Ночной дозор сон егора
Сергей Лукьяненко «Ночной дозор»
Как я уже говорила, книгу, а точнее книги, я читала после того, как посмотрела кино. Вообще, до выхода фильмов я понятия не имела, кто такой Лукьяненко и что за Дозоры такие. Потому многие мысли легли на благодатную почву и стали лишь подтверждением тому, о чем я размышляла уже давно.
Отзыв опять будет сумбурный, но по-другому просто не получается. Более того, запомнить многие нюансы просто невозможно, не потому ли некоторые книги я перечитываю через некоторый промежуток времени и нахожу в них то, что подтверждает мои мысли на текущий момент.
Каждая книга состоит из трех частей, в каждой вроде бы отдельные события, но все они сходятся именно в конце. И вот тогда все становится понятно. В книге в отличие от фильма Антон Городецкий вполне нормальный молодой человек, очень даже жизнерадостный, даже когда ловил вампиров. Никто его не мутузил, в депрессию он не впадал, конечно, размышлял о многом и много, но отнюдь не был какой-то жертвой или загнанным в угол.
Короткое описание сюжета
Смысла пересказывать сюжет книги не вижу, по крайней мере, первая часть вполне сходна с фильмом. Скажу лишь, что Антон Городецкий — сотрудник Ночного дозора вот уже несколько лет. В текущий момент был отправлен для оперативной работы «в поле», потому собственно и гоняется за вампирами.
Егор — просто мальчик, Иной с неопределенной судьбой, и сыном Городецкого, конечно же, не является. Светлану Антон также встретил совершенно случайно, хотя позже окажется, что случайностей все-таки не бывает.
В это же время мы знакомимся с Ольгой, великой волшебницей, которая действительно была лишена свих способностей и последние 80 лет пребывала в теле полярной совы. Думаю, стоит почитать книгу, дабы узнать, чем все закончится. А я просто пройдусь по самым интересным местам, которые вызвали определенные мысли.
Вампиры: чего боятся и откуда взялись
Начнем с вампиров и их зова, который лишает человека воли и ведет на верную погибель. Это только в кино вампиры нападают на людей из-за угла, но на самом деле это им не нужно. Все куда проще и опаснее для людей.
А вот то, что вампиры не переносят водку, куда интереснее. Не чеснок, не святую воду, а именно водку. Оказывается, этот продукт губителен не только для людей, но и для кровопийц. Не зря же нас так упорно убеждают в том, что спиртное очень полезно для организма. Наверное, это защита от вампиров.
Я давно подозревала, что крест, чеснок и серебро никоим образом не защищает от вампиров. А с недавних пор я вообще стала сомневаться, что и сами кровососы существуют. Точнее, вампиры это некая легенда, выросшая на совсем другой правде. И хотя я совсем не согласна с Лукьяненко, вот какую версию предлагает он.
«Это люди, полностью перерожденные сумеречным миром. Они получают огромные возможности, но теряют саму жизнь. И поддерживать свое существование могут лишь чужой энергией. Кровь – самая удобная форма для ее перекачивания… Они могут существовать на донорской крови. Это как сублимированные продукты, мальчик. Невкусно, но тоже питательно.»
Дети и животные
Понравилась способность Иных видеть ауру, а еще то, что дети имеют совсем не такую ауру, что взрослые. Возможно, этим в том числе объясняются способности детей видеть больше взрослых, а также их связь с Творцом. А это уже говорит о том, что дети по определению Иные.
«Подобные ауры обычны у детей до двух-трех лет, но у более старших встречаются исчезающе редко.»
у Лукьяненко получились настоящие маги, всего пара фраз и обыватели подчиняются им молниеносно. Очень интересна реакция животных. Собаки боятся и одновременно ненавидят нечисть, любят светлых, к темных относятся плохо. А вот кошки те естественно живут сразу во всех мирах.
Общение во сне и фишка про песни
Понравилось, что Гесер читает мысли на расстоянии, да еще проводит встречи и дает инструкции во сне. И это очень гармонично вписывается в мои представления о сновидениях. Вот только почему-то автор считает, что это нечто неприятное и противоестественное. Как по мне, так самое нормальное и уместное.
«Первый раз я удостоился от шефа аудиенции во сне. Штука это неприятная, причем в первую очередь для шефа, которому пришлось вломиться в мое сознание.»
Очень понравилась фишка с самопроизвольным выбором песни. Как это ни странно, но они действительно частенько заранее определяют характер ситуации и даже целого дня, отражают сиюминутные мысли.
Интересно, что я заметила это гораздо раньше, чем прочла в книге. А с некоторых пор у меня лично сразу же после пробуждения начинает звучать в голове пара фраз из какой-нибудь песни. Именно они, что называется, делают мой следующий день.
Проклятье и его последствия
В книге гораздо больше описываются воронки от проклятия, их происхождение и следствие. Например, воронка может появиться после недобрых слов совершенно незнакомого человека или же ее может наслать колдун. Последствия тоже бывают разные, в самых легких случаях на пару часов лишаешься удачи, в тяжелых — можно умереть нелепой смертью.
Ну, а у Светланы, естественно, воронка была такой, что могла разрушить всю Москву. Этим-то она и привлекал Антона в их самую первую встречу. Интересно подмечено, что вот такой вихрь может быть причиной болезней и депрессивного состояния. Потому вполне логично звучит следующий вывод:
«Говорят, правда, сам я этого не видел, что оттесненный хотя бы на два-три метра вихрь теряет ориентировку, приклеивается к ближайшему человеку. Это тоже скверно, но чужое проклятие действует куда слабее, у новой жертвы есть все шансы спастись.»
Маленькие находки
Ах да, классно описана работа амулетов. Это такой себе аккумулятор силы, которую маг вбирает при необходимости, чтобы совершить некое действо. А вот отличий от фильма куда больше. Уже в первой главе Антон явно радуется победе над вампирами.
«Было хорошо. Даже очень. Старший вампир мертв, его подругу ребята схватят, мальчишка жив. Представляю, как обрадуется шеф!»
Завулон в книге — всегда ходит в костюме, хотя в сумраке выглядит как демон с чешуей. Вот так выглядит Гесер. И да, являясь уроженцем Тибета и прожив много лет на Востоке, Гесер частенько ходит в халате и штанах.
«..на человеческий взгляд ему было лет сорок, а принадлежал он к тому тощенькому кругу бизнесменов средней руки, на которых любит возлагать надежды правительство.»
«По крайней мере, ясно одно: она не оборотень. Оборотень не сохранил бы одежду на теле. Ольга – маг.»
Сумрак и сны
Сумрак заслуживает отдельного описания. В первой книге герои попадают пока только на два верхних слоя, да и то с большим трудом. Думаю, Сумрак легко можно представить себе по разным фильмам, например, «Дом призраков». Во всяком случае, его первые слои. Очень часто в разных ужасах герои попадают в какие-то серые миры, мне кажется, что Лукьяненко тут угадал точно. Дальше будет больше.
«Ты в сумеречном мире, малыш. Погляди вокруг, вслушайся. Краски стерлись. Звуки умерли. Секундная стрелка на часах еле ползет. Ты вошел в сумеречный мир… ты захотел увидеть опасность и перешел грань между мирами. Здесь медленнее идет время, здесь все иное. Это мир Иных.»
Ах да, мое внимание привлекло следующее событие. Если это хоть чуточку правда, то могу с уверенностью заявить — я тоже Иная. Это конечно же, шутка, но в говорят в шутках слишком много правды. Но сны про не загорающиеся лампочки я вижу довольно часто. Может и вправду, по ночам гуляю в сумраке?
«Тебе снилось, что ты включаешь свет, а лампочка не загорается? Или загорается, но слабо-слабо, как свечка? И ты идешь, а вокруг колышется Тьма, а протягиваешь руку – не можешь различить пальцев?… Это бывает со всеми нами, Егор. Каждому Иному снятся такие сны. Это сумеречный мир вползает в нас, зовет, напоминает о себе.»
Отличие Темных от Светлых
В очередной раз ответ, чем Темные отличаются от Светлых. Мне пришлось немало поломать над этим голову, но Лукьяненко дает вполне исчерпывающий ответ.
«Различие Добра и Зла лежит в отношении к обычным людям. Если ты выбираешь Свет – ты не будешь применять свои способности для личной выгоды. Если ты выбрал Тьму – это станет для тебя нормальным. Но даже черный маг способен исцелять больных и находить пропавших без вести. А белый маг может отказывать людям в помощи.»
И да, Иные особенно светлые плетут такие интриги, что королевские дворы средних веков могут только позавидовать. Это отличительная особенность всех Дозоров. В конце вечно оказывается, что Гесер и Завулон что-то такое придумали, подстроили, организовали….
Обучение Иных
Во второй части первой книги Ольга уже человек, ей вернули ее тело и частично сняли наказание. Есть даже Галина Рогова, как в кино, но история совсем не та. Уже в первой книге Городецкий приходит к выводу, что не только темные, так скажем, плохие.
Но и светлые не отличаются чистоплотностью в достижении целей. Не все конечно, речь идет именно о Гесере. И да, сам Антон потихоньку начинает наращивать силу, а все инициированные иные проходят курс обучения. Это конечно, не Хогвартс, но все же.
«…курс нашего обучения включал многое. Кое-чему учат обычным образом, кое-что – вколачивают в сознание магией. Водить машину меня учили как простого человека, а вот если случай зашвырнет в кабину вертолета или самолета, то тут включатся навыки, о которых я и не помню в обычном состоянии. Во всяком случае, в теории – должны включиться.»
Спасение людей и роль Творца
Очень понравился эпизод, когда маги рассуждают о правильности своего вмешательства в жизнь людей. Увы, чаще всего оказывается, что делать этого не стоит. Даже маги и волшебники не властны над тем, что называется задумкой Творца.
Рассуждать на эту тему можно очень долго, хорошо она отражена в сериале «Восьмое чувство», который я посмотрела не так давно. И обычно суть ее умещается всего в одну фразу:
«Человек, спасший другого, несет полную ответственность за то, что тот совершит в будущем.»
И снова ошибочное понимание Бога. Не хочу даже начинать свои рассуждения на эту тему, но теперь я вижу, насколько неправильно мы воспринимаем саму суть Творца и его роль в нашей жизни. Думаю, такое отношение мы тоже получили искусственным путем и не в последнюю очередь благодаря кинематографу и литературе.
«Если бы он действительно верил в Бога. По-настоящему. Но той слабой веры, что согревала Максима после каждой акции очищения, уже почти не осталось. Не может быть Бога в мире, где процветает Зло.»
И да, мел судьбы использовали совсем для других целей. Хотя для чего конкретно, можно узнать только в конце уже второй книги «Дневной дозор». А всем желающим предлагаю послушать аудио-книгу.
Ночной дозор: Трудная судьба светлого Иного…
В свое время, то есть более десяти лет назад, я была очень сильно впечатлена этим фильмом. Он показался мне необычным по смыслу, а также ярким, масштабным, по-настоящему голливудским. Увы, сегодня я думаю совсем по другому.
Вместо предисловия
Нет, фильм по-своему мощный, но… он очень серьезно уступает книге. И да, первое мнение сложилось вероятно потому, что на тот момент я даже понятия не имела кто такой Лукьяненко и что это за Дозоры такие.
Хотя некоторые моменты мне серьезно понравились. Но это скорее заслуга актеров и их изумительной игры, а также масштабности самой картинки. Если бы не это, то фильм был бы совершенно посредственным.
Уже потом, когда я прочла запоем сразу несколько частей, я поняла, что в фильме частично использованы сюжетные ниточки первой книги. Но использованы так, что с книгой они имеют лишь общую идею. Все перекручено до нельзя. Для начала коротко расскажу сюжет.
Прошлое и настоящее Светлого Иного
Двенадцать лет назад Антон Городецкий обратился за помощью к местечковой ведьме, дабы та помогла ему вернуть жену. Колдунья согласилась почти с радостью, и почти сделала свое дело. Увы, довести до конца ритуал помешал какие-то странные люди. Буквально на глазах у Антона они появились из ниоткуда и арестовали ведьму. Как оказалось, сам Антон тоже не совсем обычный человек – он Иной.
Слишком мрачно и депрессивно
Собственно, пока я не прочла книгу, этот фильм некоторое время был для меня образчиком нашей мистики. Но уже несколько позже меня поразил в нем нюанс, которого я не замечала раньше.
И да, это пожалуй первая лента, снятая по книге, после которой я решила четко разделять кино и литературное произведение. Особенно, если оно снято по мотивам и передает лишь общий смысл, а не полностью сюжетную линию.
Так вот, фильм до ужаса мрачный, тоскливый и какой-то депрессивный, несмотря на то, что в нем очень динамичный сюжет, а героев играют очень колоритные актеры. Но именно эта мрачность и сводит на нет все мои первые впечатления.
Несчастные Светлые маги…
Бедного Городецкого в нем постоянно избивают. Да и сам Антон какой-то постоянный неадекват, периодически выглядит как пьяный. Ну хорошо, вначале это возможно от крови. Сложно частично превратиться в вампира. Но он же такой почти все время.
Нет, я понимаю что типа вампиры, оборотни, маги это, наверное, страшно, но не до такой же степени! Магически мир в фильме приобрел ну просто вид жуткой страшилки. Никакой тебе романтики, фантазии и сказки, сплошная бытовуха, все маги дерганные, нервные, злые, а перевертыши наоборот – на рабочем месте флиртуют и упускают своего подопечного.
Что касается сумрака, то о нем можно сложить только общее представление. Какой-то серый мир, в котором одни видят все, а другие умирают? В общем, все по верхушкам и без красивостей, как можно больше боли, злости, негатива. Зачем показывать магический мир в таком свете, не понимаю…
Идеальный актерский состав
Как я уже говорила, в свое время фильм меня впечатлил очень, но после книги мне и сказать то нечего о нем. На кой Егора сделали сыном Антона не пойму до сих пор? Наверное, для большего драматизму.
В фильме совершенно не видны интриги Гесера, которые он плетет все книги без исключения. А это одна из самых вкусных изюминок произведений. Завулон в своих растянутых трениках вообще выглядит нелепо и как-то уж больно блекло и посредственно. И это Великий Темный маг – глава Дневного дозора?
Хотя на самом деле все наоборот, это Гессер ходил в штанах, а Завулон всегда был одет в костюм. Вампиры… слишком крикливые, особенно тот, которого сыграл Илья Лагутенко. Вот из Чадова получился чудный вампирчик. Именно таким я воспринимала Костю Саушкина, когда читала книгу.
Собственно, единственной заслугой фильма я вижу то, что он подсказал, какими должны быть герои по внешнему виду, ну и по характеру местами тоже. Единственное, Светлана у меня как-то не вяжется с Марией Порошиной. А так все идеально.
Сглаз и проклятье – это реальность!
Хочу сказать пару слов о воронке и самопроклятии. Невероятная, но вполне возможная вещь. Например, сглазить самого себя легче легкого. А если еще и сила соответствующая имеется, то проклясть можно кого угодно.
В частности материнское проклятье реально существует, как сглаз и самосглаз. Проверено на собственном опыте неоднократно. Причем даже обычный человек способен на это. И не потому, что маг и волшебник, а потому что сам волен избрать себе судьбу.
Хотя здесь я опять упираюсь в вопрос судьбы и ее предопределенности. Никак я не могу разобраться, есть ли судьба и прописана она до деталей, или все же нет и каждый волен поступать как ему вздумается? А может есть нечто среднее, так сказать золотая середина? А может наша жизнь, вообще, многовариантна? Сказать трудно…
Можно посмотреть, но лучше почитать
В фильме представлено очень слабое объяснение того, откуда взялись Дозоры и зачем они вообще нужны. И судя по фильму, инквизиторы появились только по желанию Гессера и Заулона. Видимо, основная цель была снять кино, которое по масштабности не уступало бы зарубежному. А смысл, это уже второстепенный вопрос.
В общем, если вы хотите знать больше о сумраке и Дозорах, то лучше читайте книгу. А фильм, фильм это так, даже не сказка на ночь. Просто симпатичная картинка и даже с продолжением. Не то чтобы совсем лишенная смысла, но очень уже он проигрывает на фоне первоисточника.
Антон Городецкий
Антон Сергеевич Городецкий
Анто́н Городе́цкий — маг, сотрудник «Ночного Дозора» города Москвы.
Содержание
Биография [ ]
Родился в Саратове, переехал в Москву, там же и проживал на момент поступления на работу в московский Ночной Дозор после инициации, произведённой лично Гесером, обнаружившим его (на радость учащимся) во время одного из практических занятий по выявлению скрытых иных (иных, которые не различимы обычным взглядом сквозь сумрак).
До этого работал системным администратором в торговой фирме НИКС. Прошёл инициацию в возрасте около двадцати пяти лет. Имел высшее образование и готовился защитить диссертацию на звание кандидата наук, но этому помешало то, что Антон стал Иным и поменял интересы. Упоминается то что в дальнейшем он жалел об этом своём поступке, хотя и называл его свойственным многим новоявленным иным.
Во время поисков «Фуарана» Антон по воле Кости Саушкина попал под действие книги Фуаран и стал Иным вне категорий. После этого был повышен в должности до заместителя главы Ночного дозора города Москвы по персоналу.
Женат на Светлане Городецкой, Светлой волшебнице вне категорий, возможно сильнейшем маге в Москве до появления их с Антоном дочери, однако не работающей в Ночном Дозоре и не развивающей свои способности.
Так как повествование книги ведется от первого лица (от самого Антона), то в романе описания внешности Городецкого как таковой не имеется, но есть косвенные признаки, по которым мы узнаем, что у него карие глаза, высокий рост и худощавое телосложение.
В Сумраке Антон видел отражение своей внешности в облике сумеречной твари :
— Ты видел отвратительного злобного демона, Завулон? — спросил Гесер.
Тёмный нахмурился. Кивнул.
— Я видел хитрого немолодого мужчину, — сказал Гесер. — Антон, полагаю, приятного и простого парня. Жермензон — мудрого строгого еврея. Ольга — ловкую и коварную женщину.
— Лукьяненко С. В. Пророк и Сумрак. — М.: АСТ: Транзиткнига, 2011.
В кино [ ]
Антон Городецкий — главный герой фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор», в которых его роль сыграл Константин Хабенский.
Между героем фильмов и литературным героем существуют серьёзные отличия. Например, в кино Антон является отцом Егора, в то время как в книгах родители Егора практически не упоминаются. В фильме магические способности Антона были выявлены в момент задержания Ночным Дозором колдуньи, к которой Антон пришёл ради того, чтобы вернуть свою бывшую жену. В книге же к колдунье приходила женщина Наташа, более не упоминавшаяся в произведении, а бывшей жены у Антона не было. Также в фильме Антон показан несколько бестолковым и смехотворным (например, на дне рождения Егора), подвергался критике как «неадекватный, постоянно „не в себе“: то „поддатый“, то отравлен, то вообще в ином теле». Хотя в книгах он описан как очень рассудительный и взвешенный персонаж. Расхождения обуславливается тем, что события этих фильмов происходят во сне Егора (так же как и то, что в фильмах Антон его отец).
Песня [ ]
В титрах фильма пелась песня группы Uma2rmaH, рассказывающая об истории Антона Городецкого.
Пародии [ ]
На фильм и актёра создавались пародии. Так, в 2005 другие авторы сменили озвучку фильма на юмористическую и выпустили фильм под названием «Ночной Базар».
В 2006 вышла юмористичная игра-квест «Тупой дозор», студии «Сатурн Плюс». В ней герой игры был переименован в Артём Невтрындецкий, были скопированы внешность и голос актёра, которым герой постоянно комментировал объекты игры. Постером, как и в фильме «Ночной Базар», стала карикатура на постер оригинального фильма с образом Городецкого.
Появления [ ]
|Ночной Дозор |Дневной Дозор |Сумеречный дозор |Последний Дозор |Мелкий Дозор |Шестой Дозор |Печать Сумрака
Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор»
Продолжаем рубрику «Как это сделано», как всегда утром в воскресенье.
Напоминаю, что это не рецензия, я не критик.
Это разбор профессиональных приемов, которые использовал автор, и объективным образом преуспел.
Кроме того, я не претендую на абсолютную истину, я высказываю гипотезы, не более.
Антон – главный герой, обычный, нормальный чувак, и совершенно не важно, что Иной, поскольку он простой компутерщик, работа у него банальная… вот только злой шеф не пойми зачем отправил Антона в поле, заставил охотиться на вампиров, а для этого пить кровь и все такое.
Понятно, что злые шефы и их придурь знакомы очень многим, поэтому мы следим за Антоном с сочувствием, и легко с ним отождествляемся, особенно когда он влюбляется не очень удачно.
Светлана – поначалу она тоже самая обычная «девушка из соседнего подъезда», добрая и бескорыстная, работает врачом, личная жизнь не задалась, мама болеет – поводов для узнавания и отождествления у читателя тонна. И это отождествление не исчезает, даже когда ее начинают натаскивать на Великую Волшебницу, и основные проблемы вроде бы решаются… но возникают другие, среди них и отношения с Антоном. И появляется повод для восхищения, поскольку она не просто Иной, а очень талантлива и умела.
Ольга – таинственная дама, несет в себе загадку, очень сильно накосячила в прошлом, и за это ее превратили в сову; как именно накосячила, что сделала, кто она такая, все это автор до конца не раскрывает, и крючок для привлечения внимания работает. Плюс она опытная и очень умелая волшебница, ей можно восхищаться, а по поводу неудач, с которыми она столкнулась в прошлом, сочувствовать (кто из нас не сталкивался с неудачами?).
Гесер – глава Ночного Дозора Москвы, тот самый злобный шеф с придурью, великий манипулятор, которым одновременно восхищаешься (ибо цели его велики и возвышенны), ненавидишь (ибо инструменты его грязны, а люди и Иные для него лишь пешки на огромной доске), и даже немного сочувствуешь (поскольку он хоть и высочайший маг, но способен на обычную человеческую любовь – к Ольге).
Завулон – вроде бы главный антагонист, глава Дневного Дозора Москвы, темный властелин и все такое. Своеобразное отражение Гесера, поэтому тоже способен на любовь (к Алисе); порой ведет себя совсем как человек, а порой совсем не по человечески, и этот конфликт человеческое-демонское в нем тоже привлекает.
Егор – мальчишка-Иной, оказавшийся пешкой в игре Дозоров, и ему мы опять же сочувствуем изо всех сил, поскольку он обычный хороший парень, а всякие Гесеры с Завулонами им вертят как хотят и все такое. Кроме того, он вызывает интерес, поскольку у него есть необычная черта – он не определился, не выбрал сторону между Светом и Тьмой, и это делает его уникальным.
Максим – одиночка, борющийся с Тьмой, один из центральных героев второй повести. Одержимость всегда вызывает интерес у читателя, и тут не исключение… нормальный, успешный чувак рискует собой, чтобы уничтожать Зло… чего бы им не восхищаться? Но можно и сочувствовать, поскольку он фанатик, ну и естественно – очередная пешка на доске ДД и НД.
У нас три повести, каждая со своим сюжетом, и все три укладываются в единый мега-сюжет, закручено все мастерски.
Главная сюжетная линия – «разработка» Ночным Дозором Светланы, чтобы форсировано раскачать ее до уровня Великой Волшебницы, дать ей в лапки Мел Судьбы и глобально изменить реальность с помощью Егора. Для решения этой задачи требуется Антон, которого Светлана неизбежно полюбит, захочет спасать, когда его подставят (вторая повесть), и невольно будет расти над собой. Что к чему мы разбираемся только в самой концовке, но сильно раньше становится понятно, что вообще все, любые детали, в тексте не просто так, и это очень круто.
В первой же сцене, когда Антон идет за Егором, нам представляют троицу главных героев: сам Антон, Светлана, Егор; завязывается тот узел, который будет развязан только в последней сцене.
В первой и второй повестях Антон и Светлана постоянно находятся в опасности, да не в простой, а в смертельной. Ситуация постоянно меняется, Антон, глазами которого мы воспринимаем историю, узнает новые факты, постоянно действует, пытаясь что-то изменить… никаких провисов. Некоторое замедление сюжета наблюдается только в начале третьей повести, когда герои нудно бухают на даче Тигренка, а Антон путается в своих соплях, но к этому времени так проникаешься проблемами персонажей, что это не сильно волнует.
Помимо главного конфликта есть куча второстепенных, которые помогают держать напряжение, делать передышки, отвлекать от основной истории, когда это необходимо: Антон – Костя, Гесер – Ольга, Завулон – Алиса. Помимо могучих магических событий планетного масштаба нам дают любовную историю и производственный роман, и это прекрасно «бьет по площадям», цепляя максимальную аудиторию.
Сергей Лукьяненко показал в романе мир, с одной стороны фантастический и глубокий: Дозоры, Инквизиция, Договор, Иные и все такое, а с другой – обычный и нам всем знакомый: бюрократия, опостылевшая работа, интриги и дрязги, любовь и ненависть… получилось очень жизненно, интересно и не слишком далеко от читателя, не привыкшего к фантастике.
Как мне кажется, это было первое городское фэнтези на отечественном материале, совмещение обычной современной Москвы и магического мира (чудовищно унылого «Альтиста Данилова» не считаем). «Досье Дрездена» были раньше, но там все же Чикаго, а не Россия.
Эффект новизны конечно здорово помог роману, и естественно следом явилась куча подражателей.
Плюс НД вышел на самом подъеме популярности вампирской темы, а вампиров и всяких вампирятских дел внутри хватает.