Но почему то сны его воздушны
Обычные слова Давида Самойлова в альбоме почитательницы
Казалось бы, «обычные слова» в стихотворении 1964 года Давида Самойлова о памяти (см. подзаголовок очерка), а вот Микаэлу Таривердиеву они показались необычными, и он сочинил к ним в 1975 году мелодию. И какая песня получилась! «Память»!
Давид Самойлов пришёл к нам в дом с его и нашим любимым Пушкиным, а как иначе. Писала мама некоторое время назад работу «Путешествие в Страну поэзии о Пушкине». И вот в сборнике стихов Д. Самойлова (на фото ниже, под цифрой 2) открыла для себя две поэмы: «Пестель, поэт и Анна» и «Сон о Ганнибале»; и стихотворение «Болдинская осень».
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
В России, в Болдине, в карантине.
Это стихотворение с краткой биографической справкой об авторе и было включено в работу. А поподробнее познакомиться с биографией и общим объёмом творчества сего, как оказалось, необыкновенного человека, мы отложили на потом.
Сейчас уже, наверное, походящий момент закрыть этот пробел.
И вот с благословения Л.З. Лунгиной, в работе о которой фамилия Самойлова у меня была выделена жирным курсивом, начну. Благо в нашей домашней библиотеке есть уже достаточно материала, чтобы сформировать свой взгляд о ещё одной творческой личности века прошлого, века XX-го.
И он с тонким юмором о себе поясняет: «С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний».
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом.
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.
Он был очень резкий, угловатый, горячий, страстный, вспыльчивый и казался нам невероятно талантливым. К этой же группе принадлежал Сергей Наровчатов. Савик Гудзенко (Семён Петрович Гудзенко!). еще несколько человек. И нашего Дезика Кауфмана, с его «Плотниками о плаху» – это знаменитое стихотворение, которое он написал еще в восьмом классе, теперь считается классическим, – они приняли с распростертыми объятиями».
Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале «Октябрь» в 1941 году. Стихотворение «Охота на мамонта» было опубликовано за подписью Давид Кауфман.
Одним из героев 2-го из вечеров был Давид Самойлов.
От В. Смехова в передаче я впервые услышала, что «стихи спасает монотон«. Нашла его полное высказывание:
«Как сказала Анна Ахматова, стихи спасает монотон. Это и есть тот магический способ сохранить то, что отличает стихи от прозы. Так читают свои стихи все поэты. Я оказался свидетелем того, как читали стихи Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Так же читал свои стихи Маяковский».
Есть одна байка в литературных кругах. Действительно, Давид Самуилович не только хорошо читал свои стихи, но и очень любил выступать перед публикой. И вот после одного выступления за ужином с близкими друзьями он посетовал, что плохо сегодня декламировал, мол, раньше в зале среди слушателей после каждого эпизода стоял гул (восторга, как мы понимаем), а сегодня стояла тишина. На что присутствующий за трапезой Зиновий Гердт с улыбкой ответил: «Гул затих«.
Наверное, я не открою Америки, если напомню, что в советское время существовали два понятия по отношению писателей к реализму: «благодаристы» и «вопрекисты».
То есть, писатель может стать реалистом в двух случаях: благодаря своему мировоззрению и вопреки своему мировоззрению. В своей статье Олег Клинг, ссылаясь на мнения писателей того времени, ещё и усиливает второе понятие: «. что писатель может стать реалистом и народным писателем вопреки своим. идеологическим предрассудкам«. (http://www.ng.ru/bios/2004-06-03/7_memoirs.html).
Наверное, назвать поэта Самойлова поэтом-песенником будет неправильно. Вот и на встрече в Останкино в 1977г., когда один из зрителей спросил автора многочисленных стихов пишет ли он песни, Давид Самуилович, несколько стушевавшись, ответил, что песен у него много, но специально он писал тексты песен только к спектаклям.
Подтверждением слов поэта будут каталоги его песен, написанных бардами: Виктором Столяровым (популярная «Гусарская песенка»), Виктором Мельниковым, Александром Ратниковым, Виктором Берковским, Дарьей Богатырёвой, Азисом Казиевым, Владимиром Назаровым и, конечно же, Сергеем Никитиным. .
Из профессиональных композиторов надо отметить уже названного в работе М. Таривердиева («Память») и молодого ещё Дмитрия Маликова («Ты меня никогда не полюбишь». 1980г.).
Из многих биографий известных поэтов мы знаем, как в трудные времена им приходилось зарабатывать себе на жизнь переводами иноязычной поэзии. К примеру: Пастернаку, Ахматовой, Ахмадулиной. Не избежал сего и Давид Самойлов, говоря о том, что «от переводов усыхают мозги» и что переводы требуют усилий, равных тем, что «двигать шкаф«.
Перечень переводов его очень внушителен. (http://fantlab.ru/translator5802)
(Ответно и его стихи переводились и издавались во многих странах).
В качестве примера хочу остановиться на одном замечательном достижении поэта-переводчика. Это перевод У. Шекспира «Двенадцатая ночь» для театра «Современник», он же автор текстов песен спектакля. Чего только стоит «Песенка шута» в исполнении супругов Никитиных. (Экранизацию 1978 г. спектакля можно посмотреть на сайте https://yandex.ru/video/search?text=)
Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт. Был тяжело ранен. Имеет боевые награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги»; Орден Красной звезды.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
. Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
. Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
. А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Замечательным надо отметить участие поэта с фронтовым прошлым в постановке 1965 года Юрием Любимовым в театре на Таганке спектакля «Павшие и живые». Этот спектакль не только о войне, а о трагических судьбах целого поколения.
Идею спектакля подсказал Константин Симонов, и он же пригласил в соавторы Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Бориса Грибанова.
Актёры должны были выступать от имени целой плеяды поэтов военных лет, создавая собирательный образ поколения. В спектакле звучали стихи Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, Кульчицкого, Когана, Вс. Багрицкого, С. Гудзенко (помним у Лунгиной!), Самойлова, Слуцкого, Окуджавы, Левитанского. и др. Стихи читали Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Зинаида Славина. и др.
Как вспоминает В. Смехов, Давид Самуилович Самойлов во время репетиций спектакля учил артистов правильному декламированию стихов.
Стихи о прозе жизни
Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
Я любил, размышлял, воевал.
Кое-где побывал, кое-что повидал,
Иногда и счастливым бывал.
Гнев меня обошел, миновала стрела,
А от пули – два малых следа.
И беда отлетала, как капля с крыла,
Как вода, расступалась беда.
Взял один перевал, одолею второй,
Хоть тяжел мой заплечный мешок.
Что же там – за горой? Что же там – под горой?
От высот побелел мой висок.
Сорок лет. Где-то будет последний привал?
Где прервется моя колея?
Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
И не допита чаша сия.
Я сделал свой выбор. Я выбрал залив,
Тревоги и беды от нас отдалив,
А воды и небо приблизив.
Я сделал свой выбор и вызов.
Туманного марта намечен конец,
И голос попробовал первый скворец.
И дальше я вижу и слышу,
Как мальчик, залезший на крышу.
И куплено всё дорогою ценой.
Но, кажется, что-то утрачено мной.
Утратами и обретеньем
Кончается зимняя темень.
А ты, мой дружок, мой весенний рожок —
Ты мной не напрасно ли душу ожёг? —
И может быть, зря я неволю
Тебя утолить мою долю?
А ты, мой сверчок, говорящий жучок,
Пора бы и мне от тебя наутёк.
Но я тебе душу вручаю.
И лучшего в мире не чаю.
Я сделал свой выбор. И стал я тяжёл.
И здесь я залёг, словно каменный мол.
И слушаю голос залива
В предчувствии дивного дива.
В цикле программ «Больше, чем любовь» на канале Культура в 2014 году вышла передача «В поисках героини романа. Дни и зимы Давида Самойлова«.
«Еще в юности поэт Давид Самойлов задумал роман. Этот роман остался ненаписанным, но он существует: однажды став его героем, Самойлов его прожил. Ну и конечно, должна была быть женщина в этом романе. И нашел он ее не сразу».
Это был мужчина невысокого роста, симпатичный (см. фото на заставке), стройный, двигался плавной танцующей походкой. Своей внешностью привлекал внимание девушек.
Самойлов шутил: «Меня любили дочери трёх генералов, трёх маршалов и одного генералиссимуса». Как рассказывает Городницкий в выше названной передаче, роман со Светланой Аллилуевой у него действительно был.
В воспоминаниях поэт говорит о влюблённостях с 14 лет.
С первой женой искусствоведом Ольгой Лазаревной Фогельсон он прожил долгие 20 лет. В браке родился сын. Под творческим псевдонимом Александр Давыдов известен сейчас как писатель и переводчик. Есть в анналах интернета интервью с ним «Хрустальный дворец поэта» об отце, опубликованное в статье Игоря Шевелёва «Время памяти».
Династию продолжают ещё два сына и дочь, рождённые во втором браке.
Много стихов написано поэтом о женщинах и о любви.
Она как скрипка на моём плече.
И я её, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.
Она как скрипка на моём плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам Господь – что знает о творенье?
Ведь высший дар себя не узнаёт.
А красота превыше дарований –
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устаёт.
Тот запах вымытых волос,
Благоуханье свежей кожи!
И поцелуй в глаза, от слез
Соленые, и в губы тоже.
Курчавящиеся над чащей.
И спящая твоя рука,
И спящий лоб, и локон спящий.
Повремени, певец разлук!
Мы скоро разойдемся сами.
Не разлучай уста с устами.
Не разнимай сплетенных рук.
Ведь кучевые облака
Весь день курчавятся над чащей.
И слышится издалека
Дневной кукушки счет горчащий.
Не лги, не лги, считая дни,
Певец разлук, повремени!
Мы скоро разойдемся сами.
В 1991 году Сергей Никитин написал песню на эти стихи.:
. О, как я поздно понял,
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую,
И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься.
Хочется мирного мира
И счастливого счастья,
Чтобы ничто не томило,
Чтобы грустилось не часто.
Хочется синего неба
И зелёного леса,
Хочется белого снега,
Яркого жёлтого лета.
Хочется, чтоб отвечало
Всё своему назначенью:
Чтоб начиналось с начала,
Вовремя шло к завершенью.
Хочется шуток и смеха
Где-нибудь в шумном скопище.
Хочется и успеха,
Но на хорошем поприще.
1961
«У Давида Самойлова была теория, что поэт уходит тогда, когда кончается его время и сюжет жизни исчерпан. Поэт всегда уходит вовремя».
P.S. (В 1988 году получил Государственную премию СССР).
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?
Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернёра?
Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым! 3
— Пушкин — в роли русопята?
Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал, 4
А «Европы Вестник» — с… 5
Пушкин — в роли гробокопа?
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее 6
До сих пор на свете всём,
Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям
Сло́ва, сокола́м полёта!
— Пушкин — в роли пулемёта!
Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!
Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство своё смешавши
С белым бешенством его!
Белокровье мозга, морга
Синь 7 — с оскалом негра, горло
Кажущим…
Поскакал бы, Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный, 8
Ну, а он — не трусоват.
Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?
Что́ вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив 9 —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины?
«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…»
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань
— Пушкин? Очень испугали!
Примечания
1 Две ноги свои — погреться —
Вытянувший… — Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).
2 На стол
вспрыгнувший при Самодержце… — Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).
3 Небо Африки своим
Звавший, невское — проклятым! — В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.
4 Царскую цензуру
Только с дурой рифмовал — в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».
5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М., 1919. С. 384).
6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
7 Беженство… белокровье мозга, морга
Синь… — Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».
8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».
Давид Самойлов — Болдинская осень
Давид Самойлов — Болдинская осень
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве — бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине…
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Вот опять спорхнуло лето
С золоченого шестка,
Роща белая раздета
До последнего листка.
Как раздаривались листья,
Чтоб порадовался глаз!
Как науке бескорыстья
Обучала осень нас!
Так закутайся потеплее
Перед долгою зимой.
В чем-то все же мы окрепли,
Стали тверже, милый мой.
Болдинская осень
Давид Самойлов
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
И осень, которая вдруг началась
Давид Самойлов
И осень, которая вдруг началась
Прилежно,
Меня веселит на сей раз
И тешит.
Она мне настолько мила,
Что надо
На время оставить дела
Земные.
Шататься и скуки не знать
Осенней.
Да кто это вздумал пенять
На скуку!
Ленивы мы думать о том,
Что, может,
Последняя осень последним листом
Тревожит.
Красная осень
Давид Самойлов
Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.
И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.
ЛитераТорт
вторник, 10 февраля 2015 г.
Три февральских стихотворения
В тоске земных столпотворений,
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в узких окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве – бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость – перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И доверяться своему уму!
Кому б прочесть – Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, всё равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу – ты свободен –
В России, в Болдине, в карантине.
Вышел Пушкин погулять |
А потом я перечитаю стихи Леонида Филатова. И буду вспоминать, как моя однокурсница Света пела когда-то среди притихших участников нашего литературного общества:
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.
Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!
Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.
И хорошо будет так, будто бы дали прямо в замёрзшие руки чашку с чаем. Сижу и грею. И молчу.
- Но пока что это сон ты не знаешь меня
- Но разве можно в наши дни серьезно верить в сны