цвет тюбетейки что означает
Тюбетейка: сунна или элемент культуры?
Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.
Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.
Каноническое положение головного убора в исламе
В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.
Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.
Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.
В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:
«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)
В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.
Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.
Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.
Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.
Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.
Виды тюбетеек
У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».
У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.
Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.
До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.
Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.
В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Тюбетейка
«Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты», – на Востоке этот головной убор рассказывает о своём владельце вперёд паспорта и визитной карточки. Посвящённые сразу понимают, к какому сословию принадлежит человек, какой у него достаток, радость в его доме или горе. В наши дни этот предмет одежды до сих пор распространён в странах, где население исповедует ислам.
Что такое тюбетейка?
Тюбетейка представляет собой плоскую или куполообразную шапочку. Она может быть круглой или квадратной формы. Материалы для изготовления головного убора используют разнообразные – от шёлка до бархата. Цвет и орнамент наглядно отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где проживает владелец тюбетейки. Этим головным убором гордятся узбеки, афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры.
Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» – «вершина». Если приглядеться, то головной убор своей формой действительно напоминает свод неба, под которым рождается, живёт и умирает человек. Верх тюбетейки слегка выделяется: на Востоке макушка головы считается важной точкой соприкосновения со Вселенной. По сути это очень уязвимое место, которое необходимо закрывать, преграждая доступ козням злых духов. Это функцию выполняют три части этого традиционного головного убора. Тёпа – тот самый купол шапочки. Помимо оберега, он имеет и чисто практическое значение – благодаря нему тюбетейку легко складывать и удобно хранить. Кизак – это облегающий голову околыш. Усидчивые восточные девушки и женщины терпеливо расшивают его орнаментом. Наконец, жияк – это тесьма, которой обтягивают нижнюю часть. Как правило, он чёрный или украшен повторяющимися узорами. Примерно до XIX века тюбетейку носили только представители сильного пола. Даже существовала поговорка: «На тебе тюбетейки нет!», что означало оскорбительное клеймо «Ты не мужчина!».
Разнообразие головных уборов
Многообразие видов тюбетеек в Средней Азии поражает. Если форма мужского, женского и детского головного убора мало отличается, то элементы украшений различаются в зависимости от возраста и пола. Например, мужская тюбетейка выглядит достаточно скромно, зато женщины декорируют её для себя от души. Исключением является разве что тюбетейка уйгуров – этот мужской головной убор богато украшают бисером.
Представители духовенства носят кулох – вытянутую вверх шапочку. Иногда её обматывают чалмой, но так, чтобы остроконечный купол просматривался. Женщины и девушки носят небольшие круглые шапочки, декорированные жемчугом, камнями и перьями. Кстати, по перу можно было раньше определить, сосватана ли красавица: его носили только свободные девушки. Благословляя ребёнка, мулла надевал на него сакральный головной убор с кисточкой. Он был призван охранять здоровье и дарить благополучие владельцу.
Виды украшений и орнаментов
Туркменская тюбетейка называется «тахья», и её палитра ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, чёрным и белым. У чустского головного убора по чёрному полю идёт белый орнамент. Обычно на нём изображают стручковый перец, отпугивающий злых духов, символизирующие мужество бараньи рога и означающие жизненную силу волны. Шахрисабзская тюбетейка украшается роскошным цветочным орнаментом, подчёркивающим разнообразную красоту природы края. Если головной убор расшит золотыми и серебряными нитями, то его владелец родом из Бухары. Красавицы Востока носят ташкентские тюбетейки – на зелёном фоне расцветают павлиньи и фазаньи перья, защищающие от сглаза. А на каракалпакских шапочках красуются яркие помпоны. Также на них обязательно есть узор в виде колеса – его ещё называют «плевком царицы». По легенде венценосная особа объезжала свои владения и увидела дивной красоты работы местных мастериц. Чтобы не сглазить, она плюнула в сторону и попала на одну из шапочек. Так узор и остался защитой от дурного глаза.
Тюбетейка издавна считается одним из символов Востока. В наши дни мастерицы ревностно сохраняют традиции, соревнуясь в искусности ремесла вышивки и украшения. Аутентичный национальный головной убор, тюбетейка считается прекрасным сувениром из поездки по Средней Азии.
Этнический отель «Караван-сарай»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
О чем расскажет тюбетейка?
В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах.
Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».
В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев.
В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.
Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. Часто под такой конусообразной шапочкой скрывали косичку на голове мальчика, которая служила символом принадлежности его к избранным детям.
С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.
Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.
К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.
Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».
В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.
Различается также и узор на тюбетейках, вышитых в разных областях.
Например, памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику. Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте. На севере Таджикистана тюбетейки обычно имеют квадратную форму и являются золотошвейными. Вышивают там обычно птиц, зачастую сказочных. В Хатлонской области Таджикистана тюбетейки расшивают цветами, ветвями и листьями.
Самым популярным узором в соседних с Таджикистаном странах считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Такая тюбетейка является неотъемлемым атрибутом костюма мусульманского мужчины, без которого он не явится ни на свадьбу, ни на похороны, ни в мечеть.
Белыми нитями на черной тюбетейке часто вышивают и четыре стручка жгучего перца. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света.
Теперь, когда вы встретите на улице человека в тюбетейке, приглядитесь повнимательней к ее узору, может быть он расскажет вам свою историю.
Тайны узбекской тюбетейки
Одним из известнейших символов Узбекистана является узбекская тюбетейка. Многие задаются вопросом, что же означает ее орнамент, какие тайны хранят в себе узоры этого знаменитого восточного головного убора.
Тюбетейка на Востоке может рассказать многое о своем владельце. Раскроем Вам секреты её многочисленных узоров и расскажем, кто может носить этот восточный головной убор.
Дедушки, мужчины, женщины, девочки, мальчики и даже младенцы могут носить тюбетейку, исключением являются пожилые женщины.
Тюбетейки всегда различались в зависимости от материальной обеспеченности её владельца и, указывали на статус и социальную принадлежность того, кто ее носил. Вышитые золотыми нитями тюбетейки, носили только представители знатного рода или люди, которые за какие-то заслуги были удостоены такого подарка.
По форме они также различаются: бывают круглыми и квадратными. Шьют их из мягкой материи, при этом существует определенная особенность: подкладка прикрепляется к верху мелкими стежками, в результате чего внутренняя сторона оказывается ребристой. Тюбетейки удобно хранить, так как они легко складываются. Традиционная тюбетейка состоит из четырех частей. Почему же именно из четырех? По каким случаям ее носят? Каждая часть тюбетейки представляет четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость.
У тюбетейки была также практическая функция. Как известно, климат в Средней Азии жаркий, а тюбетейки отлично защищают от прямых солнечных лучей.
Наиболее знаменитой является мужская чустская тюбетейка, которую чаще всего можно встретить в Ферганской долине. Она имеет простой, скромный и в то же время декоративный вид. По форме чаще квадратная, распознать ее можно по тонкости вышивки белым шелком на черном фоне. Такую тюбетейку можно надеть на все поводы жизни, будь то радостное или печальное событие. В верхней части тюбетейки вышиты четыре цветка, по легенде, охраняющие здоровье мужчины. Также в орнаменте присутствуют 16 узорных арочек, которые расшиты в ряд по кромке, что означает пожелание жить большой, дружной семьей и иметь 16 детей.
Растительный орнамент на восточных головных уборах является символ земной жизни, благодарность создателю за красоту и щедрость природы. Цвета также имеют свои тайны на Востоке: зеленый цвет означал бессмертие, красный мужество, синий удачу. На тюбетейке изображают не только символичные узоры, но и фигуры животных и растений. Яркие перья птиц – петуха, фазана или павлина – защита от сглаза. Популярными изображениями на тюбетейке были «глаз соловья», «язычок воробья», купол, звезды или круг, означающий цель. Подобный орнамент принято носить только по праздникам.
Узбекские тюбетейки знамениты во всем мире и, пользуются большим спросом. Самые красивые и ценные, сохранившиеся с древних времен, находятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.
Туристы со всего мира, приезжая в Узбекистан, стремятся приобрести тюбетейку, как необычный сувенир, многие украшают ими свой дом, создавая свою красивую и неповторимую коллекцию.
Купить тюбетейку можно на любом узбекском базаре, а также в специальных сувенирных магазинах.
«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»
Как татар тюбетейка объединяет
Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».
Народный маркер
В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.
Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.
Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.
Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.
Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.
Распространенный тип — каляпуш
Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.
Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.
Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.
«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.
Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.
При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.
Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге
Турецкие веяния
Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.
К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.
Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».
То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).
Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваем о й. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский кост юм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.