нет ни мужеского пола ни женского
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 3:28
Свт. Иоанн Златоуст
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Видишь ли душу ненасытную (не удовлетворяющуюся однажды сказанным)? Сказав, что чрез веру мы сделались сынами Божиими, он не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее могло бы доказать ближайшее единение со Христом. А сказавши: «В Него облеклись», не удовлетворяется также и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит: все вы одно во Христе Иисусе, т. е. «Все вы имеете один облик, один образ – образ Христа». Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа.
Гомилии на Послание к Галатам.
Свт. Феофан Затворник
Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Прп. Нил Синайский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Письма на разные темы. Правителю дел.
Блж. Августин
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Изложение Послания к Галатам.
Блж. Иероним Стридонский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением.
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Прп. Максим Исповедник
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если же нерушимая мощь непорочного Царства дается смиренным и кротким, то кто же будет столь ленив и совершенно равнодушен к Божественным благам, что не станет с предельным напряжением сил стремиться к смирению и кротости, чтобы соделаться, насколько то возможно человеку, отпечатлением Божественного Царства, воистину нося в себе великого, по природе и сущности, Царя Христа и становясь, по благодати, неизменным образом [Его] в Духе. В этом образе, говорит божественный Апостол, нет мужеского пола, ни женского, то есть нет ни ярости, ни похоти. Ведь первая тиранически похищает разумение и выводит мысль за границы закона природы, а вторая делает более желанным, чем Единственная и Единая, вожделенная и бесстрастная Причина [всего сущего] и Естество [этого сущего], то, что ниже Ее, а поэтому плоть предпочитает духу, наслаждение видимым делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного и сродного [ему] восприятия [вещей] умопостигаемых. Но [в этом образе есть только] один-единственный разум, по преизбытку добродетели обнажаемый даже от самой совершенно бесстрастной, но все же естественной, любви и склонности к телу, поскольку Дух окончательно побеждает природу и заставляет [ум] не заниматься больше нравственным любомудрием, ибо ему [уже] следует соединиться с превышающим сущность Словом путем простого и неделимого созерцания.
Во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского, а есть только богоподобный разум, созданный божественным знанием, и единственное движение воли, избирающее одну только добродетель.
Толкование на молитву Господню.
Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни Иудея, ни Эллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос.
Главы о любви.
Лопухин А.П.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 3:15
Прот. Александр (Шмеман)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Подчеркнем это одно, ибо оно означает не только то, что всякий человек, независимо от всех природных ограничений, может уверовать в Христа, принять Его учение, исполнять Его заповеди, но также и то, что все уверовавшие соединены между собою новой связью, составляют новое единство. И единственная основа, единственное содержание этого единства — Сам Христос.
Беседы на радио «Свобода». Таинство Таинств.
Прот. Николай (Афанасьев)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Апостола Павла послание к галатам 3:28
Толкования:
Блж. Августин
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Блж. Иероним Стридонский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением.
Блж. Феофилакт Болгарский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Лопухин А.П.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 3:15
Прот. Александр (Шмеман)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Подчеркнем это одно, ибо оно означает не только то, что всякий человек, независимо от всех природных ограничений, может уверовать в Христа, принять Его учение, исполнять Его заповеди, но также и то, что все уверовавшие соединены между собою новой связью, составляют новое единство. И единственная основа, единственное содержание этого единства — Сам Христос.
Прот. Николай (Афанасьев)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Прп. Ефрем Сирин
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Прп. Максим Исповедник
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если же нерушимая мощь непорочного Царства дается смиренным и кротким, то кто же будет столь ленив и совершенно равнодушен к Божественным благам, что не станет с предельным напряжением сил стремиться к смирению и кротости, чтобы соделаться, насколько то возможно человеку, отпечатлением Божественного Царства, воистину нося в себе великого, по природе и сущности, Царя Христа и становясь, по благодати, неизменным образом [Его] в Духе. В этом образе, говорит божественный Апостол, нет мужеского пола, ни женского, то есть нет ни ярости, ни похоти. Ведь первая тиранически похищает разумение и выводит мысль за границы закона природы, а вторая делает более желанным, чем Единственная и Единая, вожделенная и бесстрастная Причина [всего сущего] и Естество [этого сущего], то, что ниже Ее, а поэтому плоть предпочитает духу, наслаждение видимым делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного и сродного [ему] восприятия [вещей] умопостигаемых. Но [в этом образе есть только] один-единственный разум, по преизбытку добродетели обнажаемый даже от самой совершенно бесстрастной, но все же естественной, любви и склонности к телу, поскольку Дух окончательно побеждает природу и заставляет [ум] не заниматься больше нравственным любомудрием, ибо ему [уже] следует соединиться с превышающим сущность Словом путем простого и неделимого созерцания.
Во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского, а есть только богоподобный разум, созданный божественным знанием, и единственное движение воли, избирающее одну только добродетель.
Толкование на молитву Господню.
Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни Иудея, ни Эллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос.
Прп. Нил Синайский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Свт. Иоанн Златоуст
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Видишь ли душу ненасытную (не удовлетворяющуюся однажды сказанным)? Сказав, что чрез веру мы сделались сынами Божиими, он не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее могло бы доказать ближайшее единение со Христом. А сказавши: «В Него облеклись», не удовлетворяется также и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит: все вы одно во Христе Иисусе, т. е. «Все вы имеете один облик, один образ – образ Христа». Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа.
Свт. Феофан Затворник
Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе
Живое Предание
Ни мужского, ни женского — что это значит?
Публицист, патролог, философ.
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
Приближаются праздники, которые в последнее время начали называть гендерными, и эти слова апостола Павла вновь нуждаются в толковании. Попробуем найти истину, которая вовсе не посередине (например, между двумя противоположными толкованиями), а там, где ей угодно быть.
Мало кому интересны теоретические ответы, даже если они правильные. Большинство из нас стремится понять, есть ли тут практическое применение. Если теоретически (пускай речь идет о самой высокой, богословской теории) «нет мужеского пола, ни женского», но это никак не меняет нашу жизнь, то что с того?
Другое дело, если из богословского тезиса следует практический. Например, если половое различие — иллюзия, обоснованием чего является апостольский авторитет, то не нужно покупать носки на 23 Февраля и мимозу на 8 Марта, не нужно делить одежду на мужскую и женскую, не нужно учитывать гендерных различий в законодательстве и в профессиональных стандартах, нет смысла в женских и мужских поведенческих стереотипах.
Проблема этого подхода очевидна: он не связан с реальностью. Попытки уничтожить половые различия только подчеркивают их.
Ничто лучше не агитирует за признание женской особости, чем феминизм: если женщина борется за свои права (в том числе право не быть женщиной), то она существует.
Ничто так не подчеркивает половую идентичность, как женский хоккей. Женщина-политик — это доказательство того, что политика — и женское дело тоже, а вовсе не бесполости этой профессии. Реальность кричит: «Апостол, ты не прав!». Ну или буквальное толкование его слов является неверным.
Противоположное толкование — не столько толкование, сколько стыдливое умолчание. Мы просто забудем о том, что сказал апостол, не станем рассматривать наши национальные, классовые, гендерные «догматы» в свете этих слов. А то ведь «догматы» могут быть разрушены — это больно, неприятно.
Многие считают, что «жить по Писанию» — это значит следовать конкретным указаниям апостолов. Однако именно те слова, которые выглядят прямыми житейскими рекомендациями, исполнить, как правило, невозможно: епископы не женятся, а вино давно не считается лекарством. Жить по Писанию — значит соответствовать непонятным, неоднозначным, парадоксальным словам Нового Завета, каждый раз усложняя свою жизнь для того, чтобы этим странным словам следовать. Двойной труд: сначала понять, а потом понятое на свой страх и риск исполнить.
Вообще говоря, эта апостольская цитата не имеет никакого метафизического разрешения. Невозможно найти ответ на вопрос «Как оно на самом деле?».
Понятно, что в Царстве Небесном не будет рабовладельческого строя, но почему бы там не быть каким-то другим социальным различиям — мы точно не знаем.
Сохранятся ли после конца света национальные отличия? Может быть, надуманные, сконструированные социумом уничтожатся, а более сущностные (ну хотя бы раскосые глаза, цвет кожи и волос) сберегутся — тоже не очень понятно. И уж, конечно, ничего не понятно с половыми отличиями.
В Священном Писании ясно сказано о сотворении мужчины и женщины до грехопадения. Но столь же ясно из библейского текста и то, что если и предполагалось умножение человечества, то не тем способом, к которому мы привыкли, связанным с влечением, кратким наслаждением, болезненными родами. А ведь, как ни крути, различие между полами, все психофизиологические различия между нами являются следствием различных «ролей» в воспроизводстве человеческого вида. Убери из человека зримую сексуальность — и то, что мы называем «мужским» и «женским», окажется просто «человеческим». Ведь все мы знаем, что характер отдельного человека — это смесь мужских и женских черт, которые только потому мужские и женские, что помогают отдельным мужчинам и женщинам продолжать род.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в саду Эдема. 1530
Но чем тогда были мужчина и женщина до грехопадения, если они не были мужчиной и женщиной в понятном нам смысле? Правильный ответ: мы не знаем. Понятно только то, что известные нам биологические процессы были запущены в результате грехопадения. И я даже не уверен, что корректно говорить «в результате грехопадения», потому что тогда окажется, что райское состояние предшествует нынешнему времени хронологически, а это тоже вопрос дискуссионный…
Ровно те же рассуждения применимы и к будущему миру. Если мужское и женское являются особенностями конкретного человека, они, вероятно, сохранятся, поскольку каждый человек (и не только человек) сбережет свою уникальность, свой неповторимый набор индивидуальных свойств. Но в силу того, что мы не знаем ничего мужского и женского в отрыве от репродуктивной функции (в широком смысле: сюда нужно включить и создание семьи, и воспитание потомства), что такое будет мужское и женское в Царстве Небесном, мы не понимаем. А если не понимаем, то, может быть, и слова эти не очень применимы.
Все это сказано только для того, чтобы показать: отношения мужчин и женщин — вопрос не столько богословско-теоретический, сколько нравственно-практический.
Нам неизвестно, в каком смысле будет устранено различие «М» и «Ж» в будущем мире, но мы должны как-то устранить его в мире теперешнем.
Конечно, зло не в мужчинах и женщинах, а в отношениях между ними. Зло вообще всегда не в самих вещах, а в неправильном устроении человеческой воли по отношению к ним. «В этом образе, говорит божественный апостол, нет мужеского пола, ни женского, то есть нет ни ярости, ни похоти. Ведь первая тиранически похищает разумение и выводит мысль за границы закона природы, а вторая делает более желанным, чем Единственная и Единая, вожделенная и бесстрастная Причина всего сущего и Естество этого сущего, то, что ниже Ее», — преподобный Максим Исповедник указывает на то, что в исправлении нуждается корневой, ключевой изъян человеческой природы — ее неразумное стремление к тому, что не является Богом.
Но ведь в этом корень и межполового конфликта. Мужское стремится к завоеванию, стремится к подчинению женского, к отрицанию того, что отлично от него, и тем самым извращает человеческую природу, которая предполагает равноправие и равночестность мужского и женского. А женское склонно обустраивать мир вокруг себя, украшать его, подстраиваться к окружающей среде — в ущерб Тому, что за пределами этой среды. Мужчина извращает природу, а женщина «обособляет», обедняет ее, лишая божественного участия. Первое выражается в многообразном насилии, второе — в деградации брака, когда супруги затворяются в клетке сиюминутных, житейских ценностей.
Не об этом ли сказал апостол? Не о том ли, что не в Царстве Небесном, а уже сейчас нужно устранить те черты мужского и женского, которые, может быть, и не естественны, но настолько примешались к человеческой природе, что неотличимы от нее и которые отравляют повседневное существование. И правда: «после прощения в крещении нет уже Иудея надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого, ни владыки горделивого, ни мужчины по власти своей и женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками обетования» (прп. Ефрем Сирин).
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Толкование на Галатам 3:28
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Галатам 3:28 / Гал 3:28
Иоанн Златоуст (
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Видишь ли душу ненасытную (не удовлетворяющуюся однажды сказанным)? Сказав, что чрез веру мы сделались сынами Божиими, он не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее могло бы доказать ближайшее единение со Христом. А сказавши: «В Него облеклись», не удовлетворяется также и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит: все вы одно во Христе Иисусе, т. е. «Все вы имеете один облик, один образ — образ Христа». Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа.
Источник: Гомилии на Послание к Галатам.
Феофан Затворник (1815−1894)
Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе
Когда таким образом все христиане благодатию Святаго Духа созидаются внутренно по одному образцу — Господу Иисусу Христу, то явно, что они все по духу одинаковы. Как совне люди имеют свой тип, отличающий их от всех других тварей, так христиане внутренно имеют один тип нравственно — религиозного строя, отличающий их от всех людей. «Все имеют один облик и один образ Христов» (святой Златоуст). Внешность в христианстве — ничто. Оно имеет дело с душою. Внешние преимущества и непреимущества никакого влияния не имеют на собственно христианское достоинство. Тут все зависит от силы веры, преданности Христу Господу и готовности на всякие пожертвования в угодность Ему. Мера сих расположений определяет в душе меру приемлемости благодатных сил, которые и созидают. Отсюда можно видеть, что раб и простец стоит иногда несравненно выше мудрых и царей, и слабая женщина выше мужчин.
Блаженный Иероним пишет: «когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святаго объят станет, не различишь, золото кто есть или серебро. Когда огонь проникнет и обымет всю массу, тогда все становится одним огненным светом и всякое различие рода и состояния тел исчезает под таким одеянием. Так и во Христе Иисусе несть иудей, ни еллин. Ни иудей не лучше оттого, что обрезан, ни еллин не хуже оттого, что не обрезан; но как иудей, так и еллин если бывают лучше или хуже, то бывают по качеству и силе веры своей. Также раб и свободный могут и в христианстве разниться, но не состоянием, а верою. Может и раб быть выше свободного, и свободный превосходить раба, — но всё верою. Равным образом мужчина и женщина различаются крепостию и слабостию тела, но вера определяется настроением сердца, и бывает часто, что и жена спасает мужа, и муж предшествует жене в вере. Когда таким образом уничтожается всякое различие родом, состоянием, телом, чрез крещение Христово и облечение во Христа, то все мы едино во Христе, как и Господь молился, чтоб, как Он и Отец едино суть, и мы в них были едино (см.: Ин. 17:21)».
Все вы едино о Христе Иисусе. Едино — по-гречески стоит: εις, — един. Мысль та, что все вы как один, или — что один, то и другой: что одному дается, то дается и другому. Из-за внешних отличий никто не лишается ничего, что подобает ему, яко христианину.
Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Нил Синайский
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Источник: Письма на разные темы. Правителю дел.
Августин (354−430)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Теперь, когда уже получен начаток Духа, Который и есть жизнь в оправдание верою (при том что тело мертво для греха), различие такое (будь то различие между народами, или в условиях жизни, или между полами) уже отменяется, и отменяется единством веры. Но различие это сохраняется в общении смертных, и даже апостолы учат, что его надо учитывать на этом жизненном пути. Они же предлагают полезнейшие правила, как в жизни соблюдать различие между иудеями и греками, господином и рабом, мужем и женой и проч. А ранее и Сам Господь говорил: отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Божие (Мф. 22:17−21; Мк. 12:14−17; Лк. 21:20−25). Итак, одно дело — отсутствие этого различия в единстве веры; другое дело — путь этой жизни, по которому надо пройти так, чтобы не осквернить имя Божие и учение Его. И не только из-за гнева мы хотим избежать оскорбления людей, но и по сознанию того, что мы делаем это не для вида, а из чистой любви к Богу. Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.
Источник: Изложение Послания к Галатам.
Иероним Стридонский (
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением.
Источник: Комментарий на Послание к Галатам.
Феофилакт Болгарский (
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Каждый из крещеных, говорит он, отбросил свои природные особенности, все получили один тип и один образ не ангела, но Самого Господа, являя в себе Христа. Так что все мы едино во Христе Иисусе, именно поскольку мы имеем один запечатленный образ Христа, или поскольку мы — единое тело, имеем единую главу Христа.
Источник: Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Максим Исповедник (580−662)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Если же нерушимая мощь непорочного Царства дается смиренным и кротким, то кто же будет столь ленив и совершенно равнодушен к Божественным благам, что не станет с предельным напряжением сил стремиться к смирению и кротости, чтобы соделаться, насколько то возможно человеку, отпечатлением Божественного Царства, воистину нося в себе великого, по природе и сущности, Царя Христа и становясь, по благодати, неизменным образом [Его] в Духе. В этом образе, говорит божественный Апостол, нет мужеского пола, ни женского, то есть нет ни ярости, ни похоти. Ведь первая тиранически похищает разумение и выводит мысль за границы закона природы, а вторая делает более желанным, чем Единственная и Единая, вожделенная и бесстрастная Причина [всего сущего] и Естество [этого сущего], то, что ниже Ее, а поэтому плоть предпочитает духу, наслаждение видимым делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного и сродного [ему] восприятия [вещей] умопостигаемых. Но [в этом образе есть только] один-единственный разум, по преизбытку добродетели обнажаемый даже от самой совершенно бесстрастной, но все же естественной, любви и склонности к телу, поскольку Дух окончательно побеждает природу и заставляет [ум] не заниматься больше нравственным любомудрием, ибо ему [уже] следует соединиться с превышающим сущность Словом путем простого и неделимого созерцания.
Во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского, а есть только богоподобный разум, созданный божественным знанием, и единственное движение воли, избирающее одну только добродетель.
Также [во Христе Иисусе] нет уже иудея, ни язычника — [этими словами] обозначается различный, или, точнее сказать, противоположный образ мышления о Боге. Ибо один [образ мышления о Боге], именно эллинский, несмысленно вводит [идею] многоначалия, разделяет единое Начало на противоположные действия и силы, измышляет многобожное почитание, которое, по причине множества поклоняемых [богов], вносит раздоры и позорит себя разными способами поклонения. А другой, то есть иудейский образ мыслей о Боге, хотя и [учит] об одном Начале, но [представляет Его] узким, несовершенным и почти несуществующим, лишенным Слова и Жизни — и через эту противоположную крайность впадает в равное с предыдущим учением зло, то есть в безбожие. Ибо он ограничивает одним только Лицом единое Начало, существующее или [совсем] без Слова и Духа, или Словом и Духом обладающее как свойствами. [Это учение] не замечает, что Бог, лишенный [Слова и Духа], уже не есть Бог. Ибо не будет Богом тот, кто наделен [Словом и Духом] как случайными свойствами по сопричастности, подобно разумным [тварным существам], состоящим [под законами] рождения. Оба эти [учения о Боге] отсутствуют во Христе, ибо [в Нем существуют] единственное учение истинного благочестия и незыблемый закон таинственного богословия, отвергающие растяжение Божества в первом учении и не принимающие сокращение Его во втором. Ведь Божество не должно представляться, в силу Своего естественного множества, находящимся во внутреннем раздоре [с Самим Собой] — что есть эллинское [заблуждение]; не должно Оно представляться, по причине единоипостасности, подверженным страданиям, будучи лишено Слова и Духа или одаренное Словом и Духом, как случайными свойствами, — это есть иудейское [заблуждение]. [Поэтому закон таинственного богословия] учит нас, через призвание благодати усыновленных по вере к познанию истины, постигать единое естество и силу Божества, именно — Единого Бога, созерцаемых в Отце и Сыне и Святом Духе, то есть [познавать] единственный и беспричинный Ум, пребывающий сущностным образом и являющийся Родителем единственного Слова, существующего безначально по сущности, [а также познавать] Источник единой присносущей Жизни, сущностным образом пребывающей как Дух святой.
Под учением же Христовым я разумею новую проповедь истины, в которой нет мужеского пола, ни женского, то есть нет признаков немощи естества, стоящего под [законом] тления и рождения; нет уже иудея, ни язычника, то есть нет противоположных учений о Божестве; нет обрезания, ни необрезания, то есть нет соответствующих этим [учениям] служений; ибо одно из них — иудейское служение — посредством символов закона порицает зримое творение и клевещет на Зиждителя, как на Творца зла, а другое — языческое служение — боготворит творение ради удовлетворения страстей и восстанавливает это [творение] против Творца: подобным образом оба служения приводят к одному злу — богохульству; нет варвара, ни скифа, то есть нет разделения единого [человеческого] естества, по своей воле бунтующего против самого себя, вследствие чего вопреки природе и вторгся в человечество губительный закон взаимного убийства; нет раба, ни свободного, то есть нет идущего против воли разделения естества [человеческого], которое делает бесчестным равночестного по природе и имеет себе помощником закон, отражающий образ мыслей властвующих и тиранически попирающий достоинство образа [Божия]; но все и во всем Христос, посредством того, что выше природы и закона Созидающий в Духе образ безначального Царства, — и этот образ, как было указано, начертывается [в душе] смирением сердца и кротостью, сочетание которых указывает на человека, совершенного во Христе (Кол. 1:28).
Источник: Толкование на молитву Господню.
Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни Иудея, ни Эллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос.
Источник: Главы о любви.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 3:15
Александр (Шмеман) (1921−1983)
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Подчеркнем это одно, ибо оно означает не только то, что всякий человек, независимо от всех природных ограничений, может уверовать в Христа, принять Его учение, исполнять Его заповеди, но также и то, что все уверовавшие соединены между собою новой связью, составляют новое единство. И единственная основа, единственное содержание этого единства — Сам Христос.
Источник: Беседы на радио «Свобода». Таинство Таинств.