цапфа что это в машине
avtoexperts.ru
Это вал, ось или же часть от него, где размещаются подшипники (опоры). Как правило, такой узел представлен с осью и площадкой для крепления к «барабану» или «кулаку». Есть литые цапфы-кулаки, прекрасный пример БМВ Е39 и другие из семейства.
Существует разновидность цапф, как направляющих втулок для шрусов, как правило, устанавливают в «кулаки» передне (ВАЗ 2108-15) и задне приводных авто.
Как понимаете, она может быть, как передней, так и задней, отличия в конфигурациях. Задние цапфы в переднеприводных автомобилях, имеют площадку крепления к «барабану». В большей части современных авто, спереди их делают литыми с кулаком, естественно это модели с задним приводом, но, есть и переднеприводные, тогда речь не о самой цапфе, а только, о её направляющей (втулке), роль самой цапфы в таких случаях, выполняет шрус, полуось. Подробней можете рассмотреть на картинке.
В общем, запомните, у большинства авто с передним приводом, цапфами оснащаются задние колеса. Модели с задним приводом, имеют конфигурацию сзади через шрусы (модели БМВ), но с втулками цапфы, спереди классическая повортная цапфа. В полноприводных авто, как НИВА и УАЗ, на цапфу подшипники устанавливаются, как снаружи, так и внутри.
Устройство цапфы
Устройство и конфигурации детали, могут отличаться, причины этого разобрали выше. У некоторых автомобилей, например, где из опций представлена автоматическая подкачка шин, строение оси другое, причем, независимо от привода. В таких случаях, в полостях между втулкой и вращающейся полуосью, шрусом, создается закрытое пространство, отделенное сальниками, для предотвращения утечки воздуха. Далее, по специальным трубопроводам воздух подается в шину.
В зависимости от того, на какую часть вала припадает больше давления и соответственно ставится подшипник, меняется и название. К примеру, если посередине – это «шейка», если на конце, то шип или «пята» цапфы.
Ресурс и неисправности
Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.
Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.
Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.
Признаки неисправностей и как заменить?
Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:
1. Появившийся люфт ступицы.
2. Доносящийся стук во время поворота руля.
3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.
Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.
Как снять деталь:
• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.
• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.
• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.
Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.
• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.
• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.
• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.
Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.
А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.
82. Поворотная цапфа. Пневмосистема 4WD, какие могут быть неисправности? Часть 2
Здравствуйте, читатели))) Вас немного стало больше)))
Продолжим тему про поворотные кулаки, но так как цапфа самая крупная деталь пневмосистемы 4WD, то эту запись посвятил вакуумной системе 4WD и ее проблемным местам. Первая часть, здесь, для тех, кто не в курсе.
…прочли?
Теперь можно смотреть картинки)))
Для начала посмотрим, как работает пневмосистема
…для кого интересно, как «получить» такую «картинку», тычем сюда
если у вас, хаб будет забит большим количеством смазки, то
— предыдущий владелец не читал мой бортовик )))
— сальник цапфы подружился с песцом )))
кто уже снимал ступицу (и вы были первыми после конвейера) поймет, что эти излишки смазки (на фото), смазка сальника (которую наносят на рабочую поверхность сальника), так как смазка (заводская) ступичного подшипника белого цвета.
…а чтобы увидеть эту картинку, надо ткнуть…
…да, сальник цапфы поменял для профилактики, просто, перед разбором поворотных кулаков закупил все расходники, а если есть новый сальник, то…
Но когда сальник цапфы «умрет», пневмосистеме тоже трындец. Обычно, если сальник цапфы под замену, то и бронзовые втулки в плачевном состоянии, мои же… была профилактика)))
Здесь немного тормознемся.
В летний период (когда тепло) советую иногда продувать систему, даже если она исправна, так как смазка (которая частично попала в «трубопровод») еще эластичная (тепло же) и ее можно немного прогнать по системе, в зимний период, увы… Не забудьте снять хаб перед продувкой)))
Теперь насчет включения (залочивания) пневмохаба шприцем. Для этого необходим любой и двух шлангов цапфы (лишь бы он был цел) и шприц (на фото 60 мл). Тут все просто, если вы, не глухой. Включение или выключение пневмохаба производится, либо созданием шприцем вакуума в системе, либо — избыточного давления. Просто запомните, что залочиваются хабы громче (намного), чем когда разлочиваются, ну и карданный вал, вам в помощь))). А у кого хорошее вооброжение, тот сам поймет весь алгоритм, картинки в помощь)))
Кстати, у меня не получилось бесконечно «лочить» и «разлочить», шприц после каждого действия, надо «перезаряжать», то есть, создали вакуум — залочился хаб, отсоединяем шприц (тут же услышите звук всасывающего воздуха в систему), затем снова стыкуем шланг с шприцем (поршень должен быть в самой верхней точке (актуально для шприца 60 мл) и создаем избыточное давление — хаб разлочился (смотря какой шланг задействовали).
Теперь, прощай спецключ для болтов пневмохаба в экстренной ситуации — медицинский шприц рулит)))
А теперь о некоторых мифах, вернее о двух
— избыток смазки в шаре кулака может привести к неисправности пневмосистемы
— прохудившийся сальник кулака (фетр) выводит из строя пневмосистему
Если сальник цапфы выполняет свою функцию, то пневмосистеме «насрать», что там творится за сальником)))
…думаю, не у одного возникнут мысли — Зачем он (я) пошел на такие расходы? Поменял то, что в исправном состоянии.
Отвечу — Лучше «ПЕРЕБзДЕТЬ», чем потом, на мир СВЕРХУ смотреть))) Пускай громко сказано, но…
… в начале года, в марте был на БВХ (Бурейское водохранилище)
…без WD мне бы пришлось пару километров махать лопатой (расстояние с места рыбалки до «федералки»- трасса на льду водохранилища по руслу реки Бурея). Вечер, ночь и все утро следующего дня шел снег, а днем пригрело солнце (плюс, март же), снег получился плотным и мокрым, без WD — Ж__а. Да и по «федералке» было очень много переметов…
Что такое цапфа и для чего она нужна
На любом автомобиле находится такой механизм, как цапфа. Что такое цапфа? Некоторые подшипники оборудованы специальным устройством, которое чем-то похоже на ось, именно этот механизм называется цапфой. Деталь может располагаться не только на подшипнике, но также и на краю вала или на его середине. Название цапфы меняется от ее расположения. Та цапфа, которая находится на краю вала, именуется шипом, а если она на середине, то уже называется шейкой. Что такое цапфа «пята»? Она может быть концевой, в этом случае изделие подвергается осевым нагрузкам, поэтому и называется «пята».
Конфигурации поворотной цапфы
Она используется как в полноприводных машинах, так и в обычных. В этом разделе мы узнаем, что такое цапфа в полноприводных машинах и чем она отличается от остальных.
Цапфа, которая установлена в полноприводных автомобилях, имеет свои конструктивные отличия. У нее есть шаровая опора и сам корпус.
Шаровая опора служит барьером, который не позволяет мусору попасть внутрь и обеспечивает поворот. Именно поворотная цапфа служит надежным креплением между опорой и ступицей. Некоторые автомобили оснащены системой автоматической накачки колес и имеют специализированные цапфы, которые осуществляют непосредственно саму накачку шин. Такие детали имеют резьбовую часть, втулку для сальников, вилки и опорную шайбу.
Функциональность
Благодаря резьбовой части обеспечивается максимально качественное натяжение при регулировке ступицы. Для того чтобы резьбовая поверхность работала более качественно, шаг при нарезке резьбы должен составлять не более двух миллиметров.
Втулка, которая располагается под сальником, поможет сэкономить водителю не только финансовые затраты, но также и моральные беспокойства. Если не использовать эту втулку, то нужно наплавлять дополнительный слой на рабочую поверхность, после чего полностью ее обточить, а в конце зашлифовать. Но мудрее всего будет просто заменить негодную втулку на новую.
Состав
Перед изготовлением поворотной цапфы изготовители уделяют большое внимание не только ее размеру, но и качеству. Для более качественных и долговечных запчастей используют такой металл, как 35ХГСА. Что такое цапфа 35ХГСА? В ее состав входит: углерод, сера в соединении с фосфором, кремний и марганец.
Такой набор элементов в значительной мере улучшает все характеристики цапфы, что, в свою очередь, увеличивает ее срок эксплуатации. Изделие прочное и надежное, приспособлено для длительного использования.
Цапфа ступицы (как не надо делать)
Мопэд не мой.
Запись для тех кто не любит разворачивать втулку цапфы, а приколачивает её кувалдочкой, думая что всё притрётся)))))
Забегая вперёд расскажу, сначала заклинил подшипник ступицы у человека, причин не знаю, он его поменял, попутно решил сменить шрус, из-за люфта, ну и цапфу, потому как родную подшпник ухандокал.
Приехала ко мне машинка на ремонт, с проблемой того что из подшипника ступицы якобы идёт дымок при включении полного привода, после того как покатаешся, ну и разогревается это всё безобразие до температуры что аж рука не терпит, говорю Ок, пригоняй.
Начинаю разбирать, пробую провернуть шлицы шруса, мёртво, разбираю полностью, цапфа вынимается вместе со шрусом, пля что за ерунда?! бью кувалдочкой, не фига.
Нашёл трубу подходящего диаметра так чтобы шрус проходил, начинаю фигачить кувалдой посерьёзнее, выбиваю всё это дело и вижу очень весёлую картину
А теперь расскажу ка всё получилось, купил он цапфу в магазине, спросил у продавца, развёрнута ли втулка, он кивнул головой, цапфа в заводской упаковке, аля оригинальные запчасти)))
Ну и начинает он всё это безобразие собирать, ставит шрус, начинает одевать сверху цапфу, а она лезет фигово, вот не задача, ну и решил подстучать кувалдочкой, собрал катается всё хорошо.
В один прекрасный день решает он прокатится по бездорожью, включает хабы, что то затрещало, машина не поехала на полном, хаб подумал он, ну и вставил вместо него заглушку, всё заработало, машина поехала, но через 10км начало что то противно пищать, выходит он и наблюдает дымок от ступицы ну и не истовый нагрев, снял заглушку, добрался до дома, ну и позвонил мне. Результат на фото.
Собственно к чему я это, забыл… аааааа вспомнил)))
Меняя втулку в цапфе не забудьте её развернуть 32й развёрткой, покупая новую цапфу если она не лезет, не надо её подстукивать, её нужно развернуть.
Итог: человек попал на новую цапфу и на новый шрус (((((((
P.S. новые недоделанные запчасти и незнание мат. части, приводит увы к печальным последствиям.
P.P.S. новые запчасти, такие новые что плакать охото, поехал я ему за новой цапфой, начал всё собирать, а на неё подшипник не лезет)))) поехал опять менять, и это не первый случай)))
Ну и на последок, развёртка стоит не дёшево и если у кого то её нет, можно использовать новый палец от шкворня, он как раз походящего диаметра)))) но штангенциркуль ни кто не отменял.
Всем удачи!
Что такое цапфа в автомобиле? (видео)
Что такое цапфа в автомобиле? Это механизм представляющий собой часть вала или ось, на которой расположен подшипник. Данная деталь, называется по-разному, зависит это от места расположения. Если располагается на краю вала, то называется шип. Деталь, которая в середине вала называется шейкой. Если же цапфа концевая и принимает на себя осевые нагрузки, то носит название пята.
Устройство поворотной цапфы
Что же такое цапфа в машинах с полным приводом и чем она отличатся от обычной? Данная деталь, имеет несколько конструктивных особенностей по сравнению с обычной цапфой. В полноприводном автомобиле она состоит из двух частей: шаровая опора и собственно сама деталь.
Шаровая опора перекрывает собой внутреннюю полость, мусор не попадает внутрь, при этом делает возможным поворот. Сама поворотная цапфа играет роль связующего звена, между ступицей и шаровой опорой. Некоторые машины оснащены системой накачки колес, в них используются специализированные цапфы, оснащённые отверстием, по которому, осуществляется подкачка. У детали такого вида характерная резьбовая часть, посадочная поверхность под подшипник, втулка под сальник, втулка вилки наружной полуоси и, конечно, опорная шайба.
Срок службы цапфы и причины поломки
Элементы цапфы представляют собой металлическую конструкцию и поэтому срок их службы довольно продолжителен. В случае если цапфой выступает ось ступицы, то на неё надевается ступичный подшипник. Именно неисправный подшипник зачастую является причиной выхода цапфы из строя — на ней появляется выработка и это устраняется только заменой.
Ещё одной из причин выхода цапфы из строя является ударное воздействие. При передвижении по некачественному дорожному покрытию можно повредить цапфу — погнуть её. Дальнейшее передвижение на таком автомобиле не представляется возможным. Необходимо принять меры к транспортировке автомобиля в сервисную мастерскую.
Подбор цапфы для замены можно доверить специалистам автосервиса или произвести поиск самостоятельно. В случае самостоятельного поиска необходимо использовать наши оригинальные каталоги.
Состав стали цапфы
Когда делается новая цапфа поворотного кулака, то очень большое внимание уделяют размеру и качеству обработки. Мастера используют литьё при изготовлении запчасти и применяют сталь 35ХГСА.
В состав такой стали входят:
С другой стороны, цапфа ступицы колеса может быть изготовлена из легированной или углеродистой стали это повысило бы безопасность и ощутимо увеличило срок службы детали. Но так не делается, потому что при изготовлении материал проходит многоступенчатую термообработку. Таким образом, даже сталь 35 ХГСА получает хорошую твёрдость и прочность, и при этом стоит намного меньше легированной или углеродистой.
Смотрите также:
Ресурс и неисправности
Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.
Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.
Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.
Срезало резьбу на цапфе поворотного кулака УАЗ 3303
Признаки неисправностей и как заменить?
Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:
1. Появившийся люфт ступицы.
2. Доносящийся стук во время поворота руля.
3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.
Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.
Как снять деталь:
• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.
• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.
Замена цапфы заднего колеса на примере Лада Калина. Фото — Drive2.ru
• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.
Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.
• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.
• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.
Новая цапфа уже стоит. Спасибо владельцу за фото — drive2.ru/l/471077236779253988/
• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.
Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.
А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.