несколько стульев стояло у стены подлежащее

1.2. Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

ФормаПримеры
1. Имя
1.1. Имя существительноеСтарший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. НаречиеНастало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. МеждометиеНеслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Источник

8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Вступление

Под­ле­жа­щее – это глав­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет пред­мет речи и от­ве­ча­ет на во­про­сы име­ни­тель­но­го па­де­жа кто? что?

Спо­со­бы вы­ра­же­ния под­ле­жа­ще­го

Под­ле­жа­щееодно слово:

* имя су­ще­стви­тель­ное Стар­ший сын (кто?) уехал в сто­ли­цу.

* ме­сто­име­ние Он (кто?) уехал в сто­ли­цу.

* имя при­ла­га­тель­ное в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го Стар­ший (кто?) уехал в сто­ли­цу.

* при­ча­стие в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го Под­няв­ший (кто?) меч от меча и по­гиб­нет.

* имя чис­ли­тель­ное Двое (кто?) уеха­ли в сто­ли­цу.

* ин­фи­ни­тив Лю­бить (что?) – это пре­крас­но.

* на­ре­чие На­ста­ло и ро­ко­вое по­сле­зав­тра (что?).

* пред­лог «В» (что?) яв­ля­ет­ся пред­ло­гом.

* союз «А» (что?) – про­ти­ви­тель­ный союз.

* ча­сти­ца «Не» (что?) с гла­го­ла­ми пи­шет­ся от­дель­но.

* меж­до­ме­тие Нес­лось со всех сто­рон «ау» (что?).

На во­прос что? от­ве­ча­ет не толь­ко име­ни­тель­ный, но и ви­ни­тель­ный падеж су­ще­стви­тель­но­го; формы име­ни­тель­но­го и ви­ни­тель­но­го па­де­жей тоже могут сов­па­дать. Чтобы раз­гра­ни­чить эти па­де­жи, можно под­ста­вить су­ще­стви­тель­ное 1-го скло­не­ния (на­при­мер – книга):

име­ни­тель­ный падеж – книга;

ви­ни­тель­ный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит ка­ран­даш (книга) – име­ни­тель­ный падеж;

Я вижу ка­ран­даш (книгу) – ви­ни­тель­ный падеж.

Срав­ним два пред­ло­же­ния: 1. Я не спал; 2. Мне не спа­лось.

По смыс­лу они вы­ра­жа­ют при­мер­но одно и то же. Од­на­ко в пер­вом пред­ло­же­нии (Я не спал) есть под­ле­жа­щее, по­то­му что есть ме­сто­име­ние в име­ни­тель­ном па­де­же (я), во вто­ром пред­ло­же­нии (Мне не спа­лось) под­ле­жа­ще­го нет, по­то­му что нет ме­сто­име­ния в име­ни­тель­ном па­де­же (мне – да­тель­ный падеж).

Под­ле­жа­щеецель­ное, то есть син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние (глав­ное + за­ви­си­мое слово):

Форма

Зна­че­ние

При­ме­ры

1. Имя в име­ни­тель­ном па­де­же (на­ре­чие) + имя в ро­ди­тель­ном па­де­же

Пять сту­льев сто­я­ло у стены. Несколь­ко сту­льев сто­я­ло у стены. Часть сту­льев сто­я­ла у стены. Много сту­льев сто­я­ло у стены.

2. Имя в име­ни­тель­ном па­де­же + имя в ро­ди­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом из

Двое из нас по­едут в сто­ли­цу. Каж­дый из нас по­едет в сто­ли­цу. Мно­гие из нас по­едут в сто­ли­цу.

3. Имя в име­ни­тель­ном па­де­же + имя в тво­ри­тель­ном па­де­же с пред­ло­гом с (толь­ко при ска­зу­е­мом во мно­же­ствен­ном числе!)

Ср.: Мать с сыном по­едут (мн. ч.) от­ды­хать.Мать с сыном по­едет (ед. ч.) от­ды­хать.

4. Су­ще­стви­тель­ные на­ча­ло, се­ре­ди­на, конец + су­ще­стви­тель­ное в ро­ди­тель­ном па­де­же

Фа­зис­ное зна­че­ние (мо­мент, ста­дия в раз­ви­тии че­го-ли­бо)

Стоял конец сен­тяб­ря.

5. Су­ще­стви­тель­ное + со­гла­су­е­мое или управ­ля­е­мое имя (фра­зео­ло­гизм, тер­ми­но­ло­ги­че­ское со­че­та­ние и сло­во­со­че­та­ние с ме­та­фо­ри­че­ским зна­че­ни­ем)

Члены сло­во­со­че­та­ния толь­ко в со­во­куп­но­сти вы­ра­жа­ют еди­ное или не чле­ни­мое в дан­ном кон­тек­сте по­ня­тие

Млеч­ный путь разо­стлал­ся по небу. Белые мухи (сне­жин­ки) кру­жи­ли в небе.Шапка русых куд­рей ко­лы­ха­лась на его го­ло­ве.

6. Неопре­де­лён­ное ме­сто­име­ние (от основ кто, что) + со­гла­су­е­мое имя

Что-то непри­ят­ное было во всем его об­ли­ке.

Таб­ли­ца со­зда­на из­да­тель­ством «Лицей»

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но кос­вен­ным па­де­жом в том слу­чае, если оно ука­зы­ва­ет на при­бли­зи­тель­ное ко­ли­че­ство ко­го-ли­бо или че­го-ли­бо.

Ср.: Трид­цать ко­раб­лей вышло в море. Около трид­ца­ти ко­раб­лей вышло в море. Свыше трид­ца­ти ко­раб­лей вышло в море.План раз­бо­ра под­ле­жа­ще­го

1. Ука­зать спо­соб вы­ра­же­ния под­ле­жа­ще­го:

от­дель­ное слово: су­ще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го, ме­сто­име­ние, чис­ли­тель­ное, при­ча­стие в име­ни­тель­ном па­де­же в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го; на­ре­чие или дру­гая неиз­ме­ня­е­мая форма в зна­че­нии су­ще­стви­тель­но­го; ин­фи­ни­тив.

2. Син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние (ука­зать зна­че­ние и форму глав­но­го слова).

Озеро как будто было по­кры­то льдин­ка­ми (При­швин).

Под­ле­жа­щее озеро вы­ра­же­но су­ще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном па­де­же.

Около по­лу­дня обык­но­вен­но по­яв­ля­ет­ся мно­же­ство круг­лых вы­со­ких об­ла­ков (Тур­ге­нев).

Под­ле­жа­щее мно­же­ство об­ла­ков вы­ра­же­но син­так­си­че­ски неде­ли­мым (цель­ным) сло­во­со­че­та­ни­ем с ко­ли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем; глав­ное слово (су­ще­стви­тель­ное мно­же­ство) стоит в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

В тем­но­те бо­ро­да­тый обо что-то спо­ткнул­ся (Шо­ло­хов).

Под­ле­жа­щее бо­ро­да­тый вы­ра­же­но при­ла­га­тель­ным в зна­че­нии су­ще­стви­тель­но­го в име­ни­тель­ном па­де­же.

Но за­пла­тить за что-то, хоть са­мо­нуж­ней­шее, вдруг две­сти, три­ста, пять­сот руб­лей ка­за­лось им чуть ли не са­мо­убий­ством (Гон­ча­ров).

Под­ле­жа­щее за­пла­тить вы­ра­же­но ин­фи­ни­ти­вом.

Источник

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

несколько стульев стояло у стены подлежащее. lazy placeholder. несколько стульев стояло у стены подлежащее фото. несколько стульев стояло у стены подлежащее-lazy placeholder. картинка несколько стульев стояло у стены подлежащее. картинка lazy placeholder. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

несколько стульев стояло у стены подлежащее. lazy placeholder. несколько стульев стояло у стены подлежащее фото. несколько стульев стояло у стены подлежащее-lazy placeholder. картинка несколько стульев стояло у стены подлежащее. картинка lazy placeholder. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Главные члены предложения

несколько стульев стояло у стены подлежащее. . несколько стульев стояло у стены подлежащее фото. несколько стульев стояло у стены подлежащее-. картинка несколько стульев стояло у стены подлежащее. картинка . Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Способы выражения подлежащего.

А) Подлежащее – одно слово:

1.1. Имя существительное

Старший сын (кто?) уехал в столицу.

Он (кто?) уехал в столицу.

1.3. Имя прилагательное

Старший (кто?) уехал в столицу.

Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

1.5. Имя числительное

Двое (кто?) уехали в столицу.

2. Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Любить (что?) – это прекрасно.

Жить (что?) – родине служить.

3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного

Настало и роковое послезавтра (что?).

«В» (что?) является предлогом.

«А» (что?) – противительный союз.

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Б) Подлежащее –синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

1. Имя в И. п. (наречие) + имя в Р. п.

Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Много стульев стояло у стены.

2. Имя в И. п. + имя в Р. п. с предлогом из

Двое из нас поедут в столицу.

Каждый из нас поедет в столицу.

Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в И. п. + имя в Т. п. с предлогом с (только при сказуемом – во мн. ч.!)

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.

Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Сущ. начало, середина, конец + сущ. в Р. п.

Стоял конец сентября.

5. Сущ. + согласуемое имя (фразеологизм)

Млечный путь разостлался по небу.

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Что-то неприятное было во всем его облике.

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

1. Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).

2. На площади куча народа стояла (Лесков).

3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).

4. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).

5. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).

6. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).

7. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).

8. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев).

9. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов).

10. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

11. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

12. Уйти сейчас было бы глупо ().

13. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов).

14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).

15. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

16. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.

17. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

18. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

19. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома.

20. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов).

Наступает хмурое утро.

Он врач. Он был врачом.

Способы выражения простого глагольного сказуемого (ПГС)

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание.

Жить – родине служить.

3.Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом

Команда одержала победу в чемпионате.

Он опять лодыря гоняет.

5. Глагол + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, словно, точно др.)

Давай я поеду с тобой.

Пусть уезжает с отцом.

Да приснятся тебе сладкие сны.

Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.

1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

Осложнённое простое глагольное сказуемое:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так

Удружил так удружил!

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и

Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе

А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа

Он её поедом ест; Она ревмя ревёт

2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

СГС (составное глагольное сказуемое) = вспомогательный глагол + инфинитив

Значения вспомогательного глагола

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия). Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

2. Модальное значение. Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться,

Он стал готовиться к отъезду.

Он продолжал готовиться к отъезду.

3. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску. 3. Миша опять начинает упрямиться. 4. Должны ли мы немедленно уехать отсюда? 5. Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно. 6. Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 11. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 12. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 13. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 14. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев).

СИС (составное именное сказуемое)= связка + именная часть

Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»):

Он был врачом. Он будет врачом.

Он врач. («нулевая связка»)

стать, становиться, делаться, сделаться, бывать, казаться, считаться, слыть, называться,

Он стал больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным.

сидеть, лежать, стоять, идти, приехать, вернуться, бродить, жить, работать, родиться, умереть.

Она сидела усталая. Он ушёл сердитый.

Он вернулся расстроенный.

Способы выражения именной части

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

Он весел. Он весёлый.

Он ранен. Стекла были разбиты.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.

Их изба была третьей с краю.

4. Выделите грамматические основы предложений.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (). 3. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Последняя дверь была закрыта.13. Воздух чист и свеж. 14.Я был настороже.

5. Определите вид сказуемого:

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная.

7. В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.

11. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.

12. Долго будет моросить осенний дождь.

13. Последняя дверь была закрыта.

14. Уступить – позорно.

15. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.

16. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле

17. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.

19. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить

20. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.

6.Подчеркните в предложениях подлежащее.

1. Мы с Аликом принялись за работу.

2. Подойти к зверю было страшно.

3. Пять не делится на два.

4. На площади куча народа стояла.

5. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу.

6. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений.

7. Сорок лет ему будет ещё не скоро.

8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе.

9. Уже более трёх часов протекло с тех пор.

10.Уйти сейчас было бы глупо.

11.«Ура» прокатилось над судами флотилии.

12.Была середина марта.

13.«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией.

14.Жить – Родине служить.

15.А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.

16.В решительности её взора было что-то страшное.

17.Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно.

18.Несколько пуль провизжало над моей головой.

19.Княгиня с княжной сидели на скамейке.

20.Княгиня с московским франтом сидела на лавке.

7. Подчеркните в предложениях сказуемое. Определите тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.

11. Как некстати было это воспоминание.

12. Ещё я долго буду петь.

13. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

14. Тут он – ругать меня.

15. Я пойду позову маму.

17. Первые недели плавания принесли разочарование.

18. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния.

19. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

20. Старуха бросилась было за сыном.

8.Подчеркните сказуемое, определите типы сказуемого (простое, составное глагольное, составное именное)

1)На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. 2)В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. 3)Любопытство начинало меня беспокоить. 4)Тут он стал подробно рассказывать. 5)Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. 6)Молодость и природа ускорили моё выздоровление. 7)Воспоминания светской жизни обыкновенно слабы и ничтожны даже в эпоху историческую. 8)Брат был в восторге. 9)Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. 10)Накануне праздника гости начали съезжаться. ()

1)Лошади стали у почтового домика. 2)Мы чрезвычайно были встревожены. 3)Она казалась не в духе. 4)Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. 5)Несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес. 6)Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. 7)Конюхи его были одеты английскими жокеями. 8)Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. 9)Гости стали прощаться между собою. 10)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. ()

1)Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. 2)Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. 3)Марья Кириловна была ни жива ни мертва. 4)Воля ваша для меня священна. 5)Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищами. 6)Ночь была тёмная. 7)Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. 8)Её записки час от часу становились длиннее и нежнее. 9)Жители начали присягать. 10)Германн долго не мог опомниться. ()

1)В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. 2)Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. 3)С этим словом он хотел в меня прицелиться. 4)Уже давно смеркалось. 5)Чувствования мои были слишком смутны. 6)Всё это продолжалось около трёх часов. 7)Между тем барышня стала выздоравливать. 8)Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 9)Ночь была тихая и морозная. 10)Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. ()

1)Азов со стороны реки был расположен на полугоре. 2)У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. 3)Вся площадь от Иверской до Василия Блаженного была пустынна. 5)Санная дорога вилась по ней к Спасским воротам. 6)В деревянных избах жить стало неприлично. 7)Дубовые стены украшены синими фаянсовыми блюдами. 8)Полки стали требовать жалованные грамоты. 9)Пётр упрямо желал немедленного приступа. 10)Во всё время разговора он сидел по левую руку от короля в золочёном кресле. (А. Толстой)

1)Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. 2)Изумлённые друзья сидели недвижимо. 3)Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. 4)Топот и перебранка продолжались до самого вечера. 5)Он мог обмануть кого угодно. 6)Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон. 7)Они начали выкладывать фундамент. 8)Официант стал топтаться, как конь. 9)В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. 10)Предводитель хора отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал. (И. Ильф, Е. Петров)

9.Определите тип сказуемого.

1. Мы начали огибать могучий овал Колизея (Пауст.).

2. Далекие огни были бледны и потому, что час был поздний, казались сонными (Бун.).

3. Теперь она имела возможность отплатить ему (Фад.).

4. Стал Гусь ни на кого не похож (Сут.).

5. Я не собираюсь описывать его научные достижения. (Гран.).

6. Фонтан все время орошал цветы. От этого они казались ярче и душистее (Пауст.).

8. Впрочем, она совсем не твоя (М. Сиз.).

9. Как вышел из университета, так и не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочел (Ч.).

10. Горы делались круче, зловещее, чернее (Пауст.).

11. Я ее и знать не знал, меняя города. А она мне шепчет: “Как ждала я. ” (Выс.)

12. Публикация произвела впечатление в разных странах (Гран.).

13. Она страшно боялась опоздать (Купр.).

14. Ай, Пушкин! Вот запрятал так запрятал! Полтора века никто сыскать не мог (Бакл.).

15. Дорога была устлана шуршавшими листьями (Л. Т.).

16. После таких поездок автомашина становится почти черного цвета, и ее долго приходится отмывать (газ.).

17. Наташа была зубрилой и училась на факультете славянской филологии (Акс.).

18. Воробьи за окном никак не могли угомониться (газ.).

19. И город весь стоит оледенелый (Ахм.).

20. Любить не люблю, а отвязаться не могу (посл.).

21. Помню широко раскрытые глаза моих слушателей, они переставали стонать, забывали о боли (А. Крив.).

22. Он приходил домой морально свежий, сильный и совершенно счастливый (Л. Т.).

24. Машины не любили заходить в Созополь (Пауст.).

25. Запорошенное крыльцо не тронуто, двери заперты (газ.).

отыщешь крупней и лиловей (Инб.).

27. Одевшись, насколько было возможно, прилично, я отправился в больницу навестить старика (Гил.).

28. Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных (Ч.).

29. Звонкий голос твой зовет меня оттуда И просит не грустить и смерти звать, как чуда (Ахм.).

30. Видя, что я серьезно болен и прошу меня отпустить, старшой дал мне записку к хозяину (Гр.).

Определите тип сказуемого в предложениях:

1.Должны ли мы немедленно уехать отсюда?

2.Муромский предложил им осмотреть перед обедом сад.

3.Не будем мы, Саша, даже вспоминать об этом.

4.Все дома слеплены из местной глины.

5.Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно.

6.А вы приезжайте ко мне завтра поговорить о проекте.

7.Когда-нибудь люди знать не будут ни голода, ни нищеты.

8.Таганрог заполнен почти звенящей тишиной.

9.Ни о чём я спрашивать не буду.

10.Письменный стол Димитрова завален стопками газет на разных языках

11.Холодный дождь заставил меня искать где-нибудь поблизости временное убежище.

12.Готов я жизнь начать другую.

13.Вот уже и лодка была спущена на пруд.

14.Миша опять начинает упрямиться.

15.Елизавета Алексеевна оказывала им всяческую помощь.

16.Мне не хотелось его слушать.

17.Его дом уже был в это время продан.

18.С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке.

19.И всем делалось в одно и то же время жалко и жутко.

20.Эта жуткая зимняя ночь словно будит его.

21.Мальчик Аким был ещё мал.

22.Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску.

23.Тучи сделались тоньше и прозрачней.

24.Тьма лежала глухая.

25.Снеговая крупа сменилась дождём. Редкие капли начали тяжело стучать по земле

26.Низко над лугом носился сонный ястреб, река была пасмурна.

27.Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами.

28.Через два часа небо на востоке начало синеть.

29.Небо было закрыто мглой.

30.Снег начал идти с вечера и к ночи запорошил всю равнину.

31.Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *