царствие небесное что это значит

Царствие небесное что это значит

Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Источник

Что такое Царство Небесное?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Когда Христос говорит о Царствии Небесном, все понимают, что речь не о материальном небе, тем более, что в другом месте о Царствии Небесном сказано «внутрь вас есть». Почему же, когда читают о сотворении неба и земли в книге Бытия, или о сотворении новых неба и земли в Откровении Иоанна Богослова, все считают, что речь идёт о материальных небе и земле?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

царствие небесное что это значит. 12312208 894639087298904 1355227767 n e1449068886739. царствие небесное что это значит фото. царствие небесное что это значит-12312208 894639087298904 1355227767 n e1449068886739. картинка царствие небесное что это значит. картинка 12312208 894639087298904 1355227767 n e1449068886739. Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Уважаемый Александр, такого разброса мнений не стоит пугаться. Вспомните, что и в обычной жизни мы не всегда употребляем слова в их первом значении. Например, «дом» может означать и собственно здание дома, и квартиру как жилище конкретного человека или семьи, и саму семью (дом Романовых). «Очаг» может значить и собственно очаг, на котором готовится еда, и дом (домашний очаг). Носителю языка или человеку, который хорошо знает язык, нетрудно понять, что имеет в виду говорящий или пишущий. С Писанием сложнее, поэтому мы обращаемся к толкователям, которые стремятся раскрыть нам все смыслы библейских фраз и выражений для полноты понимания.

И вы знаете, «небо и земля» из Книги Бытия или Откровения по мнению некоторых толкователей обозначают не просто то небо и ту землю, которые мы с вами видим.

В Книге Бытия небо и земля — как названия двух противоположных «полюсов» мира — могут обозначать всю вселенную (см. Пс. 101:26; Ис. 65:17; Иер. 23:24; Зах. 5:9).

Некоторые толкователи (Феоф. Ант., Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин, и др.) говорят, что «небо» может обозначать мир невидимый (Ангелов), а земля — мир видимый.

Вы говорите, вероятно, об этой цитате из Откровения: «И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).

Главное, о чем тут идет речь — обновление всего мироздания. Опять же, можно толковать «небо и землю» здесь и как синоним слова вселенная, и как действительно новые небо и землю, но что это такое, все равно от нас сокрыто.

Как видите, тут апостол Иоанн Богослов не описывает, какие именно эти земля и небо, а говорит просто «новые». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим, то есть другими, а какими — мы не знаем. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», — говорит святитель Григорий Нисский.

«В мировом пожаре, — пишет блаженный Августин, — уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти» [«О граде Божием» 10:16].

Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Божией благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21) — это выражение, которое обозначает как раз не некоторое пространство, а состояние человека. «Царствие небесное — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это выражение обозначает Самого Христа. и это созвучно тому, что есть семитское выражение в котором «небеса» заменяют имя Божие.

И далее процитирую толкование, которое дает святитель Лука Крымский, в нем есть и о пространстве, и о состоянии человека:

«Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог.

Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух.

Такое Царствие Божие не приходит внезапно, не приходит заметным образом по громкому воззванию трубы. Царствие Божие — это тихое, мирное, незаметное вхождение Духа Святого в сердца человеческие.

Такие святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские уже при жизни были в Царствии Божием, в их сердцах обитал Дух Святой, для них уже здесь на земле началось светлое Царствие Божие».

Источник

Царствие Божие и Царствие Небесное согласно Библии

Царствие Небесное надо отличать от Царствия Божьего, но не всегда. Царство Небесное присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Господа. Оно означает земное 1000-е Царство, когда Небо будет править землёю. Мат.6:10
Царствие Божье внутри человека есть постоянное присутствие Духа Святого у верующего человека. Однако это словосочетание употребляется и в ином смысле слов Иисуса Христа, к фарисеям. См. Лука 17:20-21. Привожу Толкование Лопухина:

Также интересно Толкование Лопухина к стихам: Мат. 6:10 и 3:2 » да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небе, и на земле.» В греч. только слова расставлены иначе, но смысл одинаков. Слова: «как на небе, так и на земле» могут относиться ко всем трем первым прошениям. Много рассуждений встречается у экзегетов по поводу слов: «да приидет Царствие Твое». Какое царствие? Некоторые относят это выражение к концу мира и понимают исключительно в так наз. эсхатологическом смысле; т. е. думают, что Христос здесь научил нас молиться о том, чтобы скорее совершился страшный суд и настало Царство Божие в «воскресение праведных», с погублением злых людей и вообще всякого зла. Другие оспаривают это мнение и утверждают, что второе и третье прошение имеют между собою близкую связь — воля Божия исполняется тогда когда приходит Царствие Божие; и, наоборот, наступление Царства Божия есть необходимое условие для исполнения воли Божией. Но к третьему прошению прибавлено: как на небе, и на земле. След., здесь говорится о царстве земном, в отличие от небесного. Очевидно, небесные отношения служат здесь просто образом для земных отношений и притом одновременных. Это, во всяком случае, лучшее объяснение. Христос едва ли говорил здесь о далеком будущем, в эсхатологическом смысле. Наступление на земле Царства Божия есть медленный процесс, подразумевающий постоянное усовершенствование человека, как нравственного существа в нравственной жизни. Момент, когда человек сознал себя, как нравственное существо, был уже сам по себе наступлением Царства Божия.
Далее, евреям, которым говорил Христос, было известно продолжение и развитие Царства Божия из их предшествующей истории, при постоянных неудачах и препятствиях со стороны зла. Царство Божие есть владычество Бога, когда законы, данные Им, получают все больше и больше силы, значения и уважения среди людей. Этот идеал осуществим в здешней жизни, и об осуществлении его научил нас молиться Христос. «Да приидёт Царствие Твоё; дабудет воля Твоя и на земле, как на небе» Мат 6:10
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Мат 3:2 Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое царство ( с людьми находился Христос), которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение.» Мат 3:2.

Источник

Царство Божие (Небесное)

«…покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное»
( Мф.4:17 )

Ца́рство Бо́жие 1) — Цар­ство Небес­ное, область оби­та­ния свет­лых анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых (людей); 2) Цер­ковь Хри­стова; 3) дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа в уве­ро­вав­шем в Иисуса Христа чело­веке; 4) (иногда) весь мир, как нахо­дя­щийся под вла­стью Над­мир­ного Царя, Бога.

царствие небесное что это значит. carstvo bozhie nebesnoe. царствие небесное что это значит фото. царствие небесное что это значит-carstvo bozhie nebesnoe. картинка царствие небесное что это значит. картинка carstvo bozhie nebesnoe. Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Во всей пол­ноте Цар­ство Божье откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова.

Цар­ство Небес (Небес­ное) – это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ется только в Еван­ге­лии по Матфею. Другие еван­ге­ли­сты гово­рят о Цар­стве Божием (Бога). Евреи из бла­го­че­сти­вых побуж­де­ний избе­гали упо­треб­ле­ния имени Бога и заме­няли его раз­ными опи­са­тель­ными обо­ро­тами: Небо, Вели­кий Царь, Имя и т.д.

Цар­ство Божие есть состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, есть воца­ре­ние Иисуса Христа в чело­ве­че­ском уме и сердце дей­ствием Свя­того Духа. Цар­ство Божие в этом веке не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, но обре­та­ется внутри чело­века. Об этом сказал Иисус Хри­стос: «Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).

Цар­ство Божие в чело­веке есть пре­бы­ва­ние Бога внутри любя­щего Его чело­века: «кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Все­ля­ясь в чело­века бла­го­да­тью Свя­того Духа и пре­бы­вая в нем, Хри­стос ста­но­вится для «тех, кои пре­дают себя Его цар­ству и гос­под­ству, Путе­во­ди­те­лем, Пра­ви­те­лем, Учи­те­лем, Песту­ном, Пред­ста­те­лем, Помощ­ни­ком, Изба­ви­те­лем от вся­кого греха» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Силой сози­да­ю­щей Цар­ство Божие в чело­веке явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина нет ничего дра­го­цен­нее ее, потому что с ее помо­щью душе, истинно веру­ю­щей во Христа пред­стоит из испор­чен­ного и пороч­ного состо­я­ния «перейти в состо­я­ние иное, доброе, и нынеш­нее уни­чи­жен­ное есте­ство изме­нить в есте­ство иное, боже­ствен­ное, сде­латься есте­ством новым» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). Поэтому апо­стол Павел сказал, что Цар­ство Божие есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму бла­го­дать Свя­того Духа Цар­ствием Божьим, исполь­зо­вали слова Цар­ство Божие и бла­го­дать как сино­нимы. «Под­ви­зай­тесь, – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов, – стя­жать созна­тельно внутрь нас Цар­ство Небес­ное, то есть бла­го­дать Свя­того Духа», «Цар­ствие Божие есть Святой Дух», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник и св. Гри­го­рий Нис­ский. Для стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа необ­хо­дим хри­сти­ан­ский подвиг, обна­ру­жи­ва­ю­щий реши­мость чело­века жить в Боге.

Спа­си­тель упо­доб­ляет Цар­ство Небес­ное:

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
Нрав­ствен­ное учение Христа постро­ено на фун­да­мен­таль­ном утвер­жде­нии о Цар­стве Божием как о реаль­но­сти не только буду­щего, посмерт­ного суще­ство­ва­ния, но и земной жизни чело­века. По словам Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф.11:12 ), то есть вос­хи­щают здесь, на земле. В прит­чах Иисуса Цар­ство Божие упо­доб­ля­ется семени, бро­шен­ному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну гор­чич­ному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокро­вищу, скры­тому на поле (см.: Мф.13:44 ); дра­го­цен­ной жем­чу­жине (см.: Мф.13:45 ); неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозя­ину дома, наняв­шему работ­ни­ков в вино­град­ник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сде­лав­шему брач­ный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заим­ство­ваны из повсе­днев­ной чело­ве­че­ской жизни и обра­щены к опыту чело­века, живу­щего в мире сем, а не уже пере­шед­шего в мир иной.
Хри­стос гово­рит о том, что Цар­ство Небес­ное при­над­ле­жит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнан­ным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Цар­ство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обра­ща­ясь к уче­ни­кам, Спа­си­тель уве­ще­вает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш бла­го­во­лил дать вам Цар­ство ( Лк.12:32 ). Таким обра­зом, Цар­ство Божие уже даро­вано, уже осу­ществ­ля­ется в жизни хри­стиан. Через веру во Христа и сле­до­ва­ние Его запо­ве­дям люди при­об­ща­ются к тому Цар­ству Божию, пол­нота кото­рого будет реа­ли­зо­вана после Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, но кото­рое тем не менее уже незримо при­сут­ствует в Церкви, состав­ляя серд­це­вину ее бытия.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний :
Еван­ге­лие гово­рит нам, что Цар­ство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Цар­ства Божия внутри себя, если мы не можем встре­тить Бога внутри, в своих глу­би­нах, то очень мало­ве­ро­ятно, чтобы мы Его встре­тили где-то вне себя.
Когда первый кос­мо­навт Гага­рин воз­вра­тился из «кос­моса» и сделал свое зна­ме­ни­тое заяв­ле­ние, что Бога в небе­сах он не встре­тил, один мос­ков­ский свя­щен­ник заме­тил, что «если Вы не встре­тили Его на земле, Вы нико­гда не уви­дите Его на небе­сах». Если я не могу сопри­кос­нуться с Богом, так ска­зать, под соб­ствен­ной кожей, в том малень­ком мире, кото­рым я явля­юсь, то очень мало­ве­ро­ятно, что даже встре­тив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Зла­то­устый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты уви­дишь, что это дверь в Цар­ство Божие«. Поэтому обра­щаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым обра­зом. Речь не о том, чтобы при­бег­нуть к само­ана­лизу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти при­е­мами пси­хо­ана­лиза или пси­хо­ло­гии. Это не путе­ше­ствие в сущ­ность моего соб­ствен­ного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из соб­ствен­ных глубин выныр­нуть там, где Бог есть, где Бог и мы встре­тимся.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
С самого начала Своей про­по­веди Гос­подь наш Иисус Хри­стос первое место отво­дит Цар­ству Небес­ному: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.3:2 ).
Слово цар­ство (евр. малхут; греч. баси­лейа) в биб­лей­ских книгах имеет два зна­че­ния: «прав­ле­ние царя» и «тер­ри­то­рия, под­власт­ная царю». Еван­ге­лист Матфей 32 раза упо­треб­ляет выра­же­ние Цар­ство Небес­ное и 5 раз Цар­ство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У еван­ге­ли­стов Марка, Луки и Иоанна – только Цар­ство Божие. Срав­не­ние парал­лель­ных мест убеж­дает, что выра­же­ния эти сино­ни­мичны. Цар­ство Божие пред­став­ляет собой абсо­лют­ную власть (гос­под­ство) Бога над види­мым и неви­ди­мым миром. Неко­то­рые места свя­щен­ных книг пока­зы­вают, что поня­тие Цар­ство Божие имеет еще один смысл: гос­под­ство (власть) Гос­пода Бога, Кото­рому мы себя по соб­ствен­ной воле под­чи­няем и Кото­рому доб­ро­вольно и с радо­стью служим.
Где нахо­дится Хри­стос, там и насту­пает Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый глав­ный пункт рас­хож­де­ния между Иису­сом Хри­стом и иудей­скими вождями, кото­рые ожи­дали в лице Мессии зем­ного царя. Они думали, что он низ­ло­жит и упразд­нит все тогдаш­ние цар­ства на земле, соста­вит из всего рода чело­ве­че­ского единую дер­жаву, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожи­да­ния, несо­мненно, Иисус Хри­стос отве­тил: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­тели Мои под­ви­за­лись бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего зем­ного слу­же­ния Спа­си­тель посте­пенно рас­кры­вает тайны Цар­ства. Уви­деть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не явля­ется при­над­леж­но­стью только иудеев: многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном ( Мф.8:11 ). Все веру­ю­щие в Иисуса Христа полу­чают его в дар, отве­тив на призыв Гос­пода (1Фесс.2:12): Я заве­ща­ваю вам, как заве­щал Мне Отец Мой, Цар­ство ( Лк.22:29 ). Оно воз­рас­тает подобно зерну гор­чич­ному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изме­няет жизнь ( Мф.13:33 ). Для веру­ю­щих в Еван­ге­лие и пока­яв­шихся Цар­ствие Божие про­яв­ля­ется уже в насто­я­щем, но во всей пол­ноте придет в буду­щем. Когда же испол­нятся сроки и будет Второе при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа, Цар­ство Божие уста­но­вится в силе и славе: И седь­мой Ангел вос­тру­бил, и раз­да­лись на небе гром­кие голоса, гово­ря­щие: цар­ство мира соде­ла­лось [цар­ством] Гос­пода нашего и Христа Его, и будет цар­ство­вать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Гос­подь опре­де­ляет жизнь и состо­я­ние тех, кто войдет в Цар­ство Небес­ное словом бла­жен­ство (Нагор­ная про­по­ведь. – Мф.5:3-12 ). Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В свя­то­оте­че­ской экзе­ге­тике, начи­ная с Ори­гена, данное место пони­ма­ется как ука­за­ние на особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние, кото­рое может стя­жать пра­вед­ник. Это бого­слов­ское пони­ма­ние пол­но­стью согла­су­ется с пред­ше­ству­ю­щим стихом: Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом (17:20). Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет: если цар­ство Божие внутри нас нахо­дится, и это цар­ство есть пра­вед­ность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомне­ния, нахо­дится в цар­стве Божием (Собе­се­до­ва­ние первое. Гл. 13).
Святые уже здесь при­об­ща­ются к Цар­ству бла­го­дати. Н.А. Мото­ви­лов рас­ска­зы­вает о беседе с преп. Сера­фи­мом Саров­ским: «И когда я взгля­нул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще боль­ший бла­го­го­вей­ный ужас. Пред­ставьте себе в сере­дине солнца, в самой бли­ста­тель­ной ярко­сти его полу­ден­ных лучей, лицо чело­века, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с вами. Вы, напри­мер, видите дви­же­ние уст его и его глаз, изме­не­ние в самих очер­та­ниях лица, чув­ству­ете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один осле­пи­тель­ней­ший свет, про­сти­ра­ю­щийся на несколько сажен кругом…» (Записки Нико­лая Алек­сан­дро­вича Мото­ви­лова…, М., 2005, с. 212). Как это дости­га­ется? По словам св. Сера­фима: Так в стя­жа­нии этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни хри­сти­ан­ской, а молитва, бдение, пост, мило­стыня и другие ради Христа дела­е­мые доб­ро­де­тели суть только сред­ства к стя­жа­нию Духа Божьего.

Цар­ство Божие пони­ма­ется более как состо­я­ние души, нежели кон­крет­ное место. «Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в дости­же­ние един­ства с Богом, рас­кры­тие в чело­веке образа и подо­бия Бога. Мы можем насле­до­вать Цар­ствие Божие, лишь если во всём упо­до­бимся Богу: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» ( Мф.5:48 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *