Не то счастье о чем во сне бредишь а то на чем сидишь и едешь
О фильме А. Смирнова Осень
Саша и сама знает о своей как бы ущербности, сама говорит Дусе, что “ мужиков пугает и сама их боится”, знает про себя, что ненормальная, плохая, злая. Интонации её голоса напряжены, во взгляде что-то мятущееся, тревожное, ищущее. Все это, безусловно соответствует режиссерскому замыслу и сыграно достоверно, но критикессе в этом видится наигранность. Ну что поделать, народу, конечно больше нравятся уравновешенные, легкие и улыбчивые актрисы, всегда готовые пошутить. В чем критикесса права, так это в том, что фильм абсолютно зря критиковали за смелую эротичность. Все откровенные сцены кажутся ей совершенно целомудренными. Ещё бы. Понятна, конечно же, искушенность и опытность представительницы молодого поколения. Где уж ей понять нас, выросших в советскую пуританскую эпоху. Для меня, 14-летней девочки, впервые увидевшей этот фильм почти 40 лет тому назад, все эти целомудренные сцены были сплошным откровением и в силу возраста и в силу пуританского воспитания и в силу того трепетного чувства, которое они вызывали.
На свете не так уж и много вот таких умных и хороших фильмов о любви. Существует, конечно, незабываемая лента “Мужчина и женщина”, где звучит совершенно прелестная музыка. Но думаю, все со мной согласятся, что по сравнению с “Осенью” во французской мелодраме, мело занимает гораздо большую часть, чем драма, в то время, как в русской ленте драма значительно преобладает над мело. Кстати, в фильме “Осень” тоже звучит превосходная музыка, и это выразительная и драматичная музыка гениального Шнитке.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Странники
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
«Худая воля заведет в неволю».
1. СУДЬБА РЕШАЕТСЯ ВНЕЗАПНО
В тягостные сроки освободительной борьбы накатилось на русскую землю неотвратимое бедствие: голод, а вместе с ним и тиф.
Родители Фильки померли от тифа один за другим на одной неделе. А вскоре убрались его дед и тетка. Четырнадцатилетний Филька обезумел. Забыв кладбищенские страхи, он два дня сидел на могиле отца и матери, плакал, уткнувшись лицом в раскисшую от дождя глину:
— Ну, как же я теперича, а?! Ну, куда же?!
Утешать Фильку некому: у всякого полна охапка горя. Только кудластый, весь в перьях, Шарик искренне сочувствовал Фильке: он торчал возле него на погосте, то повиливал хвостом, стараясь притвориться радостным, довольным жизнью, то со вздохом опускал голову и, тявкнув раз-другой, принимался выть. Шарику тоже жилось несладко.
Но случилось так, что повстречался с Филькой слепой прохожий, старик Нефед. Он дал парнишке большой кусок хлеба. Голодный Филька с жадностью сожрал кусок, сказал:
— Деда, дай еще хоть корочку: Шарик у меня вот тут, собака.
— На, на, — проговорил охотно дед. — «Блажен, иже и скоты милует…» — в псалтыри сказано.
Шарик проглотил корку не жевавши. Дед огладил Фильку с головы до ног, будто глазами ощупал, сказал:
— Вот что, парнишка… Теперича я тебя всего вижу. Кожа да кости в тебе и голова шаршавая, нечесаная. Вот пойдем, води меня за батог, сыты будем. Петь можешь?
— Научишь, так почему не петь? Я в согласье идти… Возьмем и Шарика… С ним повадней.
И стали они ходить втроем из села в село, из города в город.
Дед научил Фильку прекрасным песням и стихирам. У Фильки сильный, складный голос: дед же был великий по пенью мастер: он умел в песне пускать слезу, мог и устрашить слушателей грозным ревом, а когда надо, голос его лился рекой, широко и плавно.
Филька выучил Шарика обходить толпу с картузом. Полный серьезности, с сознанием долга Шарик неспешно шел по кольцу собравшихся; он крепко держал Филькин картуз за козырь, и люди бросали в картуз пятаки, копейки, огурцы. На спине Шарика укреплена, как седло, картонка с надписью:
«Православные! Жертвуйте двум несчастным человекам и зверю умному на пропитание!»
Впрочем, два человека и животное побирались втроем недолго, потому что так было нужно, потому что у Амельки была мать, а житейским путям Фильки и Амельки надлежало встретиться, совпасть. Амелька был тоже деревенский парень, постарше Фильки четырьмя годами.
Амелька когда-то проживал в другом селе. Его отец, коммунист, рабочий цементного завода, погиб мучительной смертью в схватке с контрреволюционной бандой. Дома, в великой бедности, осталась мать Амельки. Ни коровы, ни лошади она не имела, земля же была неродимая — пески, кусты, болото. А в наследство от мужа получила баба лишь кожаную потрепанную куртку. Кроме куртки, еще осталась матери на всю жизнь печаль и дума об Амельке.
Однако неизменно презрительное отношение к нему деревни не давало Амельке силы переломить себя, уничтожить в душе раз появившееся зло. Вот как-то не выдержало впечатлительное сердце: Амелька поджег амбар у кулака и в ту же ночь бежал.
Красная жизнь Фильки кончилась. Наступала осень. Солнце охладевало. Шумными табунами летали по вечерам скворцы и галки, студеные зори горели на западе, и ранними утрами остывшие поля прятались в густой туман. Все блекло, холодело в природе, и внутренним холодом сжималось сердце парнишки.
— Как же нам, дед, зимой-то! Студено поди?
— Студено, сударик, студено… В прошлом году вьюга в пути хватила, едва в сугробе не окочурился… Со святыми упокой — и крышка. Ну да ничего, не бойся.
Пришли они в богатый степной город — и прямо на базар. Площадь ломилась от множества приехавших крестьян; горы арбузов, помидоров, баклажан и всякой овощи веселили глаз, обещали вкусную сытость на всю зиму.
Слепец встал с Филькой в сторонке, безглазо покрестился на колокольный звон, спросил Фильку:
— Девки с молодайками подле нас стоят?
— Заводи утробный стих.
И резко, дружно хватили в два крепких голоса:
А вы, гой еси ангеля крылатые! Вы небесный рай нам отверзайте, А вы праведные души пропущайте, А вы грешные души задержайте!
Слепец запрокинул лохматую голову к небу, потряс сивой бородой и ударил в землю посохом:
А котора душа тяжко согрешила, Во утробе младенца погубила, Ей не будет вовек прощенья — За дитя своего погубленье, На втором суду ей не бывати, Самого Христа в очи не видати… Ой, горе, горе тебе, девка, молодая баба!!
Голос слепца звучал грозно, угрожающим было сухое, изрытое оспой лицо его; Филька искусно вплетал в стихиру свой ясный, звонкий голос.
Народ тесно окружил певцов. Шарик, с картузом в зубах, собирал подаянье. Какой-то мордастый парень-оборванец дернул Шарика за хвост. Пес, бросив картуз на землю, обложил озорника крепкой собачьей бранью. Народ захохотал.
Не смеялась только опечаленная девушка. Она хмуро стояла возле слепца, вздыхая. Не про нее ль сложен этот церковный стих? Ведь это она, Настя Буракова, «во утробе младенца погубила», а погубитель — злодей Васька совхозский, а погубительница — старушонка тленная, бабка Мавра — утробу ее веретенцем окаянным опоганила, крови женские в три ручья пустила, сняла маков цвет с Настина румяного лица. Будь проклята ты, бабка Мавра, и ты, Васька-обольститель, трижды проклят будь!
Бледная, тихая Настя дрожащей рукой срывает с мочалки бублик, сует его в руку слепца и шепчет старику:
— Дедушка хороший, а ну еще!
Дед Нефед кладет бублик в кошель, крестится, говорит Фильке.
— Заводи печальную, голос в дрожь пускай. Филька оглаживает Шарика, злобно косится в сторону собачьего обидчика и сердитым голосом заводит:
Что есть у нас три печали великие, Как-то нам те печали миновать будет?
Тут уверенно и крепко, устрашая толпу, подхватывает дед Нефед:
Первая печаль — как умереть будет? А вторая печаль: не вем, когда умру, А третья печаль: не вем, где на том свете обрящуся: Ой нет у меня добрых дел и покаяния, Нет чистоты телесные и душевные…
Эссе Простое человеческое счастье
Для каждого конкретного человека понятие счастья несет в себе черты индивидуальности. Для кого-то – это сбывшиеся мечты о карьерном росте, для другого – это взаимная, или даже невзаимная любовь – сама любовь по сути – это чудо! Как говорят – любовь и друзья – все от Бога.
Для некоторых – это успешное завершение большой работы, или просто хорошо выполненная работа. Как следует из древнекитайского учения Шоу-Дао, хорошо выполненная работа, и любой вид деятельности должен быть превращен в упражнение по самосовершенствованию.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она.
И будешь тверд в удаче и в несчастье.
Которым в сущности цена одна.
ОДИН ПРИПЕВ У МУДРОСТИ МОЕЙ
*Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
ЖИВИ,БЕЗУМЕЦ! ТРАТЬ ПОКА БОГАТ!
Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
* две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
РАЗВЕСЕЛИСЬ! В ПЛЕН НЕ ПОЙМАТЬ РУЧЬЯ.
«Развеселись! В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя.»*
Как в жизни мало постоянства…
Развеселись! В плен не поймать ручья?
Не усмиряй прелестное жеманство,
Его так опрометчиво гоня…
«Развеселись! В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя.»*
* Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
*Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
«Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни
Мог и не той страницей шевельнуть.»*
А чар любовных тяжкий груз немыслим.
Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни.
И кажется, что чувство стало лишним,
И все-таки с дороги не свернуть.
«Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни
Мог и не той страницей шевельнуть.»
*Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
*Две строки из РУБАИ Омара Хайяма.
КАК В ЖИЗНИ СМОЖЕШЬ СТАТЬ БОГАТ.
Как в жизни сможешь стать богат,
ТЫ, если встретишь понимания взгляд!
Он в чаше Жизни капелькой блестнет.
Как в жизни сможешь стать богат.
Кто, как не ты, меня поймет?
И крепко за руки возьмет.
Как в жизни сможешь стать богат,
ТЫ, если встретишь понимания взгляд.
Уместно вспомнить некоторые « Мысли и афоризмы « Козьмы Пруткова на заданную тему. Известно, что его литературную личность в середине ХIХ века создали три лица : братья Алексей Михайлович и Владимир Михайлович Жемчужниковы и писатель, граф Алексей Константинович Толстой. Например:
« Если хочешь быть счастливым – будь им!»,» В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол», « Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвертого, пятого и т.д., соответственно числу и очереди счастливых людей».
Как бы продолжением этой мысли, выраженной строкой Козьмы Пруткова,
видим в стихе выдающегося немецкого поэта Генриха Гейне.» Счастье и Несчастье» ( литературный перевод Л.Степановой )
Счастье и Несчастье.
А что же госпожа Несчастье,
Прижмет тебя к груди со страстью.
Ей не пристало торопиться-
Присядет, чтобы потрудиться.
Г.Гейне Счастье и Несчастье.
( построчный перевод С.С.Лузан )
Древнегреческий философ Аристотель: » Счастье на стороне того, кто доволен».
Интересно на мой взгляд и высказывание известного прозаика Габриэля Гарсиа Маркеса о том же, а именно о счастье, которое добавляет еще один оттенок в понимании данного явления :» Нет лекарства, которое способно вылечить то,что может вылечить счастье!».
Гляжу, любя в аморфность бытия.
Что Небо – то Земля,
Все то же проявление –
Движение в бесконечность – не сравнение
С мирком, что выдумала я.
Счастье. Что это за птица такая..
В своей предыдущей статье я упомянул методику, которую я для себя называю «счастье-терапией». Было бы совсем не умно раскрывать эту тему не прояснив само понятие Счастья. Не определив предмет исследования, мы не сможем создать инструмент, который будет понятен и точен в практическом применении. Поэтому в этой статье я не буду пока описывать методику, ограничусь исследованием самого понятия.
Посмотрим на значения, которые предлагают словари. Начну с Большого Энциклопедического словаря.
Вполне понятное мне и, думаю, современным людям, значение. Конечно, если не задаваться вопросами, что такое полнота и осмысленность жизни. Но внутренне, на бытовом уровне, это как-то узнается и понимается.
Пойдем глубже. Возьмем толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.
1. СЧАСТЬЕ (СО-ЧАСТЬЕ, ДОЛЯ, ПАЙ) СР. РОК, СУДЬБА, ЧАСТЬ И УЧАСТЬ, ДОЛЯ. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь.
2. СЛУЧАЙНОСТЬ, ЖЕЛАННАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ, ТАЛАН, УДАЧА, УСПЕХ, СПОРИНА В ДЕЛЕ, НЕ ПО РАССЧЕТУ, СЧАСТЬ, СЧАСТКИ ж. мн. сев. вост. зап. и счаски, пск. счас. Кому счастье (кто счастлив) в игре, тому несчастье (тот несчастлив) в женитьбе. Эко счастье: два гриба на ложку, третий к стеблю пристал! Кому счастье, кому ненастье. От своих счасток не отказываться. По счасткам, я сам там был. На счастье, на авось, наудачу. На счастье мужик и хлеб сеет.
3. БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ЗЕМНОЕ БЛАЖЕНСТВО, ЖЕЛАННАЯ НАСУЩНАЯ ЖИЗНЬ, БЕЗ ГОРЯ, СМУТ, ТРЕВОГИ; ПОКОЙ И ДОВОЛЬСТВО; ВООБЩЕ, ВСЕ ЖЕЛАННОЕ, ВСЕ ТО, ЧТО ПОКОИТ И ДОВОДИТ ЧЕЛОВЕКА, ПО УБЕЖДЕНЬЯМ, ВКУСАМ И ПРИВЫЧКАМ ЕГО. Жить в счастии, во времени, благоденствовать. Счастье в нас, а не вкруг да около. Домашнее счастье, совет да любовь. Лады, в семье, большое счастье! Даст Бог здоровья, даст и счастья. Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный волк. Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь. Счастье, что вешнее вёдро (ненадежно). Счастье — что палка: о двух концах. Счастье дороже богатырства. Счастье дороже ума, богатства и пр. Счастье, что трястье: на кого захочет, на того и нападет. Счастье да трястье, на кого нападет! В схватке, счастье великое дело. Ныне про татарское счастье только в сказках слыхать. Первое счастье — коли стыда в глазах нет. Счастье велико, да ума мало. Дураку везде счастье. У него дурацкое счастье: ослиное, воловье счастье. Счастье со счастьем сойдется, и то без ума не разминется. Счастье с несчастьем смешалось — ничего не осталось. Глупому счастье, умному Бог дает. Сегодня счастье, завтра счастье — помилуй Бог, а ум-то где? Не то счастье, о чем во сне бредишь, а вот то счастье, на чем сидишь да едешь.Счастный, счастковый, ко счастью, счасткам относящ. Счастливый человек, кому все удается, удатный, удачливый; — случай, желанный, благополучный. — день, принесший угодное. — жизнь, покойная, без бед. Двойчатка счастливая. Счастлив твой Бог! счастье твое, что так случилось. На счастливого и зверь укрощается, на несчастного всякий гад подымается, о жене. Счастливый к обеду, роковой под обух. Счастливая, легкая рука. Счастливо играть — людей обирать; несчастливо играть — себя обижать. Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив. Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив. В рожу (на рожу, с рожи) счастлив, красавчик. Счастливому и промеж пальцев вязнет. Счастливому (богатому) не что деется: живет да греется. Счастливый скачет, бессчастный плачет. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. Счастливец, —вица, счастливый человек удатный, удачливый. Божьи племяннички счастливчики, у кого бабушка ворожит. Счастливить кого, осчастливить, делать счастливым, наделять счастьем, чем-либо желанным. Жизнь мою счастливят дети. || — кому, удаваться, спорить, везти, таланить. Ему счастливит во всем, в торговле, в картах.
Посмотрю, есть ли еще существенно дополняющие значения этого слова в других словарях.
С. Ожегов в толковом словаре дает следующее определение: ЧУВСТВО И СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО, ВЫСШЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. С. СОЗИДАНИЯ. СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ. СЕМЕЙНОЕ С.
Этимологический словарь Н. Шанского дает следующее понимание. СЧАСТЬЕ. Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально — «хорошая часть, доля». См. часть.
Идеографический словарь русского языка дает в дополнение к описанным нами толкованиями такие значения:
. сплошной праздник, попасть на седьмое небо, быть [чувствовать себя. почувствовать себя] на седьмом небе [на верху блаженства], точно заново родился.
Аккуратно, чтобы не утонуть в глубинах загляну в Философскую энциклопедию.
Счастье — понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия С:
1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везение; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над др. смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское cъcestъje расшифровывается как сложенное из др.-инд. su (хороший) и «часть», что означало «хороший удел», по др. версии «совместная часть, доля»; др.-греч. eudaimonia букв. означало покровительство доброго гения);
2) состояние интенсивной радости;
3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни;
4) чувство удовлетворения жизнью.
Дополню мое исследование тем, что есть в собственном сознании на тему понятия Счастья. Прозвучу тем, что у меня идет.
Светиться от счастья. Счастливый человек сияет. Значит счастье видится чем-то, что светится вокруг человека, вокруг его головы.
Летать от счастья. Счастливые люди могут бежать легкой походкой. «У него крылья выросли от счастья». Стремиться куда-то. Двигаться. Причем это движение не телесное. Скорее видится, что человек душой полетел..
Тихое счастье. Покой. Умиротворение. Счастливая старость. Вижу доброе, улыбающиеся лицо человека. Или лицо матери.
Заплакать от счастья. Это сильное чувство. Выражение «он с ума сошел от счастья» означает переизбыток чувств. И это состояние желанное и вызывающее одобрение у других людей.
«Счастливые часов не замечают». Это про то, что в состоянии счастья изменяется восприятие времени. Значит, это особое состояние сознания.
Позволить себе быть счастливым. Это когда делаешь что-то, что хочется, хотя нельзя или не должно. Или бросаешь то, что не хотелось, не давало быть счастливым.
Познать счастье. Испытание счастьем. Удержать или не удержать, упустить счастье. Подарить счастье. Создать, поделиться. Разглядеть свое счастье. При этом счастье невозможно сравнить с вещью или предметом. Поэтому, скорее, здесь речь о состоянии.
Что дает мне это первое достаточно поверхностное исследование значения слова Счастье?
Первое, я начинаю видеть его объемным, обладающим глубиной. Особенно хорошо это видно по описанию из словаря Владимира Даля. На поверхности счастье описывается радостью, свободой делать что хочешь, удовольствием. Это про внутренние переживания человека. Далее можно увидеть счастье на уровне удачи, везения, успеха. Это уже что-то большее, относящееся к жизни человека и его деятельности, взаимодействию с людьми и природой. И третий горизонт глубины этого понятия: что-то серьезно глубокое и предначертанное, что на нашем бытовом уровне не понять, и не разглядеть. Это Судьба, Рок, Доля. Эта глубина для меня означает выход понятия Счастья за пределы доступного нам в осмыслении образа мира.
Второе, многие смыслы в описании означают переживания, чувства, состояния. Для меня как для психолога это важно. И эти чувства обладают легкостью и «воздушностью». Это значит, что они тонкие. В противоположность грубым чувствам и состояниям. Не зря идеографический словарь говорит о «седьмом небе». Можно предположить, что речь идет о тонком составе человека. То есть когда я ощущаю счастье, то нахожусь осознаванием в своих тонких телах, я душевен или духовен. Это откликается и по описанию того, что от счастья можно «светиться» или «летать». Конечно я не могу «научно» это подтвердить или измерить приборами. Но я могу опираться на смысл русских слов. А понятия русского языка создавались из тысячелетнего опыта и наблюдений русского народа.
Третье, состояние счастья связано с чистотой сознания, с отсутствием напряжений, забот, тяжелых переживаний и бремени нерешенных задач. Когда человек освободился от всего лишнего и «тяжелого», то он испытывает блаженство. Или покой. Ничто его не отвлекает от текущего момента жизни, ничто не держит в прошлом или будущем. Он живет в настоящем, и при этом видит действительность ясно. Соответственно у него много сил и свободного сознания для осознавания себя, своих чувств и мыслей и окружающего мира.
Все три наблюдения дополняют друг друга. Легкость и ясность, позволяют идти глубже в себя. Глубина позволяет соприкасаться с той частью себя, где творится Судьба и делаются жизненные выборы. Соответствие своему Пути и связь со своей сущностной частью наполняют любовью и радостью, или другими глубокими чувствами и переживаниями.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Лев Толстой)
Тонкое наблюдение русского классика. Если вдуматься, то раз я делаю что-то, значит я это избрал на каком-то уровне своей жизни и так устроил свою жизнь. Значит, я этого хочу. Как я могу не хотеть того, что я хочу? Только если во мне нет цельности и есть противоречия. Поэтому чтобы ответить на вопрос: «как стать счастливым?» сначала надо понять себя и свою истинную природу. И вылечиться от того, что мне не естественно и не является «мной» изначальным. А это уже психологическая прикладная работа. «Счастье-терапия» это одна из многих методик. Но о ней надо говорить в отдельной методической статье.
Словари
БОГАТЫ́РСТВО, богатырства, мн. нет, ср.
1. Совокупность свойств богатыря. «Прославясь великим делом богатырства.» Жуковский.
2. собир. Богатыри (ист. лит.). Киевское богатырство.
Здоровье лучше (краше, дороже) богатства (богатырства).
Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет.
Счастье дороже богатырства. Счастье дороже ума, богатства и пр.
| Богатырями назывались (в твер. ·и·др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, сиб. панки. южн., зап. богатина, богач. Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок муж. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) ·умалит. и ·унизит., богатырище, богатырчище(-ща?) ·увел. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе-богатырь пьян с вина на алтын. Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. свойство, состояние богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина жен. богатырский быт, времена;
| сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину. Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги.
| Смекать, счесть на умах, по счетам, на бумаге, сделать рассчет, расчесть.
| Сметка (от наметаться?), догадка, сноровка, расторопность. Счастье дороже богатырства: а сметка обоих обманет. Сметные цены выставляются по справочной цене. Сметливый, сметчивый, догадливый, рассчетливый, предусмотрительный, находчивый, расторопный. Вор сметлив, видит, где плохо лежит. Люди хоть кормят, да сметчивы: даром дадут ломоть, да и заставят неделю молоть, ·стар. Сметливость, догадка, расторопность ума, быстрое соображение, находчивость, способность быстро применяться к случайностям. Сметчик, составитель сметы, рассчета. Сметень муж., новг. (не сметень ли, от мести, или сметать сор?) сплетник, переносчик. Сметка, от сметить, и сметка, от наметаться, почти одно.
СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь.
| Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки жен., мн., сев., вост., зап. и счаски, пск. счас. Кому счастье (кто счастлив) в игре, тому несчастье (тот несчастлив) в женитьбе. Эко счастье: два гриба на ложку, третий к стеблу пристал! Кому счастье, кому ненастье. От своих счасток не отказываться. По счасткам, я сам там был. На счастье, на авось, наудачу. На счастье мужик и хлеб сеет.