цветочный бизнес на дому с чего начать
Кейс: цветочный магазин в центре Москвы
Как открыть свое дело без знаний, опыта и запасного плана
Я работала инженером-экономистом в ракетно-космической отрасли, когда решила открыть свой цветочный магазин. Это был первый год после института, мы с будущим мужем хотели купить жилье в Москве и завести детей, но на зарплату инженера это казалось возможным только лет через десять.
Мы осознавали, что свой бизнес — это большой риск прогореть и потерять деньги впустую, но верили в свое дело и мечтали с помощью него взять квартиру без ипотеки уже через три года.
Цветочную сферу выбрали не случайно. На работе я отвечала за цветы для коллег на дни рождения и корпоративные праздники. Мне нравилось выбирать цветы, составлять букеты. Когда работаешь инженером, не хватает вокруг эстетики, чего-то прекрасного и творческого. Своя цветочная казалась мне отдушиной. Кроме того, для открытия цветочного нет специальных санитарных и пожарных норм — это еще одна из причин, почему нас привлек этот бизнес.
Во сколько обошлось открытие
Мы долго не могли решиться: опыта во флористике не было, а организовать бизнес казалось очень сложным. Решили рискнуть, когда цена на помещение нашей мечты снизилась.
Деньги на открытие магазина взяли в кредит, а ИП решил оформить муж. Выбрали УСН, потому что так легче вести отчетность: просто платишь 6% налогов от прибыли каждый месяц, НДС мы не платим. В среднем на налоги у нас уходит 40 000 Р в месяц. Никаких дополнительных справок и документов для открытия цветочного магазина не требуется.
Мы не составляли бизнес-план — просто погуглили, сколько стоит оборудование и цветы и примерно посчитали все траты. У нас получилось 350 000 Р на открытие, наших накоплений на это хватало.
Запасного плана не было, была четкая цель — открыться через полтора месяца, потому что приближалось 1 сентября. Это один из основных прибыльных праздников для флористов, было важно стартовать прямо перед ним.
Не было и денег на следующие месяцы на случай того, если бизнес будет работать в минус. Проблемы с деньгами решили рассматривать по мере их поступления — в случае чего можно было занять или взять кредит.
Цветочный бизнес: сложный, но приятный
Есть мнение, что цветочный бизнес — один из самых прибыльных, который к тому же быстро окупается. Первое сентября, День учителя, 14 февраля, 8 марта — и вот ты уже в плюсе. Соучредители салона «Цветы на Луначарского, 78» Ольга Логиновских и Валентина Фетисова на собственном опыте знают, насколько это непростой бизнес. Но если ты сумел стать в нем профи — тогда он очень приятный.
— Давайте начнем с вопроса, когда у вас появилась идея открыть собственный цветочный магазин. У вас обеих был уже немалый опыт наемной работы в этом бизнесе. Где вы этому учились? Когда поняли, что готовы к тому, чтобы самим строить бизнес?
Ольга: В общей сложности я 13 лет в этой сфере, за 4 года перед открытием бизнеса я была директором цветочного магазина. Валентина пришла ко мне работать, окончив курсы флористики. Сама я училась флористике в Архитектурной академии, пока сидела с младшим сыном в декрете.
Валентина: Я окончила самые бюджетные курсы флористики, они меня ничему не научили, как я сейчас понимаю, но дали входной билет в любой цветочный магазин. Позже, уже в процессе работы, я много где училась, в частности у знаменитого Мариуса Гвилдиса. Он четко различал хобби-курсы, где можно научиться делать веночки для удовольствия, и профессиональные занятия, на которых заинтересованные люди изучают, к примеру, технику транспарентных каркасов. Преподавать на таких курсах могут только опытные флористы. Я работала и в сетевых магазинах, и на оптовой базе, где изучила взаимоотношения поставщиков и покупателей. В какой-то момент поняла, что хочу делать такие букеты, какие мне нравятся. Но понимала, что миллионов в банке у меня нет и сама я этого не осилю.
— Было страшно начинать?
Ольга: Конечно, были и страх, и сомнения. Но когда решишься, это дает внутреннюю свободу.
Валентина: Я долго думала о том, чтобы открыть свое дело: внутри себя, тихонечко. Полгода ходила мимо помещения, которое в итоге стало нашим магазином, а тогда сдавалось в аренду. И вот 1 января 2015 года я сказала: «Все, хватит. Завтра я узнаю, сколько это стоит». И уже к маю все случилось. Просто надо в какой-то момент перестать бояться и сделать первый шаг.
— Есть такое заблуждение: цветочный бизнес — это просто и красиво. Рядом с вами сегодня больше десятка цветочных магазинов и киосков. Некоторые открываются и быстро закрываются. Что бы вы сейчас посоветовали тем, кто хочет открыть подобный бизнес?
Валентина: Для начала надо иметь в виду, что нужен минимум миллион рублей на счету и еще какие-то деньги, чтобы полгода существовать. Это при условии, что вы нашли место, где хороший трафик, где уже есть клиенты, которые захотят к вам прийти. И еще полезно пойти на хороший хобби-курс по флористике, чтобы понять, нравится вам это или нет. Потому что если вы это не полюбите, то очень быстро почувствуете, как это тяжело. Нужно желание и любовь к этой работе.
Ольга: Это большая иллюзия, что все это красиво и легко. Нам клиенты часто говорят: у вас тут так красиво, вы, должно быть, с большим удовольствием работаете. Ну да, мы работаем с удовольствием. Но это тяжелая работа: холодная вода, иногда грязь, руки в цыпках после праздников.
— Нужно ли самому быть флористом, чтобы бизнес стал успешным?
Валентина: Надо обязательно разбираться в цветах. Технологии постоянно меняются, сейчас, например, в цветах используются другие химические агенты. Восемь лет назад гортензии по три недели не стояли. Появились другие сорта цветов, другие окраски. Надо нос по ветру держать и все знать.
Ольга: Да, в этой области надо быть профессионалом. Цветы — это скоропортящийся товар. У каждого цветка есть срок жизни и навечно его не сохранишь. До какого-то момента его можно реанимировать, спасать, ухаживать. Но гнилым цветком торговать нельзя.
— Аренда помещения, обслуживающий банк, налоговая отчетность, бухгалтерия — то, чем приходится заниматься каждому предпринимателю. Это сложный путь, ведь требуется много специальных знаний и навыков, а если их нет, нужны грамотные консультанты. Как вы с этим справлялись? Какую системуналогообложения выбрали? Где и как добирали необходимые знания?
Валентина: Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: бухгалтер — бухгалтерией, флорист — флористикой, директор магазина — управлением. Мы даже не пытались заниматься бухгалтерией самостоятельно, сразу наняли специалиста из профильной организации.
Ольга: Мы вначале работали на патенте, но это невыгодно для нас. Поработали, почувствовали, что нам это не подходит: и по субъективным причинам, и дороже, чем на ЕНВД, получается. Бухгалтер нам показала, сколько мы будем платить на одной, другой, третьей системе. ЕНВД пока нас устраивает.
Валентина: Есть и минус в этой системе. Предоставить подтверждение для получения кредита в банке не получится. ИП в том числе поэтому кредитов не дают. У нас была ситуация, когда нужна была очень небольшая сумма, но очень срочно. И ни один банк нам ее не дал.
— Насколько сложная система учета в этом бизнесе? Со стороны кажется, что за месяц проходят через прилавок тысячи и тысячи цветов, зелени, упаковки и прочего.
Ольга: Мы выбираем систему попроще: закладываем процент на выброс цветка, на списание, на уценку. И если мы в этот процент укладываемся, то считаем, что нормально сработали. Все делается вручную, никакую программу 1С невозможно стопроцентно идеально адаптировать под цветы: слишком дорого заказывать специально разработчику. И даже в больших магазинах бывает так, что при всем компьютеризированном учете пишут вручную что-то, чего нельзя учесть.
— Говорят, что цветочный бизнес считается одним из самых прибыльных, потому что все затраты окупаются максимум за год. Так ли это?
Ольга: Нет, это далеко не так. Во-первых, в этом бизнесе огромная конкуренция. Мнение о быстрой окупаемости родилось еще в 90-х, когда было мало магазинчиков и все влет уходило. Люди после 8 марта покупали себе машины и квартиры. А сейчас цветочный киоск даже необходимые вложения и за год не окупит, магазин — тем более. Люди зачастую работают на товарообороте.
А еще в нашем случае не было финансовой подушки. Это совсем другое дело, когда есть запас и ты можешь спокойно нарабатывать клиентскую базу первые полгода. Но это не про нас. Несмотря на удовольствие от самостоятельной работы, первый год прожили в стрессе. Мы же открылись со «спартанской» базой.
— Как я понимаю, в этом бизнесе отношения с клиентами — вопрос особый. Люди покупают не просто цветы, а настроение, чувства, пожелания. И при этом цветы — товар дорогостоящий. Есть у вас какой-то свой подход к клиентам?
Валентина: Мне всегда хотелось, чтобы человек, заходя в цветочный магазин, порадовался. И не чувствовал себя нищим, не испытывал неловкости. И чтобы продавец не смотрел на покупателя, как варан голодный. Меня это всегда коробило. Я хочу, чтобы человек, выходя от нас, хотел вернуться. Даже если он ничего не купил. Когда мы только открылись, я работала и разговаривала со всеми бабушками, с жителями дома, просто любопытствующими. А люди ведь у нас нервные, загруженные, озабоченные, у всех свои проблемы. Мне хотелось создать здесь такой островок уюта, где можно дружелюбно поговорить о чем угодно, в том числе и о цветах, конечно. Это такая тема, которая расслабляет любого. И с людьми нужно разговаривать профессионально, но не свысока. Бывает, что человек приходит и говорит: у меня вот 200 рублей, но хочу не просто хризантемки купить, а что-то сделать, маленький букетик. Мы тоже это можем. У нас индивидуальный подход по полной программе.
— Как бы вы сформулировали, в чем отличие вашего магазина от других, в чем его уникальность?
Ольга: Душевность, теплое отношение к покупателям. Мы их любим. Человек спрашивает, как ухаживать за растениями — всегда стараемся объяснить, рассказать. Это тип европейского магазина: заходишь и попадаешь в непринужденную атмосферу, можно посмотреть, поговорить, даже кофе выпить.
Валентина: Мы стремимся к тому, чтобы все наши клиенты, независимо от кошелька, чувствовали себя комфортно и могли выбрать красивый букет даже на небольшую сумму.Когда открылся большой сетевой магазин рядом, все наши клиенты сходили туда, посмотрели. и вернулись в течение двух месяцев. Они ценят наш индивидуальный подход. Это важно в том числе для людей, которые могут себе позволить дорогой букет. Например, в каком-нибудь клубном доме открывается цветочный салон. Там цены — просто близко не подойдешь, букеты от 2000 рублей. Покупатель в таких местах — человек состоятельный, но ему, может быть, просто не нужен такой букет, а хочется купить маленький изящный знак внимания. Когда-то давно, на старте нашего бизнеса, мы попробовали сделать небольшие букеты. Вот осталась у меня хризантемка, я сделала маленький букетик, добавила туда лаванды, поставила в вазочку и подписала «букет-комплимент», цена 200 рублей. Я поняла, что это людям нравится, и стала постоянно делать такие мини-букетики. Однажды покупатель сказал: а мне далеко везти, что будем делать? Я поставила этот букетик в маленькую флористическую губку. Получился такой милаш! Я поняла, что такие букетики можно делать сериями, выставлять несколько штук, немного отличающихся друг от друга. Они хорошо смотрятся. И теперь их не просто покупают штучно, но и заказывают на праздники.
И еще — мы работаем профессионально. Я иногда вижу букеты в Инстаграме: красиво, но стоять не будут. А мы можем то же самое, но проживет долго. Это требует мастерства и знаний. И стараемся придерживать цены. Затраты у нас большие, но все-таки на некоторые позиции цены ниже, чем в сети.
Ольга: Да, у нас есть цветы на любой кошелек. Бывает, заходит женщина и говорит: я к подруге поехала чаю попить, вот тортик купила, еще цветочки нужны — порадовать. Выберите мне что-нибудь на небольшую сумму. Она обязательно уйдет от нас с цветами.
Валентина: И еще мы не продаем плохие цветы. Это наше рабочее кредо. Вначале мы много теряли на этом. Но когда у нас образовался определенный оборот и мы начали твердо понимать, какой объем, какой прирост, стало ясно, что можно и нужно торговать только свежими цветами. Они все перерабатываются и расходятся. Реально продавать почти все в период жизни цветка.
Так сложилось, что у нас не просто цветочный салон, а целое арт-пространство. Я не знаю ни одного цветочного салона, где бы постоянно проходили художественные выставки (у нас их было около 30 за 4 года), продавались самые разные работы замечательных художников — всех жанров и техник. Мы делаем открытие каждой персональной выставки, куда приходит много новых для нас людей. У нас играет живая музыка, люди общаются, все это тоже создает неформальную атмосферу.
— А кто ваши любимые покупатели?
Валентина: Меня очень радуют мужчины, которые покупают цветы своим дочкам. Они бывают совсем маленькими, 5-6 лет, но папы выбирают вполне серьезно — и именно то, что девочкам нравится.
Ольга: И наоборот. У нас довольно много детей бывает. И есть один сын художницы, он впервые еще на коляске к нам приехал. И вот теперь дашь ему 2-3 маленьких цветочка, и он бежит дарить их своей маме.
Валентина: У нас на стене — часы с кукушкой. Мы купили их специально. И вот детки приходят в магазин и только увидят, как она выскакивает из окошка, восторг сплошной! А еще у нас сидел в кресле большой белый медведь, и вот одна девочка в течение полугода заходила с ним поздороваться и подержать его за лапу. Наш администратор ВКонтакте так про него написала, что за этого медведя просто битва произошла, покупатели чуть не поссорились, кому он достанется.
Есть и взрослые истории. Один молодой человек с очень хорошим вкусом приходил к нам за цветами для девушки. Он умел выбирать, и букеты получались небольшие, но очень изысканные. Потом он пришел за цветами на свадьбу. Потом к нам пришла его теща и сказала, что зять дарит ей потрясающие букеты из нашего магазина. Потом понадобились цветы на рождение ребенка. Потом пришел с этим крошкой полуторагодовалым — за цветами маме.
И таких случаев немало: когда парни покупают у нас букеты для своих девушек, а потом — для жен. Есть две пары, абсолютно разные, которые каждый год в дату бракосочетания повторяют свой свадебный букет. Романтиков гораздо больше, чем кажется.
Как открыть цветочный магазин: гайд для начинающих
Открыть цветочный магазин мечтают многие. Но как удержаться в нише с низким порогом входа и выдержать конкуренцию? Что важно предусмотреть на старте и о чем нельзя забывать? Мы спросили у Валерия Смыка, пользователя МоегоСклада и владельца цветочной базы Las Flores, салона цветов и интернет-магазина qpFlora из Санкт-Петербурга.
7 лет назад мы с компаньоном арендовали помещение для хранения цветов. Розницу сначала вообще не планировали — нацеливались на оптовые продажи.
Однажды к нам обратилась клиентка, которая предложила купить ее цветочный магазин. У нее не получалось вести этот бизнес. Мы посмотрели и решили купить его — просто так, для души. Вот так и началась наша эпопея с цветочной розницей. А недавно к ней добавился и онлайн: хотим и сами научиться продавать цветы в интернете, и помочь нашим оптовым покупателям осваивать новые торговые площадки.
Выгодно ли открывать цветочный магазин
В цветочном бизнесе продаются товары, которые имеют постоянный спрос. Рентабельность у него достаточно высокая, а вот маржинальность очень низкая. На хороший результат выйти не так-то просто —для этого надо учитывать много всего сразу.
Первое — стоимость входа. Нужно примерно посчитать, когда бизнес выйдет на окупаемость. Начать дело можно и с 500 тысячами. Франшиза начинается с 2,5 миллионов.
Второе — сотрудники. Важно с самого начала учесть, что если вы не хотите работать в режиме 24/7, придется нанять людей. А это зарплаты и дополнительные налоги.
Третье — ресурсы на развитие и окупаемость. На старте их требуется намного больше, чем продвинутому бизнесу. Многие не учитывают это, когда открывают цветочный магазин.
90% людей думает, что цветочный бизнес — это про цветы. Но все наоборот: это больше про бизнес. Если просто делать букеты — ничего не выйдет. Это сложный бизнес, который выходит на окупаемость самое малое через полгода.
На чем можно сэкономить на старте
Начните с онлайн-продаж. Не открывайте офлайн-точку, пока не получите стабильную прибыль, продавая цветы через интернет. Веб-проекты могут жить припеваючи и сами по себе. Продавая в онлайне, можно сэкономить на аренде: шоурум не нужен, достаточно пространства для хранения цветов, а это обходится намного дешевле.
Я советовал бы людям сначала развиться в том, что у них получается, достичь уверенных продаж. А потом уже думать о дальнейших перспективах.
Покупайте цветы у российских поставщиков. Так вы сэкономите на транспортировке цветов из за рубежа, стоимость которой зависит от курса валют. К примеру, тюльпаны, хризантемы и лизиантусы сейчас начали выращивать и в России. Но покупать нужно только у надежных поставщиков. А таких в России найти непросто.
Типичный российский поставщик сегодня продаст тебе, а завтра — тому, кто заплатил на рубль дороже. С ним не хватает стабильности, так как культура бизнеса у нас еще не сформировалась.
Как отстроиться от конкурентов
Найти потребности, которые на рынке еще не удовлетворены или удовлетворены не в полной мере. Las Flores, к примеру, сделал ставку на продажу экзотических цветов. И не прогадал.
Мы открылись в мае, а уже в июне начали возить экзотические цветы. Попали как раз под свадебный сезон — и смогли его пережить без крупных списаний. У нас получилось стать площадкой с большим выбором экзотики. А еще сработала реклама в Инстаграме. Тогда мало кто на рынке этим занимался.
За 4 первых месяца к нам так прикипели наши оптовые покупатели, что многие из них начали внедрять экзотику и в свой ассортимент. Они нас хорошо поддержали в то время.
Думать о покупателях. Например, можно составить для них подробную инструкцию, как продлить жизнь цветам — и приклеить на упаковку букета этикетку с QR-кодом, по которому можно перейти на видео. А еще — как можно чаще привозить свежие цветы, открыть магазин в удобном и доступном месте, и так далее.
«Заботиться о покупателях — лучший подход к клиентоориентированности! Когда мы начинали, отношение к покупателям на существующих цветочных оптовых базах Петербурга было не лучшим. А мы давали им пледы, чтобы покупателям было комфортно, пока они выбирают цветы. Ведь на огромной цветочной базе среди холодильников холодно.
А еще мы танцевали! В нашем инстаграме много таких видео».
Не забывать о показателях. Мало просто смотреть на них, нужно научиться видеть закономерности и использовать это:
Закон Парето — о том, что 20% усилий дают 80% результата. Знал-то я это еще с института. Но думал: «Прикольно, и что с того». А однажды, когда разбирал оптовые ведомости, пытаясь понять, как выстроить работу отдела продаж, вспомнил вдруг про этот принцип и решил проанализировать показатели. И знаете, что получилось?
Оказывается, всего 17% процентов клиентов дают нам 83% оборота.
Тогда я и решил, что у каждого клиента из этих 17% должен быть личный менеджер и специальные условия сотрудничества.
Как выбрать помещение для торговли
Первым делом подумать о том, кому вы хотите продавать цветы. Для букетов сегмента масс-маркет подойдет точка с максимальной проходимостью. Открываться в спальном районе стоит, если вы ориентируетесь на средней цены букеты. А если размещаться в элитном коттеджном поселке или жилом комплексе — то только очень дорогие цветы.
Каким бы сумасшедшим ты ни был, рано или поздно найдешь таких же сумасшедших покупателей — тех, кому нравится то, что ты делаешь. Но надо понимать, насколько правильно делать ставку только на это.
Делать как самый сильный игрок на рынке. Значит ли это расположиться у метро? Вовсе не обязательно.
Открыться у метро — не всегда гарантия. Иногда у торговых центров поток людей лучше. Сейчас прибыльно продавать цветы в больших спальных районах. Часто там строят огромные жилые комплексы, так называемые человейники, где много людей живет на маленьком пространстве и активно пользуется инфраструктурой.
Открыть для магазина витрину в соцсети. Сегодня заказать цветы в интернете — самый простой и удобный способ покупки. Для цветочного магазина прекрасно работает Инстаграм.
Покупатели сейчас уже начали доверять картинке — появился стандарт качества, сложились ожидания. Людям больше не надо ходить по магазину и трогать цветы. Они понимают, что если качество букета их не устроит, они смогут пожаловаться, написать плохой отзыв, даже получить возврат.
Как вести учет в магазине цветов
Делать это можно с помощью МоегоСклада — системы учета и CRM для онлайн-торговли. В МоемСкладе можно отслеживать статистику по продажам, управлять заказами из всех каналов в режиме одного окна, автоматически обновлять информацию о наличии, ценах и статусе доставки на витринах всех ваших магазинов. Есть интеграция с Instagram Shopping, ВКонтакте и интернет-магазинами, можно создать витрину в Телеграме.
Сколько цветов в день мы продаем? Сейчас как раз в МоемСкладе и посмотрим. В розницу где-то 400-600 стеблей в день. А в оптом — около 4000 в день. Но стебли бывают разной ценности: одни стоят 30 рублей, а другие 1500. Одного количества недостаточно, чтобы делать выводы.
Скоро Las Flores запустит онлайн-миникурс о том, как вести учет в магазине цветов. Курс пока находится в разработке. Запись откроется в инстаграме Las Flores.
Как выбирать поставщиков
Пока вы не понимаете, что и кому хотите продавать, заниматься поиском поставщика цветов не имеет смысла. А что делать, когда с этим уже разобрались?
Пообщаться с потенциальными поставщиками лично. Важно посмотреть вживую и на людей, с которыми собираетесь работать, и на сами цветы, из которых, возможно, будете делать букеты. И не обязательно выбирать только одного поставщика: вы можете покупать у всех, кто вам понравится при встрече.
Выбирать не по цене. Низкая цена — чаще всего и низкое качество.
Низкую цену дает тот, кто использует самые дешевые удобрения, то есть выращивает легкий, хрупкий цветок. Если вы хотите получать хорошие цветы и постоянных клиентов, не стоит гнаться за самой низкой ценой.
Как ухаживать за цветами в магазине: базовые правила
Один раз в два дня менять воду в вазе. Делать это нужно так, чтобы в ней не оставалось бактерий.
Представьте магазинную витрину с цветами. Чтобы правильно поменять воду, нужно:
И так все витрины. А в каждой — штук 70 ваз!
Цветам, как и людям, для жизни нужна вода. Если ее не хватает, цветы начинают впитывать влагу из воздуха. В стебле от этого образуется воздушная пробка, которая не дает цветку пить — и питать влагой стебель и бутон. Чтобы увеличить площадь, через которую цветок пьет, важно эту пробку срезать. Лучше всего — специальным секатором под углом 45 градусов. Обычно воздушная пробка занимает участок стебля не больше 2 сантиметров.
Со временем чистая вода в вазе становится грязной. Мы этого не видим, но маленькие частички грязи и примесей, находящиеся в воде, закупоривают срезы. Из-за этого цветку сложнее пить. Поэтому срез важно регулярно обновлять.
Не подвергать цветы воздействию высоких температур. Чем прохладнее, тем лучше для цветка. Поэтому ставить их у батареи или под прямые солнечные лучи нельзя.
Искать индивидуальный подход. Цветы, как и людей, нужно научиться понимать: одной теории недостаточно. Так, ечтобы цветы жили дольше, для каждого букета важно подобрать и поддерживать правильный кислотно-щелочной баланс в воде и уровень глюкозы. Но и это еще не все.
Чтобы правильно разместить цветы в магазине на витрине, нужно усвоить огромный пласт информации — изучить приемлемую для цветов температуру, влажность воздуха, правила освещения и соседства цветов.
Как оформить витрину в цветочном магазине лучше всего? Если вы всерьез задумываетесь о том, как открыть цветочный магазин и не наделать ошибок, не поленитесь пройти курсы по колористике и витринистике. Альтернативный вариант, если первый осуществить не получится — поработать в хорошем цветочном магазине, прежде чем открывать собственный.
Как оставаться на плаву, когда конкуренты наступают
Конкуренты есть на любом рынке, но видеть в них только угрозу не обязательно: можно смотреть на них и как на источник мотивации и вдохновения.
С чего можно начать цветочный бизнес, если не хотите работать флористом «на дядю»
Поможем разобраться с моделями бизнеса, ОКВЭД и налогами, размером инвестиций и типичными ошибками начинающих предпринимателей.
Флорист может работать по найму, а может открыть своё собственное дело: цветочный магазин, флористическую мастерскую или бизнес на дому.
Рассказываем, что может понадобиться для открытия цветочного бизнеса:
Автор-фрилансер, пишет на разные темы, чаще о растениеводстве и технологиях в сельском хозяйстве.
Модели цветочного бизнеса
1. Франшиза
Франшиза
Право вести свой собственный бизнес под брендом уже известной компании. Вы открываете своё дело с нуля, но с определёнными знаниями, опытом, поддержкой. Такая услуга не бесплатная: нужно заплатить паушальный (вступительный) взнос и роялти.
Паушальный взнос
Е диноразовый, его вносит франчайзи (покупатель франшизы) при подписании договора. Сюда входят передача права на использование товарного знака, подробное описание бизнес-модели. Иногда включена стоимость обучения партнёра и его сотрудников.
Роялти
Ежемесячные платежи компании за текущую поддержку, обновление стандартов, адаптацию маркетинговых материалов.
Можно прикинуть объём инвестиций на примере Асият Талгановой из Кисловодска, которая открыла цветочный бизнес по франшизе и рассказала, сколько это стоит:
Итого: 538 000 рублей.
Например, цветочная мастерская «Мистер Флористер» проводит мастер-классы для детей, оформляет свадьбы и продаёт цветы. По условиям франшизы численность населения в городе должна быть не менее 5 000 человек, а площадь магазина — 25–50 квадратных метров. Чтобы открыть магазин, франчайзи необходимо заплатить паушальный взнос в размере 200 000 рублей. Роялти составляет 0%.
А магазин «Цветов.ру» требует паушальный взнос 199 000–300 000 рублей и срок окупаемости 6–14 месяцев. Компания предлагает три пакета франшизы: для маленьких городов с населением до 199 000 человек, средних городов — до 599 000 чел, и больших — от 600 000 чел. После заключения договора предприниматель получает множество инструментов, например приложение для курьеров и флористов, видеокурсы для флористов и руководителей, доступ к аукционам Голландии и Эквадора и так далее.
Открывая салон цветов или флористическую мастерскую по франшизе, вы получаете:
При таком количестве плюсов минусы всё-таки тоже есть:
2. Собственный салон
Открытие магазина цветов с нуля — возможность реализовать все свои идеи. Вы ведёте бизнес так, как считаете нужным, без необходимости работать по строгой схеме, как в случае с франшизой. Однако понадобится много ресурсов, чтобы наработать свой бренд, и есть риск наступить на гораздо большее количество грабель без помощи партнёра.
Чтобы открыть цветочный салон с нуля, потребуется минимум 600 000 рублей стартового капитала. На что пойдут эти деньги:
Кроме перечисленных расходов, потребуются деньги на зарплату работников, если они у вас будут. (Мы уже писали о том, сколько зарабатывает флорист и чем занимается.)
Открывая цветочный магазин самостоятельно, вы сможете сами решать многие вопросы:
Ещё плюс в том, что никому не нужно платить взносы и ежемесячные отчисления.
Недостатки такой бизнес-модели:
3. Фриланс-модель
Благодаря развитию интернета у многих появилась возможность работать из дома. Профессия флориста не исключение. Чтобы продавать свои товары и услуги, не обязательно иметь торговую точку или магазин. Можно организовать собственную мастерскую дома и находить клиентов, брать заказы, продавать готовые букеты через интернет.
Для этого понадобятся:
Ксения Черня — флорист-фрилансер, владелица интернет-магазина «KVITKA», рассказала, что нужно для открытия своей флористической мастерской.
— Ксения, расскажите, в каком формате вы работаете?
— Мы работаем вместе с мужем, у нас нет собственного магазина, а только мастерская дома.
— Какими были ваши вложения на старте? Что понадобилось?
— Мы оборудовали мастерскую дома, поэтому затрат на аренду у нас нет. Мы купили небольшой холодильник за 5 000 рублей и ещё на 5 000 рублей приобрели материалы: секатор, ленты, упаковочную бумагу и анкор.
— А где вы покупаете цветы и в каком количестве?
— Сначала покупали цветы под конкретный заказ в цветочном магазине. После перешли на работу с поставщиками. В месяц мы закупаем около 500 стеблей на сумму 24 000–28 000 рублей. На упаковочные материалы и фурнитуру уходит около 3 000 рублей в месяц.
— Сколько заказов в неделю вы выполняете и какой средний чек?
— Все наши композиции продаём исключительно через социальные сети, а точнее, через Instagram. В обычное время в неделю собираем около 20 заказов, в предпраздничное время — до 50. Кроме того, каждый месяц к нам обращаются около 10 невест. Средний чек на букет — 2 000 рублей, на букет невесты — 3 000–4 000 рублей.
— С какими проблемами вы столкнулись на старте?
— Главной проблемой было отсутствие нужных навыков для работы и ведения дела. У нас не хватало знаний, и мы всё делали интуитивно. Уже по ходу работы занимались образованием и получали знания в этой сфере.
Чтобы тщательно подготовиться к открытию своего дела, пройдите онлайн-курс по флористике от Skillbox. Он поможет освоить профессию, научиться составлять букеты и композиции, фотографировать и продвигать свои работы в Instagram.
У работы флориста-фрилансера немало плюсов. Вы:
Минус такой работы в том, что у вас нет помощников, а клиентов нужно искать самостоятельно — нет торговой точки со случайным трафиком.
Кстати, чтобы сэкономить на холодильном оборудовании, можно приобрести небольшой холодильник с рук. На сайтах объявлений цена начинается от 40 000 рублей. Большое количество цветов в него не поместится, придётся закупать материалы только под конкретный заказ.
Как зарегистрировать своё дело
Индивидуальное предпринимательство (ИП)
Открыть ИП может практически любой гражданин РФ или иностранец с российской пропиской — главное, быть дееспособным и старше 18 лет. (Для регистрации некоторых видов деятельности требуется справка об отсутствии судимости.)
Плюсы индивидуального предпринимательства для флориста:
К минусам ИП можно отнести ежегодную уплату взносов на пенсионное и медицинское страхование, которые в 2020 году составляют 40 874 рубля. А также необходимость вести бухгалтерский учёт и подавать декларации в налоговую службу.
Как зарегистрировать ИП:
1. Выбрать код ОКВЭД.
В ОКВЭД нет выделенной деятельности «Флорист». Но при регистрации ИП можно указывать следующие виды деятельности (как вместе, так и по отдельности):
2. Выбрать режим налогообложения.
Есть три типа налогообложения:
3. Заполнить заявление о госрегистрации физического лица в качестве ИП (форма Р21001).
Сделать это можно в отделении налоговой службы или дома на компьютере. Однако подписать заявление необходимо в присутствии сотрудника службы.
4. Оплатить госпошлину в размере 800 рублей.
5. Собрать пакет документов.
Нужны оригинал паспорта и копии всех его страниц, заполненное заявление Р21001, квитанция об оплате госпошлины. Подать документы в бумажном виде можно в МФЦ или налоговой. Зарегистрировать ИП онлайн можно через сайт ФНС или «Госуслуг». Понадобится отсканировать все документы и получить электронную подпись.
Рассматривают заявку в течение трёх рабочих дней, а узнать её статус можно на сайте ФНС.
Если заказов у вас пока немного — или флористика ваше хобби, а не основная деятельность, — лучше зарегистрироваться как самозанятый и платить налог на профессиональный доход.
Самозанятость
Вы можете оформить самозанятость, если:
Стать самозанятым можно буквально за несколько минут. Устанавливаете приложение «Мой налог» или открываете веб-версию, регистрируетесь, выбираете вид деятельности и получаете справку о постановке на учёт в налоговой.
Все полученные суммы с заказов вносите в приложение, там же формируете чек и отправляете его клиенту, а сумма налога рассчитывается автоматически.
Размер налога рассчитывается с каждой внесённой суммы автоматически. При работе с юридическими лицами он составит 6%, а с физическими — 4%. Уплачивать его нужно каждый месяц до 25 числа.
Допустим, вы взяли заказ на изготовление 10 букетов к 8 Марта. Приобрели цветы, упаковочные материалы и изготовили из них букеты. Такой вид деятельности попадает под определение самозанятости — торговля самостоятельно произведённым товаром.
В другом случае вам заказали оформление банкетного зала для проведения свадьбы. Тогда в приложении нужно выбрать «Развлечения — Прочее», и это будет квалифицироваться как услуга.
В приложении также можно выбрать сразу два вида деятельности.
Где искать заказы флористу
Онлайн-продвижение актуально не только для флористов-фрилансеров, но и для владельцев офлайн-точек. Свой сайт и/или соцсети помогут найти новых клиентов, увеличить узнаваемость бренда, доказать качество своих работ. Рассмотрим особенности раскрутки цветочного бизнеса на примере нескольких каналов и инструментов.
«ВКонтакте»
Самая популярная соцсеть в России (данные Mediascope). Функциональность платформы даёт много возможностей по продаже товаров и услуг, в том числе для флориста.
Так, с помощью оформления и таргета VK цветочный магазин «Magnolia» (Новосибирск) за 10 дней получил 22 заявки, потратив всего 1 500 рублей. А «Amore+Fiori» в Старом Осколе удалось привлечь 16 клиентов, которые принесли прибыль в 20 000 рублей. На рекламу при этом было потрачено 1 700 рублей.
Instagram, пожалуй, самая популярная платформа среди представителей профессии, потому что флористика — это в первую очередь про визуальный контент.
Флорист Дмитрий Туркан в своем блоге посоветовал, что нужно делать в Instagram для привлечения потенциальных покупателей:
К примеру, мастерская Евы Папян в Краснодаре — благодаря разнообразному контенту, таргету и небольшому лендингу — получила 15 заявок на мастер-класс, 5 постоянных клиентов и 850 новых подписчиков в своем аккаунте Instagram.
Интернет-магазин
Для продвижения своего бизнеса можно использовать не просто соцсети, но и полноценный интернет-магазин. Для этой цели привлекают разработчиков или делают всё самостоятельно, с помощью конструкторов сайтов.
Сначала магазин нужно наполнить текстами, хотя бы минимально оформить дизайн, добавить карточки товаров, информацию об оплате/доставке. Для дальнейшего продвижения:
Подрядчику «Точки цветов», например, удалось получить доход свыше полумиллиона рублей за счёт Яндекс.Директа и продвижения в Картах — при общих затратах на рекламу около 150 000 рублей.
Ещё один способ заявить о себе — кросс-реклама. Этот вариант совместной рекламы с блогерами с похожей целевой аудиторией. Например, вы можете работать совместно с фотографом — создавать букеты для фотосессии. Он размещает снимки в портфолио или на сайте, указывает вас в качестве мастера. Здесь можно получить и другую выгоду: вы получите профессиональные снимки вашего товара, которые можно добавить в портфолио.
Кроме ведения социальных сетей, ecommerce и кросс-рекламы, стоит пробовать офлайн-продвижение — например, посещать выставки и семинары. На профильных мероприятиях вы познакомитесь с коллегами, представителями агентств и, возможно, найдёте клиентов.
P. S. Ошибки флориста-предпринимателя,
из-за которых магазин теряет клиентов
Оксана Зекова, директор магазинов «Мосцветторга», в проекте «Теперь я босс» рассказала, какие ошибки приводят к снижению продаж в цветочном магазине. Их стоит учесть всем начинающим флористам:
При открытии магазина Оксана рекомендует делать холодильник площадью 10 квадратных метров. Его стоимость в среднем составляет 200 тысяч рублей. А для начального ассортимента — закупать 500–1000 стеблей цветов, из которых 70% отдаётся розе.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.