церковное золото что это
Церковным лавкам – высококачественные ювелирные изделия из золота!
По статистике, большинство жителей России, которые носят нательные кресты, предпочитают крестики из золота. Но их можно увидеть, да еще в достаточно широком ассортименте, далеко не во всякой церковной лавке. А ведь человек, решивший приобрести дорогой крест или образок из золота, не станет покупать первое попавшееся изделие. Не обретя искомого при храме, он отправится в светский ювелирный магазин… Непросто найти в церковных лавках и обручальные кольца – хотя было бы логично приобретать их именно при храме, готовясь к таинству Венчания.
О перспективах сотрудничества церковных магазинов и ювелирных предприятий нашим читателям рассказал генеральный директор ювелирной компании «Фараон»* Анатолий Владимирович Анохин, который одновременно является помощником настоятеля и ктитором храма Святителя Николая. Предприятие «Фараон» работает с 1993 года. Его дизайнеры создали коллекцию «Православный ювелир», в которую входят золотые кресты, образки, ладанки и обручальные кольца с молитвой. Каждое изделие украшает один или несколько драгоценных камней: бриллиантов, рубинов, сапфиров, изумрудов. Эти изделия охотно закупают ювелирные магазины по всей России и церковные лавки разных епархий.
— Если бы покупатель знал, что он может приобрести качественный и красивый золотой крест в храме, он бы наверняка не пошел за ним в светский магазин?
— Безусловно. Первый крестильный крест, как правило, подарочный, и потому дорогой и по материалу, и по отношению к нему. Приобретая крест в церковной лавке, человек освобождает себя от сомнений, которые возникли бы у него в светском магазине: в канонических ли традициях выполнен крест? Нужно ли его освящать? Из-за существенной разницы торговых наценок между церковной лавкой и светским магазином цена креста в храме значительно ниже.
— Продукция марки «Православный ювелир» пользуется немалым спросом у посетителей церковных и светских ювелирных магазинов. Чем это обусловлено? Разве золото, да еще украшенное драгоценными камнями, доступно для многих?
— Нами предлагается большой ассортимент нательных крестов и образков (250 видов) от маленьких до больших. Самый дешевый крестик, выпускаемый нами, стоит около 2000 рублей.
— За счет чего удается достигать таких невысоких цен?
— Имея маленький вес, крест кажется больше благодаря ажурным узорам. Камни, украшающие его, также невелики. Наш ассортимент дробится по сегментам на экономичные изделия, вещи, рассчитанные на средний бюджет, и более дорогие, которые изготавливаются по более сложной технологии, имеют скульптурные лики, нередко — многоплановые композиции. И, конечно, украшены большим количеством драгоценных камней.
— В коллекции «Православный ювелир» есть обручальные кольца вполне светского дизайна, внутри которых нанесена молитва. На кого они рассчитаны и насколько востребованы?
-Обручальные кольца, имеющие внешний вид современного европейского кольца, внутри которого выгравирована молитва, с удовольствием приобретают верующие люди, работающие и общающиеся в нецерковной среде. Эти кольца красивы, соответствуют высоким эстетическим требованиям, и лишь сами владельцы знают, что это не просто украшение, но святыня.
-Как рождается красота изделий?
— Насколько выгодно храмам развивать торговые точки и увеличивать ассортимент продаваемого товара?
— Очень выгодно! Ведь если церковные лавки будут расширять круг поставщиков, осваивать новые виды продукции, то соответственно вырастут и объёмы продаж, что позволит сделать работу лавки более рентабельной. А вырученные деньги могут способствовать благоукрашению церковного комплекса.
— Есть ли у вас конкуренты?
— Конечно, существуют и другие производители, предлагающие золотые изделия церковной тематики.
Задача нашего предприятия: следить за востребованностью современных изделий, постоянно расширяя ассортимент; изготавливать качественный товар с соблюдением канонических требований; ответственно подходить к ценообразованию; проффесионально работать с клиентами, в том числе и с церковными лавками. Им дано право выбора – у кого покупать продукцию, а наша обязанность – работать по совести, создавая оптимальные условия для сотрудничества.
Беседовала Алина Сергейчук.
Новое в блогах
О золоте церковном и о часах Патриарха
О золоте церковном
Считается, что золото – это эквивалент добра, славы, уважения, любви. Вам, милые дамы, заглянувшие сюда, мужчины цацки дарят? Зачем? Не за этим ли? У древних библейских, бродивших вместе с Моисеем, скиния вообще была из чистого золота. Зачем?
Религиозные учения не жалуют золото. Золото считается воплощением зла; сребролюбие, точнее златолюбие, во многих религиях – это грех. Золотой телец, например, поклонение которому означало отказ от Бога.
В комментариях я приведу стоимость некоторой церковной утвари, облачения священников. Здесь же только сообщу: В Минске изготовлено новое одеяние для патриарха. Оно украшено не только золотой нитью, но и ещё натуральными драгоценными камнями: жемчугом и янтарём. Стоит такой наряд около 2 миллионов рублей. А как же? Патриарх, как уже сказано, – это образ царствующего Христа в церкви и одет он должен быть подобающе.
Итак: долой золото, да здравствует золото! Вот такая диалектика. Прям по Гегелю-Марксу.
О часах патриарха
Из интервью предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла на встрече с журналистом Владимиром Соловьевым:
«Я спросил, а что это за история с часами за 30 тыс. долларов? Патриарх был не в том одеянии, в котором стоят службу, а в повседневном, но монашеском. И у патриарха были часы. Он сказал: «Да, я ношу часы. Вот эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич. Это наши русские часы, недорогие часы с гербом – маленькие, аккуратные часы. А когда я увидел ту фотографию, я никак не мог соотнести, потому что когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы», – процитировал Соловьев слова патриарха на «Вести FM».
«И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял: а ведь это коллаж, – приводит Соловьев слова патриарха. – Но после того как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и поэтому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что да, коробка с такими часами ни разу не надеванными есть, и она лежит. Я с интересом и ужасом стал смотреть, а сколько же стоит ряд подарков, которые мне делали. И когда увидел, подумал: и куда их девать? То есть, конечно, можно их передаривать, но тогда что подумают о патриархе? Как же патриарх живет, если он такие дорогие подарки делает?».
О финансах РПЦ, о «бизнесе» церковном, о доходах священнослужителей я, наверное, выступлю отдельной статьёй. Но, если у вас зудится, можете и сейчас в комментах выложить всё, что «наболело».
Церковное золото что это
16/12/2014
Золото в христианстве
Золото в христианстве
В древности люди ассоциировали золото с красотой и совершенством, называя “золотым веком” эпоху, в которой они были наиболее счастливы. Также золото служило синонимом богатства и идолопоклонства. Известный пример это “золотой телец” из Библии (Исх 32), которому поклонялись евреи как единственному Богу, его разрушил пророк Моисей.
Золото являлось символом солнца, сакральной власти, мудрости, чести и превосходства.
Иконы в Византии писались на золотом фоне, который отражал Божественный свет. Отцы Церкви сделали золото символом Иисуса Христа, познания и света Истины. Золото, на ряду с солнцем – символизировали человеческий разум, который озарило Божественное откровение.
У одного из самых главных столпов Церкви – святого Иоанна (ок. 347—407 н. э.), было прозвище Златоуст.
На рыцарских гербах золото обозначало совершенство и мудрость обновленного Христом человека, которые прошел через мирские испытания и искушения, чтобы проявить в себе образ Божий и воссиять подобно Солнцу.
Магазин “Православные подарки” предлагает вам широкий выбор изделий из золота – вы всегда можете заказать и купить уникальные золотые кольца с псалмами Давида, купить цепь ручной работы из золота, венчальные кольца из желтого и белого золота, а также православные кресты, которые станут прекрасным и значимым подарком для каждого христианина. Эти шедевры христианского ювелирного искусства станут жемчужиной вашей семьи и перейдут по наследству.
Православная Жизнь
Откуда золото в церковной живописи? Почему им сияют святые образы? Действительно ли золотой – главный из цветов? Зачем золотой фон? Верно ли, что чем больше золота в иконе, тем лучше?
Этот благородный, мягкий и пластичный металл отличается красивым теплым блеском и легкостью обработки, он не меняет своих свойств со временем. «Шелк не рвется, булат не сечется, красное золото не ржавеет», – гласит народная мудрость. Если золото тонко выковать, получатся тончайшие листики сусального золота. А если сусальное золото растереть в порошок и добавить связующее, будет золотая краска – золото твореное. Когда лист сусального золота помещается между кусочками стекла и запекается в печи, получается золотая смальта, прочный и долговечный материал для мозаики, который мерцает золотом изнутри. Меняя свою форму, но не художественную ценность, золото украсило церковное искусство, подарив ему нарядность и торжественный блеск.
«Фаюмское наследство»?
Икона является преемницей древнеегипетской живописи первых веков после Рождества Христова – фаюмского портрета (впервые большое количество таких портретов было обнаружено на территории Фаюмского оазиса в Египте). Сохранившиеся портреты чаще всего выполнены в энкаустике (восковыми красками) [1, с. 117]. В этих живописных находках поздней античности есть и золотая партия [2]. (Обширная галерея фаюмских портретов здесь.)
Портрет юноши в золотом венке. Первая половина II в. Египет
Дорогой символ
Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна.
«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» [3].
Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» [4, с. 66].
«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова [5]. А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями [6, с. 164]. Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.
Золотые нимбы
С латыни «нимб» (nimbus) переводится как «туман, облако», а также как сияние. В христианстве нимб – это символ святости [6, с. 163; 7]. Взгляните на то, как синайская икона «Лествица» сверкает в одной плоскости золотым светом, когда лучатся и нимбы, и довлеющий солнечный фон. Таков прием, именуемый «золото на золоте» [8].
Золотой фон
Слово «фон» происходит от французского fond (дно, глубина) [9, с. 193]. Золотой фон выглядит так, будто у него дна нет. Ольга Попова заметила: «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство» [4, с. 66]. Исследовательница обращает внимание на такое явление, как фон «сплошной золотой, даже без линии пола или земли». Далее она продолжает: «Фигура… кажется не имеющей земной тяжести и способной к парению» [4, с. 50]. А мы посмотрим на византийскую икону, где на золотом поле словно возносятся Святитель Афанасий Александрийский и преподобный Антоний Великий.
Ослепительны золотофонные иконы уже упомянутого монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Фигуры сцены Благовещения кажутся прозрачными, легко начертанными поверх пластины из чистого золота. Здесь, как и в синайской «Лествице», золото на золоте блестит. Считается, что в этой изысканной иконе такие символы, как дворец, храм, алтарь, городская стена, башня, врата и райский сад, подразумевают образ Небесного Иерусалима, «путь к которому был открыт в момент Благовещения» [10].
О Небесном Иерусалиме и его художественном воплощении мы еще поговорим, когда коснемся древнего мозаичного искусства в храмовом пространстве.
Золотое письмо
В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.
«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.
Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице. На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона [11].
Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.
Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.
Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.
Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» [12, с. 115].
Золотая мозаика
Ирина Языкова заметила: «…мозаика отражает представление о Небесном Иерусалиме. Небесный Иерусалим в Книге ‟Откровения” Иоанна Богослова ведь описан как город, сложенный из драгоценных камней, чистого золота, прозрачного стекла. Это практически описание мозаики» [13].
Фокус ошеломляющего эффекта мозаики, выложенной из смальты, объясняют несколькими ее особенностями. Дробление смальты дает кусочки разного размера. К тому же колотые фрагменты смальты действуют как преломляющие свет линзы. Замечательно, что мастера-мозаичисты могли выкладывать стеклянные кубики как ровно, так и под углом [14]. Наталья Шередега задается вопросом и отвечает: «Почему они [кубики смальты] вдавлены в грунт под разными углами? Для того чтобы падающий… свет, отражаясь от них, создавал некую особую зону, наполненную сиянием прямо перед фигурами святых. Мы знаем с вами, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах. Все это было на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом» [11]. «Нерушимая стена» киевская, Богородица Оранта в соборе Святой Софии как раз в таком золотом ореоле молитвенно возносит свои руки. Известно, что почти половину всей мозаики в убранстве Софии Киевской составляет именно мозаика золотая. (Подробнее о мозаиках великой Софии Киевской здесь.)
Посмотрите, каким высоким было мастерство автора золотофонного образа Святого Дмитрия Солунского! Большое счастье, что мы можем видеть сегодня этот мозаичный шедевр из древнего киевского собора Михайловского Златоверхого монастыря, ведь в 1935–1936 годах собор был разрушен. Эту и еще несколько мозаик удалось снять со стен храма и перенести на другую основу, перед тем как тот был снесен.
Золота стало меньше. Почему?
Когда православная иконопись двинулась в сторону реалистической живописи, золотое пространство стало вытесняться. Этот процесс охватил все православное искусство, в том числе и на украинских землях. Стоит вспомнить такие слова Владимира Овсийчука: «Древняя поэтичность уступает место реальной повествовательности. Колористическая перемена была закономерной – искусство и наука приближались к реальной жизни, их основным объектом стали природа и человек» [14, с. 465].
Икона «Рождества Христова» из праздничного ряда иконостаса львовской церкви Святой Параскевы Пятницы еще не утратила фонового золота. Здесь и традиционное золочение, и попытка показать окружающий ландшафт в прямой перспективе, а лики – моделировать светотенью.
Людмила Миляева размышляет: «Можно жалеть, что с конца XVI века украинская икона утратила символико-догматичную силу, которая была присуща ей раньше, с ее условными приемами мистического шифра. Но, очевидно, ход истории меняет человека, его восприятие, гамму чувств и струны, которые их вызывают… Глубоко религиозный художник никогда не сможет во время Интернета стать художником средневековья» [16, с. 63].
Насколько способны мы сегодняшние, утомленные и пресыщенные каждодневным визуальным потоком, глубоко воспринять «золотой язык» церковного искусства? Это открытый вопрос. Определенно можно сказать, что золото неизменно. Красивейший материал, вплетенный в «ткань» церковного искусства, не утрачивает своей ценности и благородства со временем, сияя в нимбах, украшениях святых образов и современных иконах Православной Церкви.
Оксана Сьомак
Персоналии:
Князь Евгений Трубецкой – религиозный философ.
Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства.
Ирина Языкова – искусствовед, кандидат культурологии.
Виктор Бычков – доктор философских наук.
Наталья Шередега – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.
Владимир Овсийчук – доктор искусствоведения.
Людмила Миляева – доктор искусствоведения, профессор, специалист в области украинской иконы.
Золотые церковные кольца
Хотя Россия на протяжении многих веков была глубоко православным государством с сильными христианскими традициями, в ХХ веке она на целых 70 лет стала государством, которое всеми силами боролось с любыми проявлениями религии. Все эти годы страна пребывала в состоянии атеизма, «безбожия». На этих принципах выросло два-три поколения.
Но с распадом Советского Союза ушел в небытие и государственный атеизм. Теперь люди, которые и при суровом режиме бережно хранили дорогие сердцу традиции, смогли выражать свою веру открыто. Многие снова потянулись к духовности. Снова люди почувствовали потребность в Таинстве Крещения, стали носить церковные кольца, нательные крестики и иконки.
На православных кольцах выгравирована молитва «Спаси и сохрани». Эти изделия продаются в церквях, а также в специализированных магазинах, их можно заказать также и через интернет-магазин. Носят такие кольца одновременно с нательными крестиками и иконками. Несмотря на это, между этими изделиями есть существенная разница. У них разное предназначение.
В чем же такая популярность церковных колец?
Дело в том, что кольцо всегда считалось любимым оберегом. История этого обычая уходит корнями еще в каменный век, то есть к истокам самой человеческой цивилизации. Археологи до сих пор находят костяные кольца, возраст которых совпадает с эпохой палеолита. В эпоху неолита носили уже каменные колечки. В бронзовом веке, научившись обрабатывать металлы, люди стали выплавлять и носить кольца из бронзы. В те времена, скорее всего, кольца носили как опознавательные знаки. По такому кольцу можно было сразу определить, к какому племени принадлежит человек, какой он занимает статус. Именно о таких кольцах рассказывает древний индийский эпос, который относится к одиннадцатому веку до новой эры. В Древнем Египте представители знати использовали перстни-печатки. Такой перстень представлял собой печать на проволочном кольце, которую носили на пальце. Позднее подобные кольца носили римляне, греки, этруски и др. Современные золотые церковные кольца «Спаси и сохрани» бережно хранят в себе вековые традиции прошлого. История этого кольца как украшения такая же древняя, как и история всей человеческой цивилизации.
Существенно отличался материал, из которого делались кольца. По материалу, из которого было изготовлено кольцо, можно было определить положение человека в обществе. В Риме, в период республики, золотые кольца носили только сенаторы и их всадники. Простые всадники носили только железные кольца. Когда Рим был империей, золотые кольца могли носить все свободнорожденные, а вольноотпущенные носили серебряные. В Древней Руси кольца носили абсолютно все – от крестьянина до князя. Жительницы городов носили золотые перстни, которые украшались различными изображениями. Крестьянки в основном носили кольца из меди, украшенные геометрическим рисунком.
Во все времена люди глубоко верили в магическую силу кольца. В древности оно было символом солнца, света. Было такое поверье, что венчальное кольцо может помочь женщине при родах, в этот момент его держали перед роженицей. Во многих странах мира кольцо является обязательным свадебным ритуалом. Еще древние индусы, римляне, германцы обменивались кольцами во время свадебного обряда. До сих пор кольцо – символ нерушимости и прочности связи. Человек, который носит кольцо, защищен от напастей и бед, от нечистой силы. Таким образом, кольцо выполняет функцию оберега.
Золотые церковные кольца, на которых выгравирована молитва «Спаси и сохрани», повторяют такие же слова, написанные на нательном крестике. Церковные кольца с выгравированной молитвой привлекают своей формой – людям нравится носить кольца. Когда человек посмотрит на православное кольцо, на выгравированные церковной вязью слова, то обретает уверенность, что все будет хорошо и Бог его не оставит.