Во что инвестирует государство в россии
Госполитика против будущего: как Минфин и Центробанк жертвуют инвестициями ради макроэкономической стабильности
Уоррен Баффет как-то заметил: «Самое лучшее время инвестировать — несколько лет назад. Второй лучший вариант — сегодня. Чем раньше вы начнете инвестировать, тем лучше». Что бы он ни имел в виду изначально, сложно сказать лучше про ситуацию в нашей экономике прямо сейчас.
Инвестирование в целом — это приобретение каких-либо активов с целью получения прибыли в будущем. Это справедливо в принципе для всех субъектов. Например, для физических лиц, осуществляющих вложения свободных денежных средств (сбережений) на банковские депозиты или в ценные бумаги с целью накопления на какие-либо покупки или на старость. Бизнес готов инвестировать собственные и заемные средства при их наличии и при наличии хорошей инвестиционной возможности, позволяющей заработать больше, чем изначально вкладывалось. Государство инвестирует — или, так скажем, должно инвестировать — собственные средства (из доходов бюджета) либо же заемные, для обеспечения будущих поступлений в бюджет, которые не только позволят ему выполнять все ранее взятые обязательства, но и со временем их расширять.
Ключевой момент состоит в том, что за счет инвестиций, осуществляемых сегодня, мы обеспечиваем себе будущее. Получается ли у нас сейчас это делать? Похоже, что не очень. Темпы роста инвестиций у нас в целом устойчиво замедляются, снизившись в несколько раз не только по сравнению с уровнем 2000-х годов, когда наблюдался их быстрый рост, но и по сравнению с началом 2010-х. За период с 2015 по 2019 год они составили в среднем всего 0,2% в год, то есть темпы роста явно не превышали уровня статистической погрешности (расчет автора на основе данных Росстата). Доля инвестиций в ВВП также остается довольно низкой — по итогам 2019 года она оказалась на уровне 20,6%. Это был бы неплохой показатель для ведущих развитых стран, но крайне низкий для страны, которой необходимо поддерживать высокие темпы роста экономики, хотя бы на уровне среднемировых.
Означает это в итоге одно: о будущем мы серьезно не думаем. И первичный импульс, следует сказать, здесь исходит со стороны государства. Например, в рамках бюджетной политики четко прослеживается, что инвестиции не являются для бюджета приоритетом. Так, в принятых Основных направлениях налоговой, бюджетной и тарифно-таможенной политики на 2020-2022 год роста инвестиций со стороны государства за этот период не предполагалось. И расходы бюджета в целом по итогам 2022 года должны были бы остаться практически на уровне 2019 года (16,9% ВВП по сравнению с 16,8%, см. стр. 52 документа), и, в частности, расходы на национальную экономику к 2022 году должны были сохраниться на уровне 2019 года, то есть 2,5% ВВП (расчеты автора на основе данных на стр. 56-57). Пандемия многое изменила, но неизменным осталось одно — стремление всеми силами свести бюджет к профициту. А это означает как минимум отказ от расширения инвестиций, хотя и о сокращении уже заложенных сумм тоже заходит речь.
Банк России также предпочитает лишь наблюдать за ситуацией с инвестициями со стороны, отказываясь играть значимую роль в этом процессе. Во-первых, это хорошо прослеживается в рамках формулируемых целей денежно-кредитной политики. Банк России в своих документах четко указывает, что его денежно-кредитная политика нацелена на поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. Что же касается инвестиций, то предполагается лишь, что при ценовой стабильности компаниям проще осуществлять финансовое и инвестиционное планирование. Это по сути и есть ожидаемый со стороны ЦБ вклад его денежно-кредитной политики «в решение общей задачи экономической политики на текущем этапе — в ускорение темпов экономического роста на основе увеличения инвестиций» (именно так определяется этот вклад в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, стр. 6).
Но еще интереснее второе обстоятельство. Оно состоит в том, что Банк России не просто действует в соответствии со специфически поставленной целью. Здесь скорее другое — ЦБ очень своеобразно понимает роль своих решений для экономики, что и влечет за собой множество проблем. Вот характерный пример из того же ранее упомянутого документа с основными направлениями ДКП: «Изменение рыночных процентных ставок, которое приводит к увеличению или снижению спроса на новые заемные средства со стороны фирм, отражается также на динамике инвестиционного спроса. В России этот эффект, по оценкам Банка России, имеет меньший количественный эффект по сравнению с влиянием на потребительский спрос. Во многом это связано с преобладающей долей собственных средств при финансировании инвестиций в российской экономике» (см. стр. 97 документа).
Этот маленький фрагмент очень ярко иллюстрирует общую суть денежно-кредитной политики Банка России: с его точки зрения, снижение процентных ставок слабо поможет инвестициям, потому что они осуществляются компаниями в основном за счет собственных средств. Хотя вполне логично задаться другим вопросом: а не является ли то, что инвестиции осуществляются в основном за счет собственных средств, как раз следствием недоступности заемного финансирования, и в том числе по причине высоких процентных ставок и других особенностей политики ЦБ, влияющих на условия кредитования?
Вывод же, который делает Банк России, отражает взятую им на себя пассивную роль во всех экономических процессах, кроме контроля за динамикой цен. Но преследование низких темпов инфляции за счет лишения экономики будущего — вряд ли хорошая стратегия.
Инвестиции за счет собственных средств компаний не способны обеспечить устойчивый экономический рост практически ни при каких условиях. Это прописные истины, которые отражаются в функциях, которые должна выполнять нормальная финансовая система. Во-первых, прибыли отдельных компаний просто не будет достаточно для осуществления необходимых инвестиций в крупные проекты. Во-вторых, даже если у каких-то компаний и появляются крупные объемы средств, то вкладывая все средства в один проект, они бы плохо диверсифицировали свои риски, что подрывало бы их дальнейшую устойчивость. В-третьих, экономический рост во многом зависит от появления и развития новых компаний, у которых нет никакой прибыли, причем зачастую на протяжении нескольких лет. И этот перечень можно продолжать.
То, что происходило и происходит в России, вполне соответствует общей логике и истории экономики: не хватает привлеченных средств — нет и инвестиций, а, соответственно, и роста. Например, в середине 2000-х годов, с 2002 по 2007 год, доля собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал составляла в среднем 43,2%, имея четкую тенденцию к снижению. В это время инвестиции росли в среднем на 13,8% в год, а ВВП — более чем на 7,0% в год, причем по обоим показателям наблюдалась повышательная тенденция. В период же с 2015 по 2019 год мы имеем совершенно обратную ситуацию: доля собственных средств в структуре источников инвестиций растет и в среднем за этот период составила 52,5%, инвестиции же в основной капитал, как уже было отмечено, росли лишь на 0,2%, а ВВП — на 0,8% в год.
При этом ситуация усугубляется: по итогам I квартала 2020 года доля собственных средств среди источников финансирования инвестиций подскочила до 65,1%, что означает, что компании смогли финансировать инвестиции заемными средствами фактически лишь на треть (данные из доклада «Социально-экономическое положение России — 2020 г.», январь-апрель, Инвестиции в нефинансовые активы за I квартал).
В результате мы наблюдаем очень странную ситуацию. С одной стороны, цели по росту инвестиций в основной капитал стали все чаще звучать и в качестве одного из приоритетов национальной экономической политики. Так, в Послании президента Федеральному собранию в 2020 году была поставлена задача к 2024 году довести долю инвестиций в основной капитал до 25% (с текущих 21%), а в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» зафиксирована цель реальному росту инвестиций в основной капитал к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Цели по росту инвестиций в основной капитал фиксируются и в документах правительства. С другой же стороны, проводимые бюджетная и денежно-кредитная политики показывают, что никаких важных шагов в этой области не делается.
Хождение по замкнутому кругу — малоэффективная стратегия действий. Учитывая, что дефицит инвестиций в России можно оценить в триллионы рублей в год (недостающие 5-7% ВВП — это порядка 4,5-6,5 трлн рублей в год в ценах 2019 года), нужны решительные действия в этом направлении, и прежде всего со стороны государства.
Во-первых, государство своим примером должно показать, что инвестировать в России — это хорошо, что оно верит в своих людей и в свою экономику. Если же государство будет и дальше занимать позицию, что хороших возможностей у нас мало, условия не очень хороши, а деньги лучше просто хранить на счетах — вряд ли стоит ожидать, что бизнес начнет разворачивать масштабную активность. А если отечественный бизнес не начнет, то и иностранные инвесторы не пойдут. Обеспечивать рост инвестиций будет некому.
Соответственно, это требует решительного пересмотра базовых установок бюджетной политики. Мы много лет гордимся тем, что российский госдолг — исключительно низкий. Но хорошее в низком уровне госдолга заключается в том, какие возможности он предоставляет. Нет никакого смысла им гордиться, если мы имеющиеся возможности не используем. Недостатка в проектах, направленных, например, на решение насущных проблем в развитии инфраструктуры, у нас нет. Но при этом помимо собственно проектов с государственным финансированием, необходимо и активное предоставление инвестиционных стимулов для бизнеса.
Во-вторых, государство должно обеспечить участникам экономики приемлемые условия привлечения средств для инвестиций, как минимум дающие им возможности, сопоставимые с теми, которые имеют наши конкуренты за рубежом — и по стоимости привлечения средств, и по их срочности. Прежде всего, здесь необходимы меры как денежно-кредитной политики, так и политики по регулированию банковской системы и финансового рынка. Само по себе снижение ключевой ставки мало что дает, если не подкрепляется, с одной стороны, изменением общего подхода к установлению банковских нормативов, а с другой — действиями центрального банка как в рамках системы рефинансирования выданных кредитов и выпущенных облигаций, так и в плане активных действий на рынке, в частности, прямого выкупа облигаций на свой баланс в рамках определенных программ.
В-третьих, необходимы шаги, обеспечивающие рост спроса со стороны населения, поддерживающего инвестиционный процесс. Здесь речь идет прежде всего об ипотечном и автокредитовании на приобретение отечественных автомобилей. При этом ипотека заслуживает особого внимания. Низкие ставки по ипотеке снижают и риски неуплаты со стороны заемщиков, а это значит, что появляется и простор для снижения величины первоначального взноса. При снижении ставки с 9% до 5,5% и размера первоначального взноса с 20% до 10% уровень необходимого ежемесячного дохода заемщика для получения ипотечного кредита снижается на 14%, что означает появление возможности для улучшения жилищных условий дополнительно для нескольких миллионов семей (см. расчет в приложении). Расширение же спроса на ипотеку обеспечит рост спроса на продукцию компаний самого широкого спектра отраслей.
Макроэкономическая стабильность без роста и развития — прямой путь к застою. Сдерживая инвестиции сейчас, мы сами портим наше будущее. Безусловно, какие-то из осуществленных инвестиций окажутся непродуктивными, в каких-то случаях возможны махинации и непроизводительное использование средств. Но если не делать ничего и не сдвинуть инвестиционный процесс с его нынешней мертвой точки, о каком-либо прорывном развитии страны и повышении уровня жизни граждан надолго придется забыть.
Приложение: влияние условий ипотечного кредитования на улучшение жилищных условий граждан
Согласно данным по ипотечному жилищному кредитованию на июнь 2020 года (последние доступные данные), средний размер ипотечного кредита составил 2 371 328 рублей. При первоначальном взносе в 20% и процентной ставке по кредиту 9% годовых на срок 20 лет размер ежемесячного платежа по ипотечному кредиту составит 17068,36 рублей. При первоначальном взносе в 10% и процентной ставке по кредиту 5,5% размер ежемесячного платежа составит 14680,86 рублей. Разница между размерами платежей составляет 14,0%. При соотношении платежей на оплату долговых обязательств и доходов заемщика 50/50 это соответствует снижению требуемого дохода заемщика с 34136,72 рублей до 29361,72 рублей (разница 4775,01 рублей). Согласно данным Росстата, среднедушевые доходы в размере 27000,1-45000,0 рублей в месяц имели в 2019 году 24,6% населения страны. При среднегодовой численности населения в 146,8 млн человек, это составляет 36,1 млн человек. При допущении равномерного распределения доходов внутри этой группы (имеющих доходов от 27000,1 до 45000,0 рублей) снижение требуемого дохода заемщика на 4775,01 рублей обеспечит потенциальную возможность взять кредит дополнительно для 6,5% населения, то есть 9,5 млн человек. При этом более реалистичным будет предположить, что в этой группе населения будет наблюдаться смещение численности населения в сторону нижней границы диапазона. А это означает, что улучшение возможностей по ипотечному кредитованию коснется даже большего количества граждан. Согласно итогам Всероссийской переписи населения, средний размер частного домохозяйства в РФ составляет 2,6 человека. Соответственно, 9,5 млн человек — это 3,7 млн домохозяйств (семей).
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Инвестиции в России
В течение нескольких десятилетий тема инвестирования активно обсуждается. Считается, что средства иностранных государств способны улучшить ситуацию с занятостью населения. Попробуем разобраться, насколько важны вложения других стран в отечественную экономику, приносят ли они пользу, и какие шаги необходимо предпринять для роста инвестиций.
Что понимают под инвестициями
Однако это не просто финансовый инструмент. Значимость инвестиций для экономики гораздо выше. Для государства наиболее важными являются именно иностранные инвестиции, поскольку они способствуют привлечению ресурса в страну. Как правило, вложения в любую отрасль дают возможность ее развития: растет темп строительства предприятий, реализуются социально значимые программы, увеличивается производительность труда.
Иностранный инвестор может рассчитывать на экономические и законодательные преференции. Капиталовложения способствуют налаживанию внешних экономических связей и привносят новый опыт менеджмента и управления. Особенно велика роль прямых иностранных инвестиций – поступающих непосредственно в конкретный проект или компанию, зачастую путем приобретения активов предприятия. Прямой инвестор способен значительно улучшить экономическую ситуацию в стране.
Инвестиции в России в 2019 году
По данным статистики, несмотря на действие санкций, приток иностранных капиталов в экономику нашей страны увеличивается с каждым годом. В таблице ниже приводятся средние значения за прошедшие годы.
Инвестиции в российскую экономику
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Входящие инвестиции (триллионы рублей)
Статистика говорит, что за минувший год наиболее активный рост инвестиций наблюдается в отраслях пищевой промышленности, химического производства, добычи полезных ископаемых, а также сельского хозяйства. При этом основная часть вложений – 43,3% была направлена на улучшение земель и производственные здания. 34,6% капиталов были инвестированы в оборудование (машины, хозяйственный инвентарь и прочее). На строительство жилых зданий было направлено лишь 12,7%, в интеллектуальную собственность – 3,1%.
В целом, в последние годы Россия достигла определенных успехов. Эксперты зафиксировали улучшение инвестиционного климата. Не так давно РФ вошла в десятку наиболее привлекательных для инвесторов стран. Рейтинг был составлен с учетом количества проектов, на развитие которых были направлены инвестиции, а также число новых рабочих мест, возникших благодаря этому.
Что необходимо для роста инвестиций
При этом отечественная экономика имеет тенденции к кризису. Вкупе с нестабильным законодательством это способно оттолкнуть вложение иностранных капиталов. Эксперты придерживаются мнения, что интересы инвесторов защищены лишь на бумаге. По факту же всегда присутствует риск утратить протекцию властей.
Кроме того, к области законодательства относится и проблема налогообложения в стране. Налоговая нагрузка на иностранные вложения возрастает с каждым годом. При этом инвесторы, осуществляющие деятельность в регионах страны, не получают отсрочек по уплате налогов.
Но чаще всего инвесторов беспокоит отсутствие стабильности законодательства в целом. Новые поправки в российский Налоговый Кодекс принимаются слишком быстро, и так же быстро происходит отказ от них. Инвестор же рассчитывает на реализацию проекта в тех же условиях, при которых он был запущен. Поэтому для увеличения количества иностранных капиталовложений правительству чаще всего рекомендуют внести изменения в действующее законодательство, а также снизить величину налога на прибыль.
Заключение
Инвестиции в российскую экономику способны принести положительный результат только при условии их грамотного использования. Если деньги вкладывать нерационально, направлять их на устаревшее производство, итог может стать плачевным. Износ зданий и оборудования, снижение эффективности труда, исчезновение конкурентоспособности, и, как следствие – банкротство предприятия. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо тщательно прорабатывать стратегию привлечения иностранных капиталов.
Правительство согласовало принципы инвестирования средств ФНБ
«Мы в правительстве договорились о принципах инвестирования», — заявил первый вице-премьер.
Власти смогут начать инвестировать накопленные в ФНБ средства, после того как ликвидная часть ФНБ преодолеет планку 7% ВВП. Это произойдет уже в 2020 году, прогнозируют Минфин и ЦБ. Объем ФНБ на 1 сентября достиг уже 8,2 трлн руб., а его ликвидная часть — уже 6,5 трлн руб.
Нефтегазовые проекты внутри России
Накопленные нефтегазовые доходы будут вложены в крупные, высокомаржинальные проекты внутри страны. «Не вкладывать деньги в нашу экономику невозможно», — сказал первый вице-премьер.
В России есть «интереснейшие, шикарные проекты», которые без государственной поддержки на начальной стадии «туго запускаются». «Им надо помочь. Надо вложиться в том числе и за счет возвратных денег ФНБ, через два-три года выйти, и этот проект получит дальнейшее развитие со стороны частников — и иностранцы, и наши», — сказал Силуанов.
Речь идет о проектах в нефтегазохимии, сжижении газа, проектах строительства новых газовозов. «Почему бы не использовать средства ФНБ на эти цели? Это абсолютно коммерческие, высокомаржинальные проекты, по которым нам [можно] войти на 15–20%», — объяснил он.
По его словам, проект «Газпрома» по созданию промышленного кластера в Усть-Луге «заслуживает внимания и того, чтобы часть наших резервов была вложена в него». Правительство также обсуждает вопрос инвестирования средств ФНБ в проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ». «Если будет необходимо участие государства, чтобы простимулировать интерес частных инвесторов, мы это можем сделать», — заверил первый вице-премьер.
Зарубежные проекты
По мнению Силуанова, правильно предоставлять кредиты за счет ФНБ зарубежным покупателям российской экспортной продукции — чтобы в конечном счете поддержать российских производителей. «Нужно помогать: где-то, может быть, экспортные кредиты выдавать, где-то создавать площадки (у нас египетская площадка) для развития наших предприятий. На это будет тратиться ФНБ», — сказал он.
Возможно, ФНБ заместит где-то государственные кредиты, которые пойдут на инвестиции российских компаний, продолжил Силуанов. «Например, инвестиции «Росатома» в строительство новых атомных станций за рубежом. Сегодня это деньги бюджета, это может заместить ФНБ», — сказал первый вице-премьер.
Центробанк ранее проанализировал пять сценариев того, как власти могут распорядиться средствами Фонда национального благосостояния. Регулятор пришел к выводу, что в большей степени обеспечить стабильность для российской экономики способны инвестиции по норвежской модели. О планах по инвестированию ФНБ по примеру Норвежского суверенного фонда также заявлял Минфин — речь идет о расширении круга активов, в которые можно вкладывать деньги фонда, и включении в него более рискованных и при этом более высокодоходных инструментов.
Куда инвестировать в 2021 году: 5 перспективных вариантов
Вариант 1: недвижимость
Cамый очевидный и надежный вариант — недвижимое имущество. По данным опроса «Ромир», более половины россиян (52%) предпочли бы вложить свободные деньги в недвижимость или землю. Людям психологически проще расставаться с деньгами, когда взамен они получают что-то твердое и осязаемое, что потом можно сдать, перепродать, заложить или использовать для собственных нужд.
Позитивные моменты:
Но есть и минусы, главный — это не пассивный доход. Если вы хотите системно инвестировать в недвижимость, то становитесь предпринимателем. И тогда нуждаетесь в надежной управляющей компании, каких на рынке мало. Есть и другие минусы:
Что касается рынка нежилой недвижимости, то он сильно упал за 2020 год. Согласно исследованию Knight Frank, доля офисного сегмента снизилась на 25%, торговая недвижимость — 79%, гостиничная — 67%. При этом инвестиции в складские активы выросли до ₽41,3 млрд, что больше годовых результатов за всю историю. Это легко можно обосновать тем, что логистические и складские объекты стали неотъемлемой частью развития рынка e-commerce.
В России этот вид инвестирования только набирает популярность. По итогам марта 2021 года число частных инвесторов на Мосбирже достигло более 11 млн. При этом активно торгующих на бирже граждан гораздо меньше: около 1,2–1,3 млн человек, что составляет буквально 2–3% работающего населения страны. Это крайне низкий показатель.
Сначала необходимо открыть счет у брокера. Большинство российских банков сейчас имеют брокерские лицензии — достаточно позвонить или скачать приложение. Далее инвестор переводит деньги со своего банковского счета на брокерский, баланс которого он видит в своем приложении, и все — можно инвестировать.
Часто начинающим инвесторам предлагают отдать деньги в доверительное управление. Однако они могут управлять своим портфелем самостоятельно и делать это достаточно успешно. Самая эффективная стратегия — это покупка акций в долгосрок. Достаточно выбрать от 7 до 15 бумаг сильных компаний (в идеале — в бизнесе которых вы разбираетесь или чьей продукцией пользуетесь, понимая, что она качественная), а потом держать их акции. Это каждый способен сделать самостоятельно, без управляющего.
Акции доходнее, но они волатильны — их цена может существенно меняться в зависимости от настроений рынка и финансовых показателей компании.
Рекомендую держать в портфеле количество облигаций, равное вашему возрасту в процентном соотношении. Если вам 35 лет, то 35% средств можно держать в облигациях, остальное в акциях. Крупные компании платят по облигациям 7–8%, российский рынок акций растет в среднем на 9–10%, а самые талантливые инвесторы получают 20–30% ежегодно.
Кризисы — отличное время для покупки акций и получения сверхдоходности. Известен пример российской пенсионерки — Ларисы Морозовой. В 2008 году, когда в России был кризис, она купила акции российских компаний. Теперь Лариса получает двузначные и трехзначные дивидендные доходности, а также ведет вебинары в Школе Московской биржи.
Когда рынок растет и акции беспрерывно дорожают, то стоит задуматься об их продаже, наращивании подушки безопасности. Главное правило — лучше инвестировать регулярно по чуть-чуть, чем вовсе не делать этого.
Вариант 3: частные компании/бизнес
По данным международной аналитической компании Preqin, рынок прямых (внебиржевых) инвестиций дает доходность в полтора-два раза выше, чем фондовый рынок. У этого инструмента есть нюансы.
Риски: на публичный рынок, как правило, выходят уже зрелые крупные компании. Их денежные потоки более-менее стабильны и прогнозируемы, внутренние процессы хорошо отстроены. Им присвоены кредитные рейтинги, которые позволяют кредитоваться без залогов под невысокий процент.
В малом и среднем бизнесе ничего этого нет. Если говорить про совсем ранние стадии, которые называются pre-seed (есть только идея) и seed (есть первые продажи, но пока компания убыточна), то здесь «смертность» компаний составляет 90% и более.
Если у компании стадия развития «Раунд А», то фирма, как правило, работает в плюс. Ее бизнес-модель доказана, но при этом она еще не масштабировалась. Проект еще имеет кратный потенциал роста, пусть не в 10 тыс. раз, как на стадии pre-seed, но в 10–20–50 и даже 100 раз вырасти вполне может.
Активное владение: если профессионально заниматься прямыми инвестициями, то необходимо гораздо более глубокое погружение в суть бизнеса. Для компании это очевидный плюс — они приобретают не только инвестора, но и амбассадоров бренда.
При этом нужно тщательно подбирать инвесторов. А тем, в свою очередь, не стоит иметь неправильные ожидания. Стоит осознавать все риски и понимать, что это бизнес и никаких гарантий здесь нет и быть не может.
Как инструмент хранения денег золото может быть выгодно только на долгосрочную перспективу. С 1979 по 2019 год драгметалл рос в среднем на 3–3,5% в год. При этом всегда возможно временное снижение цен, от чего есть риск уйти в минус.
Отдельно хочется отметить отсутствие системы страхования вкладов. Если банк, в котором у вас лежит золото, обанкротится, то все ваши активы пропадут. Подобные операции лучше доверять надежным банкам, чья устойчивость и стабильность выгодны не только вкладчикам, но и государству.
С сентября 2020-го по март 2021-го количество жителей России, пришедших на Московскую биржу, выросло более чем в полтора раза. При этом набирает популярность участие в первичных размещениях (IPO), которые могут дать высокую доходность. Например, сервис Airbnb вышел на IPO в декабре 2020-го, и уже через три месяца его акции выросли на 188%.
Но в процессе, когда частная компания становится публичной, есть свои подводные камни.
Аллокация: если спрос превышает предложение, то вложить всю планируемую сумму невозможно. Брокеры распределяют акции пропорционально между всеми инвесторами. Например, если вы хотите вложить миллион, то вам могут одобрить только 10 тыс. И дальше вы уже ищете, куда разместить оставшуюся сумму.
Локап-период: это заранее заданный период времени (обычно три месяца) после IPO, когда держатели не могут продать акции компании. Его используют, чтобы спекулянты не обвалили цену бумаг. За время локап-периода цена может измениться: например, Facebook вышел на IPO в мае 2012-го, а через три месяца его акции упали в два раза.
Стартапы: на IPO могут выйти совсем молодые компании без выручки. Вкладываться в них крайне рискованно, так как сложно спрогнозировать потенциал акций. Например, фитнес-стартап Peloton вышел на IPO в 2019 году. Акции компании упали сразу же, так как руководство неправильно оценило стоимость компании, и только в 2020 году бумаги начали расти.