цапковая головка что это
Головки переходные, соединительные, муфтовые и заглушки рукавные пожарные
Рукавная пожарная соединительная головка (ГР, ГРВ) – пожарная соединительная головка для крепления пожарных рукавов.
Муфтовая пожарная соединительная головка (ГМ, ГМВ) – пожарная соединительная головка с внутренней присоединительной резьбой для оборудования трубопровода.
Цапковая пожарная соединительная головка (ГЦ) – пожарная соединительная головка с наружной присоединительной резьбой для оборудования трубопровода.
Пожарная соединительная головка-заглушка (ГЗ, ГЗВ) – пожарная соединительная головка для быстрого закрывания трубопровода, оборудованного муфтовой или цапковой пожарной соединительной головкой.
Переходная пожарная соединительная головка (ГП) – пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.
Обратим ваше внимание, часто в спецификациях указывают короткое наименование, например:
Муфтовые
Рассмотрим область использования и свойства.
Муфтовые, равно, как и прочие головки, производятся для водонепроницаемой интеграции рукавов и снаряжения. Кроме герметичности стыков, муфтовые головки должны обеспечивать быстрое подключение рукавов к любому оборудованию пожарной безопасности.
Муфтовые головки, как и прочие типы, делятся на подвиды, согласно назначению:
Конструкция головки
Подразумевает наличие таких основных деталей:
На сегодняшний день, существует бесконечное множество различных вариаций моделей муфт. Чаще всего, ключевые отличия между ними заключаются в размерах, диаметре сечения, массой, шириной, высотой и длиной.
Алюминий – основной компонент, из которого изготавливаются головки такого типа. Перед тем, как приводить головку в рабочее состояние в реальных условиях, ее испытывают при помощи искусственного создания гидродавления.
Рукавные головки с диаметром 8 см подвергаются давлению около 3 кгс/кв.см, а головки диаметра 10 см и 12 см – 2кгс/кв.см.
Кроме того, головки в обязательном порядке подвергаются тесту на водонепроницаемость. Это осуществляется за счет разрежения 600 мм ртутного столбика до 5 минут, причем вакуумная «яма» должна быть не больше 20 мм.
Помимо алюминиевых сплавов, муфты могут изготавливаться из пластиковых материалов. Чаще всего, такие головки эксплуатируются на внутренних пожарных кранах предприятий и учреждений.
Сорта материалов, из которых произведена головка – ключевой критерий при ее покупке. Если головка обладает необходимой надежностью и прочностью, то ее приведение в работу и эксплуатация не вызывает никаких проблем.
Технические характеристики
Технические характеристики (вес, кг)
Переходные
Головки, которые используются и необходимы для переходов между рукавами разных диаметров, должны обеспечивать оперативное, водонепроницаемое и надежное соединение рукавов разных диаметров, а также для интеграции с прочим оборудованием. Такой вид головок является своеобразным переходником, и эксплуатируются с целью перехода с одного диаметра на другой без каких-либо осложнений.
Головки перехода бывают разных серий, которые могут быть разными по массе, размерам, диаметрам и несколькими прочими параметрами.
К основным видам головок соединения относятся следующие:
Заглушки эксплуатируются с целью перекрытия каналов водного или пенного снабжения, которые не используются. Прочие же типы головок используются для интегрирования пожаротушительных рукавов друг с другом или с прочим пожарным оборудованием.
Элементы конструкции
Ключевые отличие головок разных моделей состоят в некоторых особенностях конструкции и технических свойствах. К примеру, головки для рукавов включают в свою конструкцию две втулки с кольцами уплотнения из резины, а с наружной стороны два клыкообразных модуля с наклонными спиралевидными поверхностями.
Головки муфтового типа имеют в своем наличии втулки с резьбой внутри и каналов для кольца уплотнения снаружи. Снаружи также находятся клыки.
Головка-заглушка имеет вид крышки с встроенной частью, напоминающей внешним видом муфтовую головку.
Технические характеристики
50х70
50х80
70х80
Соединительные
Пожарные соединительные головки – это быстросмыкаемая арматура в коммуникациях пожаротушения, обеспечивающая соединение пожарных рукавов и присоединение их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
Главная цель использования таких головок – это интеграция рукавов пожарного оборудования друг с другом и с прочим оборудованием используемым при пожаротушении. Головки рукавов производятся из алюминия определенных марок, а также из полимеров высокого давления по типу той, которая применяется при изготовлении трубопроводов.
Основными материалами для изготовления головок являются:
Модели серий рукавных головок отличаются, как правило, только внутренним диаметром. На данной детали пожарных узлов диаметр может находиться между 3,8 см и 20 см.
Помимо всего прочего, существует классификация рукавных головок, подразумевающая их разделение на таки подвиды:
Армирование водопроводного транспорта и рукава водонапорного действия относятся к тем местам, где находят свое предназначение муфтовые и цапковые головки.
Головки перехода служат для бесперебойной интеграции разных видов оборудования, в частности, разных по диаметру.
Конструкция
Соединительные рукавные головки (ГР и ГРВ) состоят из:
Рукавные головки навязывают на концы пожарных рукавов соответствующего диаметра.
Конструкция пожарных головок довольно проста, так как они включают лишь втулку, изготовленную с каналом для кольца-уплотнителя на торце головки модуля, находящегося на, непосредственно, несущей части. Обойма включает в себя два «клыка», которые имеют спиралевидную форму с площадками под наклоном. Данные площадки предназначены для соединения двух головок. На концах рукавов напорного действия рукавные головки крепятся при помощи гибкой проволоки с оцинковкой или же с использованием колец из стали с оцинковыванием.
Рукавные головки стандартные и всасывающие соединительного типа, необходимы для незамедлительного, водонепроницаемого соединения оборудования пожаротушения. Для оснащения внутренних пожарных кранов можно использовать головки серии ГР-50 П, выполненные в пластиковом варианте. Масса такой детали будет равна не более 140 граммов.
Технические характеристики
Технические характеристики (вес, кг)
Головка (гайка) пожарная: типы, устройство, назначение
Соединительные головки пожарных рукавов (гайки) являются основным функциональным элементом, от которого зависит возможность применения шланга пожаротушения.
Пожарные рукава (ПР) после принятия на вооружение находятся с уже навязанными СГ (исключение – не используемые на долгосрочном складском хранении). Достаточно развернуть скатку и несколькими простыми движениями подключить шланг. Для затягивания соединений применяют специальные ключи.
Около пожарного крана рукава находятся уже подключенными посредством СГ к патрубку, а на другом окончании – брандспойт, присоединенный с помощью этого же элемента. Но также часто соединение со стволом осуществляют навязыванием, если он имеет штуцер под проволоку и без быстросмыкающегося сегмента.
Источники норм и правил:
Стандартная головка (Богданова) имеет вид втулки, в торце которой желобок с резиновым уплотнительным кольцом. Корпус имеет движущуюся обойму (полугайку) с винтовыми захватами и зубьями (чаще два, реже три) для смыкания с такими же ответными элементами. Часть корпуса с проточками для навязывания называется штуцером. Минимум безотказной работы механизма – 560 циклов смыкания/размыкания.
Головки изготавливаются из материалов:
Как называется гайка на пожарном рукаве
Соединительное кольцо со штуцером, вставленном в шланг (его манжету) и закрепленное проволокой, называется пожарной головкой (СГ) или гайкой. Строго говоря, это устройство рукавного типа, поскольку также есть варианты, накручиваемые на патрубки насосов, кранов.
СГ – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов между собой и подключения к технике, оборудованию (насосы, краны, гидранты, патрубки), а также для заглушки (закрывания).
Механизм для рукавных соединений, как правило, цапковый, что обеспечивает быстроту и простоту подключения с высокой степенью герметичности – достаточно поместить винтовые захваты с зацепами (клыками) в пазы и сделать небольшую часть оборота, затянув элементы пожарным ключом.
Соединительные головки: классификация
Основные виды пожарной соединительной арматуры описывает ГОСТ Р 53279. Помимо этого, различают конструкции Богданова, Ротта, Шторца.
Специфика пожарного оборудования
Всасывающие (ГРВ, ГМВ, ГЭВ): рукавные, муфтовые, заглушки.
Типоразмеры по условному проходу (вн. Ø) и рабочему давлению (табл. 1 ГОСТ Р 53279):
Условный проход, тип
25, 40, 50, 65, 40×50, 65×50, все типы
40, 50, 65, 80, 90, 40×50, 65×50, 80×50, 80×65, все типы
ГРВ-80, ГМВ-80, ГЗВ-80, ГМВ-100, ГЗВ-100, ГМВ-125, ГЗВ-125
Вариант классификации из табл. 1 НПБ 153:
50х25, 50х40,70х50, 80х50,80х70
По табл. 2 НПБ 153 гайки должны отвечать следующим параметрам:
Испытательное гидравлическое давление, МПа
Гидравлическое давление разрушения головки, МПа, не менее
40х50, 70х50, 80х50, 80х70
Виды и типы напорных и всасывающих головок
Основным является разделение по функциональному предназначению и типу конструкции. Соединения разрабатываются по утвержденной документации, снабжаются сертификатом соответствия, проходят испытания.
Рукавные головки
Гайки, именуемые «рукавными» (ГР), применяют для навязки ПР и используются для объединения гибких трубопроводов, подключения стволов, подсоединения к патрубкам, к оборудованию, также оснащенному СГ, то есть переходниками с помпы на шланг. Штуцер гайки находится внутри манжеты ПР, у него нет резьбы, но есть длинный конец с выступами и проточками под навязку проволоки или хомут.
Муфтовые головки
Муфтовые пожарные соединительные головки – это гайки с внутренней резьбой. Размещение резьбы внутри является основным отличием от цапкового сцепления. ГМ, ГМВ предназначены для накручивания на патрубки, к которым затем подключают ПР с навязанными ГР, для чего на втором конце есть клыки и винтовой захват. ГМ применяют на малых, средних диаметрах. Эти механизмы находятся на патрубке оборудования.
Конец ГМ наворачивается на ответный патрубок оснащения с концевой короткой резьбой, Характерное положение корпуса СГ на соединении рукава с трубопроводом наружное: штуцер гайки охватывает, а не входит внутрь, поэтому – «муфта».
Цапковые головки
И ГЦ, и ГМ имеют винтовые захваты с зацепами (клыками), их конструкция аналогичная, но последние названы именно муфтами для рукава, чтобы подчеркнуть, что корпус накручивается. Цапковые гайки, в отличие от них, оснащены внешней резьбой. Штуцер изделия при использовании располагается не сверху, а внутри патрубка (вкручивается в него).
Переходные головки
Проблемы несоответствия диаметров решают переходники для рукавов. Это двусторонние головки. В пожарном автомобиле всегда есть широкий ассортимент переходных адаптеров.
Головки-заглушки
Заглушки используются для закрытия соединительных головок. Задача – перекрыть ход огнетушащему веществу, если в конкретный момент оно не используется. ГЗ имеют те же стандартные подвиды: цапковые/муфтовые, напорные/всасывающие. Конструктивная особенность – второй конец заглушен крышкой с небольшим выступом для ухвата, цепочки.
Рукавные разветвители
При тушении часто возникает необходимость модифицировать (регулировать) объем перемещаемого ОТВ, создав две или больше линий, для чего применяют шланговые разветвления.
РД, РТ, РЧ представляют собой металлические размножители потока с несколькими патрубками с клапанами и вентилями. К входному концу подключается рукав, вода внутри разделяется на потоки, идущие в выходные отверстия. Стандартные модели имеют от 2 до 4 выходов (ходов), концы которых снабжены СГ.
Разветвители состоят из корпуса, ручки, перекрывающего устройства (клапаны с маховиками), вентилей, патрубков с СГ. Чаще используются трехходовые модели РТ 70, 80 и четырехходовые РЧ 90, 150.
Рабочее давление, МПа
Условный проход входного патрубка, мм
Условный проход выходных патрубков, мм
Габаритные размеры, мм (д*ш*в)
Головки из Европы и США
В мире есть несколько стандартов сцепления рукавов: они разные на постсоветском пространстве, в Европе и США. Некоторые уже сняты с производства (например, гайка Ротта).
Стандарт для СНГ, самая популярная с обоймой с двумя зубьями, перемещающейся по наружным скосам. При смыкании нет значения, используется входной или выходной конец.
Использовались до 70-х годов, с тремя зубьями, за счет чего смыкались быстрее, но это же было причиной худшей герметичности.
Стандарт для европейских государств. Особенность – клыки на внутренних скосах. Фактически, это вывернутая СГ Богданова. Но конструкция Шторца имеет плюсы: она более защищенная от повреждений и ее легче использовать.
Похожая на STORZ, но с небольшим рычагом на корпусе, облегчающим применение.
National Standard Thread (NST)
Американские, на резьбовых соединениях. Повышается надежность, но снижается оперативность. Поэтому пожарные автомобили США часто загружаются уже готовыми линиями.
Не симметричные (соединение без инструментов)
Machino (Япония) и английские быстросъёмные
Изделия cam&groove (camlock fitting)
Проверка, испытания, обслуживание головок
Объем испытаний указан в табл. 6 НПБ 153. Виды проверок:
Стандартные испытания и проверки СГ, пребывающих на вооружении, делают не реже 2 раза в год, а также учитывая указания инструкции.
После изменения конструкции.
Первое испытание осуществляется при поступлении на вооружение – это входной контроль, затем проводят периодические мероприятия 2 раза в год. Объем (табл. 16 ГОСТ 53279):
Герметичность соединений, прочность и плотность материала головок при максимальном гидравлическом давлении
Наличие выступов и ограничительного буртика и обеспечение захвата ключом
Наработка на отказ
При обнаружении недостатков быстроразъемные головки не ремонтируют, а списывают, кроме случаев замены уплотнителей, удаления заусениц на резьбе и прочих некритичных дефектов.
Навязка пожарных рукавов: нормы, порядок действий
После входной проверки и контрольных манипуляций на гайки производят навязку. В ПЧ крепление пожарных рукавов к головкам делают на специальных станках (ТЦ 15, ТЦ 16, НТ 159.000 или 117.000, Barth ESB-69-2, СНП-2А, компактные ручные устройства Ziegler, Балтика-01).
Навязка осуществляется натягиванием манжеты рукава на штуцер СГ и закрепления его намоткой мягкой оцинкованной металлической нитью Ø 1,6 – 1,8 мм, для больших размеров – Ø 2 мм.
Кратко порядок навязки из п. 3.4.2 Инструкции 1994 года (станок НТ 159.000):
Клей, ЛКМ нельзя наносить на штуцер, на внутреннюю поверхность шланга, так как вещества повреждают гидроизоляцию. На манжету допускается для укрепления надевать отрезки того же рукава 10 – 15 см. Навязка может осуществляться иным методами: хомутами, зажимами, стальными кольцами.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГОЛОВКИ
Рукавная пожарная соединительная головка (ГР, ГРВ) — пожарная соединительная головка для крепления пожарных рукавов [1].
Муфтовая пожарная соединительная головка (ГМ, ГМВ) — пожарная соединительная головка с внутренней присоединительной резьбой для оборудования трубопровода [1].
Цапковая пожарная соединительная головка (ГЦ) — пожарная соединительная головка с наружной присоединительной резьбой для оборудования трубопровода [1].
Пожарная соединительная головка-заглушка (ГЗ, ГЗВ) — пожарная соединительная головка для быстрого закрывания трубопровода, оборудованного муфтовой или цапковой пожарной соединительной головкой [1].
Переходная пожарная соединительная головка (ГП) — пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов [1].
Вспомогательная соединительная головка — соединительная головка с размерами, обеспечивающими смыкаемость с пожарными соединительными головками, предназначенная для проведения испытаний [1].
Контрольная соединительная головка — пожарная соединительная головка, используемая в качестве образца для проведения испытания, размеры которой соответствуют стандарту ГОСТ Р 53279-2009 [1].
В зависимости от назначения коммуникаций пожаротушения при транспортировании огнетушащих веществ ( см. ОГНЕТУШАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО ) :
· напорные (напорные головки пожарные соединительные предназначены для быстрого, прочного и герметичного соединения напорных рукавов между собой и пожарным оборудованием);
· всасывающие (соединительные всасывающие головки служат для соединения всасывающих и напорно-всасывающих рукавов между собой и с пожарным оборудованием).
Напорные соединительные головки
Напорные, в зависимости от области применения:
· для внутренних пожарных кранов (ВПК) (см. ПОЖАРНЫЙ КРАН);
· для пожарных машин (см. АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ) и наружных пожарных кранов (ПМ).
По типам, в зависимости от конструктивного исполнения, напорные головки бывают:
· ГР — головка рукавная (рис. 1);
· ГМ — головка муфтовая (рис. 2);
· ГЦ — головка цапковая (рис. 3);
· ГП — головка переходная (рис. 4);
· ГЗ — головка-заглушка (рис. 5).
Рисунок 1 – Рукавная напорная головка
Размеры рукавной напорной головки указаны в таблице 1.
Рисунок 2 – Муфтовая напорная головка
Размеры муфтовой напорной головки указаны в таблице 2.
Муфтовые головки, также как и другие типы (рукавные и цапковые), применяются для быстрого и герметичного соединения пожарных рукавов между собой или с пожарным оборудованием.
Соединительные муфтовые головки состоят из следующих элементов:
· втулка с внутренней резьбой и канавкой для уплотняющего кольца на торцовой кромке;
· два клыка со спиральными наклонными площадками на наружной поверхности втулки.
Как правило, в каталогах компаний вы найдете соединительные головки различных моделей. Они отличаются между собой некоторыми техническими характеристиками — размерами, диаметром условного прохода, весом, шириной по клыкам, высотой между наклонными площадками, длинной.
Рисунок 3 – Цапковая напорная головка
Размеры цапковой напорной головки указаны в таблице 3.
Цапковые соединительные головки служат преимущественно для соединения с пожарным вентилем и с некоторыми типами мотопомп-насосов (см. ПОЖАРНАЯ МОТОПОМПА).
Рисунок 4 – Переходная напорная головка
Размеры переходной напорной головки указаны в таблице 4.
Примечание — Смыкаемые части головки должны свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной оси головки
Переходные головки используются для быстрого, герметичного и прочного соединения пожарных рукавов различного диаметра между собой или с оборудованием. Головки такого типа служат в качестве переходника и позволяют осуществлять переход с одного диаметра на другой.
Рисунок 5 – Напорная головка-заглушка
Размеры напорной головки-заглушки указаны в таблице 5.
Примечание — Смыкаемая часть головки должна свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной
Соединительные напорные головки заглушки применяются для блокирования не использованных каналов подачи воды и пены (см. ОГНЕТУШАЩАЯ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕНА) в пожарной технике (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА) (разветвителях, переходниках, автоцистернах (см. ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА), колонках и пожарных рукавах).
Всасывающие соединительные головки
По типам, в зависимости от конструктивного исполнения, всасывающие головки бывают:
· ГРВ — головка рукавная, всасывающая (рис. 6);
· ГМВ — головка муфтовая, всасывающая (рис. 7);
· ГЗВ — головка-заглушка всасывающая (рис. 8).
Рисунок 6 – Размеры рукавной всасывающей головки указаны в таблице 6
Размеры муфтовой всасывающей головки указаны в таблице 7.
Рисунок 8 – Всасывающая головка-заглушка
Размеры всасывающей головки-заглушки указаны в таблице 8.
Примечание — Смыкаемая часть головки должна свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной оси головки
Пожарные соединительные головки, в зависимости от величины условного прохода и рабочего давления, определяются в соответствии с таблицей 9.
Маркировка соединительных головок
На головке должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:
· наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
· тип (кроме головок ГР, ГРВ);
· климатическое исполнение для головок из полимерных материалов.
Рисунок 9 – Схема маркировки соединительных головок
Допускается не включать в маркировку условный проход и рабочее давление на головках с DN 25.
Маркировка на резиновых кольцах должна содержать следующие данные:
· наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
Рисунок 10 – Схема маркировки резиновых коле ц
Допускается не включать в маркировку тип кольца на резиновых кольцах с DN 25-50.
Конструкторской документацией должно быть предусмотрено место на головках для маркировки знака соответствия пожарной безопасности.
Маркировка должна быть четкой и понятной и сохраняться в течение всего срока эксплуатации головок [2].