цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это

Что такое цифровая трансформация?

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 755673395453488. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-755673395453488. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 755673395453488. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?

Цифровая трансформация – это только про бизнес?

Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.

Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.

Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?

С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.

Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.

Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?

Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.

С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.

Какими компетенциями должен обладать менеджер?

Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.

Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.

Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?

Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.

Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.

А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.

Почему цифровая трансформация может провалиться?

Как узнать больше о цифровой трансформации?

Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.

Также рекомендуем прочитать следующие книги:

«Как работает Google», Эрик Шмидт

«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм

«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд

«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,

«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг

Источник

В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.

Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.

Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.

С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?

Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.

В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:

С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.

19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.

Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.

Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.

Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.

Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.

Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.

В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.

Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.

За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.

Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:

Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.

Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!

Источник

Цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это

Рады, что вас заинтересовала наша программа повышения квалификации «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции».

Ниже подробный рассказ о программе, изучение которого займет не более 20 минут.

Если у вас останутся вопросы, вы сможете задать их после изучения данных материалов (мы расскажем как).

Важно! Каждый поток запускается в свои даты, и у него есть свои сроки и этапы подачи заявки. Например, вы хотите принять участие в потоке, который стартует 19 апреля. Это значит, что вы должны успеть завершить регистрацию в срок до 24 марта. Если вы начали заполнять заявку, но не успели отправить ее до окончания приема, то в выбранный поток попасть не сможете.

Если вас попросил пройти регистрацию руководитель вместо него самого (такое у нас бывает нередко) 一 обязательно покажите ему все, что написано дальше. Если заполняете заявку сами, тем более информация для вас важна.

Будем признательны, если вы потратите 20 минут на то, чтобы вдумчиво прочитать рассказ о программе.

Дальше вас ждет этап подачи документов и отбора, это около трех часов вашего времени, и будет обидно, если, потратив время и попав на программу, вы поймете, что она вам неинтересна или вы не можете тратить столько времени на обучение.

Восемь из десяти негативных комментариев по программе в прошлом году были связаны с тем, что люди подавали документы, до конца не понимая ключевых важных вещей по программе, например:

Пожалуйста, регистрируйтесь на свою личную или рабочую электронную почту.

Одна почта — это одна учетная запись. У нас были случаи, когда на одну почту регистрировались пять человек, была путаница в документах потом. Мы такое точно не пропустим, придется переделывать, лучше делайте сразу правильно.

Если говорить о формальных требованиях, это:

Мы точно знаем, кому в бо́льшей степени будет полезна наша программа.

1. Уже работаете в цифровом проекте в госсекторе в любой роли (или скоро начнете), но пока не до конца понимаете, что происходит и зачем это нужно.

Под цифровым проектом мы понимаем все инициативы, связанные напрямую с внедрением «цифры» в жизнь, например цифровизацию социально значимых объектов, перевод документооборота в цифровой вид, запуск ситуационного центра в регионе, создание и подключение элементов «умного» города, подключение к цифровому контуру или к цифровым платформам вашей сферы, любую оптимизацию работы при помощи цифровых технологий.Проекты могут быть как глобальными (федерального, регионального уровня), так и местными — касаться только вашей организации или отдела. Вам не обязательно быть техническим специалистом, наша программа поможет разобраться в теме государственным или муниципальным служащим любого другого профиля.

2. Совсем ничего не знаете о цифровой трансформации и цифровой экономике в госсекторе или хорошо разбираетесь только в отдельных аспектах, готовы расширить и структурировать свои знания.

Если мы по результатам вступительных испытаний увидим, что вы хорошо разбираетесь во всех темах нашей программы и не узнаете ничего нового, мы предложим пройти программу уровнем выше.

Нам важно понимать, что каждый наш слушатель владеет базовой цифровой грамотностью, что означает:

У нас всего 60 часов, к сожалению, у нас нет возможности включить туда базовые вещи из области ИТ.

Мы не будем программировать или осваивать сложные онлайн-инструменты. Но если у вас нет базовой цифровой грамотности, это сделает ваше обучение сложнее.

Чтобы понять ваш уровень, мы попросим пройти тестирование на этапе вступительных испытаний.

По данным Росстата за 2017 год, в РФ работает более 2 млн государственных и муниципальных служащих.

В текущем году в соответствии с государственным заданием наш Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС может обучить на четырех программах 12 620 человек, 6570 из которых — на программе, в которую вы подаете заявку.

То есть мы видим высокий спрос на обучение и в этом году ожидаем конкурс 2–4 человека на место.

Вступительные испытания не чрезмерно сложные, но не стоит относиться к ним формально, если вы правда хотите принять участие в программе.

Если вы не пройдете конкурс, то есть не наберете нужное количество баллов, или на программу выбранного потока закончатся места, мы предложим участие в других программах Центра, если там будут места. Про них вы можете почитать на сайте: https://cdto.ranepa.ru/2021/#programs

Нам важно, чтобы вы понимали интенсивность работы на программе и могли спланировать такую нагрузку. В связи с этим прописываем все очень детально, по часам.

Программа состоит из восьми модулей и длится восемь недель (1 модуль = 1 неделя). Модули открываются и проходятся понедельно. Пройти все модули в удобное вам время за одну или две недели нельзя.

В каждой неделе есть онлайн-занятие и самостоятельная работа.

Онлайн-занятия. Всего вас ждет девять обязательных групповых онлайн-занятий. Они будут организованы на платформе Zoom. На первой неделе у вас будет два таких онлайн-занятия, со второй по восьмую недели — по одному занятию. Длительность одного онлайн-занятия — от 1,5 до 2,5 часов. Все занятия — это не лекции, а интерактивная групповая работа, поэтому будет необходимо не просто ваше присутствие, но и активная включенность в процесс.

При успешном окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Для получения удостоверения вам необходимо набрать не менее 160 из 190 баллов. Баллы начисляются в течение всего периода обучения за конкретные действия:

Рекомендуем заранее сверить свой рабочий график с обучением и не забыть про отпуск и каникулы детей.

Отпуск, срочные встречи, официальная командировка и другие неотложные дела 一 не повод пропускать онлайн-занятия, а также сдавать задания позже оговоренного срока. Исключение 一 болезнь, которую вы можете подтвердить справкой от врача. В этом случае вы сможете продолжить обучение со следующим потоком и получить удостоверение позднее. В остальных случаях вы не получите баллы, и как следствие, удостоверение.

Если баллов для получения удостоверения о повышении квалификации вам не хватит, вы сможете получить справку о том, что прослушали курс.

Значительное число слушателей, которых мы обучили в прошлом году, говорили, что на старте плохо понимали содержание курса. В связи с этим мы решили тезисно описать каждый модуль и поделиться этой информацией с вами заранее.

В первом модуле вы познакомитесь с ключевыми понятиями цифровой трансформации и цифровой экономики. Поймете, что происходит сейчас и каковы перспективы цифровой трансформации и цифровой экономики в России и в мире.

Во втором — узнаете о том, какие технологии лежат в основе цифровой трансформации и какие инфраструктурные решения для внедрения этих технологий требуются.

В третьем — поймете, что такое данные и большие данные и для чего они нужны в государственном управлении. Познакомитесь с алгоритмом работы, который дает возможность собирать только необходимые данные.

В четвертом — узнаете, что такое продукт и цифровой продукт. Разберетесь, что такое продуктовый подход и для чего он нужен на государственной службе, как он связан с цифровой трансформацией. Кроме того, вы познакомитесь с понятием «клиент». Выясните, как клиентоцентричность связана с вашей работой, какие инструменты для работы с клиентами существуют.

В пятом — разберетесь в том, как сейчас устроены процессы в вашей организации и в государстве вообще, какие есть способы и инструменты, чтобы сделать вашу работу эффективнее и комфортнее.

В шестом — узнаете, что такое организационная культура, как именно человеческий фактор влияет на реализацию трансформационных проектов и программ, что можно сделать на своем рабочем месте, чтобы ускорить и упростить внедрение изменений.

В седьмом — познакомитесь с самыми проблемными моментами реализации трансформационных и цифровых проектов. Разберем такие темы, как информационная безопасность и безопасность персональных данных, ведение проектной деятельности, финансирование инициатив цифровой трансформации и кадры, коммуникация при внедрении изменений.

Наконец, в восьмом модуле вы подготовите собственные выводы и обобщите ключевые открытия, которые сделали в процессе обучения. Наметите для себя дальнейшие шаги, которые сможете реализовать после данного обучения.

Если хотите чуть глубже разобраться в темах, которые мы будем изучать на курсе, рекомендуем почитать доклад «Государство как платформа: люди и технологии».

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Цифровая трансформация

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Стремительное развитие цифровых технологий меняет облик практически всех сфер экономики и социальной сферы. Российские ключевые отрасли — не исключение. Многие из них находятся в тренде мировых изменений, например, промышленность и финансовый сектор. Однако некоторые значительно отстают, — и это несёт большие риски для экономики страны. Коллектив учёных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал современные подходы к измерению цифровой трансформации, а также её характерные особенности на примере достижений ключевых отраслей российской экономики в сравнении с зарубежным опытом. Результаты исследования представлены в докладе «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Что такое цифровая трансформация?

Понятие «цифровая трансформация», на первый взгляд, не должно вызывать вопросов. Однако, как отмечают авторы доклада, пока не сложилось его чёткого определения ни в научной литературе, ни в международных руководствах по статическим измерениям, ни в государственных документах.

В целом понятие «цифровая трансформация» (ЦТ) может трактоваться крайне широко, а конкретный смысл зависит от контекста употребления. «В компании цифровая трансформация затрагивает производственные, вспомогательные и управленческие процессы; в экономике — обеспечивает способы взаимодействия между контрагентами; в обществе — порождает новые форматы коммуникации для решения целого спектра задач», — поясняют исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. И внутри этих групп понимание может быть очень сильно размыто, в том числе в свете отраслевой специфики. Многие исследователи рассматривают ЦТ как процесс изменения (преобразования) устоявшихся экономических и общественных институтов в связи с внедрением цифровых технологий.

Авторы доклада предлагают следующее определение цифровой трансформации — это качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам.

Как измерить цифровую трансформацию?

Учёные отмечают, цифровые технологии развиваются настолько стремительно и непредсказуемо, что это делает практически невозможным предвидеть последствия их распространения, особенно на дальнюю перспективу. В связи с этим непросто измерить и описать процесс цифровой трансформации в целом.

В России на публичном уровне много внимания уделяется мерам государственной политики, направленным на цифровую трансформацию наиболее значимых отраслей экономики и социальной сферы. ЦТ закреплена в качестве одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года. Мониторинг хода её реализации осуществляется на основе четырёх показателей:

Для всесторонней количественной оценки цифровой трансформации как явления, затрагивающего все сферы жизни, этого явно недостаточно, отмечают авторы. Они приводят пример комплексного описания и измерений ЦТ в исследовании ОЭСР «Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future». В этой работе процесс ЦТ рассматривается сквозь призму внедрения и использования цифровых технологий — интернета вещей, искусственного интеллекта, блокчейна, облачных решений и т.д. Отдельное внимание уделяется вопросам сбора и анализа доступной информации (в том числе больших массивов данных), а также структурным изменениям спроса на цифровые компетенции.

В ракурсе популярного доказательного подхода к принятию решений (evidence-based approach) запрос на количественные оценки процесса цифровой трансформации обычно формируется с точки зрения:

Каждый из этих аспектов, в свою очередь, может иметь собственные показатели и метрики.

Авторы отмечают, что выявление и измерение цифровой трансформации имеет большую важность для современного мира — в том числе в силу распространения в обществе опасений относительно сохранности персональных данных и цифровой неприкосновенности частной жизни, а также упомянутой выше неопределённости результатов ЦТ.

Цифровая трансформация в моменте

За последние несколько десятков лет подавляющее большинство отраслей уже прошли через определенные этапы, связанные с развитием новых технологий. Это например, распространение применения ЭВМ, первая волна автоматизации производства, появление персональных компьютеров, развитие интернета. Вместе с тем на текущем этапе имеется определенная специфика. Авторы доклада выделили пять её ключевых аспектов.

1. Новый виток технологического развития

Передовые технологические направления, такие как искусственный интеллект, робототехника, блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальности, стали важнейшим катализатором нового этапа цифровой трансформации. Они предоставили уникальные возможности для решения различных задач. В результате всё больше инвестиций идут в технологии нового поколения.

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 465484954. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-465484954. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 465484954. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

«Доля передовых цифровых технологий в общем объёме затрат неуклонно растёт и может достичь 23,4% к 2023 году», — отмечается в докладе. В 2020 году в результате пандемии наметились ещё более ощутимые сдвиги: инвестиции отраслей в передовые технологии выросли за год на 16%. В то же время расходы на традиционные информационно-коммуникационные технологии (включая программное обеспечение, оборудование, информационные и телекоммуникационные сервисы сократились на 3%).

2. Беспрецедентный рост спроса на цифровые технологии

Сейчас уже 46% руководителей компаний в России планируют расширить применение цифровых технологий, каждый третий — в ближайшие пять лет. В мире такого же мнения придерживаются, согласно данным 2021 года, 56% топ-менеджеров крупных компаний.

3. Сокращение жизненного цикла технологий

Резкий спрос, как отмечают авторы, сократил сроки «выхода передовых технологий из лабораторий». Лучший пример здесь — стремительный прогресс квантовых технологий. Ожидается, что в перспективе 3-5 лет их развитие обеспечит новый уровень скорости, надёжности и защищённости в вычислениях и передаче данных.

4. Новые импульсы цифровизации вследствие пандемии

Одним из ключевых драйверов становятся изменившиеся потребности отраслей и населения на фоне распространения COVID-19. Например, за несколько месяцев пандемии совершён прорыв в уровне цифровизации внутренних процессов и продуктовых линеек в разных секторах экономики, который сопоставим с аналогичными изменениями за предыдущие 3-4 года.

5. Возрастающие технологические и социальные риски

Цифровая трансформация несёт не только позитивные эффекты, но и целый ряд рисков. Наиболее острая проблема — кибербезопасность. Например, с переходом на «удалёнку» на 40% возросло число личных устройств для обмена корпоративными данными с недостаточным уровнем защиты.

Второй риск — сокращение рабочих мест на фоне цифровизации, роботизации многих трудовых процессов, а также риск алгоритмической дискриминации — например, сбор данных, контроль за движениями сотрудника и т.п.

Специфика цифровой трансформации российских отраслей

В ходе анализа учёные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ сосредоточились на особенностях цифровой трансформации семи ключевых российских отраслей: промышленность, ТЭК, сельское хозяйство, строительство, транспорт и логистика, финансовый сектор и здравоохранение. А затем сравнили их достижения и перспективы с учётом международного опыта.

Результаты экспертного опроса, проведённого НИУ ВШЭ в 2020 году, показали неравномерное развитие спроса на передовые цифровые технологии по секторам экономики и социальной сферы России. Наиболее востребованы эти технологии в ТЭК, здравоохранении и финансовом секторе.

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 465485106. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-465485106. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 465485106. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

В большинстве секторов российской экономики и социальной сферы, цифровизация пока находится на начальном этапе. «До сих пор в структуре инвестиций организаций различных видов деятельности, на которые приходится две трети внутренних затрат на цифровую экономику, преобладает оборудование», — говорится в докладе.

«Цифровой разрыв» есть как между отраслями так и внутри каждой из них — между лидерами процесса и аутсайдерами. Темпы и модели ЦТ различных отраслей, по мнению авторов, определяют такие факторы, как

Промышленность — в передовиках цифровизации в России

В России обрабатывающая промышленность — лидер цифровизации среди других отраслей. По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, индекс её цифровизации — 36 пунктов из 100. Но в мировом индексе цифровизации Россия занимает лишь 21-е место из 27 стран, по которым собираются соответствующие данные. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России по итогам 2019 года составили 158,2 млрд рублей. Лидерами по инвестициям в цифровизацию стали предприятия машиностроительного и металлургического комплекса.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 20,2% до 2030 года (накопленным итогом).

Векторы развития российских промышленных компаний соответствуют общемировым трендам, отмечают авторы. Но темпы реализации цифровых инициатив заметно отстают от динамики ведущих стран. «Задержка России в освоении цифровых технологий, по разным оценкам, составляет около 5-10 лет, что обусловлено в том числе негативным влиянием санкций, которые затруднили доступ к передовым зарубежным технологиям», — говорится в докладе.

ТЭК России — в мировом тренде

Цифровая трансформация российского ТЭК в целом соответствует глобальным трендам, подчеркивают авторы доклада и в качестве примера приводят одну из особенностей развития данной отрасли в ряде стран, которая начинает проявляться и в России, — объединение энергетических компаний с организациями из других отраслей для разработки инновационных цифровых решений, в том числе в сфере осуществления и оплаты услуг электроснабжения.

В числе основных приоритетов государства — создание универсальной цифровой платформы, цель которой — инвентаризация, учёт и контроль использования всех видов энергоресурсов имущественных комплексов государственной и муниципальной форм собственности, а также ЖКХ. «Предполагается развитие и внедрение интеллектуальных систем управления централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций», — говорится в докладе.

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 465490628. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-465490628. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 465490628. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

В то же время авторы отмечают, что задачи цифровизации ТЭК во многих странах гармонизированы с задачами «зелёного роста» и климатическими целями.

Сельское хозяйство буксует

Сельское хозяйство России отстаёт от передовых стран по распространению цифровых технологий и пока находится на последнем месте, согласно индексу цифровизации бизнеса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Основными сдерживающими факторами выступают цифровое неравенство между городом и селом (так, лишь 74,3% сельхозпредприятий в России имеют широкополосный доступ к интернету) и острый дефицит кадров с цифровыми компетенциями в отрасли.

Цифровизация отрасли, как отмечают авторы, в силу своей специфики происходит скачкообразно и характеризуется внедрением отдельных элементов цифрового сельского хозяйства с наименьшими сроками окупаемости. «Например, наиболее востребованы в настоящее время технологии спутникового позиционирования сельхозтехники и оборудования, системы мониторинга и контроля качества выполненных работ, системы учёта и контроля ресурсов», — говорится в докладе.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в сельском хозяйстве на 15,6% до 2030 года (накопленным итогом).

Одно из основных ограничений для развития цифрового сельского хозяйства — цифровое неравенство между городом и селом. Только 74,3% сельхозпредприятий в России имеют широкополосный доступ к интернету. Другая проблема — острый дефицит кадров с цифровыми компетенциями в отрасли.

Строительная отрасль не использует весь потенциал

В развитых странах уже более 50% строительных организаций применяют BIM-технологии. Это часто обусловлено введением опережающих требований со стороны государства. BIM интегрируют множество слоёв информации в разрезе элементов объекта, в том числе об используемых материалах, спецификациях, стоимости, план-графике строительных работ, функциональных и эксплуатационных характеристиках и даже условиях окружающей среды.

По информации Минстроя России, в 2017 году лишь 5-7% российских компаний использовали BIM — по большей части в крупных городах и для реализации «мегапроектов». Но буквально за пару лет, как отмечают авторы доклада, количество BIM-проектов заметно выросло — в 2019 году их использовала уже примерно каждая пятая организация инвестиционно-строительной сферы. Это связано с развитием нормативно-правовой базы, ростом спроса со стороны заказчиков и снижением стоимости внедрения технологии.

BIM — не единственная технология, которая пока не в полной мере используется в России по сравнению с зарубежными странами. Другие примеры — цифровое моделирование городов, использование дронов, беспилотной и робототехники на стройплощадках и т.д.

Для транспорта и логистики большой простор для развития

Российская повестка внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли в целом отражает все ключевые общемировые тренды. Однако их реализация отличается рядом особенностей в силу большой территории, разнообразия ландшафтов и климата. В России реализуются уникальные проекты, такие как Северный морской путь, евразийские транспортные коридоры, развиваются Арктические территории. При этом темпы проникновения цифровых технологий зависят от вида транспорта.

Наиболее «цифровизированным» сегментом можно назвать авиаперевозки. «Ведущие авиакомпании используют широкий набор цифровых инструментов на земле и в воздухе, включая облачные сервисы, беспроводные сервисы для экипажа, автоматическое управление данными и др.», — говорится в докладе. Российская компания «Аэрофлот» занимает 4-е место в мире в рейтинге авиаперевозчиков по уровню цифровизации.

В области морских перевозок Россия относится к числу немногих стран, которые тестируют автономные суда. В 2020 году был одобрен набор технических решений для автоматической навигации, создающих технологическую основу для тестирования судов-беспилотников.

По уровню внедрения беспилотного автотранспорта Россия входит в топ-30 стран (26 место в 2020 году) со сравнительно низким уровнем внедрения передовых решений в этой сфере. Одна из причин — особенности нормативного регулирования и уровень готовности.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20,04% до 2030 года (накопленным итогом).

«По-настоящему цифровая трансформация транспорта возможна лишь в том случае, если в неё вовлечено большинство участников отрасли, в том числе малые и средние предприятия», — говорится в докладе.

Финансовый сектор в «отличниках» цифровизации

Финансовый сектор во всем мире и в России лидирует по уровню цифровизации. Кроме того, в нашей стране он — абсолютный лидер по использованию широкополосного интернета и облачных сервисов.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в финансовом секторе на 14,07% до 2030 года (накопленным итогом).

В 2020 году объём инвестиций в стартапы, связанные с цифровыми технологиями в финансовом секторе, только со стороны венчурных фондов составил 21,9 млрд рублей. Общий размер российского финтех-рынка в 2020 году, по некоторым оценкам, достиг 940 млн долларов США. Это, как говорится в докладе, позволило России войти в тройку ведущих стран с самым высоким уровнем проникновения финтех-услуг: ими пользуются 82% российских граждан.

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 465492185. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-465492185. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 465492185. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Здравоохранение — темпы цифровизации ускоряются

Цифровая медицина в России развивается быстрыми темпами, которые ещё больше возросли во время пандемии СOVID-19. Так, с 2018 года стало возможным применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи. В 2019 году было проведено 697 тыс. телемедицинских консультаций, из которых — более 100 тыс. консилиумов врачей и около 400 тыс. консультаций пациентов, по результатам которых была проведена госпитализация.

цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. 465485280. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это фото. цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это-465485280. картинка цифровая трансформация и цифровая экономика технологии и компетенции что это. картинка 465485280. Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в здравоохранении на 22,19% до 2030 года (накопленным итогом).

В 2020 году для лечения пациентов с диагнозом СOVID-19, которые наблюдаются на дому, были созданы региональные телемедицинские центры, в которых организовано предоставление удалённых консультаций.

С 2021 года на федеральном уровне организуется мониторинг цифровой зрелости здравоохранения. Он будет охватывать такие направления, как:

Риски цифровой трансформации

Цифровая трансформация — сложный, абсолютно не рутинный и во многом слабо предсказуемый процесс, отмечают исследователи. Он требует выполнения ряда принципиальных условий, включая технологическую и управленческую подготовленность организаций и рынков.

В России лишь немногие отрасли готовы к цифровой трансформации, считают специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. «Пробовать осуществить её без должной подготовки — это, вероятнее всего, обречь на неудачу», — отмечают авторы. В начале 2021 года ключевые ведомства получили поручение от президента РФ разработать стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Эти стратегии, как считают учёные, могут получиться в разной степени амбициозными и не все будут «соответствовать своему заголовку» по по причине крайне неравномерного текущего уровня цифровизации отраслей и других факторов.

Авторы доклада обращают внимание на особенности международного опыта по участию государства в цифровой трансформации. В большинстве случаев государство выступает инициатором изменений, в том числе реализуя демонстрационные проекты, но вовремя «отходит» в сторону, давая возможность рыночным механизмам произвести отбор эффективных решений. В России пока предпринимаются попытки «организовать» цифровую трансформацию исключительно «в периметре» государственного сектора с использованием ограниченного инструментария и утративших актуальность подходов.

Главным принципом цифровой трансформации, как считают в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, должно стать стимулирование распространения передовых институтов, подготовка квалифицированных кадров и развитие регулирования, формирующего благоприятные условия для цифровой трансформации.
IQ

Материал подготовлен по докладу «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Научные редакторы — Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина. Авторский коллектив: Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, А.Ю. Гребенюк, Т.С. Зинина, Д.Д. Максименко, А.А. Назаренко, Л.Н. Проскурякова, С.Г. Приворотская, П.Б. Рудник, А.Б. Суслов, Н.Н. Тарасова, Ю.В. Туровец, К.Е. Утятина, П.О. Шпарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *