цум и гум в москве чем отличается
ГУМ, ЦУМ, «Березка» и другие легендарные магазины СССР
ГУМ, «Государственный универсальный магазин», до 1921 года — Верхние торговые ряды.
Официально в СССР не было культа потребления. Однако культовые магазины были. В них ехали со всего Союза и из-за границы, выстаивали около них ночи в очередях. Часто в магазин одевались как в музей, и шли в него с похожими целями.
Пожалуй, самый крупный советский торговый центр. Сюда часто наведывались интуристы, приезжие со всех уголков страны и сами москвичи. Здесь можно было купить все: от булавки до мехового манто. В гастрономе на 1-ом этаже можно было достать колбасу, устриц, икру, кофе и сигары.
Там же работала кулинария, доставка и стол заказов.
На первой линии долгое время находилась заветная 200-я секция с шубами, пальто и прочими зарубежными товарами высшего качества. О ней знали и имели доступ только приближенные к власти люди, некоторые артисты и первые космонавты.
Но чаще всего посетителями универмага были обычные люди. Очереди тоже были обычным делом. «Гуманисты» могли простоять всю ночь под стенами магазина, чтобы успеть достать «выброшеный» на прилавки дефицит.
Центральный универмаг считался вторым по значимости после ГУМа. Их истории во многом похожи — открытие еще в дореволюционные годы, закритие при большевиках, смена названий, реконструкции и весьма успешное существование в наши дни.
В советские годы магазин сначала носил название Мосторг, а уже потом стал ЦУМом.
Здесь можно было найти 1000 мелочей: иголки, фитили для керосиновых ламп, половые щетки и «авоськи». Более серьезные товары тоже были, в том числе и импортные. Венгерские батники, польские костюмы, китайские полотенца были предметом вожделения любой советской женщины. И ЦУМ был одним из немногих универмагов, где удавалось «выхватить» этот и другой дефицит. В связи с чем образовывались все те же грандиозные очереди, которые выстраивались у входа в магазин задолго до его открытия.
Именно в ЦУМе впервые была введена практика самообслуживания.
Елисеевский магазин на Тверской
Этот магазин-«храм» расположен в одном из старейших зданий Москвы. После революции его стали именовать Гастрономом № 1.
Но москвичи продолжали называть его Елисеевским.
Многие считали этот гастроном визитной карточкой Москвы, называли оазисом в продовольственной пустыне страны. Сюда наведывались не только за дефицитными продуктами, но и за тем, чтобы посмотреть на великолепие интерьера.
Как и при купце Елисееве, в годы советской власти в этом месте можно было отовариться деликатесами, но доступно это было все той же партийной верхушке да советской элите в лице научных, военных и других деятелей. «Из-под полы» продавались импортный алкоголь и сигареты, черная и красная икра, финский сервелат и балыки, шоколадные конфеты и кофе, сыры и цитрусовые.
Обыватели тоже могли здесь многое приобрести Было бы терпение и выдержка.да еще и своего рода азарт. Выбор в Гастрономе № 1 был больше и лучше, чем в других продмагах.
Березка
В этой сети магазинов и киосков реализовывали товары за валюту или сертификаты (позднее чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга).
Покупателями были в основном советские загранработники — дипломаты, военные, технические специалисты, а также члены их семей. Иностранцы ходили в «Березку» чаще как на экскурсию, а не как в магазин.
В ассортименте: продукты, напитки, сигареты, одежда, меха, ювелирные изделия, сувениры.
«Березки» существовали во всех советских столицах, в каждом крупном областном центре, в курортных и портовых городах.
Недоступность «березовских» товаров для большинства советских граждан порождала спекуляцию и «барыжничество».
В общей сложности сеть просуществовала с 1964 по 1988 гг. В период перестройки магазины были ликвидированы в рамках кампании «по борьбе с привилегиями» и «за социальную справедливость». Это вызвало небывалые очереди: держатели чеков пытались любыми способами избавиться от них до даты объявленного закрытия.
Детский мир на Лубянке
Магазин, открытый в 1957 году, стал самым большим детским магазином в СССР. Это первое советское здание, где были установлены эскалаторы. Первое учреждение, где появился корпоративный стиль. И именно здесь появились первые детские колготки и обувь с супинаторами.
Раем для детей был 1-й этаж, где продавались игрушки. Каждый советский ребенок мечтал о сборной модели железной дороги и игре «За рулем».
Предметом гордости у мальчиков были модели «Волги», «Чайки», «ВАЗ-2105», у девочек — плетеные коляски. А Конструктор № 1 вообще был обязательной вещью для каждого школьника.
На 2-м и 3-м этажах продавалась одежда, обувь и школьная форма. Сюда дети не особо любили заглядывать. А вот родители могли ночевать на раскладушках в многометровых очередях в надежде заполучить дефицитные финские комбинезоны или куртки-аляски.
Ванда
Небольшой магазин с преимущественно польскими товарами существовал сначала на Петровке, потом — на Полянке. Здесь можно было приобрести косметику, легендарные духи «Быть может» и «Может быть», бижутерию, аксессуары в стиле «хиппи», сигареты с фильтром и даже пластинки с современной западной музыкой.
Иногда здесь можно было достать и одежду французских марок.
«Ванда» поистине была одной из самых спекулятивных точек в Москве. В туалете за углом работали фарцовщики. И так как многие женщины, выстояв огромную очередь, в итоге оставались ни с чем, они прибегали к услугам спекулянтов.
Московский Дом Книги на Арбате
Самый крупный книжный магазин в СССР был открыт в 1967 году. И это было грандиозным событием. Книги тогда были главными подарками, а советские граждане — самыми читающими в мире. Помимо книг в магазине активно торговали марками, сюда приезжали филателисты со всего Союза, здесь находился букинистический отдел, конференц-зал и др.
Но вернемся к советскому дефициту. Книги не были исключением. Купить хорошую книгу в магазине было непросто. Большая часть полок была завалена идеологической литературой. Купить зарубежный детектив или классику было сложно.
Эта проблема решалась по-разному: можно было приобрести заветное чтиво «из-под прилавка» по знакомству; сдать макулатуру, получить талон и обменять на книгу; выиграть книгу в лотерею или подписаться на нужное издание.
Блошиные рынки
Для советского уха привычнее название «барахолка» или «толкучка». В каждом городе была барахолка. Каждая советская семья пользовалась услугами барахолки. Ведь здесь можно было достать то, чего не было в государственных магазинах. Женское белье, американские джинсы, японские куртки, запрещенные грампластинки, пластиковые пакеты (очень редкие в то время!) — все это и многое другое можно было купить на толкучке.
Торговали как простые люди, которым надо было сбыть свой товар, так и фарцовщики.
У последних не было постоянной точки на рынке, так они прятались от милиции. Хотя и эта проблема решалась рублей за двадцать.
Одна из самых крупных барахолок Шувакиш (или Туча) находилась под Свердловском. Сюда приезжали люди с близлежащих городов и даже с Москвы и Питера.
Конечно, барахолки до сих пор существуют и являются местом постоянного скопления людей. Кто-то ищет здесь дешевую одежду, а кто-то — антиквариат и раритет.
Комиссионные магазины
Комиссионки появились вскоре после войны и стали альтернативой барахолке. В «комок» можно было сдать ненужную вещь или, наоборот, найти здесь что-то дефицитное. Правда, стоить это могло дорого. Например, радиоприемник «Sonata» в экспортном исполнении мог обойтись в половину средней советской зарплаты. А магнитофоны Sony или Fuji стоили и вовсе неподъемных денег.
Среди хлама и старья можно было откопать импортные туфли, косметику, бытовую технику.
Многим, правда, схема работы комиссионок казалась сомнительной. Недаром в советских комедиях это место представлялось как обитель разврата и бандитизма. Некоторые предприимчивые граждане налаживали через «комки» целый бизнес, сбывая вещи, привезенные «из-за бугра».
Сельпо
Магазины сельского потребительского общества, сельпо, появились в СССР еще до войны. Основная цель — организовать «советскую торговлю без капиталистов — малых и больших, торговлю без спекулянтов — малых и больших» (Сталин).
Торговали в сельпо промышленными и продовольственными товарами. От сушек до оцинкованных ведер. Зачастую в таких магазинах ничего не было, кроме соли, спичек, свечей, мыла и папирос «Памир».
Детей будили рано утром, посылали за хлебом. В руки больше одной буханки могли и не дать.
Но некоторым счастливчикам удавалось купить в сельпо фирменные «Levi’s» или аппаратуру. Происходило это из-за особенностей распределения товаров и нехватки денег у сельского населения. Вот и получалось, что на полках могли пылиться «Marlboro», а элементарной гречки не было.
Сельпо и сейчас существуют, чаще в формате супермаркета.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Новая жизнь ГУМов и ЦУМов
Эксперты департамента консалтинга NAI Вecar проанализировали текущее состояние российских ГУМов и ЦУМов. Они определили 10 самых успешных универмагов по принципу площади, качества и популярности среди горожан.
Раньше ГУМ – Государственный Универсальный Магазин,– и ЦУМ (Центральный универсальный магазин),– были флагманом торговли крупных городов советского пространства – их и сейчас можно встретить более чем в 80% городах России с населением более полумиллиона. При этом ЦУМы распространены гораздо больше. Построенные в конце XIX – начале XX-го вв., магазины располагались в старинных зданиях в самом центре городов и имели архитектурное сходство, как внешнее, так и внутреннее – все они были организованы по единому принципу универмага с тематическими отделами.
С переходом на рыночные рельсы ГУМы и ЦУМы на время лишились своей привлекательности в глазах покупателей. Состояние и качество объектов и сейчас остается различным – около 60% подобных центров претерпели реконструкцию или реконцепцию. Те магазины, что продолжают существовать в том же виде, что и 20 лет назад, не так востребованы населением и часто представляют собой «крытые рынки».
Лидером сегодняшних ЦУМов и ГУМов является московский ГУМ – выкупленный группой Боско. Он подвергся масштабной реконструкции, после чего торговое пространство было отдано всемирно известным брендам, а сам универмаг превратился в объект паломничества иностранных туристов. Концепция ГУМа уникальна не только выдержанным стилем, но и сохранением элементов истории – в здании расположены: гастроном №1, кафе «Фестивальное», «Столовая №57» в советской стилистике, и даже исторический санузел.
ЦУМ на Петровке также претерпел реконструкцию, а его концепция распространилась и на Санкт-Петербург. ДЛТ (Дом Ленинградской Торговли, аналог московского ЦУМа) повторил и его судьбу под тем же брендом.
Одним из старейших в России Владивостоксим ГУМом заинтересовалась компания Storm Properties. Окончание реконструкции ожидается в конце 2015 г.
Аналогичны истории возрождения старых универмагов, включенных в топ-10 по принципу площади, качества и популярности среди горожан.
Почему ГУМ, ЦУМ и т. д. Так называются? Кто придумал им названия? И когда они впервые появились?
История торгового дома
«Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом — магазином для представителей среднего класса. Здесь можно было купить почти все: одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы. Управляющие нового универмага первыми в России ввели европейские стандарты торговли: фиксированные цены, обязательство брать назад либо менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, причем расходы по доставке в пределах европейской части магазин принимал на себя. К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых вызвало настоящую сенсацию.
С приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта 1922 г. состоялось открытие крупнейшего универмага столицы – Мосторга. Впоследствии магазин был переименован в ЦУМ. В период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. В 1996 г. в тендере на создание и осуществление проекта модернизации универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) — одна из известных проектно-строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
Работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена в 1997 году. Проведенная модернизация позволила увеличить площадь ЦУМа до 33 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина. Покупать вещи в «Центральном. Универсальном. Модном» вновь стало престижно и удобно. Широкий выбор одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии и косметики ведущих мировых брендов соответствует запросам самой взыскательной публики. ЦУМ сегодня – единственный в России department store, полностью соответствующий мировым аналогам, и главная точка моды на карте города.
Сегодня в ЦУМе представлены коллекции более 400 известных европейских и мировых брендов одежды, обуви и аксессуаров. Среди них Loro Piana, Armani Collezioni, Marni, Miu Miu, Costume National, Malo, Elie Tahari, Laundry, Corneliani, Balenciaga, Emilio Pucci и др. В ЦУМе представлены ювелирные украшения, парфюмерия и косметика ведущих мировых брендов: Chanel, Dior, Lancome, Guerlain, Serge Lutens, Creed,
ГУМ, ЦУМ, «Детский мир»: кому принадлежат достопримечательности Москвы
Краткий гид по владениям крупнейших российских рантье пригодится и москвичам, и гостям столицы. В собственности или пользовании миллиардеров сегодня находятся практически все знаковые здания в Центральном административном округе — разве что Московский кремль, Мавзолей Ленина, Госдуму и Дом правительства пока никто не приватизировал. Впрочем, зданий, построенных с нуля уже после распада СССР, в нашей подборке тоже немало.
Год строительства: 1957
Год приобретения нынешним собственником: 2005
Площадь: 183 000 кв. м
Что внутри: 535 номеров
Интересные факты: в 2005 году фасад здания был полностью отреставрирован и гостиницу объявили памятником культуры. В 2010 году после трехлетней реставрации «Украина» открылась под названием Radisson Royal Hotel
Кому принадлежит здание: Алексей и Юрий Хотины (8-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 1935
Год приобретения нынешним собственником: 2015
Площадь: 183 000 кв. м
Что внутри: гостиничные номера, апартаменты, офисы и торговые комплексы
Кому принадлежит здание: Михаил Гуцериев (4-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 1954
Год приобретения нынешним собственником: 2005
Площадь: 25 000 кв. м
Что внутри: 243 номера
Интересные факты: строительство гостиницы длилось на два года дольше запланированного срока. За что архитекторов – Леонида Полякова и Александра Борецкого – лишили лауреатских званий, полученных за эскизы здания
Кому принадлежит здание: Михаил Куснирович (30-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 1893
Год приобретения нынешним собственником: находится в аренде Bosco di Ciliegi Куснировича с 1992 года
Площадь: 74 900 кв. м
Что внутри: 155 магазинов, кинозал, кафе и рестораны
Интересные факты: в декабре 2016 года группа компаний «Восток и Запад», подконтрольная Михаилу Куснировичу, нарастила долю в «Торговом доме ГУМ» до 97,34%
Кому принадлежит здание: Леонид Фридлянд
Год строительства: 1908
Год приобретения нынешним собственником: 2013
Площадь: 70 000 кв. м
Что внутри: магазины брендов класса lux
Интересные факты: весной 2015 года ЦУМ запустил кампанию «Миланские цены», снизив стоимость некоторых товаров до 15%. В итоге за осенне-зимний сезон 2016 года выручка торгового центра выросла в рублях на 30%, но чистая прибыль при этом упала на 10-15%
Год строительства: 1903
Год приобретения нынешним собственником: 2011
Что внутри: 206 номеров и ресторан
Интересные факты: за «Националь» младший брат Михаила Гуцериева выложил 4,7 млрд рублей. До этого она принадлежала правительству Москвы
Кому принадлежит здание: Александр Клячин (9-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 1901
Год приобретения нынешним собственником: 2012
Площадь: 39 400 кв. м
Что внутри: 362 номера, 10 залов для мероприятий, 2 ресторана
Интересные факты: историческое здание досталось Клячину за 8,874 млрд рублей, тогда как изначальная цена лота составляла немногим меньше — 8,7 млрд рублей
Торговый центр «Охотный ряд»
Кому принадлежит здание: Александр Занадворов (15-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 1997
Год приобретения нынешним собственником: 1997
Площадь: 63 000 кв. м
Что внутри: магазины сегмента масс-маркет, кафе и рестораны
Интересные факты: «Охотный ряд» построили к 850-летию Москвы. В торговом центре под землей должны были разместиться бутики люксовых марок. Но большинство посетителей – туристы, поэтому арендные ставки снизили почти на 20% и торговый центр наполнился магазинами с более низкими ценами
Торговый центр «Европейский»
Кому принадлежит здание: Зарах Илиев и Год Нисанов (1-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 2006
Год приобретения нынешним собственником: построен компанией «Киевская площадь» Илиева и Нисанова
Площадь: 180 000 кв. м
Что внутри: 500 магазинов, кафе, рестораны, магазины и кинотеатр
Интересные факты: рекламная конструкция с вращающейся буквой «е», установленная у входа в торговый центр, – патент Зараха Илиева
Торговый центр «Атриум
Кому принадлежит здание: Маргарита, Александр, Юлия и Эрнест Рудяк (29-е место в рейтинге Короли российской недвижимости – 2017)
Год строительства: 2002
Площадь: 103 500 кв. м
Что внутри: магазины, кафе, рестораны и кинотеатр
Интересные факты: ежедневно в будни «Атриум» посещают до 50 000 человек, в выходные – до 100 000
«Центральный Детский Магазин»
Кто управляет зданием: Александр Мамут (владелец — ВТБ)
Год строительства: 1957
Год приобретения нынешним собственником: 2016 (управление на 5 лет)
Площадь: 73 000 кв. м
Что внутри: детские магазины, кафе, кинотеатр
Интересные факты: первый детский универмаг в СССР был на реконструкции 6 лет и вновь открылся в 2015 году. Реконструкцию начала компания «Галс-Девелопмент» Владимира Евтушенкова, но весной 2009 года миллиардер из-за долгов продал контрольный пакет акций компании банку ВТБ за символические 60 рублей
Редакция The Village проверяет, как в дорогих бутиках реагируют на простых смертных Сотрудники редакции обошли магазины люксового сегмента, чтобы выяснить, встречают ли там по одёжке
The Village продолжает неделю дискриминации. В течение пяти дней мы рассказываем о людях, которые чувствуют себя ущемлёнными в правах, и о способах борьбы с этим ощущением. Для этого эксперимента мы отправились в роскошные магазины, куда обычно не ступает нога редактора The Village, чтобы проверить, как на нас будут реагировать их сотрудники.
Принято считать, что консультанты в бутиках надменны и следят за каждым шагом визуально неплатёжеспособного посетителя. В рамках недели дискриминации сотрудница The Village прошлась по дорогим магазинам, где брелок стоит от 17 тысяч рублей, чтобы выяснить, как там обстоят дела с толерантностью.
8. Редакция The Village проверяет, как в дорогих бутиках реагируют на простых смертных
Суть эксперимента
Мы выбрали десяток магазинов из привычных ареалов люксового шопинга — ЦУМа, ГУМа, Столешникова переулка и Третьяковского проезда. Пришли туда в своих обычных кроссовках и парках и стали интересоваться, где тут скидки, что есть подешевле, из леопарда ли леопардовая сумка и что бы вы посоветовали приобрести в подарок тёте из Анадыря. В общем, нарывались на дискриминацию по признаку бедности.
Алина Вострикова в ЦУМе
Большой надежды на дискриминацию в ЦУМе, как и любом большом универмаге, где привыкли давно и ко всем, я не питала. Тем не менее лёгкий мандраж присутствовал: в магазине в одиннадцатом часу утра была одна охрана, я и фотограф Миша с какой угодно, только не незаметной камерой. Чтобы разрядить атмосферу и проверить реакцию службы безопасности на съёмку, мы сразу перешли к развлечениям в духе «Милый, сфоткай меня так, как будто у меня есть деньги».
Dolce & Gabbana
Начать решили за здравие, принты и пайетки — пошли в D&G на третьем этаже. Консультанты поприветствовали меня сразу и первые. Честно говоря, я думала, что в шапке фаната New York Giants, с чёрным рюкзаком и в белых кроссовках мне самой придётся за ними бегать. Но нет, одна из девушек сразу приходит в ту часть магазина, где я перебираю шифон в безумных принтах.
— Это же летняя коллекция? На неё есть скидки?
Про себя отмечаю: не лжёт Wonderzine, действительно исчезает сезонность.
— А есть что-то недорогое?
— Скидок сейчас вообще нет. За сувенирами вам лучше спуститься на первый этаж.
Девушка сдержанна, интереса ко мне особенного не проявляет, но корпоративного инструктажа придерживается: она вежлива, она отвечает на все вопросы, показывает мне очки с инкрустацией кристаллами Swarovski ровно тогда, когда я хочу смотреть очки с инкрустацией кристаллами Swarovski. Приятно знать, что этого права у меня никто не отнимет. Отправляюсь на первый этаж.
Miu Miu
Консультант в магазине с сумками, кошельками и брелоками в стразах появляется позже меня самой, зато с большим участием наперевес. Девушка совершенно открыта миру и моим поискам дешевизны в мире люкса. Она сразу ведёт меня к очкам (известному инструменту причащения к топовым брендам), я тычу пальцем в классические Miu Miu в круглой роговой оправе, и девушка радуется:
— Это как раз бюджетные — 10 500.
— А такие же, только с глиттером, сколько? — рассчитываю шикануть и показываю на очки, усыпанные блёстками.
— От цвета цена не меняется. Тоже 10 500.
О толерантность, ты во всём! Оставшиеся пять минут визита консультант по собственной инициативе рассказывает мне про базовые модели кошельков, сумок и всего остального, что я могла бы купить, если бы мой бюджет был чуть менее скромным. Она верит в меня, я хочу её обнять.
Chopard
Охранники уже давно обсудили нас с Мишей по рации, предупредили друг друга, что производится съёмка, тем не менее замечаний делать не стали. Когда я зашла в Chopard, из пустоты моментально материализовалось двое крупных мужчин в костюмах и две аккуратные леди. Консультанты оказались заметно старше, чем в других магазинах, видимо, потому что старше и целевая аудитория. Эта маркетинговая хитрость привела к тому, что я по-честному растерялась под взглядом одной из Мэри Поппинс и еле промямлила просьбу найти для меня колечко подешевле:
— Могу предложить разве что обручальные.
— Вот самое простое. От семидесяти тысяч.
— А может, есть серёжки, чтобы подешевле?
— Серьги — двойная стоимость кольца.
Учитывая масштаб несоответствия шапки с помпоном 725-й пробе моей собеседницы, я оцениваю её выдержку и любезность на твёрдую пятёрку, а в конце даже замечаю на её лице искреннюю улыбку.
В копилке дискриминации пустота, отправляемся в Столешников.
Настя Красильникова
в Столешниковом
Мне никогда раньше не доводилось заходить в роскошные магазины, расположенные в Столешниковом переулке. Мало того, я с трудом могу себе представить, какие жизненные обстоятельства могли бы заставить меня туда зайти. Ради эксперимента я облачилась в максимально затрапезный костюм (впрочем, вполне соответствующий моему стандартному внешнему виду в это неблагоприятное время года). Неловкость начинаешь испытывать сразу, как возьмёшься за ручку двери — из каждого магазина на тебя смотрят большие и неприветливые охранники.
Louis Vuitton
В Louis Vuitton нас встретила сдержанная блондинка неопределённого возраста, спокойно ответившая на наши вопросы про кислотные цвета рюкзаков. Она честно доставала и показывала все модели, о которых мы спрашивали. Ни один мускул на её лице не дрогнул даже тогда, когда мы стали узнавать про скидки:
— За 150 лет истории дома Louis Vuitton у нас ни-ко-гда не было скидок.
Оставалось только ретироваться.
Prada
В Prada я уже слегка разошлась и спросила, есть ли у них что-нибудь в пределах трёх тысяч рублей — сослалась на тётушку в Анадыре, которой мне надо привезти из поездки в столицу красивый сувенир. «Меньше трёх с половиной у нас ничего нет», — сочувственно глядя на меня, ответила красивая девушка-консультант в красной помаде. Она, кажется, догадалась, что мы слегка с ней заигрываем, и понимающе улыбнулась, когда я, глядя на огромные безвкусные красные кристаллы на каком-то кошельке, спросила, драгоценные ли это камни. Она произвела самое приятное впечатление из всех консультантов, потому что легко и остроумно поддерживала диалог, немного отдающий безумием.
Fendi
Там же крупный мужчина, сотрудник магазина, решил спасти нас от нашего же фотографа, который снимал происходящее с улицы: «Давайте я вас закрою, а то вон тот молодой человек пытается вас сфотографировать! Вы наши клиенты, я не могу такого допустить!» — он с лёгкостью перекрыл собой дневной свет из окон и уберёг нас от шального кадра.
Patek Philippe
Самым волнующим оказался магазин Patek Philippe — там мне довелось обернуть своё мещанское запястье часами за один миллион двести тысяч рублей. Это очень странное ощущение — кажется, что если слишком глубоко вздохнёшь, часы сломаются и ты навеки останешься в этом помпезном помещении за мрачными спинами охранников (наверняка у них есть подвал, куда они бросают нерадивых покупателей вроде меня). «Я сам на часы пока не накопил», — смущаясь, пробормотал молодой человек-консультант, прикасавшийся к товарам в магазине исключительно в белых перчатках. Он тоже догадался, что мы ни при каких обстоятельствах не сможем позволить себе приобрести даже секундную стрелку, но ничем не выдал презрения — разве что улыбался чуть более снисходительно, чем рекомендуют ему правила обращения с клиентами.
Злата Онуфриева в Третьяковском
проезде и ГУМе
Roberto Cavalli
Нас встретил приветливейший консультант — молодая девушка сразу принялась искать для нас что-то минимально дорогое. «За 7 тысяч, к сожалению, у нас ничего не будет, но есть шарфики в районе 10 тысяч. Давайте посмотрим, не разобрали ли их». Мы проверяем ценники на абсолютно всех шарфиках в магазине и находим только за 13 тысяч. «За 10 точно были, но, наверное, их разобрали на распродаже. Знаете, а ещё можно посмотреть нижнее бельё!» Теперь мы выбираем трусы нашей маме:
«Смотрите, есть трусики за 2 800. Можете две пары взять. Я сейчас ещё ночнушки посмотрю», — не унимается девушка.
Мы обмениваемся шутками о зеркальных стенах и зеркальном лифте, в котором удобно делать селфи: «Да, как угодно можно тут фотографироваться, это правда». В разговоре консультант признаётся, что клиенты бывают с разным достатком, конечно, но в последнее время их стало ощутимо меньше — видимо, из-за кризиса.
В какой-то момент Алина находит белую шубу со вставками из кожи питона и уже представляет себя в ней, лежащей на груде денег:
— К такой шубе определённо нужна трость!
— А у нас она есть, но это скорее хлыст.
(Перед нами кожаный хлыст с металлическим набалдашником в форме тигра.)
— Кавалли вообще любит животных, особенно змей. Да и сама фамилия Cavalli переводится как «лошадь».
Moschino
Нас встречает очаровательная и участливая девушка, которая сначала рассказывает о том, что у них сейчас две прекрасные коллекции: McDonald’s и Barbi: «Да, да, это Barbi» — замечает девушка, когда я беру в руки сумку в виде маленькой розовой косухи.
Она активно начинает помогать нам найти что-нибудь подешевле: «Вот у нас есть недорогие шарфы, есть кошелёк, но он, правда, тоже больше пяти тысяч. Давайте посмотрим перчатки!» Мы долго перебираем перчатки, консультант проверяет каждый ценник и озвучивает цифры — вероятно, мы далеко не первые, кто приходит в этот бутик в ГУМе с вопросом: «Что можно купить в подарок как сувенир, недорого?»
— Ой, а что в этих перчатках особенного? У моей младшей сестры такие же с сердечками, только в разы дешевле.
— Ну это же Moschino.
— Только из-за бренда?
— Ну да, и вообще кто ни покупает у нас, все хвалят. Иногда люди приходят именно за перчатками и шарфами, приходят к нам и говорят: «Покажите нам, пожалуйста, перчатки». Они у Moschino какие-то очень качественные.
Мы обещаем милой девушке подумать и вернуться позже. Она улыбается и добавляет: «Приходите ещё!»
В Dior мы пришли с легендой — я выбираю платье на свадьбу к подруге. Сначала походили как дураки туда-сюда по залу, потрогали всё подряд и громко обсудили представленные модели — консультант кротко поглядывал за нами.
— Подскажите, а это все платья, которые у вас есть?
— Да, платья только те, что представлены в зале.
— А нет ничего понаряднее? Пышного и со стразами?
Консультант замялся и неловко ответил:
— Да нет, только то, что вы видите. Если нужно нарядное, посмотрите в вечерней линии.
— А почему нет пышного ничего?
Консультант смутился ещё больше:
— Потому что это Dior.
— Не знаю, у нынешнего главы дома Dior такое видение.
— А кто теперь главный дизайнер Dior?
— Раф Симонс, — бросил консультант, осознав, что его посетительница — необразованная дурочка.
Озадаченный и немного надменный, он показывает мне вечернее платье — такое, как Dior шьёт: тёмно-синее в пол без бретелек. Лаконичное и красивое.
— Да, конечно, туфли принести?
Пока я пытаюсь справиться со сложным кроем платья в примерочной, мои компаньоны донимают рыжеволосого консультанта вопросами о самых дешёвых товарах и делают селфи на фоне туфель.
— Очень неплохо! — замечает Алина, когда я всё-таки вываливаюсь из примерочной на самых неудобных каблуках в своей жизни. — Но почему ты меряешь платье на джинсы?
— А фотографировать можно? Хотим маме показать.
— Да, конечно, делайте уже, что хотите.
Моё сердце болит за консультанта, он держится изо всех сил, ведёт себя участливо, помогает, отвечает на все вопросы, но ему никак не удаётся стереть возмущение нашим невежеством со своего лица.
Платье стоит больше 300 тысяч. Скидок в Dior нет — не вообще, а сейчас. Размер платья один. Мы уходим ни с чем, а я представляю, как терпеливый молодой человек выпускает накопившийся внутри него за эти 15 минут пар и перемывает нам косточки с другими консультантами.
Фотографии: Михаил Лоскутов