Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика

Музыкальные портреты в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»

Разделы: Музыка

Тип урока: комбинированный.

Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.

Задачи:

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.

Оборудование: аудиозапись арий; CD-проигрыватель; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 1); Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 2); Н. Рерих Князь Игорь (Рисунок 3); Н. Рерих Князь Галицкий (Рисунок 4)); портрет композитора А.П. Бородина; распечатанные таблицы для анализа.

Ход урока

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.

На доске появляются слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Н. Рерих Князь Игорь, Н. Рерих Князь Галицкий.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)

Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).

Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.

(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)

Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый»

Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

Анализ частей арии и их значение.

Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

Середина первого раздела «Погибло все».

Средний раздел арии.

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

Кода «Ох, тяжко».

Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов:

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 4. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-4. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 4. Разделы: Музыка

Главный Попко

Кратко охарактеризовать арию князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

Лучший ответ:

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. top. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-top. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка top. Разделы: Музыка

Энджелл

«Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье»

Князь Игорь страдает в плену.

«Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших»

Снова и снова он вспоминает прошлое.

Его мучает чувство вины, он переживает поражение в бою и свой плен как позорные и постыдные события.

что-то в этом роде, ага?
Понятное дело, что сами слова арии можно не писать.

Игорь желает искупить свою вину, он рвется в бой.
Князь восклицает: «О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу»

«Ты одна голубка-лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймешь ты, Всё ты мне простишь. Ужели день за днём Влачить в плену бесплодно И знать, что враг терзает Русь. Враг, что лютый барс, Стонет Русь в когтях могучих И в том винит она меня.»

Игорь вспоминает свою жену, он нежно называет ее «голубкой-ладой». Он знает, что она ждет его, страдает. Но, думает князь, и она считает его виновным в том, что враги захватили Русь.

С новой силой князь мучительно восклицает:
«О, дайте, дайте мне свободу, Я мой позор сумею искупить. Я Русь от недругов спасу.»

И снова страдает, возвращаясь мыслями к прошедшему: «Ни сна ни отдыха измученной душе, Мне ночь не шлёт надежды на спасенье. Всё прошлое я вновь переживаю, Один в тиши ночей и нет исхода мне.»

Последние слова арии полны невыносимой муки: «Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко Сознанье бессилья моего. «

Источник

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика

А.П. Бородин Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы «Князь Игорь»

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 143. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-143. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 143. Разделы: МузыкаОпера «Князь Игорь». Это замечательное произведение, которое сегодня причисляется к лучшим творениям оперного искусства, сочинил Александр Порфирьевич Бородин. Во всём мире он хорошо известен, как видный учёный-химик, труды которого оценены по достоинству. Однако в нашем отечестве Александр Порфирьевич более знаменит, как выдающийся композитор, музыкальные сочинения которого стали прославленными хитами. Например, из упомянутой выше оперы большую популярность приобрели красочные « Половецкие пляски », проникновенный « Плач Ярославны » и конечно же знаменитая эмоциональная «Ария князя Игоря», признанная величайшим достижением отечественного оперного искусства.

Историю создания «Арии князя Игоря», содержание композиции и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 163. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-163. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 163. Разделы: Музыка

К концу шестидесятых годов, тридцатишестилетний Бородин слыл в Петербурге весьма уважаемым человеком. Его научная деятельность, благодаря систематической публикации исследовательских работ, получила высокое признание как в России, так и за её пределами. В дополнение тому Александр Порфирьевич завоевал немалый авторитет своей активной общественной работой и это привело его к участию в редакционных коллегиях некоторых довольно популярных печатных изданий. Однако для поклонников музыкального искусства было важно, чтобы Александр Порфирьевич, в то время уже состоящий в кружке Милия Балакирева под названием « Могучая кучка », несмотря на большую загруженность педагогической и научной работой, продолжал сочинять свои прекрасные композиции.

Осенью же вновь началась педагогическая работа, которая стала отнимать у Александра Порфирьевича всё его время. В результате через несколько месяцев он объявил своим творческим товарищам, что отказывается от сочинения «Князя Игоря». Тем не менее сильное побуждение, положившее начало к созданию оперы и тщательное изучение исторических источников, постоянно преследовали Бородина, а потому вновь был нужен сильный всплеск, который бы подтолкнул композитора к работе над «Князем Игорем». Таким импульсом послужил разговор с доктором В.А. Шоноровым – большим поклонником творчества Бородина. В итоге в сентябре 1874 года Александр Порфирьевич объявил Стасову, что вновь принимается за сочинение оперы «Князь Игорь». Дело действительно сдвинулось с мёртвой точки. Композитор сам сел писать либретто и в декабре своим творческим друзьям представил весьма много готовых номеров, среди которых «Половецкий марш», «Плач Ярославны», «Ария Кончаковны». Затем вновь был довольно большой перерыв и только летом 1875 года из-под пера Александра Порфирьевича вышли знаменитые «Половецкие пляски» и «Ария Кончака». Осенью того же года, окрылённый одобрением кружковцев он наметил первоначальную версию «Арии князя Игоря», а за ней написал хор «Слава» для эпилога. К большому сожалению из-за занятости педагогической и научной работой Бородин сочинял оперу лишь летом во время каникул, а иногда урывками, когда вынужден был оставаться дома из-за простудных заболеваний. В результате такого эпизодичного подхода к сочинению произведения, окончательный вариант «Арии князя Игоря» появился лишь осенью 1881 года.

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 1113. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-1113. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 1113. Разделы: Музыка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 1114. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-1114. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 1114. Разделы: Музыка

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 144. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-144. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 144. Разделы: Музыка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 145. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-145. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 145. Разделы: Музыка

Интересные факты

Содержание и текст Арии князя Игоря

Великий князь Игорь Святославович, собрав войско двинулся в поход на половцев, разорявших русские земли и угонявших людей в рабство. В ходе кровопролитной битвы княжеская рать потерпела поражение, а сам полководец и его сын попали в плен.

Во втором акте оперы действие происходит в половецком стане, где Игорь томится в неволе. Князю, которого одолевают гнетущие думы, очень тяжело. Он мучается от чувства вины: войско разгромлено, сам он обесчещен из-за постыдного поражения, а стонущая от грабежей Русь остаётся в большой опасности. Игорь мучительно вспоминает всё, что произошло с ним за последнее время: солнечное затмение, первую лёгкую победу над половцами, а затем вторую битву и её горестное окончание. Князь осуждает себя за гибель храбрых полков, сложивших отважные головы за любимую Родину. Игорь жаждет искупить вину и освободить Русь от лютых врагов, и потому он мечтает о свободе. При этом только один человек может простить князю всё – это его любимая жена Ярославна. Игорь ласково называет её голубкой ладой и уверен, что верная супруга преданно ждёт его и, страдая, проливает слёзы. Перебирая всё в памяти, князь уверен, что может заслужить прощение от русского народа, а для этого он должен вырваться на волю и вновь сразиться с коварным противником. Однако как это сделать, Игорь не знает и потому в его душе кроме горестных мыслей и отчаяния пока ничего нет.

В своей опере Александр Порфирьевич Бородин представил князя Игоря бесстрашным воином, яркой благородной личностью, мужественным, вдумчивым, совестливым человеком, верным и любящим мужем. Все эти положительные качества, а также мрачные размышления главного героя о том, что он причинил страдания родной земле, композитор всесторонне отобразил в многогранном портрете, которым является «Ария князя Игоря» из второго действия оперы.

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 142. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-142. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 142. Разделы: Музыка

Данную вокальную композицию автор заключил в сложную трёхчастную форму с вступлением и заключением в виде речитатива, а в качестве основной тональности выбрал си-бемоль минор.

После репризного третьего раздела («О дайте, дайте мне свободу. ») начинается средний раздел арии («Ты одна, голубка, лада), в котором Игорь обращается к своей любимой и верной жене Ярославне. Музыка становится нежной и наполняется лиричными народно-песенными интонациями. Смена минорного лада на мажорный окрашивает композицию в светлые тона, а триольный ритм в аккомпанементе подчёркивает её мягкую певучесть. Далее следует третий раздел арии («Ужели день за днем»), вновь возвращающий музыке композиции эмоциональный драматический настрой. Его музыкальный материал, представленный в зеркальном отображении и поначалу основанный на мелодических интонациях второй части первого раздела арии, динамично развиваясь подводит к кульминации композиции, в которой слова «О дайте, дайте мне свободу. » звучат теперь более призывно и торжественно. Ария завершается репризным повторением, наполненного мрачными чувствами, речитатива «Ни сна, ни отдыха…», после которого следует небольшая кода «Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко», полностью возвращающая скорбный настрой главного героя.

«Ария князя Игоря». Эта яркая, потрясающая своей эмоциональной силой, композиция, в которой Александр Порфирьевич Бородин создал образ мужественного человека и настоящего патриота, в нынешнее время пользуется большой популярностью. Вокальные исполнители с удовольствием включают её в свой репертуар, а публика с восторгом принимает не только в оперном спектакле, но и в концертном исполнении.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

А.П. Бородин Ария князя Игоря

Источник

Слушание арии Игоря. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. post views. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-post views. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка post views. Разделы: Музыка199

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

АВАкода
Речитатив «Ни сна, ни отдыха»1 раздел «И бранной славы пир веселый» Середина 1 раздела «Погибло всё»«Ты одна, голубка-лада»«Уже ли день за днем»«Ох, тяжко»

Анализ частей арии и их значение.

Учитель.В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

1. Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))

2. Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

3. Каково настроение героя? (мрачное)

4. Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

5. О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

1. Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)

2. Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)

3. Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)

Середина первого раздела «Погибло все».

1. Каково настроение героя? (отчаяние)

2. Как меняется ритм? (становится пульсирующим)

3. Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)

Средний раздел арии.

1. К кому обращается Игорь? (к Ярославне)

2. Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

1. Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)

2. Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)

Кода «Ох, тяжко».

1. Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

М. Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!

Слушание: «Плач Ярославны» (слайд 11)

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,

Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле.

Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?

Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.

Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,

В море синем корабли лелея?

Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?

По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,

Через каменные горы

в половецкий край дорогу

Там насады Святослава до кобякова полку

Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,

Днепр, родной наш Днепр!

Вороти ко мне милого,

Чтоб не лить мне горьких слёз,

Да к милому на море не слать рано по утрам.

Ох, ты, солнце, солнце красно,

В небе ясном ярко светишь ты,

Всех ты греешь, всех лелеешь,

Всем ты любо, солнце;

Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?

Ах! Что ж в безводном поле жаждой

Ты стрелкам луки стянуло,

И колчаны им истомой горем запекло?

Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?

Ответ учащихся:простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

Учитель:И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» являются частью мировой музыкальной сокровищницы.

Андреева С. Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.

Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра»

Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша,

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,

Негой воздух полон,

Там под говор моря

Дремлют горы в облаках;

Там так ярко солнце светит,

Родные горы светом заливая,

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зеленых,

И сладкий виноград растет.

Там тебе привольней, песня,

сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

Слушание: Половецкая пляска с хором(слайд 13).

Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.

Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.

— Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)

-Приведите примеры таких песен и докажите.

(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).

— А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

(мужественный, сильный и т.д.)

Учитель: вспомните песню, которую мы учили на прошлом уроке.

Песня « Офицеры»

— Трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь.

Источник

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. 1504652779cymj8. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика фото. Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика-1504652779cymj8. картинка Ни сна ни отдыха измученной душе характеристика. картинка 1504652779cymj8. Разделы: Музыка

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

В основу оперы положен сюжет замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве», написанного в XII веке. «Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского в 1185 году против степных кочевников-половцев.

Вся поэма пронизана идеей патриотизма, которая была очень близка бородину. К тому же стремление к большим эпическим картинам и богатырским образам, интерес к Востоку, характеризующие стиль Бородина, полностью соответствовали духу и содержанию «Слова». Либретто написано самим композитором. Опера была поставлена в 1890 году в Мариинском театре уже после смерти автора (Дописана Римским-Корсаковым и Глазуновым).

Здесь нарисован богатырский образ народа, переданы его любовь к родине, уверенность в своей силе, непоколебимая стойкость и сплоченность. Форма – трехчастная.

1. Хор «Слава» – образует крайние части пролога. Он выражает могучую силу народа, полон решительности и мощи. Основная тема построена на типичных для древней песни «трихордовых» попевках. Мелодия движется по ступеням пентатоники. Построен в трехчастной форме. Середина начинается со слов «Туру ли ярому». Она более плавная и спокойная.

2. Сцена затмения – вместе с обращением Игоря к народу и прощанием с женами образует средний раздел пролога. Эта сцена имеет важное драматургическое значение как первое столкновение с вражеской силой. Затмение изображается музыкальными средствами, контрастными предыдущим. Появляются хроматизмы, причудливые гармонические последовательности, аккорды на ступенях целотонной гаммы. Дважды проходит цепь из 4-х секундаккордов разных тональностей с общим тоном «ре», звучащим в басу. Появление затем увеличенного трезвучия в верхних голосах, мрачно ползущих хроматических ходов в басу, все это рождает ощущение чего-то таинственного, страшного, жуткого.

3. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести…» – рисует портрет бесшабашного разгульного князя. В этот характер вводит уже стремительное оркестровое вступление. После речитатива начинается собственно песня. По характеру она близка плясовой. Ритм четкий, мелодия прямолинейная, полная силы и размаха. В средней части (форма – трехчастная) мелодия звучит вкрадчиво и страстно.

4. Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты, прежняя пора…» – это музыкальный портрет Ярославны. Здесь господствует настроение строгого, глубокого раздумья и сердечной тревоги. Речитатив, с которого начинается ариозо, выражает тоску и тревогу. Его интонации певучи, пластичны и представляют собой варианты попевок Игоря, таким образом, характеризуя их духовную близость. В ариозо чувства героини изливаются в страстной, возбужденной мелодии. Она распевна, льется непрерывно, но так же образована из попевок Игоря. Построено ариозо в трехчастной форме.

В сценах Ярославны с девушками она охарактеризована как твердая, сильная духом и справедливая правительница княжества.

5. Хор бояр «Мужайся, княгиня…» – суровый, мрачный, сосредоточенный, тревожный.

6. Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые…» – более приподнятый. Ему присущ решительный характер, активное маршеобразное движение.

7. Каватина Кончаковны «Ночь, спускайся скорей…» – рисует ее портрет. Образ, охваченный страстным томлением и негой. Мелодия каватины то мелодично льется, то становится более возбужденной, богатая мелодической орнаментикой. Она состоит из коротких попевок, которые многократно варьируются. Здесь также присутствуют органные пункты, ладовая переменность, хроматизмы, синкопы.

8. Каватина Владимира Игоревича «Где ты, где…» – предваряется ариозным вступлением, в котором господствует спокойное созерцательное настроение. Сама каватина носит характер страстной серенады. Музыка поэтическая, мягкая.

9. Ария князя Игоря — центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением.

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе. » вводит в настроение раздумья и мучительнй тоски.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается со слов «И бранной славы пир веселый. ». Начальная тема идет в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. Середина этого раздела — «Погибло все. » — является наиболее драматическим эпизодом и сопровождается остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, пердающими всю глубину душевной боли.

Средний раздел арии «Ты одна, голубка-лада. » — это обращение к жене. Мелодия лирическая, проникновенная и теплая, опирается на народно-песенные интонации.

Репризный раздел — «О дайте, дайте мне свободу. » — более драматичен, чем первый. Тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением.

Заканчивается ария повторением речитативного вступления, возвращающим мрачные чувства бессилия и страдания.

10. Ария Кончака раскрывает необычный образ, в котором органически соединяются контрастные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и своеобразное великодушие. Уже в начальных диалогических репликах хана вырисовывается многосторонность его характера.

Начальный раздел «Ты ранен в битве при Каяле. » раскрывает воинственный характер Кончака. Музыка проникнута ритмом скачки, фразы резкие отрывистые.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается словами «О нет, нет, друг. ». Интонации становятся распевными, фразы — мелодически закругленными, задушевными, но вкрадчивыми.

Средний рездел «Хочешь, вощьми коня любого. » — более подвижный состоит из более короьких фраз.

Заключительный раздел «Хочешь ты пленницу. » идет в быстром темпе с хроматическими изгибами мелодии, напоминает страстный восточный танец («тема чаг»).

Ария завершается построением в оркестре основной распевной темы, но в танцевальном движении последнего раздела.

11. Половецкие пляски представляют собой колоритную вокально-хореографическую сцену. Здесь можно выделить:

1) Хор девушек «Улетай на крыльях ветра. » — очень поэтичный, задумчивый, сопровождается плавным танцем. Здесь присутствует гибкость и пластичность распевной мелодии, многочисленные мелодические украшения, синкопированный ритм, ладовая переменность, тонкая гармонизация.

2) Пляска мужчин — построена на двух темах: одна — стремительная, кружащаяся, другая — более спокойная, угловатая. Обе темы объединяются в одновременном звучании. Фактура воспроизводит звучание восточных инструментов.

3) Общая пляска — построена на развитии «темы чаг» из арии Кончака — мощная, полная стихийной силы.

4) Пояска мальчиков — лекгая, подвижная с отрывистыми движениями и резкими прыжками.

Далее все танцы повторяются, но в варьированном и развитом виде и в новых сочетаниях.

«Половецкие пляски» классический образец танцевальной сцены, основанной на музыке народов Востока. Особенность этой сюиты заключается в том, что отдельные разнохарактерные танцы здесь развиваются, соединяются с пением, тесно переплетаются между собой и образуют одну многокрасочную картину.

12. Плач Ярославны — основан на поэтических образах: обращении к ветру, солнцу, Днепру. В музыке плача выражены такие же глубокие, проникновенные чувства, как и в народном творчестве, сплетаются отдельные обороты причетов с интонациями крестьянских лирических песен. Плач построен в форме рондо. Рефрен и образует собственно «плач» («Ах! Плачу я, горько плачу я. »). Нисходящие интонации, чередование диатонической и хроматической ступени, распевы слогов — все это передает чувство горя, жалобу и печаль. Эпизоды обращения к природным стихиям отмечены эпической широтой, размахом, приподнятостью.

13. Хор поселян «Ой, не буйный ветер завывал. » — напоминает различные народные протяжные песни. Но музыка его совершенно самостоятельна. В ней гениально обобщены самые типичные черты крестьянской протяжной многоголосной песни. Начинается одноголсным запевом. В мелодии присутствует полнота чувств, сдержанность, широта дыхания, свобода. Постепенно вступающие голоса хора образуют настоящую русскую подголосную полифонию.

Тема 3. Значение оперы «Князь Игорь»

В «Князе Игоре» Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от Глинки.

Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил: русской рати, защищающей свою землю, и половецкого войска, живущего набегами. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков.

Вместе с тем Бородин не упростил, не принизил образы врагов. Он показал половцев и смелыми, сильными, порою — великодушными, а в ряд их хоров и в великолепных половецких плясках раскрыл замечательное богатство музыкального фольклора народов Востока.

В опере имеется и другой драматургический конфликт. Против патриотических сил, во главе которых стоят Игорь и Ярославна, выступает князь Владимир Галицкий, который вносит раздор и смуту в русский лагерь. Различие этих сил передано в их музыкальных характеристиках: благородству и сдержанности Игоря и Ярославны противопоставлен буйный разгул князя Галицкого и его челяди.

По определению автора, опера «Князь Игорь» – «эпическая русская опера». Сам Бородин сопоставлял ее с «Русланом и Людмилой». Действительно, в этих операх сталкиваются две различные национальные сферы – русская и восточная. В обоих случаях основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных зарисовок – русских и восточных. Масштабы таких картин у Бородина очень велики.

Как это было и у Глинки, оперу обрамляют монументальные народно-хоровые сцены – пролог и финал. В них показаны основные качества народа: духовное величие, любовь к родной стране, могучая сила. На протяжении всей оперы народная масса хотя и не принимает прямого участия в действии, влияет на его развитие. Народ вдохновляет героев, выступающих на защиту родины, он приветствует Игоря, поддерживает Ярославну, отвергает Галицкого. Тем самым народ показан в опере как активная сила истории.

Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими самостоятельными эпизодами, из которых один представляет собой наиболее полный целостный портрет героя (ария Игоря, плач Ярославны, ария Кончака, песня Галицкого и др.).

Музыка оперы отличается ярко выраженным своеобразием и исключительной свежестью. Главнейшим из музыкально-выразительных средств в опере является мелодия – напевная, ясная, пластичная, обобщенно выражающая смысл и настроение текста. Речитативы у Бородина отличаются меткостью передачи индивидуальной особенности речи героев, но при этом обычно не дробятся на отдельные короткие интонации, а носят мелодически закругленный характер, приближаясь к ариозо.

Бородин обновляет глинкинские принципы эпической оперы, используя завоевания русской музыки последующего периода. Величавая картина далекого прошлого наполняется у него конкретными историческими деталями. Он вводит в оперу большие речитативные диалоги, строит арии действующих лиц в более свободной форме, применяет гибкие и разнообразные виды речитатива, временами насыщая его интонациями бытовой разговорной речи.

В целом в «Князе Игоре» объединились черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы.. тем самым произведение Бородина ознаменовало собой новый этап в истории русской эпической оперы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *