О мир пойми певцом во сне открыты закон звезды и формула цветка
Марина Цветаева
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор.
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, –
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
1910г.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Роза грешная моя.
М.Цветаева
«Стихи растут, как звезды и как розы»
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Сказка о красной розе
Даже невзрачный шиповника куст,
Весь расцветал от возвышенных чувств.
И вызывая всеобщий скандал,
Розу кузиной своей называл.
Всем непременно казалось из них,
Что он достойный для розы жених.
Пусть бы решила весь сад обойти,
Партии лучшей, чем он не найти.
Розу слегка забавляла их спесь.
Но, не взирая на сладкую лесть
Не отвечая взаимностью им,
Сердце ее оставалось пустым.
Гордой она недотрогой слыла.
Видно заморского принца ждала.
В острых шипах был ее стебелек.
И подступиться никто к ней не мог.
Благоухая красою своей
Нежная роза жила без друзей.
От одиночества, маясь тоской,
Плакала роза прозрачной росой.
Уж не мечтая под шепот ветров,
Встретить однажды большую любовь.
Но вдруг внимание розы привлек
Добрый, веселый, простой василек.
Чтоб благосклонность его обрести,
Стала она еще ярче цвести.
Думал с обидой шиповника куст,
Весь, негодуя от яростных чувств:
«Как допустить это роза могла,
Сердце простому цветку отдала?
Это всего лишь нелепый пассаж,
Розы капризной минутная блажь?
Ей бы представить судьбу свою впредь,
Чтобы потом не пришлось сожалеть»
Было чванливым цветам невдомек,
Чем же прельстил ее вдруг василек?
Он неказист, не высок, не богат.
Нет у него ни дворцов, ни палат.
Он совершенно не знает манер.
Разве такой нужен ей кавалер?
Розу не трогала злая молва.
Счастье она, наконец, обрела
С веток исчезли оковы шипов.
Вот, что порой вытворяет любовь!
Пусть василек грош имел за душой,
Был он на выдумки мастер большой.
Розе он зонтик складной смастерил.
Этим ее навсегда покорил.
Ждал нашу сказку счастливый конец.
Розу повел василек под венец.
И всем на зависть под звездным шатром
Свадьбу сыграли они вечерком.
Автор: Людмила Ярославцева
Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Розы связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран она стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей». С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза бланка и т. п.). У арабов роза, напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза — образ единства.
В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения видов. По одной версии, роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал розы колючими). Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Роза не имела шипов. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Р.нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Роз), а тернии розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет розы в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяю-щий розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Роза принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви.
Таинственность.
Очень сложный символ. Амбивалентна:
— небесное совершенство и земная страсть;
— время и вечность;
— жизнь и смерть;
— плодородие и девственность.
Вместе с лилией занимает место восточного лотоса — мистическая роза — его символический аналог.
Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжелую розу сосут,
Человек умирает, песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут.
Ах, тяжелые соты и нежные сети,
Легче камень поднять, чем вымолвить слово «любить»,
У меня остается одна забота на свете,
Золотая забота, как времени бремя избыть.
Словно темную воду, я пью помутившийся воздух,
Время вспахано плугом, и роза землею была,
В медленном водовороте тяжелые нежные позы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела.
Четырехлепестковая — четверичное деление космоса.
Пятилепестковый цветок дикой розы, по мнению древних, был выражением Вселенной, состоящей из пяти стихий-элементов: огня, воды, земли, воздуха и эфира, а также безостановочного повторения эпох в круге Вечности. Кроме того, пятилистник — это пентаграмма, эмблема колдовства и чародейства, микрокосм.
Шестилепестковая — макрокосм.
Семилепестковая — связана с семью: сторонами пространства, днями недели, планетами, ступенями совершенства и т. д.
Восьмилепестковая — возрождение.
Николай Гумилев «ДВЕ РОЗЫ»
Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья.
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
Христианство
В христианстве роза — цветок рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию. Белая роза — невинность, чистота, целомудрие, Дева Мария; красная — милосердие и мученичество, она выросла из капель крови Христа на Голгофе. Гирлянда роз — символ небесного блаженства и Богородицы как Розы Небес, Роза Шарона — это церковь. Шипы розы — это грехи, начавшиеся с Грехопадения, а «роза без шипов», или Мистическая Роза, — это Богородица, освобожденная непорочным зачатием от последствий первородного греха. Золотая роза — эмблема Папы, означающая также особое папское благословение. Роза является также эмблемой святых Анжелы, Кекилии, Дорофеи Каппадокийской, Елизаветы Венгерской, Розалии, Розы из Лимы и Розы из Витербо.
«Куст алых роз» Уильям Мейкпис ТЕККЕРЕЙ
Куст алых роз опять заполнил утро ароматом,
Зимой он стыл в тоске усталых грез, зовя весну.
Расцвел улыбчивый рассвет на лепестке крылатом,
Луч солнца пробудился вновь у певчих птиц в плену.
Пронизана листва густая соловьиной трелью,
Где прежде только вихрь шальной в нагих ветвях свистел;
Ты спросишь у меня, к чему звон птичьего веселья –
Луч солнца пробудился вновь, и лес помолодел.
Дано песнь птице обрести в сиянье дня земного,
Как и стыдливой розе – цвет пылающих ланит.
Певучий солнца луч заполнил мое сердце снова.
Кто догадался, отчего лицо мое горит?
1848 г.
Перевод А.Солянова
РОЗА, РАСПОЛОЖЕННАЯ В ЦЕНТРЕ КРЕСТА, ЗАКЛЮЧЁННАЯ В КВАДРАТ – Это символ, который предполагает выход в следующее измерение, в мир более свободный, но всё же ограниченный и имеющий другое символическое обозначение. По замыслу Творца, люди – это свободные души, розы, пригвождённые к материальному миру, то есть имеющие с ним теснейшую связь. Сквозь Врата, открывшиеся нашему новому сознанию, мы должны пройти в тонкий мир и обрести в нём свободу.
Т. Платонова. «Рождение Младенца Христа»,
Иван Мятлев
————-
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты.
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
VIA DOLOROSA – Наш путь – это следование по пути Христа, пути распятия розы на кресте, что означает жизнь в ограниченном пространстве. Свободная душа со всех сторон сдавливается материей. Её заставляют принять определённую форму и существовать в четырёх мерном мире, символически обозначаемой квадратом (или крестом). Роза, находящаяся в центре креста (заключённая в квадрат), предполагает выход в следующее измерение, в мир более свободный, но всё же ограниченный и имеющий другое символическое обозначение. Мы следуем за Христом по Солнечному пути. Это путь скорби.
Т. Платонова. «Рождение младенца Христа».
Бальмонт Константин «Алая и белая»
Мы встретились молча. Закат умирал запоздалый.
Весь мир был исполнен возникшей для нас тишиной.
Две розы раскрылись и вспыхнули грезой усталой, –
Одна – озаренная жизнью, с окраскою алой,
Другая – горящая снежной немой белизной.
И ветер промчался. Он сблизил их пышные чаши.
Мы сладко любили на склоне предсмертного дня.
Как сладко дышали сердца и созвучия наши!
Что в мире рождалось воздушнее, сказочней, краше!
Зачем, о, зачем же закрылась ты – прежде меня?
РОЗА СВЕТА – Это существо, которое оценивает по достоинству служение элементалов. Это Вознесённая Владычица, которая представляет дух Женщины и дух Матери в Новом Веке. Она управляет процессом раскрытия чакры сердца и распространением света из него. На Атлантиде Роза Света хранила огонь Любви на Алтаре Исцеляющей Любви.
Роза Света является представителем союза сестёр, продолжающих традиции жриц Священного Огня. Она ухаживала на Атлантиде за садом и храмом, посвящённым раскрытию Божественного Плана души. Сады были полны роз, каждая из которых была посвящена расцветающей душе, раскрывающей свою божественность. Она выявляла тех, кто был готов выйти из мира и следовать Пути, и направляла их. Она помещает в чакру сердца мыслеформу и проявление Розы Света, раскрывающей лепестки, которые умножают 12-ь лепестков Анахаты. Мы можем иметь тысячелепестковую чакру сердца, ибо количество лепестков увеличивается благодаря пламени милосердия, сострадания и мудрости.
Э. Профет. «Взойди на высочайшую Вершину»,
М. и Э. Профет. Владыки и Их Обители,
2.Роза сердца. Душа, семерична Она имеет 7-ь лепестков. Универсальное Учение говорит о 7-и покоях сердца: 3-х высших и 4-х низших. Роза Сердца тесно связана со святилищем головы. Если 7-ь лепестков Души сумеют проявиться в 7-ричном сердце, в святилище головы зажгутся 7-ь огней. Там проявятся 7-ь Лучей Семеричного Духа, ибо голове предназначено стать вместилищем Духа. Тогда 7-ь аспектов Духа смогут проявиться в сотрудничестве с Душой, и, тем самым, проявиться в теле. Тогда Дух, Душа и Тело вновь обретут удивительное Единство
Ян Рэйкенборг. «Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста».
Северянин Игорь «Чайная роза»
В пруде любуется фасад
Своей отделкой прихотливою;
И с ней кокетничает сад,
Любуясь розою стыдливою.
А между тем, с огней зари
И до забвения закатного,
В саду пигмеи, как цари,
Живут в мечте невероятного.
Что станет с розой, если весть
О ней дойдет до них случайная.
И не успевшая расцвесть,
Спешит увянуть роза чайная.
1909
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Стихи растут, как звезды
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие́?
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ лирического произведения М.Цветаевой
Разделы: Литература
1 урок.
Ход урока
I. Стадия обнаружения.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (текст распечатан для каждого ученика, все наблюдения фиксируются на этом листе).
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?
О чем это стихотворение? Можно ли понять его смысл, не уточнив значение некоторых фраз и слов? Верна ли Цветаева традициям употребления пунктуационных знаков?
II. Стадия усвоения нового учебного материала.
Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема «поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как «происхождение и механизм рождения стиха». На философский и резюмирующий характер указывает предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.
1. Тема «поэт и поэзия», «происхождение и механизм рождения стиха».
2. Философский характер, предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.
3. Идея, композиция. В первой строфе вопрос, во второй – ответ. Идея стихотворения: стихи заключают «законы» и «формулы» красоты.
5. Обсуждение стихотворения.
— Что значит АПОФЕОЗ?
Комментарий. В первой строфе звучит лаконичный вопрос («Откуда мне сие?»), во второй – ответ на него: поэт способен познать непознаваемое и разгадать не поддающееся разгадке, то есть «закон звезды», «формулу цветка». Происходит это «во сне», который традиционно связан с отрешением от земного и косного, где оказывается ненужной красота. Не случайно в первой же строке содержится сравнение стихов со звездами самым притягательным образом, символизирующим вечное, незыблемое и недосягаемое. Сравнение, однако, здесь троекратное – многосоюзие (три «как») соответствует трем названным предметам, которым возможно уподобить стихи. Наряду со звездами это «красота» – понятие цельное, не получившее, да и не требующее в стихотворении дальнейшей расшифровки, и розы. Последние во второй строфе становятся «цветком», обобщение происходит вследствие того, что в представлении поэта цветок интересен не своей ботанической сущностью (поэтому конкретизация излишня), а связью со звездой. Он – земное воплощение звезды или, возможно, ее отражение, или, скорее, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты».
На эту загадочную связь указано через перифраз – «небесный гость в четыре лепестка», через метафору – «растут» (и звезды, и розы растут). Стихи, в первой строфе сопоставленные со звездой и цветком благодаря той же метафоре, во второй оказываются средоточием «открытого» поэтом родства красоты небесной и земной. Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. Это прекрасное, понятое абсолютно, объективированное. Такова идея стихотворения. Ее значимость подчеркнута риторическим обращением – восклицанием: «О мир, пойми!»
Размер стихотворения – пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме четвертой и седьмой, осложнен удлиненными клаузулами в нечетных стихах.
Обе строфы – четверостишия имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, за исключением рифмующихся «семье – сие»; в первых и третьих строках – женская, во вторых и четвертых – мужская.
III. Стадия «ликвидация незнания».
Задание: обобщите свои наблюдения, ответив письменно на вопрос «Какие средства поэтической выразительности использует Цветаева, чтобы раскрыть тайну рождения стиха?»
Требования: 1 абзац – средства, 2 абзац – вывод, связанный с идеей. Цитирование минимально.
2 урок.
IV. Стадия применения нового материала
Интерпретация стихотворения (обобщить). Объем сочинения 2-3 страницы.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.
Урок проводился в 9 классе. Технология позволила усовершенствовать навыки анализа достаточно сложного для понимания поэтического текста, чему способствовала четкая организация процесса.
Ученические работы свидетельствуют о достаточном уровне усвоения учебной информации и сформированности необходимых навыков.
Таким образом, цели урока достигнуты, технология урока упростила восприятие сложного учебного материала и предоставила учащимся механизм приобретения знаний.
О первых творческих шагах М. Цветаевой
К 125-летию со Дня Рождения М.И.Цветаевой
26 сентября 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга
1.Вместо вступления. «День был субботний: Иоанн Богослов». /М.Ц.
С 15 лет Марина Цветаева читает Достоевского «с «карандашом», отчёркивая и выписывая нужные мысли. Она проявляла острый интерес к его размышлениям о природе сильной личности, каким для неё был (и на всю жизнь остался) Наполеон. Наверно, ей самой хотелось с детства понять: почему дух Наполеона так волнует её, в чём она родственна ему?! Ища ответ, она напишет своему другу П.И. Юркевичу отзыв (13 июля 1908 г.) на впервые прочитанный ею «Подросток» Достоевского, выписав такие мысли: «Сильному человеку иногда очень трудно перенести свою силу. Эти люди выбирают Бога, чтоб не преклоняться перед людьми «. (VI, 21). Эти слова в полной мере можно отнести и к самой Цветаевой. В юношеском стихотворении «(Бонапартисты)» обожествление Наполеона, как кумира, названо юной поэтессой «роковой» любовью.
Цветаева родилась в Москве. Небольшой дом в Трехпрудном стал олицетворением цветаевской Москвы. Здесь, 26 сентября (8 октября) 1892 года в доме номер 8, она родилась и провела всё детство. Сама Цветаева отмечала свой день рождения 9 октября, связывая его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова по православному календарю. «Трехпрудный» дом, построенный чуть ли не в пушкинские годы и представляющий собой одноэтажное деревянное здание с внутренним двориком, наподобие тех, что рисовал художник Поленов, был в революцию снесен, и в этот переулок Марина Цветаева больше никогда не приходила.
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном.
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.(М.Ц.)
Где, чему и как училась Марина Цветаева? Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. В 1899—1902 гг. Цветаева училась в Музыкальном Общедоступном училище В. Ю. Зограф-Плаксиной в классе фортепиано. В 1901—1902 гг. училась в Четвёртой женской гимназии. Осенью 1902 г. из-за обнаруженного у М. А. Цветаевой туберкулёза вместе с семьёй уехала на Итальянскую Ривьеру, жила в Нерви близ Генуи. В 1903—1904 гг. училась во французском пансионе сестёр Лаказ в Лозанне, в 1904—1905 гг. — в пансионе сестёр Бринкман во Фрайбурге. В конце лета 1905 г. Цветаевы вернулись в Россию. Марина вместе с матерью и сестрой Анастасией жила в Ялте, где готовилась к поступлению в гимназию. Летом 1906 г. И. В. Цветаев перевёз их в Тарусу, где 5 июля М. А. Цветаева скончалась. В сентябре 1906 г. Цветаева поступила пансионеркой в четвёртый класс женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, из которой через полгода была исключена за свободомыслие и дерзость. Не прижилась она и в гимназии А. С. Алфёровой. В сентябре 1908 г. поступила в шестой класс частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, которую и окончила через два года. Летом 1909 г. Цветаева предприняла первую самостоятельную поездку за границу. В Париже, в Сорбонне она записалась и прошла летний университетский курс по старофранцузской литературе.
Общеизвестно, что Марина Цветаева не интересовалась точными науками. В одном из писем Юрию Иваску говорит о своем «математическом ничтожестве». По воспоминаниям бывших гимназисток, с которыми она училась, Марина Ивановна была очень способна в гуманитарной сфере и мало прилагала усилий к точным наукам. На уроках математики, как, впрочем, и на других, читала книги. И обращала на себя внимание вовсе не усидчивостью и прилежанием, а необычной широтой культурных запросов и категоричностью оценок. Да и вообще учеба Марины Цветаевой проходила нерегулярно: переходя из одной гимназии в другую и окончив семь классов, она не стала сдавать экзамены для поступления в восьмой педагогический класс. Её увлёк мир поэзии и жажда исповедальной причастности к нему.
2. Влияние и уроки символизма.
Нужно петь, что все темно,
Что над миром сны нависли.
М.Цветаева «Брюсову».
Это было время становления Серебряного века, атмосфера которого получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. И всё же понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи не одинаковым для художников самых различных направлений и даже враждовавших при жизни между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую специфическую атмосферу Серебряного века. Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Философ Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу. »
Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия. Поэты Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к отказу от наследия «шестидесятников» с их материалистическо-социальным уклоном, а стремились продолжать традиции русской поэзии, для которой были важны сами по себе человек и его чувства и мысли по отношению к вечности, к Богу, к Любви и Смерти.
Осенью 1909 г. Цветаева посещала лекции и клубные собрания при издательстве московских символистов «Мусагет», через год — собрания кружка «Молодой Мусагет», что значительно расширило круг её литературных знакомств. В марте 1910 года происходит случайная встреча с поэтом Брюсовым в книжном магазине Вольфа на Кузнецком, после которой Цветаева немедленно пишет ему несколько щекотливое письмо. Он дает рецензию на ее «Вечерний альбом». Судьба сложилась так, что Брюсов поначалу стал невольным «средством», а отнюдь не сознательным помощником, вхождения Марины Цветаевой в «большую литературу». В. Брюсов, считая ее «несомненно талантливой», при этом отмечал «жуткую интимность» ее стихов.
Но по поводу своего второго сборника «Волшебный фонарь», в котором В. Брюсов отмечал узость темы, небрежность и слабость, М.Цветаева в 1912 году язвительно ответила ему на критику.
Я забыла, что сердце в вас — только ночник,
Не звезда! Я забыла об этом!
Что поэзия ваша из книг
И из зависти — критика. Ранний старик,
Вы опять мне на миг
Показались великим поэтом… (М.Ц.)
3.»Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!»./ М.Ц.
Макс, до чего мне вечно
Было в твоей груди!
М. Цветаева «Волошину».
Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин; 16 мая 1877, Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР). Первый сборник самого Волошина «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца».
Роль Волошина в судьбе Цветаевой неоспоримо велика. И можно с уверенностью признать, что именно Волошин стал для неё первым проводником в реальный мир литературного сообщества. Волошин ввёл Марину в свой круг, который её принял и отчасти сформировал. Именно в Доме Волошина, она познакомилась или подружилась с некоторыми писателями и поэтами профессионального уровня. Достаточно назвать такие имена, как поэты А.Белый и О.Мандельштам. художники По словам литературоведа Р.С. Войтеховича в 1910 г. Волошин «удочерил» Цветаеву. Критик в своей статье «Три заметки на тему «Цветаева и Волошин»» несколько безапелляционно, но в чем-то справедливо заметил, что «кроме плодов своего мастерства, Волошин поделился с Цветаевой и самим мастерством, кроме себя — подарил многих других людей, и не только людей — идей (в том числе «сокровенных», «эзотерических»), не говоря уже о книгах, по которым и надлежит восстанавливать «истинную» биографию всякого поэта и прозаика. Волошин был литературной «нянькой» Цветаевой».
В конце апреля 1913 г. в Коктебель приезжает Цветаева с дочерью и мужем; здесь она пробыла до 14 августа. Пробыв недолгое время в Москве (где 30 августа скончался отец, Иван Владимирович Цветаев), Марина с семьей снова едет в Крым, в Ялту.17 октября состоялся их переезд в Феодосию, и всю зиму 1913-1914 гг. не прекращается частое общение Волошина с Мариной и ее сестрой Анастасией и с С.Эфроном. Лето 1913 года, проведённое поэтессой в Коктебеле вместе с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочерью Алей явилось на редкость счастливым в ее жизни. Здесь сочинены и прозвучали произведения «Моим стихам, написанным так рано. «, «Идёшь на меня прохожий. «, «Вы идущие мимо меня. «, «Мальчиком, бегущим резво. «, «Я сейчас лежу ничком. «, «Идите же! Мой голос нем» и другие.
Цветаева воспоминанья шлет.
Желанней гости на планете нету!
В том доме Дух ее досель живет,
И оживляет стих любви планету.
Марины новоявленные строки
Хозяину сакрального смычка –
Предстанут юной девой светлоокой,
Чей образ рядом с ним. и на века!(Е.Г.
4.»Я полюбила Вас, Анна Ахматова». /М.Ц.
С творчеством Анны Ахматовой Марина Цветаева познакомилась в 1912 году, когда прочла её книгу «Вечер», и на долгие годы сохранила восторженное отношение к ней. Цветаева посвятила Ахматовой сборник «Версты», изданный в 1922 году, и 11 стихотворений, адресованных непосредственно Ахматовой в сборнике «Версты».
Встречалась ли Цветаева с Ахматовой? В ранней молодости нет, хотя Анна была всего на три года старше Марины. Они могли бы встретится в Коктебеле у Волошина, где собирался в то время литературный и артистический столичный «бомонд». Но этого не произошло. Думаю, во многом потому, что в нашумевшей «дуэли» Гумилёва и Волошина из-за Черубины де Габриак, Марина безоговорочно приняла сторону последнего. Анна Ахматова, которая вскоре вышла за Гумилёва, никогда не приезжала к Максу в Коктебель в гости и в душе неприязненно относилась к нему.
И тем не менее, поэтессы знали друг друга знали, но по стихам. У Марины, которая полюбит Анну Ахматову на долгие четверть века, есть стихотворение, 1915 года, посвященное ей, в котором она прямо говорит:
Да, в жизни они не общались, а написала о ней сама Ахматова лишь один раз. Вот её «Поздний ответ» Марине Цветаевой:
Белорученька моя, чернокнижница.
М.Ц.
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в чёрных кустах,
То забьёшься в дырявый скворечник,
То мелькнёшь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом».
.
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идём,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
1940, 1961.
Скажу тебе, что я — не человек,
А только сон, который только снится.
М.Цветаева.
Какой же была Марина в годы ранней молодости? Вот она двадцатипятилетняя, какой встретил её впервые писатель и поэт Илья Эренбург: «В ней поражало сочетание надменности и растерянности. Осанка была горделивой — голова, откинутая назад, с очень высоким лбом, а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие — Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко пострижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком». Он пишет, что она «совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту».
Истинных друзей у Цветаевой в силу её натуры, склонности проявлять свои симпатии и антипатии в категорической форме, почти не было. От близких она внутренне требовала безоглядной отдачи и растворения и, одновременно, противилась сему. Марина Цветаева писала в одном из писем: «Я никогда не давала человеку право выбора: или всё – или ничего, но в этом всё – как в первозданном хаосе – столько, что человек пропадал в нём, терял себя, и в итоге меня…» Волошин, которому она (по её словам) ничего в жизни не дала, кроме того, что она есть, был счастливым исключением.
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка. (М.Ц.)
Марина Цветаева с благоговением относилась к лире Анны Ахматовой и посвятила ей, на мой взгляд, строки более гениальные, чем лучшее у знаменитой и так любимой ею поэтессы, к сожалению, не удостоившей её в те годы даже личной встречи. Содружествовала и переписывалась с Борисом Пастернаком, чтила стих Осипа Мандельштама, боготворила Блока и освятила его память молитвенно прекрасными поэтическими циклами. Была знакома с Владимиром Маяковским и Сергеем Есениным, гибель которых болью потом отзовётся в её стихах.
Домом-музеем Марины Цветаевой продолжает вестись работа по судьбам её наследия. Книга «Летопись жизни и творчества Марины Цветаевой. Часть Первая» вышла в 2012 году и представляет собой первый отрезок жизни, от рождения до отъезда Марины Ивановны за границу, с 1892 по 1922 годы. Дальнейшая работа с архивами призвана осветить белые пятна в жизни великой поэтессы.
26.09.17
Е. Грислис.
Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина.