цифровой рекордер что это такое
Цифровой видеорекордер
Цифровым видеорекордером также могут называться:
Цифровой видеорекордер является дальнейшим развитием видеомагнитофона с применением безленточных технологий.
Содержание
Применение
Запись ТВ программ
Бытовые цифровые видеорекордеры появились в начале 2000-х и изначально представляли собой стационарные устройства с возможностью записи видео и звука от внешних источников на DVD-R/RW, DVD+R/RW, DVD-RAM диски или могли иметь для этих целей встроенный жёсткий диск. Также были гибриды DVD-проигрывателей с жёстким диском. Появившиеся позже видеорекордеры со встроенным примеником цифрового телевидения стали использовать возможности сервиса электронного ТВ гида и производить записи с учетом передаваемой программы передач.
В 2006 году LG анонсировал HD-телевизоры со встроенным видеорекордером. [1] В 2007 году компания Rolsen Electronics анонсировала первые в мире ЖК-телевизоры со встроенным DVD-рекордером. [2] Подобные телевизоры упрощают подключение видеоаппаратуры и не требуют использования дополнительных кабелей (SCART или HDMI), так как все содержится внутри одного устройства, которое управляется одним пультом дистанционного управления.
В том же году компании Texas Instruments, PacketVideo и S3 продемонстрировали сотовый телефон со встроенным цифровым видеорекордером. [3]
Мультимедийные проигрыватели (медиаплееры) изначально имели возможность только воспроизводить видеофайлы. Однако, позже появились модели со встроенным ТВ-тюнером и возможностью записи видео на карту памяти или жёсткий диск. В марте 2007 года компания Ellion под брендом Hyundai M-Box начала производство первого в мире HD медиа рекордера. [4]
В случае использования сетевого медиаплеера видеоисточником может быть интернет-телевидение, передающее программы по протоколу IPTV.
Системы видеонаблюдения
В системах видеонаблюдения используются видеорегистраторы, которые несколько отличаются от бытовых видеорекордеров увеличенным числом видеовходов, наличием разъёмов BNC и некоторых специфических функций, таких как детекторы движения, мультиэкран, запись с IP-видеокамер.
Телепроизводство
На телестудиях, а также для внестудийной съемки кассетные видеомагнитофоны заменяются безленточными цифровыми рекордерами, которые предоставляют более широкий выбор возможностей. Профессиональные рекордеры отличаются повышенным качеством изображения и звука, наличием дополнительных цифровых интерфейсов, таких как SDI, AES/EBU, IEEE 1394, сигналов тайм кода и другими особенностями.
Захват видео
На персональных компьютерах может осуществляться захват видеоматериалов в целях хранения или последующего нелинейного монтажа. Внешние источники могут подключаться к плате видеозахвата, установленной в ПК.
Приложения, созданные для записи видео позволяют пользователю настроить параметры кодирования видео и звука, произвести деинтерлейсинг и устранить эффект забегания развертки.
Возможности
Видеорекордеры различаются по функциональности в зависимости от области применения и особенности самих устройств, однако могут содержать следующие функции:
Что умеют современные диктофоны и кому они нужны?
Содержание
Содержание
Для чего еще сегодня пригодится диктофон, кроме записи лекций в универе и начитывания собственных мыслей в стиле нуарного детектива?
На самом деле, современные диктофоны, или, правильнее будет, рекордеры, могут принимать самые различные облики, от простых девайсов до многофункциональных комбайнов. По области применения их можно сгруппировать на три категории:
Почему это отдельный девайс? На самом деле, с простейшими задачами вроде записи лекций и набубнивания мыслей вполне может справиться современный смартфон.
Рекордеры же решают более узкоспециализированные задачи и незаменимы, например, при съемке видео (встроенный микрофон камеры не годится для серьезных задач). Такие устройства в большинстве своем компактны, портативны, надежны, обеспечивают высокое качество записи на протяжении десятка часов.
