Опера по пьесе а н островского воевода сон на волге и его либретто
Опера по пьесе а н островского воевода сон на волге и его либретто
Опера в 3 действиях. Либретто по драме А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано композитором совместно с А. Н. Островским.
Первое представление состоялось 30 января 1869 года в Москве на сцене Большого театра.
Опера была уничтожена композитором и восстановлена уже в советское время музыковедом П. А. Ламмом. На оперной сцене идет в редакции Ю. В. Кочурова.
Действующие лица:
Первое действие
Второе действие
Первая картина. Сени в доме Бастрюкова. Молодой хозяин приуныл — не мила ему жизнь после того, как он потерял Марью. Как одолеть Воеводу? Не одного Бастрюкова обидел Шалыгин. Весь город стонет от его самоуправства. Находится у Бастрюкова сильный союзник — атаман волжской вольницы — Роман Дубровин. Воевода разорил его дотла, отнял у него любимую жену Олену, и теперь, после двухлетнего отсутствия, Дубровин вернулся, чтобы расплатиться с обидчиком. Вдвоем с Бастрюковым они освободят своих подруг, пока Воевода будет на богомолье за городом.
Вторая картина. Томится и тоскует Марья под замком в тереме Воеводы. Не радуют ее песни и пляски прислужниц. Словно окаменев от горя, ждет Марья неминучей беды. Неожиданно через Олену доходит до нее таинственный наказ: сегодня ночью выйти в сад. Сторожа не помешают — их напоят допьяна, не помешает и Воевода — он далеко.
Третье действие
Непроглядная ночь. Двор и сад у терема Воеводы. Бастрюков и Дубровин тайно пробрались сюда и в мучительном нетерпении ожидают выхода Марьи и Олены. Наступает миг свиданья. Ревнивые опасения тревожат Дубровина. Но чиста перед ним Олена, не поддавшаяся ни насилию, ни соблазну. Счастливы и Марья с Бастрюковым. Внезапно появляется грозный Воевода, не во-время вернувшийся домой. Дубровин кидается на него с ножом, но тут же схвачен, обезоружен и связан подоспевшей челядью Воеводы. Связан и Бастрюков. Лютая казнь ждет Марью — Воевода защекочет ее досмерти, как когда-то защекотал изменившую жену. В последнее мгновенье Марья вырывается из рук своего мучителя и лицом к лицу сталкивается с ворвавшимися во двор стрельцами и посадскими людьми во главе с новым Воеводой. Шалыгин за самоуправство отрешен от воеводства. Спасены и Марья, и Олена, и удалой Бастрюков, и беззаветно смелый Дубровин.
Народ славит счастливый исход дела и свершившийся над Воеводой правый суд.
К сочинению своей первой оперы «Воевода» Чайковский приступил, не имея ни опыта работы в области театральной музыки, ни ясного представления о своих стремлениях и задачах в этом жанре. Самый выбор сюжета был результатом случайных внешних обстоятельств. Как свидетельствует биограф композитора, «чуть ли не с тех пор, как он посвятил себя музыке, — его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: „Грозы“ Островского». Однако этой мечте не суждено было осуществиться. Переехав после окончания консерватории в Москву, Чайковский узнал от автора «Грозы», что на этот скажет уже написана опера композитором В. Н. Кашперовым. Как бы ни было горько разочарование, пришлось отказаться от долго и любовно вынашивавшегося замысла, единственным плодом которого осталась увертюра, написанная в 1864 году, в качестве классной ученической работы.
Островский предложил молодому композитору другую свою пьесу «Воевода, или Сон на Волге» из русской жизни XVII века, взявшись сам написать либретто. В сюжетном отношении эта пьеса не представляет большого интереса, главная ее прелесть в обилии ярких, колоритных народных сцен и необыкновенно сочном языке, насыщенном фольклорными элементами. Эта сторона могла привлечь и Чайковского, проявлявшего в те годы особенно живой и активный интерес к народному творчеству. Однако, взявшись за работу горячо и с увлечением, он довольно быстро охладел к ней и одно время даже хотел отказаться от окончания оперы. Мало интересовала она, по-видимому, и Островского, который, не сдержав своего обещания, написал только половину либретто, и завершать его пришлось самому композитору. Все эти обстоятельства не могли не сказаться отрицательно на окончательном результате. Драматургическая фабула оказалась банальной и малоинтересной, многие сцены излишне растянуты и слабо мотивированы, образы действующих лиц бледны и бесцветны. Музыка оперы, несмотря на ряд привлекательных моментов преимущественно лирического и народно-жанрового характера, в целом неровна, порой эклектична и не всегда находится в достаточном соответствии с задачами характеристики драматической ситуации.
Самым суровым критиком своего оперного первенца оказался сам композитор, уничтоживший партитуру «Воеводы» после нескольких его представлений на сцене Большого театра. Спустя десятилетие Чайковский, обогащенный уже значительным опытом работы в оперном жанре, писал: «„Воевода“, без всякого сомнения, очень плохая опера. Я беру при этом в соображение не только достоинство музыки, взятой отдельно, — но общую совокупность условий, соблюдение которых составляет большее или меньшее достоинство оперы. Во-первых, сюжет никуда не годен, т. е. лишен драматического интереса и движения; во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены. » (Отдельные части музыки «Воеводы» были впоследствии использованы Чайковским в произведениях разных жанров (опера «Опричник», балет «Лебединое озеро», торжественная увертюра «1812 год»). Партитура оперы восстановлена П. А. Ламмом и В. Я. Шебалиным по сохранившимся оркестровым голосам, партиям действующих лиц и некоторым другим материалам.).
Опера по пьесе а н островского воевода сон на волге и его либретто
Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.
Действующие лица:
Первое действие
Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье — к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,— они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.
Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда — Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,— на охоту или на богомолье,— советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово — закон для суеверного Воеводы.
Второе действие
Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ — зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.
Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.
— Теперь на лодку, в город, и за дело!— восклицает Дубровин из засады.
Третье действие
Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится — их опоят вином.
Четвертое действие
Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода — тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается — не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?
Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.
— Коней живей, коней!— приказывает Воевода, проснувшись.— Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!
Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа — старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.
Наиболее яркой стороной оперы «Сон на Волге» являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов — членов «Могучей кучки», в частности М. Мусоргского.
Опера `Воевода` (1867-68), Op. 3
Опера в 3-х действиях, либретто композитора и А.Н. Островского по его пьесе «Воевода» («Сон на Волге»).
Действующие лица:
Нечай Шалыгин, воевода — бас
Влас Дюжой, богатый посадский — бас. Читать дальше
Опера в 3-х действиях, либретто композитора и А.Н. Островского по его пьесе «Воевода» («Сон на Волге»).
Действующие лица:
Нечай Шалыгин, воевода — бас
Влас Дюжой, богатый посадский — бас
Настасья, жена посадского — сопрано
Их дочери:
— Марья Власьевна — сопрано
— Прасковья Власьевна — сопрано
Степан Бастрюков — тенор
Роман Дубровин, беглый посадский — баритон
Олёна, его жена — меццо-сопрано
Резвый, слуга Бастрюкова — бас
Шут — тенор
Недвига, нянька — меццо-сопрано
Новый воевода — бас
Опера начинается с выхода невесты старика-воеводы, Прасковьи, и её сестры, Марьи Власьевны, с нянькой Недвигой и сенными девушками. После ухода девушек появляется Бастрюков, влюбленный в Марью Власьевну, и начинает со слугами разбирать тын. Он остается один. Его ария («Догорай на небе, зоренька, скорее»). К нему выходит Марья Власьевна. Любовный дуэт. В финале действия воевода видит Марью Власьевну, влюбляется, требует в невесты, отвергнув Прасковью Власьевну. Бастрюков пробует похитить возлюбленную, но их застают в момент побега и разлучают.
Первая картина. У Бастрюкова.
Слуги ждут его возвращения с охоты. Когда он возвращается, ему говорят, что его хочет видеть Дубровин. Сцена и дуэт с Дубровиным. Последний тоже обижен воеводой, похитившим его жену, Олену. Оба молодые человека решают пробраться в терем старика и похитить Марью Власьевну и Олену.
Вторая картина. В тереме воеводы.
Марья Власьевна тоскует. Её развлекают танцами. Её ария («Соловушко»). Вбегает Олена, молит о прощении за то, что уронила в воду фату, когда мыла её, но, в сущности, передать Марье Власьевне, что ночью в сад придет за ней Бастрюков. Дуэт двух женщин прерывается появлением Недвиги и сенных девушек, которые, чтобы развеселить Марью Власьевну, поют песни.
Во дворе терема воеводы. Ночь. Входят Бастрюков и Дубровин. К ним сходят Марья Власьевна и Олена. Квартет. Неожиданно появляется воевода. В пылу ревности он хочет зарезать Марью Власьевну, но только что прибывший посол и новый воевода из Москвы спасает её, а старого воеводу по повелению царя отдает под суд. Действующие лица благодарят Бога и величают царя.
Воевода (Чайковский)
Первая опера, пожалуй, одного из самых известнейших и величайших композиторов в истории Петра Ильича Чайковского «Воевода» является его совместным либретто с русским писателем-драматургом, членом Петербургской Академии наук Александром Николаевичем Островским по его произведению «Сон на Волге». Премьера пьесы прошла в начале 1869 года на сцене Большого театра в Москве. Из биографии гениального композитора мы узнаем, что ему принадлежит авторство более восьмидесяти произведений, в том числе десятка опер и трёх балетов. Чайковский был недоволен своим «Воеводой». Вначале процесс сочинения шел довольно быстро, но позже был затруднен тем, что Петр Ильич был вынужден сам дописывать либретто начатое Островским. Опера выдержала всего шесть успешных представлений и в целом была критикована как слабо исполняемая, ссылаясь на малое количество репетиций.
Также Г. Ларош дал негативный отзыв о музыке в «Воеводе» что в кое-то мере вынудило автора уничтожить значительную часть музыкального сопровождения, а именно ноты. Попытки восстановить оперу были предприняты в 1930-1940 годах П.А. Ламмом, В. Шебалиным, Б. Асафьевым и Ю.В. Кочуровым.
«Воевода» действительно одно из самых значительных драматургических произведений, которое пронизано духом русской песни, сказкам, фантастикой и ярко выраженным национальным колоритом и характером. Именно возможность описать некоторые характерные особенность русского быта и использовать русские песни заинтересовали Чайковского.
Так как часть произведения утеряна, сны Воеводы для упрощения сюжета не восстанавливались. Было пропущено несколько действующих лиц – такие как: Мизгирь-колдун, Отшельник, Домовой, пропущена сцена с крестьянкой в крестьянской хате. Некоторые роли просто урезали, так, к примеру, Марья Власьева была оставлена только в качестве сопрано и из-за всяческих сокращений роли почти лишена собственного облика.
В арии Марьи была использована лирическая песня «Коса ль моя, косынька…», которая была записана лично Чайковским в 1867 году. Чайковский также использовал другие народные песни и фрагменты своих собственных более ранних наработок, на сайте клуба «Орфей» вы можете прослушать их онлайн.
Впервые возрожденную оперу мир увидел в ленинградском Малом оперном театре осенью 1949 года под управлением Э. Грикурова.
Содержание оперы в трёх действиях «Воевода» вы можете узнать, прослушав данное произведение бесплатно на сайте клуба «Орфей»
Во втором действии пред нами предстаёт дома Байстрюкова, в котором он день и ночь думает лишь о судьбе своей невесты, на помощь Байстрюкову приходит Роман Дубровин. Воевода разорил Дубровина и забрал себе его жену. Роман предлагает завтра поутру, когда Шалыгин отправится на богомолье, освободить своих возлюбленных.
В тереме Воеводы (Нечая Шалыгина) Марья Власьевна начинает скучать и когда девушка остается одна, появляется Олеся, жена Дубровина, и сообщает Марье о будущем побеге.
Третье действие описывает как обе пары – Дубровин с Байстрюковым и Марья с Олесей готовятся к предстоящему побегу. Но долгожданную встречу нарушает разгневанный Воевода, который приказывает связать провинившихся, а Марью силой вернуть обратно в терем. На не доволен очередным произволом Воеводы и заполняет двор. Бунтующие против несправедливости Нечая люди освобождают заключенных, и готовы расправиться над самим Шалыгиным. Байстрюков же сообщает собравшимся, что Воевода лишен воеводства. Отец вместе с народом проставляют молодых на брак.
О том, как воевода увидел сон на Волге
В Московском историко-этнографическом театре состоялась премьера пьесы А.Н. Островского «Воевода. Сон на Волге», принадлежащая к малоизвестному наследию классика отечественной драматургии. В царское время её упрекали за идеализацию разбойников, в советское — не устраивала идеализация православного начала и один из вариантов развязки сюжета, который как раз и представлен в данной постановке.
Действие спектакля разворачивается летом 1670 года в волжском городе Костроме. Тирану и самодуру, воеводе Нечаю Шалыгину противостоит вольный духом, беглый посадский Роман Дубровин, а также дворяне — отец и сын Бастрюковы. Все симпатии А.Н. Островского — на стороне Дубровина и Бастрюковых.
Пьеса блестяще передаёт отличительные черты славянского национального самосознания — жизнь по правде и справедливости, готовность постоять за неё и даже ответить головой. Воевода Нечай Шалыгин в своё время ограбил Романа Дубровина, разорил его дом, отнял жену, а его самого бросил в тюрьму, откуда тот сбежал и возглавил ватагу «благородных разбойников»…
В стране — «бунташное» время: на юге Руси «калина красная цветёт… и дарует волю Разин», уже взяты Царицын и Астрахань, удалая разинская вольница идёт вверх по Волге… Продолжать смиряться — означает нанести непоправимый вред своему духу. Ватага разбойников готовится отплыть к Разину, старший Бастрюков шлёт челобитную в Москву на воеводу, лихоимца и притеснителя, его сын пытается силой отбить у Шалыгина свою невесту…
Главный герой Роман Дубровин — беглый удалец, вольный человек, живёт радостно, а схваченный стрельцами, готов умереть достойно, не делая трагикомедии из своей жизни, как воевода Шалыгин.
Но все герои пьесы живут в среде одних и тех же нравственных устоев и представлений, которые на протяжении веков создавались их предками и были главным заветом потомкам. Недаром Островский уделяет повышенное внимание народному творчеству, всячески используя его при написании пьесы. И режиссёр-постановщик Михаил Мизюков сумел прекрасно это передать, а актёры — воплотить в своей игре. Со сцены раздаются яркие, причудливые сравнения, гениальные изречения, искромётные пословицы, присказки и прибаутки. Неудивительно, что И. Тургенев писал: «А «Воевода» Островского меня привёл в умиление. Этаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него… какая местами пахучая, как… русская роща летом, поэзия».
Исходя из народных представлений о вещем, пророческом содержании сновидений, Островский делает кошмарный сон воеводы, ярко демонстрирующий его внутренний разлад с самим собой, центральным событием пьесы и поворотным моментом в развитии сюжета. Ужас, переживаемый Шалыгиным, оттеняет фантастическая сцена с домовым, который приходит, чтобы навеять тихие мирные сны тем, кто этого заслужил. Недаром правитель-самодур в конце концов приходит к покаянию, чтобы иметь мир в душе и жить в ладу с собственной совестью. Счастливая концовка пьесы звучит крайне актуально для наших дней, когда общество, как никогда, нуждается в согласии и примирении.
Ближайшие премьерные спектакли: 2 и 15 февраля, 19.00.
Тел. для справок: 8 (499) 184-17-11, 8 (495) 411-11-35.
Адрес театра: ул. Рудневой, 3. Проезд: от станци метро «Бабушкинская», автобусами №№124, 174, 238; от станции метро «Свиблово» автобусами №№183, 185; от станции метро «Медведково» автобусом №601 до остановки «Станция «Лосиноостровская»»; от станции метро «Комсомольская» любой электричкой с Ярославского вокзала до станции «Лосиноостровская».
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»