целевая аудитория сайта что это
Целевая аудитория сайта: что это и как ее определить?
Целевая аудитория — это группа людей, объединенная по общему признаку, на которую направлено рекламное мероприятие. Как правило, эта аудитория заинтересована в продукте или он может быть интересен данной группе лиц.
Что такое целевая аудитория и для чего она нужна
Как правило целевая аудитория —это группа пользователей на которую направлены рекламные материалы или она заинтересована в продукции компании или же являются частью воронки продаж.
Пример №1
Салон красоты специализирующийся на женских прическах и маникюре.
Пример №2
Рекламная кампания, направленная на привлечение покупателей, имеющих дисконтную карту магазина.
Пример №3
Сайт по продаже различной техники запускает рекламную кампанию для действующих клиентов на мультиварки.
Разновидности целевой аудитории
Существует 2 основных вида ЦА, среди которых:
Примером можно считать продажу игрушечных изделий, где основная ЦА это дети, а их родители побочная.
Также можно логически разделить аудиторию на 2 подтипа:
Например, интерес к мультиваркам это широкая аудитория, а вот интерес к мультиваркам Redmond уже узкая аудитория.
Основные метрики целевой аудитории сайта
Как определить целевую аудиторию сайта
Анкетирование
Первый и наиболее дорогостоящий способ является исследования, направленные на выявление интереса к продукту у групп людей, а также желание сделать покупку.
Интервьюирование
Второй метод сбора целевой аудитории — это опрос действующих клиентов и создание собирательного образа основной группы покупателей.
Через счетчики и аналитические инструменты
Позволяет подобрать аудиторию на основе статистических данных. В этом случае разбирать аудиторию придется отдельно в каждой системе, так как Google и Яндекс, считают возраст, пол и многие другие факторы на основе собственных алгоритмов. Примеры:
Яндекс.Метрика
Достаточно установить Яндекс.Метрику, после чего посетить отчеты по демографическим данным, например, пол:
Google Analytics
После установки Google Analytics можно получить полную статистику по аудитории, используя отчет «Аудитория». Например, увидеть Языки и страну в «Обзоре».
ВКонтакте
Пиксель ВКонтакте не дает полного доступа к статике посетителей, но позволяет таргетировать на нее рекламные кампании для повторных покупок.
Facebook Pixel также позволяет лишь таргетироваться по интересам и демографическим данных в рекламных аккаунтах, но без доступа к данным пользователей.
Яндекс.Аудитории
Ознакомившись с возможностями сервиса можно направить рекламную кампанию в Яндекс.Директ.
Google Trends
Дает данные о поисковых запросах в поиске Google, регионах и интересах пользователей по всему миру.
Yandex Wordstat
Позволяет получить статистику по поисковым запросам в Яндексе, в том числе по географическим данным.
Как провести анализ и использовать данные целевой аудитории сайта
В Google Рекламе
Можно сделать корректировки по:
В Яндекс.Директ
Дает возможность таргетировать рекламу по:
В рекламе ВКонтакте
В рекламе Facebook и Instagram
Здесь можно задать:
Как увеличить прибыль и узнать все о Целевой Аудитории своего сайта
Вот она — феерическая расстановка точек над понятием «целевая аудитория». Из статьи вы узнаете, что такое целевая аудитория, как определить свою целевую аудиторию, сегментировать рынок и составить профиль ЦА.
Почему так важно знать аудиторию в лицо?
Простой и наглядный пример:
Допустим, вы продаете обувь для бальных танцев. Вы можете встать на оживленном перекрестке и предлагать свой товар каждому встречному. И надеяться на авось, что кто-нибудь заинтересуется и купит.
Скорее всего вы окажетесь умнее и предложите туфли, к примеру, участникам турнира по бальным танцам. Или разместите рекламу во Дворце Спорта. Продажи пойдут ощутимо быстрее. Все потому, что вы разместили рекламу с высоким аффинити индексом. А что такое affinity index и что значит целевая аудитория на самом деле, вы узнаете чуть ниже.
Попадание в целевую аудиторию обеспечивает успех и процветание бизнесу. Когда вы знаете своего клиента в лицо, знаете его потребности и привычки, то вам не составит труда определить стратегию рекламной кампании.
А незнание своей ЦА, либо неправильное, слишком размытое, определение целевой аудитории обрекает товар на провал. И ведет к раздуванию бюджетов на рекламу, а значит снижению рентабельности бизнеса.
Что такое целевая аудитория?
Минутка теории, чтобы сразу договориться, как мы понимаем понятие «целевая аудитория».
Дадим определение:
Целевая аудитория (на английском — target audience, target group) — «это совокупность реальных и потенциальных потребителей товара или услуги, которые готовы изменить свои предпочтения в пользу данного товара или услуги под воздействием маркетинговых мер».
Вспомните Пелевинский пример определения таргет-группы:
… по мнению маркетологов с Мэдисон авеню, целевая аудитория Пепси в 90-е должна была идентифицировать себя с успешной обезьяной на джипе.
Не удивляйтесь, если где-нибудь встретите определение «целевая группа». Это синоним целевой аудитории.
Еще один ответ вопрос «что такое целевая аудитория?»: это группа людей, на которую направлены все маркетинговые коммуникации бренда.
И для сравнения. Вот какое определение дает Википедия:
«Целевая аудитория — это термин, используемый в маркетинге или рекламе для обозначения группы людей, объединённых общими признаками, или объединённой ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами (например, работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящие очки)».
Как определить свою целевую аудиторию?
Рис. 1. Почему в нише больших плюшевых медведей женщины — это основная целевая аудитория, а мужчины — косвенная? Хотя приобретают медведей именно представители сильного пола. Ответ — ниже.
Когда мы в агентстве задаем клиентам вопрос «Кто ваша целевая аудитория?», то в 99% случаев получаем ответ — «нуу… это платежеспособные мужчины и женщины 15-35 лет». Это описание целевой аудитории никуда не годится! Ориентироваться на такую группу персонажей практически то же самое, что целиться пальцем в небо. Поэтому выбор целевой аудитории — не такое простое мероприятие, как кажется на первый взгляд.
Сердце целевой аудитории — ядро. Сюда входят самые активные потребители товара или услуги, они приносят компании (или принесут в будущем) большую часть прибыли и самый большой объем продаж.
Начните выявление целевой аудитории с классификации:
К этой категории относятся люди, которые решают покупать товар или нет. Именно на эту часть ЦА направлены основные силы рекламной кампании.
Косвенная ЦА также может участвовать в процессе продажи, не являясь при этом «локомотивом» совершения покупки. Соответственно эта часть группы обладает меньшим приоритетом при планировании рекламной кампании.
Таким образом, ориентироваться можно как на потребителей продукта, так и на его покупателей. Как вы понимаете, это не одно и то же.
Виды целевой аудитории
Еще важно учитывать ваши типы целевой аудитории. Это может быть:
Если ваши клиенты — конечные потребители (b2c), то вам придется сложнее. Причина в том, что сфера b2b считается более стабильной (исключение — острые кризисные периоды), в ней не так заметны колебания спроса.
В секторе b2b легко оценить емкость рынка, а также размер целевой аудитории: информация, кто является целевой аудиторией, находится в открытом доступе. В рекламных сообщениях для бизнес-сегмента нужно учитывать, что товар, скорее всего, приобретается ответственным лицом для нужд компании или для перепродажи.
Параметры целевой аудитории в сфере b2c сильно подвержены внешнему воздействию. На рынке появляются новые инновационные продукты, тренды, меняется экономическая и политическая ситуация; и все это влияет на поведение пользователей. В секторе b2c маркетологам необходимо очень чутко прислушиваться к малейшим колебаниям спроса на рынке и корректировать данные о ЦА.
В рекламе для b2c-сектора важно учитывать, что продукт приобретается, в первую очередь, для личного пользования.
Сегментирование целевой аудитории
Для определения целевой аудитории проводится сегментация (выделение) участка рынка.
«Сегментация (кластеризация) – разделение клиентов на группы со схожими свойствами, выявление групповых потребностей и формирование предложения, ориентированного на целевой сегмент.»
Для сегментирования целевой аудитории можно использовать методику «5W» Марка Шеррингтона. Это наиболее популярный метод определения целевой аудитории и психологических характеристик, присущих потенциальным покупателям.
Сегментация рынка проводится по пяти вопросам:
Простой вариант таблицы:
Рис.2. Таблица для анализа целевой аудитории по Шеррингтону. В примере в качестве товара выступает обычная питьевая вода.
Результаты сегментирования выявят целевой сегмент рынка. Потребители, входящие в него, и будут целевой аудиторией вашего товара или услуги.
Таблица целевой аудитории может быть расширена. Таким образом можно заодно проанализировать конкурентов.
Таким образом, сегментирование целевой аудитории позволяет создавать более персонализированную рекламу для персонажей из разных сегментов и создавать более целевые посадочные страницы или «быстрые» лендинги на шаблоне из Tilda. Основное преимущество этого метода определения целевой аудитории — презентация товара или услуги, отталкиваясь от запросов ЦА, с учетом ее поведения, желаний и образа жизни.
Как составить портрет целевой аудитории?
Более точно описать ЦА поможет точная характеристика целевой аудитории. Для старта составьте портрет (или профиль) целевой аудитории по простой схеме:
Поздравляю, теперь вы знаете, как составить портрет вашей целевой аудитории! Фото и коллажи персонажей, кстати, тоже полезно использовать для визуализации своей ЦА.
Многие крупные рекламные агентства подкрепляют исследование целевой аудитории фотографией самого яркого представителя группы.
Описание целевой аудитории пример:
Рис. 3. На первый взгляд, целевая аудитория колец для помолвки премиум класса — состоятельные мужчины от 28 лет и выше. Однако, это описание можно неплохо расширить, а также добавить женскую аудиторию.
Услуга — кольца для помолвки премиум-класса.
Первое описание целевой аудитории, которое приходит в голову: состоятельные мужчины от 18 до 45 лет;
Более подробное и правильное описание целевой аудитории:
Привлечение целевой аудитории
Из этой главы вы узнаете, какими средствами можно оказать воздействие на целевую аудиторию вашей компании.
Вы узнали, как определить и описать вашу целевую аудиторию. Значит настала пора подумать, как целевой пользователь должен отреагировать на вашу рекламу.
Самый очевидная реакция — это покупка рекламируемого товара. Но не все так просто. Оформленная сделка — это результат далеко не одного касания и долгих размышлений клиента.
До момента принятия решения ваш клиент проходит через ряд обязательных этапов:
Персонажи вашей целевой аудитории могут находиться на любом из этих этапов. Вы можете так планировать коммуникации с клиентом, чтобы захватывать их только на определенном этапе. И в идеале провести за руку по всем этапам до совершения покупки.
Например, на этапе появления осведомленности, вы можете видеть много рекламы, в которой звучит название продукта (вспомните первые ролики тарифа «Просто для общения»), но без описания и характеристик. На этом этапе достаточно, чтобы ЦА просто запомнила название нового товара.
Целевая аудитория в интернет-маркетинге
Рис. 4. Пример разделения 2 потоков целевой аудитории на лендинге: частники, которые заказывают услугу для себя, и сотрудники крупных компаний, которые заказывают демонтаж для нужд компании.
Поговорим, как привлечь целевую аудиторию силами интернет-маркетинга. Для этого можно использовать все многообразие каналов для «ловли» целевой аудитории интернет-рекламы:
Продвижение в сети стоит начать с анализа. Ведь у каждого канала продвижения, будь то Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Яндекс.Директ, своя целевая аудитория.
Например, рекламировать «щебень оптом» в Instagram — плохая идея. Клиенты привыкли проводить в соцсетях свободное время и готовы покупать там товары в основном для личных нужд. Например, реклама обручальных колец и других ювелирных изделий показывает неплохой результат именно в соцсетях. А щебень оптом покупают менеджеры, сидя на рабочем месте, с 9 и до 7 часов.
Вот и настал момент рассказать про Affinity Index (Aff, Афинити-индекс или индекс соответствия). Он показывает соответствие выбранного рекламного канала по отношению к целевой аудитории. И существенно влияет на эффективность рекламной кампании и стоимость контакта с целевой аудиторией.
Вернемся к щебню. Например, у рекламы этого товара в Instagram будет низкий индекс соответствия, а у рекламы этого же щебня, но с 9 до 7 часов по рабочим дням и в Яндекс.Директ — индекс будет гораздо выше.
В интернет-маркетинге существует специальный инструмент — таргетинг (или таргетирование). Таргетинг позволяет работать только с той целевой аудиторией, которая имеет определенные характеристики, и показывать рекламу только выбранной группе людей.
Как итог:
На этапе разработки стратегии рекламной кампании имеет смысл ставить определение и анализ целевой аудитории на первое место. Не пытайтесь забыть про это, отложить на потом и т.д. — такое отношение к своим клиентам может обернуться потерей и времени, и средств.
Гораздо правильнее (и приятнее) повернуться к своим реальным и потенциальным клиентам лицом, учесть проблемы и потребности целевой аудитории, понять ценности, которыми они живут. При таком подходе ответная реакция не заставит себя ждать.
Как анализировать целевую аудиторию сайта и зачем это нужно в SMM
Объясняем, как понять, какие пользователи чаще всего посещают сайт компании, и как применить эту информацию в SMM и таргетированной рекламе.
Для чего нужен анализ целевой аудитории сайта в SMM
Посетители сайта почти наверняка имеют аккаунт в социальных сетях. Анализ целевой аудитории поможет таргетологу или SMM-специалисту узнать:
Особенно важно анализировать целевую аудиторию сайта, когда социальные сети компании только запустились или ведутся нерегулярно. Сделать это вы можете бесплатно в сервисе веб-аналитики Яндекс.Метрика.
Автор статей по SMM, практикующий таргетолог, в прошлом — продакт-менеджер диджитал-проектов.
Из чего состоит отчёт в сервисе Яндекс.Метрика
В любом отчете в Яндекс.Метрике есть фильтры, настройки для графического представления информации и табличные блоки. Разберёмся, куда смотреть, чтобы найти в отчёте нужные данные.
Фильтры — в верхней части. Здесь вы можете выбрать период, за который надо сформировать отчёт, сегменты (например время на сайте, трафик с мобильных устройств), источники визитов (например социальные сети) и другие параметры.
Рекомендую выставлять период от одного до трёх месяцев. Этот промежуток, по моему опыту, лучше всего подходит, чтобы увидеть актуальную целевую аудиторию.
Если вы выставите период меньше месяца, то данных может быть недостаточно или они будут искажены. Например, если в последнее время запускалась реклама с трафиком на сайт на определённую аудиторию (например, на женщин 25–35 лет), то эта же аудитория и попадёт в отчёт.
Если вы будете использовать промежуток более трёх месяцев, то информация может оказаться устаревшей.
Графический блок — здесь вы можете выбрать отображение отчёта в виде карты, графиков или диаграмм.
Табличный блок отчёта состоит из следующих столбцов:
В табличном блоке вы можете применять фильтры для каждого столбца: например, отображать пользователей, которые провели на сайте не менее одной минуты, или пользователей с количеством отказов не более 10% и другие.
Чтобы настроить фильтр, нажмите на кнопку треугольника, расположенную под названием столбца, выберите нужный параметр и нажмите на кнопку «Применить»:
Если в сервисе Яндекс.Метрика у вас предварительно настроены цели, то вы можете посмотреть статистику по каждой из них.
Цель — это любое действие посетителей сайта: например, просмотр определённых страниц, заполнение форм, оформление заказа, добавление товара в корзину.
Рассмотрим, какие отчёты Яндекс.Метрики пригодятся SMM-специалисту.
