церемониальная магия что это
Церемониальная магия
Избранные Коэны
Друзья Сен-Мартена
Рыцари Благодетели Святого Града
Орден Мартинистов Папюса
Каббалистический Орден Розы†Креста
Орден Розы и Креста
Гностические церкви
«Инициация» · «Вуаль Исиды» · «Изида»
Церемониальная магия, также известная как Высшая магия, является широким термином, используемым в контексте герметизма или Западного эзотеризма для описания различных длительных, тщательно продуманных и сложных магических ритуалов. Церемониальная магия называется так по той причине, что включает в себя церемонии и разнообразные необходимые магические инструменты, призванные способствовать практику в его работе. Церемониальную магию можно рассматривать как расширение ритуальной магии, а в большинстве случаев они являются синонимами. Будучи развитой на основе гримуаров и тайных инструкций Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли Орденом Мартинистов Папюса, она была популяризирована Герметическим Орденом Золотой Зари. Церемониальная Магия имеет отношение к таким школам философской и оккультной мысли, как Христианская каббала, Герметическая каббала, Енохианская магия, а также к различным магическим гримуарам, Эзотерическому христианству, Таро.
Содержание
Магия эпохи Ренессанса
Термин церемониальная магия ведет свое происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века, и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса, а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии.
Возрождение
С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.
Фрэнсис Барретт
Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале, и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари, а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.
Элифас Леви
Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном. Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie, и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, ее Доктрина и Ритуал».
В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.
Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро, и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.
Папюс
Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.
Герметический Орден Золотой Зари
Герметический Орден Золотой Зари — магический орден, существовавший в конце XIX — начале XX века, члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века. Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.
Магические инструменты
Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии» Элифаса Леви, и после этого — уже у Папюса, Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом.
В книге «Трактат Практической Магии» Папюса [4] (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль [5] в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На жертвеннике размещаются курильница и магическая лампа. Жертвенник представляет собой новый глиняный очаг, а магическая лампа составляется из семи цветных стекол, соответствующих цветам семи древних планет.
Для сохранения различных магических инструментов Папюс предлагает использовать маленький шкаф, покрытый внутри белой материей, установленный по левую сторону от алтаря, «всегда закрытый от нескромных взглядов».
Гримуары
Гримуар — это книга, содержащая магическое руководство. Данные книги, как правило, содержат предписания по инвокации ангелов или демонов, дивинации, а также получению магических сил, и имели распространение по всей Европе начиная со Средневековья.
Зачастую маги подвергались преследованию христианской церкви, и потому их записи хранились в тайне, чтобы их владелец не был сожжен на костре. Такие книги содержат астрологические соответствия, классификации ангелов и демонов, указания по использованию магических формул и заклинаний, сведения по изготовлению микстур, вызову астральных сущностей, а также изготовлению талисманов. Магические книги в любом контексте, а в особенности книги магических заклинаний, также называются гримуарами.
Енохианская Магия
Енохианская магия является христианской системой церемониальной магии, основанной на эвокации Енохианских духов, и ведет свое начало от записей Доктора Джона Ди и Эдварда Келли, утверждавших, что получили данную систему непосредственно от Енохианских Ангелов. В дневнике Джона Ди содержится Енохианский алфавит, а также таблица соответствий для него. В записях утверждается, что Енохианская магия содержит в себе тайны, заключавшиеся в апокрифической Книге Еноха.
Что такое ритуальная магия?
Что собой представляет ритуальная магия? Это особое направление в магическом учении, в основе которого лежит проведение обрядов и ритуалов. Список методик и практик бесконечен – и каждый маг считает свое направление самым правильным и верным. Но единого мнения о воздействии магии на жизнь человека до сих пор не существует.
В первую очередь необходимо упомянуть о взаимодействии с существами из других миров и измерений. Именно благодаря контакту с потусторонними реальностями мы имеем возможность изменять нити своей судьбы. Все виды ритуальной магии используют различные обряды. Выбор зависит от желаемой цели. Чтобы присоединиться к магическому сообществу, недостаточно начать заниматься волшебством. Для этого необходимы знания и умения.
Для чего применяется ритуальная магия?
Основы ритуальной магии основаны на проведении особых обрядов. Именно ритуал является главным инструментом этого волшебства. Каждая церемония направлена на достижение определенной цели. Главные области применения магического направления следующие:
Что же собой представляет ритуал? Это традиционная методика, которая помогает решить любую поставленную задачу – какой бы сложной она ни была бы. Все магические процедуры и манипуляции требуют выполнения определенного перечня действий. В итоге маг получает нужный ему результат, но это возможно только при условии, что все рекомендации и правила были соблюдены.
Некоторые люди относятся к магическому миру с иронией, и проводят ритуалы шутки ради. В таком случае любая волшебная практика (даже самая безобидная) может иметь негативные последствия. И все это происходит или из-за незнания, или из-за неопытности, или из-за отсутствия необходимого набора знаний. Никогда не пользуйтесь колдовством лишь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство.
Если вы думаете, что проведете ритуал и тут же получите желаемое, то вы глубоко ошибаетесь. Ритуальное действие – это не более, чем вспомогательное средство. На протяжении всего процесса маг должен быть спокоен, уравновешен и полностью уверен в успешном результате. Он на интуитивном уровне посылает сигнал в бесконечные просторы Вселенной – и в итоге цель достигнута. От позиции проводящего обряд и от его настроя зависит абсолютно все.
Вот небольшой пример.
Вы приняли решение провести денежный обряд, чтобы улучшить свое материальное положение. И сделали все правильно, следуя рекомендациям. А на следующий день вы направились в кабинет к своему начальнику и напрямую сказали о своем желании – уверенно и не сбиваясь. Вы подключили все силы, чтобы прийти к цели как можно быстрее – и магические, и бытовые. Поверьте, в ближайшем будущем начальник предложит вам или новую должность, или повысит зарплату, или выпишет хорошую премию. Вывод таков: положительный эффект был достигнут путем воздействия на различные жизненные аспекты.
Каждый обряд влияет на сознание и подсознание мага, улучшает работу мозга, налаживает нервную системы, укрепляет мышление. Во время занятия вы фокусируетесь на конечной цели и постепенно обучаетесь правильно концентрироваться.
Важно понимать, что магия ритуалов ни в коем случае не заменяет активные действия человека. Каждая ситуация требует от нас принятия определенных решений. И не думайте, что, использование волшебных инструментов позволит вам избежать этого момента.
Запомните, чтобы вознестись на пьедестал победителя, используйте сочетание магических и бытовых методик. И не плавайте в мире иллюзий. Изучите, что собой представляет ритуал и какова его стандартная структура. Когда вы начнете понимать все тонкости и разбираться в них, сможете с легкостью практиковаться и изменять цели.
Сам по себе ритуал состоит из двух частей: неизменной и изменяемой. В первую нельзя вмешиваться, а вторая – индивидуальна. Кстати, по этому поводу уже очень давно ведутся споры. Существует две позиции относительно ритуальной магии:
Отсутствие необходимых знаний и непонимание происходящего снижает эффективность выполняемых действий или вовсе аннулирует их.
Перед самим ритуалов вы должны правильно настроиться. Представьте конкретный результат – детали в данном случае приветствуются.
Инструменты в ритуальной магии
Для подготовительного этапа к ритуальному процессу, как и к самому ритуалу, потребуется приложить не только моральные усилия – вам не обойти стороной и материальную сторону вопроса.
Первая задача, которую нужно решить, — это место проведения обряда. После этого вы должны очистить рабочий участок от мусора и от плохой энергетики. Позаботьтесь о том, чтобы во время священного действия вам не ничего не помешало.
Рекомендую почитать:
Магия ритуалов – это достаточно тонкая наука. Для нее подходят закрытые безлюдные пространства. И прежде, чем вы определитесь с участком, выясните несколько важных моментов:
Из вышеперечисленного становится ясно, что данный вопрос имеет определяющее значение, а вот что касается специальной ритуальной одежды – здесь мнения магов разнятся.
Большинство профессионалов склоняются к тому, что облачение не имеет никакого влияния на исход церемонии. Безусловно, это не означает, что вы можете проводить священный обряд в порванных штанах или грязной рубашке – будьте опрятны и чисты.
Почему некоторые маги используют широкие балахоны и накидки? Это помогает правильно сконцентрироваться и на время забыть о мирских проблемах. А специальная символика создает церемониальную атмосферу. Поэтому в этом вопросе каждый сам для себя решает, как ему одеваться.
Не утихают споры и о перечне ритуальных инструментов. Стандартный набор включает в себя список из четырех элементов. Это символично, так как олицетворяет четыре природные стихии – воздух, воду, огонь и землю. Пятая сила – а именно дух – воплощается в самом исполнителе.
Итак, к инструментам относят:
Это основа ритуала – жезл собирает всю необходимую энергию в единый шар и направляет ее в нужное русло. Он олицетворяет все желания и требования мага.
Широко применяется в магических кругах. Это выражение чувств человека, его интуиция, внутреннее Я.
Ритуальные ножи для магии – это ключи в другие миры. Они помогают докопаться до самой глубокой истины, отворить двери в таинственные уголки подсознания и удержать энергию.
Физический символ, который выступает поддержкой для мага. Ведь для того, чтобы справиться с вызванными духами или привлеченной энергией, вам потребуются не только высокие знания, но и физическая подготовка.
Мы перечислили четыре основных инструмента. Некоторые виды ритуальной магии используют еще и дополнительную атрибутику – в этом случае решение всегда остается за исполнителем.
Изначально свечи использовались в качестве освещения, но со временем было выяснено, что их особое пламя обладает волшебными свойствами. Магия свечей помогает правильно настроиться, забыть о всех проблемах и быстрее связаться с другими мирами.
Очищают помещения от дурной энергетики, от негатива и зла, а также работают над созданием соответствующей атмосферы. В некоторых обрядах применяются для того, чтобы проецировать образы.
Тихая мелодия играет роль психологического фактора, а звук колокольчика оповещает о начале и конце обрядов.
Мифы о ритуальной магии
Новички в магических делах порой имеют несколько неправильное представление обо аспектах и реалиях жизни настоящего волшебника. Главная причина всех существующих мифов – это художественная литература и кино.
Все мы неоднократно видели фильмы, в которых колдуны и маги представлены всесильными личностями, способные одним лишь взглядом победить врага. Насмотревшись подобных картин, у некоторых людей пробуждается сильный интерес ко всему сверхъестественному и необычному.
А на деле, столкнувшись с реальными энергетическими силами, приходит разочарование.
Рекомендую почитать:
Следующий фактор воздействия – мнение скептиков и магов-самоучек. Первые всегда высмеивают все колдовские чары, а вторые думают, что знают абсолютно все и даже больше.
Совокупность обрывочных знаний, сомнительные источники информации, слишком бурная фантазия – все это приводит к развитию и распространению заблуждений. Многие представители данной группы утверждают, что не все обряды полезны, а некоторые напрямую ведут к смерти. Притом, все эти умозаключения не подтверждены ни единым фактом.
И еще одна группа, распространяющая мифы о магии ритуалов, — это неуверенные в себе волшебники. В процессе работы они иногда сами не понимают, что происходит, поэтому пытаются заполнить все свои проколы полным бессмыслием – ненужная символика, повторение одних и тех же действий, чрезмерное использование благовоний и дыма.
Некоторые жизненные примеры, кроме как улыбки на лице, ничего другого вызвать не могут.
Одна женщина пыталась вернуть чувства своего супруга, используя обручальное кольцо. И желала она это сделать, не снимая украшение с пальца мужа. Чтобы добиться эффекта она хотела пропустить сквозь колечко (приготовьтесь!) собственную мочу. Разве не смешно?
Как научиться магическим ритуалам
Чтобы перед вами открылся мир таинственной магии, вам нужно тщательно изучать все необходимые материалы и усердно практиковаться. Без теории вы не освоите практические занятия, а без практики – не сможете как следует познакомиться с предметом.
Статья в тему:
Не ленитесь – терпение прежде всего. Также не обойтись без настоящего желания обучиться волшебству. Если вы решили просто развлечься и попробовать что-то новое, даже не начинайте – можете навлечь на себя кучу неприятностей.
Практикуйтесь в ежедневных обрядах и в сезонных ритуалах, пробуйте читать различные заговоры и заклинания. И со временем вы приобретете необходимый опыт. Вы научитесь общаться с потусторонними существами, взывать к энергиям стихий природы, воздействовать на события. В самом начале вашего пути будет лучше обратиться к наставнику – он и советом поможет и на ошибки укажет.
Алена Головина — белая ведунья, магистр Космоэнергетики, автор сайта «МАГиЯ»
Интересное по теме:
Понравилось то что прочитали? Поделитесь с друзьями!
Отличия церемониальной магии от ритуальной
Ритуальная магия очень отличается от церемониальной, хоть этого и не заметно с первого раза
Содержание
ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ:
ОБРЯД, обряда, м. Церемония, чин; ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущ. культового характера. Обряд венчания. Обряды католической церкви. Плач и причитанья встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.
ЦЕРЕМОНИЯ, церемонии, ж. (от латин. саегеmonia, букв. почтение, благоговение). Торжественное совершение чего-н., обряд по установленным правилам. Церемония бракосочетания. Погребальная церемония. Церемония прощания с умершим. Церемония встречи. Церемония поднятия государственного флага, Церемония вручения государственных наград.
В БОГОСЛОВИИ:
В ИСТОРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ:
Возможно, вы не уловили разницу между ОБРЯДОВОЙ, РИТУАЛЬНОЙ И ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЙ МАГИЕЙ. Некоторые даже используют их как синонимы.
РАЗЛИЧИЯ
В вербальной магии ключом для запуска заранее составленной программы служит слово, заговор, молитва.
Преимущества магической группы:
Это не значит, что наличие группы автоматически гарантирует успех вашей магической работы. Маг может лучше контролировать психо-магическую энергию, чем иная группа. Но в группе существуют проблемы иного рода: личностная психология, психологическая несовместимость. Некоторые стремятся взять на себя руководящую роль, некоторые стремятся изменить группу так, чтобы она отвечала их собственным представлениям. К проблемам группы можно отнести и следующие. Например: многие группы называют себя Розенкрейцеровскими и утверждают, что только они являются истинными. Остальные группы, по их мнению, заблуждаются. В эти споры могут вовлекаться и те члены групп, которые не желают принимать в них участие.
Подчас многое зависит от социального уровня членов. Разница в социальном положении может неблагоприятно сказаться на межличностных отношениях и служить причиной отказа в приеме в такую группу кого-либо. Следовательно, члены группы сначала должны установить отношения на социальном уровне прежде чем на эмпирическом. У группы должен быть узкий круг друзей. Некоторые маги утверждают, что максимальное число членов магической группы не должно быть больше тринадцати.
Цель членов магической группы должна быть одной и той же. Не должно быть скрытых целей.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
Алистер Кроули. Церемониальная магия с точки зрения посвященного
Человека, который изучает литературу по магии и сам при этом не вполне глуп (ох и редко же встречается такое сочетание!), изрядно веселит обывательская критика, направленная против оплота этой науки. Понятно, что в детстве нам западает в душу не только буквальная вера в Библию, но и глубокое доверие к тому, о чем повествует «Альф лайла ва-лайла»[1], и что исцеление приходит только с отрочеством; но в пылу и запале нарождающейся зрелости слишком велико бывает искушение отринуть напрочь эти классические источники и, не задумываясь, зачислить их оба в одну и ту же категорию — в разряд документов, интересных лишь с точки зрения фольклора и антропологии, и не более.
И даже обнаружив, что из Библии — при условии глубокого и кропотливого изучения — можно извлечь каббалистические тайны поистине космического масштаба и значимости, мы (не исключая и счастливых обладателей достоверного бёртоновского издания[2]) не торопимся применить то же условие оправдания ко второму из упомянутых источников.
Таким образом, на мою долю остается вновь возвести «Альф лайла ва-лайла» на ее законный пьедестал.
Я не собираюсь отрицать объективную реальность «магических» явлений: если это и иллюзии, то ничуть не менее реальные, чем многие факты обыденной жизни, не вызывающие у нас сомнений; и, по примеру Герберта Спенсера[3], мы вправе утверждать, что по крайней мере какая-то причина у них имеется[4].
Итак, положим этот факт в основу нашего рассуждения. В чем причина моей иллюзии, заключающейся в том, что я вижу духа в треугольнике Искусства?
И дилетант, и компетентный психолог ответят одно и то же: «Причина — в вашем мозге».
В Англии (по закону об образовании) детей учат, что Вселенная пребывает в бесконечном Пространстве; в Индии детей учат, что она пребывает в акаше, и это — то же самое.
Европейцы, решившие пойти немного дальше, узнают из Фихте, что феноменальная Вселенная есть порождение Эго; индийцам, равно как и европейцам, обучающимся у индийских гуру, сообщают, что под акашей подразумевается чит-акаша[5]. Чит-акаша находится в области «третьего глаза», то есть в мозге. Приняв гипотезу многомерности пространства, мы сможем согласовать этот постулат с Реализмом[6]; но все эти хлопоты нам ни к чему.
В известной нам Вселенной все чувственные впечатления зависят от мозговых процессов[7]; следовательно, иллюзии — которые, в конечном счете, являются такими же чувственными впечатлениями, как и «реальные вещи», — приходится включить в ту же категорию «явлений, зависящих от мозговых процессов».
Однако магические явления выделяются в особый подкласс, поскольку они не спонтанны, а обусловлены волей и возникают вследствие неких «реальных» явлений, составляющих так называемые операции церемониальной магии.
1) зрение (круг, квадрат, треугольник, сосуды, светильники, облачения, орудия и т.д.);
3) обоняние (благовония);
4) вкус (Святые Дары);
5) осязание (см. пункт 1);
6) сознание (все вышеупомянутые предметы и размышления об их значении).
Необычные впечатления (1—5) вызывают необычные мозговые процессы, поскольку совокупный итог их (6) также необычен. Следовательно, необычным оказывается и обратный перенос последнего в мир так называемых реальных явлений.
В этом и состоит реальность операций церемониальной магии и их результатов[8], и данное оправдание я считаю вполне достаточным, при условии что под «результатами» здесь понимаются только явления, воспринимаемые самим магом: явление духа, беседа с ним, возможные неприятные последствия неосторожности и так далее, вплоть до экстаза, с одной стороны, и смерти или безумия — с другой.
Но возможно ли, спросите вы, достичь результатов, описанных в этой нашей книге — «Гоэтии»? И если да, то неужели же я могу дать подобным случаям хоть какое-то рациональное объяснение? Не может этого быть!
Еще и как может — и сейчас я это сделаю.
Духи, описанные в «Гоэтии», — это участки человеческого мозга.
Следовательно, их печати (проекция куба, о которой говорит Спенсер[9]) представляют средства стимуляции или регулировки соответствующих участков (через посредство зрения).
Божественные имена — это вибрации, долженствующие установить:
а) общий контроль над мозгом (активизация функций, относящихся к тонкому миру);
б) более узконаправленный контроль над мозгом (в соответствии с рангом или классом, к которому принадлежит Дух);
в) контроль над каким-либо одним избранным участком мозга (имя Духа)[10].
Благовония воздействуют через обоняние. Сфера влияния каждого данного благовония, как правило, довольно обширна, однако известны соответствия благовоний буквам алфавита, при помощи которых можно составить каббалистическую формулу, заключающую в себя имя Духа.
Вдаваться далее в рассмотрение подобных нюансов я не стану; умный читатель без труда подхватит общую идею и заполнит лакуны самостоятельно.
Итак, если я повторяю вслед за Соломоном:
«Дух Кимиерис (Cimieries) обучает логике»[11],
— то я имею в виду следующее:
«Те участки моего мозга, которые отвечают за способность к логическому мышлению, можно стимулировать и развить, выполняя процедуру под названием “Призывание Кимиериса”»[12].
А это уже — чисто материалистическое и рациональное утверждение; оно совершенно не зависит от вопроса о реальном существовании духовных иерархий. Философии по этому поводу сказать нечего, а Науке остается лишь отложить окончательный вердикт до того времени, когда выдвинутая гипотеза будет подвергнута точному и методичному исследованию по всем правилам.
Но, к сожалению, остановиться на этом мы не можем. Соломон утверждает, что при помощи гоэтических Духов можно 1) получать информацию разного рода; 2) уничтожать врагов; 3) понимать язык животных; 4) добывать сокровища; 5) исцелять болезни и так далее. Перечисленные пять возможностей я выбрал произвольно; разъяснить остальные не позволит ограниченный объем настоящего эссе.
1) Извлечение фактов из подсознания.
2) Здесь мы сталкиваемся с интересной особенностью. Благородные средства, на первый взгляд, вступают в противоречие с низменными целями ритуала. Но за последними скрываются возвышенные истины. «Уничтожить наших врагов» — значит, осознать иллюзию двойственности и пробудить в себе сострадание. (Ах, мистер Уэйт[13]! мир Магии — это зеркало, и если кто-то видит в нем гнусную рожу, то сам он точно таков же).
3) Наблюдательный естествоиспытатель способен извлечь немало информации из звуков, издаваемых животными, которых он долго изучал. Даже ребенок понимает разницу между кошачьим мяуканьем и мурлыканьем. Эту способность можно в значительной степени развить.
4) Можно стимулировать деловые качества.
5) Подчиняясь сигналам, идущим от мозга, организм может восстанавливать утраченную работоспособность и возвращать в норму поврежденные ткани.
Так же обстоит дело и с прочими феноменами, перечисленными в «Гоэтии». Среди них не найдется ни одного по-настоящему чудесного и необъяснимого.
Таким образом, то, что мы называем Церемониальной Магией, сводится к совокупности тонких, хотя и несомненно практичных, психологических экспериментов, и тому, кто проводит их с толком, результатов бояться не следует.
Лично мне вполне хватает того здоровья, богатства и способностей к логическому мышлению, что у меня уже имеются; чего у меня нет, так это времени. «Лев на дороге!»[14]. Я не нахожу для себя пользы в этих практиках; но ради тех, кому повезло меньше, я открываю их миру и сопровождаю настоящим объяснением и оправданием.
Я надеюсь, что благодаря этому объяснению многие ученики, которые до сих пор терпели неудачу из-за чисто юношеской объективности в подходе к данному вопросу, наконец добьются искомых результатов; и что это оправдание убедит наших недоверчивых мужей науки, что предметом их исследований должен стать не bacillus, но baculum[15], — что малое должно уступить место великому; а насколько последнее велико, начинаешь понимать лишь тогда, когда осознаешь, что этот жезл тождествен махалингаму[16], вдоль которого Брахма мчался в одну сторону на протяжении 84 тысяч махакальп, преодолевая за секунду 84 тысячи йоджан, а Вишну — в другую, со скоростью 84 тысячи кроров йоджан в секунду, и так на протяжении 84 тысяч кроров махакальп[17], но ни тот, ни другой, так и не добрался до конца.
Фойерс, Северная Британия, июль 1903 года.
ПРИМЕЧАНИЕ [Алистера Кроули]
Здесь я намеревался уделить немного внимания той, с позволения сказать, редакции «Гоэтии», которую А.Э. Уэйт опубликовал в своей «Книге черной магии».
Но взглянув на это издание свежим взглядом и увидев перед собой низкопробную журналистскую поделку двадцать пятого сорта, какая не сделала бы чести и школьнику, я отказался от своего первоначального намерения — мне просто стало противно. Могу отметить только, что печатный станок был явно испорчен, а о качестве прорисовки печатей не приходится и говорить. И, пожалуй, приведу один конкретный пример. На стр. 202 г-н Уэйт замечает:
«Об этом» (то есть о том, что составитель «Лемегетона» был знаком с Новым Заветом) «свидетельствуют упоминания о Святых Животных Апокалипсиса в “Третьем заклинании”».
Таких упоминаний нет!
Во «Втором заклинании» — я, так и быть, поправлю ляпсус г-на Уэйта, — есть упоминание о Святых Животных; упоминание о них же имеется в Апокалипсисе.
А теперь посмотрим, к чему приводит подобная аргументация.
Книга Паралипоменон (дата неизвестна) упоминает о царе Соломоне.
Г-н Уэйт (в 1898 году) упоминает о царе Соломоне.
Следовательно, автор Книги Паралипоменон был знаком с книгой г-на Уэйта[18].
Нам остается лишь выразить автору Книги Паралипоменон свои соболезнования.
Перевод с англ. © Анна Блейз
© Thelema.RU
[1] «Тысяча и одна ночь». — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.
[2] Полный английский перевод сказок «Тысяча и одной ночи», выполненный выдающимся английским путешественником, этнографом, лингвистом, писателем, поэтом и переводчиком Ричардом Бёртоном (1821—1890). По-видимому, Кроули подразумевает первое издание этого перевода (Бенарес, 1885—1888 гг.); 12-томное лондонское переиздание 1894-го года было подвергнуто цензуре и содержит купюры.
[3] Герберт Спенсер (1820—1903) — английский ученый и философ-позитивист. Главный его философский труд, «Основные начала», содержит тезис о том, что наличие Непознаваемого есть свидетельство существования первопричин всего происходящего, недоступных интеллекту.
[4] Между прочим, этот же аргумент, только доведенный до крайности, — пожалуй, самый главный из тех, что мы можем противопоставить теориям адвайтистов. — Примеч. А.Кроули.
[5] Санскр. букв. «пространство сознания».
[6] Подразумевается теологический реализм — подход, согласно которому универсалии существуют до и вне отдельных вещей, в форме Божественных замыслов.
[7] Мысли — выделения мозга (Вейсман), Сознание — функция мозга (Гексли). — Примеч. А.Кроули.
Август Вейсман (1834—1914) — немецкий зоолог и сторонник эволюционного учения Ч. Дарвина; придерживался механистического понимания жизненных процессов. Гексли, Томас Генри (1825—1895) — английский зоолог, популяризатор науки и сторонник эволюционной теории Ч. Дарвина; изобретатель термина «агностицизм». — Примеч. перев.
[8] Не считая того, что она служит эффективным средством достижения сосредоточенности. Читатель, интересующийся этим предметом, может обратиться к моему эссе «Берешит». — Примеч. А.Кроули.
[9] Спенсер проводит аналогию между свойствами Непознаваемого и отображениями его в нашем сознании, с одной стороны, и соотношением между геометрическими свойствами куба и его проекции на боковой поверхности цилиндра — с другой.
[10] В рукописи этого эссе, хранящейся в Исследовательском центре гуманитарных наук Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине, здесь добавлено: «(посредством слуха)».
[11] Кимейес (Cimeies), 66-й дух «Гоэтии».
[12] В рукописи далее следует фраза на неизвестном языке: «hamkitnakhabai-ka-kajay-logis-batkatamashakartahamlekh-mangta».
[13] Очень способный поэт. Он составил «Книгу черной магии и договоров с дьяволом», унизив и опорочив в ней предмет ее рассмотрения. — Примеч. А.Кроули.
[14] Притч. 26:13: «Ленивец говорит: “лев на дороге! лев на площадях”».
[15] Bacillus — здесь: «бацилла» (лат. букв. «палочка»); baculum — здесь: магический жезл (лат. букв. «палка, посох»).
[16] Фаллос Шивы-Разрушителя. Он действительно тождествен «Срединному столпу» каббалистического «Древа Жизни». — Примеч. А.Кроули.
[17] Махакальпа (санскр.) — в индуизме: великий эон, охватывающий собою существование вселенной; исчисляется миллиардами лет; йоджана — древнеиндийская мера длины, составляющая около 13,8 км; крор (хинди) — 10 миллионов.
[18] Не говоря уже о том, что, если Святые Животные [англ. Living Creatures — букв. «живые существа»] существуют в действительности — как о том свидетельствует само их название, — то данный способ аргументации позволяет пойти еще дальше:
— в «Ригведе»,
— в Ветхом Завете,
— в «Полносодержательном британоведении»
— и в «Мече песни»
Следовательно, все перечисленные книги восходят к общему литературному источнику.
Впрочем, среди тех, кто знать не знает никаких таких Животных и ни разу в жизни не собирал даже четверку в бридже, рассуждения г-на Уэйта пройдут на «ура». — Примеч. А.Кроули.
«Полносодержательное британоведение» — вымышленная книга, ссылки на которую использовали английские писатели Эдвард В. Лукас (1868—1938) и Чарльз Л. Грейвс (1856—1944) в своей книге «В ожидании мудрости» (1902) — пародии на грандиозную рекламную кампанию, которой сопровождалось новой издание энциклопедии «Британника» в начале XX века.
«Меч песни» — сборник стихотворений Алистера Кроули, впервые опубликованный в 1904 году.