цветок мураками что значит
«Гараж» показывает глазастые цветочки Такаси Мураками
Такаси Мураками – супер-звезда не только японской, но и мировой арт-сцены. Его феерическая выставка в «Гараже» ставит в тупик только зрителя, незнакомого с мангой, аниме и нынешней всемирно отзывчивой ми-ми-ми культурой. Но таких не много, образы глазастых цветочков, зубастых зайчиков, симпатичных маленьких черепов и смешных свирепых злодеев окружают нас не только в магазинах игрушек (кстати, в экспозиции есть и две горы настоящих игрушек).
Еще и сумочки
Мураками никогда не строил из себя бескорыстного служителя высокого искусства, доходность его объектов и мультипликации для него очень важна. Также он охотно сотрудничает с индустрией моды, больше 10 лет делал для Louis Vuitton дизайн серии сумок в своем фирменном стиле.
Мураками работает не для детей, вслед за другими самыми богатыми и знаменитыми художниками нашего времени – Дэмиеном Херстом и Джефом Кунсом – он бесконечно продолжает детство взрослых, делая стальные скульптуры и многодельные объекты в виде игрушек, потакая всеобщему инфантилизму и паническому стремлению к безмятежности, вечному позитиву. В иронии, правда, он англичанина и американца, пожалуй, превосходит, его мультяшные герои пострашнее будут, есть в них нездоровая странность. Хотя что для нас ирония – для японца не известно что. Мураками очевидно перенял приемы американского и европейского поп-арта, давно работающего с образами рекламы и комиксов, но делает он это исключительно на родной, японской, почве. Смело и раскованно, чтобы не сказать нагло, не боится множить свои образы, устраивая из улыбчивых цветочков прямо-таки ковровую бомбардировку.
В Венеции проходит выставка года «Сокровища затонувшего «Невероятного» Дэмиена Херста
Выставка «Будет ласковый дождь» достаточно большая и разнообразная. По ней можно создать представление о творчестве Мураками, понять истоки его художественного мышления и методы работы. Увидеть объекты, скульптуру, живопись, графику, анимацию его студии и фильм «Глаза медузы». Выставка состоит из пяти глав, в пояснениях к которым рассказано, что такое субкультура отаку, связанная с осмыслением японцами ядерной катастрофы, вытеснением апокалиптических ожиданий и уходом в иллюзорный мир, а также об эстетике кавайи, захватившей, оказывается, всю японскую массовую культуру. Для подчеркивания традиционных истоков суперсовременного искусства Мураками из Пушкинского музея привезли шелковые свитки Cёэнсая Ёвы, натуралистично изобразившего в позапрошлом веке множество бабочек. Но их, конечно, куда меньше, чем мириады цветочков Мураками.
Название выставке дала первая строка стихотворения Сары Тисдэйл о дожде, после которого выжила природа, но не люди. Оно стало популярным после того, как так же назвал свой антиутопический рассказ фантаст Рэй Брэдбери. Но и без толкований, получения новых знаний и понимания японских понятий «Будет ласковый дождь» воспринимается легко и заставляет вздрагивать от неожиданности.
Искусство Мураками эффектно, многодельно, беззастенчиво и пышно. Недаром его персональная выставка прошла семь лет назад в Версале, дворец – символ барочной роскоши – принял навороченные грибочки, хихикающие цветочки и золотых истуканчиков как родных. И конечно, понятно, почему искусство Такаси Мураками относят к психоделическому поп-арту, хотя сам художник – образец трезвости, трудолюбия и прагматизма.
Неоновый Мураками
Такаси Мураками все-таки собрался и приехал в Россию со своим грандиозным проектом «Будет ласковый дождь». Все рекламные флаера пафосно гласили: «Выставка Такаси Мураками в Музее современного искусства «Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России.
Разумеется для нашего отечественного зрителя, крайне необычно и даже дико видеть все то, что приволок за тридевять земель один из самых успешных художников современной Японии. Вполне адекватная реакция для тех, у кого фамилия Мураками в первую очередь ассоциируется с «Дэнс, дэнс, дэнс» или например «Норвежским лесом». И это в лучшем случае. В худшем — интерес, вызванный тысячами селфи на фоне картин, выложенных пользователями в Инстаграм.
Билеты на выставку «Гараж» продавали за традиционные 500р. Недорого, но нужно было постоять в очередях: минут тридцать у кассы и около часа в очереди ко входу на выставку. А если вы не умеете обходить очереди к гардеробу, то смело можно накидывать еще минут тридцать, дабы сдать на хранение свою верхнюю одежду.
Кассиры разводят руками:
— Ну а что вы хотели? Это мировая звезда! Это Мураками! И на сайте у нас уведомление об очередях есть.
Вот очередь ко входу на выставку. Впускают лишь столько человек, сколько спустились.
4) Неверно утверждать, что на выставку пришла лишь школота и любители анимэ. Я видел людей разных возрастов и положений.
5) «Цветок Матанго» (акрил, масло, стеклопластик и сталь) На фото слева. Поначалу я принял его за дерево. Высота такого цветка около трех метров. Когда я начал вглядываться в десятки улыбающихся мне образов, то тут же впал в транс. Вспомнил свою подругу, увидел образы ее творчества в блеске акрила, широких улыбках цветков и улетел куда-то далеко. Хотя происхождение «Цветка Матанго» далеко от романтики.
На этом же коллаже, справа расположен высокий и крайне необычный гриб ( «Зонтик тролля», 2002 г )
6) Вообще грибов на этой выставке было достаточно. Вот, например, их целая поляна. В центре Мистер ДОБ, которого Такаси создал как идола современной массовой культуры. Мистер ДОБ получил такое имя из сокращенной фразы на японском «Dobojite, dobojite?», которое переводится как «Зачем? Зачем?
7) Мистер ДОБ был создал по подобию Микки Мауза и является главным героем творчества Мураками. Автор широко использует его в своем творчестве.
ДОБ в белоснежном (в синий и киноварь), 2013 г. Сделан из холста, смонтированного на алюминий, акрил и листовую платину. 300х300 две панели.
— Болор чарутян арматы арцатасирютюна (с)
Если кого-то интересует галерея Ларри Гакосяна, то можете ознакомиться с ней здесь. У него кстати, самая большая коллекция современных произведений искусства в мире.
8) Пора переключиться с картин на самого художника.
В свои 55 Такаси выглядит довольно хорошо. Родился он в обычной японской семье. Катастрофы, череда войн и оккупация не могли не наложить свой отпечаток на художника. Но за чередой черных полос наступила эра благословения. В Японию хлынули экономические инвестиции, способствующие полноценному и стремительному росту экономики и развитию культуры. Япония отказалась от политики самоизоляции, простила обиды западным «друзьям» и раскрыла свои объятия миру. В страну хлынула массовая культура.
9) Из интервью Центру современного искусства «Гараж» (дословно):
― Я сочетаю в своих работах две взаимоисключающие вещи, но у всех у них единый базис, я надеюсь. С одной стороны это культура манго: развлекательная, игровая. А с другой – ощущение катастрофы. Я сочетаю эти разные категории: милые вещи со взыровоопасными. Что касается последнего, это черепа, Годзилла, разнообразные монстры. Но все это в первую очередь связано с переживаниями ядерной катастрофы. Это точка отсчета моей визуальности. Именно это я исследую во всех своих работах. Вот основа этих противоположных категорий. Это самое важное исследование для меня.
Выставка художника в Музее современного искусства «Гараж» состоит из нескольких секторов. Каждый из них представляет собой отдельный этап в жизни и творчестве Мураками.
10) «Дарума», 2010 г. Холст, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил, листовая платина.
11) Эка дампи («Ампутиция руки Эки»). Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая пластина, акрил.
А возвращаясь обратно к «Эка дампи» мне вспоминается одна известная мудрость: «Как только будет готов ученик, учитель всегда найдется». И еще одна: Плох тот ученик, который не превзойдет своего учителя». Самое удивительное, что если мы уберем первую букву из цитаты Леонардо, то смысл приобретет более яркий и выраженный характер. 🙂
12) Такаси можно считать полноценным художником. Он работает в разных направлениях: от скульптуры до анимации. Достаточно открытый, активный и талантливый маркетолог своей жизни. Многим известна его история сотрудничества с Luis Vuitton. Мураками после этого превратился в мага элитарного искусства. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи. А Мураками, утверждался во мнении, что мода и элитарное бренды могут быть единым визуальным отражением эпохи. Так ли это было на самом деле? Что двигало ими обоими? Да какая уже разница, теперь у Мураками есть собственная корпорация с офисами в США и Японии.
13) А вот еще один пример удачного сотрудничества. На этот раз с Google. Такаси создал дудл ко дню солнцестояния в 2011г. Надеюсь этот креативный дудл напугал немного народа.
Давайте же вернемся на выставку к Такаси Мураками. Ведь впереди еще много интересного и восхитительного.
— Добрый вечер, можно мне вон ту Годзиллу и маленького Пикачу? Только у меня наличных нет. Можно карточкой расплатиться?
— Это инсталляция. Мы не продаем их.
16) Поклонники комиксов, манго и покемонов могут всматриваться в эти «игрушки» долго. Кажется, вся Вселенная анимэ собралась тут. Кого только не найдешь.
17) Вот еще одно дерево. Столько в нем добра 🙂
19) С Катей мы зашли в кинозал, чтобы посмотреть короткометражный фильм «Глаза Медузы», срежиссированный автором выставки. Здесь вы можете посмотреть его трейлер, а здесь ссылка на фильм.
22) Несмотря на то, что после двадцати минут просмотра треть зала опустела, мне понравился этот фильм. Посыл хороший, актуальный, но насилия было многовато. Многие родители со своими детьми поторопились покинуть кинозал спустя двадцать минут просмотра.
23) Суровый арт-триптих переосмыслен: «Восторг! Вызов. и вопрос!» 2010г. Холост, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил.
В одном из номеров Нобуо Цудзи предлагает Такаси изобразить портрет великого императора Го-Сирокавы, который в свое время был страстным ценителем искусства. Таким образом профессор искусствоведения предложил Мураками доказать свою конгениальность. Мураками в ответ создает триптих, на котором изображает самого` профессора Нобуи Цудзи. И называет картины так:
24) Множество полотен художника украшены вот такими черепами. Они изобилуют своим количеством, размером, цветом и формой.
25) Тайм Бокан (Зеленый, красный, синий) 2001 г
26) Вот еще, на пример 😉
28) Хочется показать несколько скульптур японского художника, которых почему-то не было на выставке в Москве 🙂 Но в то же время их знают и видели многие.
С первыми двумя связан один скандал, обойти который я не могу. В 2011 году более одиннадцати тысяч человек бойкотировали предстоящую выставку японского художника в Версале. Разумеется эти скульптуры не попали за порог французского дворца. «Порочное искусство» художника было ограничено в экспонировании. Мураками парировал критику тем, что данные произведения не что иное как сатира на банальную сексуальность, предложенную современной массовой культурой.
29) Серия эскизов, нарисованных молодыми руками автора выставки
30) Даже скотчем переклеено. Наверно, и в правду они остались с тех пор.
32) Многие любят комиксы 😉
33) Еще немного грибов в студию 😉
34) Он тоже устал, столько людей на него глазеют 🙂 «Алое сердце», 2002 г
35) А вот и я на фоне Enso. Энсо — дзенский каллиграфический символ в виде круга, означающий совершенное просветление и «изначальную природу Будды». Немного похабно выглядит, но уж простите, никакого скрытого подтекста 😉
36) Должно быть многие видели фильм «Прибытие». В нем режиссер также использует символику Enso как основу языка, в диалоге между пришельцами и людьми. Рекомендую посмотреть этот фильм. На фоне всех инопланетных-апокалипсисов картина Дени Вильнева стоит чуть ли не особняком 😉
37) Лев всматривается в бездну смерти», 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил, золото 150х300 см
41) Этот раздел экспозиции относится к «Кавайи». К своеобразной «милоте», где реальность теряется в тысячах улыбках, плоскость перетекает в океан образов, где каждая капля формирует общую композицию.
42) Глядя на все это я подумал: Давайте посадим человека по центру кавайи. Не важно, какого пола, возраста и т.д. Пусть он смотрит на все это часов шесть. В перерывах мы, конечно будем его подкармливать. А потом резко выведем на улицу в зимний парк Горького. Что же будет с этим человеком? Как вы думаете? 🙂
44) Вот к примеру «крупицы воспоминаний» о бомбардировке Хиросимы. Такаси видел и чувствовал это в 17 лет. Серия фотографий на военную тематику
46) Катя, с удивлением разглядывает фотографии из прошлого Японии.
Еще несколько фотографий:
«Пламя желаний» (Стеклопластик, листовое золото). Представлено художником и Perrotin. Позади него, в правом углу представлена работа без названия, созданная при участии MADSAKI, snipe1, TENGA one и ONEZKER в 2017г (Холст, акрил, аэрозольная краска).
47)
48) Мураками даже показывал мультики 🙂
49) Чем-то смахивает на чешского крота.
51) Творчество Мураками никого не оставляет в покое. Даже охрана загипнотизирована.