цыганская почта что это
Откройте свой Мир!
ХАЛАДЫТКА РОМА
Цыгане, как известно, народ, исповедующий пацифизм. Тем страннее выглядит тот факт, что за всё время своей европейской истории цыгане оказывались так или иначе связаны с армиями разных стран.
Так, ещё при исходе цыган из разваливающейся Византии, в некоторых восточноевропейских странах, как, например, в Венгрии, они получали разные льготы и поблажки как… оружейники, подрядившиеся работать на правительственные войска. Завоевавшие Ромею турки поступили с оставшимися цыганами-оружейниками точно так же. Вряд ли оружейники в цыганской среде появились внезапно, так что, видимо, они занимались этим ремеслом ещё когда были византийскими гражданами.
Если вы думаете, что изготовляли цыгане только какие-нибудь латы, то ошибаетесь. Ценились они больше за пушки и ружья.
Работали на армию и цыгане-шорники, изготавливающие разную конскую упряжь, и тем более — цыгане-конезаводчики: кони были очень востребованы в войнах вплоть до XX века.
Однако связь цыган и армии не ограничивалась обеспечением теми или иными очень нужными вещами. Уже через сто-двести лет после исхода из Византии европейские цыгане стали достаточно активно вербоваться в армии многих стран. Причина была крайне банальна: в это время принимались очень жестокие законы против бродяг, бродячих профессий и кочевых групп, а вписаться в то или иное оседлое сообщество было очень трудно в силу замкнутости как деревенских общин, так и цехов, и армия была чуть ли не единственным способом легально вписаться в общество и избежать казни или галеры. Так что в XVII-XVIII веках, а также начале XIX, цыган-солдат было очень много.
Именно таким образом возможна стала сцена, произошедшая во время сражения французской армии под предводительством Наполеона с испанской: во время этого сражения два солдата, идя друг на друга со штыками, вдруг всмотрелись в лица друг другу и задали Самый Главный Цыганский Вопрос, ну, вы помните:
— Ту сан ром.
Не только во французской и испанской армиях можно было встретить цыгана. Ломброзо, например, среди прочих цыганских пороков отмечал, что они являются злом австрийской армии 😉 Были цыгане замечены в венгерских, разного рода немецких и скандинавских войсках. Собственно, у немецких и скандинавских цыган это занятие было настолько массовым, что считается ныне традиционным историческим, так-то.
Цыганская почта надёжнее обычной!
Автор: Эдуард Истомин
Одно расстройство да головная боль! Так отзываются о работе ульяновских почтовиков. Однако нелестными оценками земляков руководство областного управления почтовой службы, похоже, мало озабочено. Зато на общественном поприще «печкины» развернули бурную деятельность. О том, как профессиональные дела «уходят в свисток» расскажет Эдуард Истомин.
Этот случай Тамара Максимова запомнит на всю жизнь. Говорит, ждала повестки в суд. За почтой бегала ежедневно. Оказалось – напрасно.
Тамара Максимова, жительница Ленинского района:
Я случайно позвонила в суд. А на том конце провода мне отвечают. Суд на сегодня на половину четвёртого. Я говорю: ну как мне извещения нет. Ну, приходите значит так!
Суд закончился, но интерес к эпизоду не пропал. Собственное мини-расследование длилось недолго. Пищи для размышлений хватит не на одну ночь.
Тамара Максимова, жительница Ленинского района:
Я подошла к секретарю и говорю: ну Вы мне посылали? Ну, она посмотрела и говорит: да посылали. Я стала звонить на почту. Там сказали, пришло, но поздно.
Как оказалось, этот случай – не единичный. В подобной ситуации побывали клиенты миграционной службы. О готовности загранпаспортов, как правило, сообщают по почте. Однако в ящиках горожан как гулял ветер, так и гуляет!
Я делала загранпаспорт. И вместе со всеми документами, которые нужно было сдать, нужно было в том числе принести конверт с обратным адресом. Я всё это принесла. Через месяц пошла на почту. Я оставляла адрес абонентского ящика на почте. Там никакого сообщения не было. Ещё через две недели сходила. И опять ничего не было. В итоге я позвонила в паспортный отдел. Там мне сказали, что всё готово!
Вот и найди виновных! Или отправители – нерадивые. Или почтовики ленятся! А ведь раньше Печкины ежедневно навещали жильцов. С тех пор утекло немало воды. И сейчас «печкиных» – впору заносить в Красную Книгу. Только полгода назад в Ульяновске не хватало тридцать почтальонов. Но где их взять, если зарплату не повышают? Зато на другие дела деньги находятся. В рамках акции «почта меняется» руководство прикупило новые сумки для корреспонденции. Правда, для кого – в это вдаваться не стали.
Максим Терляев, руководитель пресс-службы УФПС Ульяновской области – филиала «ФГУП – Почта России».
У нас большой пробел, то есть имеются огромное количество вакансий. Как операторов отделений почтовой связи, так и почтальонов. Иногда бывает, что в некоторых отделениях связи сам начальник лично разносит почтовые отправления.
По словам Максима Терляева, почтовики готовы разобрать любую жалобу. И дело даже не в брюзжании и сутяжничестве!
Максим Терляев, руководитель пресс-службы УФПС Ульяновской области – филиала «ФГУП – Почта России».
Чем больше получатели услуг заявляют о том, что есть такие нерадивые работники, тем лучше и качественнее мы будем работать. То есть чаще будем наказывать, и тем самым, повышать активность в работе.
А вот активностью почтовики похвастаться не могут! К примеру, уведомление о получении заказного письма раньше доставляли на дом. Под роспись! Но три года назад услугу отменили. И квитанции просто бросают в почтовые ящики! Более того, уведомления не регистрируют в отделениях связи. Другими словами, если пропадёт – концов не сыщешь!
Эдуард Истомин (в кадре):
Выяснить: приходил ли к Вам почтальон или нет практически невозможно! Если раньше запрещалось бросать отправления в неисправные почтовые ящики, то с принятием нового Жилищного закона – это табу было снято! Вот и гадай теперь на кофейной гуще! Или воры украли уведомление, или почтальон увиливает от своих обязанностей. Вот только один пример! В сентябре один из сотрудников нашего телеканала отправил шесть заказных писем, и ни одного уведомления в своём почтовом ящике так и не обнаружил!
Самое интересное оказалось впереди. Год назад о популярной услуге вновь вспомнили. Москва разрешила вручать уведомление под роспись. Но ульяновские почтовики даже ухом не повели. И если бы не запрос нашего телеканала, быть бы ульяновцам – в неведении.
Максим Терляев, руководитель пресс-службы УФПС Ульяновской области – филиала «ФГУП – Почта России».
В 2007 году в августе заказные уведомления были вновь введены в действие. И на всей территории России такая услуга почтовой связи, как отправка заказного уведомления, вновь присутствует.
Как этот случай выпал из внимания почтовиков, вопрос – открытый. Однако извинений от «печкиных» горожане не услышали. Более того, в отделениях связи до сих пор не знают о возвращении услуги.
Эдуард Истомин (в кадре):
Две недели назад в 30-ом отделении связи подтвердили то, что такая услуга связи, как вручение уведомления под роспись, существует. Однако отправка заказного письма завершилась тем же. Уведомление вновь бросили в почтовый ящик.
Свои дела почтовики пустили на самотёк. Зато общественных – хоть отбавляй! Особенно, повезло букве «Ё». Жаль, что памятник – неживой. Не то поведал бы он о горячих поцелуях главного почтовика. Прославленный гаситель марок, похоже, спит и видит себя общественным лидером. Господин Долинин – главный не только на почте, но и в объединении «Родительское собрание».
Максим Терляев, руководитель пресс-службы УФПС Ульяновской области – филиала «ФГУП – Почта России».
Общественной деятельностью должен заниматься каждый человек. Работает ли он директором, пресс-секретарём или на заводе…За каждым человеком должна быть закреплена функция социальной ответственности.
А эту минуту славы первый в области папа получил в бассейне. В острой борьбе Константин Долинин умело обставил соперников. Спонсором ветеранского чемпионата выступила ульяновская почта. Сколько на это угрохали денег – история умалчивает. Но, видимо, главному «Печкину» лучше потратиться на спорт, чем взять на работу ещё с парочку почтальонов. Так не дорого ли государству обходятся общественные дела Долинина? Как ни говори, а солидную зарплату отрабатывают на работе! К тому же, если в своём «королевстве» неладно, самое время засучить рукава. А не дудеть… Иначе последние клиенты разбегутся.
Цыгане — народ, у которого нет государства, но есть столица
Цыгане — один из самых таинственных народов. Говорят, что их выгнали из Индии, и скоро срок изгнания подойдет к концу. Что они умеют колдовать и гипнотизировать. Что они замкнуты и не любят, когда к ним проявляют интерес. Что они жутко патриархальны, и их мужчины и женщины никогда не сидят за одним столом.
Меня зовут Полина, и мой прадед — цыган. Некоторые родственники считают это байкой, но я уверена, что это так, иначе откуда у меня такая любовь к этому народу? Я не цыгановед, но всегда интересовалась историей ромалов. А еще ходила к ним в гости в табор, который проживает в Перми, и готова рассказать все, что узнала о цыганах из книг и от них самих.
В фильме «Табор уходит в небо» в массовке играли настоящие цыгане. В пермском таборе уверяют, что там снялась их родственница.
— Строго говоря, цыгане — это не народ, а группа народностей индоарийского происхождения, в которой разделяют 2 основные ветви: западную и восточную. Первая осела в Европе, вторая — в Азии и на Кавказе. Говоря «цыгане», обычно подразумевают именно западную ветвь.
— В Индии до сих пор живут несколько кочевых племен, занимающихся пением, танцами, заклинанием змей, цирковым искусством. Некоторые исследователи считают их родственными предкам цыган и даже называют gypsy-tribe (цыганоподобные касты). Но это индусы, а не цыгане.
— «Европейцы» очень различаются между собой. Среди них есть несколько десятков подгрупп, у каждой из которой свой диалект романи (цыганского языка). И далеко не все эти подгруппы понимают друг друга. Именно поэтому зачастую румынские цыгане, проживающие в России, предпочитают общаться с русскими цыганами на русском языке.
— Однако сами цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией. Это произошло в 1971 году в Великобритании на Международном конгрессе, на котором присутствовали представители народности из 9 европейских стран. Они приняли гимн на основе народной песни «Джелем джелем» и флаг в виде чакры-колеса на сине-зеленом фоне. Тот же конгресс принял решение вместо термина «цыгане» использовать «рома».
— Сейчас большинство цыган ведет оседлый образ жизни, особенно в России. Это связано с указом 1956 года, запрещающим кочевать на территории СССР. При этом у ромов есть своя столица — молдавский город Сороки.
— Бытует мнение, что цыгане не любят работать, предпочитая труду песни, танцы и гадание. Но одно из их традиционных занятий — кузнечное ремесло. Этот факт нашел отражение в этнониме «кэлдэрары» (котляры). Так называют себя румынские цыгане, предки которых изготавливали котлы. И до сих пор многие представители этой народности считают своим основным видом деятельности работу с металлом. Кстати, именно к ним я ходила в гости.
— Румынскими этих цыган называют потому, что как этногруппа они сформировались на территории Румынии. Однако сейчас они проживают в разных странах, даже в Аргентине. В России это самая распространенная этногруппа цыган, наряду с руска рома (русские цыгане).
— Кэлдэрары тщательнее большинства народностей сохраняют традиции. Они до сих пор живут общинами, принадлежащими одному роду. Например, в Перми есть род волка, или, по-цыгански, рувони. О его происхождении бытует такое предание: «Раньше жили в палатках. Старший вышел за палатки, и его сзади укусил волк. С тех пор стали называть их „волки“».
— А еще кэлдэрары, пожалуй, единственные европейские рома, сохранившие национальный костюм. Их мужчины носят обычную одежду, а вот женщины традиционно надевают длинную юбку, фартук и косынку. Причем до свадьбы девушки могут ходить в любом наряде, а на следующий день после бракосочетания надевают юбку с фартуком, заплетают косы и повязывают на голову платок. По словам самих цыганок, никто не должен видеть замужнюю женщину с непокрытой головой.
— Распространено мнение, что ромалам запрещены браки с представителями других народов, даже с цыганами из других этнических подгрупп. Однако в таборе кэлдэрары мне рассказывали, что мужчины их рода женились на девушках из руска рома. Правда, в силу культурных различий в этих семьях возникали конфликты, поэтому такие браки и правда не приветствуются.
— Вообще запрета на брак с иностранцем у цыган нет. Дело в том, что рома не набор генов, а приверженность романипэ. Этот термин означает совокупность цыганского духа, культуры и прав. По сути это то, что отличает цыгана от нецыгана. Усыновленный мальчик, соблюдающий традиции, — цыган. Ром, ушедший из табора — нецыган. Теоретически у каждого есть шанс стать членом цыганской семьи, для этого необходимо лишь строго соблюдать романипэ.
— Кстати, для нецыган есть термин «гаджё». Некоторые почему-то считают его обидным, но он не содержит никаких негативных смыслов.
— Не стоит считать, что кровь для ромов совсем ничего не значит. Если у вас, как и у меня, есть цыганские корни, то вы — романо рат (в переводе «цыганская кровь»). Это означает, что если вы вдруг захотите стать цыганом, вам дадут больше шансов, чем прочим гаджё. Кстати, считается, что романо рат был Чарли Чаплин.
— Цыганское общество очень патриархально, но не так сильно, как принято думать. Говорят, что мужчины и женщины в семьях не сидят за одним столом, но я своими глазами видела, что по крайней мере сейчас это не так.
— Даже у таких консерваторов, как кэлдэрары, допустимы разводы, хотя, конечно, не приветствуются. Но еще удивительнее, что в качестве исключения цыганским бароном могла стать женщина.
— В пермском таборе ходила история про жену барона Ульяну. Ее мужа и всех родственников-мужчин арестовали в 30-е годы, остались только женщины и дети. И пока мальчики не выросли, все проблемы табора решала Ульяна.
— Кстати, термин «барон» происходит от «баро ром», что в переводе означает «большой цыган». И нет, он не правит табором, а скорее выполняет функцию министра иностранных дел. А внутренние проблемы решает сходка авторитетных пожилых членов табора.
— Цыгане постепенно утрачивают искусство гадания. Девочек почти не обучают, а пожилые женщины предпочитают не ходить по улицам, но могут принимать «клиентов» на дому. Поэтому, пожалуйста, не останавливайтесь, если к вам подошли с предложением погадать.
— У цыган есть традиция приносить клятву в могиле. Тот, кто клянется, ложится в могилу и произносит что-то вроде «Скоро мне лечь сюда, если я солгал».
— Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать цыганскому обществу. Оно применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах. Изгнание сопровождается «осквернением». Вернуться обратно в общество очень сложно.
— Именно поэтому, вопреки расхожему мнению, среди цыган не так много криминала. По крайней мере они крайне редко совершают особо тяжкие преступления против личности. Но если человека изгнали из общества, его уже ничто не остановит от дальнейшей маргинализации.
— На самом деле цыгане довольно дружелюбны и очень гостеприимны. Если вы находитесь у них в доме, то будьте уверены, что вам не причинят вреда и постараются максимально угодить. Но еще раз предостерегаю: не вступайте в диалог с цыганкой, которая подходит к вам на улице и предлагает погадать, это чревато тем, что вы останетесь без денег.
Цыганская почта
Раньше это было для меня в порядке вещей – одно время даже казалось, что обычная, не электронная почта, померла и к новой жизни не возродится. Но теперь вижу, как в центре города открываются роскошные почтовые отделения, и сильно недоумеваю. На кой они нужны, если заказное письмо из Риги в Москву идет три недели? Посетителям новых почтовых офисов обещаны всякие дополнительные услуги, но приходят-то сюда за основной почтовой услугой…
Я отправляла почтой важные документы, рассчитав, что уж за две-то недели они будут получены. И больше я такой глупости делать не стану. При советской власти они бы пришли за три дня.
Не знаю, какие договоренности существуют у латвийской почты с российской, но, судя по результату, они еще в прошлом веке морально устарели. Зато проводники имеют беспроигрышный бизнес – без двух латов к ним уже и не подходи. С одной стороны, жуть, а с другой – альтернативы нет. Если так пойдет и дальше, умные люди на железной дороге просто легализуют этот бизнес. Можно будет в любое время, а не только к четырем и к шести часам, подойти к окошечку, сдать свой конвертик, получить квитанцию, а в Москве получатель, опять же в удобное для него время, подойдет на Рижском вокзале к другому окошечку и получит конвертик.
А ведь новое почтовое отделение в бывшей «Сакте» не Сорос оплатил – в него вложены деньги налогоплательщиков. Наши деньги, господа отправители, спешащие на вокзал, чтобы дать два лата проводнику!
Так что стоять мне завтра у вагона с большим мешком. Я-то за доставку денег не возьму. А через две недели и мне самой предстоит обзванивать знакомых с вопросом: никто в Москву не едет? Примерно то же самое было в XVII веке, пока боярин по фамилии Ордын-Нащокин не организовал первую регулярную почтовую линию между Ригой и Псковом, разве что без телефона…
О цыганах и гоях (гадже).
Виктор Родионов (Кентукки)
Эй, цыган!
Поговори давай со мной
При упоминании слова “цыгане” из глубин памяти всплывают разрозненные эпизоды. В далеком детстве взрослые нас ими стращали. Что потом цыгане делают с украденными детьми, толком не знал никто, но определенно, их надо было бояться. В плацкартный вагон поезда втискивается целый табор. Крикливые цыганки, бесенята-цыганята, золотозубые ромалы в жилетках и хромовых сапогах с баулами, узлами, свернутыми палатками и домашней живностью. До конца поездки я судорожно сжимал в кармане кошелек, а мои ноги поклевывала привязанная к столику курица.
В моде ботинки на толстой подошве. Мой друг покупает “писк” у цыган. Через день “импорт” разваливается. Цыгане отрывают от туфель “Скороход” фабричные подошвы и взамен присобачивают на клее обрезки автомобильных шин. Цыганская диаспора города — “полномочный дистрибьютор” ведущих обувных и швейных фирм мира — только у них всегда и в широком ассортименте “Саламандра”, “Пума” и “Адидас!” На основе отечественных отходов производства.
Начало перестройки. В моем микрорайоне многоэтажки соседствуют с частными домами. Буквально под окнами “стройка века” — строители вкалывают даже ночью при свете прожекторов. Большая цыганская семья, специализирующаяся на продаже “водки-самокрутки”, возводит умопомрачительную виллу. Такие сейчас тянут на миллионы.
Впечатления последних лет. Центр Праги похож на гигантский табор, назойливые, приставучие цыганки на каждом углу. Говорят, в Риме их еще больше.
Незабываемый вечер фламенко в Севилье — цыганская страсть с бесстрастными каменными лицами. Неподалеку от Севильи уникальный карстовый город с 20-тысячным населением — цыгане облюбовали местные пещеры и приспособили их под жилища. На склонах гор отовсюду торчат печные и вентиляционные трубы, а у фасадов пещер сушится белье. Мне довелось побывать в одном из “домов”. Кухня, гостиная, две спаленки, хозпомещения — все как обычно, только низко и без окон.
У собора Гауди в Барселоне жгучие брюнетки предлагают ошалевшим туристам бесплатные гвоздики. Если потенциальный клиент не реагирует на любезность, цветы бесцеремонно отнимают и вручают следующему.
Париж. У Эйфелевой башни, на Монмартре цыганки с дорогими цифровыми камерами просят туристов помочь сделать снимок. Главное, выйти на контакт, дальше дело уже другой техники, наработанной веками, в которой они непревзойденные специалисты.
В том, что цыганское племя вездесуще, довелось убедиться уже в Америке. В моем Луисвилле захожу в один непритязательный магазин, следом три женщины в длинных юбках с ватагой чернявой детворы. К ужасу хозяина цыганская поросль растекается по всем углам магазина и начинает потрошить упаковки товаров. Уследить за всеми невозможно, и наверняка они потом вышли с “честно заработанной” добычей.
Сказать, что меня как-то особо интриговала цыганская тема, было бы преувеличением, но недавняя встреча с одной неординарной женщиной подстегнула профессиональный интерес. В американской компании мы с 45-летней Зоей (Zoye) и ее мужем оказались за одним столом. В таких ситуациях беседа обычно исчерпывается набором стандартных фраз, но узнав, что я русский, моя соседка поведала, что ее предки тоже из России. Моя неожиданная “землячка” оказалась правнучкой русских цыган, перебравшихся в Америку в конце XIX-го века. Облик интеллигентной современной женщины и ее преуспевающего “белого” мужа как-то не вязался с цыганскими стереотипами, хотя, как потом рассказала Зоя, она чистокровная цыганка. Ее настоящее имя Зурка. После первого раннего брака во второй раз вышла замуж за нецыгана, тем самым совершив одно из страшнейших цыганских преступлений. Двадцать пять лет назад Зурка уехала из Калифорнии и с тех пор ничего не знает о родителях и своем таборе. Для них она отрезанный ломоть. Ее дети и будущие внуки уже никогда не будут ромами. Мало того, что Зурка порвала с табором, но еще закончила не только школу, но и колледж. По цыганским стандартам, немыслимое образование!
При второй встрече мы опять вернулись к цыганской теме, потом снова и снова. Затем Зоя снабдила меня специальной литературой по своему выбору. По ее словам, достоверных источников о жизни цыган немного, в основном, спекуляции. Цыганское общество очень закрытое, посторонним вход туда запрещен, а если кто и попадет, ему покажут ту картину, какую захотят сами цыгане. Зоя стала моим бескорыстным гидом и консультантом в загадочном мире американских ромов. За что я приношу ей глубокую благодарность.
Не уезжай, ты мой голубчик
а цыганами стелется шлейф мифов. Цыганский парадокс: все их видели, но никто не знает, кто они такие. Мифотворчеством занимаются одинаково как сами ромы, так и те, кто с ними соприкасается. Цыгане любят выдавать себя за “иностранцев”, притом с акцентом на экзотику. Выжившими в катастрофе Атлантиды, выходцами из древнего Израиля, потомками египетских жрецов (прислушайтесь к созвучию слов Gypsy — “цыган” и Egyptian — “египтянин”), татарами, варварами, инками или ацтеками. Но никогда индусами. Наверное потому, что индийскими предками не похвастаешь — они были из низшей касты “неприкасаемых”.
В Индии этнос знали под именем Dom — “люди, которые всегда поют и танцуют”. Наверное, за эти качества персидский шах “выписал” в IX-м веке аж 12 тысяч индийских менестрелей, и с этого момента начинается их Великое кочевье по всему свету. Об этом говорится в поэме Фирдоуси “Шахнамэ”.
Из Персии цыгане двинулись в Армению, где их перекрестили в Lom. И уже в Греции получили окончательный вариант своего имени — Rom, ромы. В силу своей прирожденной музыкальности, цыгане легко усваивали местные языки, и до сих пор в их речи много греческих, армянских и частично русских слов. В XIV-XV веках начинается освоение цыганами России, Восточной, а затем и Западной Европы.
К сотворенным самими цыганами мифам о своем “особом происхождении” следует присовокупить европейские. Еще лет двести назад ученые на полном серьезе считали их евреями, смешавшимися с христианскими бродягами. И как ни странно, для этой версии были основания. В цыганской религии и обрядах очень многое перекликается с еврейской ортодоксией — от непризнания Иисуса сыном Божьим до обрезания.
Несмотря на то, что евреи всегда тянулись к знаниям, а цыгане были безграмотными и без претензий на мессианство, судьбы этих народов оказались схожими. Те и другие — вечные странники. В средневековье евреев и цыган считали повинными в эпидемиях чумы и холеры и загоняли в гетто, иногда совместные. Испанские цыгане даже иногда избирали евреев своими баронами. К обоим народам в Европе было негативное отношение. Евреям устраивали погромы и сгоняли с насиженных мест, цыган, наоборот, насильно загоняли в крепостные. В странах, где не было крепостного права, таких как Франция, Англия, Германия, Испания, короли время от времени пытались силой заставить цыган отказаться от привычного для них образа жизни.
Наиболее радикально к цыганской проблеме подошел Гитлер. И снова сошлись судьбы евреев и цыган — оба народа попали под гильотину “Окончательного решения”. Основные методы репрессий были одинаковы. В начале цыган отправляют в трудовые лагеря. С целью защиты “расовой чистоты” вводится запрет на браки цыган с “арийцами”. В 1939 году принимается закон о запрете бродяжничества и через год начинается массовая депортация цыган со всех оккупированных стран Европы в Аушвиц, Равенсбрюк, Биркенау, Треблинку. Не правда ли, знакомые адреса? Массовая стерилизация без анестезии, подопытные “медицинских экспериментов”, газовые камеры и печи крематориев. По приблизительным оценкам, нацисты уничтожили свыше полумиллиона цыган.
В отличие от евреев, цыгане так и не смогли добиться компенсаций от Германии за Холокост. Боннская конвенция о возмещениях за военные преступления предусматривала компенсации “за преследования по национальному признаку”, а цыган уничтожали, якобы, “за антисоциальное поведение”, то бишь тунеядство и бродяжничество.