Где живёт аудитория сайта
Чтобы проанализировать, пользователи каких регионов заходят на сайт компании, откройте раздел Стандартные отчёты — Аудитория — География:
В графическом отчёте вы сможете увидеть карту покрытия, которая наглядно покажет, пользователи каких регионов чаще всего заходили на ваш сайт. Зелёным выделены регионы, из которых пришло больше всего пользователей. Красным — меньше всего.
Если компания работает только на территории России, в карте покрытия выберите пункт «Россия».
Нажмите на верхнюю строчку столбца «Визиты» — сервис отсортирует по возрастанию регионы, жители которых посетили ваш сайт. Таким же способом отфильтруйте данные в остальных столбцах и проанализируйте процент отказов по каждому региону, глубину просмотра и время на сайте.
При анализе я чаще всего ориентируюсь на последние два параметра, так как они показывают, какая аудитория наиболее заинтересована.
Если компания работает в пределах своего региона и вам нужно оценить, пользователям каких городов наиболее интересна ваша продукция, нажмите на плюсик слева от названия — раскроется список городов, относящихся к региону.
Например, пиццерия планирует запускать таргетированную рекламу с предложением бесплатной доставки в пригороды Санкт-Петербурга, если заказ оформлен на сайте. Оцените, пользователи каких городов чаще всего посещают ваш сайт, и настройте таргетированную рекламу на них, упомяните в оффере название города, например: «Закажите пиццу на сайте. Доставка в Гатчину бесплатно!»
В отчёте «География» в столбце «Время на сайте» вы также можете увидеть, сколько времени в среднем провели на сайте жители каждого региона. Обычно я выставляю фильтр «Больше одной минуты», чтобы отсечь наименее заинтересованные регионы:
Если в вашем аккаунте Яндекс.Метрики создана цель «Добавление товара в корзину», вы можете проанализировать, пользователи каких городов чаще всего добавляют товары в корзину. Используйте эту информацию в таргетированной рекламе — настройтесь на пользователей социальных сетей только из этих городов. С большой вероятностью эта аудитория покажет лучший результат по сравнению с другими.
Какие интересы у целевой аудитории
Чтобы проанализировать интересы пользователей сайта, вам необходимо зайти в раздел Стандартные отчёты — Аудитория — Долгосрочные интересы:
Яндекс.Метрика не детализирует интересы пользователей, распределяя их по крупным блокам: развлечение и досуг, финансы, образование, строительство, отдых и путешествия.
Нажмите на плюсик слева от выбранного интереса — раскроется список категорий, из которых состоят интересы.
Самые популярные интересы используйте при настройке таргетированной рекламы — укажите их в рекламном кабинете социальной сети.
Например, можно запустить рекламные объявления на три целевые аудитории с интересами: музыка, книги, кино. Также, опираясь на информацию об интересах пользователей из Яндекс.Метрики, вы можете придумывать темы для постов в аккаунте или сообществе социальной сети. Например, если ваша компания занимается обучением иностранным языкам, вы можете писать о том, какие книги или фильмы помогут в этом.
Демографические данные
В отчёте по демографическим данным пользователей вы можете посмотреть возраст и пол аудитории.
Отчёт делит пользователей на следующие группы:
Учитывайте возраст пользователей сайта при настройке таргетированной рекламы в социальных сетях! Если вы запускаете рекламу на детей до 18 лет, помните о тех, кто за них платит. В самом рекламном объявлении должна быть размещена информация как для детей, так и для их родителей.
Например, в рекламе курсов по рисованию вы можете показать детям, какие картины они будут рисовать через полгода. А родителям — сообщить, как творчество и самореализация влияют на развитие ребёнка.
В отчете «Пол» вы увидите, пользователи какого пола чаще всего посещают ваш сайт или какую-то его страницу, заполняют форму или совершают на сайте любые другие действия.
Из примеров выше видно, что ваша целевая аудитория — это женщины, они чаще заходят на ваш сайт и добавляют товары в корзину. Соответственно, вам нужно настраивать таргетированную рекламу в социальных сетях с трафиком на сайт на женскую аудиторию. Если в вашем случае один пол преобладает незначительно (например, 45% мужчины, 55% женщины), то при таргетированной рекламе пол учитывать не стоит.
Посещаемость сайта по времени суток
Чтобы проанализировать, в какое время суток пользователи заходят на сайт компании, вам необходимо открыть раздел Стандартные отчёты — Аудитория — Посещаемость по времени суток.
Удобнее всего смотреть время посещения в виде диаграммы. На рисунке стрелкой показано, как переключиться на этот режим.
Установите цель «Добавление в корзину» и отсортируйте данные по значению «Конверсия». Конверсия — это визит, при котором была достигнута цель (например, заполнение формы). В сервисе Яндекс.Метрика цель измеряется в процентах: например, если было совершено 100 визитов, а заполнил форму один пользователь, то конверсия будет 1%.
Сервис в порядке возрастания покажет, в какое время пользователи чаще всего добавляли товар в корзину.
В таблице вы можете посмотреть подробную информацию о целевых визитах, отказах, глубине просмотра и другие параметры.
Это один из самых важных, на мой взгляд, отчётов. Он позволяет узнать, в какое время суток пользователи чаще всего посещают сайт и делают там заказы. Эту информацию важно использовать в таргетированной рекламе, если, например, у вас ограничен бюджет и вы хотите потратить его максимально эффективно.
Например, если цель рекламной кампании в социальной сети — заказы, то нужно посмотреть, когда чаще всего пользователи заказывают товар на сайте, и запустить показ рекламы в это время.
Устройства, операционные системы и браузеры
Устройства, операционные системы и браузеры пользователей сайта доступны в Стандартные отчёты — Технологии — Браузеры / Операционные системы / Устройства:
Данные о браузерах пользователей доступны в разделе Стандартные отчёты — Технологии — Браузеры. Здесь вы увидите, с каких браузеров пользователи чаще всего посещали сайт, какую-то его страницу, заполняли форму или совершали заказ.
Вы можете использовать эти данные в настройках таргетированной рекламы. Например, исключив из таргетинговой рекламы пользователей тех браузеров, которые проводят на сайте меньше всего времени.
Данные об операционных системах пользователей, которые посещали сайт, доступны в разделе Стандартные отчёты — Технологии — Операционные системы. Здесь вы увидите, какие операционные системы установлены на устройствах пользователей.
Например, вы можете запустить рекламное объявление и настроиться на пользователей тех операционных систем, которые чаще всего посещают ваш сайт.
Данные о типах устройств, которые использовали пользователи сайта, доступны в разделе Стандартные отчёты — Технологии — Устройства. Здесь вы увидите, с каких устройств пользователи чаще всего посещали сайт, какую-то его страницу, заполняли форму или совершали заказ.
Чтобы посмотреть производителей смартфонов, с которых чаще всего приходили пользователи, нажмите на плюсик слева от названия.
Откроется список производителей телефонов:
При настройке таргетированной рекламы в социальных сетях с трафиком на сайт проанализируйте, с каких устройств, операционных систем и браузеров чаще всего заходили пользователи сайта или добавляли товар в корзину. Вы можете выбрать несколько параметров (например, операционные системы iOS и Android) и провести A/В-тестирование. То есть запустить два одинаковых рекламных объявления на пользователей устройств Apple и Android и посмотреть, пользователи с какими операционными системами чаще всего заказывают товар. И в дальнейшем настраивать рекламу на пользователей с этими операционными системами.
Рекомендации по таргетированной рекламе
Подведём итоги, как именно Яндекс.Метрика поможет при настройке таргетированной рекламы. Проанализируйте:
Заключение
Анализ пользователей сайта поможет определить, в каком стиле и на какие темы общаться с подписчиками социальной сети. Выбирать нужные сегменты целевой аудитории, запускать и тестировать рекламные кампании вы научитесь на курсе «SMM-маркетолог от А до Я».