким трепетом и восторгом, будто это самое настоящее сокровище.
Очень горько становилось, если клада на месте не оказывалось.
Причиной могла быть не только плохая память, но и то, что мальчишки-проказники могли выследить тайники и провести несанкционированные раскопки.
Поэтому обычно «секретики» доверяли только самым близким, родным или друзьям.
Источник иллюстрации: http://www.bibo.kz/dlia-mozga/853069-ya-govoryu-synovyam-chto-u-menya-v-detstve-byli-preimuschestva-kotoryh-.html
Старая, проверенная временем, детская игра в «Испорченный телефон»