цейтнот на работе что это
Цейтнот: значение слова и примеры этого явления в нашей жизни
Объяснение термина «цейтнот», история происхождения слова, синонимы и примеры.
Здесь и далее фото pexels.com
Скорее всего, хотя бы раз в жизни ты слышал от кого-то это странное заморское выражение. И в этот момент наверняка задумался о значении слова «цейтнот». Хотя оно может показаться незнакомым и непонятным, ты удивишься, что и сам нередко сталкиваешься с этим явлением.
В чем оно заключается, какой бывает ситуация цейтнота, и как корректно применить этот термин в разговоре? Сейчас расскажем.
Что такое цейтнот: происхождение и объяснение простыми словами
Люди, которые знают немецкий язык, могут заметить, что этот термин складывается из двух коротких слов: Zeit (цайт) — что значит «время» и Not (нот) — «нужда». Таким образом, переводится «цейтнот» очень просто: «острая нехватка времени».
Синонимами к слову цейтнот могут стать такие выражения, как «времени в обрез», «дефицит времени», «мне некогда», «не продохнуть» и «недостаток времени». В английском языке цейтнот обозначают такими фразами, как be running out of time, be under time pressure, time trouble и time handicap.
Этот термин первоначально использовался в шахматах и других интеллектуальных играх, обозначая недостаток времени на обдумывание хода во время соревнований, с которым сталкиваются игроки.
Как ты, наверное, знаешь, в шахматах может быть масса стратегий, и после каждого хода противника игроку нужно продумать все возможные исходы поединка, исходя из текущего расположения фигур на доске, а также найти оптимальное решение.
Нетрудно догадаться, что если не ввести строгое ограничение по времени, поиск идеального хода может занять вечность, и одна партия в таких условиях способна длиться часами (а то и днями).
Именно поэтому и был придуман цейтнот, который становится своеобразным видом психологического прессинга, заставляя игрока быстрее принимать решения.
Со временем термин «цейтнот» перешел из шахмат в нашу повседневную жизнь и стал использоваться в любых ситуациях, когда нам не хватает времени на выполнение каких-то задач, и приходится сильно ускоряться, чтобы справиться с делами в срок.
Значение слова «цейтнот» в разговоре: примеры использования
Итак, как и когда использовать этот термин? Поскольку значение слова «цейтнот» в разговоре — «нехватка времени», его уместно применить, чтобы объяснить кому-то, что ты не успеваешь что-то сделать и должен активизировать свои ресурсы. Для этого можно сказать:
Эти фразы уместны, например, если кто-то просит тебя взять дополнительный проект или задачу, а ты понимаешь, что и так делаешь слишком много и можешь не успеть справиться с текущими делами в срок. Тогда можно сказать:
«Прости, но я сейчас в цейтноте».
Понятие цейтнота тесно связано с дедлайном — крайним сроком.
Поэтому, понимая, что тебе придется пожертвовать встречей с друзьями в выходные, чтобы закончить отчет, который босс ждет в понедельник, ты можешь извиниться перед товарищами, используя этот термин:
«Ребят, я бы с радостью, но нахожусь в цейтноте. Может, перенесем встречу на следующую неделю?»
Что такое цейтнот в работе и жизни
С цейтнотом можно столкнуться в любом месте и в любой момент. Один из самых классических примеров — Новый год, когда ты отложил покупку продуктов и подарков на последний момент, и 31 декабря лихорадочно бегаешь по супермаркету, стараясь найти все необходимое до боя курантов.
И хотя цейтнотом можно назвать даже ситуацию, когда ты не уверен, что успеешь купить пиво до 23 часов, чаще всего этот термин используют, говоря о работе.
Столкнуться с цейтнотом можно из-за того, что ты не умеешь говорить «нет» и взял на себя слишком много дополнительной работы. Или по вине прокрастинации.
Цейтнот связан со стрессом, но это не всегда плохо. Так, это состояние помогает сосредоточиться на стоящей перед тобой задачей, выделить приоритеты и в некоторых случаях — найти решение, которое не приходило на ум, пока ты был в более расслабленном режиме.
Кстати, некоторые компании используют упражнение «цейтнот» для претендентов на должность руководителя, чтобы выявить, как человек умеет планировать свой день.
Да, кстати, именно планирование является ключом к победе над цейтнотом. О том, как правильно это делать, можно узнать из отдельного материала.
Цейтнот в маркетинге
Итак, как мы уже выяснили, цейтнот — это тип психологического стресса, который возникает, когда у человека меньше свободного времени (реального или воспринимаемого), чем необходимо для выполнения задачи или получения результата.
Приведем еще один пример этого явления, с которым ты можешь столкнуться как покупатель. Когда потребитель чувствует нехватку времени, он сужает свой фокус. В результате он проводит меньше исследований и сравнивает меньше критериев. Вот как это происходит.
Представь, что однажды вечером ты лежишь в постели, уткнувшись в свой планшет, и решаешь, что тебе нужен мангал. Просто, чтобы был. Быстрый поиск дает десятки вариантов, и ты тщательно сравниваешь детали. Ты тратишь столько времени на чтение отзывов и обзоров разных моделей, сколько считаешь нужным, и, в конце концов, совершаешь покупку.
Теперь давай предположим, что сейчас майское утро выходного дня, и меньше чем через час десять человек будут ждать, когда ты, наконец, пожаришь шашлык. Так же как и в первом случае, есть несколько вариантов, но только в офлайн-магазине, и у тебя всего несколько секунд, чтобы принять решение. Ты видишь мангал по акции или просишь рекомендацию у продавца, хватаешь товар и мчишься к кассе.
Как видишь, во втором случае ты столкнулся с цейтнотом, и маркетологи нередко пользуются этим, стараясь, чтобы ты обратил внимание именно на их товар в ситуации, когда нет времени на сравнение цен и характеристик.
Цейтнот
Цейтнот – это термин, изначально использовавшийся в шахматных партиях и обозначавший ограниченное количество времени для обдумывания хода, своеобразный регламент. Контроль времени для выполнения какого-либо задания в дальнейшем распространился и на другие сферы деятельности, оставив для обозначения то же понятие.
Значение слова цейтнот в разговоре всегда подразумевает нехватку времени и сигнализирует о необходимости смены стратегии, изменении планов, ускорении темпов, но при этом важным моментом остаётся сохранение здравых рассуждений и критичности отношения к проблеме. Изначально цейтнот в шахматах был узкоспециализированным понятием, но быстро вышел из этой отрасли в обыденную жизнь, закрепился как среди обывателей, так и научных сотрудников, часто используется в описании процесса работы других дисциплин.
Значение слова
Понятие цейтнот было введено искусственно в шахматных турнирах, где изначально время никак не было ограничено. Это позволяло как следует обдумать свой ход, просчитать все комбинации, не находиться в состоянии стресса, но вместе с тем такие партии могли затягиваться на десятки часов – трудно становилось не только игрокам, но и судьям, зрители просто расходились.
Продуктивность такой игры была не всегда на высоте, поэтому время на обдумывание каждого хода стали ограничивать. Заметив схожесть ограниченности по времени с другими процессами понятие цейтнот перекочевало в распространённое употребление.
Чаще всего слово цейтнот времени используется в рабочей деятельности, когда обозначены сроки наступления определённого события – дедлайна (сдача отчёта, презентация готового продукта, выпуск журнала, сдача дипломной работы или партии выпуска деталей). Чем ближе окончательный срок, тем меньше времени и жёстче условия цейтнота, такая ситуация начинает требовать не только ускорения процесса без потери качества, но и возможно кардинального изменения первоначального курса. Подобная стрессовая ситуация часто приводит к активизации творческого мышления, где человек придумывает способы оптимизации, вспоминает старые нужные контакты и вообще перестаёт спать на рабочем месте.
Стоит отметить, что работать в состоянии цейтнота – лихорадочной суеты могут не все без потери качества. Наличие решительности, развитой интуиции, базового уровня спокойствия помогают находить творческие решения и не впадать в панику. Организованность, способность учитывать риски и уверенность в себе рождают новые стратегии не только решения проблем, но и взаимодействия. Именно так благодаря тому, что возник цейтнот, простой рабочий может перепрыгнуть иерархию и пойти напрямую к руководителю с предположением модернизации, а дизайнер, наконец, заявляет о своём личном проекте, лежащем в тумбочке. Кто-то может вспомнить о своих талантах, напрямую не связанных с деятельностью компании или позвать на помощь друзей также из другой сферы – это точка рождения нового взаимодействия и новой системы решения базовых задач.
Кроме плюсов цейтнот имеет и минусы, особенно для людей с неуравновешенной психикой, также он повышает возможное количество ошибок, поэтому если есть возможность избежать работы в таком режиме, то это необходимо делать. Существует несколько основных жизненных стратегий, пожирающих время и соответственно приводящих к цейтноту.
Перфекционизм в развитом виде помогает не только удивительно гениально сделать всю работу и исключить все недостатки, доведя до идеального состояния проект, но также заставляет человека несколько раз перепроверять уже сделанное, контролировать работу участников работы, вычитывать каждую букву. Возможность немного расслабиться, довериться команде и отсутствие страха перед небольшими замечаниями позволит работать в более расслабленной обстановке и в итоге с меньшими затратами времени.
Страх, как движущий фактор всегда приводит к поспешным выводам, суетливому поведению, постоянным изменениям уже сделанного. Опять же нервное напряжение, стресс может не давать сосредоточиться. Но не только такие эмоциональные черты поедают время, а вообще стиль жизни человека – чем больше он склонен к рассуждениям и чем меньше умеет действовать в непосредственной ситуации с частичной неопределённостью, тем выше вероятность цейтнота.
Важно понять к какому типу относитесь лично вы, чтобы дальше организовывать свою деятельность. Некоторые люди показывают максимальную эффективность только в условиях цейтнота и подсознательно специально создают себе такие условия – это те, кто пишет диплом за последнюю неделю, учит экзамен перед кабинетом, придумывает идею проекта перед презентацией, а спонсоров находит ночью, и что удивительно, именно такому человеку они отвечают. Для других подобные состояния могут быть крайне выматывающими, человек может быть конструктивным только, когда действует по чёткому плану и полностью теряется, если что-то выходит из-под контроля – они сдают всё чуть заранее, чтобы иметь возможность подправить, прежде чем публиковать статью много раз перепроверят исследование.
Важен вопрос эмоционального комфорта и личной эффективности, поэтому одним важно понять, как не допустить цейтнот и быстро из него выбраться с минимальными потерями, а другим, как лучше организовать себе такое пространство.
Правила работы в условиях цейтнота
Цейтнот на работе только кажется неконтролируемой лавиной, а в реальности так же поддаётся контролю. Первоначально необходимо снизить многозадачность, так как она повышает уровень стресса, отнимает время по завершению каждого дела. Выбирать стоит то, что наиболее главное и то, что сделать можете только вы.
Если необходимо предоставить отчёт, то нужно начинать с него, оставив презентацию с графиками на случай, если останется время. В этом же примере – вы пишете сам отчёт, составляете цифры и всё остальное, кофе в это время вам кто-то приносит, почту отправляют помощники, за раздаточными материалами в типографию едет курьер.
Любой, даже маленький кусочек времени всё равно можно разделить на зоны, определив, где будут делаться какие задачи, и важно не забыть про перерыв. При интенсивной работе перерывы тоже должны быть интенсивными – можно громко выдыхать, лежать на полу несколько минут, прыгать или отжиматься. Дыхание и сброс напряжения помогут перезагрузиться между задачами, физические действия сбрасывают стресс. Даже краткое переключение взгляда в окно на проезжающие машины уже даст передышку мозгу, работающему последние сутки в режиме нон-стоп.
Организм не работает по принципу включить-выключить, у него есть пики активности, периоды плато эффективности и полный спад энергии и важно чувствовать такие перемены, сменяя тип деятельности. Когда мозг отключается от умственных задач, переключайтесь на физические аспекты решения вопроса. Можно сделать пару звонков или даже звонить по пути на склад или типографию, в магазин. Совмещайте несколько дел, чтобы сохранить энергию в моменты её прилива и делайте только что-то одно, разгружая другие сферы своего существования. Если вы уже на пределе, то не нужно по пути к заказчику ещё вычитывать правки, лучше просто втыкайте в окно, но если ощущаете энергию, то обязательно используйте кусочек условно свободного времени. Используйте возможности вспомогательной терапии вместо литров энергетиков – включайте классическую или спокойную медитативную музыку для фонового сопровождения, зажигайте арома-лампу с активизирующими маслами, проветривайте помещение и пейте витамины.
Если время идёт не на часы, но всё равно есть ограничения в год или месяцы, то необходимо организовать качественный отдых. Тот, кто в свободное время замыкается дома с привычным ужином и пролистыванием социальной ленты не перезагружается и не подпитывается новыми силами и идеями. Чем разнообразнее будет жизнь, тем больше вероятность творческого нахождения решения вопросов.
Учитесь просить о помощи и делегировать, максимально экономя собственные ресурсы. Вы не обязаны пытаться вытащить весь проект, просиживая над ним ночью дома в одиночестве. Передайте часть работы коллегам по цеху, попросите поделиться готовой информацией тех, кто уже что-то делал в этом направлении, а домашние пусть возьмут на себя кусочек быта – приносят вам чай и ужин, ещё круто, если будут ходить за продуктами и включать стиральную машину. Автоматизируйте всё, что возможно: есть доставка еды в любимом магазине – заказывайте по пути с работы, можете написать письмо человеку, а не звонить – пишите, особенно если необходимо одинаковую информацию донести до нескольких людей. Все свои процессы объединяйте в блоки и структуры – проверка всех сообщений со всех мессенджеров и директов в одно время, совершение телефонных звонков в отведенный кусочек.
Цейтнот это не зло – он помогает увидеть новые возможности, пересмотреть, где вы себя перегрузили, что так потратили время. Цейтнот учит взаимодействовать, делегировать, просить, а также очищает жизнь от ненужных контактов. Подумайте, кому вы ответите на телефонный звонок и к кому побежите на встречу, даже несмотря на аврал – вот это и есть действительно важные люди, время на остальных можно не тратить, может тогда и дедлайнов станет меньше.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как работать в условиях цейтнота
С идеей о пользе цейтнота трудно согласиться, когда ты едва успеваешь справиться с ворохом дел. Но стоит чуть успокоиться и хорошенько подумать, как оказывается, что у спешки есть свои преимущества.
Цейтнот помогает отделить действительно важные и срочные дела от тех, которые только кажутся такими.
Наверняка у вас было такое: неделя аккуратно расписана в ежедневнике, каждое событие на своем месте, на все вопросы отведено достаточно времени. И вдруг возникает форс-мажор, который рушит планы на корню. И начинается самое интересное.
График сдвигается, дела скапливаются в очередь, все идет наперекосяк. На смену сосредоточенности приходит раздражение, усиливающееся с каждым часом. И из графика начинают выпадать события. Поскольку времени на размышления нет, выпадает как раз то, без чего можно обойтись. Или события, которые можно отложить.
Если после форс-мажора проанализировать, что удалось сделать, а что выпало из фокуса – появляется повод пересмотреть свои представления о приоритетности целей и задач. Возможно, образовавшийся цейтнот сигнализирует о несовершенстве ваших навыков по управлению временем. Используйте это как повод пересмотреть свой подход к планированию и тайм-менеджменту.
Цейтнот учит делегировать.
Руководитель, который боится отдавать задачи подчиненным, стремится охватить взглядом каждую мелочь, рано или поздно попадет в ловушку времени. И научится доверять своим специалистам и делегировать полномочия – либо попадет во вселенский завал.
Неруководителей цейтнот тоже может научить более рациональной организации работы. Вы фрилансер? Подумайте: возможно, часть задач лучше отдать на аутсорсинг, нежели работать 24 в сутки и все равно однажды подвести заказчика.
Цейтнот обновляет список контактов.
В условиях цейтнота почти не остается времени на дружеское общение. И мы начинаем гораздо более тщательно выбирать, с кем встретиться, а кому отказать под благовидным предлогом.
Вы 5 раз отказываетесь от встречи с человеком – он понимает, что что-то неладно – вы понимаете, что не очень стремитесь к общению, поскольку для важных и любимых людей время можно найти ВСЕГДА. Ситуация чревата обидами со стороны знакомых и друзей. С другой стороны, стоит ли тянуть отношения, которые не подпитывают вас энергией? Рано или поздно партнер по общению почувствует напряженность, и судьба отношений все равно окажется под вопросом.
Цейтнот, во всяком случае, показывает нам возможность выбора: продолжать общение или нет, важен этот человек в нашей жизни или не очень. А что делать дальше – каждый волен решать сам.
Цейтнот дает нам возможности – что-то поправить, изменить, переориентировать. Подхватывайте эти возможности, как волну, и помогите себе стать более продуктивным. Это будет хороший вклад в ваше профессиональное и личное будущее.
Как избежать рабочего цейтнота?
Прежде всего, есть все основания предполагать, что нехватка времени, которую мы именуем цейтнотом, как правило, возникает в результате отсутствия порядка и сбалансированного системного похода к тому или иному делу. Не зря ведь говорят, что беспорядок не вокруг нас, а в голове. Именно отсутствие упорядоченности мыслей формирует нехватку времени, поскольку мы частенько попросту не знаем, за что хвататься. Кроме того, на работе ведь не всё решаем исключительно мы. Даже управленец нередко вынужден обращать весьма пристальное внимание на то, как складываются отношения в рабочем коллективе, как поступить, чтобы не повредить нормальному функционированию коллектива, и опять таки, что сделать для избегания цейтнота, который может стать синонимом больших убытков. Чего ж уж тут говорить о рядовых сотрудниках. Которые вынуждены разрываться между обстановкой в коллективе, собственным мнением и распоряжениями начальства. При том, именно распоряжения начальства хочется поставить на дальний план, но, чаще всего, из этого ничего не выходит. Это также может формировать дополнительные факторы риска попадания в жесткий цейтнот. А ведь это недопустимо, поскольку, по примеру шахмат, мы прекрасно можем проследить, насколько опасно попадание в ситуацию, когда времени остаётся очень мало. Прежде всего, такая ситуация приводит к неправильным ходам. В нашем случае их можно назвать неправильными поступками. Это тоже вредит общему уровню производительности коллектива.
Если у Вас есть твёрдое желание избежать рабочего цейтнота, то начните с усвоения нескольких простых советов. К примеру, возьмите себе за правило, что необходимо регулярно устраивать как генеральную, так и локальные уборки. В ходе таких локальных уборок Вы ни в коем случае не должны забывать о выбрасывании накопившегося на столе мусора. Всё не нужное должно отправиться в мусорную корзину, иначе Ваши мысли тоже будут грязнуть в куче однообразных и совершенно ненужных вещей. В наше время компьютер значит никак не меньше деревянного стола с бумагами, ручками и скрепками. Таким образом, не забывайте регулярно проводить ревизию на своём персональном компьютере и стирать всё лишнее. Перебирайте содержимое своей сумки и карманов. Когда Вы определили, что необходимо оставить, то среди этих предметов стоит завести чётко установленный порядок. Именно это поможет тратить меньше времени на поиск той или иной вещицы.
Если Вы не хотите попасть в цейтнот, то стоит завести органайзер. Конечно, прекрасно понятно, что для большинства людей это является крайне сложной задачей, но попробовать всё равно стоит. Многие вообще ленятся записывать свои планы и устремления на бумагу, а некоторые утверждают, что у них прекрасная память и они ничего не забывают. Стоит отметить, что какой бы прекрасной ни была Ваша память, органайзер способен «запомнить» больше. Однако вести учёт своих планов и времени, как правило, бывает очень полезно всем, кто стремится усвоить ключевые навыки успевания выполнения важных дел. На работе органайзер будет очень кстати, но по достоинству оценить все его преимущества Вы сможете только в том случае, если всё-таки не забросите это затею.
Кстати о делах. Помните, что все дела, за которые Вы берётесь, делятся на две категории: первоочередные и второочередные. Первоочередные дела необходимо осуществлять как можно скорее, иначе возникнет нехватка времени. Ну а нехватка времени или цейтнот – это как раз та беда, которая способна вывести из равновесия любого человека. Зачем же допускать такие проблемы, если всё можно решить путём элементарной упорядоченности своих планов и задач. Если перед Вами стоит очень важная задача, то бросайте всё и решайте её.
Не забывайте об облегчении собственной жизни. Действительно успешный человек будет стремиться укрепить свой успех в любой мелочи, не говоря уже о более крупных и важных задачах. Отсюда следует достаточно несложный вывод, основные постулаты которого заключены в необходимости не просто разгружать себя по мере возможности, но иногда и хитрить. К примеру, мелкие дела можно переложить на подчинённых, сославшись на занятость. Если же Вы чувствуете, что по каким-то причинам можете не успеть выполнить свои прямые обязанности, то необходимо включать эгоизм и отказывать в любых просьбах или одолжениях. Помните, что сначала необходимо решить собственные проблемы и только потом браться за чужие, и то, только с тем условием, что они несут для Вас хоть какую-то выгоду, к примеру, должок на будущее. Помогая самим, нам нужно иметь уверенность, что и нам могут ответить добром на добро.
Помните, что предела совершенству нет и быть не может. Не стоит пытаться выполнить каждую из своих задач просто идеально. В таком случае Вы рискуете получить дополнительные проблемы, которые будут заключаться в нехватке того самого времени, которое Вы успели потратить на достаточно бесполезное доведение до блеска того, что в этом совершенно не нуждалось. Если Вы не тратите время на бесполезные вещи, то, скорее всего, вообще не рискуете попасть в жесткий цейтнот или этот риск сведён к минимуму. К тому же, помните, что цейтнот способен накатывать волнами, но рано или поздно он обязательно отступает.
Как не стать жертвой цейтнота на работе?
Ох уж эти квартальные отчеты, завершения проектов, срочная подача документации… все это сваливается в одну кучу и становится причиной огромного стресса, который вряд ли можно считать полезным для организма. Цейтнот на работе – синоним слова “аврал”: вам приходится проводить на рабочем месте по 12-14 часов без выходных. Цейтнот похож на стихийное бедствие, ведь возникает обычно неожиданно и заставляет понервничать всех, даже самых добросовестных работников.
Цейтнот – обычное явление не только для тех, кто трудится в офисе и имеет дело с бумагами и документами. Милиционеры, библиотекари, аптекари, шахтеры и т.п. тоже часто становятся его жертвами. Само же понятие “цейтнот” (zeit – “время”, not – “нужда”) пришло к нам из шахматных турниров. Так гроссмейстеры называют ситуацию, когда для обдумывания хода не остается ни минуты. Врачи, которые работают с шахматистами, убеждены, что именно дефицит времени приводит к нервным срывам у их подопечных.
Цейтнот на работе может быть вызван нехваткой времени из-за обычной привычки откладывать все на последний момент. Также в современном мире бизнеса цейтнот может возникнуть из-за стремительного роста рынка и постоянно увеличивающегося потока информации, изменения законов, курсов валюты и налоговых ставок. Поэтому срочные задания падают как снег на голову, а реагировать нужно немедленно, иначе, как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Перенапряжение, которое вызвано цейтнотом, можно узнать, если вы стали чувствовать, что делаете не то, чего хочется; каждый в день ощущаете нехватку времени; постоянно хотите спать; стали больше обычного курить и употреблять алкоголя; часто конфликтуете в семье; постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью и собой; не испытываете желания, да и не представляете с кем поговорить о своих проблемах; одалживаете деньги, не зная, как будете их отдавать.
Хотя цейтнот – дело сложное, оно – решаемое. Во-первых, постарайтесь относиться к нему, как к чему-то само собой разумеющемуся. Не обращайтесь к шефу с претензиями, что в вашем контракте отсутствует пункт под названием “работа в экстремальных условиях”. Цейтнот был, есть и будет – это закон любого успешного бизнеса. Cохраняйте спокойствие, попробуйте внести порядок в тот хаос, который уже успел натворить в наших делах цейтнот.
Как бы ни странно звучало, но чем больше мы спешим, тем в итоге меньше успеваем. Хватаемся за все сразу, переключаемся с одного задания на другое, а в результате теряем драгоценное время. Поэтому заранее – с вечера или с утра – определите круг задач на день и действуйте согласно ему. По мере решения вопросов отмечайте сделанные дела. Это поможет вам лучше сориентироваться в стрессовой ситуации и не делать лишних движений.
Оградите себя от ненужных встреч и телефонных звонков, не отвлекайтесь на посторонние ситуации, научитесь говорить “нет” решительно и без всяких объяснений. Каждый день наводите порядок на рабочем столе – все лишние бумаги, несвежие газеты и другой мусор – выбрасывайте. Распределяйте работу на всех сотрудников отдела, доверяйте им, нельзя же все делать самому, хотя иногда кажется, что так надежнее.
Начальство, конечно, очень не любит, когда ему сообщают о проблемах. Но вы должны в письменном виде оповестить администрацию, если видите явную угрозу срыва поставленных сроков. А еще лучше – никогда не принимайтесь за работу, если не уверены в том, что выполните ее в предложенные сроки. И не забывайте о том, что для продуктивной работы, вашему организму нужны силы, это – здоровый сон (идеально – 7 часов), полноценное питание и прогулки на свежем воздухе.