Не давай сна глазам твоим и дремания веждам
Глава 6
Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20–35, и в VII-й. Только в ст. 1–19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1–5. Зло необдуманного поручительства. 6–11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12–19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20–35 распадается на два меньших отдела: 20–24 – увещание к целомудрию, и 25–35 – предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.
Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11.15 ; Иов 17.3 ).
Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1–2), Премудрый далее (ст. 3–5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем – советуется с неослабной бдительностью – не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 – по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11.4 ), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123.7 ), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности – чувство самосохранения.
Притч.6 :8a. –[Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;–
Притч.6 :8b. –ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;–
Притч.6 :8c. –хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
Притч.6 :11a. –[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ).
Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.
В ст. 30–32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), – напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву ( Исх 22.1–2 )), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 – круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33–35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.
Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20
03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
04 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
05 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
06 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
07 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
08 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
09 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Среди многих наставлений этого отрывка книги Притчей обращает на себя внимание обличение тех, кто сеет раздоры: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами [. ] коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры». Упоминания этого греха в Священном Писании должно было бы быть достаточным для того, чтобы всеми силами стараться его избегать. Но книга Притчей — ветхозаветная, тогда как у нас есть другие — новозаветные — места, в которых говорится о том, почему сеющие раздоры не просто рядовые грешники, но люди лукавые и нечестивые.
Апостол Павел ввел в наше богословие прекрасную формулировку, говорящую о единстве христиан: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Размышлению об этом посвящена фактически вся 12-я глава его Первого послания к Коринфянам. О том, чтобы мы сохраняли единство молился Господь Иисус Христос перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21–22). Кажется, что даже одного из этих двух мест Нового Завета достаточно, чтобы каждый из нас предельно внимательно относился к тому, чтобы не стать причиной разделения между людьми. Но, к сожалению, ни слова апостола Павла, ни слова Самого Христа Спасителя нас не убеждают и не останавливают.
Почему я говорю так? По одной простой причине: мне еще ни разу не приходилось встречать на исповеди людей, которые, говоря о своих грехах, размышляли бы о них в контексте раздора и разделения, неизбежно наносимых нашими дурными словами и поступками. Тогда как банальный рассказ о чужом грехе — самая обычная сплетня — приводит именно к этому — к раздору и разделению в теле Христовом. Все мы знаем, что осуждать нельзя, потому что Спаситель сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1). У осуждения есть стандартное продолжение: как правило, осуждение довольно скучно переживать одному, им хочется поделиться с теми, кто поймет, посочувствует и поддержит. Но осуждение — это всегда трансляция лишь малой части правды, всю же правду о человеке, о его поступках и, что самое важное, о его мотивах, может знать только Бог. Вступая на путь негативных размышлений о другом и вовлекая в этот процесс кого-то еще, мы неизбежно сеем семя раздора, ведь другой — наш добрый собеседник — станет смотреть на обсуждаемого человека через призму нами о нем составленного мнения. Это лишь один из примеров. Можно привести и другие, но важно понимать, что раздоры возникают тогда, когда мы не пытаемся понять другого, когда мы выносим свое суждение без глубокого погружения в спорную тему.
Притчи 6 глава
Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20−35, и в VII-й. Только в ст. 1−19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1−5. Зло необдуманного поручительства. 6−11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12−19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20−35 распадается на два меньших отдела: 20−24 — увещание к целомудрию, и 25−35 — предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.
Притч 6:1. Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, —
Притч 6:2. ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
Притч 6:3. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
Притч 6:4. не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
Притч 6:5. спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства Притч 6:1:11.15,13.18,20.16,22.26) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом (Сир 8:16:29.18−25), но и личной свободой (4Цар 4:1; Мф 18:25. См. у Ewald’a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246).
Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11:15; Иов 17:3).
Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1−2), Премудрый далее (ст. 3−5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем — советуется с неослабной бдительностью — не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 — по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11:4), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123:7), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности — чувство самосохранения.
Притч 6:6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Притч 6:7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Притч 6:8. но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.—
Притч 6:8a. —[Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;—
Притч 6:8b. —ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;—
Притч 6:8c. —хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
Притч 6:9. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Притч 6:10. Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
Притч 6:11. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.—
Притч 6:11a. —[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6−8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LXX ст. 8 — еще и пчела), а в ст. 9−11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению — без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор 1:44; Суд 14:8; Пс 117:12; Ис 7:18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл 4:5; сн. Еф 5:14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. Притч 24:33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск. ) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В Притч 24:33−34 повторяются стихи 10−11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.
Притч 6:12. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
Притч 6:13. мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
Притч 6:14. коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
Притч 6:15. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
Притч 6:16. Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его:
Притч 6:17. глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
Притч 6:18. сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
Притч 6:19. лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
В стихах 12−15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16−19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (Притч 4:24−25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику — глаз, ног, пальцев — коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2:12:14,3.29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1:27:3.25,24.22).
Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17−19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (Притч 30:13), руки, проливающие кровь (Притч 1:11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.
Притч 6:20. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Притч 6:21. навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
Притч 6:22. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
Притч 6:23. ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
Притч 6:24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
Притч 6:25. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
Притч 6:26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
Притч 6:27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
Притч 6:28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
Притч 6:29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
Притч 6:30. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
Притч 6:31. но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
Притч 6:32. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
Притч 6:33. побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
Притч 6:34. потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
Притч 6:35. не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (Притч 1:8) делает нарочитое увещание к ученику — помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор 6:7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5:1−2, a Притч 7:1−5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему — всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3:3:7.3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23−24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123:105), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2:16:7.5). Теперь, в ст. 25−35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю — психологическую и внешнюю — фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх 20:17; Втор 5:21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф 5:28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29:3; Сир 9:6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27−29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3:4−6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду — при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.
В ст. 30−32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), — напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх 22:1−2), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4:15 — круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33−35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20
03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
04 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
05 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
06 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
07 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
08 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
09 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Еще несколько десятилетий назад тема труда была одной из самых важных в контексте государственной идеологии. В фильмах создавались положительные образы людей труда, о крестьянах и рабочих писались книги, из которых всякому было ясно: трудиться — это почетно. Потом наступила другая эпоха и возникло ощущение, что трудятся только те, кто вынужден, потому что не умеет зарабатывать иначе. В какой-то момент взрослые люди увидели, что для значимой части молодежи работать — это быть неудачником.
Основная тема сегодняшнего чтения — воспитание в человеке любви к труду. И, конечно, библейский взгляд на труд принципиально отличатся от сегодняшнего. Читая рассказ о жизни людей в саду эдемском, мы встречаем повеление Божие возделывать и хранить рай. Кроме того, человек был призван трудиться над своей душой, воздерживаясь от плодов с древа познания добра и зла. В результате грехопадения труд стал трудным, но не перестал быть важной необходимостью. Ведь только через труд — внешний и внутренний — человек и становился человеком, только возделывая рай и воспитывая собственную душу он был способен раскрывать в полноте замысел Творца о себе самом.
Если мы обратимся к закону Моисееву, мы увидим огромное число заповедей, которые связаны с трудом, с заслуженным отдыхом и, конечно, с обязательной оплатой труда. Причем оплатой своевременной.
Обращаясь к своему сыну, Соломон опирался на древнюю мощную культуру восприятия работы, как нормы человеческой жизни. Несомненно, в законе упоминаются те, кто не может работать, кто нуждается в помощи и поддержке, но это особенные люди, больные, убогие, немощные. Таким людям по закону оказывали безвозмездную помощь. Если же в помощи нуждался здоровый человек, ему помогали, но он должен был вернуть то, что было дано ему в займы. Именно об этом сказаны слова: «если ты попал в руки ближнего твоего», то есть если ты стал его должником «не давай сна глазам твоим и дремания векам твоим», поучись у муравья и пчелы, посмотри как они работают без всякого принуждения. Конечно, проще доверять людям, которые поддерживают твои слабости, легко, когда идут у тебя на поводу… Только помни, делают они это из личной выгоды и предадут тебя, когда придет время разорения. Соломон подробно описывает поведение грешника, которое ненавистно в очах божиих. Однако на этом чтение не заканчивается, потому что отцу важно не запугать сына, но призвать его к праведному пути. Пути на котором он будет трудиться не только над внешними предметами, но в первую очередь над своей душой.