циклы фэнтези что почитать
Книжные фэнтези-циклы с отличными концовками
С вами бывало такое? Читаешь интересную серию книг, глотаешь одну за другой, хочешь узнать, чем всё кончилось… А автор этого не написал. Он так и не довёл цикл до логического завершения, и когда ждать последние книги — непонятно. Или того хуже: серию закруглили по-быстрому, кое-как. А времени, потраченного на десяток томов, уже не вернуть!
Если вас тоже бесят такие ситуации — эта статья для вас. Наши авторы подобрали фэнтези-циклы, у которых есть чёткие (а порой и очень удачные!) концовки. Готовы поспорить, вы их дочитаете раньше, чем разродятся продолжениями Джордж Мартин и Патрик Ротфусс!
Роберт Джордан «Колесо Времени»
Художник Darrell Sweet
Цикл «Колесо Времени» начинался как откровенное эпигонство «Властелина колец» и задумывался как трилогия. Однако постепенно сага становилась всё более самобытной, а её объём всё увеличивался и увеличивался. Концентрация событий на том при этом неуклонно снижалась, и в какой-то момент начало казаться, что история никогда не доберется до финала. Увы, Джордан действительно не смог дописать «Колесо Времени» — жизнь писателя оборвалась из-за тяжелой болезни. Но на основе его наработок историю закончил Брендон Сандерсон, и финал удался ему на славу.
Что любопытно, в завершении «Колеса Времени» были удачно реализованы многие мотивы, которые сильно разочаровали зрителей «Игры престолов». Финальное противостояние с Темным, воплощающим глобальную угрозу всему мирозданию, было не только напряженным и оригинальным по исполнению, но и давало ответы на все вопросы о его целях. Битвы оказались не только эпическими, но и отлично продуманными — в частности, Сандерсон очень убедительно показывает, как мощная магия кардинально меняет боевые действия. А персонаж, который впитал воспоминания людей прошлых эпох, активно использует этот дар, чтобы добиваться побед.
Джо Аберкромби «Первый закон»
Художник Андрей Васильченко
Книги Джо Аберкромби обладают массой достоинств, и одно из важнейших — умение автора ловко играть на читательских ожиданиях, выворачивать наизнанку жанровые штампы и удивлять. Все это проявилось уже на страницах дебютной трилогии Аберкромби, «Первый закон», и в полной мере относится к ее развязке.
Заключительный том трилогии был полон сюрпризов и сильных сцен, которые касались и глобального военно-политического конфликта, и судьбы конкретных персонажей. А финал пронизан ощущением, вынесенным в заглавие знаменитого рассказа Сапковского: «Что-то кончается, что-то начинается». Войны отгремели, мир вроде бы наступил, истории всех героев пришли к тому или иному итогу — не всегда заслуженному и нередко печальному. Но жизнь продолжается, будут новые войны, и борьба за власть, конечно, непременно разгорится с новой силой.
Было очевидно, что Аберкромби ещё не раз вернётся в свой мир с новыми историями. Вот и сейчас писатель готовит очередную трилогию о своём мире, события которой развернутся спустя несколько десятилетий после финала «Первого закона».
Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара»
Художники Don Maitz и Janny Wurts
Дебютная трилогия мастера псевдоисторического фэнтези рассказывает о студентах Торонтского университета, которые угодили в другой мир. С гномами, альвами, мудрыми магами, Тёмным Властелином, лелеющим злобные планы, и прочими классическими атрибутами жанра.
Если бы эту историю написал кто-то другой, возможно, она осталась бы нелепой поделкой, эдаким «Властелином колец» с попаданцами. Но Кей — он и в своём дебюте Кей, а потому читателей ждало любопытное переосмысление артурианы, неоднозначные выверенные характеры, щемящие драмы и неожиданные повороты. Как и в других романах Кея, здесь умирают герои, с которыми совсем не хочется расставаться, а бесчеловечные антагонисты на поверку оказываются не такими уж бесчеловечными. Финал цикла не только утверждает важнейшую тему всех трёх книг — свободу воли и выбора между добром и злом, что даётся каждому человеку (и не совсем человеку), — но и несёт ироничную мысль, которую позже ёмко сформулируют Гейман и Пратчетт: «Зло всегда содержит семена саморазрушения».
Да, в этом цикле Кей ещё оттачивает перо. Пафос, который в других книгах он тщательно дозирует, здесь порой льётся через край. Иные персонажи не раскрываются так, как хотелось бы. И всё же «Гобелены Фьонавара» — один из лучших образцов старого доброго эпического фэнтези о борьбе Света и Тьмы. А мощный финал не только дарит читателям заветный катарсис, но и заставляет забыть обо всех недостатках начала.
Тэд Уильямс «Орден Манускрипта»
Художник Michael Whelan
Вскоре после завершения «Игры престолов» Тэд Уильямс пошутил в своем фейсбуке: мол, дорогие телевизионщики, если перед вами стоит задача достойно закончить эпическое фэнтези и вы понимаете, что она вам не по плечу, обратитесь к тому, у кого есть подобный опыт. И Уильямс имеет все основания для таких заявлений, ведь он смог блестяще завершить свой цикл «Орден Манускрипта» — одну из лучших пост-толкиновских фэнтезийных саг.
Начав писать свою трилогию в 80-х годах прошлого века, Уильямс в значительной степени следовал традициям фэнтези того времени — например, в его книгах не обошлось без поиска могущественных волшебных мечей. В то же время «Орден Манускрипта» мог похвастаться неоднозначными персонажами, хитроумными политическими интригами, ловким переплетением множества сюжетных линий и очень убедительным миром, с продуманной культурой, политикой и мифологией. Все это принесло циклу массу поклонников; один из них — Джордж Мартин, которому книги Уильямса вернули веру в жанр фэнтези.
Финал получился под стать всему циклу. Вроде бы и достаточно традиционный для жанра, с обязательными атрибутами вроде масштабной битвы и восшествия на престол избранного героя, — но реализовано все это было очень изящно и красиво. Хотя все основные сюжетные линии были завершены, Уильямс оставил намек на возможное продолжение и на протяжении большей части своей карьеры получал от поклонников вопросы, вернётся ли он в мир «Ордена Манускрипта».
Долгие годы ответ был отрицательным, но спустя два с лишним десятилетия Уильямс всё же взялся за продолжение цикла. Сначала автор написал небольшой роман «Сердце того, что было утеряно», ставший своего рода дополнительным эпилогом к «Ордену Манускрипта». А за ним последовал роман «Корона из ведьминого дерева», открывающий новую трилогию, действие которой разворачивается спустя три десятилетия. Над миром нависает новая угроза, и иметь с ней дело предстоит молодому поколению героев.
Ричард Морган «Страна, достойная своих героев»
Художник Alex Chen
Трилогия о борьбе Рингила Эскиата с завоевателями из иного измерения — единственный эксперимент в жанре фэнтези от Ричарда Моргана, признанного мастера НФ. И цикл действительно получился экспериментальным: с одной стороны, он укладывается в жанровые рамки героического дарк-фэнтези, а с другой — содержит немало оригинальных находок, включая и сексуальную ориентацию сразу двух центральных персонажей, и многое другое. Плюс ко всему в нем есть элементы, которые можно трактовать как фэнтезийные или научно-фантастические в зависимости от воли читателя (возьмем, допустим, могущественных Кормчих, которые то ли ИИ, то ли порабощенные чародеями духи).
Финал вполне соответствует канонам: кому-то выпало спасти мир (его ведь, как правило, спасают даже в самых мрачных фэнтезийных историях), кому-то — взойти на престол, да и без красивых смертей не обошлось. Одни судьбы Ричард Морган описал до конца и поставил точку, другие наметил в общих чертах, но это не мешает заявить, что трилогия закончена, — да и сам автор не намерен продолжать цикл. Но отдельное внимание на себя обращает эпилог: он добавляет ряд необходимых штрихов к общей картине, оставляет читателя слегка ошеломленным (или не слегка), и не вызывает сомнений в том, что вот так могла закончиться лишь эта — и никакая другая — история.
Себастьян де Кастелл «Шинели»
Фото: Melanie Parker
Шинели — что-то вроде личной королевской гвардии, исполняющей обязанности судей, следователей и солдат. Вернее, исполнявших. После смерти короля Шинели рассеялись по раздробленному королевству, и даже признавать, что ты один из них, опасно. Ведь дворяне без особой симпатии относятся к людям, которым король дал над ними власть.
Кантор Шинелей (то есть их командир) Фалькио вал Монд — идеалист, острослов, великолепный фехтовальщик и плут. Вместе с двумя друзьями он путешествует по королевству, пытаясь исполнить последний приказ монарха. Дело осложняется тем, что Фалькио не понимает сути задания, и выполнять его приходится практически наугад.
В этой последней книге Кастелл не подкачал: в «Троне тирана» есть ответы на практически все вопросы цикла, герои получают то, что заслуживают, а несколько финальных твистов заставляют наблюдать за всем этим с неослабевающим интересом.
Первая книга скоро выйдет на русском языке; кроме того, у нас переведены несколько частей другого цикла де Кастелла — «Творец Заклинаний».
Джон Гвинн «Верные и падшие»
И еще один четырехтомник. Эпическое фэнтези в классическом стиле на кельтских мотивах. Есть, впрочем, подвох: главный злодей не подозревает, что должен принести миру великое Зло. Он считает себя Мессией, пока обстоятельства не разубеждают его.
Цикл — отличный пример того, как на старых идеях можно написать хорошие романы. Гвинн берет штампы и слегка их разворачивает. Не до полной противоположности, а так, чтобы они остались узнаваемыми, но при этом перестали быть привычными. Вполне стандартный сюжет про избранного героя, собирающего армию, чтобы сразиться с Темным Властелином, настолько динамичен и хорошо выписан, что ругать его за вторичность язык не поворачивается. Добавляет интереса и то, что вещи, предназначенные Пророчеством (а куда мы без Пророчества?) герою, достаются злодею — потому что большинство людей считают его Мессией, да и все знаки на это указывают. А вот герою приходится как-то работать вопреки всем предсказаниям мудрецов.
Последний том цикла делает его по-настоящему сильным. В «Ярости» Гвинн соединяет все линии, герои, знающие друг друга только по слухам, встречаются — и далеко не все они переживут финал. В заключительном романе писатель пролил столько крови, что предыдущие кажутся на его фоне почти добрыми. Мощный финал одного из лучших эпических фэнтези последних лет, одновременно печальный и счастливый.
Фантастика и фентези за два с половиной года, почти сто хороших книг
На этот пост меня подтолкнула публикация «Почему я ворую книги, бедные авторы, и как это исправить», а именно — скепсис и возражения на мой комментарий о том, что я не читаю плохие книги. Мне предложили рассказать, как я выбираю книги для чтения и что именно читаю. Ну я и повелся.
Оформить список было сравнительно просто, FBReader любезно хранил на GoogleDrive все скачанные книги с того момента, как там появилась эта услуга. Предлагаю вашему вниманию список прочитанного мной за 2,5 года из жанров фентези и фантастики.
Немного расскажу о том, как я выбираю книги для чтения. Будет немного лирики, если не интересно — проскролльте.
Сначала таскал с собой стопки распечаток на офисной бумаге, я переверстывал PageMaker’ом книги в 4 колонки и печатал с двух сторон листа на рабочем принтере, зрение позволяло использовать 4-6 кегль и выходило чрезвычайно компактно. Потом купил наладонник HP iPaq 2210. Он держался очень долго, у него сначала облезли, а потом и отвалились боковые панельки, потом выпала кнопка джойпада, но в один ненастный день — при подключении к зарядке из него пошел дым и на этом его жизнь закончилась.
Впоследствии я читал с кнопочных мобильников, с е-инк читалок, со смартфонов, мониторов и тд тп, но встала проблема поиска новых книг. К тому времени Либрусек превратился в «магазинчик», от него откололась Флибуста, но книги еще можно было скачивать свободно и в любом количестве. Поначалу время я ориентировался на людей, чьи вкусы совпадали с моими, читал их комментарии и смотрел, к чему они еще писали отзывы.
Но потом наступил 2005 год и с этого момента в русской фантастике что-то поломалось. Отчасти в этом виновата череда традиционных для России кризисов, но в основном подгадили сами издательства, долго и старательно рубя под собой сук. Они воспитали целое поколение читателей жуткой и дешевой графомании с альтернативными попаданцами, которые потом радостно свалили на Самиздат, где все тоже самое можно было читать нон-стоп, бесплатно и легально, тем самым — резко уменьшив поток денег с продажи бумажных книг. У меня тоже были попытки читать Самлиб, закончившиеся очень быстро с сильным недоумением и непониманием.
Набравшись наглости и влившись в гадюшник банку-с-пауками сообщество пользователей Флибусты — я периодически открывал в блоге темы с названиями типа: «Что почитать?» и руководствовался рекомендациями людей, читающих примерно такие же книги. Результат постоянно радовал, было открыто множество современных иностранных авторов, которых не подкосили русские кризисы и Самлиб, а русские издательства не перестали их переводить. Такой темы хватало на полгода-год, потом открывалась новая и в блокнотик записывалась еще одна порция писателей и книг. С тех пор я читаю почти исключительно современную иностранную фантастику. Периодические попытки найти хорошие книги среди русских — заканчиваются печально, но несколько очень приятных исключений, таки было обнаружено.
А потом я открыл для себя Goodreads (может кому интересно — мой профиль). Хоть это иностранный сервис и переводов на русский там нет, но можно искать книги и авторов на английском, а потом смотреть — переводили ли их на русский. Я тщательно заполнял свой профиль, расставлял оценки, вспоминая и те книги, которые не понравились, в итоге расставил больше ста оценок и начал смотреть рекомендации сервиса. С тех пор вопрос «Что почитать?» — больше не возникает, сервис исправно подсказывает мне книги любого жанра и направления, как новые, так и старые. Немного грустно от того, что переводят далеко не все и в планах изучить английский до такой степени, что бы читать оригиналы, но даже одних только русских переводов — с лихвой хватает, в очереди стоит много книг на чтение и этот список постоянно пополняется.
Наконец, перейдем к списку. Как я выше объяснил, он охватывает два с половиной года статистики FBReader. Конечно в нем не все книги, которые я прочитал за это время, я выкинул из него немногочисленный нон-фикшн, старые книги, которые перечитывал под настроение, вроде всей серии про Амбер и Хаос, все книги про Гарри Поттера, перечитанные ради ГПМРМ, которую я читал уже три раза и по суммарному объему ее можно запросто засчитать как 8-10 обычных книг, в итоге список сократился раза в два, но тем не менее — в нем осталось почти сто книг и несколько десятков авторов.
Предупрежу сразу, есть одно соображение, которое почти убедило меня не делать этот список и не публиковать его, а именно — мне казалось, что все следящие за современной иностранной фантастикой, и так читали большую часть перечисленного, потому что в нем нет ничего особо нового или оригинального, но я решил рискнуть. Если хоть один человек найдет в списке пару новых книги или одного автора — то значит пост был не бесполезен.
Список отсортирован по авторам, книги автора — по циклам и по алфавиту, если они не в цикле. Оценки поставлены субъективные, как и вся подборка авторов и жанров, все это отражает только мой личный вкус и не претендует на истину в последней инстанции. Аннотации, обложки книг, биографии авторов я в список добавлять не стал, ограничившись только собственным комментарием, потому что все перечисленное легко можно найти по ссылкам. Если комментарий покажется слишком скудный — пишите сюда в топик и я отвечу более развернуто.
Поскольку я не хочу рекламировать существующие магазины книг или коммерческие порталы, зарабатывающие на рекламных баннерах, партнерках или прямых продажах — то все ссылки на книги ведут на Flisland. Надеюсь хабраэффект не уронит сайт и сервер справится.
UPD
Хочу еще раз отметить, что множество книг и авторов не попали в этот список, потому что я прочитал их гораздо раньше, а список охватывает книги от конца 2014 года и до сегодняшнего дня.
UPD
Буквально сегодня утром выложили готовый перевод третьей книги Лю Цысиня, добавил здесь ссылки на книгу и написал небольшой анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен.
UPD
Дочитал третий том Лю Цысиня — обновляю комментарий на книгу. На очереди обновление комментария к Дому дервиша.
UPD
Дочитал Дом дервиша Макдональда, добавил комментарий
Дэниел Абрахам
Паоло Бачигалупи
Крис Бекетт
Дэвид Брин
Энди Вейр
Вернор Виндж
Виктория Воробьева
Уильям Форд Гибсон
Дмитрий Глуховский
Чем кончилось – уже не вспомню, потому что совсем не интересно, дочитывал только потому, что хотелось таки предметно составить впечатление об очередном порекомендованном мне шедевре отечественной фантастики. С каждым разом я все реже и все с меньшим энтузиазмом трачу время на попытки найти нового русского автора фантастики, сортом выше третьего. Все меньше жду от очередной рекомендации. Печальная тенденция.
Грэй Ф. Грин
Джеймс Дашнер
Яцек Дукай
К большому сожалению, неоправданно затянутое повествование и дурацкие лингвистические выверты переводчика — убивают все это на корню. Я забросил книгу на 80%, мне стало совершенно неинтересно, чем там все закончится, надоело. И очень жаль, может в другом переводе, я бы дочитал ее до конца и с удовольствием.
Михаил Елизаров
Роберт Ибатуллин
Грег Иган
Майк Кэри
Энн Леки
Сергей Жарковский
Джек Макдевит
Йен Макдональд
Роберт Мейсон
Большой респект переводчику и всем, кто ему помогал, официально книга не издавалась на русском.
Чайна Мьевилль
Аластер Рейнольдс
Последняя переведенная книга из серии, заметно выделяется среди остальных, она намного более локальна, все действие происходит на одной планете и ее орбите.
Захватывающе и интересно, но немного разочаровывают масштабы.
Эл Робертсон
Ким Стэнли Робинсон
Отдельное «мерси» переводчику. С одной стороны он дал возможнсть прочитать эту книгу на русском, с другой стороны столько ляпов… «Полупроход» — это не так круто, как «голова мыши над камином» и «мышь самый грозный десной зверь» — но тоже очень «мощно».
Анджей Сапковский
Чарлз Стросс
Питер Уоттс
Александр Уралов
Майкл Фрэнсис Флинн
Виталий Фролов
Книгу мне посоветовали со словами «по уровню не хуже Гибсона». Я раньше не раз видел обсуждения этой книги, но по отзывам составил вполне определенное мнение и тратить на нее время совершенно не хотелось. Таки не ошибся — все плохие отзывы были справедливы.
Фабула примитивна, затерта до дыр, затаскана и затрахана до полного fubar. Развитие легалайза огнестрела — полный тупняк.
Персонажей в книге нет — только функции. Даже гг плоский до двумерности, зато остальные совершенно одномерные. Диалоги не скроллил только из упрямости. Хоть в книжке и есть пара любопытных поворотов, сюжет это не спасает.
Концовок у книги две. Одна — типа финт от автора: «а что? не ожидали, что я вот так?!», «Нет *лять — не ожидали, мы ожидали, что ты хоть до какогонить логичного конца домучаешь гг» — но аффтар ниасилил. Вторая просто для хохмы.
Единственно что не вызывало желания немедленно закрыть книгу и удалить с телефона — описание охоты. Тупое пострелялово аффтару вполне удается.
Майкл Джон Харрисон
Во второй книге книге автор все больше переходит к тому, что его вдохновило. Если читать ее с перерывом от первой и третьей — то она категорически не воспринимается цельным произведением. Космоопера отступает на второй план и читается уже не так интересно.
По моему, третья — самая плохая книга серии. От космооперы уже ничего не осталось, все окончательно скатилось на переосмысление по своему книги Стругатских и стало совсем не интересно.
Но если прочитать все книги одним махом — может и понравится, я знаю людей которым именно сюжет от Пикника в трилогии — понравился больше всего, а мне не зашло. На любителя.
Лю Цысинь
Во второй книге автор постепенно отступает от западного характера повествования. Если в первой было много интересных исторических экскурсов, были живые и яркие герои, за жизнью которых было интересно наблюдать, то в этой книге герои все больше превращаются в функции сюжета. Ссылка на мою статью об этой книге: Перевод второй книги из серии «Память о прошлом земли», «Темный лес» — закончен. Приятного чтения.
Сейчас я «подрабатываю» бета-ридером перевода последней части трилогии Лю Цысиня, который почти завершен. Перевод завершен, анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен
В этой части он окончательно отказался от традиционного для запада повествования, главного героя нет вообще, персонажи чисто функциональны, служат только для фона и озвучивания происходящего. Много чисто описательных глав типа «а вот потом случилось то и то, было это так и этак», которые сами по себе тянут на фабулу для полноценной книги, но являются только промежуточными вставками для продвижения сюжета. Все очень эклектично, автор понапихал в одну книгу столько всего, что хватило бы на длиннющий сериал и с большим трудом это прожевывает.
Upd. Со второй половины, книга становится ровнее, многое объясняется и читать становится интереснее. Физики снова найдут заклепки, которые можно посчитать и поймать автора на неточностях. Концовка не разочаровывает.
Карл Шрёдер
Павел Шумил
Ну и, по инерции, после одного из упоминаний — решил прочитать и эту поделку. Потом вспомнил, что уже читал ее однажды. Фигня-фигней. Не стоит потраченного времени.
Стивен Эриксон
Очень интересный и правдоподобно описанный мир, яркие персонажи, захватывающий сюжет. В ней, как и в любой хорошей книге — нет четкого противопоставления добра и зла, градации между черным и белым — сильно размыты и многогранны, герои очень живые, с удовольствием наблюдаешь за их жизнью и отношениями.
Эту серию читаешь — переживая все происходящее, а не просто наблюдая. Прочитал уже 3 части и мне не надоело. Но тут засада, читать все скопом и подряд — терпения не хватает, фентези такого большого объема я не воспринимаю в таком количестве, а если подзабываешь о событиях самой первой книги — в третьей получаются провалы, ибо все они тесно взаимосвязаны. Отличная серия!
Элиезер Шломо Юдковски
Несколько фактов: я прочитал ее три раза и готовлюсь к тому, что созрею прочитать ее в четвертый раз; а в промежутке — я перечитал все книги про этого Гарри, и пересмотрел все фильмы — только для того, что бы более полно и предметно представлять себе стеб Юдковского над исходником.
Книга очень неоднозначная и многоплановая. В ней минимум две книги. Развеселый фанфик на тему ГП, с совершенно невероятным и гротескным персонажем в роли самого ГП. По характеру ее можно сравнить с Понедельником АБС — «сказка для научных сотрудников, младшего возраста», попытка научно осмыслить магию мира Роулинг и совместить ее с технологией. Вторая книги — про «рациональное мышление», в которой, не самым простым, но очень занимательным образом, раскрывается философия научного метода и научного образа мышления, критичного и рационального, где принимается только то, что можно проверить, без когнитивных искажений и прочего самообмана.
В книге есть и Чайник Рассела, и Фейнман, и Стэнфордский эксперимент, и много-много чего еще из методологии научного метода. Не хватает только Летающего Макаронного Монстра! 🙂
Настоятельно рекомендую согласиться с Юдковским в подходе к чтению — дочитать хотя бы до 10 главы и только потом принимать решение — читать ее дальше, или бросить. Потому что книга нравится не всем и воспринимается чрезвычайно полярно — она вызывает или «восторг» или «отвращение», без полутонов.