Если нужна запись в высоком качестве (например, 96 кГц\32 бит) для диалогов в кино или создания музыкальных семплов в какой-нибудь лесополосе за городом, тогда единственной рабочей альтернативой рекордеру будет лишь комбо из ноутбука, звуковой карты и микрофона по вкусу. Многие аудиоинтерфейсы могут питаться по USB, а ноутбук в таком режиме может и протянет несколько часов, но все равно это не сравнится с рекордером ни по части портативности, ни по удобству использования, ни по времени записи.
Запись голоса
Для большинства ситуаций, кроме аудио для кино, не требуется запись голоса в ультравысоком качестве. Для записи обычной речи хватит и mp3 в низком разрешении, для остальных случаев формата wav 48 кгц\16 бит хватит за глаза.
Если будут активно использоваться встроенные микрофоны в полевых условиях, лучше чтобы они были кардиоидной направленности — так они будут ловить меньше лишних шумов. К слову, некоторые модели диктофонов, например, Zoom H5, поддерживают сменные микрофонные капсюли для быстрого выбора микрофона, подходящего к ситуации.
Рекордер способен на порядок улучшить качество любых видеороликов, и применяется везде, где снимают видео. Даже бюджетная модель (в таких решениях, как правило, нет микрофонных входов) сделает огромную разницу по сравнению со встроенным в камеру микрофоном. Последний вообще нельзя рассматривать всерьез из-за низкого качества преампов, аналогово-цифрового преобразователя (АЦП, кодирует звук в нули и единицы) и самого микрофона. К тому же, при использовании телеобъектива камера оказывается слишком далеко от источника звука.
Если съемка ведется в помещении, можно, конечно, решить эту проблему с помощью микрофона для подкастов. Однако рекордер может стать неплохой альтернативой для тех, кто занимается подкастами, стримами и видеоблогами:
Для радикального роста качества аудио в своих роликах подойдет рекордер вроде Zoom h1n. На борту уже есть качественные преампы, АЦП и пара неплохих микрофонов, а внешний разъем дает возможность подключить, например, петличку.
Запись музыки
При записи живой музыки важно качество микрофона и преампов. Они должны выдерживать большое звуковое давление, поскольку живая музыка — значит, громкая. Очень важно наличие лимитера, чтобы избежать клиппинга. Также критично наличие разъема XLR, с его помощью к устройству можно подключить внешний микрофон или микшер. Желательно, чтобы их было два для записи стерео.
Если нужно записать музыкальную группу в небольшом помещении, подойдет вариант типа Zoom h2n с функцией круговой направленности. Это означает, что можно поставить его в центр репточки и записать сразу всех. Причем устройство может писать несколько каналов звука, чтобы после некоторого ковыряния в DAW итоговая фонограмма получилась объемной и живой. Пригодится он и для других целей — например, поставленный в центр стола, он одинаково хорошо запишет всех, кто за ним сидит.
Для музыкантов, занимающихся сольно, будет интересен режим наслоения записи (например, Overdub у Tascam DR-40x). Он позволяет последовательно записать несколько фрагментов один на другой, к примеру, сначала аккомпанемент, потом вокал, потом соло на басу. Очень удобно для записи идей и создания демо. В некоторых моделях также есть ревербератор и хроматический тюнер.
Но чаще рекордеры докупают к камере, чтобы записывать концерты. Уровень звукового давления на них сравним со взлетом истребителя, и в таких условиях микрофон любой камеры сразу выкидывает белый флаг. Тот же Tascam DR-40x, установленный на штативе, запишет приличный звук из зала (будет слышна аудитория), плюс к нему можно подключить пару XLR из пульта (для записи линейного сигнала без криков из зала). После смешивания этих дорожек получится достойный концертный звук, круче которого будет лишь запись полного мультитрека.
Также для таких целей пригодятся решения для избежания клиппинга. У DR-40x, например, есть режим, который пишет два файла — один с нормальным гейном, другой — с низким. Это позволяет получить чистую запись даже напортачив с настройками преампа.
Запись шумов
Запись окружающих звуков локации (для получения звуковой панорамы леса, города, реки, фермы морских свинок и т. п.), создание сэмплов и сырцов для саунд-дизйнеров выдвигают самые серьезные требования к устройству. Надо понимать, что записанный материал для воплощения саунд-дизайнерской магии может усиливаться в десятки раз, поэтому здесь критично качество микрофонов, и, прежде всего, преампов — чем они лучше, тем меньше будет шумов.
Желательны разъемы XLR для подключения внешних микрофонов, ибо в таких вещах могут понадобиться чувствительные конденсаторные решения. Кроме того, любители записывать ASMR и бинауральное аудио используют для создания эффекта объемного звука специальный девайс, который выглядит как макет человеческих ушей с микрофонами в них, например Free Space. Такие штуки лучше всего тоже подключать через XLR для надежности и устранения помех.
Если говорить о профессиональных решениях, то звукооператоры в кино могут использовать разные варианты, включая потребительские серии Zoom и Tascam из-за их мобильности и простоты. Но когда предстоит длинный съемочный день с большим количеством актеров, могут применяться, например, устройства вроде Sound Devices серии MixPre, представляющие собой портативную DAW с микшером, возможностью подключения к планшету, смартфону и даже внешнему миди-контроллеру, а также отличными преампами, аналоговыми лимитерами, хорошим усилителем для наушников (можно подключать профессиональные высокоомные) и другими фичами.
Есть, конечно, и свой топ-левел — устройства вроде Zaxcom Max или Nomad. Такие штуки и стоят соответственно, причем какого-то суперкачественного аудио они не записывают. Разница, конечно, есть за счет более качественных преампов, но она не очень существенна. Магия тут в качестве сборки, экранированности от любых помех, дизайне интерфейсов и кнопок, дополнительных возможностях и гибкости, позволяющей сэкономить драгоценные минуты на съемочной площадке. Например, функции автомикса, удаленный контроллер гейна преампов, двойные АЦП для полного отсутствия клиппинга (вместо лимитера), цифровые входы AES (для навороченных микрофонов со своим АЦП).
При выборе устройства играет значение не только что будет записываться, но и где будет проводиться запись. Внутри или снаружи? Для записи голоса в шумном городе желательны функции шумоподавления. В большой комнате или в маленькой? Для больших помещений может понадобиться направленный микрофон типа shotgun или хотя бы петличка. Будет записываться много людей или один? Для круглого стола будет полезна круговая диаграмма, для интервью тет-а-тет — двунаправленная. Будет ли запись вестись в темноте или при ярком дневном свете? Возможно, пригодится яркий дисплей. А вдруг пойдет дождь? Тогда устройство должно быть защищено стандартом IPX, или хотя бы к нему должны продаваться защитные чехлы. Каждый из этих факторов следует учесть при выборе рекордера и микрофона к нему.
Диктофоны-рекордеры для видеозаписи
Профессиональный подход к чему бы то ни было всегда обусловлен результатами высокого качества. «Назвался грибом — полезай в кузовок». Назвался профессиональным, или, хотя бы, полупрофессиональным видео-фото-оператором — будь добр, делай качественный материал.
К сожалению не всегда крутая фотокамера, способная записать качественное видео, обеспечивает настолько же качественный звук. Поэтому часто появляются издержки в виде монтажа, отдельной записи и накладывания звуковых дорожек и музыки, теряется атмосферность и так далее. В одной из ранее затронутых тем уже упоминалось о том, что запись качественного звука гарантирует только отдельное оборудование, подключаемое к камере.
Конечно, можно довольствоваться множеством ассортиментов различных микрофонов, специально заточенных под разные виды съемки, но теперь существуют более удобные и «заряженные» устройства.
Современные рекордеры все чаще используются в связке с камерами DSLR (и не только). Благодаря своему богатому функционалу и качественному уровню записи звука, они по праву уже считаются полноценной составляющей компоновки, именуемой как «инструмент для профессиональной видеосъемки».
О каком функционале речь?
Не говоря уже о различных встроенных преампах, АЦП, ревербераторах, тюнерах — этого всего не встретить на специализированном микрофоне, который, к тому же, обычно ограничен в возможностях своей «заточенностью» только на определенный вид записи.
Благодаря грамотной начинке, такие диктофоны популярны среди фото-видео операторов. Ведь рекордер не просто устанавливается на камеру, он напрямую сопрягается с ее функционалом. Например, в меню фотоаппарата настраивается чувствительность, на выходе рекордера калибруется уровень записи рекордера и фотоаппарата и уже спокойно регулируется звук, не затрагивая при этом камеру.
Многие такие устройства обладают преимуществом стереозаписи. Например, на этом видео наглядно показано как это реализуется у модели Zoom H1n:
Более подробно о том, какие модели могут быть эффективнее использованы и с каким функционалом можно узнать в статье о возможностях диктофонов.
Молниеносно подходя к самому главному вопросу, можно сказать с уверенностью — отзывы пользователей все как один твердят — качество звука, получаемого с помощью вышеописанных девайсов — на довольно похвальном уровне. А некоторые и вовсе от него в восторге.)
Как выбрать аудиорекордер
Для начала стоит отметить, что рекордер и диктофон — не одно и то же, хотя эти девайсы похожи и служат одной цели — записи звука. Диктофоны, как правило, используют для записи речи, лекций и интервью. Небольшой размер устройства — это плюс, но и функционал их весьма скромен. Рекордеры же — многофункциональная и многоканальная портативная студия. Большинство устройств записывают стереосигнал высокого качества и могут иметь от двух до шести каналов записи одновременно. Рекордеры используются для записи звука при видеосъемке, концертов и репетиций, создания демо-записей, записи шумов и полевых записей (field recording).
Память
Zoom H1 / Фото: Zoom
Большинство рекордеров рассчитаны на долгую запись в высоком качестве. Поскольку многоканальные аудиофайлы занимают достаточно много места на карте памяти, аппараты оснащены слотами для SD-карт на 32 или 64 Гб (в зависимости от модели гаджета). Чаще всего этого достаточно для нескольких часов звука. Если одной карты не хватает для длительной записи, ее легко заменить и продолжить запись.
Качество записи
Аудиорекордеры — профессиональные гаджеты, которые могут оцифровывать звук с высокой разрядностью и частотой дискретизации. Большинство моделей поддерживают частоту 48 или 96 кГц и разрядность до 24 бит. У топовых дорогих моделей частота может достигать 192 кГц.
Фото: Wikipedia Commons
В зависимости от модели аудиорекордеры позволяют настраивать формат записи и писать в wav или mp3. Качество записи у большинства моделей также может настраиваться — от 32 до 320 kbps в mp3 и от 44.1 до 96kHz\16 до 24-bit в wav.
Важно: с уменьшением размера рекордера может снижаться качество звука, так как используются более простые комплектующие и микрофоны.
Количество каналов
При выборе аудиорекордера стоит обратить внимание на количество разъемов. Обычно на базовых моделях есть линейный вход и выход, в которые можно подключить микрофон и наушники.
Большее количество каналов позволяет записывать не только на встроенные микрофоны, но и подключать к рекордеру внешние. Это, к примеру, дает возможность записывать стереосигнал: сразу нескольких спикеров, окружающий звук и все что необходимо. В таких рекордерах есть разъемы XLR\TLR, которые рассчитаны на большее сопротивление.
Zoom H6 / Фото: Zoom
Важные технические данные
Фото: Wikipedia Commons
Основные модели на рынке
Фото: Zoom
Zoom Electronics — лидер на рынке аудиорекордеров, а H1 — устройство, которое доступно как профессионалам, так и любителям. Качество звука и удобство здесь на первом месте. Модель не новая, но справедливо пользуется популярностью.
Рекордер позволяет писать в WAV и Mp3, есть возможность подключить дополнительный микрофон. Zoom H1 после включения уже готов к работе — нужно только нажать кнопку записи. Микрофон весьма чувствителен и не защищен от ветра, поэтому для уличной записи рекомендуется приобрести ветрозащиту. Zoom H1 невозможно подключить напрямую к камере— при записи видео потребуется синхронизация записываемого материала. Отдельный плюс — небольшой вес устройства.
Фото: Sony
Очень компактный вариант. У Sony PCM –M-10 хорошие встроенные микрофоны и долгое время работы от двух AA-батареек. Поставляется в комплекте с пультом дистанционного управления. Устройство имеет 5-тисекундный буфер предварительной записи, 4 Гб встроенной памяти и поддерживает карты памяти SD и M2. Модель больше не производится, но на вторичном рынке можно найти отличные б\у варианты.
Фото: Tascam
Прямой конкурент Zoom H1. Бюджетный, но мощный аппарат с большим функционалом. В отличии от X/Y микрофонов H1 в Tascam DR— 05 они направлены в противоположные стороны, что помогает записывать окружающие звуки. В модели присутствуют: возможность смены скорости записи, балансировка звука, прокрутка назад, функция закольцовывания записи, таймер, пространственная обработка, лимитер и многое другое. В остальном же функции модели схожи с Zoom H1.
Фото: Zoom
Помимо аналогичных Zoom H1 функций, эта модель обладает монохромным дисплеем и возможностью редактирования записанного материала. А главная особенность — пять микрофонных капсюлей, которые позволяют писать в четырех различных режимах, в том числе вести запись на все 360 градусов.
Zoom H4N/H4N Pro
Zoom H4N Pro / Фото: Zoom
Zoom H4N / Фото: Zoom
Zoom H4N Pro / Фото: Zoom
Zoom H4N / Фото: Zoom
Zoom H4N можно назвать бестселлером. Начиная с 2009 года аппарат исправно служит его поклонникам. Модель поддерживает стерео и четырехканальную запись, а также мультитрекинг. Аудио можно записывать как без сжатия в wav, так и в mp3. Специально для записи музыки рекордер оснащен встроенным метрономом,тюнером и дополнительным фильтром звука.
Версия PRO собрала все, что полюбилось публике, и получила усовершенствованные микрофоны (как на моделях H5 и H6), улучшив качество звука.
Фото: Tascam
Четыре конденсаторных микрофона, расположенных на верхней части корпуса, позволяют вести четырехканальную запись. Их можно поворачивать — два направлены друг на друга, а два — в стороны. Это дает возможность поймать звук с четырех направлений. Гаджет предлагает следующие варианты записи: моно\стерео, овердаб (запись с наложением), двух\четырехканальная запись. DR–40 удобен в эксплуатации, оборудован LED-датчиками и дисплеем. Единственное в чем он может уступить H4N, — размер, так как он немного больше своего конкурента компании Zoom.
Эти рекордеры располагаются в верхнем ценовом сегменте, но их функции и качество оправдывают цену.
Фото: Zoom
Zoom H5 дает возможность производить четырехканальную запись, обладает сменными микрофонными капсюлями, что существенно расширяет его применение. Звукооператор, работающий с этим рекордером, точно останется доволен.
Фото: Zoom
Zoom H6 — флагман всей линейки рекордеров Zoom. Он собрал в себя все возможности предыдущих моделей. Это самый универсальный и продуманный прибор. С ним вы можете менять микрофонные модули, подключать и комбинировать внешние микрофоны и музыкальные инструменты, записывать до шести независимых треков одновременно, использовать эффекты, корректировать запись, обрезать и накладывать дорожки друг на друга.
Фото: Tascam
Ответ на Zoom H6. Не прямой аналог, а рекордер со своими характерными чертами. Имеет четыре встроенных микрофона, два из которых направлены вперед, а два — в стороны. Внутри у него мощные фирменные предусилители Tascam, благодаря которым рекордер может четко записывать низкий звук. На борту он имеет разъем S/PDIF, который позволяет подключать другое специальное звукозаписывающее оборудование, чтобы добиться качественного результата. В комплект к рекордеру входит пульт управления, что очень удобно.
Мы поговорили об особенностях рекордеров и самых популярных моделях. Надеемся, что это поможет вам сделать правильный выбор на пути к хорошему звуку.