цифры в библии что значат
ЧИСЛА В БИБЛИИ (NUMBERS IN THE BIBLE)
Числа играют в Библии видную и многогранную роль. Они встречаются в обоих Заветах, хотя ни один раздел Библии не выполняет чисто научную или математическую задачу. Основная функциональная направленность Библии – историческая, богословская и литературная, и этим, пожалуй, объясняется, что числа всегда записываются словами, а не цифрами, хотя это было вполне возможно в древних семитских письменных системах.
Числа не только часто встречаются в Библии, но и используются для разных целей. История библейской экзегетики показывает, что числа могут использоваться в четырех смыслах: общепринятом, риторическом, символическом и скрытом (Davis; хотя четвертая категория выглядит сомнительной, она все же включена, так как традиционно обсуждается в сочинениях на библейские темы).
Общепринятый смысл. Счет и исчисление существуют с тех пор, как появились известные нам сведения о роде человеческом. У нас есть свидетельства, что на древнем Ближнем Востоке умели считать еще до возникновения письменности около 3000 г. до P. X. Высказывается даже мнение, что запись слов и понятий, а затем и сама литература возникли из привычки помечать письменно число животных для продажи. Не удивительно поэтому, что числа в Библии используются преимущественно в строго общепринятом смысле для подсчета предметов или чего-то еще, что составляет определенное количество.
Риторический смысл. Числа в Библии используются и как литературный прием. В этих случаях числа сами по себе не имеют символического смысла, но и не приводятся в общепринятом значении. Можно отметить два примера использования возрастающего значения чисел, а также использования чисел в самой композиции текста.
Литературный прием, основанный на возрастании значения чисел, известный также как параллелизм X → X 1, находит выражение в Притч.30:29–31 :
Вот трое имеют стройную походку,
и четверо стройно выступают:
лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
и царь среди народа своего.
Этот отрывок начинается с параллелизма, увеличивающего элементы речи от трех до четырех стройных. В данном случае автор затем раскрывает четверку, которую он имеет в виду. Переход от трех до четырех усиливает глубину заложенной в этих строках мысли.
Несколько спорным, но ярким примером использования чисел в композиции книги служит Откровение. Символическое число «семь» используется на всем протяжении книги, и в современных исследованиях убедительно показано, что книгу можно разделить на семь циклов событий, связанных со вторым пришествием Иисуса Христа.
Символический смысл. Мало кто сомневается, что в некоторых библейских местах числа имеют символический подтекст. Обычай такого использования чисел восходит не к евреям, его можно встретить в литературе древнего Ближнего Востока еще до появления Писания. Подчас указанием на огромное число служит гипербола. Например, в Дан. 7:10 говорится о «тысячах тысяч» и даже «тьмах тем», стоящих пред Богом у Его престола и служащих Ему.
Но помимо такого общего использования чисел, мы видим, что в библейском предании некоторые числа приобретают конкретный символический смысл. Это не значит, что число несет в себе символический смысл всякий раз, когда оно появляется, но благодаря литературным и культурным условностям символический смысл возможен в определенных случаях. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности относительно конкретных чисел. Читатель может обратиться к отдельным статьям с рассмотрением конкретных чисел: один, два, три, четыре, пять, семь, двенадцать, сорок, пятьдесят, семьдесят, сто и тысяча.
Для решения таких вопросов не существует какой-то магической формулы, однако есть определенные принципы, которые могут привести к обоснованному выводу. Самый важный из них заключается, пожалуй, в необходимости принимать во внимание литературный жанр отрывка. В поэзии и апокалиптике используются разные виды образов. Если текст сугубо метафорический в целом и если другие числа используются в нем в метафорическом смысле, это должно предрасполагать читателя считать число символическим, если к тому же оно где-то в других местах используется символически.
Скрытый смысл. В истории экзегетики всегда были маргинальные группы, искавшие своего рода «математический ключ» к тайне или мистическому посланию Библии. Недавним примером служит самозванный библеист, провозгласивший, что тринадцать – число «сверхполноты», и затем принявшийся выискивать числа, так или иначе содержащие число тринадцать, чтобы вывести формулу конца света. В Библии нет чисел с тайным или скрытым смыслом. Он безосновательно привносится в текст, чтобы расширить круг немногих преданных последователей, причем это обычно удается на очень короткое время.
См. также: ДВА, ДВЕНАДЦАТЬ, ОДИН, ПЯТЬ, ПЯТЬДЕСЯТ, СЕМЬ, СЕМЬДЕСЯТ, СОРОК, СТО, ТРИ, ТЫСЯЧА, ЧЕТЫРЕ.
Библиография: J.J. Davis, Biblical Numerology, (Grand Rapids: Baker, 1968).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Нумерология библейская
Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании; 2) ложное учение, основанное на предвзятой интерпретации чисел, встречающихся в Священном Писании, рассматривающее эти числа как элементы особого зашифрованного знания, доступного пониманию избранных (гностиков, нумерологов и т. п.).
В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.
Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.
Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.
Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.
Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) — делать спорное заключение.
Число 10 – один из символов завершенной полноты:
Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:
Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда — завершенность, полноту. Отсюда:
Число 3 – знаменует Божественное Триединство, иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.
Число 2 обозначает нечто основополагающее:
Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог — един и один.
Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.
протоиерей Алексий Емельянов, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ
В нашей культуре любое число воспринимается как точная фактическая информация. Но в библейские времена числа могли иметь сугубо символическое значение, прежде всего чтились 3, 7, 1, 40.
Если у Иакова было двенадцать сыновей, а от каждого, кроме Иосифа, произошло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манассия, то это вроде бы дает нам число тринадцать. Сколько их было в каждый конкретный момент в реальности, вообще сказать трудно: например, древнейшая песнь Дефоры неожиданно упоминает среди израильских колен Махир ( Суд.5:12 ) и Галаад ( Суд.5:17 ), хотя не приводит почти половину названий из «стандартного списка». А в Новом Завете времена некоторые из северных колен уже совершенно точно прекратили свое самостоятельное существование. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о «двенадцати коленах Израилевых», разумеется, потому, что число двенадцать символизирует полноту Божьего народа. Именно поэтому и апостолов было двенадцать, и число избранников в книге Откровения ( Откр.7:4, 14:1, 21:17 ) — сто сорок четыре тысячи. т. е. двенадцать в квадрате, умноженное на тысячу.
Другой пример с числами — «три дня и три ночи», которые Иисус провел во гробе, подобно пророку Ионе во чреве кита ( Мф.12:40 ). На самом деле, если Он был погребен вечером в пятницу и воскрес в ночь на воскресение, то провел он там не 72 часа, а примерно 30, по нашему счету — полторы ночи и один день. Однако по иудейскому обычаю сутки начинались на закате, соответственно, он провел в могиле пятницу, субботу и воскресение, даже если от пятницы и воскресения на этот срок пришлось совсем немного — а такой срок и называется «три дня и три ночи». Кстати, при таком способе отмерять время правление царя, которое началось в конце одного года и заняло всего лишь несколько месяцев, будет обозначено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь действительно правил.
На многих иконах можно увидеть, как один и тот же персонаж изображен дважды или даже трижды. Например, икона Преображения показывает Христа и апостолов на горе, но в то же время с левой стороны может быть изображен их подъем на эту гору, а с правой стороны — спуск. Таким образом, в едином изобразительном пространстве присутствуют сразу три сцены, и между ними не проведена никакая граница. Зритель должен сам догадаться, что все происходящее разворачивается во времени, что здесь перед нами три момента повествования, а не три группы людей. Нечто подобное обнаруживается и на ближневосточных рельефах: например, ассирийский царь изображен стоящим в полный рост и рядом — в молитвенной позе.
проф. Андрей Десницкий
Числа Библии и Каббалы без мистики. Наука сквозь т
Автор пока не смог вставить иллюстрации в тексте
(сделал много попыток, но все без результата)
Числа Библии и Каббалы без мистики. (Наука сквозь тысячелетия)
Рис.1. Запись чисел шумерами
Для Мафусала (восьмой патриарх) числа «остаток лет» и «вся жизнь» превышают 600 лет, но разность равна 20 лет:
(«лет до рожд. первого сына» – 20) + («остаток лет» + 20) = («вся жизнь»)
Указанная разница в 20 лет объясняется использованием в первом слагаемом только чисел второго разряда вышеуказанных систем счисления (при равенстве суммы «Вся жизнь») (таблица 3).
Таблица 3
Ряд Фибоначчи
Бытие открывается описанием картины сотворения мира Богом за шесть дней. Каждый день содержит дела Бога. Но в их последовательности имеются противоречия с научными данными, касающихся истории Земли.
В таблице 5 представлены дела, совершенные Богом в третий и четвертый дни сотворения мира. Из них следует, что вначале «произросла зелень», а на следующий день были «созданы два светила великие» (Солнце и Луна). Это противоречит научным данным, поскольку цвет растений определяется хлорофиллом, а обменные процессы в нем не могут протекать без освещения.
Таблица 5
Дела Бога в 3-й и 4-й дни сотворения мира
Ряд Фибоначчи 0 1 1 [2] 3 5
Натуральный ряд (дни сотворения Мира) 1 2 3 [4] 5 6
Имя Адам Ева Каин Авель Сиф Енос
№ п/п 1 2 3 4 5 6
Примеч. Сотворены «Человек убит Бог дал Сын Сифа
Богом от Бога» Каином «семя»
Семеричная система счисления
В картине сотворения мира указаны шесть дней, в которые Бог делал свои дела.
[6, Быт.2:2-3] «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Как видно из приведенного текста особо указан день седьмой. Чем он отличается от предыдущих дней Творения? Тем, что в этот день Бог отдыхал («почил»), не сделал ни одного дела. На языке математики можно сказать, что количество дел равно нулю.
[6, Втор.16:9] «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве».
[6, Лев.23:15] «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель».
[6, Лев.25:8] «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет»;
[6, Дан.3:47] «и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей».
Прямо показано произведение семь на семь и его результат – сорок девять. Но это означает указание на семеричную систему счисления – 1, 7, 49,…, алфавит которой имеет вид: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 0. И именно седьмой день равен 0! (Число 49 выражено в 10-чной системе счисления).
Двенадцатеричная система счисления
[6, Исх.39:14] «Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, [как] на печати, по одному имени, для двенадцати колен».
[6, Чис.7:86] «золотых кадильниц, наполненных курением, двенадцать, в каждой кадильнице по десяти [сиклей], по сиклю священному: всего золота в кадильницах сто двадцать [сиклей]».
[6, Чис.17:2] «скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его».
Число «двенадцать» часто встречается в Библии. Из древности известна двенадцатеричная система счисления, которая до сих пор используется и в наше время – на циферблате часов, счете дюжинами.
Не означает ли большая частота встречаемости числа двенадцать указанием на двенадцатеричную систему счисления? Ниже приведенный текст прямо на это указывает:
[6, Иез.43:16] «Жертвенник имеет двенадцать [локтей] длины [и] двенадцать ширины; он четырехугольный на все свои четыре стороны».
[6, Откр.21:17] «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела».
Число 144 является вторым разрядом в 12-ричной системе счисления – 1, 12, 144. Оно выражено через 10-чную систему счисления.
Заключение
На основании анализа метафор текста Библии, содержащих числа, установлено наличие систем счисления и числовых рядов:
1.Шумерской системы счисления.
2.Скрытой системы счисления.
3.Ряда Фибоначчи.
4.Семеричной системы счисления.
5.Двенадцатеричной системы счисления.
Рассмотренные системы счисления, скрытые в Библии, не могут быть случайными. Если вспомнить, что еврейский и греческий алфавиты используют для записи чисел числовые значения букв, то можно образно представить Священный текст состоящим из чисел, которыми заменили буквы текста. А числами можно кодировать и передавать не только текст, но и звуки с изображениями (видео).
Человечество давно ищет как собратьев по разуму, так и знания развитых цивилизаций. А тут оказывается, что имеется реальная возможность получения знаний, оставленных высокоразвитыми предками. Надо только раскрыть способ кодирования древних Священных текстов. Но об этом будет сказано далее.
АПОКАЛИПСИС – ОБРАЗЫ И ИХ ЧИСЛА
Читая «Откровения святого Иоанна Богослова» (Апокалипсис), встречаешь образы, в которых форма сочетается с числами. А.Мень [40] считал, что: – «Главное в Апокалипсисе — не символы, а то, что кроется за ними, то, что ясновидец хотел сказать нам, то, что было ему открыто: ведь пророку ясновидцу, мудрецу открывается не форма, в которой он излагает свое богооткровение, а сущность. Сущность же он передает теми средствами, которыми владеет и которые соответствуют его аудитории».
Но зачем верующим числа? Ведь для веры они не имеют особой важности.
Как отмечено в [14] – «Чтобы проникнуть в «святая святых» библейской мифологии, надо сквозь призму древнего Слова увидеть скрытое Число. Выявить тайную логико-математическую систему. Именно эта эзотерическая арифметика, сокровенная геометрия, как проницательно подметил Фридрих Энгельс, и составляет «основное содержание Откровения Иоанна».
Предполагается, что автор «Откровения» знал способ кодирования информации, заложенной в оригинальных текстах «Пятикнижия Моисея» на древнееврейском языке (дошедших до нашего времени благодаря усилиям переписчиков, но с накопленными «исправлениями») и на греческом языке воспроизвел как метод расшифровки, так и скрытые знания, предназначенные потомкам.
Для смыслового анализа взяты персонажи, в образах которых имеются числа.
Рис.2. Греческий алфавит [35]
Рис.3. Числовые значения букв греческого алфавита
Рис.4.Схема взаимодействия и свойств «красного дракона» и «зверя из моря»
Ряд Фибоначчи 0 1 1 2 3 5 8
Натуральный ряд 1 2 3 4 5 6 7
Рис.5. Связи персонажей
(0) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0+10 1+10 2+10 3+10 4+10 5+10 6+10 7+10 8+10 9+10
0+20 1+20 2+20 3+20 4+20 5+20 6+20 7+20 8+20 9+20
Кодирование и сефирот
Особого понимания требуют слова «И Слово Его с ними». Предположим, что они указывают на операцию кодирования, которую можно представить как (рисунок 6):
1. Шифрование отправителем сообщения (алгоритм и ключ).
2. Расшифровка получателем зашифрованного сообщения (алгоритм и ключ).
Рис.6.Схема шифрования [26]
Видно, что сообщение («Слово») надо вначале зашифровать (т.е. перевести в цифровой вид), а при получении – расшифровать (опять представить в виде «Слова»). Эти две операции полностью соответствуют смыслу выражения «подобно «бегу туда и обратно».
«1.5. Десять сефирот без ничего — сдержи рот свой от разговора, сдержи сердце свое от размышления; и если побежало сердце твое — возвратись на место, ибо так сказано: <подобно>«бегу туда и обратно» (6, Иезекиил 1:14) и на этом основании заключен Завет».
Указание на «Завет» как на основание смысла «бег туда и обратно» дублирует указание на существование операций кодирования-раскодирования.
Семеричная система счисления
В переводе [27] содержится отсутствующий в [19] текст:
«4:5 Семь двойных: … Семь, а не шесть, семь, а не восемь, наблюдай их и
исследуй их, и установи Слово на свойственное ему [место], и возврати Формирующего на Его основание».
С учетом ранее рассмотренного описания цифр алфавита десятичной системы счисления, по аналогии, этот фрагмент можно трактовать как указание на семеричную систему счисления с алфавитом 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИБЛИИ, АПОКАЛИПСИСА И СЕФЕР ЙЕЦИРЫ
Согласно Элифасу Леви, Каббала включает три величайшие книги — Сефер Ецира, Книга Творения; Сефер га-Зогар, Книга Величия, и Апокалипсис, Книга Откровения.
Считается, что Сефер Йецира относится к Торе, а Апокалипсис – к Библии. Они написаны на еврейском и греческом языках соответственно.
Как в Библии, так и в Апокалипсисе и Сефер Йецире было установлено наличие скрытых систем счисления. Известно, что системы счисления применяются в цифровой сфере для кодирования и передачи информации. Как было показано при анализе взаимодействия персонажей в Апокалипсисе, между системами счисления имеется связь.
В таблице 8 приведены данные о системах счисления, выявленных в Библии, Апокалипсисе и Сефер Йецире.
Таблица 8
Системы счисления, выявленные в Библии, Апокалипсисе и Сефер Йецире
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ПОИСКЕ
Человечество развивается. Но кроме решения насущных задач его интересуют вопросы своего происхождения, а также поиск собратьев по разуму.
Попытки расшифровки Библии
Как уже было отмечено, именно Библия содержит информацию, которая была заложена для передачи потомкам. Известно несколько попыток расшифровки.
Подход И.Панина
В нумерологических исследованиях Библейских текстов наиболее значимого результата (хотя и неоднозначного) добился Иван Панин (1855-1942) (цит. по [11]):
— «Суть открытия заключается в том, что в исходном тексте Библии, состоящей из Ветхого Завета, продиктованного на древнееврейском языке, и Hового Завета, продиктованного на греческом языке, в каждом слове и в каждой букве непостижимым образом закодирована цифра 7, как, впрочем, она закодирована во всем нашем мироздании.
Первая фраза Ветхого Завета «В начале сотворил Бог небо и землю» [Быт.1:1] имеет 7 древнееврейских слов, состоящих из 28 (4х7) букв, причем первые 3 слова, содержащие подлежащее и сказуемое, имеют 14 (2х7) букв. Столько же букв содержат и последние 4 слова (дополнения). Самое короткое слово стоит в середине фразы, число букв в этом слове и слове слева равно 7, число букв в среднем слове и слове справа тоже равно 7 и т.д.
Похожие числовые закономерности заложены в остальные стихи родословия, а также в весь текст Библии.
Древнееврейский и греческий языки уникальны, так как они не имеют цифровой системы. У них нет специальных символов, обозначающих цифры, как, например, в арабском (1,2,3 и т.д.), поэтому в Библии, написанной на древнееврейском и греческих языках, вместо цифр используются буквы алфавита.
Подстановка этих цифр-чисел на место соответствующих букв библейского текста приводит к аналогичным результатам. Например, если в трех важных существительных первой фразы Ветхого Завета (Бог, небо, земля) буквы заменить числами, то получится сумма, равная 777 (111х7), древнееврейский глагол «сотворил» имеет суммарное числовое значение 203 (29х7) и т.д. В Hовом Завете родословие Христа, состоящее из 17 стихов, дает суммарное числовое значение словарных единиц, равное 42364 (6052х7) (интересно, что греческое слово «Иисус» дает сумму 888, а число зверя, антихриста или сатаны в Апокалипсисе равно 666). Иван Панин показал, что весь Ветхий и Hовый Заветы охватываются многими тысячами подобных числовых особенностей».
Свою теорию математической закономерности Священного Писания Панин изложил на сорока трех тысячах страницах научного труда с главным выводом, что Библия есть Слово Божие, а не творение людей. За свое открытие Панин был удостоен Нобелевской премии.
Рис.7. Акт коммуникации
(3) осмысление ситуации с точки зрения этой целевой установки и построение соответствующего высказывания-сообщения-текста;
(4) передачу текста-сообщения второму индивиду;
(5) понимание текста-сообщения вторым индивидом и воссоздание на основе этого некоторой ситуации возможного действования;
(6) действия в воссоздаваемой ситуации, соответствующие исходным целевым установкам второго индивида и содержанию полученного им сообщения.
Автор позволил себе несколько видоизменить смысл понятия «индивидуум», рассматриваемый Щедровицким Г.П. Индивидуум соотнесен с Цивилизацией.
Применительно к «целевой установке» можно предположить имеющийся у Зрелой Цивилизации опыт (знания) в части преодоления «критического подросткового возраста» – появления и применения вооружения, приводящего к полному самоуничтожению развивающейся Цивилизации.
Возвращаясь к выявленным в Библии, Апокалипсисе и Сефер Йецире системам счисления:
— двоичной фибоначчиевой системе счисления;
— факториальной системы счисления;
начало широкого применения которых в компьютерной технике произошло в конце XX- начале XXI веков, с учетом «возраста» указанных книг, можно считать, что для современной науки возник объект, который давно ищут как историки науки, так и члены SETI.
Ведь не исключено, что высокоразвитая цивилизация, создавшая эти Священные тексты, являясь нашим собратом по разуму, посетила в далеком прошлом нашу Землю. Расшифровка этих текстов укладывается в цели и задачи как для проекта SETI, так и для исследователей Священных текстов.