Нужно ли обращать внимание на сны

Надо ли верить сновидениям?

Ответы пастырей

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

Источник

Почему снятся сны и стоит ли в них верить

Как же приятно после тяжелого дня лечь в свою мягкую и уютную кровать. Накрыться одеялом, взбодрить подушку и спокойно уснуть. Рабочий день в этот момент заканчивается, но другая жизнь только начинается. В этой жизни любой из нас может быть супергероем, миллионером, спортсменом или просто наблюдателем. Можно прожить жизнь или понаблюдать за ней. Бывает и такое, что можно еще раз уснуть или наоборот резко проснуться. Все это возможно во сне. Вот только откуда они берутся, для чего они нам нужны и стоит ли относиться к ним серьезно? У каждого свое мнение и мы обязательно поговорим об этом в комментариях. Пока просто давайте обсудим интересные факты и научные объяснения того, что связано со снами.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 0. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 0. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 0. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Сон это удивительное состояние, сравнимое с параллельным миром.

Что такое сновидения

Для изучения любого явления нужна своя наука. Есть она и у сна. Она называется сомнологий. Только вот эта наука изучает на сами сны, а только физическое состояние сна человека. Именно сновидения изучает наука онейрология.

Сейчас нам больше интересны сами сновидения, чем физиологический процесс. Ведь именно сны делают наши ночи интересными. Хотя, сны снятся не всю ночь, а только в некоторые периоды. Для дальнейшего удобства в статье и для того, чтобы использовать более привычные слова, будем по-старинке называть сновидения снами.

Если человек спит 8-9 часов в сутки, а продолжительность его жизни составляет 70 лет, то во сне он проводит 23 года жизни. Из них только 8 лет он видит сны. То есть примерно треть всего времени сна.

Если говорить научно, то картинки, которые мы видим, когда спим, являются субъективными образами, возникающими в сознании спящего человек. Именно в сознании! Это лишнее доказательство того, что даже когда спит, человек находится в сознании и не теряет связь с внешним миром. Когда организм погружен в состояние сна, активность мозга лишь на 10–15% меньше, чем при бодрствовании. В этом состоянии он занимается восстановлением организма, упорядочивает воспоминания и проводит настройку всех систем.

Откуда берутся сны

Существует много теорий и гипотез на тему того, откуда берутся сны. Одно ясно точно — сны генерирует наш мозг. Зачем он это делает, мы разберемся чуть позже.

После засыпания мозг переходит в немного иной режим работы. В нем он прокручивает всю информацию, которая проходила через него за день. Что-то сохраняется в более глубокие слои памяти, что-то выбрасывается. В результате этой деятельности и проявляются сновидения.

Нужно ли обращать внимание на сны. nachalo. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-nachalo. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка nachalo. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Помните этот элемент из фильма «Начало»?

Ученые установили, что время просмотра сновидения наиболее активными являются те же зоны, которые активны днем. Среди них затылочная область (связана со зрительным восприятием) и теменная область (отвечает за обработку чувственной информации)

Зачем снятся сны

С процессом появления снов более менее разобрались. Теперь давайте поймем, для чего они вообще нужны. Тут мнения ученых и экспертов расходятся еще больше. Например, одной из версий является то, что мозг генерирует возможные угрозы, чтобы человек мог к ним подготовиться и в реальной жизни что-то им противопоставить. Согласно этому мнению, ночной кошмар ничто иное, как тренировка.

Эта версия кажется очень правдоподобной, но если так, то зачем тогда снятся приятные сны? Некоторые ученые полагают, что так человек или закрывается от каких-то трудностей, создавая себе хорошее настроение, или старается повысить свою самооценку. В первом случае связь не обязательно должна быть прямой. Например, если человека унижают на работе, это не значит, что ему приснится всеобщая любовь в офисе. Ему может присниться, что он стал известным спортсменом и выиграл чемпионат мира.

В случае с повышением самооценки все понятно и так. Человек просто придумывает себе то, чего ему не хватает — славу, богатство, друзей, женщин и многое другое.

Иногда сны снятся, когда человек чего-то очень ждет, постоянно об этом думает и во сне может смонтировать свою мечту. Или наоборот, восстановить в альтернативной реальности события из прошлого, которые занимают все его мысли.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 02. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 02. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 02. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Иногда сны бывают очень странными и даже страшными.

Еще одна интересная теория сформулирована физиологом Иваном Сеченовым. Он полагал, что сны — это лишь реакция человека на внешние раздражители. Именно на основании них мозг и формирует образы. То есть, если вы замерзли во сне, вам приснится, что вы идете по снегу. Если с улицы доносятся тревожные звуки, может присниться кошмар и так далее.

В этой теории есть смысл. Возможно, вы замечали, что если уснуть во время просмотра какого-нибудь фильма, то начинает сниться что-то на основании сюжета этого фильма.

Как обычно, своим особым путем идет старина Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что сны — это ничто иное, как попытка подсознания передать зашифрованную информацию о запрещенных сексуальных помыслах. Например, когда человек испытывает скрытое сексуальное влечение к кровному родственнику, он не может реализовать свои влечения. В итоге, он делает это во сне. Вот только там все это происходит в зашифрованном виде.

Нужно ли обращать внимание на сны. zigmund freid. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-zigmund freid. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка zigmund freid. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Тот самый Зигмунд Фрейд.

Вообще удобно. Говори любую дичь, объясняй это как скрытые сексуальные желания, а на вопрос ”почему?” отвечай, что вы все равно не поймете.

Когда чаще всего снятся сны

Обычно сновидения связаны с фазой парадоксального сна. Ее еще называют фазой быстрого движения глаз (БДГ) или фазой быстрого сна. Дело в том, что сон человека разделен на циклы и они меняются волнообразно. В расслабленной фазе человек максимально спокоен, а на пике сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, а мозг работает активнее. Именно в эти моменты снятся сны, а мозг больше всего готов к пробуждению. Что первично, пока непонятно. Возможно, человек мобилизован из-за того, что видит сон, а может быть и наоборот.

Часто можно уснуть во сне. А иногда даже уснуть во сне сна.То есть, когда кажется, что ты проснулся, ты мог просто выйти на уровень выше.

Фаза быстрого сна наступает примерно каждые полтора-два часа и сны в этот период наиболее яркие. Последние исследования доказывают, что сны снятся и в спокойной фазе сна, но они очень тусклые и неэмоциональные.

Все ли люди видят сны? Видят ли сны младенцы?

Ученые утверждают, что физиология человека устроена таким образом, что он просто не может не видеть сны. Все люди видят сны! Те, кто говорят, что он не видят сны, просто не запоминают их. Возможно, это связано с какими-то психическими отклонениями или просто особым поведением мозга именно в эту ночь.

Все люди видят сны. Те, кто не видят сны, просто не помнят их

Если все люди видят сны, то могут ли это делать младенцы? Согласно самой популярной не сегодня теории, люди начинают видеть сны уже на восьмой неделе своего внутриутробного развития. Конечно, это не те сны, к которым мы привыкли, ведь ребенок еще ничего не видел. Даже в ранние годы жизни сны далеки от того, что видят взрослые. Нормальные образы начинают формироваться примерно к трем годам. До этого сны детей представляют из себя чередующиеся цветные пятна.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 03. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 03. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 03. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Только к трем годам дети начинают видеть осознанные сны.

Естественно, доказать это невозможно, так как едва ли получится собрать фокус-группу и опросить всех.

Сны снятся даже животным. Ученые проверили это экспериментально. В домашних условиях это можно понять по тому, как у кошки или собаки дергаются лапы. Это фаза быстрого сна и им что-то снится. Иногда они даже вздрагивают и просыпаются.

Почему просыпаешься, если упал во сне

Многим знакомо ощущение падения во сне. Обычно оно очень реально и в этот момент действительно начинаешь ощущать невесомость или состояние свободного падения.

Одним из самых логичных объяснений такого ощущения является внезапное пробуждение некоторых отделов мозга. Эти особые зоны находятся в одном из отделов ствола мозга человека. Расположенные в нем пучки получают информацию от внутреннего уха и контролируют положение тела.

В момент засыпания они постепенно переходят в неактивный режим, но в фазе неглубокого сна могут резко активизироваться. В этот момент человек может вздрогнуть и проснуться.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 05. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 05. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 05. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Если она сделает шаг вперед, то точно проснется

Так часто бывает, если спать в транспорте, когда тело подвижно, а сон неглубокий. Также в подобной ситуации можно оказаться, если в фазе неглубокого сна оступиться или упасть откуда-то. Мозг воспринимает это как реальное падение и дает сигнал сгруппироваться.

Можно ли управлять снами

В этом нет ничего сверхъестественного. Вот только не стоит вестись на какие-то крутые очки, которые помогут вам формировать свои сновидения. Все это очень сомнительно и далеко не факт, что действительно будет работать. Особенно учитывая, что метод работы таких приборов научно не доказан.

Для того, чтобы управлять снами, надо понять, что ты спишь. Обычно это осознаёшь уже после пробуждения. Во сне все кажется очень настоящим и реалистичным. За собой я замечал, что вижу осознанные сны примерно один раз в неделю-две.

Если происходящее во сне не очень реально, человеку проще понять, что он спит. Если он это понял, он может исследовать мир своего сна или наоборот, постараться проснуться, если ему снится кошмар.

Процесс управления сновидениями очень интересен, но надо действовать тонко. Обычно такое случается на грани состояния сна и бодрствования. Поэтому проснуться в таком состоянии очень легко.

Можно ли досмотреть сон после пробуждения

Технически в том, чтобы досмотреть свой сон после пробуждения, нет ничего сложного. Особенно, если вы не проснулись окончательно.

Когда за окном загудела машина или кто-то хлопнул дверью в коридоре, человек просыпается, но не до конца. Если в этот момент начать активно думать о том, что вам снилось, можно постепенно уснуть и ”досмотреть” продолжение этой истории.

Главное не разгуляться и не перейти в режим бодрствования. В этом случае досмотреть сон уже точно не получится. Его еще можно обдумывать какое-то время, но если этого не делать, сон точно забудется. Впрочем, есть способ сохранить его в памяти.

Как запомнить свой сон

Так как изначальной целью снов не является то, чтобы вы их запомнили, они не сохраняются в глубоких слоях памяти. Для того, чтобы запомнить сон навсегда, надо его как можно подробнее вспомнить сразу после пробуждения. После этого его надо или записать, или максимальное количество раз прокрутить в памяти и он запомнится.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 09. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 09. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 09. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Самый простой способ запомнить сон — записать его.

Интересное дело, получается. Если много раз прокрутить в памяти стихотворение, песню или роль в спектакле, она запомнится очень надолго. Информация о сновидении, даже если и укоренится в памяти, все равно будет отторгаться. Объяснить это толком пока не смогли, но это факт. Исключения бывают, но именно сны быстрее стираются из памяти, чем все остальное.

К чему снятся цветные сны

Одно время бытовало мнение, что цветные сны снятся только людям, которые больны шизофренией или имеют другие подобные отклонения. На самом деле это не совсем так.

Все люди видят довольно абстрактные сны, которые по большей части демонстрируют только контуры и очертания объектов. Остальное человек дорисовывает за счет своего воображения.

Поэтому цветные сны снятся в первую очередь тем, кто имеет хорошее воображение и детям, так как они еще не зашорены рамками окружающего мира. Люди с некоторыми типами психических расстройств тоже имеют хорошее воображение. Возможно, именно поэтому два явления (цветные сны и шизофрения) связали именно таким образом.

К чему снится… Можно ли верить сонникам

Для того, чтобы понять, можно ли верить сонникам, надо понимать природу этого явления. Если сны снятся, что называется ”по факту” (стало холодно — приснился снег), то говорить о том, что он вещий, неправильно.

С другой стороны, мистические объяснения снов занимают широкое место в культуре современного общества. Одни искренне в это верят, другие просто хотят развлечься и посмотреть, насколько совпадет это ”внутреннее предсказание” с реальными событиями.

Тем не менее, фактом является то, что сонники или толкователи снов составляются людьми на основании реальных фактов. То есть, если 100 людям приснилась лягушка и на следующий день 98 из них нашли на дороге кошелек, это что-то, да значит.

С другой стороны, многие сонники составлялись настолько давно, что просто не имеют к реальной жизни никакого отношения. Психологи в разное время относились к ним по-разному. Одни говорили, что связь есть и мозг действительно может что-то спрогнозировать, а другие говорили, что человек просто программирует себя на увиденное во сне и это случается.

В любом случае, все всегда сходились во мнении, что сон несет в себе что-то одно. Не стоит запоминать весь сон и искать в соннике все подряд. Надо взять только ту деталь, которая была самой яркой или просто самой главной в этом сне. При этом как быть, если вы до этого смотрели какой-нибудь фильм про байкеров и вам ярко приснился мотоцикл? Это же уже не чистый образ, а навязанный.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 01. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 01. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 01. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Запоминать надо только самые яркие части сна.

Многие трактуют сны задним числом. Например, вспоминают, что два дня назад видели во сне молоток, а сегодня прокололи колесо. В итоге, они открывают сонник, а там написано ”молоток снится к трудностям”. Не поспоришь, проколотое колесо это трудность. Вот только у современного городского жителя каждый день бывают трудности.

Вещие сны

Отдельной темой являются вещие сны. Те, которые прямо говорят, что должно с тобой сегодня (или в ближайшее время) произойти. Про них можно спорить еще дольше, но они тоже могут быть или совпадением, или просто умением человека прогнозировать события.

Например, он долго думал, как поступить в отношениях с деловым партнером. Мозг был перегружен этой информацией, но выбрал для себя правильное решение и выстроил цепочку событий, которые за ним последуют. В результате это сбылось, но из-за того, что связь между событиями была не очень очевидной, сон начал казаться мистическим.

Кроме этого, многие детали сна теряются, и когда что-то случается, в памяти недостающие части можно дополнить новыми фактами. Главное, запомнить основную сюжетную нить.

С другой стороны, я лично знаю человека, который мне рассказывал, что ему что-то приснилось, а потом оно с поразительной точностью сбывалось. Возможно, опять же это вопрос интуиции, так как с ней у этого человека все хорошо.

Нужно ли обращать внимание на сны. snovidenia 06. Нужно ли обращать внимание на сны фото. Нужно ли обращать внимание на сны-snovidenia 06. картинка Нужно ли обращать внимание на сны. картинка snovidenia 06. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Сон, как другой мир. Иногда к нему очень приятно тянуться.

Тут можно еще отдельно сказать про дежавю (ощущение, что происходящее уже было). Такое ощущение может возникать из-за того, что человек подсознательно вспоминает что-то из своих снов. Возможно даже то, что он не осознал. То есть не было такого, что он проснулся и помнил его хоть сколько-то. Такие ”теневые” сны и могут быть причиной дежавю.

Стоит ли бояться сновидений

На мой взгляд, однозначным ответом тут будет ”нет”. Если не относиться к снам слишком серьезно и не ждать от них чего-то, они становятся просто милым развлечением на ночь. Если вам приснился кошмар и вам некомфортно снова засыпать, просто постарайтесь не думать об этом. Ну, а если вам постоянно снятся кошмары, стоит обратиться к специалисту. Это не означает, что у вас какие-то проблемы с головой. Скорее всего, вас просто что-то беспокоит или что-то в организме работает не так. Внутри нас там тесно все связано, поэтому такое вполне может быть.

Если вы читаете эту статью вечером, то спокойной ночи и приятных вам сновидений!

Источник

Можно ли верить снам?

О характере сновидений

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.

Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью — в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы. Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне — это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.

Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями». О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:

«Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся — тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния — есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также — просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза».
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.

Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
«Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) «зрения» и 3) «откровения».
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного «внешнего» человека:
«Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей… Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций».
«Зрения» бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
«Откровения» бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: «Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 — «сон мой убегал от глаз моих»).
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным».

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов — не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа — Египетский фараон, а у пророка Даниила — царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Можно ли верить снам

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастию, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец, указывая на них перстом, вещает: «Се чада Мои!». Старец от ужаса пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой («Прол.», февр. 26 дня).

Свт. Феофан Затворник

Как христианин должен относиться к сновидениям?

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: «Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых — говорим — не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея «не гадать по снам» (Лев. 19, 26). «Безрассудные люди, — говорит Сирах, — обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» (34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер — и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
«Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33, 14-18).
«Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» («Руковод. к дух. жизни» Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Свящ. Григорий Дьяченко

О недоверии сновидениям

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием — только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати — нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, — то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон — образ смерти, пробуждение воскресения. «Уснул, успокоился», — говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения — религиозный опыт — различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, — суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие — «с неба», от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: «…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить обручейной ему Марии, хотел тайно отпустить Её». И вот, как только он «помыслил это» (небу открыты наши мысли), «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»… Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр — «около шестого часа», взойдя на верх дома помолиться, — «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные»… Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может подняться над своей первичной физической и психической реальностью к реальности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, опубликованной в Париже, известный ученый, хирург, архиепископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он сообщает: «Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога».

Таких примеров личных откровений человеку во сне можно было бы привести много. Доктор медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, автор книги «Медицина и Личность», говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: «Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь «пульсирование инстинкта» и выражение «подавленного желания». Для школы Мэдера, наоборот, сон является «выражением состояния живой личности того, кто видит сны». Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих многочисленных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души». «Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взгляды фрейдистов нам кажутся односторонними, — говорит Турнье. — Любой сон можно рассматривать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга». Доктор Турнье приводит такой пример: «Некоторые автомобили движутся мотором чрез посредство передних колес, другие — колес задних». «Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это есть движение «задних колес» нашей души; а духовные стремления, возникающие по теории Карла Юнга, — это движение человеческой души посредством «передних колес».

Душа человека является тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса одновременно, — душой приводятся в движение и низшие инстинкты, замеченные Фрейдом, и высшие силы духа, на которые указывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку высший нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *