Ночной сон у детей раннего возраста

Ночной сон у детей раннего возраста

Ночной сон у детей раннего возраста. . Ночной сон у детей раннего возраста фото. Ночной сон у детей раннего возраста-. картинка Ночной сон у детей раннего возраста. картинка . Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Для того, чтобы грудной ребенок хорошо спал, ел и мог полноценно развиваться, нужно четко структурировать его день. В пример приведу режим дня ребенка в 1 год с двумя дневными снами. Думаю, что по аналогии мамы без труда сделают режим для малышей, которые днем спят больше снов.

Режим дня годовалого ребенка с двумя дневными снами:

Для этого ставьте будильник, и не игнорируете его, даже если ночь была с частыми пробуждениями. Приучайте и себя, и ребенка начинать день в заданный час. Тяжело? Значит не так уж и сильно хотите наладить сон малыша.

Ночной сон у детей раннего возраста. baby 1266117 1280. Ночной сон у детей раннего возраста фото. Ночной сон у детей раннего возраста-baby 1266117 1280. картинка Ночной сон у детей раннего возраста. картинка baby 1266117 1280. Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Связаны ли массаж и сон? Моя практика показывает, что да. На основе результатов опроса в Инстаграм можно выделить детей, на которых массаж:

Когда же мама сама занимается с ребенком по онлайн-курсу «Малышовый фитнес», она пробует разные отрезки времени, пока не найдет подходящий. В это время малыш бодр и хорошо реагирует на физическую активность.

В онлайн-курс входит массаж, гимнастика и упражнения на фитболе. Весь комплекс можно делать за один раз или разбить на части и заниматься в течение всего дня. Во время всего курса мама может задавать вопросы по развитию ребенка неврологу, ортопеду и педиатру. Если она сомневается в том, что правильно выполняет упражнения, может прислать видео с занятием. В течение 48 часов мама получает подробный комментарий по технике упражнений.

Для здоровой атмосферы в доме с грудничком важно, чтобы малыш крепко спал и давал родителям высыпаться. Для того, чтобы ребенок хорошо спал нужно:

Источник

О хорошем сне для детей. Сколько и как долго должен спать ребенок, что делать, если у малыша проблемы со сном.

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

Ночной сон у детей раннего возраста. AD2 Minisiyarova 1. Ночной сон у детей раннего возраста фото. Ночной сон у детей раннего возраста-AD2 Minisiyarova 1. картинка Ночной сон у детей раннего возраста. картинка AD2 Minisiyarova 1. Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Нарушениями сна могут страдать каждые двое из пяти детей или подростков. Проблемы со сном могут наблюдаться даже у младенцев. Недостаточно хорошее качество сна или его количество связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, проблемами развития и трудностями в общении, отклонениями в массе тела и другими нарушениями здоровья. Расстройства сна у детей не только влияют на здоровье самого ребенка, но и могут повлиять на сон родителей, братьев и сестер, или даже ухудшить семейные отношения. Кроме того, нормальное развитие ребенка связано с качеством сна.

Дети могут страдать от проблем с засыпанием, поддержанием сна, ранними пробуждениями. У них могут возникать серьезные физиологические проблемы, такие как обструктивное или центральное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей, аномальное или деструктивное поведение во время сна, например, лунатизм или другие виды парасомнии, которые возникают перед началом сна, такие как синдром беспокойных ног, синдром ранней задержки фазы сна у подростков и дневные симптомы, такие как чрезмерная сонливость. Хотя подобные расстройства могут наблюдаться и у взрослых, причины нарушений сна у детей и их проявления у детей и подростков могут сильно отличаться. Чтобы разобраться в нарушениях сна ребенка, родителям необходимо обратиться за помощью к врачу, который проведет необходимую диагностику, чтобы установить причины нарушений и определить пути для восстановления жизненно важной функции сна.

Сколько должны спать дети?

Новорожденные (возраст 1–4 недели): 15–16 часов в сутки

Новорожденные обычно спят от 15 до 18 часов в день, но только короткими периодами от двух до четырех часов. Недоношенные дети могут спать непрерывно дольше, а дети с коликами — меньше. Поскольку у новорожденных еще нет внутренних биологических часов и отлаженного циркадного ритма, их режим сна не связан с дневным и ночным циклами. Проще говоря, новорожденные еще «не знают», что нужно спать именно ночью. Поэтому младенцы могут просыпаться по 2-3 раза в ночь за ночь. При этом малыши могут плакать, стонать, ерзать и извиваться, пугая неопытных родителей, которые не знают, что так выглядит смена фаз сна у ребенка. Это является естественной для возраста физиологической особенностью, которая вовсе не свидетельствуют о неблагополучии ребенка. Родителям нужно лишь успокоить и убаюкать малыша. Если же малыш полностью просыпается, то в большинстве случаев он потребует грудь. После кормления малыши снова засыпают.

Возраст 1–4 месяца: 14–15 часов в день

К 6-недельному возрасту ребенок начинает немного успокаиваться, и его сон становится более регулярным и размеренным. Самый продолжительный период сна длится от четырех до шести часов, и теперь, как правило, он чаще возникает в вечернее время. Путаница дня и ночи у малыша подходит к концу.
Возраст 4-12 месяцев: 14-15 часов в день

В то время как сон продолжительностью 15 часов является идеальным, большинство младенцев в возрасте до 11 месяцев спят только около 12 часов. Выработка здоровых привычек сна является первоочередной задачей в этот период, поскольку ребенок становится более общителен, а его режим сна все более начинает походить на взрослый. Малыши обычно спят днем три раза в сутки, а в возрасте около 6 месяцев они уже могут спать лишь два раза, и уже физически способны проспать всю ночь напролет. Установление режима регулярного сна обычно происходит во второй половине этого периода, когда, наконец, устанавливаются биологические ритмы. Утренний сон обычно начинается в 9 часов утра и длится около часа. Ранний дневной сон начинается с полудня до 14:00 и длится час или два. А поздний дневной сон может начинаться где-нибудь с 15 до 17 часов и обычно варьируется по продолжительности.

Возраст 1-3 года: 12-14 часов в день

По мере того, как ребенок переходит от первого года жизни к возрасту 18-21 месяц, он, скорее всего, уже не будет нуждаться в утреннем и раннем вечернем сне, и будет спать днем только один раз. В то время как малышам рекомендуется до 14 часов сна в сутки, они обычно спят всего около 10 часов. Однако на этом этапе развития малыши любят проверять свою независимость, и их иногда бывает трудно уложить спать. Маленькие дети также легко переутомляются и становятся раздражительными. В этом состоянии им труднее заснуть. Если дневной сон малыша будет слишком продолжительным, то он может быть не готов уснуть вечером. Некоторые малыши любят вставать в 5:30 или 6:00 утра.

Большинству детей в возрасте от 21 до 36 месяцев по-прежнему требуется дневной сон, который может длиться от одного до трех с половиной часов. Обычно они ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются с 6:00 до 8:00.

Возраст 3-6 лет: 10-12 часов в день

Дети в этом возрасте обычно ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются около 6-8 часов утра, как и в младшем возрасте. Новые проблемы со сном обычно не развиваются после трехлетнего возраста.

При этом считается полезным сохранять и дневной сон продолжительностью около часа. Когда дети хорошо спят, они чувствуют себя счастливыми и защищенными. Хороший сон укрепляет иммунную систему ребенка и снижает риск инфекций и заболеваний.

В этом возрасте у детей нередко возникают страшные сны и кошмары. Тяжелые пугающие сны чаще возникают в первые часы глубокого ночного сна. При этом глаза ребенка могут быть открыты, или он может двигаться – так что родители могут подумать, что он не спит. Но при этом ребенок не будет отвечать родителям. Хотя страшные сны могут быть пугающими, они не причинят вреда ребенку. Его не нужно будить, потому что это может увеличить продолжительность страшных снов. Вместо этого достаточно подождать, пока ребенок перестанет плакать и биться. Если ребенок вылез из кроватки – его необходимо вернуть на место. После страшных снов дети обычно быстро засыпают, и утром уже ни о чем пугающем не помнят.

Ночные кошмары, как правило, происходят во второй половине ночи. В отличие от страшных снов, ребенок может вспомнить кошмар утром, что приведет к его подавленному эмоциональному состоянию. В этом случае ребенку понадобятся утешение, «обнимашки» и уверения, что сны и реальность – разные вещи, отличающиеся так же, как, например, реальность и «мультики».

Возраст 7-12 лет: 10-11 часов в день

Возраст 12-18 лет: 8-9 часов в день

Потребность во сне остается такой же жизненно важной для здоровья и благополучия подростков, как и у малышей, и детей. Многим подросткам, в связи с учебной нагрузкой может потребоваться даже больше сна, чем в предыдущие годы. К сожалению, часто ни сами подростки, ни их родители не понимают это факта, что препятствует получению надлежащего количества и качества сна.

Как можно улучшить качество детского сна?

Источник

Ночной сон у детей раннего возраста

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

Регулярный, полноценный сон в течение рекомендованного времени не только влияет на качество жизни и состояние психического и физического здоровья в целом, но и является профилактикой когнитивных, эмоциональных и соматических расстройств. Между тем частота ночных пробуждений среди детей раннего возраста колеблется от 20% до 66%. В обзоре литературы представлены современные данные о ночном сне у детей раннего возраста. Описаны методики, используемые для оценки продолжительности сна у детей. Представлены результаты исследований, согласно которым наиболее значимыми причинами нарушения ночного сна являются грудное вскармливание, наличие тревоги и депрессии у матери, практика совместного сна ребенка с родителями. Обсуждаются вопросы совместного сна ребенка и родителей не только как культурологической особенности, но и как индикатора возможных проблем в семье и возможного способа компенсации отсутствия семейной и партнерской близости. Отдельно рассматриваются факторы, влияющие на скорость засыпания и качество сна, в т. ч. особенности пищевого рациона. Показана роль аминокислот в процессах засыпания и регуляции сна и положительное влияние питания с преобладанием углеводного компонента.

Ключевые слова: ночной сон, дети раннего возраста, ночные пробуждения, совместный сон, питание.

Для цитирования: Дубровская М.И., Рязанова О.В., Нетребенко О.К. и др. Ночной сон у детей раннего возраста. РМЖ. Мать и дитя. 2021;4(2):173-177. DOI: 10.32364/2618-8430-2021-4-2-173-177.

M.I. Dubrovskaya, O.V. Ryazanova, O.K. Netrebenko, A.S. Botkina, V.V. Polunina,
A.B. Moiseev, E.E. Vartapetova

Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation

A regular restful sleep for a recommended time affects the quality of life and psychic/physical health and prevents cognitive, emotional, and somatic disorders. Meanwhile, the rate of nocturnal awakenings among toddlers is 20–66%. This paper reviews current data on night sleep in toddlers. Techniques for assessing sleep duration in children are addressed. Research findings demonstrate that the most important causes of sleep disturbances are breastfeeding, mother’s anxiety and depression, and sleeping with parents. Sleeping with parents is not only a culturological feature but also indicates potential problems in the family being a means of compensating for the lack of partner intimacy and family relations. Factors affecting sleep transition and sleep quality (including the specifics of food intake) are discussed. It was demonstrated that amino acids are important for falling asleep and sleep regulation. A high-carbohydrate diet is also beneficial.

Keywords: night sleep, toddlers, nocturnal awakenings, sleeping with parents, nutrition.

For citation: Dubrovskaya M.I., Ryazanova O.V., Netrebenko O.K. et al. Night sleep in toddlers. Russian Journal of Woman and Child Health. 2021;4(2):173–177. DOI: 10.32364/2618-8430-2021-4-2-173-177.

Введение

Нарушение сна у детей является важной медико-социальной проблемой. Согласно данным ВОЗ и Американской академии медицины сна продолжительность сна младенцев до 1 года должна составлять 12–17 ч в сутки, а детей в возрасте 1–2 и 3–4 лет — 11–14 ч и 10–13 ч в сутки соответственно. Уменьшение продолжительности сна ведет к снижению внимания, ухудшению памяти и обучения, нарушениям поведения, увеличивает риск развития гипертонии, ожирения, сахарного диабета. Хроническое недосыпание у подростков ассоциируется с увеличением риска несчастных случаев и травм, депрессии и суицидальных мыслей [1].

Методы оценки сна у детей раннего возраста

В современных исследованиях для измерения активности и сна у детей раннего возраста используется актиграфия, которая позволяет оценивать сон в привычных условиях [2]. Миниатюрный акселерометр (похожий на наручные часы) прикрепляется к запястью, лодыжке или талии и непрерывно регистрирует движение в течение длительного периода не менее 7 дней подряд. Наиболее доступными методами остаются анкетирование и заполнение дневника сна. Дневник представляет собой 24-часовое расписание на одном листе, в которое родители записывают время сна, засыпание и вставание с постели, купание и ночные пробуждения (о которых они знают) в течение указанного периода исследования. Для оценки ежедневного режима сна используются краткая анкета детского сна (BCSQ), опросник детских привычек сна (CSHQ), опросник по практике сна (SPQ), краткий опрос-ник по детскому сну (BISQ). Например, краткий опросник по детскому сну содержит пункты по оценке характера сна, проблем со сном и экологии сна. Для оценки режима сна используются такие вопросы, как: продолжительность ночного сна, продолжительность дневного сна, 24-часовая продолжительность сна, дремлют ли дети днем и если дремлют, то в одно ли и то же время каждый день. Проблемы со сном отражены в вопросах: частота ночных пробуждений, необходимость помощи родителей в засыпании после пробуждения, легкость самостоятельного засыпания ночью, трудности сна в одиночестве и считают ли родители, что у ребенка есть проблема со сном. Вопросы по экологии сна включают: время отхода ко сну, время бодрствования, наличие у малышей обычного распорядка сна, условия во время ночного сна (расположение во время ночного сна) и способ засыпания ночью [3].

Влияние сна на формирование когнитивных функций

Механизмы регуляции сна и бодрствования начинают формироваться в эмбриональном периоде, а циклические изменения моторной активности плода наблюдаются уже с 22–24-й недели беременности. В первую очередь это обусловлено постепенным увеличением продукции нейромедиаторов, которая полностью формируется к трем годам [4]. Сон способствует психическому и физическому восстановлению, развитию иммунной системы и жизнеспособности организма в целом. Исследования показывают, что длительное недосыпание большинства экспериментальных животных приводит к летальному исходу [5, 6]. Депривация быстрой фазы сна в раннем возрасте у грызунов обусловливает увеличение скорости апоптоза нейронов и уменьшение массы мозга, а в более старшем возрасте — появление поведенческих нарушений и склонность к агрессии [7]. Хронический фрагментированный сон приводит к нарушению когнитивных функций, обусловленных активацией гиппокампа, за счет снижения нейрогенеза [8].

Закрепление памяти связано с медленным сном. Исследования у взрослых с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии выявили активность нейронов в областях мозга, поддерживающих эпизодическую память во время медленного волнового сна, а у детей раннего возраста — способность недавних воспоминаний реактивироваться во время сна, что отражает активацию гиппокампа и его способность отличать старые стимулы от новых [9]. Во время естественного полноценного ночного сна можно оценить функциональный вклад гиппокампа на раннем этапе развития временной и пространственной памяти, а также степень активации гиппокампа у двухлетних детей [10]. Изучение влияния дневного сна на закрепление памяти у маленьких детей показало, что дневной сон после обучения улучшает показатели памяти [11].

Ночные пробуждения у детей раннего возраста

Длительный дневной сон приводит к уменьшению продолжительности ночного сна, напротив, укорочение дневного сна способствует более продолжительному ночному сну у 1,5-летних детей [12]. В долговременном популяционном исследовании (n=32 662) [13] показано, что короткая продолжительность сна (≤10 ч) и частые ночные пробуждения в 18 мес. являются факторами риска развития у ребенка нарушения контроля поведения и эмоций в 18 мес. и 5 лет по сравнению с контрольной группой детей, которые спали не менее 13 ч в 18 мес. Установлено, что частые ночные пробуждения характерны для маленьких детей с проблемами развития, такими как аутизм и умственная отсталость [14]. Дети, получающие грудное вскармливание в ночное время, чаще просыпаются и, соответственно, имеют более короткую продолжительность ночного сна по сравнению с детьми без ночного кормления [12].

Ночные пробуждения среди детей раннего возраста — частая проблема, их частота колеблется от 20% до 66% [15]. При изучении ночного сна 590 здоровых младенцев (в возрасте 2–11 мес.) и 512 детей ясельного возраста из восьми провинций Китая была установлена следующая частота ночных пробуждений: дети первого года жизни не просыпались, просыпались за ночь 1 раз, 2 раза и ≥3 раз в 6,8, 20,2, 33,2 и 39,3% случаев соответственно, дети ясельного возраста — в 25,8, 34,6, 23,8 и 15,8% случаев соответственно. Ночные пробуждения чаще отмечались у мальчиков на грудном вскармливании у молодых матерей с низким уровнем образования. Было показано, что у младенцев, просыпавшихся 2 раза за ночь, индекс психического развития значительно выше, чем у детей, которые не просыпались или просыпались ≥3 раз за ночь. У детей ясельного возраста, просыпавшихся ≥3 раз за ночь, индекс психического развития оказался значительно ниже, чем у детей, которые просыпались реже. Частые ночные пробуждения у детей раннего возраста были связаны с грудным вскармливанием, наличием тревоги и депрессии у матери и практикой совместного сна детей с родителями [15].

Совместный сон с ребенком

Организация сна детей раннего возраста изучается наиболее часто. Распространенность совместного сна отражает культурные ценности и убеждения людей различных стран и континентов. Совместный сон поощряется в культурах, где взаимозависимость и связь между родителями и детьми являются целью воспитания (Азия). В культурах, где ценятся индивидуализм и автономия (Европа, Северная Америка и Австралия), совместный сон не приветствуется, кроме того, считается, что он может привести к внезапной смерти младенца [16].

При изучении сна детей первого года жизни в 2000 американских семьях было выявлено, что частота совместного сна с родителями в возрасте 1 мес. достигала 81,1%, 3 мес. — 63,0%, при этом частота раздельного сна в 6 мес. составляла уже 55,0%, а в 12 мес. — 71,4% [17]. У детей, которые чаще засыпали в одиночестве в отдельной кровати, отмечались большая продолжительность ночного сна, меньшее количество ночных пробуждений и более длительные эпизоды непрерывного сна [18].

Выбор родителями совместного или раздельного сна со своим маленьким ребенком отражает как существующие культурные нормы воспитания, так и представления родителей о благополучии их ребенка, что может противоречить культурным нормам. Родителей, нарушающих культурные нормы, часто критикуют, что в свою очередь может привести к депрессии и нарастающей тревожности относительно сна ребенка [17].

Эмоциональная доступность матери перед сном определяется уже с 1-го месяца жизни ребенка и не зависит от режима и условий его сна, обратно коррелирует с прерывистым сном матери и негативным отношением к родительству в паре, а также положительно ассоциируется с адаптацией матери к семейным отношениям в браке и положительным отношением к родительству в паре [19]. Качество сна у матерей, которые спят вместе с детьми старше 6 мес., хуже, чем у матерей, которые спят отдельно от ребенка с его рождения или с какого-либо возраста до 6 мес. [19].

Постоянный совместный сон с младенцем в течение первого года жизни младенца, особенно в культуре, в которой это не поддерживается, может быть признаком существующих у супружеской пары напряженности и проблем, которые становятся очевидными после рождения ребенка. Напряженность в супружеской и родительской сферах, остро переживаемая матерью, может реализоваться в упорядочении режима сна ребенка, чтобы она могла проводить больше времени с ним в ночное время, возможно, как способ компенсации ощущаемого отсутствия семейной и партнерской близости. Кроме того, усиление депрессивных симптомов и беспокойство матерей по поводу ночного бодрствования ребенка, по-видимому, побуждают их искать и проводить больше времени со своими детьми ночью, несмотря на отсутствие проблем у ребенка [19].

Влияние питания на качество сна

Чередование периодов сна и бодрствования регулируется циркадными ритмами, гормональным фоном и факторами внешней среды. Важная роль в процессах засыпания и регуляции сна отводится триптофану и его производным (серотонину и мелатонину). Серотонин — это нейротрансмиттер, контролирующий ритмы сна и бодрствования, настроение, аппетит, температуру тела, адаптацию к стрессу. Он синтезируется в желудочно-кишечном тракте, тромбоцитах, головном и спинном мозге из триптофана путем гидроксилирования с образованием 5-гидрокситриптофана и его последующим декарбоксилированием. В отличие от триптофана и 5-гидрокситриптофана, серотонин не способен проникать через гематоэнцефалический барьер. В эпифизе из серотонина образуется мелатонин — биогенный амин, непосредственно участвующий в регуляции суточных биоритмов. Аминокислоты триптофан, фенилаланин, тирозин, валин, лейцин, изолейцин, с учетом особенности их химического строения, относят к группе больших нейтральных аминокислот (LNAA). Их транспорт через гематоэнцефалический барьер является конкурентным, так как осуществляется общей белковой транспортной системой (L-системой). При употреблении пищи с повышенным содержанием белка, по мере нарастания концентрации в крови больших нейтральных аминокислот и особенно разветвленных аминокислот (лейцина, изолейцина, валина), скорость транспорта триптофана в головной мозг уменьшается [20, 21]. У младенцев, получающих стандартную адаптированную молочную смесь, отмечалось снижение уровня триптофана по сравнению с детьми, получающими грудное молоко или молочную смесь, обогащенную триптофаном. При этом на продолжительность сна влияла не столько концентрация в сыворотке крови триптофана, сколько соотношение триптофан/LNAA [22, 23].

Питание с преобладанием углеводного компонента положительно воздействует на скорость засыпания и качество сна. Это связано с активацией синтеза пептидов и избирательным транспортом больших нейтральных аминокислот в мышечные клетки под действием инсулина. Таким образом, высвобождается система транспортных белков, участвующих в поступлении триптофана через гематоэнцефалический барьер [24]. Так, постпрандиальное увеличение соотношения триптофан/LNAA отмечалось у здоровых добровольцев на фоне диеты с высоким гликемическим индексом (ГИ) в отличие от лиц, получавших низкоуглеводное питание [25, 26].

Питание детей второго полугодия жизни и детей более старших возрастных групп можно дополнять детскими молочными питьевыми кашками «ФрутоНяня», обогащенными инулином. Включение данных продуктов в вечернее кормление детей может способствовать более длительному насыщению, что в свою очередь поможет увеличить продолжительность сна, так как ребенок будет реже просыпаться от голода.

Употребление молока промышленного производства с низким или высоким ГИ не влияет на режим сна детей ясельного возраста, ГИ грудного молока аналогичен ГИ молока промышленного производства с низким ГИ. Прием углеводов во время ужина и более калорийная пища обеспечивают бóльшую продолжительность сна у детей раннего возраста [27].

Добавление в состав адаптированных молочных смесей рисовой муки, потребление молочных каш за несколько часов до сна положительно сказывается на качестве сна младенцев и детей раннего возраста вследствие серотонинергического эффекта и ощущения сытости [28].

Нарушение пищевого поведения, отсутствие культуры питания и низкий уровень жизни обусловливают повышенное потребление гидрогенизированных масел, маргаринов и продуктов, жаренных во фритюре, не только взрослыми, но и детьми раннего возраста. Питание с преобладанием насыщенных жирных кислот и дефицитом омега-3 полиненасыщенных жирных кислот влияет на продукцию мелатонина и приводит к изменениям циркадных ритмов и нарушению ночного сна. Следствием дефицита докозогексаеновой кислоты (DHA) в развивающемся мозге являются расстройства зрения, когнитивной сферы и обучения, связанные с нарушениями процессов нейрогенеза и синтеза нейромедиаторов [29]. По результатам рандомизированного плацебо-контролируемого исследования у детей, получающих DHA в течение 16 нед., отмечалось увеличение продолжительности сна на 58 мин по сравнению с группой контроля [30].

Заключение

Таким образом, рассмотренные в настоящей статье результаты многочисленных исследований характера сна, проблем со сном и экологии ночного и дневного сна у детей раннего возраста разных рас и континентов в основном отражают физиологические процессы, которые обеспечивают формирование механизмов регуляции сна и бодрствования, а также созревание центральной нервной системы ребенка. При рационально организованном режиме сна, благоприятном психологическом климате в семье и рациональном питании у детей чаще наблюдается полноценный ночной сон, что имеет большое значение в формировании когнитивных функций и эмоциональной сферы ребенка раннего возраста.

Авторы и редакция благодарят АО «ПРОГРЕСС» за предоставление полных текстов иностранных статей, требовавшихся для подготовки данной публикации.

The authors and Editorial Board are grateful to JSC “PROGRESS” for providing full-text foreign articles required to write the review.

Сведения об авторах:

Дубровская Мария Игоревна — д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-3487-2451.

Рязанова Ольга Владимировна — к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-8577-3373.

Нетребенко Ольга Константиновна — д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-3366-6824.

Боткина Александра Сергеевна — к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0001-6890-2041.

Полунина Виктория Валерьевна — д.м.н., профессор кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0001-7165-6515.

Моисеев Анатолий Борисович — д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Мин­здрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-1704-2456.

Вартапетова Екатерина Евгеньевна — к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Мин­здрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-9999-7634.

Контактная информация: Дубровская Мария Игоревна, e-mail: marigdubr@gmail.com. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 25.02.2021, поступила после рецензирования 23.03.2021, принята в печать 15.04.2021.

Mariya I. Dubrovskaya — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3487-2451.

Olga V. Ryazanova — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-8577-3373.

Olga K. Netrebenko — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3366-6824.

Aleksandra S. Botkina — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-6890-2041.

Viktoriya V. Polunina — Doct. of Sci. (Med.), professor of Department of Rehabilitation, Sport Medicine, and Physical Education of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-7165-6515.

Anatoliy B. Moiseev — Doct. of Sci. (Med.), Head of Department of Propedeutics of Children’s Diseases of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-1704-2456.

Ekaterina V. Vartapetova — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Department of Propedeutics of Children’s Diseases of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-9999-7634.

Contact information: Mariya I. Dubrovskaya, e-mail: marigdubr@gmail.com. Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 25.02.2021, revised 23.03.2021, accepted 15.04.2021.

Только для зарегистрированных пользователей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *