цсо что это за служба
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54
См. Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 октября 1998 г. N 44
См. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 559-ст
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. N 18
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
Стационарное социальное обслуживание
Пожилые люди, люди с инвалидностью, в том числе с ментальными особенностями и психическими заболеваниями могут получить социальную помощь в городских домах-интернатах, если дома им невозможно обеспечить должный уход.
Переезд в стационарное социальное учреждение может стать решением в случае, когда человеку сложно обслуживать себя самому и самостоятельно решать вопросы быта, здоровья и безопасности, а также когда в силу особенностей возраста или здоровья ему требуется практически круглосуточная поддержка, забота и уход.
Оксана Владимировна Шалыгина
В Москве работает 31 дом-интернат: психоневрологические дома-интернаты/социальные дома, геронтологические центры/пансионаты для ветеранов войны и труда.
Адреса и другая информация городских домов-интернатов для взрослых опубликованы в разделе «Стационарные учреждения».
В каждом учреждении работает медицинский блок, психологическая и социальная служба. С проживающими проводится работа по повышению коммуникативного потенциала, социализации и абилитации.
Социальная помощь в стационарной форме оказывается в формате постоянного, временного проживания и дневной занятости в трех учреждениях.
Решение выдается по месту подачи документов.
Это может быть «Отказ» или положительное Решение о признании лица нуждающимся в социальном обслуживании в надомной либо стационарной форме. Информация о положительном решении автоматически заносится в электронную очередь «путевок».
Получить консультацию по вопросам социального стационарного обслуживания можно в едином Координационном центре Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по телефону: 8 495 276-11-55.
Горячая линия работает без перерыва и выходных с 8:00 до 20:00 часов. Обращения также принимаются по электронной почте: Socialdom@mos.ru
Опытные эксперты Координационного центра помогут претендентам их представителям, опекунам получить полную информацию о порядке получения «путевки» в городской дом-интернат.
Претендент может повторно обратиться в центр госуслуг «Мои документы», районный отдел социальной защиты населения или воспользоваться социальной помощью на дому.
«Современные подходы в работе отделения срочного социального обслуживания»
«Социальное обслуживание: формы, методы, технологии»
«Современные подходы в работе отделения срочного социального обслуживания»
В повседневной жизни каждого человека немало сложных периодов. Возникают проблемы с жильем, деньгами, поиском работы. Рано или поздно они разрешаются, а вот старость и инвалидность, однажды заявив о себе, сопровождают человека всю оставшуюся жизнь, заставляя преодолевать множество трудностей.
С возрастом и потерей здоровья зачастую связано снижение социального статуса, недостаток средств на содержание себя, своей семьи, лечение и образование детей.
Для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности в учреждении с 2005 года действует отделение срочного социального обслуживания.
Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги:
— обеспечение горячим питанием или продуктовым набором;
— обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости;
— содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации;
— содействие в оказании экстренной психологической помощи;
— содействие в получении юридической помощи.
Специалисты мобильной бригады посещают граждан на дому, с каждым проводят индивидуальную работу по оценке условий жизнедеятельности и выявлению проблем.
Важную роль для повышения эффективности деятельности мобильной бригады играет взаимодействие отделения с главами отдаленных поселений. Специалисты отделения ежеквартально формируют график выездов мобильной бригады, согласно графика, главам поступают запросы о предоставлении информации о существующих проблемных вопросам у граждан сельского поселения. Согласно полученных заявок от глав сельских поселений, организовывается работа специалистов бригады в конкретном сельском поселения.
В ходе посещений, специалисты мобильной бригады проводят измерения артериального давления, выдают продуктовые наборы, одежду, технические средства реабилитации, оказывают помощь в обучении пользованию техническими средствами реабилитации, оказывают психологическую помощь и помощь в подготовке юридических документов.
За 2019 осуществлено 12 выездов, оказана помощь более 300 гражданам.
Как часто, идя по улице, во дворе своего дома, заходя в подъезд, где живем, мы видим одиноких, не всегда опрятно одетых мужчин, а иногда и женщин, которые молча, удрученно, одиноко сидят, смотрят в одну точку и не реагируют на окружающих. Нам не нравится их внешний вид, не нравится, что пахнут они не совсем приятно.
Город-это не только улицы, школы и дома, это в первую очередь люди, разные люди. Пройдитесь по улицам российских городов, кого там только не встретишь. Многие из таких граждан живут без документов, пенсии и нормального пропитания, по несколько лет. Однако дойти до специалиста по социальной работе они почему-то никак не могут. Вернуться к нормальной жизни из них практически никто не хочет, хотя такая возможность есть.
Зачастую данные граждане являются страдающими алкогольной зависимостью, нуждающимися в содействии в восстановлении документов, безработными. У лиц без определенного места жительства достаточно сильны иждивенческие привычки и настроения, не возникает потребности прикладывать какие-либо усилия для укрепления собственной жизненной позиции.
С целью предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства, а также своевременного выявления лиц, нуждающихся в социальном сопровождении, при отделении срочного социального обслуживания действует служба «Социальный патруль».
В состав Службы входят следующие специалисты:
заведующий отделением срочного социального обслуживания, социальные работники, специалисты по социальной работе, психолог.
Основные задачи Службы:
1. Выявление лиц без определенного места жительства и лиц, склонных к попрошайничеству и бродяжничеству, посредством участия в рейдах.
2. Привлечение спонсорских средств для оказания лицам без определенного места жительства материальной помощи в виде одежды, продуктов питания, промышленных товаров, средств гигиены, медикаментов;
3. Осуществление мероприятий по профилактике бродяжничества.
4. Оказание социально-медицинской, социально-консультативной, социально-правовой, социально-психологической, социально-экономической помощи.
Основные функции Службы:
— оказание лицам без определенного места жительства, вне зависимости от возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи, направленной на поддержание их жизнедеятельности;
— сотрудничество с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службой занятости, миграционной службой и иными органами, а также взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях осуществления эффективной социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства, включая:
оказание содействия в оформлении и доставке в специализированные учреждения и организации области;
оказание содействия в оформлении лицам БОМЖ паспорта, регистрации по месту жительства, пенсии и других документов и социальных гарантий;
подготовка и направление ходатайства в страховую медицинскую организацию о регистрации лиц без определенного места жительства в качестве застрахованных лиц;
оказание содействия в установлении группы инвалидности;
— ведение базы данных о лицах без определенного места жительства;
— проведение информационной работы по вопросам социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Услуги лицам без определенного места жительства предоставляются бесплатно в соответствии с действующим законодательством.
Хочется отметить особую роль в работе с лицами без определенного жительства психолога.
Важным моментом для возвращения бездомных в нормальную жизнедеятельность является изменения их психологического настроя, который, как правило, находится в угнетенном состоянии, помощь в обретении смысла жизни и веры в себя, возможность изменить ситуацию.
Бездомный образ жизни и нахождение в местах лишения свободы ведет к утрате способности к продуктивным контактам с окружающими. Человек, живущий на улице, имеет крайне узкий круг близких ему людей или даже полностью одинок. Он переживает неверие в свои силы и собственную неспособность строить отношения с другими.
Психика у такого человека малоподвижная, сильные эмоции могут пугать. Человек не знает, как справляться с этими чувствами.
Одиночество, не востребованность граждан без определенного места жительства порождают у них негативные эмоции, депрессии, алкоголизм… Жизнь такого человека, как правило, не отличается богатством положительных впечатлений, а ведь образ жизни во многом определяется тем, ока они проводят свободное время.
Граждане данной категории чаще всего нуждаются в помощи в снятии стрессового состояния, обучении способности сдерживать внезапно-возникающую немотивированную импульсивную агрессию по отношению к окружающим.
В ходе проведения работы с лицами без определенного места жительства осуществляется формирование у них умения бороться со стрессами, тревогой, умения радоваться текущему моменту жизни.
Для эффективной реабилитации лиц без определенного места жительства работа психолога строится в нескольких направлениях:
Более подробно хотелось бы остановиться на коррекционном направлении работы, которая включает:
— проведение работы по мотивации на изменение жизни;
— развитие навыков коммуникации;
— построение жизненных целей;
— повышение самооценки и собственной значимости;
— профилактика употребления алкоголя.
Служба «Социальный патруль» предоставляет лицам без определенного места жительства возможность научиться правильно себя вести в экстремальных ситуациях, эффективно им противодействовать, оказывать помощь себе.
За период реализации данной технологии года, лиц данной категории выявлено 25 человек. Девяти оказано содействие по возвращению в семью в другую область. Восемь человек нашли свой новый дом.
При отделении срочного социального обслуживания действует «Служба социального сопровождения», деятельность которой направлена на выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах помощи. Специалисты Службы осуществляют патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия. В ходе посещений проводится профилактическая работа с детьми и родителями, оказывается помощь родителям в воспитании и обучении детей, а также в организации их досуга.
Особого внимания и заботы специалиста по работе с семьей требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностных отношениях, в общении, низкую успеваемость, сложные отношения между членами семьи. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться, и ребенок не всегда может справиться с ними. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников — это главный успех в работе специалиста по работе с семьей. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности — это поможет ему найти выход из трудной ситуации.
Задачи, стоящие перед специалистом по работе с семьей:
Методы работы специалиста по работе с семьей:
Специалистами отделения практикуются посещения семей с целью пропаганды здорового образа жизни, за 2019 год проведено посещение 55 семей, выдано более 500 памяток по различным направлениям профилактики.
В составе мобильной бригады специалист по работе с семьей выезжает в села с целью оказания социальных услуг, проведения профилактической работы с разъяснениями основных требований пожарной безопасности в быту и социальной помощи семье. С жителями села проводятся мероприятия, направленные на повышение информированности населения о мерах социальной поддержки, нововведениях в законодательстве, о предоставляемых услугах.
Специалист по работе с семьей оказывает социально-педагогические услуги на дому. Оказание услуг на дому — это форма сотрудничества с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов. В ходе профилактической работы решаются задачи по выявлению причин и факторов социального неблагополучия семьи, их потребности в помощи, определяются и предоставляются конкретные виды услуг, осуществляется защита прав и интересов несовершеннолетних детей, педагогическое просвещение родителей, обучение родителей навыкам социального поведения. Также оказывается содействие в формировании в семье позитивного морально-психологического микроклимата и необходимых условий содержания и воспитания детей. Проводятся консультации родителей об обязанностях по отношению к детям и последствиях их невыполнения; выявляет нужды семьи и оказывается помощь в установлении контактов с различными ведомствами и организациями.
В мире много опасностей, не всегда родители могут своевременно рассказать, как действовать в тех или иных ситуациях, в силу низкой компетентности, отсутствия желания или времени. Очень важно формировать представление ребенка о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения не только в быту, но и на улице, школе, сети «Интернет».
С 2017 года, в рамках исполнения мероприятий плана «Десятилетия Детства», в отделении срочного социального обслуживания внедрен инновационный проект «Безопасное и здоровое детство».
Цель проекта: формирование установки на ведение здорового образа жизни, формирование устойчивого безопасного поведения у детей через развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту безопасной жизнедеятельности.
— проведения информационных бесед с детьми;
— проведение познавательных игр с детьми;
— проведение родительских собраний в дошкольных и средних образовательных учреждениях
Этапы реализации программы:
— определение тем информационных бесед на текущий год;
— подбор информации по каждой теме, подготовка презентации, подготовка раздаточного материала;
— согласование планов с руководителями образовательных учреждений
— проведение информационной в течение года работы каждый вторник с 10 сентября по 25 мая во время нравственных бесед в образовательных учреждениях, во время организованных родительских собраний (по согласованию с классными руководителями);
— привлечение детей из различных семей к участию в познавательных играх и проведение игр в дни, посвященные датам (День здоровья, День без интернета и др).;
— размещение информации о проведении работы в рамках проекта на сайте учреждения во вкладке «Новости», «Инновационная деятельность»
В рамках реализации учреждением проекта «Безопасное и здоровое детство» только в 2019 году проведено 50 мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и пропаганду соблюдения мер безопасности, в том числе:
— 40 информационных встреч с учащимися средних образовательных учреждений Ванинского района на тему: «Последствия употребления ПАВ», «Суд над наркоманией», «Полезные и вредные привычки», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», «Безопасные каникулы», «Ранние половые связи», «Мир без войны», «Стресс в молодом возрасте», «Нецензурная брань – это тоже болезнь», «Права ребенка»;
— 12 развлекательных мероприятий для детей из неблагополучных семей на тему «Международный день иммунитета», «Международный день здоровья», » Мы за здоровый образ жизни»,» Веселые туристы», » Всемирный день здоровья», » День оптимиста», «Веселые старты»;
Изготовлено 8 видов информационных памяток по здоровому образу жизни и соблюдению мер безопасности, в том числе: о вреде курения и употребления алкоголя, о причинах, последствиях наркомании (3 вида) и другие.
Цель проекта: формирование установки на ведение здорового образа жизни, формирование устойчивого безопасного поведения у детей через осознание родителями ответственного отношения к этим вопросам, повышение компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности их детей.
Проект реализуются с сентября 2017г. по настоящее время.
В рамках реализации Учреждением проекта «Школа ответственного родителя» проведены 18 собраний с родителями.
Многодетная семья при благотворительных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.
В 2020 году, в целях повышения уровня родительской компетентности и ответственности, формирования позитивных интересов, организации совместного досуга, формирования и сохранения нормальных семейных отношений, внедрен проект «Счастье в твоих руках».
В рамках проекта проводятся такие мероприятия, как:
— психологические тренинги с семьями;
— подготовка и размещение информации по теме проекта в СМИ;
— организация клубов по интересам;
— проведение тематических конкурсных программ.
Проект охватил более 30 многодетных семей Ванинского муниципального района.
Слаженная работа специалистов отделения срочного социального обслуживания дает хорошие результаты по снижению уровня бедности и неблагополучия в Ванинском муниципальном районе. В планах учреждения продолжить работу в данных направлениях.
Цсо что это за служба
центр сертифицированного обучения
центр социального обслуживания
центр по связям с общественностью
Центр социологического образования Института социологии РАН
образование и наука
центральное стерилизационное отделение;
централизованное стерилизационное отделение
центральная система отопления
центральная станция обслуживания автомобилей
центральный совет общества
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Центральная сбытовая организация
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
центр спорта и образования
образование, организация, спорт
Центр сотрудничества оппозиции
центр совместного обслуживания
Центр слежения за обстановкой
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Полезное
Смотреть что такое «ЦСО» в других словарях:
ЦСО — Центральная сбытовая организация (Лондон) центральная система отопления центральная станция обслуживания автомобилей центральный совет общества центр социального обслуживания … Словарь сокращений русского языка
ЦСО ИС РАН — ЦСО ЦСО ИС РАН Центр социологического образования Института социологии РАН с 1995 http://www.sociology.ru/ образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур
ЦСО ОГВ — цифровая сеть обслуживания органов государственной власти Источник: http://e rus.ru/site.shtml?id=10&n … Словарь сокращений и аббревиатур
ЦСО ФСБ — Центр специальных операций Федеральной службы безопасности Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур
ККТ ЦСО ОАО КамАЗ — Комплекс компьютерных технологий Центра по связям с общественностью открытого акционерного общества «Камский автомобильный завод» авто, комп., организация, связь, техн … Словарь сокращений и аббревиатур
Кубок УЕФА по мини-футболу 2001-2002 — дебютный розыгрыш кубка. Победу в нём одержал испанский клуб «Плайас де Кастельон», обыгравший в финале бельгийский клуб «Аксьон 21». Содержание 1 Первый отборочный раунд 1.1 Группа 1 … Википедия
Кубок УЕФА по мини-футболу 2001/2002 — Кубок УЕФА 2001/02 Данные турнира Количество команд: 27 Официальный сайт … Википедия
Алмазная промышленность — (a. diamond industry; н. Diamantindustrie; ф. industrie de diamants; и. industrie minera diamantifera) отрасль горн. пром сти по добыче и обработке Алмазов, a также произ ву синтетич. алмазов. Добыча алмазов одна из старейших отраслей… … Геологическая энциклопедия
Сухопутные войска Шри-Ланки — Армия Шри Ланки … Википедия
Кубок УЕФА по мини-футболу 2002-2003 — 2 ой розыгрыш кубка. Победу в нём одержал испанский клуб «Плайас де Кастельон», обыгравший по сумме двух матчей бельгийский «Аксьон 21». Содержание 1 Первый отборочный раунд 1.1 Группа 1 … Википедия
Стационарные учреждения социального обслуживания: некоторые нюансы деятельности
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442‑ФЗ).
Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.
Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442‑ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.
Как оплачивается пребывание граждан
в стационарном учреждении социального обслуживания?
По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442‑ФЗ.
К сведению:
Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.
Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.
Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.
Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).
К сведению:
В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178‑ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33‑1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).
Согласно ст. 17 Закона № 442‑ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.
Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на лицевой счет поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:
В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.
Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):
Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.
Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33‑6913/2015).
В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам,
если учреждение является их опекуном или попечителем?
Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.
Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.
При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив доверенность, выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).
Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).
Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.
На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?
На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442‑ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:
Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.
Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:
1) на текущую деятельность учреждения:
2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;
3) на стимулирование труда работников учреждения.
Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407‑пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, повышение квалификации работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.
В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.
На что могут расходоваться средства недееспособных граждан,
оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?
Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.
Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10‑р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.
Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:
Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.
Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?
С оплатой содержания все понятно. Но ведь учреждению важно понимать, кто будет владеть имуществом пожилых граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме. И здесь нужно обратиться к нормам гражданского законодательства и Закону об опеке и попечительстве.
Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).
Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.
Обратите внимание:
Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).
Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):
Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:
К сведению:
Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.
Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане: