Обломов сон и реальность

Реальность и мечта в жизни Обломова из романа Гончарова

Если рассматривать всю русскую литературу в целом, то главный персонаж романа Гончарова — Илья Ильич Обломов запомнился читателю как один из отрицательных героев, обладающий всеми нелицеприятные чертами дворянского общества России 19 века.

Уже с самого начала романа читателю открывается заветная мечта главного персонажа. Он видит сон о своем отчем доме, о деревне Обломовка, где он родился и рос.

Жизнь здесь похожа на сказку: благоприятный климат, живописная местность, люди, не знающие тревог и волнений. Вдали от цивилизации местное население деревни благоденствует в спокойном неведении относительно того, что творится в мире и их вполне устраивает такое положение вещей. Главное для них – собственное благополучие и процветание. Семья Обломовых не требовательна в своим крестьянам, они в свою очередь отвечают своим хозяевам преданностью и уважением.

Нежелание вырваться из своего маленького благополучного мирка доходит до того, что в имении Обломовка не читают прессу, конверты с письмами годами остаются невскрытыми, чтобы не дай Бог не нарушить своё спокойствие какой-либо неприятной новостью или дурным известием.

Именно такую жизнь лелеял Илья Ильич Обломов в своих мечтах. Предел его желаний заключался в монотонном, размеренном существовании, в любви и согласии с окружающими его добрыми людьми. Дни, похожие один на другой были ему милее всей этой погони за карьерой, суеты и спешки больших городов.

Именно поэтому он спрятался от всего внешнего мира в своей грязной маленькой квартирке и предавался своим мечтам, лёжа на старом обшарпанном диване, постепенно разлагаясь, как в духовном, так и в физическом плане.

Окружающие люди какими только способами не пытались возвратить Обломова к нормальной жизни, но всё их усилия оказывались тщетными.

К концу повествования Илья Ильич всё-таки воплотил свою мечту в реальность, женившись на ничем не примечательной простушке, Агафье Пшеницыной, и стал вести ту размеренную, но лишённую всякого смысла жизнь, к которой так стремился.

Своим романом автор пытался донести до читателя яркий пример человека, в лице Ильи Ильича Обломова, который в силу своей природы не имел каких-либо стремлений, амбиций, которому были глубоко безразличны судьбы других людей. Такое отношение к жизни погубило и его душу, и тело, что привело к трагедии. Обломов так и остался существовать в своем спокойном мирке и умер, даже не встретив своё сорокалетие.

Сюжет произведения

В тексте главным героем является Илья Ильич Обломов — тридцати двухлетний барин. Он любит покушать, помечтать, поспать и просто лежать, ничего не делая. Живёт в грязной комнатке на старом диване, и лишь мечтает. Когда приезжает его друг Штольц, то расшатывает героя и заставляет выйти в свет, окунает его в реальный мир. На одном из приёмов Илья Ильич встречает Ольгу Ильинскую и влюбляется.

Обломов сон и реальность. lazy placeholder. Обломов сон и реальность фото. Обломов сон и реальность-lazy placeholder. картинка Обломов сон и реальность. картинка lazy placeholder. Если рассматривать всю русскую литературу в целом, то главный персонаж романа Гончарова — Илья Ильич Обломов запомнился читателю как один из отрицательных героев, обладающий всеми нелицеприятные чертами дворянского общества России 19 века.

Но при первой же трудности, он сомневается, начинает закрываться ото всех, разрывает отношения с девушкой. Этим воспользовались его недруги, обманули, отправили жить к Агафье Пшеницыной, светлой и поэтичной женщине, и прибрали к рукам хозяйство. Но Штольц помог и с этим. Таким образом, всё успокоилось, ведь женщина оставила Обломова у себя, начала ухаживать за ним. А вскоре родила ребёнка.

Ольга становится женой Штольца, и они сча́стливо живут друг с другом. Когда Обломов умирает, Пшеницына отдаёт сына молодожёнам и просит позаботиться о нём.

Описание характера

На личность и характер главного персонажа огромный отпечаток наложило воспитание. Мать и нянька окружили заботой ребенка настолько, что он стал полностью бесхарактерным. Природа не наградила Обломова сильным духом, он старался уклоняться от жизненных неурядиц, которые могли бы закалить его силу воли. Трудности укрепляют характер человека, но их Илья Ильич пытался избежать.

Преобладающие черты личности Обломова:

Обломов сон и реальность. lazy placeholder. Обломов сон и реальность фото. Обломов сон и реальность-lazy placeholder. картинка Обломов сон и реальность. картинка lazy placeholder. Если рассматривать всю русскую литературу в целом, то главный персонаж романа Гончарова — Илья Ильич Обломов запомнился читателю как один из отрицательных героев, обладающий всеми нелицеприятные чертами дворянского общества России 19 века.

В юности главный герой вместе с другом Штольцем мечтал о самосовершенствовании, о видоизменении окружающей действительности, о любящей и заботливой супруге. Но пока Андрей Иванович стремился воплотить юношеские мечты в реальность, Илья ограничился одними грезами.

Нежелание действовать и вносить в жизнь изменения было сильнее, чем возможность воплощения фантазии в реальность.

Грёзы главного героя

В центре композиции находится Обломов, который мечтает о различных вещах: о счастливой семье, о ребёнке, путешествиях в разные страны. Но чтобы хоть одно из них сбылось нужно приложить усилия, что не желает делать герой, предпочитая всё время лежать на диване. Не волнует Обломова и то, что происходит в его поместье.

Не желает заботиться и решать хозяйственные проблемы, всё боль и больше «утопая» в лени. Илья Ильич мечтает жить так же, как и в детстве. Это изображается во сне Обломова. И чтобы понять, почему действительность разрушила мечтания героя, стоит проанализировать его юность.

Ему снится родной дом — деревня Обломовка. Место показано как маленькая волшебная страна. Она далека от городского шума и суеты, здесь чистое-чистое голубое небо над головой и свежий воздух. Люди здесь живут спокойно, размеренно, тихо. Ни о чём не заботятся, не ссорятся и не спорят. Семья Обломова не издевается и не бьёт крестьян, а те, в свою очередь, преданы таким хозяевам.

В детстве его всегда баловали и обхаживали, не разрешали сделать и шагу без посторонней помощи. Внушили, что труд и учение — это наказание, не отпускали его в школу неделями, боясь, что там он может пораниться или простудиться. Отрезали от общения со сверстниками, ругали, если он делал что-нибудь самостоятельно. Хотя грамота действительно не привлекала юношу, что подтверждает следующая цитата: «Отец и мать посадили Илью за книгу. Это стоило громких воплей, капризов, слёз».

Обломов был словно редкая птичка в большой золотой клетке. Поэтому он спасается оттуда бегством. Всё это очень сказалось на психике маленького Ильи. Становится ясно, что именно о такой жизни мечтает Обломов: неторопливой, наполненной солнечными деньками и хорошими людьми.

Он хочет жить в мире, где присутствует любовь и лень, а не суета и карьеризм. Жизнь в своей любимой деревне оставила большой след на его характере.

Столкновение с реальностью

Однако реальность и мечты значительно различаются. Спокойствие, размеренность, счастье и многое другое — это лишь его мечты. Реальность же заключается в его ничего неделании, постоянном лежании на диванчике и нехотении даже пальцем пошевелить. Мужчина живёт в доме, где полно́ клопов и пауков по углам. Он не беспокоится ни о внешнем виде, ни о своём хозяйстве. Всё это только мешает осуществиться юношеской мечте.

Имея в своём распоряжении около трехсот пятидесяти душ и немного сбережений, абсолютно бесполезно проживает день за днём, не приносит в этот мир ничего, ни плохого, ни хорошего. Илья Ильич мог добиться высокого поста в службе или в науке. Но мужчина просто деградирует как физически, так и душевно. Можно выделить несколько черт его характера:

Это происходит, потому что Обломов, ещё с детства, привык, не прилагая никаких усилий, получать, то что ему так хочется. Все цели, которые он ставил в детстве, сбывались с лёгкостью. Повзрослев, понял, что не всё так просто. Он думал лишь об их воплощении, но не предпринимал никаких попыток.

Его желания жили в его разуме, не появляясь в реальности. Даже когда его друг детства Андрей Штольц всеми силами пытался «растрясти» его, не желала слушать его советы, смотря на жизнь сквозь розовые очки. Про Штольца можно сказать следующее:

Повстречав Ильинскую, главный герой действительно старается ради неё. Начинает больше читать, гуляет с соседями, одевается прилично и ведёт себя прилежно. Но лентяйство вновь накрыло его, как большая волна, не желая отпускать. И Обломов сдавался, медленно, позволял лени поглотить себя и разрушать грёзы. Мужчина боялся ответственности, которая легла на его плечи. Поэтому пишет Ольге письмо и признаётся, что не сможет сделать её счастливой, ведь понимает: они разные и не смогут сча́стливо жить вдвоём.

Под конец он всё-таки исполняет небольшую часть своей мечты: женится на добросердечной и идеальной для героя Агафье Пшеницыной, и живёт спокойно и тихо, но пустой и ничем не примечательной жизнью. Всё хозяйство ложится на плечи этой женщины, а она и не против такого поворота событий. У них даже рождается сын — Андрей Ильич — названный в честь друга детства. Несбывшаяся мечта погубила героя. Вскоре он умирает, не дожив, и до сорока лет.

Любовь и голуби, или О чем мечтали герои «Обломова». (Часть 2)

Часть 1 Найти в себе силы защищать то, что тебе дорого, зная, что встретишь неодобрение и непонимание со стороны человека, мнением которого ты дорожишь — разве можно это назвать духовной деградацией? Наоборот, сердце Обломова к концу жизни очистилось от наносной грязи выдуманной жизни, основанной на гордости, он увидел себя настоящего, смирился перед тем, что он не похож на героя своей мечты и благодаря этому смирению, соединенному с добротой, все-таки выдержал испытание любовью и удостоился тихого семейного счастья… Ничем не лучше в отношениях с Ольгой проявляет себя и Обломов. Почему-то и герои романа (Ольга, Штольц), и сам Гончаров в своих письмах и записях говорят о чистоте души Обломова, о его голубиной нежности и искренности.

Сам роман говорит о другом.

Считается, что Обломов предал свою любовь к Ольге тогда, когда пошел на попятную: стал скрывать их отношения, испуганно отрицал перед слугами возможность своей женитьбы на барышне Ильинской, — словом, когда устал от своей любви.

Однако на самом деле предательство началось еще раньше — тогда, когда самой Ольги в жизни Обломова еще не было. Вся жизнь Обломова проходила в мечтах — но задумывался ли кто-нибудь, как именно рисует диванный мечтатель свою будущую семейную жизнь? Да, в его доме царит «божество» — жена, «кругом его самого резвятся его малютки», но после этого идиллического описания семейного счастья оба раза (и когда Обломов мечтает про себя, и когда озвучивает свои грезы Штольцу) возникает весьма недвусмысленный образ «деревенской бабы», манящей мечтателя своей простой красотой и доступностью: «Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива…». Это описание заканчивается наглядно иллюстрирующим «чистоту души Обломова» восклицанием: «тс. жена чтоб не увидела, Боже сохрани!».

Случаев «баловства» барина с крепостными крестьянками и рождения незаконнорожденных детей история России знает много. Но удивительно, что для Обломова это — предмет мечтаний, он воспринимает такой луговой адюльтер как неотъемлемый штрих в зарисовке счастливой помещичьей жизни, для которой, по его словам, он и создан («Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении»). На этом фоне сравнение Обломова с голубем звучит потаенным диссонансом — ведь голубь, как считается, выбирает себе пару на всю жизнь и хранит избраннице верность.

Но на этих игривых мечтах предательство будущей любви не кончается. Роман «Обломов» предстает перед нами каким-то чудесным хронотопом, в котором по мановению волшебной палочки — писательского пера — мечты вдруг становятся реальностью. Мы видели это в судьбе Ольги — замечаем это и в жизни Обломова. Его отношения с Ольгой и Агафьей Пшеницыной видимым образом повторяют его мечту о «двойных отношениях». Он влюблен в Ольгу и уже сделал ей предложение — и в то же самое время он постоянно «любовался полными, круглыми локтями» своей квартирной хозяйки и любезничал с ней. Теми самыми локтями, которые грезились ему ранее. Таким образом, Обломов пусть и не в реальности, но на чувственном уровне изменяет Ольге задолго до их разрыва. В лучшие моменты своей жизни он и сам это понимает: после визита Ольги к нему на квартиру он вдохновлен и окрылен («Этот ангел спустился в болото, освятил его своим присутствием!») — и, как следствие, обходится с хозяйкой весьма отстраненно («Он сухо поблагодарил ее, не подумал взглянуть на локти и извинился, что очень занят»). Однако «локти» все-таки берут свое: после разрыва с Ольгой, когда боль утихла, Обломов сходится с Пшеницыной. Процесс его ухаживания за ней описан просто и предельно натуралистично: («Корицу толку», — отвечала она, глядя в ступку как в пропасть… «А если я вам помешаю?» — спросил он, взяв ее за локти и не давая толочь… «А если я поцелую вас?» — шепнул он, наклонясь к ее щеке, так что дыхание его обожгло ей щеку. «Теперь не святая неделя», — сказала она с усмешкой. «Ну, поцелуйте же меня!» «Вот, Бог даст, доживем до пасхи, так поцелуемся», — сказала она, не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Он слегка поцеловал ее в шею»).

Ранее мы говорили о том, что Ольга любила не Обломова, а свои мечты о нем и свою предполагаемую роль в его жизни. Но и Обломов оказался не на высоте. Он тоже не сумел полюбить живую Ольгу. Лежа на диване, он привык мечтать. Мечты его были возвышенны и не всегда чисты, к ним часто примешивалась та же гордость, что были и у Ольги. «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия. Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая:

— Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!».

Красиво и возвышенно выглядит жизнь в его мечтах. И, как свойственно грезам, это жизнь, запечатленная на вершине своего взлета. О том, что было до него и что будет после, воображение обычно умалчивает. Корень этих мечтаний Обломова, как повествует роман, в фантазиях его матери, любившей порассуждать с няньками и приживалками «о будущности Илюши», когда она делала «его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи».

Второй вариант его мечтаний — это застывшее сказочное блаженство, также берущее начало из его детских лет: «Он в бесконечный вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Отношения с Ольгой сначала похожи на его мечты — но затем они начинают кардинально отличаться от обоих вариантов его грез. Ольга — и, соответственно, его с ней отношения постоянно движутся и меняются, она не дает ему застыть в созерцании минуты блаженства, что вызывает у него понятное недовольство — ведь он-то именно к этому привык за годы лежания на диване. Кроме того, Ольга все время возвращает его от мечтаний о поэтических и прекрасных грядущих минутах и событиях к реальности, вне которой эти минуты никогда не наступят. Он во всех подробностях рисует себе, как величественно и торжественно ведет Ольгу к алтарю — или как, объявив всем близким о предстоящей свадьбе, он закричит «от радости на весь мир, так закричит, что мир скажет: «Обломов счастлив, Обломов женится!» (немножко похоже на крики толпы из его прежних мечтаний). А Ольга пытается подвигнуть его на какую-то мелкую и обыденную в его глазах деятельность: съездить в палату оформить нужные документы, поехать в Обломовку и разобраться с текущими делами. Для Ольги эти его действия — начало воплощения ее мечты; для Обломова они — крушение его мира грез. Столкновение неизбежно, компромисс невозможен, потому что ни у него, ни у нее нет на него нравственных сил. Критики обычно называют это «Обломов не выдержал испытания любовью». Но, как мы уже говорили, и у Ольги, и у Обломова это была не любовь.

Однако роман «Обломов», на самом деле, — это роман о том, что настоящая, беззаветная, самоотверженная любовь существует. И что такая любовь действительно может творить чудеса, причем даже не замечая этого.

Агафья Матвеевна полюбила Обломова. Без всякой поэзии и рефлексии, без сирени и длинных писем. Ничего не ища от него, ничего не требуя взамен. Полюбила ради него самого — такого, какой он есть. В трудную минуту спокойно пошла на жертву (заложив свои вещи, чтобы кормить его так, как он привык) даже не осознавая, что это — жертва. Просто любимому было плохо, и нужно было сделать все, чтобы ему снова стало хорошо.

Она постоянно заботилась о нем — это было формой и содержанием ее любви (когда он первый раз поцеловал ее, ее реакцией было: «Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить», и сразу затем «Что это у вас на халате опять пятно?… Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою»).

Как подчеркивается в романе, в сожительстве с вдовой Пшеницыной Обломов воплотил сонное царство своей родной Обломовки и, одновременно, достиг того статичного блаженства, о котором нашептывали ему грезы («Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре»). Агафья Матвеевна любила Обломова именно как барина, и все то, чем он так гордился в своем происхождении и воспитании и с чем так боролись Ольга и Штольц, здесь вновь, как в далеком детстве, получило законное право на существование. Постепенно он все более погружается в это умиротворенное счастье, сокровенное от бед и ненастья Большой Жизни (вспомним знаменательную фразу из описания Обломовки: небо там «распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтобы уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод»). Он много ест, много спит, проверяет уроки детей, наблюдает за их играми — и главное, он даже перестает мечтать. Катастрофа? По роману, да. А может, наоборот, обретение самого себя? Обломов наконец начинает жить в реальности — по-барски, лениво, но жить, а не витать в облаках.

Когда возникает угроза повторного апоплексического удара, любящей жене удается незаметно поменять его режим так, чтобы хоть немного уменьшить опасность: она готовит невредные, хоть и не любимые Обломовым блюда и умудряется накормить его ими, всякими безобидными хитростями заставляет его гулять по улице… Дети, и родной, и приемные, любят его, в доме царят мир и тишина. Своим существованием он озарил жизнь самой Агафьи и ее детей, Агафья пробудилась от животного безразличия, обрела смысл существования, который сохранила и после смерти Ильи Ильича («Теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… на всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет…» ) — разве это плохой результат прожитой им жизни?

Переломный момент в жизни Обломова был тогда, когда Штольц предлагал ему бросить дом Пшеницыной и уехать с ним и Ольгой. Перед Штольцем Обломов стыдится своего нового положения, но, стыдясь, он не предает его, как предавал в свое время Ольгу, боясь на прогулках, что общие знакомые застанут его с ней. Сейчас он, хоть и смущаясь, ведет себя мужественно:

— Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…

— Жена! — покойно произнес Обломов.

— А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! — досказал Обломов разом и покойно перевел дух».

Найти в себе силы защищать то, что тебе дорого, зная, что встретишь неодобрение и непонимание со стороны человека, мнением которого ты дорожишь — разве можно это назвать духовной деградацией? Наоборот, сердце Обломова к концу жизни очистилось от наносной грязи выдуманной жизни, основанной на гордости, он увидел себя настоящего, смирился перед тем, что он не похож на героя своей мечты и благодаря этому смирению, соединенному с добротой, все-таки выдержал испытание любовью и удостоился тихого семейного счастья, голубиного счастья, вызвавшего в свое время отвращение у Ольги («Мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом масленицы… ложились бы спать и благодарили Бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера… Разве это жизнь? Я зачахну, умру… ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая»). Такого счастья, какое было, например, у гоголевских старосветских помещиков — неброского, совсем не картиночно-красивого, но подлинного и по-настоящему чистого.

Роль персонажа в романе

Случается так, что мечты не сбываются, и мы обвиняем в этом свою жизнь. Но иногда причиной этому может стать и сам человек. Такого, как Обломов необходимо подтолкнуть к активной деятельности. Именно таким человеком для мужчины был Штольц и Ольга, но после их исчезновения из жизни, Илья вновь погряз в своих грёзах, не пытаясь выбраться, спастись, вернуться в реальность.

Автор в своём поэтичном сочинении показывает трагедию обычного человека, который из-за воспитания своих родителей был обречён на проживание пустой и бессмысленной жизни. В качестве итогового результата из-за его мечтательности судьба обрывается довольно быстро, не давая насладиться всеми прелестями этого мира. И понимание происходящего приходит слишком поздно.

Источник

Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

Роман «Обломов» И. А. Гончарова был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка…

Обломов сон и реальность. 528. Обломов сон и реальность фото. Обломов сон и реальность-528. картинка Обломов сон и реальность. картинка 528. Если рассматривать всю русскую литературу в целом, то главный персонаж романа Гончарова — Илья Ильич Обломов запомнился читателю как один из отрицательных героев, обладающий всеми нелицеприятные чертами дворянского общества России 19 века.

«Сон Обломова» — анализ эпизода

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.

Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.

Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.

Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.

И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.

Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.

Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.

В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.

Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.

Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.

Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.

Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.

И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.

Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.

К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.

Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.

То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».

В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.

Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.

Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.

Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Разбор главы Сон Обломова

Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.

Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.

Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.

Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.

Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.

Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.

Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.

Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.

Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *