цифровое реинвестирование что это

Российская IT-сфера получила поддержку государства. Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?

Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Квантовый скачок

Результаты исследования, подготовленного АНО «Диалог», показывают, что в мировом рейтинге цифровизации Россия находится на 27 месте. При составлении рейтинга эксперты учитывали общий уровень развития технологий в стране, в том числе то, сколько жителей пользуются интернетом, и то, есть ли в ней мобильный и широкополосной интернет. Лидером рейтинга оказалась Япония, но зато по указанным показателям Россия обогнала такие государства, как Китай, Швейцария и Австралия. Одним из условий высокого места в рейтинге стало наличие онлайн-представительств различных государственных ведомств. В России они не только существуют, но и активно используются.

цифровое реинвестирование что это. preview 9accefafd7a11765bfce43422e0c2a97. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-preview 9accefafd7a11765bfce43422e0c2a97. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка preview 9accefafd7a11765bfce43422e0c2a97. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Разработка программного обеспечения для обеспечения видеоконференцсвязи и совместной работы в компании Trueconf

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

В Минцифры рассказали «Ленте.ру», что только за первое полугодие 2021 года россияне в электронном формате 54,2 миллиона раз записались на прием к врачу и 14,2 миллиона раз — на вакцинацию от COVID-19. Почти шесть миллионов жителей страны записали детей в сад через интернет, 3,7 миллиона россиян воспользовались онлайн-регистрацией транспортных средств, а 14,8 миллиона жителей страны обратились за извещением о состоянии лицевого счета Пенсионного фонда. Кроме того, около 14 миллионов человек воспользовались сервисом, позволяющим получить автоматическое информирование о социальных услугах — для этого им не понадобилось подавать бумаги или документы.

Глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев называет всеобщую доступность современных цифровых сервисов миссией ведомства. Он уточняет, что в понятие «цифровые сервисы» входит многое, в том числе доступность интернета, госуслуги и социальные сети.

Все электронные «блага» и виртуальные сервисы — это лишь вершина цифрового айсберга. Для того чтобы они могли существовать, необходима огромная подготовительная работа, требующая больших затрат: площадки, софт, усилия десятков тысяч специалистов. Сильная IT-инфраструктура — это ключевое условие работы системы, поэтому усиленная поддержка цифровой сферы стала одним из ключевых трендов последних лет. К примеру, в прошлом году российское правительство ввело специальные налоговые послабления для IT, одобрило систему грантов на развитие ряда технологий, а также утвердило перечь условий, при выполнении которых компании смогут получить субсидии на ускоренное развитие цифровых проектов.

Принятый тогда так называемый первый пакет мер, призванных помочь отрасли, позволил отечественным компаниям не только неплохо сэкономить, но и получить существенные регуляторные преференции в конце 2020 года.

Программа уже дала и другие плоды: десятки миллиардов рублей, сэкономленные на налоговых выплатах, были вложены в развитие компаний. Эксперты считают, что такие решения вдохнули в отрасль новую жизнь. «Что касается первого пакета мер налоговой поддержки IT-отрасли, то, безусловно, его реализация придала дополнительный импульс развитию IT-индустрии, качественному преобразованию отдельных сегментов экономики и социальной сферы», — считает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

цифровое реинвестирование что это. preview 4cfe97c4e783c81821698b67fdb3d875. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-preview 4cfe97c4e783c81821698b67fdb3d875. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка preview 4cfe97c4e783c81821698b67fdb3d875. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Годовое собрание Ассоциации «Отечественный софт» в Москве

Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

По его мнению, второй пакет мер поддержки IT-отрасли, который правительство утвердило в сентябре, продолжит начатый государством курс на ускоренное развитие отечественной цифровой индустрии. В общей сложности во второй пакет вошли 62 меры, которые, как утверждают их создатели, позволят создать более благоприятные условия для российских компаний-разработчиков программных решений.

Шадаев: фундамент для IT не должен быть хлипким

В новый пакет мер, призванных помочь IT-индустрии, вошли девять направлений работы. Меры поддержки коснутся электронных сервисов, информационной безопасности, образования, кадровой подготовки, искусственного интеллекта и других сфер. Однако в первую очередь речь идет о поддержке отечественного предпринимательства в IT-сфере и создании равных условий работы для иностранных и отечественных компаний. В то же время в Минцифры добавляют, что считают изменение государственных сервисов приоритетным. Шадаев отмечает, что сервисы должны работать на дешевой, доступной и современной инфраструктуре, — в то время как нынешний фундамент цифровых технологий он образно называет «хлипким».

Отечественные цифровые решения — программное обеспечение и оборудование — активно внедряют уже сегодня. Эксперты отмечают, что они обладают высоким потенциалом и хорошей конкурентоспособностью не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин уточнил, что отечественные продукты, как правило, более доступны, экономичны и удобны в сервисе по сравнению с зарубежными. При этом они, очевидно, имеют довольно высокий уровень безопасности и минимальный риск утечек — так как данные российских разработчиков хранятся на территории страны. «Уже сейчас мы видим, как на отечественное программное обеспечение переходят все больше учреждений в госсекторе, промышленности, медицине, образовании и других важных отраслях экономики страны. Это правильный политический курс, который позволит стране полностью перейти на собственные, импортонезависимые решения, что в перспективе будет способствовать достижению цифрового суверенитета», — подчеркнул Лашин.

цифровое реинвестирование что это. preview 3d26d2fcbb1361ee22010d658f1abcfc. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-preview 3d26d2fcbb1361ee22010d658f1abcfc. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка preview 3d26d2fcbb1361ee22010d658f1abcfc. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Тестирование системы Face Pay для оплаты проезда запустили на Филевской линии Московского метрополитена

Пакет мер, принятых российскими властями, также касается поддержки онлайн-образования и электронных медицинских сервисов. Большинство инициатив предполагается реализовать уже к концу 2021 года: разработать правовую базу для дистанционной продажи лекарственных препаратов и цифровых медицинских рецептов, сформулировать стандарты для перехода школ на отечественное программное обеспечение, подготовить программы повышения квалификации и обучения педагогов и многое другое. Нововведения касаются и поддержки российских производителей продуктов, и развития новых технологий, в том числе искусственного интеллекта. Так, к декабрю 2021-го планируется сформулировать требования по использованию интернета вещей (то есть сети передачи данных между объектами) во многих сферах, в том числе ЖКХ. Помимо этого, планируется финансировать создание отечественных цифровых платформ и цифровых решений для бюджетных организаций.

Наиболее ожидаемой и эффективной, на наш взгляд, мерой станет разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования по преимущественному использованию отечественного ПО и ПАК (программно-аппаратных комплексов) на объектах КИИ, включая процедуру и сроки импортозамещения: до 2023 года — для ПО, до 2024-го — для оборудования. Также дискуссии шли вокруг обсуждения инвестиционного налогового вычета на прибыль для компаний, которые внедрят отечественное ПО или оборудование. Мы считаем, что эта мера станет эффективной при условии, если российские IT-компании будут вкладывать значительные финансовые ресурсы в собственное развитие. Кроме того, будут полезны меры, направленные на стимулирование перехода школ на российское ПО (мессенджеры, почта, ВКС, офисное программное обеспечение, операционные системы), а также введение требований по обязательному использованию российского ПО при взаимодействии с учащимися и их родителями. Это позволит продолжить начатый в стране курс на импортозамещение и поддержать отечественных разработчиков

Реакционный вопрос

По данным Минцифры, абсолютное большинство регионов России демонстрирует средний и высокий уровень «цифровой зрелости». Многие жители страны в целом адаптировались к новым цифровым реалиям: к примеру, буквально через несколько часов после того, как в приложении «Госуслуги.Авто» появилась возможность использовать электронные свидетельства о регистрации транспорта (СТС), программа возглавила рейтинг бесплатных приложений AppStore. Немалую роль в вопросе популярности электронных государственных сервисов и так называемых «суперсервисов» (то есть комплексных пакетов госуслуг, связанных с той или иной жизненной ситуацией) играет их доступность: к примеру, многие из тех, кто пользуется уведомлениями о штрафах за нарушение правил дорожного движения и возможностью их обжаловать, называют сервис понятным и удобным. Предполагается, что с 2022 года каждый этап в жизни человека можно будет «вести» электронно — специальными пакетами госуслуг можно будет пользоваться буквально от рождения ребенка до пенсионных выплат или кончины человека.

цифровое реинвестирование что это. preview a7e9e608ab7387e173103f092e88a69b. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-preview a7e9e608ab7387e173103f092e88a69b. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка preview a7e9e608ab7387e173103f092e88a69b. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Общеобразовательная «Цифровая школа»

Фото: Владимир Новиков / пресс-служба мэра и правительства города / АГН «Москва»

Однако в действительности не все россияне приспособились к высоким темпам развития. По словам генерального директора АНО «Диалог» Алексея Гореславского, он ежедневно наблюдает неготовность общества к высоким темпам цифровизации и видит проблемы ее восприятия. «Цифровой скачок приводит к возникновению кризисов в разных сферах, поэтому мы решили изучить этот феномен, посмотреть на опыт других стран и выработать методику для определения барьеров цифровой трансформации на уровне общества», — рассказывал Гореславский.

По его словам, смысл такого индекса готовности к цифровизации состоит в том, чтобы оценить текущий уровень развития цифровизации, и в том, как воспринимают его граждане конкретной страны. Благодаря этому можно будет создавать рейтинги цифровизации не только по объективным показателям или данным статистики, но и учитывая то, как цифровые продукты принимают и используют в обществе, доверяют ли люди цифровой трансформации в целом.

Глава «Диалога» также уточнил, что имеющиеся результаты индекса подтверждают необходимость серьезно заниматься цифровым просвещением и повышением уровня цифровой грамотности — не только в России, но и на международном уровне. Об этом в последние годы говорит большинство специалистов — от отечественных общественных организаций до мировых представителей большого бизнеса.

Источник

Мировой финансовый кризис: размышления, выводы, идеи. Коллекция публикаций по теме «экономический кризис»

Цифровая экономика: 4 фактора роста

цифровое реинвестирование что это. 317. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-317. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 317. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».Доля цифровой экономики в ВВП России может достичь 5,6% к 2021 г., преимущественно за счет цифровизации отраслей, сообщается в отчете консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG).

В 2016-17 гг. показатели развития цифровой экономики в России демонстрируют сдержанную динамику. Доля цифровой экономики в ВВП в 2016 г. вернулась к росту после снижения в 2015 г. и сегодня составляет 2% (что на 10% выше значения 2015 г.). Вклад цифровой экономики в ВВП вырос с 1,5 трлн руб. в 2015 г. до 1,7 трлн руб. в 2016. Среднегодовой долларовый рост в 2010-2016 гг. составил 4,8%, что все еще ниже среднегодовых темпов роста цифровой экономики в странах-лидерах (Скандинавия – 6-7%, США и Великобритания – 8-9%), и значительно ниже, чем в догоняющих (Китай – свыше 20%).

«Для решения масштабных задач цифровой повестки России нужно задействовать все четыре инструмента новой экономики: это «цифровая приватизация», «цифровой скачок», «самоцифровизация» и «цифровое реинвестирование», — отметил Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия. — Такой подход позволит лучше структурировать инициативы и обеспечит ускоренный выход экономики страны на конкурентоспособную устойчивую траекторию. При этом добавленная стоимость, по нашим оценкам, составит 5-7 трлн руб. в год, а доля цифровой экономики в ВВП достигнет 5,6% к 2021 году, преимущественно за счет цифровизации отраслей».

Как всегда при больших трансформациях, следующий шаг, наиболее сложный и широкий, – это создание механизмов операционного управления повестки, жизнеспособной и эффективной. Именно поэтому представляется актуальным обсудить опыт других стран и тех инструментов, с помощью которых они обеспечивают условия для успеха цифровизации. На основе опыта передовых «цифровых» стран (таких как Дания, Сингапур, Южная Корея, Германия, США) и очень быстро развивающихся в цифровизации (таких как Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия), BCG выделяют четыре категории инструментов структурирования.

Применяя линзу «скачка» к ситуации в современной России, справедливо будет сказать, что для достижения наибольшего эффекта следует делать упор на развитие тех технологий, в которых у России есть исторически сильные компетенции. Так, в прошлогоднем докладе BCG были приведены примеры конкурентоспособных проектов в ИТ-отрасли: «Лаборатория Касперского», Parallels, Acronis. Вложение в те технологии, где уже есть конкурентное преимущество, или смежные с ними, принесут лучшие результаты по сравнению с развитием «с нуля».

Очевидно, что сегодня в России есть значительный потенциал создания стоимости и за счет «цифровой приватизации». К отраслям, где цифровизация позволит кардинально снизить существующие области неэффективности, относятся транспортно-логистическая отрасль, ЖКХ, коммунальная инфраструктура, здравоохранение, образование и другие. Так, например, в тепловых и электрических сетях устранение неэффективностей позволит сэкономить порядка 400 млрд руб. Оценка потенциала повышения эффективности и снижения потерь в ЖКХ за счет цифровых инициатив составляет не менее 300 млрд руб. в год.

Самоцифровизация охватывает весь спектр сервисов G2G, G2B, G2C. Каждый из сегментов нацелен на упрощение взаимодействия с государством: внутреннего взаимодействия госструктур – G2G, с гражданами – G2C, с бизнесом – G2B. По верхнеуровневым оценкам, цифровизация государственных услуг для бизнеса в России позволит достичь экономического эффекта в 5,7 трлн руб. к 2019 г.

Уже в 2010 г. Китай анонсировал приоритетное развитие технологий интернета вещей (IoT – Internet of Things) и начал проработку поддерживающих инициатив. Были выпущены стратегии «Made in China 2025» и «Internet+», определившие новый вектор экономического развития страны, в котором особая роль отводится цифровым технологиям как основному драйверу качественного преобразования каждой из отраслей экономики.

В Китае реализуются системные инструменты государственной поддержки, направленные на развитие технологий интернета вещей: налоговое регулирование, государственное финансирование, разработка единых стандартов, реализация пилотных проектов. К примеру, предприятия отрасли высоких технологий облагаются налогом на прибыль по льготной ставке (15% против стандартной 25%), а разработчики программного обеспечения освобождаются от налога на прибыль на два года и выплачивают 50% налоговых обязательств в последующие три года.

Источник

Четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике

Доля цифровой экономики в ВВП России может достичь 5,6% к 2021 г., преимущественно за счет цифровизации отраслей, сообщается в отчете консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG).

В 2016-17 гг. показатели развития цифровой экономики в России демонстрируют сдержанную динамику. Доля цифровой экономики в ВВП в 2016 г. вернулась к росту после снижения в 2015 г. и сегодня составляет 2% (что на 10% выше значения 2015 г.). Вклад цифровой экономики в ВВП вырос с 1,5 трлн руб. в 2015 г. до 1,7 трлн руб. в 2016. Среднегодовой долларовый рост в 2010-2016 гг. составил 4,8%, что все еще ниже среднегодовых темпов роста цифровой экономики в странах-лидерах (Скандинавия – 6-7%, США и Великобритания – 8-9%), и значительно ниже, чем в догоняющих (Китай – свыше 20%).

Как всегда при больших трансформациях, следующий шаг, наиболее сложный и широкий, – это создание механизмов операционного управления повестки, жизнеспособной и эффективной. Именно поэтому представляется актуальным обсудить опыт других стран и тех инструментов, с помощью которых они обеспечивают условия для успеха цифровизации. На основе опыта передовых «цифровых» стран (таких как Дания, Сингапур, Южная Корея, Германия, США) и очень быстро развивающихся в цифровизации (таких как Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия), BCG выделяют четыре категории инструментов структурирования.

Наконец, «цифровое реинвестирование». В результате реализации первых трех задач ожидается значительное наращивание добавленной стоимости, сокращение транзакционных издержек и значительные межотраслевые эффекты. Государство принимает на себя роль инвестора, который вкладывается в стратегические направления: образование и переквалификацию кадров, инфраструктуру, здравоохранение – инициативы, направленные на повышение качества жизни и создание долгосрочного фундамента для дальнейшего развития цифровой экономики.

Применяя линзу «скачка» к ситуации в современной России, справедливо будет сказать, что для достижения наибольшего эффекта следует делать упор на развитие тех технологий, в которых у России есть исторически сильные компетенции. Так, в прошлогоднем докладе BCG были приведены примеры конкурентоспособных проектов в ИТ-отрасли: «Лаборатория Касперского», Parallels, Acronis. Вложение в те технологии, где уже есть конкурентное преимущество, или смежные с ними, принесут лучшие результаты по сравнению с развитием «с нуля».

Очевидно, что сегодня в России есть значительный потенциал создания стоимости и за счет «цифровой приватизации». К отраслям, где цифровизация позволит кардинально снизить существующие области неэффективности, относятся транспортно-логистическая отрасль, ЖКХ, коммунальная инфраструктура, здравоохранение, образование и другие. Так, например, в тепловых и электрических сетях устранение неэффективностей позволит сэкономить порядка 400 млрд руб. Оценка потенциала повышения эффективности и снижения потерь в ЖКХ за счет цифровых инициатив составляет не менее 300 млрд руб. в год.

Самоцифровизация охватывает весь спектр сервисов G2G, G2B, G2C. Каждый из сегментов нацелен на упрощение взаимодействия с государством: внутреннего взаимодействия госструктур – G2G, с гражданами – G2C, с бизнесом – G2B. По верхнеуровневым оценкам, цифровизация государственных услуг для бизнеса в России позволит достичь экономического эффекта в 5,7 трлн руб. к 2019 г.

Уже в 2010 г. Китай анонсировал приоритетное развитие технологий интернета вещей (IoT – Internet of Things) и начал проработку поддерживающих инициатив. Были выпущены стратегии «Made in China 2025» и «Internet+», определившие новый вектор экономического развития страны, в котором особая роль отводится цифровым технологиям как основному драйверу качественного преобразования каждой из отраслей экономики.

В Китае реализуются системные инструменты государственной поддержки, направленные на развитие технологий интернета вещей: налоговое регулирование, государственное финансирование, разработка единых стандартов, реализация пилотных проектов. К примеру, предприятия отрасли высоких технологий облагаются налогом на прибыль по льготной ставке (15% против стандартной 25%), а разработчики программного обеспечения освобождаются от налога на прибыль на два года и выплачивают 50% налоговых обязательств в последующие три года.

Источник

Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего

цифровое реинвестирование что это. 756224680614066. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-756224680614066. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 756224680614066. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Об экспертах: команда консалтинговой фирмы UXSSR.

По итогам первого полугодия 2020 года только 11% российского бизнеса отличается высоким уровнем цифровизации. Общий индекс цифровизации составляет 50 пунктов из 100.

На диаграмме, созданной по результатам опроса KMDA в 2020 году, показаны уровни развития цифровой инфраструктуры компаний в России:

цифровое реинвестирование что это. 756224679755442. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-756224679755442. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 756224679755442. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Как видно из этой диаграммы, 83% российских бизнесов находятся на первой-второй стадии цифровизации. Это значит, что у них нет CRM-системы, организованного сбора и анализа данных, возможности анализировать свою аудиторию и ее нужды. А значит, они не могут развиваться настолько быстро, чтобы успевать за меняющимся миром.

Первый уровень цифровизации

Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.

После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:

цифровое реинвестирование что это. 755674243408143. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-755674243408143. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 755674243408143. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Второй уровень цифровизации

После того, как вы начали уверенно себя чувствовать на первом уровне, пора переходить на второй. С этим вам поможет установка CRM, ERP и правильный сбор и анализ данных.

По данным Росстата, уровень проникновения CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентом — в России в 2019 году составлял всего 15,7%. С учетом пандемии и перехода большинства компаний на удаленку этот показатель несомненно продолжит рост. Пока нет четких цифр использования CRM в 2020 и 2021 годах, однако уже известно, что за 2020 год в России было продано лицензий на ₽5 млрд, а объем рынка внедрения составил от ₽10 млрд до ₽20 млрд.

Пока многие финансисты и аналитики говорят о тренде на использование CRM, малый бизнес не спешит внедрять эти системы из-за ряда причин:

Получается замкнутый круг — на втором уровне цифровизации находится малый бизнес, в котором отсутствуют автоматизированные механизмы сбора и анализа данных вроде CRM-систем. Чтобы перейти на следующие уровни и расширяться, им необходимо внедрить эти инструменты. Но из-за указанных причин они отказываются это делать и остаются на низших уровнях цифровизации.

цифровое реинвестирование что это. 755851470546691. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-755851470546691. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 755851470546691. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

При этом польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Эти механизмы помогают компаниям правильно собирать и анализировать данные, то есть изучить своих потребителей и их потребности, а также ключевые показатели своего бизнеса. На основе этих данных они могут расширяться и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.

Третий уровень цифровизации

Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.

Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.

Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.

Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.

цифровое реинвестирование что это. 755990415983867. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-755990415983867. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 755990415983867. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.

Четвертый уровень цифровизации

Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.

Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.

С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от погоды и других факторов, оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.

цифровое реинвестирование что это. 755905196545698. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-755905196545698. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 755905196545698. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

«Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами. Исходя из аналитического отчета KMDA, посвященного цифровой трансформации, только 3% компаний сейчас используют такие инструменты», — подчеркивают эксперты консалтинговой фирмы UXSSR.

Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее — не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.

Пятый уровень цифровизации

За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь — это использование открытых цифровых интерфейсов (API).

Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.

Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.

Подобрать примеры компани для первых четырех уровней несложно, но на пятом уровне цифровизации находится не так много российских бизнесов. Среди них можно выделить X5 Retail Group.

цифровое реинвестирование что это. 756081449868635. цифровое реинвестирование что это фото. цифровое реинвестирование что это-756081449868635. картинка цифровое реинвестирование что это. картинка 756081449868635. Сегодня россияне могут всего за несколько минут успеть перевести деньги на карту родственнику или другу, передать показания счетчиков воды, оплатить электроэнергию, узнать задолженности по налогам, подать заявление в ЗАГС и сделать множество других дел, каждое из которых еще несколько лет назад заняло бы несколько часов, а то и целый рабочий день. Цифровизация в России достигла огромных масштабов. Электронные сервисы облегчили будни жителей и избавили многих от необходимости тратить время на бюрократические процессы — и сейчас уже кажется, что так было всегда. Цифровизацию официально называют одним из основных векторов развития и глобальным трендом, — но что это на самом деле значит в современных реалиях? Какое место занимает Россия в глобальном контексте мирового цифрового пространства и что дальше ждет жителей страны, начавших решать ежедневные проблемы в виртуальном пространстве, — разбиралась «Лента.ру».

Почему мы считаем, что Х5 находится на пятом уровне цифровизации?

Открытые цифровые интерфейсы. В 2020 году поставщики Х5 получили возможность загружать данные о товарах онлайн по API. Теперь зарегистрированные пользователи площадки смогут установить себе софт одного из контент-провайдеров и передавать через него данные о своих товарах сразу в систему X5.

Прозрачное взаимодействие с поставщиками. Сеть «Перекресток» разработала и внедрила сквозную систему управления жизненным циклом товаров Product Lifecycle Management (PLMX). PLMX позволит сократить срок запуска новых СТМ-товаров (собственной торговой марки. — РБК Тренды) на 38%. С ее помощью можно управлять запуском новых СТМ-товаров в течение всего их жизненного цикла: от момента формирования идеи по товару и проработки его деталей до попадания на полку супермаркета и сбора аналитики по продажам.

Удобное взаимодействие с клиентом. X5 Retail Group запускают новый продукт — подписку на различные сервисы по типу «Сбер Прайм» и «Яндекс Плюс». В рамках сервиса подписки компания планирует сделать персональные скидки в сетях «Пятерочка», «Перекресток», онлайн-сервисе «Перекресток Впрок», доставках «Быстро» и «Около» до 10%. Кроме того, компания хочет привлечь партнеров, например, химчистки, и предоставить скидки на их услуги.

Выводы

Цифровая трансформация уже происходит, хотите вы этого или нет. И именно она определяет будущее вашей компании и ваши взаимоотношения с клиентами.

Но даже цифровым гигантам на пятом уровне нельзя расслабляться, потому что технологии развиваются очень быстро, а с ними растут и потребности клиентов.

Также стоит отметить, что уже довольно скоро появятся шестой и седьмой уровни цифровизации.

Есть и хорошие новости — чтобы внедрить инновации у себя, не обязательно быть цифровым гигантом. Многие функции можно отдать на аутсорсинг. Но для этого важно понимать:

Среди приоритетных направлений цифровизации мы выделяем следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *