несколько стульев стояло у стены подлежащее
1.2. Подлежащее
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Способы выражения подлежащего
А) Подлежащее – одно слово:
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя | |
1.1. Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
1.2. Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
1.3. Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
1.4. Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
1.5. Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. |
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного | |
3.1. Наречие | Настало и роковое послезавтра (что?). |
3.2. Предлог | «В» (что?) является предлогом. |
3.3. Союз | «А» (что?) – противительный союз. |
3.4. Частица | «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. |
3.5. Междометие | Неслось со всех сторон «ау» (что?). |
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного | «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного. «Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени. «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом. |
Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
План разбора подлежащего
Указать способ выражения подлежащего:
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Прошло около часа (Паустовский).
Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.
► Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:
8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения
8 класс. Русский язык. Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Вступление
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Способы выражения подлежащего
Подлежащее – одно слово:
* имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
* местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
* имя прилагательное в функции существительного Старший (кто?) уехал в столицу.
* причастие в функции существительного Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
* имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
* инфинитив Любить (что?) – это прекрасно.
* наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
* предлог «В» (что?) является предлогом.
* союз «А» (что?) – противительный союз.
* частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
* междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга):
именительный падеж – книга;
винительный падеж – книгу.
Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж;
Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Сравним два предложения: 1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
Форма
Значение
Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже
Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из
Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом во множественном числе!)
Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже
Фазисное значение (момент, стадия в развитии чего-либо)
Стоял конец сентября.
5. Существительное + согласуемое или управляемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)
Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие
Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя
Что-то неприятное было во всем его облике.
Таблица создана издательством «Лицей»
Обратите внимание!
Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.
Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.План разбора подлежащего
1. Указать способ выражения подлежащего:
отдельное слово: существительное, прилагательное в функции существительного, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже в функции существительного; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Главные члены предложения
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Способы выражения подлежащего.
А) Подлежащее – одно слово:
1.1. Имя существительное
Старший сын (кто?) уехал в столицу.
Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное
Старший (кто?) уехал в столицу.
Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное
Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола)
Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
Настало и роковое послезавтра (что?).
«В» (что?) является предлогом.
«А» (что?) – противительный союз.
«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
Неслось со всех сторон «ау» (что?).
Б) Подлежащее –синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
1. Имя в И. п. (наречие) + имя в Р. п.
Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Много стульев стояло у стены.
2. Имя в И. п. + имя в Р. п. с предлогом из
Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в И. п. + имя в Т. п. с предлогом с (только при сказуемом – во мн. ч.!)
Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Сущ. начало, середина, конец + сущ. в Р. п.
Стоял конец сентября.
5. Сущ. + согласуемое имя (фразеологизм)
Млечный путь разостлался по небу.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя
Что-то неприятное было во всем его облике.
1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.
2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
1. Найдите подлежащие в следующих предложениях.
1. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).
2. На площади куча народа стояла (Лесков).
3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).
4. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).
5. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).
6. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).
7. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).
8. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев).
9. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов).
10. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.
11. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.
12. Уйти сейчас было бы глупо ().
13. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов).
14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
15. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.
16. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.
17. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.
18. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.
19. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома.
20. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов).
Наступает хмурое утро.
Он врач. Он был врачом.
Способы выражения простого глагольного сказуемого (ПГС)
1. Глагол в форме какого-либо наклонения
Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание.
Жить – родине служить.
3.Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)
Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом
Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет.
5. Глагол + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, словно, точно др.)
Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;
2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);
Осложнённое простое глагольное сказуемое:
1) сочетание двух глагольных форм с частицей так
Удружил так удружил!
2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме
3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и
Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз
4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе
А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула
5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа
Он её поедом ест; Она ревмя ревёт
2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
СГС (составное глагольное сказуемое) = вспомогательный глагол + инфинитив
Значения вспомогательного глагола
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия). Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
2. Модальное значение. Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться,
Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
3. Выделите грамматические основы предложений.
1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску. 3. Миша опять начинает упрямиться. 4. Должны ли мы немедленно уехать отсюда? 5. Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно. 6. Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 11. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 12. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 13. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 14. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев).
СИС (составное именное сказуемое)= связка + именная часть
Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»):
Он был врачом. Он будет врачом.
Он врач. («нулевая связка»)
стать, становиться, делаться, сделаться, бывать, казаться, считаться, слыть, называться,
Он стал больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным.
сидеть, лежать, стоять, идти, приехать, вернуться, бродить, жить, работать, родиться, умереть.
Она сидела усталая. Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Способы выражения именной части
1. Имя существительное
2. Имя прилагательное
Он весел. Он весёлый.
Он ранен. Стекла были разбиты.
4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением
Это что-то новенькое.
5. Числительное в именительном или творительном падеже
Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.
4. Выделите грамматические основы предложений.
1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (). 3. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Последняя дверь была закрыта.13. Воздух чист и свеж. 14.Я был настороже.
5. Определите вид сказуемого:
1. Я буду долго гнать велосипед.
2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.
3. Всем хотелось принять участие в вечере.
4. Мы должны были пересечь равнину.
5. Сейте разумное, доброе, вечное.
6. Осень пришла дождливая и холодная.
7. В вагоне оказалось пусто и темно.
8. Рад учиться языку.
9. Он был мастером на все руки.
10. Пять плюс пять будет десять.
11. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
12. Долго будет моросить осенний дождь.
13. Последняя дверь была закрыта.
14. Уступить – позорно.
15. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.
16. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле
17. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.
19. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить
20. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
6.Подчеркните в предложениях подлежащее.
1. Мы с Аликом принялись за работу.
2. Подойти к зверю было страшно.
3. Пять не делится на два.
4. На площади куча народа стояла.
5. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу.
6. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений.
7. Сорок лет ему будет ещё не скоро.
8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе.
9. Уже более трёх часов протекло с тех пор.
10.Уйти сейчас было бы глупо.
11.«Ура» прокатилось над судами флотилии.
12.Была середина марта.
13.«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией.
14.Жить – Родине служить.
15.А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.
16.В решительности её взора было что-то страшное.
17.Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно.
18.Несколько пуль провизжало над моей головой.
19.Княгиня с княжной сидели на скамейке.
20.Княгиня с московским франтом сидела на лавке.
7. Подчеркните в предложениях сказуемое. Определите тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).
1. Сегодня месяц как светлый серп.
2. Пять подбитых танков являются результатом боя.
3. Пойду погуляю в сад.
4. Он горел желанием поскорее уехать.
5. Ветер был встречный.
6. Девушка бродит такая унылая.
7. Жизнь прекрасна и удивительна.
8. Я слышу веселую речь.
9. К полночи Зарево погасло.
10. Я всегда готов вам помочь.
11. Как некстати было это воспоминание.
12. Ещё я долго буду петь.
13. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.
14. Тут он – ругать меня.
15. Я пойду позову маму.
17. Первые недели плавания принесли разочарование.
18. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния.
19. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
20. Старуха бросилась было за сыном.
8.Подчеркните сказуемое, определите типы сказуемого (простое, составное глагольное, составное именное)
1)На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. 2)В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. 3)Любопытство начинало меня беспокоить. 4)Тут он стал подробно рассказывать. 5)Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. 6)Молодость и природа ускорили моё выздоровление. 7)Воспоминания светской жизни обыкновенно слабы и ничтожны даже в эпоху историческую. 8)Брат был в восторге. 9)Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. 10)Накануне праздника гости начали съезжаться. ()
1)Лошади стали у почтового домика. 2)Мы чрезвычайно были встревожены. 3)Она казалась не в духе. 4)Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. 5)Несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес. 6)Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. 7)Конюхи его были одеты английскими жокеями. 8)Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. 9)Гости стали прощаться между собою. 10)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. ()
1)Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. 2)Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. 3)Марья Кириловна была ни жива ни мертва. 4)Воля ваша для меня священна. 5)Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищами. 6)Ночь была тёмная. 7)Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. 8)Её записки час от часу становились длиннее и нежнее. 9)Жители начали присягать. 10)Германн долго не мог опомниться. ()
1)В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. 2)Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. 3)С этим словом он хотел в меня прицелиться. 4)Уже давно смеркалось. 5)Чувствования мои были слишком смутны. 6)Всё это продолжалось около трёх часов. 7)Между тем барышня стала выздоравливать. 8)Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 9)Ночь была тихая и морозная. 10)Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. ()
1)Азов со стороны реки был расположен на полугоре. 2)У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. 3)Вся площадь от Иверской до Василия Блаженного была пустынна. 5)Санная дорога вилась по ней к Спасским воротам. 6)В деревянных избах жить стало неприлично. 7)Дубовые стены украшены синими фаянсовыми блюдами. 8)Полки стали требовать жалованные грамоты. 9)Пётр упрямо желал немедленного приступа. 10)Во всё время разговора он сидел по левую руку от короля в золочёном кресле. (А. Толстой)
1)Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. 2)Изумлённые друзья сидели недвижимо. 3)Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. 4)Топот и перебранка продолжались до самого вечера. 5)Он мог обмануть кого угодно. 6)Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон. 7)Они начали выкладывать фундамент. 8)Официант стал топтаться, как конь. 9)В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. 10)Предводитель хора отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал. (И. Ильф, Е. Петров)
9.Определите тип сказуемого.
1. Мы начали огибать могучий овал Колизея (Пауст.).
2. Далекие огни были бледны и потому, что час был поздний, казались сонными (Бун.).
3. Теперь она имела возможность отплатить ему (Фад.).
4. Стал Гусь ни на кого не похож (Сут.).
5. Я не собираюсь описывать его научные достижения. (Гран.).
6. Фонтан все время орошал цветы. От этого они казались ярче и душистее (Пауст.).
8. Впрочем, она совсем не твоя (М. Сиз.).
9. Как вышел из университета, так и не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочел (Ч.).
10. Горы делались круче, зловещее, чернее (Пауст.).
11. Я ее и знать не знал, меняя города. А она мне шепчет: “Как ждала я. ” (Выс.)
12. Публикация произвела впечатление в разных странах (Гран.).
13. Она страшно боялась опоздать (Купр.).
14. Ай, Пушкин! Вот запрятал так запрятал! Полтора века никто сыскать не мог (Бакл.).
15. Дорога была устлана шуршавшими листьями (Л. Т.).
16. После таких поездок автомашина становится почти черного цвета, и ее долго приходится отмывать (газ.).
17. Наташа была зубрилой и училась на факультете славянской филологии (Акс.).
18. Воробьи за окном никак не могли угомониться (газ.).
19. И город весь стоит оледенелый (Ахм.).
20. Любить не люблю, а отвязаться не могу (посл.).
21. Помню широко раскрытые глаза моих слушателей, они переставали стонать, забывали о боли (А. Крив.).
22. Он приходил домой морально свежий, сильный и совершенно счастливый (Л. Т.).
24. Машины не любили заходить в Созополь (Пауст.).
25. Запорошенное крыльцо не тронуто, двери заперты (газ.).
отыщешь крупней и лиловей (Инб.).
27. Одевшись, насколько было возможно, прилично, я отправился в больницу навестить старика (Гил.).
28. Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных (Ч.).
29. Звонкий голос твой зовет меня оттуда И просит не грустить и смерти звать, как чуда (Ахм.).
30. Видя, что я серьезно болен и прошу меня отпустить, старшой дал мне записку к хозяину (Гр.).
Определите тип сказуемого в предложениях:
1.Должны ли мы немедленно уехать отсюда?
2.Муромский предложил им осмотреть перед обедом сад.
3.Не будем мы, Саша, даже вспоминать об этом.
4.Все дома слеплены из местной глины.
5.Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно.
6.А вы приезжайте ко мне завтра поговорить о проекте.
7.Когда-нибудь люди знать не будут ни голода, ни нищеты.
8.Таганрог заполнен почти звенящей тишиной.
9.Ни о чём я спрашивать не буду.
10.Письменный стол Димитрова завален стопками газет на разных языках
11.Холодный дождь заставил меня искать где-нибудь поблизости временное убежище.
12.Готов я жизнь начать другую.
13.Вот уже и лодка была спущена на пруд.
14.Миша опять начинает упрямиться.
15.Елизавета Алексеевна оказывала им всяческую помощь.
16.Мне не хотелось его слушать.
17.Его дом уже был в это время продан.
18.С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке.
19.И всем делалось в одно и то же время жалко и жутко.
20.Эта жуткая зимняя ночь словно будит его.
21.Мальчик Аким был ещё мал.
22.Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску.
23.Тучи сделались тоньше и прозрачней.
24.Тьма лежала глухая.
25.Снеговая крупа сменилась дождём. Редкие капли начали тяжело стучать по земле
26.Низко над лугом носился сонный ястреб, река была пасмурна.
27.Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами.
28.Через два часа небо на востоке начало синеть.
29.Небо было закрыто мглой.
30.Снег начал идти с вечера и к ночи запорошил всю равнину.
31.Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки.