цифровой аутизм что это
Цифровой аутизм. Как с этим бороться?
Невозможно представить жизнь современного человека без гаджетов и интернета, из которых люди постоянно впитывают огромные потоки информации. Казалось бы, много информации — это хорошо. Человек станет умнее, успешнее. Но почему-то не появляются новые Эйнштейны, Маски, Безосы. Люди минимизируют живое общение, заменяя его просмотром коротких видео или картинок в интернете.
Аутизм — это заболевание нервной системы, при котором человек полностью или частично теряет навыки социального взаимодействия. Цифровой аутизм — это потеря социальных навыков под воздействием цифровых и информационных технологий.
В одном из экспериментов дети каждый день по 4 часа смотрели телевизор и проводили время в интернете. В итоге дети перестали правильно строить предложения в речи, начали отводить глаза при разговорах, перестали активно жестикулировать. Они по всем признакам были похожи на детей с аутизмом.
Человек мыслит социально, так как люди всегда объединялись в группы для поиска новых знаний. А в настоящее время это уже не нужно, ведь любые знания можно найти в интернете. Это приводит к тому, что люди перестают общаться и становятся отчужденными.
Американский невролог Маркус Э. Рейхал исследовал человеческий мозг и выделил, что наш мозг работает в трех режимах:
• центральная исполнительная система — отвечает за потребление информации;
• сеть выявления значимости — помогает находить выходы в различных ситуациях;
• дефолт-система — отвечает за нестандартное мышление, за способность к рефлексии и абстрактному мышлению.
Во время того, как человек просматривает ленту в социальных сетях, у него работает центральная исполнительная система и подавляется дефолт-система мозга. В результате человек теряет способность мыслить. Как это происходит? Когда человек потребляет контент в интернете, у него работает только центральная исполнительная система, из-за этого энергия не поступает к дефолт-системе мозга. В результате наш мозг «впадает в спячку». Человек начинает мыслить стереотипно и не стремится к получению новых знаний. Для того, чтобы включилась дефолт-система, нужно минимум 23 минуты активного мышления над проблемой. А среднее время потребления и просматривания одной единицы контента — пять секунд. Именно поэтому огромную популярность обрели короткие видео с музыкой.
Вспомните, как ведут себя маленькие дети, которые хотят что-то получить от родителей. У них в мозге происходит колоссальный объем работы. Дети стараются найти нестандартные ходы для того, чтобы получить желаемое. Они анализируют поведение родителей, мимику и т.д. Все это происходит потому, что их дефолт-система работает, а не ущемлена центральной исполнительной системой. Ведь маленькие дети не тратят свое время на просмотр новостей в социальных сетях.
Цели, которые ставит перед собой человек, диктуются тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Так как дефолт-система перестает работать, человек не сможет сам себя мотивировать и сам ставить перед собой цели.
Мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Нужно понимать — изменения в коммуникациях приводят к цифровому аутизму, снижению эмоционального интеллекта, увеличению цифровой зависимости.
Как распознать у себя признаки цифрового аутизма?
• При общении с кем-то вы просматриваете ленту социальных сетей.
• Вам проще общаться в мессенджерах, чем в жизни.
• Вас постоянно тянет проверить социальные сети.
• Проводите больше четырех часов в день в цифровом пространстве.
Если вы согласны с приведенными утверждениями, то вам нужно соблюдать следующие правила цифровой гигиены, чтобы полностью не утратить способность к мышлению и межличностному взаимодействию в жизни.
• Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых проводите больше всего времени.
• Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк.
• Проверяйте почту систематически, а не спонтанно.
• Найдите для этого специальное время.
• Убирайте телефон за 1 час до сна и 1 час после пробуждения.
Общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас. И не доставайте в это время телефон, это неприлично, в конце концов. Здоровайтесь и разговаривайте с людьми. Переживайте за других. Ставьте себя на чужое место. Смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифрового аутизма.
Как выявить и вылечить современное детское заболевание «виртуальный аутизм».
Новые исследования показали, что большинство детей, проводящие слишком много времени перед экранами телевизоров, ноутбуков, планшетов имеют симптомы, специфические для аутизма. Явление описывается как «виртуальный аутизм» или аутизм, вызванный электронными экранами, и был так назван психологом Мариусом Замфиром.
«Я назвал его аутизмом, поскольку он имеет симптомы, специфические для детей с аутизмом. Полностью идентичные симптомы. Практически невозможно провести дифференцированный диагноз и выявить есть или нет у него виртуальный или классический аутизм, потому что симптомы являются совершенно идентичные. Симптомами аутизма являются — отсутствие социальной взаимности, отсутствие зрительного контакта, отсутствие языкового развития, отсутствие игры и особенно социальной игры, роли, в которой ребенок притворяется кем-то или совершает какое-либо действие и стереотипные и повторяющиеся игры», — заявил на пресс-конференции Мариус Замфир, психолог и координатор Центра для детей с аутизмом.
В данном контексте Центр для детей с аутизмом запустил компанию «Стоп виртуальному аутизму», целью которой является повышение осведомленности о тяжелых случаях, наступивщих в результате просмотра телевизора детьми в возрасте от 0 до 2 лет.
Психолог объяснил, что это растущее явление, и что в 90% случаях родители признали, что малыши проводят по 4-5 часов в день перед телевизором. Частота заболеваний составляет 80% мальчиков.
«Это явление, которое я наблюдаю более чем в 90% новых случаях. Я почти никогда не встречал родителей, которые мне звонили из-за проблем с ребенком, первый вопрос состоял в том, сколько ребенок находился в виртуальной среде в возрасте 0-2 года. В более чем 90% случаев родители мне отвечали, что более 4-5 часов.
Телевизор может быть запускающим механизмом или отягчающим фактором. Различие между классическим и виртуальным аутизмом заключается в том, что в первом случае мы говорим о деструкции и неврологическом недоразвитии, вызванными биологическими факторами. В общем, деструкция является необратимой, в данных зонах больше не образуется синапсы, в нашем случае речь идет о нестимуляции, надлежащем развитии нейронных областей, поэтому ребенок быстро восстанавливается», — пояснил Замфир.
Статистики Центра по контролю заболеваний показывают, что:
В 1975 году у 1-го из 5000 детей был диагностирован аутизм.
В 2005 году у 1-го из 500 детей был диагностирован аутизм.
В 2014 году у 1-го из 68 детей диагностирован аутизм.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Казалось, много информации – это хорошо. Мы станем умнее и успешнее. Но почему-то денег и ума больше так и не стало, а вот друзей и живого общения заметно уменьшилось. Ученые все чаще говорят о вреде технологий, в частности, цифровом аутизме как одном из серьезных современных последствий повальной информатизации.
Цифровой аутизм начинается с выбора между живым общением и виртуальным в пользу последнего
Что такое цифровой аутизм?
Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки.
Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей (62 ребёнка) и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили – общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме – потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий.
У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир.
Взрослый цифровой аутизм
Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети. Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие – появлению аутистических признаков.
Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни
Как проявляется цифровой аутизм?
Если вы в любой непонятной и понятной ситуации «сидите» в телефоне и скролите ленту, – это повод задуматься и проверить себя на признаки цифрового аутиста.
И, кроме того, если вам:
Если на большинство этих утверждений вы ответили утвердительно, то внимание – вы попали в цифровой капкан.
Последствия цифровой зависимости
К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет. Каждый день мы находим этому новые доказательства: в автобусе, в магазине, на работе. Тренингов по повышению эффективности становится все больше, а умных людей – все меньше.
Потому что, теряя какой-то навык, мы теряем часть активных нейронов.
«Мышление не делится на социальное и математическое, например. Всё куда проще: наш корковый сервер или обучен делать сложные вещи, или нет».
Что происходит с мозгом, если мы перестаем совершать какую-либо мыслительную операцию? Импульс не переходит от нейрона к нейрону, а связь между ними разрушается раз и навсегда. Мы не просто теряем навык, мы теряем те самые нервные клетки, которые обеспечивали нам этот навык.
Если мы разучились общаться друг с другом, то часть нейронов в голове у нас безвозвратно исчезла. Можем ли мы при этом эффективно мыслить?
Младенцы в этом плане гораздо умнее нас. Как ребенок добивается своего? Он проводит невероятную мыслительную работу: всматривается в лицо мамы, анализирует ее настроение, устанавливает с ней зрительный контакт и всеми способами убеждает ее взять его на ручки – он гукает, улыбается, кряхтит. Если ничего не помогает, он прибегает к безотказному методу – крику и рыданиями. Шах и мат. Он на руках и уже безмятежно улыбается. «Манипуляция», – подумаете вы. «Мышление», – ответим мы. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами? Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения?
Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии.
Второе последствие аутизма – добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения. Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом». За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение.
«Поглощённые светом», художницы Гали Мэй Лукас и Каролин Хинц
Как не стать цифровым аутистом
Известный факт, что Стив Джобс не разрешал своим детям пользоваться айпадом. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей.
Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила?
Цифровые технологии – это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального – есть человек. Общаться с ним, конечно, тяжело, но это отличный тренажёр для нашего мышления.
О цифровом аутизме и цифровом слабоумии
Новости о смартфонах – одни из рейтинговых. Особенно они волнуют родителей, если заходит речь о телефонах детей. Почему телефономания нарушает учебный процесс? Чем она опасна в глобальном масштабе? В видеосюжете отвечает психотерапевт Андрей Курпатов.
Эксперт Сбербанка российский психотерапевт Андрей Курпатов, выступая перед законотворцами, сделал неутешительные выводы о состоянии современного мира и перспективах воспитания и образования в нём.
Его всерьез тревожат падение уровня креативности школьников, их образованности, воспитанности и эмпатии:
“… Пугает пучина цифрового слабоумия, в которую погружаются наши дети… Физическое использование телефона делает нас асоциальными людьми… Мозг развивается в неестественной среде…”
Для всех, для кого эта тема – наболевшая, видео с подробным высказыванием Андрея Курпатова. Автор убедительно говорит об угрозах цифровой зависимости для детей и взрослых.
Дети почти не видят ценности в человеке, не интересуются его внутренним миром. А ведь мы учимся у тех, кто представляет для нас авторитет… Цифровая зависимость порождает соглашательство, агрессию, недоверие к другим людям…
“Мы деградируем. У мозга нет времени, чтобы сосредоточиться на творчестве…”
Выводы Курпатова не голословны – они основаны на исследованиях, статистике, практике нейрофизиологов, психиатров, педагогов, а также его личных наблюдениях и научных изысканиях. А что происходит в школе?
Вон с урока!
Одно из последних нововведений в образовании коснулось запрета использования мобильников в учебной деятельности. Отныне и до 2027 года применять личные гаджеты во время уроков школьникам категорически запрещено.
Теперь ученики российских школ не имеют права входить в свои мобильные устройства на занятиях, чтобы, например, пользоваться калькулятором, освежать в памяти текст произведения или правила по русскому языку. Не дают законного повода сверяться с мобильным интернетом и другие учебные потребности учащихся.
И вроде бы всё правильно. Родители и учителя довольны: меньше нагрузка на зрение и психику школяров, нормы САНПИНа соблюдены. Но в этом ли основная проблема давнего противодействия, тире – острого конфликта: школа – детские гаджеты? Кажется, чиновники от образования продумали не всё.
По мнению педагогов, школьная беда со смартфонами – вовсе не в пользовании мобильниками на уроках.
Проблема – совсем в другом: физическое присутствие гаджетов на партах мешает продуктивному учебному процессу. Дети поминутно отвлекаются, а иногда и откровенно, не скрывая, «сидят в телефонах» в урочное время.
Борьба с телефонами – это не по программе!
Многие учителя жалуются на то, что вместо своей прямой задачи – освоения школьной программы – занимаются посторонними вещами: ведут войну с телефономанией. Пол урока уходит на то, чтобы уговорить класс отложить в сторону электронные устройства и погрузиться в тему и задания.
Если телефон выпадает из поля зрения учащегося, он испытывает состояние дискомфорта, нервозность, у многих подростков доходящую до панической атаки.
Внимание детей рассредоточено, им трудно сконцентрироваться, они избегают любой деятельности, где надо прикладывать интеллектуальные усилия.
Игры и соцсети занимают всё их свободное время без остатка. Насаждаемый культ развлечений переходит мыслимые границы. «Тик-ток – это классно, учёба – это отстой», – вот девиз подавляющего большинства российских подростков.
Заниматься чем-то сложным, малоприятным, рутинным (школьными заданиями) абсолютно нет мотивации. Сосредоточиться на учебе всё сложнее. Что делать педагогам?
Идти на компромиссы – то есть применять больше интерактива – значит, неизбежно переводить учебу в разряд веселого и развлекательного приключения – а значит, осознанно снижать планку – отучать ребёнка напрягаться, преодолевать трудности, развиваться нравственно и интеллектуально.
«Работайте лучше. Разрабатывайте новые методики, ищите подходы к детям!», – авторитетно заявляют чиновники от образования.
Между тем, понятно: какие бы усилия не предпринимались взрослыми образованными людьми, учителями, но компьютерная игра с ее динамикой, живой подвижной картинкой, объемным звуком будет интереснее и привлекательнее любого урока – самого интерактивного.
И идти на поводу у подростковых желаний развлекаться лучше, больше, веселее – в корне неверно. Так педагог из авторитетного человека, направляющего процесс добровольного и творческого присвоения знаний учеником, неизбежно превращается в жалкого паяца – в шоумена, старающегося любой ценой удержать драгоценное внимание ребёнка.
Смартфоны и школа: почему культ развлечений делает нормальную учебу невозможной?
Можно ли «вернуть» учителей из униженных и оскорбленных обратно – превратить их по мановению палочки в значимых и уважаемых? Вернуть не только ради восстановления достоинства профессии, но и ради эффективности образования как такового? Похоже, для этого потребуются серьезные и взвешенные административные и правительственные решения.
…Но пока продолжается скатывание в пропасть компромиссной «развлекухи» – завлекательного «танца» перед учеником… Стыдно, унизительно, нет слов.
Можно ли спрятаться от влияния цифровой эпохи на наше сознание? Есть ли решения у этой проблемы? Конечно, есть. Их не может не быть. Ждем ваших откликов и идей.
Цифровой аутизм. Как гаджеты лишают детей эмоций 16 апреля 2021, 18:35
Детский невропатолог Константин Пушкарев в эфире проекта I-BALAQAI поделился своими мыслями на тему цифрового аутизма. Эксперт рассказал о том, что такое цифровой аутизм и как с ним бороться. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Апрель – всемирный месяц информирования об аутизме. Ежегодно в апреле проходят акции и информационно-просветительские кампании в помощь людям с расстройствами аутистического спектра.
Что такое аутизм?
Аутизм – это особенность развития, связанная с нарушением работы мозга. Простыми словами, это состояние, включающее в себя две группы симптомов:
а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия;
б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей, а также особенности обработки сенсорной информации.
Но чем отличается цифровой аутизм от «классического»?
Гость эфира Константин Пушкарев считает, что цифровой аутизм – это новая, еще не исследованная форма нарушения мозга.
По словам эксперта, развитие цифрового аутизма берет начало с момента формирования речи и напрямую связано с кишечником.
При чем тут кишечник?
Спикер также говорит о том, что тектоника мозга нарушается тогда, когда родитель дает ребенку планшет во время приема пищи.
Бытует мнение и есть целый ряд исследований, в которых отмечают, что аутизм – это болезнь гениев. Так ли это? И всегда ли это настолько страшно?
По словам эксперта, аутизм имеет 98 видов и сказать точно никто не может.
Как развивается цифровой аутизм и с чем связан его прирост?
Константин отмечает, что принцип аутизма: «не вижу – не слышу – не говорю».
Первый момент. Ребенок смотрит телевизор, констатируя диалог в нем, он пытается сказать что-то, среагировать, словно заявляя: “Вот он я, посмотрите на меня“. Но, осознавая, что на него не обращают внимания, он перестает это делать.
Второй момент – зрительный контакт и сами персонажи.
«Раньше в мультфильмах были красочные и живые персонажи. Сейчас фигуры непонятные: то ли это человек, то ли животное, то ли материя непонятная. Дети понимают: зачем смотреть в глаза, если глаз как таковых нет?»
Третий момент – когда мозг перестает реагировать на имя. Спикер делится, что детский мозг может не воспринимать систему «имя – команда». Поэтому советует говорить ребенку или команду – то, что вы хотите от него получить, или предмет. И обязательно в обращении подключать имя.
В ответ на вопрос «Как обстоят дела с детьми, которые год отучились в карантинном режиме?» эксперт отмечает большое влияние изолированной среды на трансформацию личности ребенка.
5 основных принципов воспитания здорового человека по рекомендации эксперта:
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM и во «ВКонтакте».
Выражаем благодарность компании RTS Decaux за предоставление локации для съемки программы.