Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Как в литературоведении называют прием, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например: «Он нас увидел сегодня, — думал он. », «Умру, — подумал он. »)?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ | ПЕРСОНАЖИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «. В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через портреты и пейзажи. Считая так, Тургенев видимо отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии.
5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «. В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Мнение критика В. П. Буренина о характере главного героя романа «Отцы и дети» подтверждается в приведённом фрагменте текста. После ссоры с Павлом Петровичем, причём небезосновательной после сцены с Фенечкой, в Базарове чувствуется та же энергия и сила, которая явно делает его выше своего оппонента. Несмотря на некоторое смятение, Евгений способен хладнокровно мыслить, анализировать, делать умозаключения. Павел Петрович «подавлял всех… своею леденящею вежливостью». А это значит, что он нервничал, переживал. Таким образом, в приведённом фрагменте опять превосходство оказалось на стороне нигилиста Базарова, о чём и пишет Буренин.
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Какому событию в жизни Базарова и Павла Петровича непосредственно предшествует данный эпизод?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ | ПЕРСОНАЖИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так с помощью ______ через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — ____ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев так с помощью
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так с помощью ______ через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — ____ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ | ПЕРСОНАЖИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.