цветок отвечает на вопрос кто или что
интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
Части речи – имя существительное
Продолжим рубрику «Основные правила русского языка», и в этой статье начнем разбирать части речи и поговорим об имени существительном. Итак, что же такое имя существительное.
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.
Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Например: цветок, снег.
Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– имена, отчества и фамилии людей;
– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);
– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…
Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.
Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.
Желаю вашим детям успехов в изучении русского языка и отсутствия любых трудностей в учебе.
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
На какой вопрос отвечает слово цветок
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.
– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?
– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.
– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?
– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?
– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?
– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.
– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.
А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.
– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?
– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?
– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.
– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.
– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?
– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.
Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?
– А вот ещё одна картинка.
– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.
– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.
– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.
– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».
Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.
– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?
– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?
– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?
– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?
– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?
– Понятно, действительно просто.
– Давай дальше. Лисичка.
– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.
– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.
– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
– Ну и последнее слово – товарищ.
– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?
– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.
– Я готов, слушай, Василиса.
* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?
* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?
– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?
– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.
–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.
Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.
Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что? (2 класс)
|
|
ТЕМА: «Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что? »
Оборудование: плакат, рисунок маленького старичка. Картинки: мяч, девочка, цветок, собака, картинки для игры.
— сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки. Вот на этом уроке мы и побываем в ней. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы.
Чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:
Сто вопросов – сто ответов,
В них найду я сто секретов.
Все секреты я узнаю,
Если в сказке побываю.
(дети открывают глаза).
— вот мы и очутились в волшебной стране. Мы остановились в доме первого жителя этой страны. Запомните: всех, кто здесь живет, называют ЧАСТИ РЕЧИ. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Ногинска – ногинчане, жителей д.Вишняково – вишняковцы, а тех, кто живет в стране с названием Речь? (части речи)
— первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, зовут ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (учащиеся хором повторяют) на маленьком домике висит табличка :часть речи. Имя существительное.
— здесь живет маленький старичок – волшебник ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, у него есть маленькая волшебная палочка. С помощью которой он может превратиться в любой предмет.
Ребята, назовите предметы, которые вы знаете? (дети называют)
— во все эти предметы и превращается наш друг волшебник Существительное.
Вслушайтесь в имя волшебника. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – т.е. оно обозначает всё, что существует.
Посмотрите, в какой предмет превратился дедушка? (цветок)
— а теперь во что превратился дедушка? (мяч)
— а это кто? (собака, девочка)
— что обозначают слова, которые мы назвали? (предметы)
— если предметы живые, если речь идет о животных, насекомых, людях. Такие существительные называются одушевленные. И к таким словам мы будем ставить вопрос КТО? А на вопрос ЧТО? Отвечают все остальные существительные. Они называются неодушевленные. (дети повторяют хором)
— на впрос КТО? – одушевленные существительные.
— на вопрос ЧТО? – неодушевленные.
— вернемся к нашим словам: цветок, мяч, собака, девочка.
Давайте разберемся какие слова отвечают на вопрос ЧТО? А какие на вопрос КТО?
Проводиться игра «Одушевленное –неодушевленное»
Если существительное одушевленное – дети хлопают, если неодушевленное – сидят.
Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, дятел, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учитель.
— а здесь волшебник — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ спрятался в картинках. Давайте назовём слова, поставим вопросы и продолжим работу в тетради.
Заяц, платье, очки, туфли, ёж, волосы, кошка, голова, руки.
— что обозначают эти слова?
— на какие вопросы они отвечают?
ИГРА «КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ»
— Волшебник спрятался в отгадках. Найдем его.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий. (ЁЖ)
За деревьями – кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Но ни дыма, ни пожара. (ЛИСА)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета (ЗАЯЦ)
Кто в лесу глухом живет
Летом ест малину, мед,
Как назвать одним словом ежа, лису, зайца, медведя?
Что обозначает слово?
На какой вопрос отвечает?
А теперь давайте составим предложение используя слова – отгадки. (ЛИСА, ЗАЯЦ, ЁЖ И МЕДВЕДЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ). Записать предложение в тетрадь и на доске. Подчеркнуть главные члены предложения.
Запись под диктовку. Найди существительное. Поставить вопрос (устно).
1.как называют слова, которые обозначают предмет?
2.на какие вопросы отвечают?
3.как узнать, какой вопрос поставить?
Скажем спасибо старику – волшебнику, за то, что он помог нам разобраться со словами.
Автор: Фёдорова Е.В.
| | |
Комментариев пока нет |
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Дидактический материал по русскому языку «Имя существительное» для 2 класса
I Ознакомление с теоретическим материалом
Прочитай текст.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:
Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные ( девочка, река, город ). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают трёх родов :
мужской род женский род средний род
ливень стена золото
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму ( задать вопрос кто? или что? ).
Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:
II Задания для самостоятельной работы
Прочитай задание и выполни самостоятельно:
Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.
Растения «Кто? или Что?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Научно-исследовательская работа на тему: Растения – кто? Или что? Учитель биологии:. Шамсутдинова Ольга Владимировна Создала проект: Яруллина Карина ученица 8а класса.
Растения – царство живых организмов.
Растения имеют признаки живых организмов: 1. Обмен веществ 2. Питаются 3. Дышат 4. Размножаются 5. Растут и развиваются 6. Умирают.
Цель: Доказать одушевленность растений;
Задачи: Рассмотреть свойства растений как живых организмов; выявить,какими качествами наделяют растения писатели и поэты; выявить причины классификации существительных, обозначающих растения как неодушевленных.
Гипотеза: растения – живые организмы,и они могут в русском языке тоже являться одушевленными существительными.
Строение растений и их свойства.
Орган цветкового растения Функция (работа) органа Корень Укрепляет и удерживает растение в почве, поглощает воду с минеральными солями Побег Вегетативный орган, фотосинтез, размножение, проведение Стебель Выносит листья к свету, проводит воду и питательные вещества Лист Фотосинтез, дыхание, газообмен Цветок Орган семенного размножения
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось…
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится! А. Прокофьев.
Для поэта природа-источник радости, Философского оптимизма и неожиданных открытий.Ярким примером является лирическое стихотворение «Учись у них-у дуба,у берёзы»Перед нами развёрнутая метафора.Философски-психологический подтекст очевиден:дуб-символ стойкости,крепости,силы.Берёза-символ жизнеспособности,гибкости,жизнелюбия,противостояния невзгодам.
Растения в русском языке Слова,обозначающие растения,являются неодушевлёнными существительными. Почему? Морфологические признаки существительного определяются в соответствии с законами языка. По этим законам слова ведут в речи строго по правилам.
Что мы знаем о склонении существительных? И.п. книга,липа книги,липы Р.п. книги,липы книг,лип В.п. книгу,липу книги,липы И.п. медведь,дуб медведи,дубы Р.п. медведя,дуба медведей,дубов В.п. медведя,дуб медведей,дубы
«В языковой картине мира растения, являющие собой качественно иную форму жизни, нежели животные и человек, не воспринимаются как живые организмы»-пишет в своей статье Скобликова.
Возможно через несколько сотен лет «наивные» стереотипы представления о мире переломаются и люди будут считать растения одушевленными.
Таким образом,категория одушевленности зависит от вопроса,который мы задаем к слову. Существительные,обозначающие растения ведут себя в языке,как неодушевленные.Почему? В статье Е.С.Скобликовой написано: «В языковой картине мира растения,являющие собой собой качественно иную форму жизни,нежели животные и человек,не воспринимаются как живые организмы.Автор объянсяет это тем,что способность к самостоятельному передвижению издавна считалось один из характерных признаков живого.
Представления человека о мировоззрении складывались в глубокой древности,тогда же формировался язык,люди в то время многого не знали даже о себе и об окружающем мире. Наивные представления о природе и мире отразились в языковой системе.Одушевленность определялась не по способности предмета расти,развиваться,поглощать кислород,а по способности передвигаться.Но язык – явление развивающиеся.Возможно,в будущем ошибка будет исправлена:слова,называющие растения,будут классифицироваться как существительные одущевленные. Ведь растения-основа всей жизни на Земле.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 44256032805
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.