Отдых и сон общение достижение определенного положения в обществе познание мира
Потребности
В основе деятельности человека лежат мотивы, а они определяются потребностями человека.
Все наши поступки так или иначе вызваны определенной необходимостью, будь это необходимость в еде или самопознании. Можно выделить две влиятельные классификации потребностей человека. Одна из них предполагает выделение трех групп:
1) Физиологические : в дыхании, в пище, в одежде, в сне и т.д.
2) Экзистенциальные : в безопасности, комфорте и т. д.
3) Социальные : в общении, принадлежности к группе, понимании и заботе и т.д.
4) Престижные : в признании и уважении, достижении успеха и т.д.
5) Духовные : в самореализации, самовыражении, познании и т.д.
Эту иерархию потребностей принято называть «пирамидой Маслоу». Иногда ее и изображают в виде пирамиды:
Если человеку каждый день приходится думать о своем выживании и с трудом доставать еду и место для ночлега, то маловероятно, что у него возникнет потребность в самовыражении через творчество. Хотя бывает и такое.
Принято считать, что потребности человека бесконечны, так как удовлетворение одних потребностей приводит к появлению других. Поэтому нужно понимать, что нельзя удовлетворить все потребности человека. Однако есть базовый уровень, удовлетворение которого является жизненно необходимым. Другие потребности могут как вести к развитию личности, так и угрожать этому развитию.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей. Запишите ответ в виде последовательности букв и цифр, например А1Б2В3Г4Д5.
Проверить ответ
Потребности человека приводят к возникновению у него определенных интересов, причем в социальных науках это понятие имеет несколько иное значение, чем в повседневной жизни. В обыденном языке мы часто используем слово «интерес» в значении «увлечение, хобби», однако у него есть и более широкий смысл.
Интересы могут быть личными, групповыми или общественными. Как правило, интересы не до конца осознаются субъектом, но вместе с тем определяют характер его деятельности и его развитие как личности. Интересы напрямую связаны с положением человека в обществе и его принадлежностью к социальным группам.
Будет ли рабочий завода иметь те же интересы, что и хозяин этого завода? Карл Маркс ответит, что нет, и будет, скорее всего, прав: рабочий завода и хозяин-буржуа имеют разные потребности, так как живут в совершенно разных условиях и занимают разное положение в обществе.
Интерес как понятие активно используется в социальных науках и в повседневной жизни, когда мы говорим о «группах интересов»: об интересах меньшинств, об интересах бизнеса, определенных политических сил и т.д.
Примеры тем для эссе:
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В. Белинский)
«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний». (Ж.‐Ж. Руссо)
«Без многого может человек обойтись, только не без человека». (Л. Берне)
Тест с ответами: “Человек и потребности”
1. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни:
а) потребность +
б) самосознание
в) желание
2. Один вариант — неправильный. Найдите его.
Духовный мир человека:
а) воплощает его духовные потребности
б) формируется независимо от общества +
в) это мир его мыслей и чувств
3. Содержание человеческого мышления составляют суждения, умозаключения:
а) потребности
б) выводы
в) понятия +
4. Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности человека:
а) В свободное время Галина любит поболтать с подружками. +
б) Всеволод любит читать.
в) Сергей любит шоколадное мороженое.
5. Одна из потребностей человека, подтверждающая его родство с другими представителями природного мира:
а) в труде
б) в одобрении окружающих
в) в воде +
6. Одна из потребностей человека, подтверждающая его родство с другими представителями природного мира:
а) в самопознании
б) в отдыхе +
в) в труде
7. Выберите правильное высказывание:
а) Эмоции и чувства не имеют отличий.
б) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека.
в) Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. +
8. Выберите правильное высказывание:
а) Люди могут по-разному выражать свои чувства. +
б) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека.
в) Эмоции и чувства не имеют отличий.
9. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку:
а) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства.
б) К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
в) Среди чувств особое место принадлежит так называемым высшим чувствам. +
10. Сложившийся способ поведения человека в определённой ситуации:
а) деятельность
б) привычка +
в) способность
12. Потребности, связанные с выживанием человека, называются биологическими, физиологическими или:
а) социальными
б) материальными +
в) индивидуальными
13. Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности человека:
а) У Натальи много друзей. +
б) Игорь любит лимонад.
в) Михаил занимается спортом.
14. Одна из потребностей человека, подтверждающая его родство с другими представителями природного мира:
а) в знаниях
б) в познании
в) в пище +
15. Одна из потребностей человека, подтверждающая его родство с другими представителями природного мира:
а) в продолжении рода +
б) в знаниях
в) в труде
16. Одна из потребностей человека, подтверждающая его родство с другими представителями природного мира:
а) в познании
б) в сне +
в) в самопознании
17. Выберите правильное высказывание:
а) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека.
б) Эмоции и чувства не имеют отличий.
в) Потребности заставляют человека действовать. +
18. Выберите правильное высказывание:
а) Эмоции и чувства не имеют отличий.
б) Чувства людей разнообразны и индивидуальны. +
в) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека.
19. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку:
а) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства.
б) Способность мыслить отличает человека от животных.
в) Мысли – это важнейшая составляющая духовного мира. +
20. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку:
а) Способность мыслить отличает человека от животных.
б) Размышление над проблемой, поиск её решения – занятие непростое. +
в) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства.
21. Условие, при котором человек становится социальным субъектом:
а) любое взаимодействие с окружающим миром +
б) пассивное взаимодействие с окружающим миром
в) активное взаимодействие с окружающим миром
22. Подход, рассматривающий проблемы потребностей человека как активного социального субъекта:
а) системный подход
б) деятельностный подход +
в) аксиологический подход
23. Условие достижения человеком цели «быть самим собой по Э. Фромму:
а) быть человеком для других
б) быть человеком для всех
в) быть человеком для себя +
24. Выберите то, что изменяется в ходе приспособления человека к внешней среде:
а) условия социальной культуры
б) человеческая природа +
в) условия взаимодействия человека со средой
25. Самое важное условие эволюции человека:
а) постепенное изменение условий в ареале существования человека
б) процесс совершенствования («расширения») сознания
в) адаптируемость человека к изменяющимся условиям внешней среды +
26. Характеристика ресурсов, которые удовлетворяют потребности человека:
а) ситуативные
б) ограниченные +
в) безграничные
27. Выберите то, что ограничивает человека в выборе средств для удовлетворения своих нужд:
а) возможности +
б) ценностные ориентации
в) потребности
28. Главное действующее лицо в обществе с рыночной экономикой:
а) личность
б) индивид
в) потребитель +
29. Предмет изучения сервисологии как науки:
а) индивидуальное обслуживание потребителя +
б) массовое обслуживание потребителя
в) способы организации обслуживания потребителя
30. Природа человека, как целостного существа:
а) биологическая
б) биосоциальная +
в) социальная
Контрольная работа по теме: «Человек» в формате ЕГЭ 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольная работа по теме: «Человек » в формате ЕГЭ 10 класс
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Убеждения, личность, характер, интересы, духовные потребности.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Труд, учение, общение, игра, деятельность.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) потребность в признании со стороны других людей; 2) стремление достичь высокого социального статуса; 3) социальная потребность; 4) потребность в общении; 5) потребность в уважении со стороны своих коллег.
Запишите слово, пропущенное в таблице. (ФИПИ)
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений
Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности».
1) в пище; 2) в отдыхе; 3) в воде; 4) в красоте; 5) в поддержании теплового баланса; 6) в защите; 7) в друзьях.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. (ДЕМО-2017)
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. (ФИПИ)
1) Индивид становится личностью в процессе социализации.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.
3) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.
5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки. (ФИПИ)
1) способность к целеполаганию
2) стремление понять окружающий мир
3) использование предметов, данных природой
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) общение с помощью словесной речи
6) забота о потомстве
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. (ФИПИ)
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) поиск смысла жизни
3) генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях
4) осознанная постановка цели
5) стремление понять закономерности развития природы и общества
6) использование предметов, данных природой
Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие деятельности человека, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
1) потребительский характер
2) запрограммированный характер
3) преобразующий характер
4) общественный характер
5) продуктивный характер
6) приспособительный характер
Какие из перечисленных качеств человека являются социальными. Укажите все правильные ответы:
1) Умение общаться при помощи членораздельной речи
2) Способность к продолжению рода
3) Умение находить пропитание и обустраивать жилье
4) Умение защищаться от врагов
5) Способность преобразовывать природную среду
6) Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов
Художник К. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов мебели, бумаги, газет и т.д. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Елена поставила своей целью посетить Португалию, пообщаться с местными жителями. Она изучает португальский язык, читает книги об истории и культуре Португалии, на интернет-форумах общается со знатоками португальского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Еленой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение португальского языка
2) покупка туристической путёвки
3) желание общаться в Интернете
4) чтение книг об истории и о культуре Португалии
5) знатоки португальского искусства
6) путешествие по Португалии
Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. (ФИПИ)
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
различные способы достижения желаемого
осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность
побуждение к деятельности
продукт деятельности человека
используемые в ходе деятельности предметы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (ФИПИ)
достижение определённого положения
осознание человеком смысла своего существования
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (ДЕМО-2017)
«Мотивом ______________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ____________(В), социальной группы, общества в целом.
____________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _____________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _____________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
6) подлинный (разумный)
9) идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Ответ занесите в таблицу:
19. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ занесите в таблицу:
20. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Полученную последовательность цифр впишите в таблицу.
Освоение опыта предыдущих поколений
Преобразование предметов окружающего мира
Обмен информацией и ее преобразование в процессе взаимодействия
Осуществление реального действия воображаемыми средствами
Ответ занесите в таблицу:
21. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _______________(А). Она носит условный __________________(Б) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ___________________(В), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают __________________(Г). Он обеспечивает не только существование человеческого ___________________(Д), но является также условием его непрерывного _______________(Е). Среди его видом различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».
В приведенном ниже списке слова даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Ответ занесите в таблицу:
24(25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании личности, и одно предложение, раскрывающее понятие первичных институтов социализации личности.
25(26). Назовите три разных вида потребностей человека и проиллюстрируйте их примерами.
27(27). Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обуславливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
28(27). Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой Французской революции XVIII века. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.
30(1-4). Прочитайте текст и выполните задания 1 — 4. (ФИПИ)
Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.
Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.
С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.
И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.
(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)
1. Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.
2. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
3. Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.
4. Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.