црпт что это такое
Центр развития перспективных технологий создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру
На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — Честный ЗНАК
Она позволит сделать товарный рынок страны транспарентным и создать полноценную систему гарантии подлинности товаров. Для реализации проекта была создана дочерняя компания Оператор-ЦРПТ.
Центр обладает исключительными технологическими компетенциями и экспертными возможностями для того, чтобы обеспечивать полный цикл маркировки, прослеживания и локализации производства оборудования, вывода на рынок инновационных технологических решений.
ЦРПТ создает национальный каталог товаров — важную составляющую единой системы цифровой маркировки и прослеживания товаров.
Компания «ТрекМарк», находящаяся под операционным управлением ЦРПТ, представляет комплексные решения для системы маркировки и локализует производство необходимого для российского рынка оборудования.
ЦРПТ разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза.
Соглашение гармонизирует порядок обмена информацией между странами и применяемые средства маркировки, что позволит объединить создаваемые или уже запущенные в странах системы и даст возможность увидеть движение товара с момента ввода в оборот до момента продажи.
ЦРПТ как система цифровой идентификации и контроля перемещения товаров
В данной статье вы узнаете о том, что такое ООО «Оператор ЦРПТ», какую роль он играет в экономике страны и как подготовить бизнес к работе в данной системе. Вы узнаете о последних новостях в сфере маркировки товаров, а также о возможностях личного кабинета ЦРПТ.
ЦРПТ, или Центр развития перспективных технологий был основан в 2017 г., для обеспечения внедрения цифровых решений в российскую экономику. Получив особые возможности, ЦРПТ создает условия, обеспечивающие возможность контроля за полным жизненным циклом не только отечественного, но и иностранного товара. Данная мера даёт возможность формирования полноценной системы гарантии качества реализуемой продукции, а также позволяет защитить покупателей от приобретения поддельных товаров.
В ноябре 2017 г. был удачно завершен эксперимент по маркировке шуб, который проводился вместе со странами, участницами ЕАЭС. Тогда же Российское правительство предложило создание системы общего контроля перемещения товаров на территории РФ. Введение новой системы работы предполагалось в несколько этапов, чтобы не нанести сильного ущерба бизнес-процессам. Уже в конце 2017 г. данное предложение было одобрено Президентом России, но окончательное решение приняли только к февралю 2018 года. Позже в апреле 2018 г. была утверждена общая модель работы:
Нанесение идентификаторов на каждый производимый или ввозимый товар.
Формирование общей информационной базы, в которой будут содержаться данные о полном жизненном пути товара, начиная от его изготовления (или ввоза) и заканчивая реализацией конечному потребителю.
Юридическая значимость сведений, пересылаемых в ИС участниками оборота, а также назначение ответственности за их некорректное или несвоевременное представление.
Формирование национального каталога, который бы включал в себя все данные о маркируемом товаре.
Доступность сведений о товарах, изготовленных в России, кроме запрещённых и ограниченных в распространении.
Изначально предусматривалось, что формированием ИС и последующим её техническим сопровождением будет заниматься непосредственно ЦРПТ, но так как позже они стали реализовывать ещё несколько крупных и значительных цифровых проектов, данные функции были переложены на дочернюю компанию ООО «Оператор-ЦРТП». На данный момент её полномочия закреплены на законодательном уровне.
Оператор ЦРПТ: как подготовить бизнес к работе в системе
Изначально для маркировки товаров использовались RFID-метки, но из-за их высокой себестоимости, было принято решение о замене идентификаторов более экономичными кодами DataMatrix. Данный код имеет большой объём памяти (до 2000 байт) и может распознаваться даже с поврежденной этикетки. К тому же участникам оборота нет необходимости в приобретении большого количества дополнительного оборудования, ведь DataMatrix распознаётся простым 2D-сканером.
Этапы цифровой идентификации:
Изготовитель, либо импортёр маркируют каждый произведённый, либо ввезённый товар.
Все последующие участники оборота отмечают в системе все перемещения товара, вплоть до ритейлера.
Ритейлер принимает товар путём сканирования маркировочного кода и отображает его в системе учёта.
При реализации товара конечному потребителю, ККМ перенаправляет данные об убытии товара ОФС, а тот, в свою очередь, в систему ЧЗ.
Данные на каждом этапе перемещения маркированного товара поступают в ИС оператора ЦРПТ, а также в остальные контролирующие органы, включая Федеральную налоговую службу.
К тому же есть функция «Общественного контроля». Так при помощи специализированного приложения, любой желающий может получить доступ к данным об изготовителе и подлинности товара ещё до его приобретения.
Система работы с маркированными товарами продумана таким образом, чтобы розничным продавцам не потребовалось никакого дополнительного оборудования, кроме ККМ и 2D сканера штрих-кода. Однако некоторые изготовители могут столкнуться со сложностями в нанесении маркировочных кодов. Так, например, если в пищевой промышленности маркировочный код можно будет нанести в типографии вместе с общими данными (названием, составом и т.п), то при изготовлении, например, медикаментов, данный способ будет неприемлемым.
В общем, для работы с маркированными товарами предпринимателю необходимо:
Зарегистрироваться в системе ЭДО. Лучше заблаговременно выбрать оператора.
Приобрести оборудование для работы с маркировочными кодами (ККМ, 2D сканер штрих-кодов).
Установить необходимое кассовое ПО или, по возможности, обновить имеющееся.
Заключить договор с ОФД.
Создать учётную систему, для хранения и учёта маркировочных кодов.
IT-решение для интеграции с ИС.
Возможности официального сайта ООО « Оператор – ЦРПТ»
Данные о последних изменениях и новостях в сфере маркировки товаров можно найти на официальном сайте ЦРПТ – честныйзнак.рф. Здесь можно найти ответы практически на все интересующие в данной области вопросы (к примеру, какие товары обязательно маркировать, что делать, если товар оказался поддельным и многое другое). Также можно скачать на сайте мобильное приложение, при помощи которого потребители могут осуществить проверку купленного товара на подлинность.
Предприниматели смогут найти на сайте данные о требованиях законодательства к оборудованию, используемому для работы с маркировкой (характеристики, ПО и т.п). Также здесь есть функция «проверки сканера». С её помощью любой желающий сможет проверить, распознаёт ли его сканер коды DataMatrix, и, в случае необходимости, загрузить пособие по его настройке. Все хозяйствующие субъекты должны помнить, что для работы с маркированными товарами необходимо обязательно зарегистрироваться в системе ЧЗ.
Личный кабинет ЦРПТ: общая инструкция по работе в системе
Для регистрации в системе участнику оборота необходимо оставить на сайте заявку, а также приобрести (если этого нет) КЭЦП на имя руководителя организации, после чего зарегистрироваться на сайте.
Во время первого входа в ЛК ЦРПТ, требуется заполнить карточку (профиль) организации:
Укажите тип участника оборота (изготовитель, импортёр, дистрибьютор, ритейлер).
Указать идентификационный код, предоставленный оператором ЭДО, кликнуть на кнопку «Продолжить». Если вы ещё не заключали договор с оператором ЭДО, то необходимо кликнуть на кнопку «Пропустить».
Указать товарную группу, в которой состоит участник.
После этого на экране автоматически заполнится форма с указанием данных о хозяйствующем субъекте. Необходимо внимательно их изучить и, если допущены ошибки, обратиться в службу техподдержки для изменения данных. Также на данном этапе можно разграничить права доступа.
Завершающий этап – в форму вносятся реквизиты организации, необходимые для подписания договора с оператором.
Договор автоматически генерируется, после чего заверяется сторонами при помощи КЭЦП. В будущем изменения статуса договора можно будет посмотреть во вкладке «Пользователь»→«Документы от оператора».
ЭДО Лайт от ЦРПТ: бесплатный сервис для представителей малого бизнеса
Также оператор бесплатно предоставляет услуги ЭДО, поэтому если Вы ещё не заключили договора на оказание данных услуг, то на сайте можно оставить заявку на их подключение. Данный сервис встроен в ЛК пользователя и даёт участникам возможность обмениваться юридической документацией.
Данный инструмент, в основном, предусмотрен для представителей малого и среднего бизнеса и основной его задачей является облегчение работы в ИС.
Возможности ЭДО Лайт от ЦРПТ направлены прежде всего на работу с маркированными товарами, к тому же есть ограничения по количеству передаваемых документов (не более 1000 в год).
ЦРПТ: последние новости в сфере маркировки
Переложив обязанности по ведению ИС на дочернюю компанию, ЦРПТ сосредоточил своё внимание на создании новой цифровой платформы, которая гарантирует беспрепятственное перемещение маркированных товаров через границы ЕС. Также формируется единый национальный каталог товаров, который будет выполнен в формате стандартного справочника. Также планируется постоянное пополнение товарной номенклатуры, расширение функционала, а также внедрение на платформу дополнительных сервисов, призванных облегчить работу.
Среди последних новостей, ЦРПТ объявил о запуске цифровой идентификации товарных комплектов в сфере лёгкой промышленности, а также фотоаппаратуры и парфюмерии. Теперь участники оборота смогут составлять товарные наборы (к примеру, постельного белья) и получать на них единый код.
МДЛП — ЦРПТ «заморозил» внесение поправок и изменений в интерфейс API
Также ЦРПТ объявил о «заморозке» проведения глобальных изменений в ПО МДЛП. Изменения интерфейсов остановлены для того, чтобы предприниматели имели возможность в спокойной обстановке присоединиться и протестировать действующую систему. Данную инициативу поддержали крупные фармацевтические компании, они также считают, что «Приостановка» даст возможность легче адаптироваться к новым требованиям.
ЦРПТ.ру — российский подход к маркировке получил признание в Давосе
На прошедшем в начале 2020 года всемирном экономическом форуме, эксперты дали оценку Российскому подходу к внедрению маркировки и системы отслеживания товаров. Они сошлись во мнении, что данное новшество определенно принесёт пользу не только экономике страны в целом, но и каждому конкретному потребителю, заинтересованному в приобретении качественных товаров.
Помимо всего прочего, платформа ЦРПТ удивила участников Давосского форума своей масштабностью. Ведь она имеет самый большой охват товарных групп в мире, и, в конечном счёте, даст правительству возможность контроля большинства товаров во всех отраслях. По предварительным подсчётам, данный подход может повысить ВВП страны примерно на 1,2%.
ЦРПТ как система цифровой идентификации и прослеживания товаров
ЦРПТ, или Центр развития перспективных технологий образован в 2017 году для внедрения цифровых решений в экономике. Наделенный исключительными компетенциями, формирует основу, позволяющую отслеживать полный цикл движения продукции, производимой не только в РФ, но и ввозимой из-за границы. Такая мера позволяет создать полнофункциональную систему гарантии качества продаваемого товара, защитить бизнес и конечного потребителя от контрафакта и контрабандной продукции.
При создании ЦРПТ использована форма государственно-частного партнерства. Так, 50 % принадлежит USM Holdings, 25 % — госкорпорации «Ростех» и 25 % — «Элвис-Плюс групп». Подобная модель сотрудничества позволяет реализовывать проекты быстрее, чем государственная. Это обусловлено тем, что бизнес-сообщество наиболее заинтересовано в прозрачности рынка, а государство — в повышении налоговых поступлений и исключении коррупционной составляющей.
Пройдите опрос и узнайте стоимость внедрения
маркировки «под ключ
В ноябре 2017 года, после удачного завершения эксперимента по маркировке шуб, проводимого совместно со странами-участницами ЕАЭС, Правительством РФ принято решение о разработке системы тотальной прослеживаемости оборота отдельных категорий товаров в России. Внедрение инноваций планировалось проводить поэтапно, без ущерба для бизнес-процессов.
В декабре 2017 года Президент РФ одобрил предложение Правительства РФ о создании системы мониторинга, однако окончательно решение было принято в феврале 2018-го. Распоряжением № 791-р от 28 апреля того же года была утверждена модель работы системы, базирующейся на следующих основных принципах:
Предполагалось, что созданием ИС и последующим техническим сопровождением будет заниматься непосредственно ЦРПТ. Но, учитывая то, что последний в настоящее время занимается реализацией нескольких других глобальных цифровых проектов, принято решение, что эти функции будут переданы ООО «Оператор-ЦРТП » — дочерней организации Центра. Ее полномочия закреплены Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2019 № 620-р.
Касса для маркировки Атол Sigma 7
Касса для маркировки Эвотор 7.2
Сканер для маркировки Vioteh VT2420
Оператор ЦРПТ : как подготовиться бизнесу для работы в системе
Первоначально для маркировки было решено применять технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency IDentification). Однако из-за высокой стоимости RFID-метки было принято заменить на более дешевый вариант — Data Matrix. Двумерный код отличается существенным объемом памяти (до 2 000 байт) и легко читается даже с поврежденной марки. Кроме того, бизнесу нет необходимости приобретать дополнительное оборудование, так как он считывается обычным 2D-сканером.
За маркировку и прослеживание товара отвечает Единая информационная система «Честный ЗНАК». Платформа обеспечивает прозрачность экономических процессов и защищена от несанкционированного доступа извне. Весь процесс цифровой идентификации выглядит следующим образом:
Информация о передвижении на любом этапе автоматически передается в ИС Оператора ЦРПТ и предоставляется контролирующим органам, в том числе ФНС. Также доступна функция «Общественный контроль» — с помощью специального приложения, потребитель, считав Data Matrix, может получить полную информацию о производителе и качестве товара еще до его приобретения.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Архитектура системы выстроена таким образом, чтобы ритейлерам, кроме онлайн-касс и сканеров, не потребовалось дополнительное оборудование. Вместе с тем, некоторые производители могут столкнуться с трудностями при нанесении идентификатора. Так, если в пищевой отрасли маркировку можно нанести типографским способом вместе с наименованием и другой информацией, то на лекарственных препаратах такой способ не всегда приемлем.
В целом для работы с маркированной продукцией предпринимателю потребуется:
Информация о последних новостях в сфере маркировки, проводимых ООО «Оператор ЦРПТ » мероприятиях, содержится на официальном сайте компании — честныйзнак.рф. Также здесь размещены ответы на многие интересующие вопросы, касаемые цифровой идентификации продукции: какие товары подлежат идентификации, что делать в случае обнаружения подделки, какова ответственность за нарушение маркировки и прочие. Кроме того, на портале потребитель может скачать приложение, с помощью которого предоставляется возможность проверить приобретаемый товар на подлинность.
Для бизнеса доступны сведения о требованиях к оборудованию для работы в системе маркировки, параметрах совместимости ПО и т. д. Также предоставляется функция «Проверка сканера», где предприниматель может протестировать свое оборудование на возможность считывать код DataMatrix, и при необходимости скачать инструкцию по настройке. Бизнесменам нужно знать, что для участия в обороте маркированных товаров обязательна регистрация в системе «Честный ЗНАК» (за исключением пилотных проектов, предполагающих добровольное участие).
Личный кабинет ЦРПТ — краткая инструкция по работе в системе
Чтобы стать участником системы, бизнесмену необходимо подать заявку на регистрацию, получить усиленную квалифицированную электронную подпись (перечень документов, необходимых для ее оформления представлен на сайте ИС) и авторизоваться на портале.
При первом входе в личный кабинет ЦРПТ нужно заполнить профиль компании или ИП. Пошагово это выглядит следующим образом:
Договор формируется автоматически и подписывается со стороны бизнесмена с помощью КЭП. В дальнейшем статус подписания можно отслеживать в разделе «Пользователь» —> «Документы от оператора».
ЭДО Лайт от ЦРПТ — бесплатный сервис для малого бизнеса
Оператор предоставляет бесплатные услуги электронного документооборота, поэтому при отсутствии ЭДО нужно оформить заявку на подключение. Сервис интегрирован в ЛК пользователя и позволяет обмениваться юридически значимой документацией.
Разработанный инструмент в основном предназначен для представителей малого и среднего бизнеса с целью упрощения их работы в ИС. Функциональность ЭДО Лайт от ЦРПТ направлена на работу исключительно с маркированной продукцией и ограничена возможностью передачи не более 1 000 документов в год. Обмен неформализованными документами не поддерживается.
FAQ: 10 главных вопросов о маркировке ЦРПТ
В июле 2018 года Минпромторг РФ подготовил проект постановления Правительства «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» и опубликовал его для публичного обсуждения.
Планировалось, что эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции начнется с 1 сентября 2018 года и будет проходить до 31 декабря 219 года. Пока сроки начала перенесены, отрасль ожидает постановления правительства в ближайшее время.
Пилотный проект будет проводиться в национальной системе маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК, оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В отличии от 10 групп товаров, которые в соответствии с поручением Правительства от 28 апреля 2018 года подлежат обязательной маркировке, инициатором добровольного пилота по маркировке готовой молочной продукции стал бизнес. Проект поддержали крупные переработчики российского рынка — Danone, Московский завод плавленых сыров «Карат» и «Галактика».
В качестве целей эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции провозглашены, в частности: апробация полноты и достаточности маркировки для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактных, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей, определение технических возможностей интеграции информационной системы, необходимой для проведения эксперимента, с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии «Меркурий».
Пилот позволит отработать техническое решение маркировки молочных продуктов цифровым двухмерным кодом с криптозащитой, оценить его влияние на текущие бизнес-процессы и оптимизировать затраты на внедрение проекта для отрасли.
Milknews задал оператору 10 главных вопросов, которые волнуют молочную отрасль, и приводит для вас ответы оператора по самым важным темам.
1. Какая именно молочная продукция будет маркироваться криптозащитным кодом в рамках эксперимента?
На сегодня в эксперимент по маркировке молочной продукции включены следующие виды товаров: пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное, ультравысокотемпературнообработанное молоко или пастеризованные, ультрапастеризованные, стерилизованные, ультравысокотемпературнообработанные молочные продукты, изготовленные промышленным способом и упакованные в потребительскую тару. Окончательный перечень товаров будет зафиксирован в постановлении Правительства о проведении эксперимента.
2. Планируется ли интеграция системы маркировки с системой «Меркурий»? Требует ли интеграция дополнительных ресурсов молокоперерабатывающих предприятий? Поможет ли это справиться с фальсификатом?
Предполагается, что национальная система маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК будет сопряжена с системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а Честный ЗНАК— от завода, когда молоко окажется в упаковке, до покупателя. Интеграция двух систем не потребует дополнительных ресурсов от предприятий. ЦРПТ проводит консультационные работы с представителями Россельхознадзора, отвечающие за техническое сопровождение системы «Меркурий», для поиска наиболее комфортного для всех участников решения.
3. Коды каких форматов можно использовать для маркировки? Как и где будут генерироваться коды? Какая информация должна содержаться в кодах, наносимых на продукцию?
Принятая Правительством РФ модель функционирования национальной системы маркировки и прослеживаемости Честный ЗНАК подразумевает для всех видов товаров маркировку каждой единицы товара путем присвоения уникальных цифровых кодов, защищенных криптографией.
Код маркировки состоит из 2 частей: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки (криптохвост), который генерирует оператор системы. В системе Честный ЗНАК будут отражены ряд атрибутов продукции как, например, номер производственной партии, место производства товара. Относительно молочной продукции важно отдельно обсуждать с отраслью возможность включения в код маркировки данных о сроке годности продукции. Решение о наличии дополнительной информации будет учтено в методических рекомендациях к эксперименту.
Криптография подразумевает создание кода ЦЕНТРАЛИЗОВАННО единым доверенным участником оборота — оператором системы. Только такой подход к работе, по словам оператора, позволяет достигнуть некорректируемости информации в системе и полноты отчетности по выпуску и выбытию кодов. Для возможности заказать криптозащищенные коды производителю необходимо иметь специальное оборудование в виде черного ящика- регистратор эмиссии. Его ЦРПТ предоставляет всем производителям за свой счет.
В совокупности с реализованным в России методом контроля за продажей товаров с применением онлайн-касс, осуществляющих передачу данных в режиме реального времени, применение криптографической защиты кодов маркировки позволит создать уникальный и наиболее эффективный механизм противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Окончательное понимание всех технических деталей по нанесению кодов и по их информационному наполнению возможно только в ходе проведения научно-исследовательских работ и тестирования на производственных площадках игроков отрасли. Адаптация системы под конкретную торговую группу с учетом ее специфики производства и с целью поиска наиболее эффективного для бизнес-процессов решения является ключевой задачей пилотного проекта.
4. Как будут маркироваться очень маленькие продукты?
На сегодняшний день размер кода маркировки планируется около 10 мм, что позволяет маркировать практически все форм-факторы готовой и упакованной молочной продукции. Решения для форм-факторов конкретных видов товаров будут вырабатываться вместе с бизнесом в ходе эксперимента.
5. Какое оборудование для этого может потребоваться? Какие первоначальные инвестиции производителей?
Для внедрения системы маркировки производителям необходимо иметь:
∙ Оборудование и ПО для сериализации и агрегации (если ранее не приобреталось)
∙ Подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали)
В случае отсутствия необходимого принтера и ПО, производителям будет необходимо закупить оборудование.
Регистратор эмиссии предоставляет оператор за свой счет. Услуги оператора по предоставлению кодов маркировки на этапе добровольного эксперимента бесплатные.
6. Способна ли система маркировки работать на большой скорости и с большими объемами данных, как будет осуществляться непрерывная работа в случае возможных сбоев или неполадок?
Для цифровой маркировки используются технологии, максимально адаптированные под высокоскоростные линии и не требующие капитального переоборудования фабрик для работы системы.
На случай перебоев с интернетом сам регистратор эмиссии способен зарезервировать и хранить до 200 миллионов кодов маркировки. Участники оборота могут самостоятельно планировать наполнение регистратора эмиссии кодами маркировки.
7. Какие цели преследует система маркировки, какие выгоды получит потребитель, производитель, ритейл и государство?
Национальная система маркировки Честный ЗНАК позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой̆, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя, жизнь и здоровье потребителей̆, позволяет государству повысить прозрачность рынков и собираемость налогов. Честный ЗНАК помогает гарантировать подлинность и заявленное качество продукции.
Выгоды для производителя:
✓ Легальный производитель увеличит долю рынка и объемы выручки благодаря снижению размера теневого сектора. В результате, бизнес сможет снизить себестоимость, а розничная цена продукции в среднем сократится на 5-10% от первоначальной стоимости товара.
✓ Система позволяет работать по принципам Just in Time. Бизнес, получая в режиме онлайн из системы маркировки данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции. Это приведет к снижению себестоимости и позволит уменьшить цену на товар для конечного потребителя на 1-2%.
✓ Система предоставляет аналитику, которая позволит стимулировать розничные продажи на основе информации об объемах и динамике реализуемой продукции в различных точках по всей стране.
✓ В логистике создается экономия на операционных затратах, связанных с процессом обработки грузов. Она составит минимум 20%, а сокращение затрат, связанных с ошибками персонала при сборке заказов клиента или подготовкой сопроводительной документации — до 90-95%.
✓ Контроль ФАС уровней потенциальной монополизации и манипулирования ценами в конкретном регионе/отрасли также будет способствовать снижению цен на товары.
✓ Система прослеживаемости позволит отследить изменение цены товара на всех этапах его жизненного цикла, выявить звенья товарной цепи, в которых возникают высокие наценки, и информировать контрольно-надзорные органы для принятия мер.
✓ Система позволит снизить административную и регуляторную нагрузку на предприятия благодаря способности хранить всю необходимую информацию о товародвижении для предоставления в контролирующие органы.
Выгоды для государства:
✓ Повышение прозрачности рынков: государство получает реальный инструмент для повышения собираемости налогов и борьбы с коррупцией на всех уровнях.
✓ Интеграция с «единым кассовым чеком» автоматизированных систем контроля ФНС, таможенными базами данных, позволит государственным органам анализировать большинство товарных сделок в режиме реального времени.
✓ Внедрение системы позволит достичь существенного роста производительности труда благодаря цифровизации и автоматизации основных операционных процессов.
✓ Общественный контроль (возможность каждому покупателю проверять подлинность товара через приложение): государство получит мощный инструмент повышения вовлеченности общества в процесс контроля качества продукции.
✓ В части внедрения маркировки для молочной продукции: выявление фальсифицированных товаров; звеньев товарной цепи с неоправданно завышенной наценкой для принятия надзорных мер, просроченной продукции.
Выгода для потребителей:
✓ Покупатель получает уверенность в приобретении легального и качественного товара.
✓ Покупатель получает инструмент общественного контроля.
✓ Защита здоровья и жизни покупателя.
8. Какие изменения в законодательстве планируются в связи с внедрением системы маркировки? Если будет внедрена обязательная система, то возникнет ли обязательное требование к торговым сетям и всем участникам товаропроводящей цепи принимать молочную продукцию только с кодами маркировки? Какие штрафы грозят за отсутствие маркировки?
На текущий момент эксперимент по маркировке молока проходит на добровольной основе. На этапе эксперимента штрафы не предусмотрены. В случае принятия правительством РФ решения о внесении молочной продукции в список товаров, обязательных к маркировке, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 487-ФЗ (ред. от 03.07.2018) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не будет допускаться. Соответственно, за нарушение правил могут применяться штрафные санкции. Пока говорить об их размере преждевременно.
9. Каким образом будет осуществляться защита передаваемых и получаемых данных? И кто должен отвечать за это?
Оператор национальной системы маркировки Честный ЗНАК — ЦРПТ — аттестован и лицензирован профильными службами РФ на все виды деятельности, связанные с защитой информации по российским стандартам. Данные по сериализации защищены на всей длине их жизненного цикла по классу защиты КС-3.
10. Что подразумевается под «уведомительным» характером системы маркировки?
Уведомительный режим системы маркировки позволяет не останавливать товаропроводящую цепь в случае обнаружения нарушения статуса маркировки продукции. Факт обнаружения товара, информация о котором не отражена в системе маркировки, тем не менее, будет передан в отраслевой контролирующий орган и может служить основанием последующего разбирательства с нарушением.