цветная революция что это такое
Цветная революция, признаки, фазы
Цветная революция — это постадийная технология, задача которой произвести государственный переворот и создать условия для внешнего управления политическими процессами в стране, в условиях искусственной политической нестабильности. При этом давление на действующую власть оказывается путем политического шантажа, а в качестве движущей силы (инструмента) используется протестное движение.
Сама технология уже многократно «обкатана» и можно с полной уверенностью заявить, что она рабочая (Ливия, Сирия, Ирак, Грузия, Украина). Успех ее зависит от наличия нестабильной политической обстановки в стране, из которой создается кризис действующей власти. При стабильной ситуации — необходима искусственная дестабилизация.
Цель цветной революции — осуществление государственного переворота с последующим захватом и силовым удержанием власти.
Объект цветной революции — власть.
Предмет цветной революции — политический режим.
Условие для проведения цветной революции — искусственное создание организованного (по особой сетевой форме управления) протестного движения, как правило молодежного («креативный класс», «либеральная молодежь»).
Отличительной особенностью является то, что цветная революция в отличие от настоящего революционного движения не имеет идеологии (сочиняется по ходу), а так же не имеет объективного исторического развития. Иными словами, идет маскировка под стихийные процессы, охватывающие большие массы людей: театрально поставленные эпизоды, которые выдаются западными СМИ, как проявления воли народа и внезапное желание избавиться от «кровавого режима».
В основе технологии лежит англосаксонский сценарий ценностей, которые активно начинают двигать массам с отличительной особенностью — всегда находится североамериканский след (финансирование).
Существует 5 признаков технологичности цветных революций:
1 признак — почерк революции с англосаксонским следом, особыми западными ценностями
2 признак — строгий план, который является шаблонным в какой бы стране не осуществлялась революция
3 признак — рефлексивное управление молодежным протестным движением
4 признак — шаблонные особенности в выдвижении лидеров протестного движения
5 признак — практически всегда отсутствует идеология, что позволяет распознать искусственное создание. Связано это с тем, что тяжело применить единый шаблон на психологию каждого народа, а так же невозможностью разработки общей идеи для всех слоев масс
Модель проведения цветной революции:
Фаза №1 — формирование протестного движения
Первоначальный этап создания протестного движения выглядит в виде сети, состоящей из конспиративных ячеек, каждая из которых состоит из лидера и небольшого числа участников-активистов. Сети сплетаются и могут образовывать костяк из тысяч участников. Кстати, лидеры ячеек, как правило, проходят специальное обучение и тренинги в специализированных центрах под видом демократизации общества. Там изучаются основные системы управления ячейкой в толпе, чтобы все в нужный момент выглядело максимально естественно и стихийно.
Легко догадаться, что в рекруты протестного движения идет молодежь, которая быстро поддается на различные громкие лозунги, максимальное влияние оказывают «романтические идеалы», мол, вы сейчас вершите историю, это подвиг и прочее.
Сетевая структура движения в точности похожа на террористическую.
В революциях в Сербии («Бульдозерная революция» 2000), в Украине («Оранжевая революция» 2004 ), в Грузии («Революция роз» 2004), попытка в России («Болотная») таким инцидентом стали результаты выборов, которые были объявлены сфальсифицированными. В Тунисе инцидентом послужил акт самосожжения на одной из центральных улиц столицы.
Основная цель фазы №2 — максимально привлечь инцидентом внимание всего общества, СМИ и стать предметом для обсуждения. Идеально — попасть в Топ дискуссионных веток.
Фаза №3 — открытые выступления
После произошедшего «вопиющего инцидента», который активно разогревался западными и своими же СМИ, протестное движение выходит на улицы города и начинаются массовые процессы, с целью вовлечения как можно большего количества людей в свои ряды.
Ячейки начинают обрастать участниками благодаря конфликтной мобилизации при помощи «твиттерной революции», начинается активная пропаганда в социальных сетях.
Добровольные участники, находящиеся в толпе приходят в основном из-за страха за свое будущее. Начинается активное приглашение различных обиженных социальных групп, поиск недовольных всех мастей, униженных, ущемленных. Это позволяет толпе чувствовать общую встревоженность и сознание масс входит в, так называемую, всеобщую истерию, начинаются массовые панические реакции.
Фаза №4 — формирование политического актива
Далее необходимо заявить о лидерах движения. Для этого выбирается большая площадь (если по данным сторонников мало, то небольшая — так будет визуально больше участников) на которую активисты ведут свой электорат, где и происходит окончательное слияние всех масс, которая в психологии называется толпой.
Далее начинаются многочисленные митинги, лозунги, привлечение «лидеров мнения» — различных «жертв режима», музыкантов, актеров, режиссеров, в общем либеральную творческую интеллигенцию. Начинается внедрение в сознание толпы новых ценностей, критика существующей власти, указание на «виновных во всем».
При этом параллельно обеспечиваются все условия для комфортного функционирования толпы — организовано бесплатное питание, напитки, палатки, символика, деньги активистам, если революция проходит зимой, то непременно будут горячие напитки, обогревающие палатки. При необходимости могут выдаваться средства нападения такие, как арматура, трубы и прочее.
Фаза №5 — выдвижение требований и ультиматумов
Далее от имени толпы (она же «креативный класс») начинают выдвигаться требования к власти, различные ультиматумы, вплоть до массовых беспорядков и физической расправы.
Если власть начинает «прогибаться», то толпа ее просто сметает. Наглядный пример — Украина с евромайданом. Если же власть показывает готовность к решительным действиям, то толпу начинают использовать таранным ударным фактором и пушечным мясом, при этом чем больше жертв, тем лучше — спишут все на доказательства «кровавого режима».
Опасность последней стадии заключается в том, что есть риск получить гражданскую войну, если есть в государстве внутренние противоречия.
Далее вы можете сравнить листовки Евромайдана с листовками революции Арабской весны. Романтики лозунгов «стихийная реакция», «спонтанное желание народа» и тд., могут убедиться, что организаторы подобных волнений одни и те же.
Суть, причины и технология цветных революций — ключевые моменты
За последние 20 лет в мире произошло более 30 попыток цветных революций, половина из которых оказались успешными. Суть их заключается в том, что Запад, прежде всего США, через своих агентов во власти устраивают госпереворот и перехватывает управление страной.
Чтобы провести госпереворот, нужно прежде подготовить к этому общество. Необходимо настроить граждан против власти, а уличные протесты легитимизируют последующую смену режима и обеспечат сакральность новой власти. Все эти революции похожи и состоят из 5 ключевых актов.
Цветная революция. Акт 1. Информационный повод и незаконный протест
Создается или ищется информационный повод. Основной посыл этого повода – несправедливость власти в отношении к народу. Это может быть жестокое обращение силовиков, нечестные выборы, проблемы с экологией, посадка известного человека.
Через подконтрольные Западу СМИ и соцсети этот инфоповод выносится на повестку дня. Она воздействует прежде всего на эмоции людей, в протест также втягиваются недовольные граждане. Организовываются массовые протестные акции. Главное, чтоб эти массовые акции были незаконны – не разрешены властями. Это ключевой момент всей технологии.
Цветная революция. Акт 2. Мягкая провокация
Необходимо избавить протестующих от чувства вины за нарушение закона. Нужно спровоцировать силовиков на жёсткие действия. Задержания, удары дубинками – всё это снимается сотнями камер и тиражируется в интернет и СМИ. Главное, чтобы было в чём обвинить правоохранительные органы. Также на данном этапе могут появиться подставные «беззащитные женщины» или пенсионеры. Они дарят цветы солдатам и полицейским. Чаще всего они одеты в белые одежды, чтобы усилить эффект беззащитности.
Цветная революция. Акт 3. Жёсткая провокация
На этом этапе появляются сакральные жертвы. Массово появляются провокаторы, которые бьют силовиков. Также могут появиться провокаторы, переодетые в полицейскую форму, которые бьют безоружных митингующих.
Поскольку в предыдущем шаге у митингующих сложилось впечатление своей легитимности, то они ощущают себя жертвами. Они становятся агрессивными к полицейским. На этом этапе очень желательна кровь. Нужна так называемая «сакральная жертва». В её смерти можно обвинить силовые структуры и власть.
Цветная революция. Акт 4. Точка не возврата
Протестующие нарушили закон в первом акте, а затем стали соучастниками серьёзных преступлений в третьем акте. Поэтому у протестующих возникает большая мотивация свергнуть власть, чтобы легитимизировать свои действия и уйти от ответственности. Теперь они повязаны кровью.
Это и есть точка не возврата, когда у людей включается психология преступника.
Цветная революция. Акт 5. Транзит власти
Западным организаторам цветной революции теперь осталось провести формальную смену власти. За месяцы подготовки они провели переговоры со всеми ключевыми генералами, министрами, олигархами, депутатами. Кого надо они подкупили или запугали. Главное то, что теперь есть уличная составляющая, которая узаконит в глазах общества их госпереворот. Начинается массовое предательство элит. Те, кто ещё вчера был за власть, переходят на стороны протестующих. Власть бежит, или её свергают, переворот произошёл. К власти приходят ставленники США и Запада.
Автор: Дения Ганич, главный редактор газеты, член Союза журналистов России
С чего начинаются цветные революции
Чтобы понять, с чего начинаются цветные революции, нужно понять, чем они являются. Это очень важно для точного понимания начала явления. Определений того, чем являются цветные революции, очень много, и все они отражают какой-то один аспект проблемы. Все прочие остаются в зоне умолчания, они или подразумеваются, или о них не подозревают. Как определить, чем являются цветные революции?
Чтобы не запутаться в понятиях, нужно пойти методом «апофатики» — отрицательного богословия. То есть сначала отсечь лишнее — определить, чем цветные революции не являются. Тогда то, что останется, легче идентифицировать.
Цветные революции не являются заговорами по организации внутренних политических переворотов. Они не являются спецоперациями по вербовке пятой колонны в правящей элите и узком культурном слое. Они не являются набором ненасильственных методов свержения власти. Они не являются серией операций спецслужб по внедрению в страну-цель. И набором подрывных технологий они не являются.
Нельзя свести цветную революцию к этим факторам, являющимся её элементами и возникающим на разных этапах организации процесса. Если полагать, что цветная революция — это переворот плюс меры по его подготовке, то начало явления никогда не удастся точно определить. Ведь для каждого этапа требуется завершение этапа предыдущего, подготовительного, без которого нельзя перейти к следующему.
Что является первостепенной задачей для цветной революции? Проникновение и внедрение. Чтобы её организаторов легально впустили в страну и разрешили там хоть как-то работать. Это задача посольств и прячущихся за ними разведок. Именно они нащупывают почву для вербовочных подходов и проводят первые вербовочные беседы с элитами.
Кого-то они уловят в сети, после чего начинается работа по расширению опорной базы в стане противника. Эта работа камуфлируется под гуманитарные миссии. Их осуществляют разные НКО. Процесс, как говорил Горбачёв, пошёл.
Начинается работа по индоктринации местных элит своей идеологией. То есть это как минимум значит то, что она должна быть, и при этом ярко и просто доноситься до очень средних умов. Которыми в массе своей и являются элитарии и обыватели. Элиты в большинстве своём не умные. Они хитрые и чуткие, но это не ум. Это инстинкт. Потому дрессировщик всегда умнее дрессируемого.
Но для того, чтобы вербовщик мог на что-то зацепить вербуемого, нужно, чтобы сам вербуемый был к этому готов. Силовые вербовки — это грубая работа, и она бывает в очень узком сегменте разведработы. Вербовка под принуждением — это не то, что является высшим пилотажем. Все классные вербовщики стремятся к дружбе с агентами. Они их искренне любят, сочувствуют и помогают по жизни.
То есть для начала вербуемые должны быть вашими тайными симпатизантами и хотеть вам как-то подражать или, если возможно, и вовсе уподобиться. Тогда вы для них просто счастливый случай, находка. За которую они сами уцепятся и будут всеми силами стараться работать. Банальными деньгами и подкупом такое не решается.
То есть цветная революция требует, чтобы у тех, кто её организовывает, было что-то такое, что к ним привлекает. Привлекательная идеология. Привлекательная жизненная миссия. Привлекательная политическая модель, привлекательные социальные возможности, привлекательный внутренний уклад.
Вам должны подражать, такими, как вы, должны хотеть стать. Именно таких ищут и вербуют. И потом заботливо ведут, охраняя и решая их жизненные проблемы. И продвигая выше по карьерной лестнице — все любители сладкой жизни не только предатели, но и честолюбцы. Человек слаб, он даже в революции ищет себе властной и сытой позиции.
То есть надо для успеха вербовки что-то представлять собой как привлекательный объект, иначе не завербуешь. СССР не был потребительским раем, но он был притягательным по культурной модели и лежащей в её основе идеи. До прихода Хрущёва идейные вербовки привели к расширению зоны влияния СССР на полмира.
Первой акцией перевербовки советских элит стала поп-музыка и дизайн в моде. Стиляги возникли в среде детей высшей советской партноменклатуры в 1949 году. То есть возникли они ещё раньше, но в 49-м их уже критиковали в СМИ как созревшее и оформленное движение. То есть это уже была первая антисоветская база для цветной революции. Ещё до всяких римских клубов и их успешных вербовок брежневской номенклатуры.
Мощным импульсом стал Фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Как ни старались придать ему идейную стерильность, он взломал культурный код советского человека и заложил основу для его дальнейшей эрозии.
То есть цветная революция — это процесс влияния одной цивилизации на другую, и построенной на основе этой цивилизации социальной модели. Общественно-политического строя. Суть этой модели выражается в сквозном влиянии, от дизайна пропаганды для плебса до сложных идейно-философских конструкций для требовательных интеллектуалов.
Цветная революция — это влияние.
Но для достижения влияния нужно сначала сделать свой уклад жизни привлекательным, ярким, весёлым, интересным. Он должен цеплять молодых и давать им то, чего хочется в молодости. СССР молодых развивал и образовывал, Запад — разлагал и опускал. Дело не в том, что легче, дело в том, кто это делал профессиональней. СССР времён Маяковского и Бертольда Брехта был успешнее Голливуда. Перемены пришли позже.
Для успеха цветной революции нужно обратиться к примитивным инстинктам и играть на понижение. Это работает в обращении к элитам и плебсу одинаково. Элиты заражаются желанием жить, как на Западе, потом им навязывают подчиняющие экономико-политические модели, потом эти модели разрушают экономику. Бедность оглупляет широкие массы, и в пустые головы успешно вкладывается Д. Шарп.
Цветная революция — это понижение культурного и интеллектуального уровня. Оглупление и дебилизация.
Но начинать любой цветной революции нужно с себя, прежде чем переходить к экспорту. Нужно создавать привлекательный уклад. Это атмосфера смеха, расслабленности, удовольствий, сниженных требований и повышенного потребления. Именно этим и влияют. Глупость заразительна. Ум не заразителен, он не привлекает, а отталкивает. Потому цветная революция — это опрощение и примитивизация всего — науки, культуры, быта.
Да, здесь нужна идеология, это альфа и омега влияния. Сначала заражают своих, потом они несут заразу чужим. И если местная элита активно уклоняется от формулирования идеологии, значит, она давно всё для себя решила, так как уже завербована и проводит идеологию чужую.
Мы всё время удивляемся, как это у нас смогли упустить Украину. Но её не упускали. Упускают то, что ловят. Украину не ловили вообще. Первый Майдан — 2004 год. Там было масса интересного.
Это после второго Майдана Донбасс полевел. Причём так, что российская элита перепугалась не на шутку. Но в 2004-м Донбасс не любил левых, хотя они тогда были очень сильны. В Донбассе правили свои олигархи, находящиеся с российскими братьями по классу в сложных диалектических отношениях конкуренции и партнёрства. Любви и ненависти.
Тогда многие наши корпорации активно инвестировали в Украину. И не ради прибыли и диверсификации. В 2005 году один из крупных акционеров одной российской компании объяснял свои мотивы тем, что если Украина вступит в ЕС, то это хорошо, так как он с той площадки будет платить меньше налогов.
То есть вступление Украины в ЕС выгодно не только Западу, но и российскому бизнесу — он тогда сразу начал бы туда бежать. Не потому ли не реализовывался компромат на донецких олигархов, выложенный на сайтах тогдашних российских политтехнологов, работавших на Медведчука? Они помогли Кучме и провели в премьер-министры Януковича. И в 2014-м они никуда не делись, а пришли в ужас от Новороссии и резко включили реверс.
Вот что такое цветная революция. Это операция влияния, построенная на экспорте привлекательных идеологий и ценностей, которые сначала нужно создать у себя и внедрить в жизнь. Потом начнётся инфильтрация идей, появятся союзники во власти противника. И они уже позволят запустить процессы деструкции в экономике и перевоспитания интеллигенции и молодёжи — проникновение НКО и прочих институтов влияния. В идеале вся нация разбивается на диссидентов и пофигистов в отношении к местной власти, но все солидарны в отношении к Западу.
Сеять в этой почве идеи Шарпа уже очень легко. Организация переворота — это конечная стадия процесса. Начинать надо с себя. Заботливо конструировать собственную систему в направлении образа привлекательности и простоты. С этого начинается цветная революция. И, кстати, на этом и оканчивается — если элита занимается созданием собственной идеологии и соответствующей ей культуры, а не копирует и распространяет чужую.
Здесь мало противостояния по линии ЛГБТ. Надо идти дальше и копать глубже. Перейти из режима подражательства в режим воспроизводства сложно. Нужна ротация элиты. В эпоху капитализма подбором элиты занимается крупный капитал.
Когда в России он созреет до понимания ценности жёсткой культурной изоляции от Запада, всё волшебным образом переменится. Этому будет способствовать изменение структуры национального капитала с экспортно-сырьевого на технологический. Именно это мы наблюдаем с 2018 года, и именно потому у цветной революции в России всё меньше шансов на успех.
«Цветные революции» на постсоветском пространстве
Одни называют их инструментом политического влияния США, другие – проводниками свободы и демократии.
С начала 2000-х годов по миру прокатилась волна «Цветных революций», которая привела к смене власти в Югославии, Грузии, Украине, Киргизии, а также во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки. Они сопровождались массовыми акциями протестов, которые в большинстве случаев имели бескровный характер. Протестующие несли в руках цветы и флаги определенного цвета, и поэтому эти революции стали называть «цветными».
Распространено мнение, что «цветные революции» являются инструментом для навязывания политического влияния США. Так, американский журналист Уэйн Мадсен в 2015 году заявил, что американскому госсекретарю Джону Керри, отрицающему роль Вашингтона в организации переворотов, нужно отправить 64 цветных карандаша — по количеству революций, спонсированных и подготовленных США в разных странах мира.
Поводом для «цветных революций» в Грузии, Украине и Киргизии послужило недовольство результатами президентских или парламентских выборов в этих странах. Зачастую протестные настроения усиливались из-за растущего авторитаризма, проблем в экономике, коррупции и несменяемости власти. К неудачным попыткам «цветных революций» в постсоветских странах иногда причисляют массовые протесты в Узбекистане (2005), Белоруссии (2006, 2010) и Армении (2008, 2016), России (2011−2013) и Молдове (2015−2016).
«Революция роз» в Грузии
Первой «цветной революцией» на постсоветском пространстве была «Революция роз» 2003 года в Грузии. Во главе страны в то время стоял Эдуард Шеварднадзе, который в 1985—1990 годах занимал пост министра иностранных дел СССР. Он был избран президентом Грузии в 1995 году, а в 2000 году переизбран на второй срок.
Протесты начались из-за несогласия с результатами парламентских выборов, состоявшихся 2 ноября 2003 года. Предварительный подсчет голосов выявил лидерство политического блока Шеварднадзе «За новую Грузию». Однако экзит-поллы показали, что за партию Саакашвили «Национальное движение» проголосовало большее число избирателей. Оппозиция объявила о фальсификации результатов выборов и потребовала отправить Шеварднадзе в отставку. В результате в стране начались многотысячные протестные акции, которые продолжались несколько недель.
22 ноября во время речи президента перед новоизбранным парламентом в здание ворвалась толпа протестующих с розами в руках. Когда Шеварднадзе покинул зал в сопровождении охраны, Саакашвили вместе со своими сторонниками взобрался на стол президиума и объявил себя новым президентом. Шеварднадзе ввел в стране чрезвычайное положение и попытался воспользоваться помощью военных, но они не поддержали его. Он подал в отставку 23 ноября после встречи с представителями оппозиции и министром иностранных дел России Игорем Ивановым.
Отставка Шеварднадзе была встречена ликованием протестующих и фейерверками. В январе 2004 года состоялись досрочные выборы президента, победителем которых стал Михаил Саакашвили.
Роза была выбрана символом революции не случайно. Ее шипы ассоциируются с государственной независимостью Грузии, а сама роза — с грузинским художником Нико Пиросмани. Он был безответно влюблен в актрису Маргарит де Севр и посвятил ей одну из своих самых известных картин. По легенде, художник подарил ей несколько арб, груженных цветами, и этот сюжет лег в основу знаменитого стихотворения Андрея Вознесенского «Миллион алых роз».
«Оранжевая революция» в Украине
21 ноября 2004 года началась Оранжевая революция в Украине, поводом для которой стали выборы президента страны. По предварительным результатам второго тура, действующий премьер-министр Виктор Янукович на 3% обошел своего оппонента Виктора Ющенко. Его сторонники объявили о нарушениях в ходе выборов, и по всей стране вспыхнули акции протеста, на которых ежедневно собирались сотни тысяч человек.
Центром протеста стала Площадь Независимости, или Майдан Незалежности, который на два месяца окрасился в оранжевый цвет предвыборной кампании Ющенко. На протяжении этого времени на Майдане выступали известные украинские рок-группы, а сотрудники правоохранительных органов почти не вмешивались в ход проведения митингов. Большая часть населения восточной и южной Украины не поддержала «Оранжевую революцию». В некоторых ее областях в поддержку Януковича собирались так называемые «синие майданы», которые были малочисленными и продолжались недолго.
23 ноября было организовано внеочередное заседание Верховной Рады по вопросам о нарушениях в ходе выборов, но большинство членов парламента на него не пришли. Тогда Ющенко прямо в зале заседаний приносит президентскую присягу, положив руку на Библию. Через час он появляется на Майдане с оранжевой розой в руке и провозглашает себя новым президентом.
Верховный суд Украины был вынужден принять решение о повторном проведении второго тура выборов 26 декабря. Его итогом стала победа Ющенко, который после объявления результатов голосования провозгласил: «14 лет мы были независимыми, а сегодня стали свободными!». Так завершилась полугодовая президентская кампания, ставшая рекордной по продолжительности в новейшей истории.
«Тюльпановая» и «дынная» революции в Киргизии
В марте 2005 года в Киргизии началась «тюльпановая революция». В стране прошли парламентские выборы, в ходе которых проправительственные и нейтральные партии получили абсолютное большинство голосов. Наблюдатели утверждали, что избирателей на участках подкупали и спаивали в корыстных целях.
Киргизская оппозиция начала протестовать еще за полгода до выборов из-за того, что действующий президент Аскар Акаев собирался баллотироваться в 2005 году на четвертый срок. Недовольство населения растущими авторитарными тенденциями в управлении страной вылилось в многочисленные протестные выступления.
24 марта ожесточенные столкновения митингующих с внутренними войсками в Бишкеке закончились штурмом Дома правительства, который Акаев успел вовремя покинуть. 5 апреля он бежал в Россию, где проживает и в настоящее время. Исполняющим обязанности президента был назначен один из лидеров оппозиции Курманбек Бакиев.
В обращении Саакашвили и Ющенко к киргизскому народу говорилось: «Революции в наших странах продемонстрировали, что они происходят только там, где для этого есть объективные предпосылки. В наших трех государствах выборы были лишь поводом, последней каплей, которая переполнила чашу терпения народа и подтолкнула его к борьбе за свободу и демократию».
Новое руководство не решило экономические и политические проблемы страны, и уже в 2010 году там произошла новая революция. Тогда в ходе протестов погибло более восьмидесяти человек. Курманбек Бакиев бежал, а президентом переходного периода стала Роза Отунбаева, которая стала единственной женщиной, занимавшей пост президента в странах СНГ.