цифровые финансовые активы что это простыми словами примеры
Цифровые финансовые активы
Определение
Цифровые финансовые активы – это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Данные цифровые права включают: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (ст. 1 Федерального закон N 259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон).
Цифровые финансовые активы (ЦФА) как и цифровая валюта (криптовалюта) существуют на технологии блокчейна, одна по своей сути сильно от нее отличаются: отсутствует присущая криптовалютам децентрализация, имеется конкретное лицо, ответственное за выпуск и обращение ЦФА.
Выпуск и обращение цифровых финансовых активов
Выпускать в обращение ЦФА могут только организации (операторы информационной системы) – юридические лица, работающие по российскому законодательству. Для этого оператор информационной системы должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Банк России. Оператор ЦФА должен утвердить, в частности:
правила внесения изменений в алгоритм программ информационной системы;
требования к пользователям информационной системы;
правила выпуска цифровых финансовых активов;
правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам;
требования к защите информации и операционной надежности и др.
Также Закон содержит определенные требования к руководителю такой организации (образование, стаж работы).
Для оператора информационной системы Закон устанавливает ряд важных требований. В частности, он обязан восстановить пользователю доступ к ЦФА, если он был утрачен. Обратите внимание, в случае с криптовалютой восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать. В случае с ЦФА восстановить доступ к активам возможно, т.к. они существуют в частном блокчейне, у которого есть конкретный оператор, полностью контролирующий процесс создания и передачи токенов.
Оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации, сбои в работе системы и прочие несоответствия ее требования Закона о цифровых финансовых активах.
Отдельно Закон регулирует особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества. Особенность заключается в том, что если акции были выпущены в обычной, нецифровой, форме, выпустить их в виде ЦФА уже не получится, это запрещено. Эмиссия акций АО в виде ЦФА осуществляется в соответствии с законом №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», за исключением некоторых особенностей, которые перечислены в Законе. В частности, непубличное акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, в будущем не может приобрести публичный статус.
Операторы обмена цифровых активов
Сделки с цифровыми финансовыми активами, их купля-продажа, совершаются через оператора обменам ЦФА. Данные «обменники» также подлежат регулированию, их реестр ведет Банк России. Это должны быть российские организации с уставным капиталом не менее 50 млн руб. Оператор обмена обязан утвердить правила обмена ЦФА, где описано с какими видами активов он работает, каков порядок взаимодействия с оператором информационной системы и т.п.
Бухгалтерский учет и налогообложение ЦФА
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать
22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Что нужно знать о новом законе
Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.
Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.
«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.
Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.
По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.
«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.
Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.
По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.
В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.
«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.
Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»
21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.
В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.
Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.
Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок. Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт. Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.
«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.
«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»
Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте». К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.
Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую. По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.
«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.
В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Обзор закона о цифровых финансовых активах
31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2018 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.
Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.
Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.
В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.
Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.
Ниже — краткий обзор основных положений закона.
Цифровая валюта и цифровые финансовые активы
Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».
Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):
Цифровую валюту закон определяет как
«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».
То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:
Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.
Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».
Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты.
Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой — такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.
За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами.
Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).
Регулирование в отношении цифровых финансовых активов
Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:
Регулирование в отношении цифровой валюты
Основное нововведение, касающееся цифровой валюты — запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.
Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.
Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.
Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.
Еще один интересный момент — отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Утилитарные цифровые права, цифровые активы и цифровая валюта. Разбираемся, что есть что по российскому закону
При упоминании цифровых прав в голове у каждого возникает стойкая футуристическая, но абсолютно неконкретная ассоциация – это права, связанные больше не с людьми и вещами, а с пользователями и Интернетом. Действительно, в международном праве формируется новая категория цифровых прав, связанных с правами человека в Интернете, однако пока она точно не определена ни на международном, ни на национальном уровне. В этом материале я хочу поговорить о других цифровых правах, а именно о тех, которым посвящена ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ.
Цифровое право или право на цифру?
С 2019 года со вступлением в силу Федерального закона №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» в российское гражданское право введен новый объект вещных прав – цифровые права.
Цифровые права определяются законом как обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей указанным в законе признакам.
Из указанного определения можно вывести следующие особенности цифровых прав:
это старые знакомые имущественные права – право получить купленную вещь, право получить проценты за переданные в заем денежные средства и т.п.
эти имущественные права, в отличие от своих «собратьев», определяются правилами соответствующей информационной системы, которые должны соответствовать закону. Они существуют и передаются только в рамках данной системы – обособленного виртуального сегмента.
Говоря простыми словами, цифровые права – это новая цифровая обертка хорошо знакомых имущественных прав, реализация и существование которых ограничены какой-либо цифровой платформой. Кажется, что вот она, наконец, открыта дорога бонусным системам и онлайн-играм, можно и аккаунты по завещанию передавать. Но существует одно «НО»: закон устанавливает, что права могут быть рассмотрены в качестве цифровых только в случае признания их таковыми отдельным законом. Поэтому пока – до принятия соответствующих законов – ни баллы в онлайн-магазине, ни внутриигровые валюты цифровыми правами не являются. На сегодняшний момент к таким правам относятся только две категории: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. Таким образом, отношения к каким-либо специфическим правам, свойственным только для пользователей Интернета, права из ст. 141.1 ГК РФ увы, пока не имеют.
Цифровое право или криптовалюта?
Стоит отметить, что первоначально законопроект о внесении в ГК РФ ст. 141.1 предусматривал несколько иное определение цифровых прав: «в случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом». Такое громоздкое определение позволяло легализовать настоящие криптовалюты, такие как биткоин и этериум.
В отличие от цифровых прав, криптовалюты обладают универсальным охватом: с их помощью можно осуществлять сделки не только на строго определенной платформе, но и на ряде других, если они реализовали такую функцию в своем интерфейсе. Проблемы криптовалют заключается в том, что для такой «мультиплатформенности» необходимо использование децентрализованной информационной системы, основанной на принципах анонимности и трансграничности, – такой как блокчейн. А это означает практически полное отсутствие возможностей контроля экономической деятельности, осуществляемой с помощью криптовалют, со стороны государства.
В связи с этим, в ходе обсуждения законопроекта, от такого решения законодатель отказался и удалил из текста упоминание децентрализованных систем. Это означает, что цифровыми правами могут признаваться только те права, которые содержаться в централизованных реестрах – наподобие реестров держателей ценных бумаг. Таким образом, в текущей редакции ГК РФ цифровые права представляются в определенной степени как цифровые аналоги ценных бумаг. Легализация криптовалют была на какое-то время отменена.
Между тем, принятым позднее законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон о ЦФА) криптовалюты все же получили легализацию в качестве «цифровой валюты» (п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА) – с обязанностью собственников по декларированию фактов владения и распоряжения ею. Однако законодатель отделил понятия цифровых прав и цифровой валюты – последняя к ним не относится, хотя и может выступать как платежный инструмент в цифровых системах.
Утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы
Вернемся к утилитарным цифровым правам и финансовым активам. Первые регулируются законом о краудфандинге («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Отличительная особенность утилитарных цифровых прав заключается в том, что предмет последних ограничен. Согласно ст. 8 закона о краудфандинге, к утилитарным цифровым правам могут относятся только:
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
К утилитарным цифровым правам не относится право требования имущества, если либо имущество, либо сделка с ним подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению (пока, недвижимость!).
Еще одна разновидность цифровых прав определена в законе о ЦФА. К цифровым финансовым активам относятся следующие цифровые права:
права по эмиссионным ценным бумагам;
права участия в капитале непубличного акционерного общества;
право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Говоря простым языком, согласно российскому закону, цифровые права — это либо ценные бумаги, зарегистрированные в цифровом реестре (цифровые финансовые активы), либо права инвесторов по краудфандинговым проектам (утилитарные цифровые права).
Цифровые права — это новая правовая конструкция, введенная в законодательство совсем недавно. Еще не успели сформироваться ни экономическая, ни судебная практика, позволяющие конкретизировать отдельные положения закона и понять, какие нюансы и пробелы требуют дополнительного нормативного регулирования. Цифровые права можно наследовать, но как осуществляется этот процесс? Может ли цифровое право быть принудительно реализовано для погашения долгов его владельца, и если да, то каким образом? Пока на эти вопросы нет ответов.