Описание страшного сна для фанфиков
Как отпугнуть читателя первой строкой
Вольный перевод-пересказ дополнен собственными примерами из классиков.
Предупреждение : мнение автора статьи и автора блога может не совпадать. Рекомендации не стоит принимать, как абсолютную истину; при чтении этого списка следует помнить, что умелый автор и из шаблона сделает конфетку.
Итак, первые строки/параграфы книг, которые, как показывает опрос, часто отпугивают читателей:
Сцена пробуждения утром в кровати
“ Будильник зашелся яростным трезвоном. По квартире разлился дразнящий запах кофе. Из кухни раздался бодрый голос мамули:
— Мери-Сью, дочурка, вставай, в институт опоздаешь!
Я нехотя вытащила свою сонную тушку из постели и поплелась к зеркалу. Уныло взглянула на отражение. Увиденное не порадовало. Мои рыжие волосы напоминали воронье гнездо, под ярко-зелеными глазами расплылись пятна от туши. Я поискала волшебную палочку, чтобы применить бытовое заклинание умывания и расчесывания, но ее нигде не было видно. Наверное, мой брат опять забрал ее вместо своей. Ну, Витя, ну козёл, погоди! ”
Почему это плохо? Слишком заезжено. Честно, у меня зубы свело, когда я сочиняла этот пример.
Сцена, которая оказывается сном, и заканчивается пробуждением героя.
Герой подскакивает в кровати или, наоборот, глубже зарывается в подушку.
Звонки телефона, стук в дверь, звук работающего телевизора, которые будят героя.
Фразы типа: “Вставай, завтрак готов”, “Засоня, в институт опоздаешь!”
Запах кофе или завтрака, который вытаскивает героя из постельки.
Герой плетется к зеркалу и смотрит на свое отражение (если при этом он видит то, что и всегда. Автор может заготовить изумительный поворот если, скажем, герой видит в зеркале не то, что ожидает, например, за ночь он постарел на пару десятков лет или отрастил клыки как у вепря-бородавочника).
Герой при пробуждении мается с похмелья.
Герой в возбуждении подскакивает с кровати в первый день чего-то-там (учебы в Академии Попаданцев, первого дня работы в новом офисе…)
Можно ли сцену пробуждения написать так, чтобы она стала оригинальной и зацепила читателя? Ну разумеется, можно.
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Кафка “Превращение”, пер. Апта)
Я только что проснулась в чужой спальне. Я не понимаю, где я, как я здесь очутилась, и пока не представляю, как доберусь домой.
Так… Понятно. Я провела здесь ночь. Разбудил меня женский голос. Сначала я подумала, что лежу в постели с женщиной, но потом сообразила, что это диктор — видимо, включилось радио, — и, открыв глаза, я увидела, где нахожусь. В совершенно незнакомой комнате.
Си Джей Уотсон “Прежде чем я усну” (перевод Александра Афиногенова)
2. Описание погоды/пейзажа
В частности, предложение такого вида:
[Прилагательное] [прилагательное] солнце поднялось в [прилагательное] [прилагательное] небе, посылая [прилагательное] [прилагательное] лучи на [прилагательное] [прилагательное] землю.
Почему это плохо? Просто скучно.
3. Клише “Однажды, в далеком королевстве/тридесятом царстве/на обратной стороне Луны…”
Если вы, конечно, не Сервантес с его знаменитым началом:
«В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке».
4. Подробное описание города/королевства/планеты и т.д.
Создавать свой мир — забавная игра, но, как правило, в самом начале книги читателям не особо интересно, на каком топливе работают грузовики на вашей планете, как устроено правительство гномов, в каком году была основана столица вашей выдуманной империи и какие расы ее населяют. Не стоит превращать первую страницу вашей книги в статью из Википедии.
5. Подробное описание внешности, характера или истории жизни персонажа
Так ли важно вашему читателю знать, какого цвета глаза вашей героини? Эта деталь что-то говорит о конфликте, с которым ей доведется столкнутся, или о ее стремлениях, или раскрывает ее характер? Вот, например, начало, которое хочется пропустить:
“ У эльфийки были глаза цвета весеннего неба и длинные белокурые волосы, которые плащом окутывали ее хрупкие плечи. Ее лазурное платье с юбкой в пол и пышными рукавами украшали жемчужные пуговицы…”
А вот замечательный пример из классики, в который хочется вчитываться:
“Скарлетт О’Хара не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчет, если они, подобно близнецам Тарлтонам, становились жертвами ее чар. Очень уж причудливо сочетались в ее лице утонченные черты матери – местной аристократки французского происхождения – и крупные, выразительные черты отца – пышущего здоровьем ирландца. Широкоскулое, с точеным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза – чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц. На белом, как лепесток магнолии, лбу – ах, эта белая кожа, которой так гордятся женщины американского Юга, бережно охраняя ее шляпками, вуалетками и митенками от жаркого солнца Джорджии! – две безукоризненно четкие линии бровей стремительно взлетали косо вверх – от переносицы к вискам.” (М. Митчелл “Унесенные ветром” пер. Озерской)
«Ростом он был шесть футов, — пожалуй, на один-два дюйма меньше, сложения крепкого, и он шел прямо на вас, слегка сгорбившись, опустив голову и пристально глядя исподлобья, что наводило на мысль о быке, бросающемся в атаку». (Д. Конрад “Лорд Джим” пер. А. Кривцова)
6. Пролог
Комментарии излишни. Многие, очень многие читатели пропускают пролог; иногда они возвращаются к нему, когда книга прочитана и расставаться с ней не хочется.
Чем заменить пролог? Флэшбэком (ретроспективной сценой, взглядом в прошлое).
Почему читателей отпугивает пролог? Потому что он часто бывают сложным для восприятия, и, на первый взгляд, никак не связан с событиями основной части.
7. Прямое обращение к читателю
Многих отпугивает такое начало: “ Дорогой читатель, если ты читаешь эту книгу, ты, возможно, задаешься вопросом, почему… ” и т.д. и т.п.
Почему это плохо? Такое начало очень смахивает на самоанализ и самокопание, что не всем по душе. Читатель не втягивается в историю сразу, а ждать не любит.
А вот пример из Итало Кальвино.Этот первый параграф считается одним из самых ярких в литературе:
«Ты открываешь новый роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник». Расслабься. Соберись. Отгони посторонние мысли. Пусть окружающий мир растворится в неясной дымке. Дверь лучше всего закрыть: там вечно включен телевизор. Предупреди всех заранее: «Я не буду смотреть телевизор!» Если не слышат, скажи громче: «Я читаю! Меня не беспокоить!» В этом шуме могут и не услышать. Скажи еще громче, крикни: «Я начинаю читать новый роман Итало Кальвино!» А не хочешь – не говори: авось и так оставят в покое».
(перевод: Геннадий Петрович Киселев)
8. Заверения автора в том, что история в книге реальная (особенно если книга написана в жанре фэнтези или НФ)
Не надо, дорогой автор. Мы что, дети малые? Мы знаем, что ты все это выдумал. Не лукавь.
Пример из классика, который плевал на все эти ваши шаблоны:
«Почти все это произошло на самом деле. Во всяком случае, про войну тут почти все правда». (К. Воннегут “Бойня номер пять” пер. Р. Райт-Ковалева)
9. Мудрёное описание странных, непонятных событий, вещей или существ
Автору рассказали на писательских курсах, что начало должно быть цепляющим и даже шокирующим. И автор принимается изгалятся:
“Когда я проснулся утром, я еще не знал, что моя девушка вот-вот превратится в земляного кольчатого червя и попытается отрубить мне голову моим верным старым мачете с титановым покрытием.”
Такие описания похожи на сочинения пятиклассника. Фантастика фантастикой, но меру нужно знать. Фантастика и фэнтези должны быть реалистичны, как бы странно это не звучало. Читатель играет с собой в игру: он хочет верить в то, что описанное в книге — правда, и если начало слишком дикое и шокирующее, вера эта исчезает.
10. Длинный диалог, в котором речь идет о непонятных пока вещах
Кто эти люди? Зачем они здесь? О чем они говорят?
Нет, читатель вовсе не будет заинтригован. Он будет сбит с толку, как школьник, который попал на урок неподготовленным, и не понимает ни слова из того, что говорит учитель у доски.
А вот пример начала одной из лучших книг русской фантастики, которое рвет все шаблоны: это одновременно и ненавистный пролог, и длинный, непонятный пока диалог.
“Из интервью, которое специальный корреспондент Хармонтского радио взял у доктора Валентина Пильмана по случаю присуждения последнему Нобелевской премии по физике за 19… год:
— …Вероятно, вашим первым серьёзным открытием, доктор Пильман, следует считать так называемый радиант Пильмана?
— Полагаю, что нет. Радиант Пильмана — это не первое, не серьёзное и, собственно, не открытие. И не совсем моё.
— Вы, вероятно, шутите, доктор. Радиант Пильмана — понятие, известное всякому школьнику.
— Это меня не удивляет. Радиант Пильмана и был открыт впервые именно школьником. К сожалению, я не помню, как его звали. Посмотрите у Стетсона в его «Истории Посещения» — там всё это подробно рассказано. Открыл радиант впервые школьник, опубликовал координаты впервые студент, а назвали радиант почему-то моим именем.
— Да, с открытиями происходят иногда удивительные вещи. Не могли бы вы объяснить нашим слушателям, доктор Пильман…” (Стругацкие, “Пикник на обочине”)
Теперь, когда вы знаете правила, вы вольны их нарушать! Если вы умеете пользоваться клише намного лучше, чем остальные, то это уже не клише вовсе, а ваш уникальный авторский стиль, который несомненно заставит читателя зацепиться за первый параграф и затем увлеченно перелистывать страницу за страницей.
А какие первые строки заставляют вас морщиться и закрывать книгу?
К чему приснился страшный сон: примеры и особенности анализа
Страшный сон не всегда является предвестником каких-либо перемен в жизни. Чаще всего это естественная реакция психики, таким образом она перерабатывает сложную или стрессовую информацию, полученную в течение дня. Чтобы правильно расшифровать такое сновидение, следует внимательно изучить мелкие подробности сюжета. Это поможет понять подсказку, которую подсознание стремится донести активному сознанию.
Особенности расшифровки
Если приснился страшный сон, перед его расшифровкой необходимо успокоиться. Важно понимать, что такое видение не является предзнаменованием. Это всего лишь набор символов, с помощью которых подсознание перерабатывает информацию. Увиденные образы имеют прямое отношение к прошлому опыту, поэтому подобные сны всегда вызывают сильный эмоциональный отклик.
Страшный сон — это набор ассоциативных образов. Но, чтобы не вызывать дополнительный стресс, перед толкованием увиденного рекомендуется отвлечься на что-то приятное. Например, умыться холодной водой и выпить крепкий сладкий чай. Если сновидец боится забыть важные детали, стоит предварительно записать увиденное и отложить тетрадь до тех пор, пока эмоциональное состояние не стабилизируется.
Причины возникновения
Важно понимать, что подобные видения свидетельствуют о нестабильном состоянии психики. Тревога или стресс часто провоцируют кошмары. Поэтому, вне зависимости от сюжета, частоты его повторений или совпадений с особыми датами (например, особым значением принято наделять сны с четверга на пятницу), прежде чем приступать к толкованию, нужно заняться своим здоровьем.
Чтобы устранить внешние факторы, влияющие на появление ночных кошмаров, нужно:
Для нормализации состояния необходимо постараться устранить или хотя бы значительно уменьшить стрессовые факторы. Нужно определить основной источник страха и тревог, ограничив контакт с ним. В большинстве случаев страшные сны являются следствием умственного перенапряжения.
Чтобы избежать нервного срыва, психика разгружается посредством формирования жутких картин в сновидениях.
Анализ видения
Для правильного анализа нужно помнить о метафорическом значении видения. Прежде чем обращаться к сонникам, стоит обратить внимание на собственные ассоциации. При этом важно смотреть на сюжет «со стороны», отстранившись эмоционально. Лучше всего представить, что это не собственное видение, а будто бы нужно расшифровать чужой сон.
Для подробной расшифровки нужно тезисно расписать сюжет:
Если сюжет сна повторяется, следует соотнести его с реальной жизнью. Вероятнее всего, видение является отражением внутренних страхов или конфликтов.
Согласно юнгианской теории психотерапии, повторяющиеся кошмары свидетельствуют о внутреннем конфликте со своей теневой личностью. Человек отвергает бо́льшую часть себя, отказываясь признать недостатки и скрытые желания. Он сосредоточен на своей персоне, то есть внешней маске для окружающих. Это мешает ему стать цельной личностью и достигать успехов в реальной жизни.
Еще один способ посмотреть на видение со стороны — пересказать его близкому человеку. Проговаривая тревожный сюжет, человек избавляется от страха, ему становится проще беспристрастно трактовать сюжет.
Устранение кошмаров
Если навязчивые кошмары продолжают тревожить, несмотря на устранение внешних раздражителей, нужно довести сновидение до финала. Независимо от того, какой именно сюжет был у страшного сна (примеры могут быть самыми разнообразными), следует при помощи фантазии увидеть логический финал.
Основная причина повторения сновидений — незавершенность. Психике не удалось достичь разрядки или донести какую-либо информацию. Это происходит обычно из-за того, что человек, не дожидаясь трагической развязки, просыпается.
Хотя этот способ является в большинстве случаев действенным, при возникновении повторяющихся видений рекомендуется посетить психолога. Специалист поможет выявить проблемные места и примириться со своими страхами. Такой подход не только избавит от кошмаров, но и существенно повысит качество жизни.
Общие значения по сонникам
Существует всего 3 типа кошмаров. Все дополнительные детали и различные их вариации следует трактовать при помощи ассоциаций или обратиться за помощью к психологу. Однако общую смысловую нагрузку видения легко расшифровать и самостоятельно.
Основные типы кошмаров:
Сновидения — это разговор со своим подсознанием. Через него человек получает возможность воссоединить свою теневую (скрытую) часть личности с персоной (внешней маской). Кошмары являются проводниками между этими конфликтующими сторонами одного целого. Чтобы избежать проблем в реальной жизни, к таким снам нужно прислушиваться, но не бояться их.
Польза кошмаров
В некоторых случаях ночные кошмары являются жизненной необходимостью. С их помощью человек получает возможность восстановить силы и избавиться от психологических зажимов. Страшные сны полезны:
Все кошмары нужно рассматривать в частном порядке, избегая эмоционального включения. Этот способ толкования позволит сновидцу перейти на новый уровень общения со своим подсознанием и проработать ряд психологических проблем. Однако при повторяющихся кошмарах не рекомендуется пренебрегать консультацией психолога.