цом белаз что это
БелАЗы под напряжением: как устроена «начинка» самосвала?
Как устроена «начинка» карьерного самосвала? В зависимости от грузоподъемности карьерные самосвалы устроены по-разному. Самые тяжелые из них приводятся в действие с помощью не только дизеля, но и электродвигателей.
Рассмотрим нюансы на примере изделий Белорусского автозавода. А таких нюансов существует действительно много.
Для начала немного общей вводной теории. Основными типами трансмиссий, применяемых на карьерных автосамосвалах, являются гидромеханическая (ГМТ) и электромеханическая (ЭМТ). На этом фото показан 32-тонник с ГМТ и 360-тонник с ЭМТ. Не только по типу привода, но и по размерам БелАЗы очень разные.
С точки зрения обеспечения требуемых тягово-динамических, эксплуатационных и технико-экономических параметров создание и выбор типа трансмиссии необходимо рассматривать как решение многофакторной задачи, учитывающей условия эксплуатации и транспортные режимы работы, требуемые тяговые и тормозные характеристики, показатели надежности, расход топлива, себестоимость одного тонно-километра перевозимого груза и ряд других факторов.
Современные электроприводы позволяют полностью остановить груженый самосвал на любом участке технологической трассы, в том числе идущем под уклон. Кроме того, электротрансмиссиям не требуются слив и замена рабочих жидкостей.
Но электротрансмиссии бывают разными по схемам управления. Существуют ЭМТ переменно-постоянного тока и ЭМТ переменно-переменного тока.
Принцип работы трансмиссии переменно-постоянного тока выглядит так. Генератор, приводимый в действие дизельным двигателем, вырабатывает переменный ток. Ток попадает в так называемый шкаф, там выпрямляется. Далее постоянным током управляются два электродвигателя.
Переменно-постоянная схема используется, например, на 220-тоннике БелАЗ-75306.
Если говорить сильно упрощенным языком, то получается, что одна схема быстрее, но сложнее в обслуживании, а другая проще в обслуживании, но медленнее по динамике.
У переменно-переменных трансмиссий элемент щеток и коллекторов «убежал» в электрический шкаф в виде транзисторов, терристоров, микросхем и так называемых IGBT-модулей. В итоге теперь в процессе техобслуживания вместо того, чтобы механически обрабатывать коллекторы и менять щетки, приходится перепаивать микросхемы и менять платы. Этот нюанс нравится не всем. Некоторым заказчикам в итоге оказалось удобнее работать по старинке. Поэтому БелАЗ предлагает как одну, так и другую схему. А сам «шкаф» выглядит вот так.
Совокупность всего электрооборудования на заводе называют «приводом». Поставщиков «приводов» у БелАЗа несколько. Среди них Siemens, General Electric, а также питерская компания «Силовые машины».
Самым большим самосвалом Белорусского автозавода и одновременно самым большим самосвалом мира является 450-тонник БелАЗ-75710. У этой модели уникально все, в том числе и силовой электропривод. Только у этой машины используются два дизеля MTU DD 16V4000 (каждый мощностью по 1715 кВт), два электрогенератора и четыре электромотора на колесах.
За свою историю в Жодино выпустили несколько десятков вариантов самосвалов с ЭМТ. Первенцем был 75-тонный БелАЗ-549, опытный образец которого построили в 1968 году. Именно с него ведет свой отсчет эпоха электроБелАЗов.
Обращает на себя внимание тот факт, что разбежка грузоподъемности некоторых современных серий составляет всего 20 т. Существуют 160- и 180-тонники, 220- и 240-тонники. Это разные модели разных семейств. Казалось, столь ли принципиальны 20 т на фоне двух сотен? Зачем создавать отдельную модель ради 20 т.
Тут в игру опять вступают нюансы. Нюансы мест эксплуатации. Оказывается, даже полметра ширины имеют значение для некоторых карьеров. Габариты транспорта жестко привязаны к параметрам технологических дорог. Иногда расширение дороги на 20-30 см повлекло бы за собой дополнительный вывоз десятков тысяч тонн грунта. Вот и выходит, что иногда проще скомпоновать и изготовить новый БелАЗ, чем переделать карьер. Так и возникли серии, очень близкие по грузоподъемности, но при этом разные.
БЕЛАЗ планирует выпускать совершенно новый самосвал и тоже китайский. Это и будет ответ КАМАЗу
Фото Weichai Power Group
Фото Weichai Power Group
Белорусский автозавод собирается наладить выпуск новых карьерных самосвалов по лицензии китайской Weichai Power Group. Пока речь идет об одной модели – Weichai WT90 грузоподъемностью 60 тонн.
Вслед за Минским автозаводом, выкатившим ко Дню машиностроителя совершенно новый грузовик МАЗ-365120 с китайскими корнями, удивил и БЕЛАЗ – автомобиль-прототип от Weichai представили на Дне открытых дверей в Жодино 25 сентября.
Weichai WT90 – типичный китайский самосвал для неглубоких карьеров и небольших горных разработок. Такие машины выпускает компания Weichai Special Vehicle Co., Ltd. (ранее Yangzhou Shengda Special Vehicle Co., Ltd.), расположенная в городе Янчжоу (провинция Цзянсу).
По конструкции WT90 напоминает обычный вседорожный самосвал (колесная формула 6х4; П-образный кузов), но увеличенных размеров (при длине 9350 мм его ширина и высота составляют соответственно 3550 и 4150 мм) и повышенной грузоподъемности.
Фото ОАО «МАЗ»
Первые карьерные самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530, выпускавшиеся в Жодино с конца 1950-х, фактически были такими же – увеличенными копиями обычных автомобилей. А потом появился БелАЗ-540, который открыл эру специализированных внедорожных карьерных самосвалов, и через некоторое время их стали называть классическими.
БЕЛАЗ сегодня выпускает 16 серий карьерных самосвалов в 15 классах грузоподъемности от 30 до 450 тонн, и до сих пор все модели были именно классической компоновки, родоначальником которой стал БелАЗ-540.
Однако в горнодобывающей промышленности последние годы все более востребованными становятся так называемые майнинговые самосвалы, построенные на основе многоосных (от трех и больше осей) дорожных моделей (или использующие их компоненты) и адаптированные под транспортировку горных пород.
Фото ПАО «КАМАЗ»
Такие самосвалы значительно дешевле классических карьерных машин той же грузоподъемности и в определенных условиях оказываются более эффективными в эксплуатации. Подобную технику выпускают, к примеру, MAN, Scania, Ginaf. Такие самосвалы появились и у Камского автозавода – «Атланты» КАМАЗ-65805 (10х6) дорожного габарита и внедорожный КАМАЗ-65807 (10х6) грузоподъемностью соответственно 60 и 65 тонн. И они могут составить серьезную конкуренцию технике БЕЛАЗ.
Еще одно направление в производстве карьерных самосвалов – чисто китайское. В Поднебесной в начале 2000-х стали выпускать трехосные внедорожные машины большой грузоподъемности, которые, по сути, являются гигантскими копиями строительных самосвалов и отчасти напоминают советский МАЗ-530, только построены на современной технологической базе. К этому классу принадлежит и 60-тонный Weichai WT90 (на фото выше), «клон» которого БЕЛАЗ собирается выпускать под своим брендом (индекс модели – 75520).
Фото сетевого издания mnogotonn.com
Самосвал имеет колесную формулу 6х4. Его снаряженная масса – 30.000 кг, полная – 90.000 кг. Оснащена машина 430-сильным газовым двигателем Weichai Power WP13G430A2NG (Евро 5) и автоматической коробкой передач Fast Gear 8DS240A. Правда, максимальная скорость не велика – всего 38 км/ч.
Фото сетевого издания mnogotonn.com
Что особенно интересно, самосвал будет работать на сжиженном метане! И тут он пока вне конкуренции.
Фото сетевого издания mnogotonn.com
Сколько будет стоить БЕЛАЗ-75520, пока неизвестно, но в Благовещенске китайский аналог Weichai WT90 продается за 164.000$ плюс утилизационный сбор в размере 4.636.800 российских рублей (это по курсу еще 63.600$).
Стоит отметить, что Weichai Special Vehicle выпускает в Китае еще несколько разновидностей модели WT90 как с дизельными двигателями (WP12 и WP13 мощностью от 430 до 530 л.с.), так и на электротяге (модификация WT90EV).
Кроме того, Weichai Special Vehicle выпускает еще более мощные самосвалы по подобной схеме – такие, как на фото выше, WT150 полной массой 150 тонн и грузоподъемностью 100 тонн.
Напомним, что старт стратегическому партнерству ОАО «БЕЛАЗ» с китайской компанией Weichai Power был дан еще в 2018 году. Weichai Power предложила целую линейку дизельных двигателей для использования в составе карьерной техники БЕЛАЗ.
Первым самосвалом, который оснастили китайским мотором, стал БЕЛАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн. В настоящее время эта машина уже считается серийной, а к постановке в производство готовятся еще два самосвала с китайскими двигателями – БЕЛАЗ-7513D грузоподъемностью 130-136 тонн и БЕЛАЗ-7530G грузоподъемностью 240 тонн.
Добавим, что новый БЕЛАЗ-75520 не заменит, а дополнит линейку классических карьерных самосвалов грузоподъемностью 55-60 тонн (серия БЕЛАЗ-7555). При этом, как уже сообщалось, скоро появится новая модификация самосвала БЕЛАЗ-7555Н с более мощным двигателем, грузоподъемность которого возрастет до 65 тонн.
Самый большой автомобиль в мире (часть 1)
В субботу (т.е. вчера) знаменитый Белорусский автозавод БелАЗ праздновал свое 65-летие.
По этому случаю на заводе объявлен день открытых дверей.
Публике был представлен новый, диковинный автомобиль с рекордной грузоподъемностью 450 тонн. Аналогов в мире нет.
С этого экспоната и начну свой отчет о поездке в г. Жодино.
БезАЗ-75710 начал свой выпуск в 2013 году.
Это совсем свежая разработка, официально был представлен лишь на днях.
На импровизированной выставке новый автомобиль был расположен мягко говоря не на самом видном месте. Правильнее сказать что организаторы запихали новинку на задворки, за угол, пытаясь прикрыть его другими машинками поменьше.
Это им удалось очень плохо т.к. автомобильчик размером с трехэтажный дом и хорошо просматривался со всех сторон.
Рядом стояло несколько тоже очень больших машин. Огромных машин.
И даже на фоне этих «карликов» БелАЗ-75710 выглядел гигантом
Общие параметры и размеры машины:
— длина 20,6 м
— колесная база 8,0 м
— ширина 9,87 м
— высота 8,165 м
— радиус поворота 19,8 м
— диаметр разворота 45 м
— максимальная скорость 60 км/ч
Ковшеобразная платформа снизу кажется миниатюрной, но это только так кажется нам, лилипутам!
Объем кузова геометрический 157,5 м3, загруженный с «шапкой» 269,5 м3
Грузоподъемность 450 тн
Собственная эксплуатационная масса 360 тн
Полная масса 810 тн
Распределение веса по осям (% перед/зад): порожняя 60/40, загруженная 50/50
Лестница вверх настолько высока, что она двухмаршевая, с промежуточной площадкой.
Зеркало заднего вида тоже поражает своими размерами
Самому большому автомобилю — самые большие колеса!
Для нее специально заказаны пневматические бескамерные шины с радиальным рисунком протектора 59/80R63 от Michelin или Bridgestone
Диаметр колесика около 4 метров
В машине 4 спаренных колеса.
Стоит такая покрышка… по слухам… 55 тыш. импортных денях.
Другие характеристики и более полное описание автомобиля
ДВИГАТЕЛЬ
Два дизельных, четырехтактных двигателя MTU16V 4000×2 с V-образным расположением цилиндров, электронная система управления DDEC, с непосредственным впрыском топлива Common Rail, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
Каждый двигатель имеет номинальную мощность 1715 кВт (2300 л.с.) при 1900 оборотах в минуту. Количество цилиндров 16, общий объем 65 л, диаметр цилиндра 165 мм, ход поршня 190 мм.
Максимальный крутящий момент 9313 Нм при 1500 оборотах в минуту
Общий удельный расход топлива 198 г / кВт час
Трехступенчатая очистка воздуха с сухими фильтрующими элементами
Система смазки циркуляционная, под давлением
Система охлаждения двухконтурная с принудительной циркуляцией
Охлаждение масла через масляный теплообменник
Система предпускового подогрева.
Пневматический стартер.
Гидравлическая муфта с автоматическим управлением.
Электрическая система 24В
ТРАНСМИССИЯ
Электромеханическая трансмиссия
Электроприводы переменного тока Siemens MMT500 с двумя тяговыми генераторами переменного тока
Каждый генератор: тяговый генератор YJ177 мощностью 1704кВт
Тяговый электродвигатель 1TB3026-0GB03 мощностью 1200 кВт
Устройство управления — система привода MMT500
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рулевое управление соответствует требованиям ISO 5010
Гидростатический, с жидкостью усилителя, управляемый переменным потока насоса
Аварийное устройство аккумуляторы пневмогидравлические
Давление в системе 16,5 МПа
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Комбинированные гидравлические системы для подъема кузова, рулевого управления и тормозной системы
Масляный насос — осевые поршня переменного потока, насос с регулятором давления
Механический привод через карданный вал от фланца выходного вала тягового
генератора переменного тока
РАМА И КУЗОВ
Рама – сварная конструкция из высокопрочной легированной стали
Ковш сварной конструкции с системой безопасности FOPS в соответствии с ISO 3449, с защитным козырьком, приводится выхлопных газов двигателя.
Он оснащен устройством для механической блокировки в поднятом положении
Подъем платформы осуществляется телескопическими цилиндрами подъема с двумя ступенями и одной стадией двойного действия.
Время подъема загруженной платформы 26 с, время опускания 20 с
Давление в системе 26 МПа
КАБИНА
Кабина двухместная с системой безопасности ROPS в соответствии с ISO 3471 и регулируемым сиденьем оператора.
Кабина отвечает всем стандартным требованиям к уровням внутреннего шума, вибрации и пыли.
Уровень шума в кабине не превышает 80 дБ(А).
Местный уровень вибрации составляет не более 126 дБ(А).
Общий уровень вибрации составляет не более 115 дБ(А).
ТОРМОЗА
Тормозная система отвечает международным требованиям в соответствии с ISO 3450
Рабочие тормоза: передние и задние колеса — двойные дисковые тормоза с одним тормозной механизмом на диск с автоматической регулировкой зазора.
Диски установлены на валах тяговых электродвигателей.
Гидравлический привод для передних и задних колес.
Стояночный тормоз — постоянно замкнутые системы с двумя тормозные механизмами на внешний дисковый тормоз тяговых электродвигателей. Пружинный механизм срабатывания с гидравлическим управлением.
Система торможения — электродинамическое торможение тяговых двигателей с электрическим генератором в режиме с принудительным воздушным охлаждением тормозных резисторов. Тормозные резисторы MMT500 Gridbox
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Предпусковой подогреватель
Система пожаротушения с автоматическим управлением
Автоматическая централизованная система смазки
Системы контроля заправкой и расходом топлива
Телеметрический контроль и управление давления в шинах
Система диагностики
Сигнализация о близости линии высокого напряжения
Система видеонаблюдения
Отопитель и климат-контроль
Накладки пола кузова (опция)
Система быстрой заправки топливом (опция)
ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ
Топливные баки — 2 бака по 2800 л
Система охлаждения двигателя — 890 л
Система смазки двигателя — 2 системы по 269 л
Гидравлическая система — 1800 л
Двигатели колесных редукторов — 600 л (4 колеса х 150 л)
Цилиндры подвески передние и задние — 251,6 л (62,9 х 4)
p.s. Информация взята из официального рекламного буклета и переведена средсвами гугль на русский язык, с связи с тем возможны неточности перевода. Информацию на русском языке найти не удалось )))
Новинка произвела на меня очень большое впечатление.
По-прежнему наш завод — мировой лидер, а его немногие конкуренты отдыхают.
Уверен, что самосвал найдёт своё применение на золотых, алмазных рудниках в России и других странах.
В добрый путь!
После осмотренного автомобиль ген.директора завода БелАЗ смотрится очень и очень скромно.
Простой А8 не та машина, на которой должен ездить руководитель крупного автоконцерна.
Фоток его машины не даю по этическим соображениям.
В следующих «сериях» — про другие машинки этого автозавода.
Буду рассказывать про маленькие БелАЗы, если слово «маленький» применимо к этим монстрам.
БЕЛАЗ: преодолеть непреодолимое, совместить несовместимое, объять необъятное
Отчётливее всего человек осознаёт свою ничтожность, когда стоит рядом с чем‑то огромным — небоскрёбом, горой или макетом динозавра. Гигантский объект внушает страх, а если он ещё и движется, то вызывает бесконтрольную панику. Большинство обывателей считают большим автомобилем, например, Cadillac Escalade, но на самом деле большой автомобиль — это тот, при взгляде на который нужно задирать голову. Тот, чья тень укроет футбольный стадион. Тот, в чьём бензобаке спрячутся десятки «Эскалэйдов». Мы имеем в виду карьерный самосвал, а если точнее, то БЕЛАЗ, ведь его имя стало нарицательным, и любой другой гигант так или иначе идентифицируется как БЕЛАЗ, хотя подобной техникой занимается около 20 компаний по всему миру. В этом году белорусскому заводу исполнилось 70 лет, и мы нагло напросились к ним в гости, чтобы воочию оценить плоды многолетних трудов.
Короли угольных шахт никогда не спят. Эти колоссы работают по 24 часа в сутки, обладают мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, сто́ят как двадцать Lamborghini Aventador и потребляют свыше 200 литров топлива в час. Тот, кто хочет сказать своё слово в глобальной добыче полезных ископаемых, должен иметь машины, которые выходят за рамки привычного. В прямом смысле этого слова. Будь то гравийные и угольные карьеры, медные и золотые рудники или бесконечные нефтеносные пески Канады — везде господствуют эти исполины.
Мало кто видел карьерный самосвал вживую, ведь они не ездят по дорогам общего пользования из‑за своих габаритов и нежелательного воздействия на асфальт. Но абсолютно любой гражданин нашей страны, если его спросить, в точности опишет, как выглядит БЕЛАЗ, и объяснит, почему он настолько крутой.
Если некий персонаж или предмет становится героем анекдотов, это говорит о его глубокой интеграции в культуру. БЕЛАЗ давно стал героем анекдотов, причем анекдотов смешных, где юмор граничит с абсурдом и выделяется гипертрофированным сарказмом.
«Водители БЕЛАЗов смотрят на дорожные знаки только из любопытства».
«Очевидцы утверждают, что на краш‑тесте нового БЕЛАЗа бетонная стена пыталась отползти в сторону».
«Продаю БЕЛАЗ после ДТП. Правое переднее колесо слегка испачкано».
Завод БЕЛАЗ расположен в городе Жодино в 40 километрах от Минска. Население города на 2018 год составляет около 65 000 человек, и каждый шестой житель работает на БЕЛАЗе. Завод в Жодино был основан в 1947 году как предприятие торфяного машиностроения. Через 10 лет завод был перепрофилирован под выпуск 25‑тонного самосвала МАЗ‑525.
Создание в рамках предприятия собственного конструкторского бюро привело к тому, что в 1961 году появляется первая самостоятельно разработанная модель — 27‑тонный БЕЛАЗ 540. Этот автомобиль и 40‑тонные БЕЛАЗы 548 участвовали в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов, которые позже историки назовут стройками века.
В последующие годы БЕЛАЗ методично наращивал грузоподъёмность своих самосвалов, и сегодня актуальная линейка от самого маленького к самому большому выглядит так: 30 тонн, 45 тонн, 60 тонн, 90 тонн, 130 тонн, 160 тонн, 180 тонн, 220 тонн, 240 тонн, 290 тонн, 360 тонн и, наконец, не имеющий аналогов в мире 450‑тонник. Кроме того, завод выпускает погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ, аэродромные тягачи и другую технику.
С улицы предприятие не производит впечатление объекта, за воротами которого собираются такие мамонты. И тем не менее эти мамонты безнаказанно ездят в самом эпицентре территории вдали от посторонних глаз. У бывалых сотрудников ни один мускул на лице не дёргается, когда мимо проезжает трёхэтажная глыба. У неподготовленного же зрителя от такой картины моментально седеют волосы на коленках.
112 гектаров территории наполнены новыми технологиями и оборудованием, осуществляющим весь производственный и технологический цикл. Это единственное в мире предприятие, осуществляющее конвейерную сборку карьерных самосвалов. БЕЛАЗ главным образом ориентирован на экспорт. Ежегодно их техника отправляется в более чем 30 стран мира. Главные клиенты — это конечно же Россия (покупающая более 60% продукции) и страны СНГ, однако белорусские самосвалы можно встретить в Африке, Азии и Южной Америке.
Каждый собранный самосвал проходит обкатку на местном полигоне, где имитируются условия (уклоны до 18 градусов), в которых машина будет работать. Затем он снова разбирается и по частям перевозится непосредственно к месту назначения, где и происходит финальная сборка. Транспортировка осуществляется по железной дороге, и лишь однажды отчаянные поляки пригнали в Жодино тралы и погрузили на них БЕЛАЗы целиком, правда речь шла о достаточно маленьких самосвалах.
Что касается конкуренции, то тройка лидеров в данном сегменте уже давно обозначена. Помимо БЕЛАЗа это американский Caterpillar и японский Komatsu. По глобальным продажам БЕЛАЗ уверенно держится на второй строчке, хотя на фоне остальных обладает рядом преимуществ, главные из которых — это безусловно цена и стоимость послепродажной эксплуатации. Любопытно, что у основных конкурентов БЕЛАЗа в гарантийный период зафиксирована одна стоимость запчастей, а по окончании гарантии их цена стремительно взлетает вверх. Если же такая ситуация происходит с БЕЛАЗом, то это связано с колебаниями на рынке, а не с тем, что белорусская компания хочет больше заработать. То, что БЕЛАЗ не лидер, объясняется скорее логистикой и удалённостью многих важных рынков. Например, налаживать торговые связи в Австралии гораздо удобнее из Японии, а подписывать контракты в Чили — из США. К тому же конкуренты используют очень агрессивный маркетинг. Кстати, во времена кризиса 2007–2010 годов, когда упали цены на нефть, а вместе с ними и цены на уголь и металлическую руду, продажи у всех игроков очень сильно просели. Но БЕЛАЗу за этот период удалось даже вытеснить из некоторых регионов своего конкурента Caterpillar.
Сложно ли управлять БЕЛАЗом? Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Основная сложность — это габариты машины. Чувствовать их, кажется, можно только интуитивно, ведь водитель сидит на уровне второго этажа, а что там происходит на первом, его мало волнует. Сам же процесс управления не сложнее наших ежедневных манипуляций с легковушками, а то и проще. Кабина здесь стандартная для большинства моделей. Внутри два сиденья: водительское — более статусное и обтянуто кожей, а второе попроще и на некоторых моделях напоминает скорее табуретку. А вообще производитель может оформить салон в соответствии с желаниями клиента. Если тот потребует королевский трон, то так оно и будет.
У БЕЛАЗа обычный руль, обычный селектор трансмиссии, цифровой дисплей на месте приборной панели и три педали: педаль газа и две педали тормоза (электродинамического и гидравлического). Останавливать машину строго рекомендуется только электродинамическим тормозом — иными словами, электричеством. Гидравлическим тормозом можно пользоваться либо на очень низких скоростях (до 5 км/ч), либо в экстренной ситуации. Если же его задействовать на полном ходу и часто, то очень быстро выйдут из строя тормозные диски, что окажется весьма печальным. Конкуренты БЕЛАЗа даже красят эту педаль в алармистский красный цвет, чтобы раз и навсегда отбить желание ей пользоваться.
Самосвал заводится обычным ключом, оглашая окрестности характерным воем. Дальше на рычаге управления трансмиссией нужно нажать кнопку подключения привода, и вперёд! БЕЛАЗ играючи легко перемещается в пространстве, как и заурядный «компакт», при этом он может разогнаться до 64 км/ч. По уровню комфорта автомобили также примерно равнозначны, а руль можно крутить одним пальцем. Одним словом, БЕЛАЗ требует определённого привыкания. Чтобы иметь право им управлять, каждый водитель обязан получить «степень магистра». Кстати, этот самосвал вызывает маниакальное желание давить всех и вся, поэтому мы надеемся, что все будущие пилоты БЕЛАЗов проходят обязательную консультацию с психологом.
В свете развития беспилотных технологий было бы странно думать, что в сегменте карьерных самосвалов нет места прогрессу. Как раз наоборот. Об автономных грузовиках начали задумываться задолго до того, как эти системы пришли в нашу рутинную жизнь. Некоторые БЕЛАЗы, катающиеся по испытательному полигону, оснащены специальным оборудованием (антеннами, радарами, лидарами), которое позволяет убрать из уравнения человека. Сначала самосвал проезжает по маршруту с водителем, запоминает все нюансы и дальше может действовать самостоятельно. Во время показательных заездов к 70‑летию марки операторы демонстративно покинули кабины, и техника продолжила работать в лучших традициях фильма «Терминатор: восстание машин».
Интересно, что автономные самосвалы уже доказали свою состоятельность, а вот карьеров, которые способны поддерживать такой высокий технологический уровень, практически нет. До недавних пор такими карьерами могла похвастаться только Австралия, но сейчас испытания активно проводятся и в других странах, в том числе и в России.
Самая животрепещущая тема, связанная с XXL‑грузовиками, — это их колёса. Самая большая шина на сегодняшний день имеет маркировку 56/80 R63, где R — это действительно радиус, а не диаметр. Таким образом, высота такого колеса составляет более трёх метров. Сто́ит оно около 100 000 долларов. Наверное, сейчас вам нужен небольшой перерыв, чтобы осознать эту сумму…
На БЕЛАЗе может стоять продукция абсолютно любого шинника: и Michelin, и Bridgestone, и «Белшины». Часто самосвал продают вообще без колёс, и тогда клиенту он обойдётся более чем на полмиллиона долларов дешевле.
Шины взрываются довольно часто из‑за перегрузов. Конечно, любой самосвал может тащить на себе больше, чем заявлено. Перед горняками всегда стоит задача привезти по максимуму, поэтому эти машины нагружаются от души. Однако нужно помнить, что ресурс автомобиля при этом будет очень сильно снижаться. Его можно измотать буквально за 3‑4 года, в то время как в нормальных условиях БЕЛАЗ будет исправно работать до 10 лет и пройдёт более миллиона километров. С жульничеством пытаются бороться, вплоть до установки устройств контроля загрузки: с грузом выше нормы машина просто никуда не поедет.
Помимо автономности в автоиндустрии популярен так называемый даунсайзинг. Почему же всеобщая тенденция уменьшения размеров не затрагивает карьерные самосвалы? Дело в том, что развитие богатых месторождений всё ещё является прибыльным делом. Добыча нефти и драгоценных металлов имеет смысл только при наличии максимальной эффективности, а максимальная эффективность в этом бизнесе тесно связана с максимальными размерами. Поэтому БЕЛАЗ пошёл на беспрецедентный шаг и создал машину, которая укладывается в голове только после бутылки крепкого алкоголя.
Модель 75710 появилась в 2013 году. Это самая мужская машина на Земле, что бы вам ни говорили про Toyota Land Cruiser. Этот «толстяк» достигает 20,6 м в длину, 9,8 м в ширину и 8,1 м в высоту. Его кузов настолько огромен, что туда можно слить половину мировых запасов пресной воды. Когда грузовик пуст, он весит 360 тонн, и на него ещё можно официально догрузить 450 тонн, хотя на самом деле в целях эксперимента БЕЛАЗ 75710 увёз блоки общей массой 503,5 тонны.
Как же можно передвигать такую махину? Только с помощью сверхсложных систем. В каждое колесо установлен массивный электромотор мощностью 1632 л. с. Cуммарный показатель равен 6528 л. с. Батареи для них были бы гигантских размеров и заряжались бы примерно за век, поэтому всё электричество обеспечивается двумя дизелями V16 (по сути генераторами), каждый из которых выдаёт 2332 л. с. и 9313 Н⋅м крутящего момента. Моторы здесь либо немецкой марки MTU, либо американской Cummins. На моделях попроще используются российские ЯМЗ. Есть пилотный проект со Scania и Liebherr, а на совсем карликовые самосвалы возможна установка двигателя Mercedes.