Вход в шамбалу что это
Вход в Шамбалу находится в Монголии
Фоторепортаж Олега Ткачева о поисках входа в невидимую страну.
У монастыря Хамарин-Хид в Монголии
Будда в пустыне Гоби
Вход в Шамбалу скрывается в бескрайней пустыне Гоби
Сложно переоценить его вклад в развитие культуры Монголии. Им было написано огромное количество стихов и поэм, которые актуальны и по сей день. Данзанравджаа был также основателем первого в Монголии театра. Ходит много легенд о том, что он был чудотворцем и предсказателем. Говорили, что он летал в Тибет, чтобы собрать целебные травы, мог растворяться в пространстве и материализовываться в другом месте. Данзанравджаа основал несколько монастырей на территории современной Монголии, самый известный из которых – Хамарин-Хид.
На пути из Улан-Батора в Китай
Действующая гомпа в монастыре Хамарин-Хид
Храм посвящен культу Данзанравджаа. Здесь повсюду его скульптуры и изображения. Нам повезло попасть прямо на службу. Пожалуй, это была одна из самых сакральных церемоний, на которых мне удалось побывать.
На алтаре портрет Данзанравджа, монастырь Хамарин-Хид
Ступы вдоль тропы в Шамбалу по пустыне Гоби
Вход в легендарную Шамбалу в Монголии
В комплексе существует свой ритуал: тут проходят по часовой стрелке, выполняя определенные действия. Главное место занимает монгольское ово, тут брызгают водкой и повязывают ходаки. Также есть место, где принято оставлять свои грехи. Интересно, что на территории комплекса существует несколько мест, отмеченных кругами из камней. Как мне объяснили, на этих местах проводились определенные ритуалы, и проходят энергетические каналы.
108 ступ окружают вход
Пещерный монастырь недалеко от Хамарин-Хида и Шамбалы
Здесь во времена монгольского святого жили и практиковали около 10 монахов единовременно. В скале выбиты небольшие пещеры, где с трудом может разместиться один человек. Монахи жили в таких пещерах по много месяцев, придерживаясь суровой аскезы. Рядом с пещерами возведено ово, есть еще несколько сакральных мест.
Что это такое?
Шамбала, что на санскрите означает «место мира» или «место молчания», является мифическим раем, о котором говорится в древних текстах, включая тантру Калачакры и древние писания культуры Чжан Чжун, предшествовавшие буддизму в западном Тибете. Согласно легенде, это страна, где может жить только человек с чистым сердцем, здесь царит любовь и мудрость, а люди не подвержены страданиям, нужде или старости.
Объясняя, что это такое — Шамбала, Википедия называет ее мифической страной, которая располагается в Тибете или соседних азиатских регионах, иных окрестных регионах Азии, упоминание о ней можно найти в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.
Эта концепция развивалась в рамках классического индуизма, а затем перенесена в Махаяну. В современной эзотерической традиции, согласно Википедии, Шамбалу впервые представила Елена Блаватская.
Названия
Древние предания
Говорят, что легенда об этой земле появилась несколько тысячелетий назад, а ссылки на мифическую землю можно найти в различных древних текстах. Священные Писания Бон (национальной религии тибетцев) говорят о близкородственной земле под названием Олмо Лунгринг. В индуистских текстах, таких как Вишну-пурана, Шамбала упоминается как место рождения Калки, заключительного воплощения Вишну, который откроет новый Золотой век. Буддийский миф о ней – это адаптация раннего индуистского мифа. Однако текст, в котором Шамбала впервые подробно описывается, это Калачакра.
Она относится к сложному и продвинутому эзотерическому учению и практике тибетского буддизма. Говорят, что Будда Шакьямуни учил Калачакре по просьбе царя Сучандры из Шангри-Ла.
Три значения
Как и во многих концепциях Калачакры, идея Шамбалы, как говорят, имеет внешнее, внутреннее и альтернативное значения. Под внешним значением понимается, что Шамбала существует как физическое место, хотя только люди с соответствующей кармой могут достичь ее. Внутренние и альтернативные значения относятся к более тонкому пониманию того, что она представляет собой с точки зрения собственного тела и разума (внутреннего), а также во время медитативной практики (альтернативного). Эти два типа символических объяснений обычно передаются устно от учителя к ученику.
Путешествие в три Шамбалы
Таким образом, внешняя Шамбала существует как царство во внешнем мире, внутренняя скрыта в теле и уме, а альтернативная – это мандала Калачакры со всеми ее божествами. Путешествие в земли этого царства имеет близкое отношение к продвинутой стадии завершения практики Калачакры, физические препятствия на пути представляют собой внутренние барьеры. Они образуют узлы, блокирующие правильный поток энергии через нервную систему; как таковые, они соответствуют умственным загрязнениям, таким как невежество и похоть, которые ограничивают наше сознание. Путь во внутреннюю Шамбалу – это прорабатывание чакр, пока все они не будут открыты, а внутренний разум не будет освобожден. Отправляясь в внутреннее путешествие в Шамбалу, мы стремимся вернуть себе прямое осознание ребенка со всеми его чувствами удивления и страха. Но мы не можем сделать это, отступив в прошлое и попытавшись снова стать детьми. Мы потеряли невинность, которая позволила нам испытать мир напрямую. Мы не можем просто игнорировать или отказываться от предвзятых мнений, которые теперь затеняют наше видение. Только осознавая свои иллюзии и то, как мы цепляемся за них, мы можем освободиться от их власти и пробудить свежее и непосредственное осознание окружающего нас мира.
Пророчество
Концепция Шамбалы играет важную роль в тибетских религиозных учениях и имеет особое значение в тибетской мифологии о будущем. Калачакра пророчествует о постепенном ухудшении жизни человечества, благодаря распространению идеологии материализма. В Шангри-Ла в это время будут править 32 царя, каждый из которых будет занимать трон 100 лет.
Люди станут одержимы войной и будут стремиться к власти ради себя, и материализм победит всю духовную жизнь. В конце концов появится тиран, который будет угнетать землю, охваченную террором. Но как только мир окажется на грани полного крушения и разрушения, поднимется туман, открывающий покрытые снегом горы Шамбалы. Затем 32-й король Шангри-Ла, Рудра Чакрин, возглавит мощную армию и выступит против тирана и его сторонников, и в последнем великом сражении они будут уничтожены, и во всем мире наступит Золотой Век.
Скрытое местоположение
На протяжении многих веков многочисленные исследователи и искатели духовной мудрости предпринимали экспедиции в поисках мифического рая, пытаясь выяснить, что такое Шамбала и где она находится. И хотя многие утверждали, что были там, никто еще не предоставил никаких доказательств ее существования или не смог точно указать ее физическое местонахождение на карте, однако большинство ссылок указывают на ее местонахождение в горных районах Евразии.
«Потерянный горизонт»
Сама история Шангри-Ла является современной, рассказанной английским романистом Джеймсом Хилтоном в 1933 году. Написанная в беспокойные годы перед Второй мировой войной книга «Потерянный горизонт» рассказывает о сообществе в Ламарии (монастыре для тибетских лам), в затерянной тибетской долине Шангри-Ла, отрезанной от мира и времени. Вся мудрость человеческой расы содержится в этом месте, в хранящихся культурных ценностях и в умах людей, которые собрались здесь перед лицом неизбежной катастрофы.
Рассказ Хилтона вызвал многочисленные отклики. Книга пользовалась большой популярностью, и даже резиденция президента США в Кэмп-Дэвиде называлась Шангри-Ла. Фильм, снятый по роману голливудским режиссером Фрэнком Капрой, имел невероятный успех. В наши дни это название используется повсеместно, от непальских авиакомпаний и китайских гостиничных сетей до коттеджей во Флориде.
«Потерянный горизонт» с его рассказом о потерянном рае в пессимистичные 1930-е годы был очень востребован. Кроме того, Тибет в то время все еще оставался загадочной страной, одним из последних не нанесенных на карту мест, запретной и изолированной страной.
История Антонью ди Андради
Сказка о потерянном королевстве в районе Тибетских гор впервые привлекла внимание Запада почти четыре века назад. И, как и многие сказки о скрытых сокровищах, она начинается с загадочной карты, которая была потеряна, а затем вновь открыта сто лет назад в Калькутте. Это была часть замечательной рукописи, которая содержала автобиографию западного миссионера 16-го века при дворе могольского императора Акбара.
Во времена Акбара Индия все была центром цивилизованного мира, но ситуация постепенно менялась, и ее влияние под давлением развивающейся Европы постепенно уменьшалось. Пытаясь подстроиться под этот изменчивый мир, Акбар собрал ученых всех рас, надеясь найти общую основу всех религий, чтобы на благо человечества устранить источники религиозных конфликтов.
Так, при его дворе собрались индуисты, йоги и садху со всех уголков его империи, к нему также приезжали христианские монахи и паломники из западных земель. Это был момент, когда жители Запада впервые услышали рассказы о том, что лежало за Гималаями, впервые Тибет стал известен европейцам.
Один из приглашенных иезуитских священников кратко изложил странные истории, которые он услышал при дворе Акбара, и нарисовал карту. На его карте территория Тибета изображена в виде большого белого пятна, за исключением одного места, помеченного «Манасаровар Лакус» (озеро Манасаровар), рядом с которым находится пометка, что здесь живут христиане.
Священник, создавший эту карту, был стар и не способен предпринять опасную миссию, пройдя через высокие горные перевалы в поисках малоизвестного сообщества христиан. Но его преемник, португальский миссионер-иезуит по имени Антонью ди Андради, был увлечен этой историей и решил отправиться на поиски этих людей.
Он отправился в путь со двора Акбара, вооружившись картой, и сначала последовал за йогами и странствующими паломниками по дороге через горы. Андради в конце концов нашел большое и богатое королевство, хотя там не жили христиане, а его рассказ об этом авантюрном путешествии был найден в Калькутте в 19-м веке. Он был переиздан в 1926 году под названием «Открытие Тибета», и «Потерянный горизонт» Хилтона, очевидно, во многом основывался на этой работе.
Появление и развитие концепции
Название страны Шамбала впервые появляется в тексте, известном как тантра Калачакры, или учение Колеса Времени. Это учение Калачакры относится к высшему уровню учения буддийской махаяны, и те, кто следует ему, могут достичь просветления всего за несколько лет, а не за всю жизнь.
В этой доктрине место под названием Шамбала – это мистическая концепция, а не географическая цель. (Любопытно, что хотя этот рассказ известен сейчас как тибетский миф, вполне возможно, что он был впервые записан в 966 году нашей эры в Индии.) Буддийская история Калачакры повествует о земле за Гималаями, управляемой милостивым королем Сукандрой, который изучал Калачакру у самого Будды Шакьямуни.
Мистическое значение
Где находится Шамбала на Алтае?
С этой землей связано много мистических историй, некоторые из них связаны с мистической страной Беловодьем, где обитают свободные и бессмертные люди. По мнению русского философа, ученого, путешественника и художника Николая Рериха, эта страна являлась аналогом тибетской Шангри-ла. Он считал, что между ними существует прочная связь, и эти территории не что иное, как звенья энергетической системы, которую создали жители Атлантиды.
Шангри-Ла сегодня
Эта история очень привлекательна для современного мира, но ее корни уходят глубоко в древние времена. Мы живем в период, когда глобальные проблемы угрожают нам и внушают нам страх. Привлекательность рассказов о стране Шамбала заключается в том, что они связаны с этим страхом, признавая и смягчая его, что делает их универсальными. Эти истории отражают наше желание, чтобы что-то из нашего мира сохранилось и чтобы наша связь с прошлым не была полностью стерта, даже если мы движемся все быстрее и быстрее в неопределенное будущее. Это сказки, в которые мы все еще хотим верить сегодня. Именно поэтому эта концепция нашла отражения в современной культуре, не только в литературе и кино, где ее неоднократно отображали. Например, сюжет полнометражного японского мультфильма «Завоеватель Шамбалы» («Стальной алхимик») основывается на этом мифе. Конечно же, он представлен с несколько специфичной точки зрения. Но, как бы то ни было, «Завоеватель Шамбалы» является своего рода интерпретацией древнего пророчества.
Как попасть в таинственную Шамбалу?
Автор: Марина Монгуш
Статья посвящена таинственной стране Шамбала, которая упоминается во многих буддийских легендах и рукописях. Основываясь на разных источниках, автор убеждена, что Шамбала является не вымыслом, а реальностью, которая достижима для духовно реализованных людей.
Осенью 1992 г. Его Святейшество Далай-лама XIV впервые посетил Туву. Это было поистине историческое, яркое и незабываемое событие в жизни республики, которое долго отзывалось эхом в сердцах людей. К тому времени у меня за плечами были кандидатская диссертация и монография по тувинскому буддизму.
Стоял теплый сентябрьский день. Помню, как я трепетно внимала речам Учителя, находясь в многотысячной толпе на центральной площади Кызыла (Лекция Далай-ламы XIV …, Электр. ресурс). На высоком троне перед входом в Национальный драматический театр восседал Его Святейшество Далай-лама XIV. С правой стороны от него в нескольких метрах возвышался монументальный памятник Владимиру Ильичу Ленину, великому вождю мирового пролетариата, призывавшему вести беспощадную борьбу с религией, являющейся, по его глубокому убеждению, ни чем иным как опиумом для народа. «Как странно устроена человеческая природа.
Только вчера мы верили в одно, а сегодня верим совершенно в противоположное», — думала я тогда. Между тем Его Святейшество выступал перед народом с простой и в то же время очень глубокой речью. Из нее следовало, что буддизм — вовсе не пережиток прошлого, а очень живое учение, практическое применение которого дает человеку избавление от многих личных проблем и несчастий. С этого момента мой научный интерес к этой религии значительно расширился. Меня стали интересовать не только история буддизма в Азии, но и его направления и школы, учение о карме и реинкарнации, тантрические практики и различные виды медитаций, знания о таинственной стране Шамбале и т. д.
Прошло шесть лет. За это время в духовной жизни Тувы произошли разительные перемены: буддизм активно возрождался, установились культурные контакты между тувинской и тибетской сангхой, восстанавливались ранее разрушенные и строились новые буддийский храмы.
Я же в своих стараниях самостоятельно познать сложные аспекты буддийского учения зашла в тупик. Все, что можно было осилить с помощью образования, интеллекта и общей эрудиции, я вроде осилила. Однако оставались такие темы, которые я без опытного гуру не была в состоянии понять и осмыслить. Чтобы преодолеть эту трудность я набралась смелости и написала письмо Далай-ламе с просьбой помочь мне в совершенствовании буддийских знаний. Написала на конверте, не мудрствуя лукаво: «Далай-ламе, город Дхарамсала, Индия». Ответа долго ждать не пришлось и он был положительным: приезжайте учиться, мы поможем. Письмо было подписано личным секретарем Его Святейшества господином Тензином Гьяче.
В Дхарамсалу я приехала в январе 1999 г. Это оказался небольшой и довольно уютный городок в штате Химачал Прадеш, что на севере Индии. Своей известностью он во многом обязан Его Святейшеству Далай-ламе XIV, который проживает здесь с 1959 г. вместе с несколькими тысяч тибетскими беженцами.
Вскоре я обратилась в офис Далай-ламы с просьбой о небольшом интервью у тибетского лидера, в чем мне, к счастью, не отказали. Встреча состоялась 31 марта во второй половине дня. Общение происходило предельно просто, иногда Далай-лама шутил, почти не задавал встречных вопросов, зато охотно отвечал на мои вопросы. Обсудив несколько вопросов политического характера, мы перешли, как мне казалось, к самой интересной теме — о Шамбале.
Я спросила Его Святейшество, действительно ли существует легендарная страна Шамбала, упоминаемая в некоторых буддийских текстах и, по предположениям, скрытая в незаселенных местностях Тибета, где-то в районе священной горы Кайлас. Далай-лама сказал, что Шамбала реально существует, но совсем не в том смысле, как это понимается. «Чтобы попасть туда, надо иметь особый билет», — сказал Учитель и внимательно посмотрел мне в глаза. А в них было полное недоумение и немой вопрос: как это сделать?
Приехав в Дхарамсалу во второй раз в 2005 г., я решила вновь вернуться к теме Шамбалы. С вопросами, предварительно записанными на бумаге, я отправилась к Его Святейшеству Богдо-гэгэну IХ Джебцуну Дамба Римпоче.
— Не секрет, что многие народы, особенно исповедующие буддизм, верят, что Шамбала действительно существует. Мои пожилые информанты, например, рассказывают, что бывали случаи, когда опытный мастер отправлялся после смерти в Шамбалу, чтобы получить там знания и через несколько лет вновь возвращался в мир людей. При этом он оставлял описания своей будущей внешности, по которым и идентифицировали его.
Это красивый вымысел или все же реальность?
— Шамбала совершенно точно есть. Когда ученые из разных стран спрашивают Его Святейшество Далай-ламу XIV о том, есть ли Шамбала, он всегда отвечает, что она есть. Но она не существует на таком физическом уровне, как, например, наша планета. Ее местонахождение нельзя определить так: садитесь на такой-то самолет, летите туда-то и там попадете в Шамбалу. Она существует на другом уровне реальности, в более тонком мире. Вход в нее крайне ограничен, а потому для большинства недоступен. Во всяком случае за одну жизнь попасть туда нереально, если нет достаточных кармических накоплений, т. е. благих заслуг.
Известны случаи, когда большие мастера отправлялись туда и возвращались оттуда. Например, будучи Таранатхой, я посещал много раз Шамбалу, получал там бесценные духовные знания. Уходил туда утром, а возвращался вечером. Это реальность, а вовсе не вымысел. Хотя Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире, тем не менее, она является миром человеческим, в котором все благоприятно для духовной практики, и в особенности для практики Калачакры Тантры.
Приведу один пример. В прошлом, в местности Амдо в Тибете жил известный лама, который многократно уходил и возвращался из Шамбалы. Однажды его помощник попросил, чтобы он взял его с собой в эту страну, на что лама сказал: к сожалению, у тебя нет кармы, чтобы оказаться там, но ты можешь подождать меня у ворот Шамбалы. Прикрыв своего помощника накидкой, лама отправился в Шамбалу. Он оставил его у ворот Шамбалы, а сам вошел в нее и провел там какое-то время. Помощник в ожидании ламы вырвал цветок, который рос у ворот. Потом они вернулись на землю вместе с этим цветком. У многих была возможность увидеть этот цветок в Тибете.
— Чем Шамбала отличается от мира людей?
— Там существа прибывают не в грубых физических телах, а в тонких, так называемых энергетических телах. Состояние их сознания совершенно иное: там живут просветленные существа, свободные от всевозможных страданий, которыми обременен наш мир, вернее наше сознание. А во всем остальном Шамбала напоминает мир людей. Поэтому она считается максимально благоприятным местом для нас, где мы можем духовно продвинуться.
— Как можно попасть в Шамбалу?
— Для этого необходимо практиковать Калачакру Тантру — Тайное Учение, о котором я упомянул ранее. Слово тантра означает «вечно длящийся поток продолженности». Он действует на трех уровнях: как основа (это наше сознание, в особенности его тончайший уровень, который известен как ясный свет), как путь (это метод становления Буддой, а именно медитативная практика) и как результат (это непрерывность тел Будды, которое мы достигаем с Пробуждением). Посвящение в Калачакру непосредственно связано с чистой землей Шамбалой. Оно дается людям, чтобы заложить у них причину в будущем для рождения в этой стране.
Когда-то Будда Шакьямуни дал Учение о Калачакре Тантре. И некоторые его ученики, получив это Посвящение, отбыли в Шамбалу. Там они получали новые знания, а завершив обучение, вновь вернулись на нашу землю (родились из чрева матери и прожили в облике людей), где начали давать Посвящение уже живущим здесь людям.
— Откуда идут истоки этого тайного Учения?
— Согласно древним текстам, Будда учил Калачакра Тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, что в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией его слушателей и они сберегли это Учение в своей стране. В Х веке два индийских учителя независимо попробовали достичь Шамбалы. На пути каждый из них испытал чистое видение этой земли, в котором и получил передачу посвящения Калачакры и весь свод материала. Каждый распространил это Учение в Индии, с небольшими различиями в изложении.
Калачакра на сегодняшний день является одной из самых поздних по историческому выявлению систем тантры, она занимает выдающееся место в монастырских школах Тибета, Индии, Непала, Бутана и других стран буддийского мира.
— Вы несколько раз бывали в России и давали Посвящение в Калачакру Тантру. Когда в 2003 г. вы давали его в Туве, некоторые присутствующие видели, как на обряд пришли духи-хозяева местности — существа без плотной телесной оболочки. Они выглядели очень страшно: были очень голодные и ободранные. Но во время обрядов и ритуалов эти духи стали преображаться, от них начал исходить приятный свет. Как вы можете прокомментировать это?
— Я очень рад слышать об этом, потому что одной из главных целей подготовительных ритуалов к Калачакре Тантре является именно благословение местных духов, принесение им пользы. Если духи получили удовлетворение от ритуалов, это значит, что в будущем это место, то есть Тува, будет развиваться в позитивном русле, созидательные процессы там ускорятся. Это также свидетельствует о том, что республика и ее народ получили благословение самого божества Калачакры. Это очень благоприятный знак.
— Калачакра Тантра показана только буддистам? Всякий ли может вступить на путь Тантры?
— Посвящение в Калачакру Тантру считается одной из самых закрытых, сложных, но в то же время самых глубоких учений, позволяющих проникнуть в величайшую тайну мира — тайну мистической жизни Космоса и Вселенной. Она полезна не только для буддистов, но и для любого человека, независимо от его вероисповедания и этнической принадлежности. Считается, что путь Тантры предназначен лишь для тех, кто уже заложил основы духовного развития, объясненные в системе сутр, т.е. пожелал полностью избавиться от причин страданий, освоил теорию пустоты и начал развивать бодхичитту, т. е. альтруистическую устремленность достичь пробуждения на благо всех живых существ, основанную на любви и сострадании.
Ритуалы посвящений невероятно сложны. Высшая йога-тантра использует четыре основных категории посвящений: «посвящение сосуда» сфокусировано на теле и дает полномочия для практики визуализации стадии сотворения; «тайное посвящение» сосредоточено на речи и уполномочивает для начальных стадий практики трансформации стадии завершения; «посвящение мудрости-интуиции» направлено на мысль и дает право на более высокие ступени стадии завершения; а «посвящение драгоценного слова», обращенное нераздельно к телу, речи и мысли, дает вам полномочия для наивысшего уровня интеграции стадии завершения, соответствующего учениям Великого Совершенства.
Если в древние времена посвящение в Тантру получали лишь самые подготовленные из учеников, то сейчас времена изменились. Сейчас повсюду имеется глубоко ощущаемая потребность как во внешнем, так и во внутреннем мире. Посвящение Калачакры — это церемония, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности, которая заметным и конструктивным образом оказывает воздействие на самих этих людей (прежде всего путем преобразования их сознания), а затем и на окружающую среду.
Первое посвящение Калачакры, которое даровал Его Святейшество Далай-лама XIV за пределами Тибета в 1970-х годах прошлого столетия, посетила буквально горсточка иностранцев. С тех пор он передал посвящение во многих странах мира: Северной Америке, Европе, Монголии, Австралии. Ваш покорный слуга делает это в России.
— Почему именно сейчас вы так активно даете Посвящение в Калачакру?
— С точки зрения буддийской астрологии считается, что сейчас мы переживаем эпоху великого упадка. Это время характеризуется резким падением нравственности, забвением морально-этических устоев общества, увеличением количества всевозможных природных и техногенных катастроф.
Его Святейшество Богдо-гэгэн IX, безусловно, очень обогатил мои знания о таинственной стране Шамбала. Однако семь лет спустя, 1 марта 2012 года из монгольской столицы Улан-Батора поступила грустная весть об уходе Учителя. За несколько месяцев до этого он по просьбе монгольского правительства переехал из Индии в Монголию, где находится его резиденция. Исторически сложилось, что он является главой монгольской буддийской церкви. И таковым он продолжит линию своей преемственности.
Через какое-то время я получила от своего коллеги Андрея Стрелкова, известного буддолога и тибетолога, в подарок его книгу, посвященную Шамбале (Стрелков 2011). Я прочитала ее на одном дыхании. Было впечатление, что я продолжаю получать знания об этой удивительной стране из одного и того же источника. Эти знания лишь дополняли те, что я получила от Далай-ламы XIV и Богдо-гэгэна IX.
Из книги А. Стрелкова я почерпнула любопытные детали. Оказывается, до получения Посвящения в Калачакру, жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна — обычным местом их проживания. После получения Посвящения в эту Тантру и по мере успехов в ее практике, жители страны стали могущественными йогинами, обладающими сверхобычными способностями — сиддхами, вследствие чего и сама страна-обитель обрела чудесные свойства. Именно успешная практика всем населением Шамбалы учения Калачакра явилось причиной того, что эта страна стала недоступной — в силу своей чистоты — для обычных людей. Не являющийся святым не может идти в Шамбалу (Стрелков 2011: 65–66, 116).
В настоящее время в Шамбале правит Ригдан ХХI Магаг. Он взошел на трон в 1927 г. (там же: 73). Люди там живут долго, до 1000, а то и более лет.
Интересно в книге описывается путь йогина в Шамбалу. Он состоит из подготовки и собственно пути в священную страну. Подготовка в свою очередь состоит из двух частей: созерцательно-ритуальной практики и поклонения святым местам. Созерцательно-ритуальная часть начинается с «осуществления» идама — созерцаемого йогином божества. Минимальный созерцательный цикл включает в себя начитывание 100 тысяч раз мантры божества, опровождаемое его йогическим созерцанием и занимает как правило три года. После завершения созерцательного цикла в сновидениях должны возникнуть разрешающие знаки. В их отсутствие путь закрыт. При наличии разрешающих знаков, намеревающийся идти в Шамбалу, вновь приступает к созерцательной практике и исполняет по завершению ее циклов очистительные ритуалы жинсрег, выполняя и то и другое в громадных объемах (по 800 тысяч раз начитать каждую мантру, а количество мантр не ограничивается одной).
Вторая часть подготовки к выходу в путь в Шамбалу — совершение паломничества к священным буддийским местам. Во время совершения этого паломничества приносятся тысячи жертв и совершаются десятки тысяч обходов святынь.
В саму Шамбалу йогин оправляется из Индии, и на пути в священную страну его подстерегают многие трудности и смертельные опасности, которые он преодолевает, главным образом, с помощью тантрийских практик и ритуалов. Йогин подчиняет посредством этих практик и ритуалов различных сверхъестественных существ и обретает необходимые для преодоления трудного и долгого пути чудесные силы, вкусив очищенные и использованные в ритуалах чудодейственные растения. Путь йогин держит в северном направлении, уклоняясь иногда на северо-восток или северо-запад.
А. Стрелков, сравнивая разные источники, в которых говорится о пути в Шамбалу, отмечает следующие моменты: 1) Шамбала полагается местом, где сохраняются буддийские традиции (главным образом Тантры) и соответствующие тексты, отсутствующие в других местах; 2) дорога в Шамбалу сочетает как обыденные черты (следование с купцами в начале этого пути, прохождение через леса и пустыни, переправа через реку по ветвям деревьев и т.д.) и мистические (посещение Шамбалы в видениях, помощь божеств, использование магических сил йогинов и т. д.) (там же: 118–119, 128).
Территория Шамбалы имеет форму лотоса из восьми лепестков. Лотос выступает символом чистоты; он вырастает в священных обителях или местах рождения святых. В стране очень много света, его источниками являются тело и украшения царя Шамбалы; драгоценные камни, из которых сделан его дворец; чудесный самосияющий хрусталь горных вершин. Соединение света от этих источников не оставляют в Шамбале место мраку и тьме — включая ночную тьму.
Здания городов Шамбалы имеют два этажа и подобны индийским зданиям. Столицей Шамбалы является Калапа. В этом городе имеются все «элементы»: жемчуг, хрусталь, красный сапфир, морские раковины, топаз, коралл, золото и прочее. Здесь так же имеется много серебряной воды; слышны журчанье водных потоков и пение пчел, постоянно звучит проповедь святого учения, наполняющая радостью подвижников.
О жителях Шамбалы в источниках говорится следующее. Рожденные в этой стране люди исключительно прекрасны телом и своей молодостью. Они рождаются из лотоса; это считается одним из способов чудесного рождения. Шамбалинцы привержены добродетелям, свойства их натуры прекрасны, их способности восприятия остры. Большинство из них реализовали восемь сиддх, много овладевших самадхи. Ко многим верующим посредством их йогической силы приходят в качестве слуг наги и асуры, а также и другие существа нечеловеческой природы. Поле жизни шамбалинцев связано мягкими законами, битье и причинение боли в правопорядке полностью отсутствуют. Шамбалинцы обладают большой силой, поэтому не спеша проходят в день 10 йоджан (приблизительно 144 км); они никогда не рождаются в дурных участях (животные, преты — голодные духи предков, адские жители).
Цари Шамбалы носят корону, отмеченную знаками пяти родов, имеют одежду «вращающегося колесо»; и в холода связывают волосы головы на макушке. Мужчины-домохозяева имеют головные уборы и хлопчатые одеяния белого или красного цвета. Женщины носят белую или синюю одежду, имеющую немного драгоценностей и узоров.
В Шамбале также имеется множество монахов с бритой головой и босыми ногами. Здесь имеются представители всех буддийских направлений — как представители 18-ти школ шраваков (последователи Хинаяны), так и представители Махаяны – Парамитаяны и Ваджраяны. Почитание Будды у них безгранично.
Имеют широкое распространение наставление Цзонхавы и его учеников. То есть жители Шамбалы практикуют и постигают учения, возникшие в средневековом Тибете. Таким образом, оказывается, что не только жители обычных стран черпают мудрость и знание в Шамбале, посещая ее наяву или во сне, или перерождаясь в ней, но и сами шамбалинцы имеют духовными учителями людей обычных стран, в данном случае Тибета. Поэтому связь Шамбалы и обычных стран в плане религиозного учения оказывается двусторонней и взаимовыгодной (там же: 140–149, 199–200).
Среди буддистов распространено представление о том, что в соответствующие времена три главных иерарха северного буддизма, Далай-лама, Панчен-лама и Богдо-гэгэн родятся в Шамбале (там же: 149). Получается, что не зря мы получаем от них наставления и Посвящения в Калачакру Тантру, и вероятность посещения или перерождения в Шамбале для особо продвинутых учеников вовсе не исключается.