Обучение во сне миф или реальность

Сплю на пятерку! Обучение во сне – миф или реальность?

Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Обучение во сне миф или реальность. 21 10 2021 1. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-21 10 2021 1. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 21 10 2021 1. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.Раиса Захаровна одобряет

Сон в руку

Запоминать информацию во сне (наряду с попытками получения инсайтов в спящем состоянии) люди пытались еще в древности. Научное обоснование у этого процесса появилось только в XX веке – вместе с развитием классической доказательной школы. Военные и психиатры разных стран проводили исследования, как курсанты и пациенты запоминают данные, пока спят. Для этого подопытным включали записи или приглашали гипнолога, который работал со спящими.

Развитие метода получило стимул в середине прошлого столетия, когда была изобретена и начала внедряться во врачебную практику энцефалография. Стало возможным получать подробные данные: какой ритм мозга активизируется во сне (альфа, тэта…), как сменяют друг друга фазы быстрого и медленного сна, насколько все это сочетается с получаемой спящим информацией, можно ли по пробуждению ее вспомнить.

Соответственно, с развитием технологий, появлением более совершенных аппаратов ЭЭГ-мониторинга, МРТ эксперименты, как влиять на запоминание во сне, продолжались.

Ученые пришли к выводу, что нельзя просто взять и включить спящему запись, и тот по пробуждению воспроизводит ее так, будто учил. Однако это не помешало популяризации метода, по всему миру, он получил название гипнопедия. Предприимчивые дельцы начали даже продавать желающим основанные на нем курсы (чаще всего – иностранных языков).

Обучение во сне описано и показано в известных произведениях.

Например, у Олдоса Хаксли в его «О, дивном новом мире» мальчик выучивает английский, прослушав во сне по радио лекцию, а когда уже во взрослом возрасте становится во главе правительства, начинает также идеологически обрабатывать население.

В «Гадких лебедях» Стругацких подобным образом обучали вундеркиндов.

В советском сериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семенович Леднёв, узнав о методе обучения во сне, включает запись предмета и ложится спать, а его дочка Нелли вскоре – радиопередачу, в которой читают шпионский роман, и по итогу в голове мужчины информация перемешивается.

В современном российском мультсериале «Барбоскины» героиня Роза тоже пытается использовать гипнопедию, чтобы быстро выучить предмет, и точно также терпит неудачу.

Обучение во сне. Ожидание vs. Реальность

На самом деле воздействовать на подсознание, а него уже – на сознание можно, только не так «топорно». Это доказали уже в XXI веке. Как и то, что обучение во сне можно использовать как вспомогательный метод. Причем, в разных вариациях.

С помощью гипнопедии лучше усваивать что-то конкретное: новые слова, таблицы, формулы, а не абстракции, в которых мозг во сне вряд ли захочет разбираться. Ему проще будет удалить непонятное.

Как считаете, какой способ эффективнее? Пробовали что-нибудь? Делитесь в комментариях.

Источник

Можно ли учиться во сне? Оказывается, можно

От хронической бессонницы помогают аудиокниги, подкасты и снотворное. Если загрузить книг на всю ночь, они будут постепенно проникать в сны. И что самое забавное, иногда можно даже припомнить часть услышанного на утро. Ученые давно задавались вопросом, нужно ли быть в сознании, чтобы запомнить. Кажется, что да — в конце концов, все наши драгоценные воспоминания сформированы во время часов бодрствования, когда сознание в работе.

Обучение во сне миф или реальность. sleeping. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-sleeping. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка sleeping. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Обучение во сне — мечта любого человека.

Однако появляется все больше исследований на тему того, что когда мы соскальзываем в бессознательное состояние во сне, мы не теряем способность запоминать новый материал. То есть, включите на проигрывание словарь новых слов, и бессознательный мозг выучит эти слова — без какой-либо работы или осознания, даже после пробуждения.

Обучение во сне возможно

Исследование, опубликованное недавно в Currently Biology, позволяет предположить, что идея обучения во сне имеет под собой корни. Ученые провели эксперимент с группой из 41 человека, говорящих на немецком языке, и выяснили, что мозги участников могут впитывать словарный запас из выдуманного языка и привязывать эти слова к немецким значениям во время сна.

Это, конечно, далеко от изучения совершенно нового языка, включая синтаксис, в спящем состоянии. Но по пробуждении у участников спросили, будет ли обозначенное выдуманное слово больше обувной коробки (да, это странный тест), и участники отвечали правильно со значительно более высоким шансом — не зная, что они ранее сталкивались с этим словом.

«В ходе исследования мы обнаружили, что спящий мозг может на самом деле кодировать новую информацию и хранить ее в течение длительного времени. Более того, спящий мозг способен создавать новые ассоциации», говорит автор исследования Марк Цюст из Университета Берна.

Сон и память

Мы часто думаем о сне, как о времени простоя. Но это не так.

Недавно проведенные исследования показали, что сон помогает мозгу очиститься, вымыть токсичные молекулы, которые в конечном итоге могут привести к болезни Альцгеймера.

Обучение во сне миф или реальность. sleep hours image two. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-sleep hours image two. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка sleep hours image two. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Сон — важнейшая составляющая здоровья человека

Что еще более важно, сон также реорганизует воспоминания. На определенных стадиях сна мозг воспроизводит воспоминания в ускоренном режиме: нейроны, ответственные за хранение воспоминаний, снова активируются как сеть, по сути обучая мозг воспоминанию. Этот проигрыш помогает нам втиснуть важные уроки и жизненный опыт в более постоянное хранилище в нашем мозгу. Между тем, тангенциальные воспоминания — те, которые в первую очередь не заслуживают особого внимания — стираются, чтобы открыть больше места для хранения.

Часть этой ночной работы можно уловить путем непосредственного измерения нервной активности в мозге грызунов. Посадите мышь в новый лабиринт днем, и нейросети, активированные во время кодирования памяти, начнут работать ночью.

Из этих исследований на грызунах ученые выяснили, что гиппокамп — область в форме морского конька, скрытая глубоко внутри мозга — связывается с внешним слоем мозга, корой, во время сна, посредством волн активности, которые можно измерить с помощью устройства ЭЭГ.

Обучение во сне

В этом исследовании ученые взяли 41 немецкоязычных добровольцев обоих полов. Вместо того, чтобы учить их обычному языку, команда составила псевдослова, каждое из которых было связано с определенным значением, чтобы убедиться, что один из участников не имел никакого контакта с новым языком.

Вместо того, чтобы произносить слова, когда добровольцы спали, ученые решили нацелиться на определенный период сна: так называемые «пики» во время глубокого сна, обычно не связанные со сновидениями.

Во время глубокого сна нейроны координируют свою активность в течение коротких промежутков времени, прежде чем снова упасть в период бездействия — провалиться на графике. Два этих состояния циклически сменяются каждые полсекунды.

«Мы предположили, что пики медленных волн способствуют кодированию сна, потому что пики разграничивают периоды относительного нервного возбуждения», объясняют авторы.

Когда добровольцы уснули, на каждом из них было устройство ЭЭГ для мониторинга мозговых функций, и ученые начали играть в словесные ассоциации через наушники-вкладыши.

Например, выдуманное слово «тофер» означало «ключ», а «гуга» — «слон». Каждая пара слов воспроизводилась четыре раза, в соответствии с ритмом спящего мозга, так что второе слово совпадало с пиками волн. Всего спящий мозг услышал о 36 различных парах слов за более чем 146 повторений.

«Момент, когда воспроизводилось второе слово, был важным, потому что в этот момент можно было сформировать ассоциацию между одним словом и другим, а значит и нейронная пластичность должна быть оптимальной», поясняют авторы.

По пробуждении добровольцев ученые показали им псевдослова и попросили изобразить, будет ли обозначенный предмет меньше или больше, чем обувная коробка — как способ проникнуть в бессознательные воспоминания.

«Неявные воспоминания сложно сформулировать явно. Мы должны были получить доступ к бессознательному, неявному знанию через вопросы о семантических аспектах этих новых слов», говорит Цюст.

15 участников также получили сканирование мозга с использованием фМРТ в момент попытки принятия решений.

Примечательно, что когда второе слово в паре слов совпадало с состоянием сна в глубоком сне, участники могли правильно охарактеризовать выдуманное слово на 10% выше шанса.

«Если вы представляете «биктум» и «птицу» спящим людям, их мозг может установить новую связь между известным понятием «птица» и совершенно новым и неизвестным словом «биктум», говорит Цюст. «Этот след во сне остается во время бодрствования и может повлиять на то, как вы реагируете на «биктум», даже если вы думаете, что никогда раньше не сталкивались с этим словом. Это неявная, бессознательная форма памяти — как будто «нутром чуешь».

Изучая данные, ученые обнаружили, что попадание в пиковые состояния во время представления свойств коррелирует с лучшим запоминанием после пробуждения.

Это объясняет ряд предыдущих противоречий в исследованиях сна. Авторы объясняют так: «Время презентации слов относительно ЭЭГ спящего было решающим для успеха кодирования сна».

Двойная обязанность

Вглядываясь в обучающийся, но спящий мозг, ученые обнаружили, что гиппокамп и область мозга, обычно связанные с изучением языка, также были активны во время обучения во сне.

Это сильно противоречит всему, что мы знаем об обучении гиппокампа — мы полагаем, что он активен только в состоянии бодрствования.

«Эти структуры мозга, по всей видимости, опосредуют формирование памяти независимо от преобладающего состояния сознания — бессознательное во время глубокого сна, сознательное во время бодрствования», говорит Цюст.

Тем, кто уже задумался о создании устройства для «обучения во сне», стоит понимать, что идея внедрения совершенно нового словаря во время сна остается весьма спорной. В конце концов, словари основаны на знаниях, а не на интуиции. Более того, ученые еще не знают, может ли активное обучение во время сна мешать более заметной роли сна в консолидации дневных воспоминаний.

«Практическая значимость бессознательного кодирования во время сна для последующего изучения после пробуждения в конечном итоге будет зависеть от того, улучшит ли первый сеанс кодирования сна это обучение», говорит ученые.

Разве не удивительно, что люди способны на такую сложную обработку информации, фактически находясь без сознания? Поделитесь мнением в нашем чате в Телеграме.

Источник

uCrazy.ru

Обучение во сне миф или реальность. transparent. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-transparent. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка transparent. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Возможно ли обучение во сне? О чём говорят исследования учёных

Очень многим студентам для успеха на экзамене не хватает только одной ночи. А как было бы хорошо, если бы студент спал, а обучение шло! Правда, обучение во сне может принести неожиданные результаты, стоит вспомнить подобную попытку Евгения Леонова в телефильме «Большая перемена». Но все же замысел весьма интересный, особенно если учесть большую экономию времени.

Обучение во сне миф или реальность. photo16332496350. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-photo16332496350. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка photo16332496350. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Попытки обучения во сне действительно неоднократно предпринимались в различных странах. Причем пытались использовать как гипнопедию, то есть обучение во время естественного сна без медикаментозных средств или электричества, так и обучение во сне посредством различных стимуляторов.

Гипнопедия известна довольно долгий срок, в восточных монастырях монахов обучали во сне священным текстам, просто начитывая их спящим людям. Примерно такая же методика использовалась в Эфиопии, там местным сыщикам (лабашам) во время их сна пересказывали приметы преступников. Считалось, что подобные действия реально помогают запоминать нужную информацию.

В 20 веке появились сведения, что гипнопедию первыми на себе официально испытали слушатели военно-морского училища в Пенсаколе. Их преподаватель азбуки Морзе Д. Финней утверждал, что результаты оказались более чем удовлетворительными, но довольно скоро его программа оказалась свернута.

Обучение во сне миф или реальность. photo16332496361. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-photo16332496361. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка photo16332496361. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Имя Абрама Свядоща было неплохо известно в Советском Союзе, именно он обратился к гипнопедии в 1936 году. Ученому удалось доказать коллегам, что используя определенные методики можно значительно увеличить уровень запоминания иностранных языков, технических текстов и сложных формул.

Однако доказательства, приводимые в СССР в 30-е годы прошлого века вызывают вполне обоснованные сомнения, достаточно вспомнить восторги по поводу научных изысканий Трофима Лысенко (и псевдонауку генетику).

Продолжение последовало в 60-х годах, когда за гипнопедию взялся киевский филолог Близниченко, занявшийся обучением во сне иностранным языкам. Согласно его данным у студентов улучшилось запоминание иностранных снов, а вот орфография и устная речь ничуть не стала позитивнее. Для самого обучения была устроена специальная аудитория, в ней спящим студентам на 5-10 минут включали магнитофонные записи, содержащие иностранные слова.

В тех же 60-х годах прошлого века изыскания в области обучения во сне вели болгарские ученые Георгий Лозанов и Алеко Новаков. Эти специалисты в своих работах применяли суггестопедию, рассчитывая при этом развить сверхпамять у спящих людей. Вначале они включали записи учебных материалов, которую затем сменяла классическая музыка. Согласно выводам болгарских ученых уровень усвоения незнакомого материала при этом повышался примерно в 2 раза.

Обучение во сне миф или реальность. photo16332496362. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-photo16332496362. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка photo16332496362. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

А вот в странах Запада в середине XX века особо обучением во сне не интересовались. А всему виной экспериментальные работы Чарльза Саймона и Уильяма Эймонса. В 50-х годах прошлого века эти американцы смогли доказать, что при обучении во сне мозговая активность человека реально увеличивается. Только вот пользы с этого немного, поскольку спящий человек не в состоянии адекватно воспринимать поступающую информацию.

В начале XXI века интерес к обучению во сне получил новый толчок, и связано это оказалось с профессором Тюбингенского университета Яном Борном. В 2004 году ученому удалось установить, что есть возможность активизации сигналов мозга посредством мягкой стимуляции током, который подается непосредственно на череп спящего человека. Борн заявил, что такой способ реально помогает в запоминании слов.

Позднее был разработан специальный шлем с электродами для измерения мозговой активности, а через специальные наушники испытуемому подаются звуки, синхронизированные с импульсами нейронной активности.

Борн и его последователи утверждают, что различная стимуляция мозга во время сна не только улучшает собственно сам сон и отдых человека, но активизирует работу мозга даже в период бодрствования, что не только дает возможность обучаться во сне, но и улучшает процесс обучения у неспящих людей.

Обучение во сне миф или реальность. photo16332496363. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-photo16332496363. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка photo16332496363. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

В 2012-13 годах сначала ученые университета Хайфы, а затем Иллинойса поставили ряд экспериментов по обучению во сне. Во время научных опытов испытуемым включали различные звуки и подавали запахи. Если запах был неприятным, то дыхание спящих теряло свою глубину. Через некоторое время подобной реакции удавалось добиваться только при посредстве звуковых сигналов.

В Иллинойском университете психологи пошли дальше они бодрствующим людям предлагали двигать предмет на мониторе компьютера, при этом раздавался определенный звуковой сигнал. Затем испытуемые ложились спать, причем периодически их сон сопровождал тот же звуковой сигнал. После пробуждения участники эксперимента справлялись с перемещением предмета на экране компьютера значительно успешнее.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в исследованиях, современная наука полагает, что гипнопедия и родственные ей методики не могут дать возможность изучить новый для человека материал. Можно лишь изучить и улучшить некоторые рефлексы.

Источник

Учиться во сне: возможно ли это?

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования. Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В Обучение во сне миф или реальность. 140820100949618 6166e947. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-140820100949618 6166e947. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 140820100949618 6166e947. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.

Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

ПоОбучение во сне миф или реальность. 1428846404 2. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-1428846404 2. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 1428846404 2. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

Отменить ответ

Наверное всё таки возможно что то запомнить во сне но только на недолгое вермя
Я так один раз включил музыку на ночь и лёг спать.
Точно помню что перед тем как проснуться я слышал знакомую мне музыку, я проснулся, пол дня я помнил что за песня была во сне, но потом я полностью забыл её.
Долго пытался вспомнить что за песня была, но так и не вспомнил.

Источник

Обучение во сне: фантазии и реальность

Нет, вы не выучите во сне иностранный язык и не научитесь танцевать. Но кое-чему можно научиться даже в этом состоянии.

В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?

Обучение во сне миф или реальность. 599bf31a886e1625259502. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-599bf31a886e1625259502. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 599bf31a886e1625259502. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Чему можно научиться во сне

Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована статья французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.

Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу — и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.

Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).

Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится — с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.

Обучение во сне миф или реальность. 599bf497b5d14090315521. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-599bf497b5d14090315521. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 599bf497b5d14090315521. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.

Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал — и они справились с заданием лучше.

Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.

Обучение во сне миф или реальность. 599bf60847cdb139942295. Обучение во сне миф или реальность фото. Обучение во сне миф или реальность-599bf60847cdb139942295. картинка Обучение во сне миф или реальность. картинка 599bf60847cdb139942295. Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.

Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031