«Де́тский мир» (с 2015 года — «Центральный детский магазин на Лубянке») — здание универсального магазина для детей и юношества, построенное в 1953—1957 годах в центре Москвы, на площади Дзержинского (с 1990 года — Лубянская площадь) по проекту архитектора Алексея Душкина (соавторы И. М. Потрубач и Г. Г. Аквилев, инженер Л. М. Глиэр)[1] на месте снесённого Лубянского пассажа, над станцией метро глубокого заложения «Дзержинская» (с 1990 года — «Лубянка»).
Магазин, открытый 6 июня 1957 года, стал самым большим детским магазином в СССР и первым торговым сооружением, сделанным по мировым стандартам.
В 2005 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального уровня. В 2006 году собственник здания «Галс-Девелопмент» объявил о его реконструкции. Невзирая на охранный статус, дозволяющий лишь реставрационные работы и запрещающий новое строительство в зонах объектов культурного наследия, 1 июля 2008 года торговый комплекс закрылся на реконструкцию, в результате которой от исторического памятника остался лишь внешний периметр стен, внутреннее архитектурное решение и интерьеры были полностью утрачены.
Открыт вновь 31 марта 2015 года под вывеской «Центральный детский магазин (ЦДМ) на Лубянке» ввиду того, что историческое название принадлежит прежнему собственнику здания, торговой сети «Детский мир».
«Детский мир» строился в несколько очередей. Здание три раза перепроектировали, меняли техзадание, архитектору Алексею Душкину добавляли новые объемы строительства (фото 1955 г.)
Главный детский магазин СССР стал экспериментальным объектом, до этого здания площадью 1 га не строили. Обычно проектировали внутренний двор, чтобы конструкции «играли» (на фото площадь Дзержинского, 1975 г.)
Самая большая в мире двухъярусная карусель, бронзовые торшеры, атриум и миллионы игрушек – старый «Детский мир» был символом счастливого детства в СССР.
«Детский мир» шесть лет простоял затянутым строительной сеткой. Его закрыли на реконструкцию 1 июля 2008 г. 26 декабря 2014 г. было получено разрешение на ввод ЦДМ в эксплуатацию (фото 2014 г.)
Общая площадь здания после реконструкции – 73 000 кв. м (было 54 000 кв. м), из них торговых – 35 000 кв. м. Нижний этаж сохранил колоннаду, на втором этаже остались балюстрады с торшерами.
Архитектор нового проекта ЦДМ Павел Андреев предложил сделать атриум той же площади и той же прямоугольной формы, как и в старом магазине (на фото крыша атриума).
В ЦДМ установлены самые большие часы в мире: действующий механизм достигает размеров 6 х 7 м. Часы заводятся один раз в 100 лет. Их разработкой и установкой занимались инженеры завода «Ракета».
Механизм часов весит 4,5 т и состоит из 5000 деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана, покрытых золотом. Длина маятника – 13 м, диаметр балансового анкерного колеса – 4 м
Главный атриум украшен витражами – копиями картин художника Ивана Билибина, чьи иллюстрации к сказкам знакомы всем с детства: «Василиса Прекрасная», «Жар-птица» и др.
Магистраль непрерывного движения планируется организовать на основе существующих улиц и проспектов, а также строительство новых объектов дорожной сети.
По предварительной информации ЦДМ пройдет по следующим дорогам: Богатырский пр., 2-Муринский пр., пр. Непокоренных, Шафировский пр., Индустриальный пр., пр. Большевиков, Ивановская ул., пр. Славы, Ленинский пр.
Составляющие
Название
Тип
Состояние
Период
Подземный переход на пересечении пр.Большевиков и ул.Коллонтай у станции метро Проспект Большевиков
Подземный переход на пересечении пр. Славы и Будапештской ул.
Подземный переход на пересечении пр.Славы и Белградской ул.
Подземный переход под Ленинским пр. в районе ж.-д. станции Ленинский проспект.
Подземный переход на пересечении Ленинского пр. с пр.Народного Ополчения
Подземный переход через Народную ул. у домов 65, 68
Подземный переход на пересечении Коломяжского пр. и пр. Испытателей у станции метро Пионерская
Транспортная развязка на Богатырском проспекте
Подземный переход через Ленинский пр. на пересечении с Московским пр.
Завершение формирования Богатырского пр.
Строительство продолжения Индустриального проспекта
Транспортная развязка на Индустриальном проспекте
Реконструкция Светлановской пл. с устройством проездов в разных уровнях
Транспортная развязка на Российском проспекте
Реконструкция пл. Мужества
Пресса
29.09.2009 Новый участок Богатырского проспекта между проспектами Коломяжским и Испытателей откроют в ноябре 2009г. Все строительные работы завершат до 31 октября. Источник: Карповка.нет
18.09.2007 Началась «пробивка» Богатырского пр. до пр. Испытателей. На строительной площадке появился информационный плакат. Завершение запланировано на июль 2008 года.
Хотите что-нибудь поменять на этой странице? Неактульная информация? У Вас есть схемы, которые должны быть здесь? Напишите свои предложения Администрации сайта и мы их обязательно рассмотрим. Ссылки на источник информации очень приветствуются.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — транспортная система Санкт-Петербурга, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Проходит через Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский районы Санкт-Петербурга. ЦДМ включает в себя следующие улицы:
На своём протяжении ЦДМ пересекает следующие железнодорожные направления:
ЦДМ следует через следующие мосты и виадуки: Невский путепровод, Володарский мост и прочие.
Перспективы
В соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга до 2025 года на ЦДМ планируется организовать непрерывное движение: расширить дорожное полотно, соорудить развязки, организовать подземные пешеходные переходы и реконструировать мосты и виадуки [1]
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Центральная Дуговая Магистраль» в других словарях:
Центральная дуговая магистраль — (ЦДМ) транспортная система Санкт Петербурга, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Проходит через Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский, Невский, Красногвардейский, Калининский, Выборгский и… … Википедия
ЦДМ — Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) транспортная система Санкт Петербурга, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Проходит через Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский районы Санкт… … Википедия
Российский проспект — Санкт Петербург Общая информация Район города Невский Исторический район Севернее улицы Новосёлов Протяжённость 1380 м Ширина 21 28 м Ближайшие станции метро … Википедия
ЦДМ — центральная дуговая магистраль Источник: http://www.dp.ru/lastnumber.php?number=1601&id rub=18#18 ЦДМ Центральный детский магазин на Лубянке, в Москве, бывший Детский мир Москва ЦДМ центр доказательной медицины мед … Словарь сокращений и аббревиатур
Прохладная улица (Москва) — Прохладная улица Москва … Википедия
Здесь раньше лес шумел. История Светлановской площади в Петербурге
Сегодня трудно представить, что нынешняя Светлановская площадь, перегруженная транспортными потоками, могла выглядеть так. Репродукция. ФОТО автора
В 1929 году возле завода устроили трамвайное кольцо, положившее основу нынешней площади. Однако долгое время все здесь было больше похоже на пригород: деревянные дома, окруженные высокими деревьями. И лишь рельсы, проложенные по булыжной мостовой, напоминали о том, что это все-таки город.
В том, что находится в центре площади, работал Ленинградский радиополитехникум. Кадры он ковал в первую очередь для «Светланы».
В правой части кадра едва виднеется край деревянной часовни иконы Божией Матери «Утоли моя печали», построенной в разгар Первой мировой по проекту архитектора А. А. Бибера. Относилась она к Арзамасскому Алексеевскому женскому монастырю Нижегородской епархии, подворье которого находилось в районе нынешней Светлановской площади.
Строительство часовни затянулось, и она была освящена лишь в октябре 1918 года. В 1930 году ее переделали в «Ленинский уголок», а в блокадное лихолетье в ней помещался эвакопункт. По воспоминаниям старожила Маргариты Павловны Васильевой, люди прозвали часовню «маленьким домиком» и долго помнили, как здесь их возвращали к жизни. Бывшую часовню разобрали в начале 1960-х годов, по мере строительства новых домов, однако в 2008 году при проведении здесь строительных работ был обнаружен ее фундамент.
Светлановская площадь издавна служила центром притяжения жителей: здесь находился одноименный рынок, сюда из-за Поклонной горы приезжали молочницы с бидонами. Во время блокады здесь, как и в других местах города, меняли продукты на вещи. Рынок просуществовал до начала 1970-х годов, когда к площади со стороны новостроек Комендантского аэродрома пробили проспект Испытателей. Тогда рынок перевели в специально построенные для него корпуса на Торжковской улице, и по новому адресу он и стал называться.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6443) от 13.03.2020 под заголовком «Площадь у кольца».
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
История универмага
Здание выросло на месте целого квартала, состоящего из нескольких зданий, в которые входил также Лубянский пассаж. Сложившийся исторический ансамбль торговых рядов в 1953-1954 годах был снесен.
Автором проекта будущего магазина стал известный архитектор сталинской эпохи Алексей Душкин. Он был одним из тех, кто создавал новый облик Москвы.
Город сносился и отстраивался заново, чтобы стать символом победы советской власти.
Центральный детский мир тоже должен был играть роль идеологического символа успешной советской торговли и достатка.
Строительство Детского мира шло в сжатые сроки и при явном дефиците бюджета, качественных строительных материалов и квалифицированных мастеров. Об этом свидетельствуют разносортный кирпич в составе стен, повторное использование кирпича, оставшегося после разборки старых зданий, непрофессиональная кладка стен и ошибки в возведении несущих конструкций и перекрытий здания. Кроме того, по свидетельству родственников архитектора, решение о привлечении А. Душкина к этому проекту вызвало бурю протестов в архитектурной среде, что также не могло не повлиять на качество строительства здания. Однако, несмотря на все сложности, архитектор успел к сроку, и Детский мир появился на Лубянской площади, став символом уже эпохи Хрущева.
О расцвете Детского мира на Лубянке остались воспоминания поколения 60-х, 70-х и немного 80-х годов двадцатого столетия.
Все запомнили вкусное мороженое, огромные настенные часы с боем и двигающимися фигурками (которые появились не сразу, а уже во время работы магазина), игрушки и школьную форму, купленную здесь когда-то, новогоднюю елку, карусель, огромные очереди, давку, духоту и многочисленные прилавки, к которым было трудно пробиться.
Детский мир был единственным в своем роде магазином детских товаров, где в эпоху тотального дефицита можно было найти и купить все, отстояв в очередях.
В 1990-х магазин начал терять свое очарование. Многие москвичи вспоминают, как в центральном зале располагался автомобильный салон, ряд помещений заняли структуры, не имеющие отношения к детским товарам: интернет-магазин, банк и прочие компании.
В конструкции здания, имеющего большую площадь и расположенного на неровном рельефе, на разных фундаментах, появились признаки деформации.
Начались разговоры о необходимости его полной реконструкции. Здание перестало соответствовать нормам и требованиям безопасности.
В 2008 году Центральный детский мир был закрыт на реконструкцию. Проект будущего магазина, существовавший на тот момент, предусматривал полную реорганизацию внутреннего пространства здания: новые планировки, новый атриум в форме воронки, новый круглый стеклянный купол. В 2011 году, после длительных дебатов и обсуждений проекта в прессе, компания-девелопер отказалась от прежней концепции с целью сохранения исторической конфигурации центрального зала и полного воссоздания памятного интерьера. Это решение было поддержано властями и одобрено акционером. В начале 2012 года после работ по укреплению внешних стен здания компания приступила к частичной разборке внутренних аварийных конструкций во избежание внезапных обрушений металлической кровли центрального зала, которая могла не выдержать очередной снежной зимы.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы