Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет выберите один ответ
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.
За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.
В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.
Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
О значении соблюдения режима дня дошкольника
О значении соблюдения режима дня дошкольника
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Жизнерадостное, бодрое и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от организации режима дня.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Нужно давать детям порцииеды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Родителям нужно помнить, что необходимым условием здоровья, физического и психологического благополучия ребенка является соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят сутки напролет в обществе родителей.
В настоящее время в Курской области функционирует 271 дошкольная организация, в том числе 13 частных дошкольных организаций.
В 2015 году Управлением Роспотребнадзора по Курской области было проведено 109 проверок дошкольных организаций, по результатам которых устранены нарушения санитарного законодательства в ряде ДОУ, в том числе и в части соблюдения требований к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях. Исполнение ранее выданных предписаний находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Курской области.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет выберите один ответ
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Влияние дневного сна на организм дошкольника
Дневной сон является важной составляющей, необходимой для нормального развития детского организма. Большинство детей, которые пропускают дневной сон, эти потерянные часы ночью не восполняют.
Природная потребность в дневном сне у взрослеющего ребенка неодинакова и зависит от активности малыша, от насыщенности его дня, от того, в какое время ребенок ложится спать и встает. Дневной сон способствует снятию утренних стрессов, помогает лучше усваивать новые знания, способен оказывать положительное влияние на работу некоторых органов, например, кишечника и желчевыводящих путей. Сон способствует развитию гормона роста: именно во сне дети быстрее растут.
Родителям следует помнить, что, лишая ребенка дневного сна, взрослые создают почву для расстройства его биоритмов. Следствием этого может быть повышенная возбудимость и утомляемость дошкольников, задержка нервно-психического и физического развития, отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым ОРЗ и детским инфекциям.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–7 лет составляет 5,5–6 ч. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12–12,5 часа, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют продолжительностью не менее 3 часов.
Подъем малыша должен быть не позднее 8 часов утра, тогда к обеду ребенок успеет устать и с удовольствием заснет. Но в этом случае кроха должен ложиться спать вечером в 9 часов. Как правило, дети быстро привыкают к режиму и уже через несколько дней у родителей не возникает трудностей с дневным засыпанием. Чаще всего не спят или с трудом засыпают дети с неустойчивой, неуравновешенной нервной системой, однако именно эти дети больше всего нуждаются в полноценном сне. Не следует проводить перед сном закаливающие процедуры, подвижные и эмоциональные игры.
Нужно создавать благоприятные условия для полноценного сна детей. Свежий воздух является лучшим усыпляющим средством, поэтому сон детей должен проходить в хорошо проветриваемом помещении. Детская одежда для сна должна быть свободной, сшитой из мягкой хлопчатобумажной ткани, желательно без карманов, с минимальным количеством пуговиц. Важно постоянно обращать внимание на то, чтобы дети во время сна не переохлаждались и не перегревались. Хорошему качеству сна ребенка способствует и удобная кровать, соответствующая росту ребенка.
При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет выберите один ответ
Сколько двигаться и сколько спать дошкольнику (по материалам Всемирной Организации Здравоохранения)?
24 апреля 2019 г. Всемирная организация здравоохранения выпустила новые рекомендации по вопросам физической активности, сна и малоподвижного образа жизни у детей до 5 лет.
ВОЗ: чтобы расти здоровыми, детям нужно меньше сидеть и больше играть.
Интересный вопрос: что значит меньше сидеть, ведь ребенок весь день в движении. А если посчитать, сколько времени ребенок проводит в удерживающих устройствах – в автомобильных креслах, в детских стульчиках, перед экраном телевизора, как долго ребенок находится в коляске во время прогулки?
Для того чтобы дети росли здоровыми, важно, чтобы они двигались.
Физическая активность – обязательный компонент здорового образа жизни, необходимый для здоровья ребенка. Именно в детстве закладываются привычки, которые остаются на всю жизнь. А для того чтобы помочь ребенку развить эти привычки, нужна помощь родителей.
Движение важно в любом возрасте и помогает детям:
Современные дети часто ведут малоподвижный образ жизни, и это связано с моделью поведения родителей в семье. В большинстве семей дети проводят за экраном телевизора больше 2 часов в суткидень, некоторые дети засыпают со смартфоном в руках. На вопрос «Почему вы проводите столько времени в планшетах, сидя у телевизора», дети отвечают:
Малоподвижный образ жизни может привести к:
Недостаток сна ребенка любого возраста это не только пробуждение в плохом настроении. Есть много проблем со здоровьем, которые связаны с недостаточным сном.
Чтобы засыпание было легким, а сон глубоким, заранее готовьте ребенка ко сну:
Как мы можем помочь нашим детям быть здоровыми? Давайте обратимся к рекомендациям ВОЗ.
Дети младше 1 года
Проводить время перед экраном телевизора, планшета и других устройств детям до года не рекомендуется.
Сколько ребенок до 1 года должен спать?
Дети в возрасте от 1 до 2 лет
Физическая активность ребенка этого возраста должна составлять не менее 180 минут (3 часа) в день. Именно не менее 180 минут физической активности различной интенсивности, и чем больше, тем лучше!
Что касается удерживающих устройств, таких как автомобильные кресла, люльки, коляски, слинги и другие – не более 1 часа подряд.
Время перед экраном телевизора или иных переносных устройств:
Сон ребенка в возрасте 1-2 лет должен составлять не менее 11-14 часов в сутки, включая дневной сон с учетом соблюдения режима сна и бодрствования.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет
Физическая активность ребенка в возрасте 3 – 4 лет в общей сложности должна составлять не менее 180 минут в сутки, но из них 60 минут должны быть посвящены физической активности умеренной и высокой интенсивности. В этом возрасте ребенок уже может посещать спортивные секции, кружки.
Находиться в ситуации ограниченной подвижности – в автокресле в длительной поездке, за письменным столом – не более 1 часа подряд.
Перед экраном телевизора и другого устройства рекомендуется проводить не более 1 часа в день.
Сон ребенка в возрасте до 4 лет должен составлять не менее 10-13 часов, при необходимости с дневным сном. При этом режим сна и бодрствования должен быть соблюден.
Каждый из нас может помочь своему ребенку расти здоровым!
Найдите время поговорить, почитать, поиграть в мяч с ребенком, научите ребенка использовать телефон только в случае необходимости. В дошкольном возрасте в большинстве случаев телефон ребенку не нужен.
Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников
Опубликовано в журнале: ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, Гигиена. Май, 2008
А.А. Силаев, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава
В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов) [3, 6]. В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией аналогичные отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
— сон;
— пребывание на открытом воздухе (прогулки);
— воспитательная и учебная деятельность;
— игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
— самообслуживание, помощь семье;
— приемы пищи;
— личная гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Причем на начальном этапе обучения в школе в условиях повышенных умственных и физических нагрузок также необходимо организовать дневной сон для первоклассников, который является фактором, обеспечивающим нормально протекающую адаптацию к образовательному процессу. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Таблица 1. Продолжительность сна у детей
Возраст | Продолжительность сна (часы) | ||
Дневного | Ночного | Суммарно | |
3-4 года | 2,15 | 10 | 12,15 |
4-5 лет | 2,0 | 9,5 | 11,5 |
5-6 лет | 1,45 | 9,45 | 11,3 |
6-7 лет | 1,45 | 9,45 | 11,3 |
7-10 лет | — | 10-11 | 10-11 |
10-12 лет | — | 9-10 | 9-10 |
12-14 лет | — | 9-9,5 | 9-9,5 |
14-17 лет | — | 8-9 | 8-9 |
Воспитательная и учебная деятельность.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку, продолжительность которой должна составлять не менее 2 часов для учащихся начальных классов и не менее 1,5 часов для учащихся средних классов. Самоподготовка (выполнение домашнего задания) должна начинаться не ранее 16:00 часов. Для первоклассников желателен послеобеденный пассивный отдых (сон) в течение 1-1,5 часов.
В период каникул и в выходные дни следует увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные занятия, соревнования, экскурсии, походы, больше отводить времени творческой деятельности учащихся. На этом важно акцентировать внимание родителей, поскольку даже в каникулярное время у детей преобладают статические виды деятельности (просмотр телепередач, занятия за компьютером).
Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Список использованной литературы находится в редакции.
Сведения об авторах: