николо угрешский монастырь палестинская стена
avderin
Я много раз бродил вдоль крепостных стен Иерусалима. И было очень интересно встретить отголосок иерусалимских укреплений в подмосковном Николо-Угрешском монастыре.
Повторю ещё раз то, что уже писал в посте про монастырь:
Это Иерусалимская (Палестинская) стена, символизирующая небесный город Иерусалим. Возведена в 1866 году то ли по проекту, то ли с участием архитектора Каминского. Суперавангардистское по тем временам сооружение. Этакий архитектурный дадаизм.
Вообще, в период расцвета монастыря в середине 19 века в нём работали самые известные архитекторы того времени: Солнцев, Каминский, Быковский. Это был период господства в архитектуре эклектики. Слово «эклектика» было для советских искусствоведов ругательным. Но эклектика эклектике рознь. Как и любой другой архитектурный стиль она может быть интересной и неинтересной. Оригинальной и банальной. Талантливой и бездарной. Не скажу, что общими усилиями зодчим удалось создать очень уж гармоничный ансамбль, но многие постройки монастыря несут на себе несомненные отпечатки оригинальности и талантливости.
Но мотивы Иерусалима появились у Быковского ещё до создания этой стены. В более ранней постройке, которую они возводили совсем рядом вместе с Каминским. Видите мотивы крепостных башен в завершении церкви? Достаточно неожиданное решение даже для эклектичного 19 века. С явным отсылом к теме Иерусалима.
Цитирую сайт монастыря:
«Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом,
.
Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999. «
Солнце над Угрешей. Фотоотчет о поездке в Николо-Угрешский монастырь
Всем здравствуйте!
Продолжаем разговор о Николо-Угрешском монастыре, начатый в прошлый раз.
Сегодня я познакомлю вас с архитектурным ансамблем, покажу схему монастыря и его постройки.
Итак, Николо-Угрешский монастырь находится недалеко от Москвы, в городе с революционным названием Дзержинский. Монастырь достаточно большой, на его территории находится 12 храмов и много других построек различного назначения.
Расшифровка схемы (для тех, кому интересно). Кому интересен только фотоотчет поездки, можно немного прокрутить колесико мышки.
Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Собор Николая Чудотворца
3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
4. Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (придельная к Успенской церкви)
5. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне
6. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», при больнице
7. Церковь Казанской иконы Божией Матери, при богадельне
8. Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту
9. Церковь Пимена Угрешского
10. Храм-часовня Страстей Господних
11. Часовня иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»
12. Часовня явления образа Николая Чудотворца
Другие постройки и сооружения монастыря:
13. Святые ворота с часовней Николая.
14. Башни ограды (XIX в.)
15. Ограда (XIX в.)
16. Северо-восточная башня ограды (XVII в.)
17. Ворота ограды.
18. «Палестинская» стена (1866 г.)
19. Николо-Угрешская Духовная семинария
20. Деревянные кельи в скиту (XIX в.)
21. Настоятельские покои (XVII в.)
22. Бывшая западная башня (XVII в.)
23. Просфорная (1890 г.)
24. Павильон
25. Трапезная и монастырская лавка (вход в лавку с улицы).
26. Больничный корпус (1855-1858 гг.)
27. Восточный братский корпус (1855-1858 гг.)
28. Южный братский корпус (1855-1858 гг.)
29. Новый братский корпус (1892 г.)
30 Трансформаторная будка, стилизованная под звонницу.
31. Сад
32. Хозяйственный двор
33. Хозяйственные постройки
34. Жилой корпус (XIX в.)
35. Монастырская постройка
36. Конюшенный корпус (1850-е гг.)
37. Монастырский пруд
38. Памятник св. Николаю (1998 г.)
39. Бывшее монастырское кладбище
Другие объекты
40. Сувенирный магазин
41. Книжный магазин (православная книга).
42. Городские постройки.
Площадь Святителя Николая. Подъехали, припарковались вдоль стены монастыря, вышли.
mittatiana
mittatiana
м. Кузьминки авт. 470, Московская область, гор. Дзержинский, Площадь Святителя Николая, д. 1
Николо-Угрешский монастырь — православный мужской ставропигиальный монастырь.
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца.
По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову.
Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс
«Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»).
С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался.
В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея,
но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.
В 1602 году сюда по преданию бежал из Москвы слуга бояр Романовых Григорий Отрепьев.
В 1611 году воеводы Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий сделали монастырь местом сбора своих полков перед походом на Москву, занятую поляками.
Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаил Федоровича,
а потом и Алексей Михайловича Романова способствовало развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке.
В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I.
После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра
В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители.
Грандиозный Спасо-Преображенский собор был сооружен по проекту архитектора А. С. Каминского в 1880—1894 годах, он стал доминантой монастырского ансамбля.
Александр Степанович Каминский (1829—1897) — московский архитектор, один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-х — 1880-х гг.
Автор первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве;
строитель Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря Московской епархии.
Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г.,
но внутренняя отделка продолжалась до 1894 г.
Расписывал собор М.Н. Сафонов по рисункам А.С. Каминского.
Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете имеет внушительные размеры.
Высота центрального купола собора − 68 м, вместимость − до 7000 человек.
В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб:
снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия.
Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г.
Освящение состоялось в мае 2000 г.
Внутри установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.
Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века.
Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года.
В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв.
В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран.
В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века.
Успенская церковь построена в 1763 г. на месте упраздненных Государевых палат. С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница).
Церковь Успения занимает верхнюю часть здания; на первом этаже находится церковь святых ап. Матфея и вмц. Параскевы Пятницы.
В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской; при этом был обновлен и сам Успенский храм.
В 1991 году Успенская церковь стала первой восстановленной церковью монастыря.
В интерьере частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Строился в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе.
Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв.
Восстановлен в 2004 г.
Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории, где раньше было монастырское кладбище.
Здесь находилась часовня, в которой покоился прах Пимена Угрешского.
Пимен Угрешский (1810-1880 гг.) − настоятель монастыря в 1852-1880 гг., много сделавший для процветания обители.
Канонизирован в 2000 г.
Часовня была разрушена в 1928 г.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный,
потому что примыкал к монастырской больнице.
Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле.
На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом, внутри, под высокими каменными сводами,
находился трехъярусный темно-синий иконостас с золоченными карнизами.
Над царскими вратами располагался Деисис в серебряных золоченых окладах с венцами.
Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворенного в серебряном золоченом окладе,
древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.
Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг.
Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Колокольня Николо-Угрешского монастыря была построена в 1761 году.
Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи был устроен в 1840 году на втором ярусе колокольни на средства купца И.П. Пятницкого и его супруги.
Храм просуществовал вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.
Храм прекратил свое существование с закрытием монастыря.
В 1858-1859 гг. осуществлялась перестройка колокольни на средства П.М. Александрова.
В годы Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены.
Реконструкция колокольни проводилась в 2002-2003 годах.
В рамках этих работ в храме были произведены внутренние росписи, установлен иконостас,
в котором были представлены иконы, ранее принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю
и переданные обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.
Малое освящение храма состоялось 11 сентября 2012 года.
Часовня святителя Николая
Закладка часовни произошла при настоятеле монастыря архимандрите Ниле, а завершено строительство было при настоятеле архимандрите Валентине в 1893 году.
Автором проекта часовни является архитектор А.С. Каминский.
В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны,
на которой явился образ святителя Николая святому князю Димитрию Донскому в 1380 году.
В 1920-е гг. часовня была разорена.
Восстановлена в 1998 году и 22 мая 1998 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Храм-часовня Страстей Господних
В 2002 году на территории Николо-Угрешского монастыря началось строительство храма-часовни во имя Страстей Господних.
Возведение здания и фасадные работы были завершены в 2004 году.
Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года.
Посвящение храма Страстям, то есть Страданиям Иисуса Христа, тема для Угрешской обители не новая.
Это продолжение архитектурного воплощения образа Небесного града Иерусалима,
которое было начато в XIX веке со строительства в Николо-Угрешском монастыре Палестинской стены.
«Палестинская» («Иерусалимская») стена Николо-Угрешского монастыря
Возведена вместе с Северной стеной в 1855–1866 гг. на пожертвования П. М. Александрова.
Отлично сохранилась до наших дней. Отреставрирована.
Является уникальным художественным памятником строительного искусства того времени.
Получила название «Палестинской» или «Иерусалисмской», поскольку представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах.
памятник Святителю и чудотворцу Николаю на площади вблизи монастыря.
скульптор В.М. Клыков, 22 мая 1998 г.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
В 1920 в зданиях монастыря была организована в целях борьбы с детской беспризорностью детская трудовая колония Наркомфина, позже преобразованная по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.
В 1925 был полностью закрыт.
В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.
30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви.
В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.
В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище,
преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.
В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовы.
В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря.
Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.
В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.
Николо-Угрешский монастырь
Николо-Угрешский монастырь. Фото: Курнавин
Адрес Николо-Угрешского монастыря: г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д.1
Нико́ло-Угре́шский монасты́рь находится в Московской области, в городе Дзержинский, на Площади Святителя Николая. Однако исторически относится он к московским монастырям.
Интересна не только история возникновения монастыря, но и его название… Впрочем, не представляю, как можно отделить одно от другого…
Монастырь постоянно развивался и строился – одних только храмов и часовен, не считая иных построек, насчитывается 13. Говорить же о красоте храмов, стоящих на территории обители не приходится – право, слова тут излишни.
Особенно же Николо-Угрешский монастырь славен уникальною стеной, которая называется Палестинской или Иерусалимской. Эта самая Палестинская стена, к счастью, сохранившаяся и до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима. Пожалуй, более ничего подобного в архитектуре русских монастырей не встречается.
Контакты: Николо-Угрешского монастыря
Адрес: г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д.1
Как добраться до Николо-Угрешского монастыря:
а) от м. Кузьминки авт. 470;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21
(до ост. Площадь Святителя Николая).
Николо-Угрешский монастырь
В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью — посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.
История
В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак — сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.
Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.
Описание
Николо-Угрешский монастырь — православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.
Колокольня
Колокольня, нареченная угрешской свечой, — одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.
Часовня Явления образа Николая Чудотворца
В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.
Государевы и Патриаршие палаты
Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.
Успенская церковь
В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).
В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоанна и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.
Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.
В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.
Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризация — изъятие церковного имущества), привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.
Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.
Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.
Палестинская стена
С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.
Палестинская или Иерусалимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.
Монастырский скит
С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла — единственный деревянный храм обители.
Спасо-Преображенский собор
В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя. Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.
Здесь хранятся главные святыни обители — частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона — «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.
Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор — он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.
Загадка Николо-Угрешского монастыря
Обратите внимание на алтарную часть двух храмов — Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.
Адрес
Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1
Как доехать
С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и др.
Официальный сайт
В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.
В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное — это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.