цифровая экосистема дпо что это
Цифровая экосистема ДПО отзывы
Ульяна
В прошлый раз я обещала, что поделюсь опытом того, что опробовала за последние месяцы. В этот раз отзыв будет посвящен прохождению курса повышению квалификации через Цифровую экосистему ДПО.
«ТОЧКА РОСТА»: ТЬЮТОРЫ ПО ИСТОРИИ
Именно так называется курс, который я должна освоить в перспективе. По программе запланировано 100 часов, а начинается обучение с входного тестирования.
Входное тестирование сначала по срокам было с 3 июня по 7 июня.
Первая часть, она главная. Вторая скорее придаток, чтобы в системе сохранилось, кто как привык работать, какие у учителя преимущества и недостатки в его манере.
Вроде как описание внушает доверие. Особенно важно то, что это бесплатные дистанционные курсы для педагогов, которое финансирует Министерство Просвещения из своего бюджета. То есть статус, сами понимаете, какой. Завучи сделали несколько раз акцент на том, что надо обязательно пройти.
Отмечу, что сама задумка помочь учителям повысить общий уровень знаний. Содержание по крайней мере первого этапа курса мне показалось интересным. Но сам процесс прохождения оказался с многочисленными багами.
НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ДПО
По началу все шло хорошо, я прошла короткий опрос на определение потребностей, то есть отметила то, что мне нужно от платформы и стала ждать входного тестирования.
Во-первых, я несколько дней не могла начать тестирование, хотя прошли уже первые дни, первый раз я пыталась активировать курс пятого числа, значит два дня уже все должно было работать.
Я использовала разные способы решения проблемы: звонила на горячую линию несколько раз, писала по электронному адресу, чтобы выяснить, как мне начать обучение. Но ни одно из средств связи успеха не принес.
Во-вторых, в обсуждении участников курса, я прочла больше десяти сообщений от людей, у кого была точно такая же проблема. Один человек посоветовал зайти на сайт и курс через Гугл хром, что я, разумеется, и сделала, ведь я привыкла использовать все имеющиеся возможности для того чтобы решить проблему.
В-третьих, я по много раз заходила на платформу и через телефон, и через компьютер. Использовала как Яндекс, так и Гугл. Оповещение об этапах курса происходит через рассылку через почту. Тем более странно, что я не смогла получить обратную связь по почте, хотя в описании курса специально сказано, куда писать и по какому номеру звонить, если возникнут проблемы.
Некоторые могут подумать, что отсутствие ответа связано с тем, что обращалась я в выходные дни, и они не работали. Но в воскресенье один раз мне все же ответили, и дали другой пароль, с ним-то я прошла тестирование. Оно, кстати, непростое было. На первой части я сидела около трёх часов.
Вторая часть была сделана легко, за 15 минут, там житейские ситуации разбирались в работе учителя.
Зато как только я наконец-то завершила обе части, последний вопрос должен был привести к завершению тестирования и окончания теста.
Слава богу, первую часть мне уже засчитали, но вторая так и повисла в неактивированном виде.
В понедельник завуч дала номер телефона, куда ещё можно позвонить, но и там мне никто не отвечает. Позвонила вчера пять раз.
Зато входное тестирование продлили до 9 июня включительно. У меня такое впечатление, что конфигурация постоянно меняется, и администраторы экспериментируют прямо здесь и сейчас.
Сегодня ещё раз позвонила по номеру. Мне ответили, и сказали, что тест пройден, беспокоиться не о чем. Следующий этап начнется уже в конце сентября.
P. S. Хорошо все, что хорошо кончается, но потребовалось немало времени и нервов, чтобы добиться результата.
Цифровая экосистема ДПО отзывы
Ульяна
В прошлый раз я обещала, что поделюсь опытом того, что опробовала за последние месяцы. В этот раз отзыв будет посвящен прохождению курса повышению квалификации через Цифровую экосистему ДПО.
«ТОЧКА РОСТА»: ТЬЮТОРЫ ПО ИСТОРИИ
Именно так называется курс, который я должна освоить в перспективе. По программе запланировано 100 часов, а начинается обучение с входного тестирования.
Входное тестирование сначала по срокам было с 3 июня по 7 июня.
Первая часть, она главная. Вторая скорее придаток, чтобы в системе сохранилось, кто как привык работать, какие у учителя преимущества и недостатки в его манере.
Вроде как описание внушает доверие. Особенно важно то, что это бесплатные дистанционные курсы для педагогов, которое финансирует Министерство Просвещения из своего бюджета. То есть статус, сами понимаете, какой. Завучи сделали несколько раз акцент на том, что надо обязательно пройти.
Отмечу, что сама задумка помочь учителям повысить общий уровень знаний. Содержание по крайней мере первого этапа курса мне показалось интересным. Но сам процесс прохождения оказался с многочисленными багами.
НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ДПО
По началу все шло хорошо, я прошла короткий опрос на определение потребностей, то есть отметила то, что мне нужно от платформы и стала ждать входного тестирования.
Во-первых, я несколько дней не могла начать тестирование, хотя прошли уже первые дни, первый раз я пыталась активировать курс пятого числа, значит два дня уже все должно было работать.
Я использовала разные способы решения проблемы: звонила на горячую линию несколько раз, писала по электронному адресу, чтобы выяснить, как мне начать обучение. Но ни одно из средств связи успеха не принес.
Во-вторых, в обсуждении участников курса, я прочла больше десяти сообщений от людей, у кого была точно такая же проблема. Один человек посоветовал зайти на сайт и курс через Гугл хром, что я, разумеется, и сделала, ведь я привыкла использовать все имеющиеся возможности для того чтобы решить проблему.
В-третьих, я по много раз заходила на платформу и через телефон, и через компьютер. Использовала как Яндекс, так и Гугл. Оповещение об этапах курса происходит через рассылку через почту. Тем более странно, что я не смогла получить обратную связь по почте, хотя в описании курса специально сказано, куда писать и по какому номеру звонить, если возникнут проблемы.
Некоторые могут подумать, что отсутствие ответа связано с тем, что обращалась я в выходные дни, и они не работали. Но в воскресенье один раз мне все же ответили, и дали другой пароль, с ним-то я прошла тестирование. Оно, кстати, непростое было. На первой части я сидела около трёх часов.
Вторая часть была сделана легко, за 15 минут, там житейские ситуации разбирались в работе учителя.
Зато как только я наконец-то завершила обе части, последний вопрос должен был привести к завершению тестирования и окончания теста.
Слава богу, первую часть мне уже засчитали, но вторая так и повисла в неактивированном виде.
В понедельник завуч дала номер телефона, куда ещё можно позвонить, но и там мне никто не отвечает. Позвонила вчера пять раз.
Зато входное тестирование продлили до 9 июня включительно. У меня такое впечатление, что конфигурация постоянно меняется, и администраторы экспериментируют прямо здесь и сейчас.
Сегодня ещё раз позвонила по номеру. Мне ответили, и сказали, что тест пройден, беспокоиться не о чем. Следующий этап начнется уже в конце сентября.
P. S. Хорошо все, что хорошо кончается, но потребовалось немало времени и нервов, чтобы добиться результата.
Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?
Привет! Меня зовут Миша Свердлов, я контент-директор компании Skyeng. «Экосистемы» стало словом года по запросам Яндекса. Давайте разберемся, что с этим происходит на рынке образования и кто лидирует.
Давайте начнем с того, что такое экосистемы. Если отбросить биологическое определение, то McKinsey определяет экосистемы как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для каждого из ее участников. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.
Сегодня мы с вами рассмотрим образовательные экосистемы.
Ключевыми преимуществами экосистем являются:
— Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла.
— Более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были слишком сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать облачные сервисы и SaaS.
— Создание новых источников дохода. Системная интеграция создает новые потоки доходов и позволяет организациям отслеживать и анализировать огромные массивы данных, проходящие через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью.
— Снижение затрат при одновременном совершенствовании бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочего процесса и рабочих отношений с клиентами и партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных и повышение эффективности бизнеса в целом также снижают эксплуатационные расходы.
Начну с неожиданного но закономерного, что 2 крупнейшие образовательные экосистемы — это государство и прокрастинация.
Государство как экосистема Государство, являясь монополистом на рынке образования, обеспечивает всю экосистемность (по крайней мере старается): детские сады и ясли, подготовка к школе, сама школа, средние специальные учреждения, вузы, профессиональную переподготовку. Даже как работодатель государство все еще один из крупнейших игроков, в бюджетной сфере занято в районе 30-34 млн человек (по разным данным), что порядка 51% от общего объема официально работающего населения.
На сегодняшний день под крылом государства работает:
35 704 детских садов
4 161 700 студентов и 91 000 аспирантов
162 033 педагогические работники СПО
2 458 141 студенты СПО
4 621 учреждений СПО
16 081 236 школьников
1 083 294 учителей
6 344 581 воспитанников в детских садах
Проделывая огромную работу по обучению населения, — а Россия находится на 19 месте в рейтинге грамотности населения и на 30–31 месте в нашей любимой PISA (цель — десятка), — государство оставляет огромное пространство для маневра в этой нише для частных школ ввиду ряда факторов, среди которых и качество образовательного продукта, и гибкость в адаптации его под реальности рынка, и, как ни странно, даже цена.
Подожди, Миша, скажете вы, но почему ты смешиваешь офлайн и онлайн? Да я не смешиваю, мне, так же как и Александру Ларьяновскому, кажется, что нет никакого офлайна и онлайна. И не так критична среда, важно то, что получает клиент системы образования на выходе. Так кто же из игроков рынка РФ строит коммерческие экосистемные продукты? И как ни странно, редко кто это делает в офлайне. Если не в чистом онлайне, то для офлайна, а не в нем.
На всякий случай дисклеймер, это просто список без приоритизации, размера или значимости.
Почему будущее образования — за экосистемами
Откуда они пришли
Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.
Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.
Пока, правда, само понятие «экосистема» размыто. Термин появился биологии в 1935 году и означал сообщество независимых организмов, которые сосуществуют в гармонии на протяжении всей жизни. С развитием общества он приобрел более широкие смыслы. Появились бизнес-экосистемы, медицинские и многие другие.
Про образовательные экосистемы заговорили в начале 2000-х годов, оперируя термином «экосистема обучения». В последние годы мысль о подобном подходе непрерывно курсирует в педагогической среде. Несмотря на постоянное упоминание термина, дать четкое определение образовательным экосистемам нельзя. Отчасти это связано с тем, что любые экосистемы постоянно развиваются и перестраиваются. Если закрепить за ними конкретное понятие, они постоянно будут выходить за его рамки.
Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.
Что такое «образовательная экосистема»
Один из авторов исследования, основатель инициативы Global Education Futures и эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша поделился с РБК Трендами своим взглядом на определение.
«Есть всем известный термин «образовательная система». Она работает именно как система, которую, как правило, выстраивает государство по стандартам, нормам и правилам. Она в каком-то смысле подобна машине по переработке сырья, а этим сырьем становятся маленькие дети, которые поступают в эту машину. Я не случайно использую индустриальную метафору, потому что образовательная система возникла на индустриальном этапе развития человечества.
Старая система устарела, ее нужно как-то поменять. Новая система должна быть гибкой: она должна сопровождать каждого человека, должна быть построена по принципам адаптивности и персонализации. Что важно, она должна совместно управляться множеством участников, а не только государством. Должны участвовать бизнес, общественные объединения, родители, медиа и так далее.
Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании.
В конечном итоге получается, что образовательные экосистемы — это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровне. Образовательные экосистемы не следует фиксировать стандартами, законами, правилами и так далее».
Как это — учиться всю жизнь в экосистеме
Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.
«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.
Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.
Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.
Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.
Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни. И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование.
Часто неформальное образование и дополнительное образование дают человеку больше для жизни, чем основное. Предоставляют более ценные компетенции. Предпринимательские компетенции, например, не входят в школьный стандарт, но крайне важны для успеха человека. Это все нужно для того, чтобы создать такую систему».
Как распространяется экосистема
Образование будущего будет тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно будет подстраиваться под учеников и вовлекать в процесс обучения бизнес и местные сообщества. Получится живая система знаний, в которой найдется подходящее место для каждого. Откуда приходят образовательные экосистемы и как быстро они распространяются, рассказывает Павел Лукша.
«Я думаю, что экосистемы — это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это — будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру.
Образовательные экосистемы рождаются в самых разных точках мира. Не только внутри образовательной системы, но и на ее границах: в теме городского развития, экологического развития, «зеленой» экономики, в сфере социальной справедливости, наделяя людей более широкими возможностями для самореализации. Люди из бедных районов, без доступа к нормальному образованию, раньше не могли учиться. Школьная система не справлялась, она их не готовила. Распределенные сетевые системы оказываются способны преодолеть социальное, гендерное и прочее неравенство. В этом смысле экосистемы распространяются не только сверху вниз, не только от обеспеченных стран к бедным. Они могут идти во всех направлениях.
Образовательные экосистемы могут рождаться в самых бедных странах, малых городах и самых неблагоприятных условиях. В малых городах, вероятно, даже легче и выгоднее строить экосистему, чем в больших: поскольку проинтегрировать всех провайдеров, создать единую систему сборки человеческой траектории там легче, чем в большом городе. Поэтому я думаю, что в отдельных городах образовательные экосистемы возникнут в ближайшее время. Но все зависит от людей. Мне трудно прогнозировать, потому что мы живем в эпоху интернета и очень быстрого проникновения информации. Если раньше распространение новых норм и подходов занимало десятилетия, то сейчас это могут быть годы».
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Цифровая образовательная среда. Какие эксперименты ждут школьников, и как это коснется педагогов
Несмотря на летние каникулы, родителям школьников не дают расслабиться: в СМИ регулярно появляются новости о грядущих изменениях системы образования. В начале лета 2020 года появилось сообщение об экспериментах с цифровизацией российской школы. Означает ли это постепенный переход на дистанционное обучение и чем «Цифра» грозит ученикам, их родителям и учителям?
👩🎓 Национальный проект «Образование». Законодательное регулирование
Национальный проект «Образование» утвержден в 2018 году Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Он рассчитан на 2019-2024 годы. Приоритетной целью проекта выступает повышение конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в десятку лидеров по качеству образования.
Предполагается, что нацпроект будет успешно реализован при достижении ряда целевых ориентиров. Так, Россия должна подняться с 17 на 10 место в мире по присутствию вузов в мировом ТОПе-500; охват детей 5-18 лет дополнительным образованием должен составить 80%; численность волонтеров и общественников среди учащихся должна достигнуть 8,8 млн человек.
Структурно нацпроект «Образование» подразделен на 10 федеральных программ, включающих в свой состав:
В рамках нацпроекта «Образование» планируется не только повысить материально-техническую базу школ, ввести в действие новые учебные учреждения на территории страны и ликвидировать третью смену, но и внедрить цифровую образовательную среду.
📲 Что такое цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда – проект, направленный на приобретение в школы дополнительного презентационного и компьютерного оборудования, оснащение учебных заведений камерами видеонаблюдения, автоматизацию управленческих процессов и избавление от бумажной волокиты, а также создание единой образовательной платформы.
Эксперимент по цифровизации образования будет проходить в течение 2000-2022 г. Его участниками станут Минпросвещения, Минкомсвязь, российские регионы, ученики и их родители, школы, потребители и поставщики контента образовательных сервисов.
Заменится ли очное обучение дистанционным
В период распространения коронавируса российские школы экстренно перешли на работу в дистанционный формат и проработали так около 3 месяцев. Родители, которым фактически пришлось занять место учителей для своих детей, стойко выдержали вынужденный эксперимент. Но теперь многие опасаются, что дистанционная форма образования станет стандартной практикой для школ, и ученики так и не вернутся за парты в сентябре 2020 года.
По той причине, что новость о цифровизации школ родителями была воспринята крайне негативно, как очередной шаг по замене очного образования дистанционным, в Минпросвещения поспешили выступить с разъяснениями. Министр С. Кравцов заверил родителей, что речь идет не о замене одного вида обучения другим, а о дополнении образовательного процесса элементами цифровых программ. В планах Минпросвещения начать учебный год традиционно за партами с 1 сентября.
В министерстве также подчеркнули, что распространяемые в родительских чатах сведения о переходе школ в режим онлайн-обучения не соответствует действительности.
Цели и задачи цифровизации
В рамках проекта ЦОС предполагается:
Дети и родители получат доступ к углубленным образовательным программам по интересующим их предметам. Ученики, которые часто или длительно болеют, не имеют возможности посещать школу по иным причинам (например, занимающиеся спортом), смогут просматривать уроки в удобное время. Школьники получат навыки работы в цифровом пространстве, их обучат обработке и анализу данных, а также программированию, они смогут создавать оцифрованные проекты для будущей профессии.
Учащиеся из небольших городов с ограниченным выбором кружков и секций приобретут возможности для дополнительного образования.
Несмотря на очевидные преимущества, цифровизация образования вызвала и волну критики со стороны экспертов. Противники предполагают, что дистанционное образование может привести к значительному расслоению качества образования по социальным группам. Общество разделят на тех, кто может позволить себе качественное образование в школе, и тех, кому придется обучаться дистанционно.
Результаты исследования по эффективности внедрения цифровых платформ в мире неоднозначные. Например: