Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. 2. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-2. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка 2. Do you already have an account? Login

Суррикат Мими

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМНТЫ из балады «СВЕТЛАНА» пожалуйста выпишите именно фантастические элементы!

Лучший ответ:

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. top. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-top. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка top. Do you already have an account? Login

Васян Коваль

Особенности жанра:
1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.
3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

Теперь рассмотрим эти особенности на примере баллады В.А.Жуковского «Светлана».

2. Элементы фабулы:
Завязка – гадание
Кульминация – встреча с мертвецом
Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным.

Чувства. Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу.

В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале XIX века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным.

В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает только во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.

Источник

Конспект урока литературы «Символика сна в эпизодах произведений» (10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

в художественной литературе»

(на материале «Слова о полку Игореве», повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии № 5 г.Волгограда

Кудряшова Наталья Ивановна

Сны и их роль в художественной литературе

(на материале «Слова о полку Игореве», повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

В условиях реализации нового стандарта учителю предоставляется возможность быть координатором, консультантом, организатором самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. На занятиях исследовательского характера преподаватель должен использовать возможности таких методологических подходов к изучению художественных текстов, как сравнительно-типологический, мифопоэтический, интертекстуальный. Именно они позволяют формировать гуманитарную культуру школьников, выводя их на новый, более высокий уровень взаимоотношений с текстом. Находясь на этом уровне, ученик должен приобрести умения устанавливать интертекстуальные связи, учитывать культурный и исторический фон при интерпретации произведения, соотносить один текст с другим, видеть в нем культурные пласты. Очень важно воспитать в старшекласснике культурного читателя, который будет понимать значение художественных деталей, читать и анализировать отсылки в самом тексте, как интерпретатор видеть за каждой символической деталью текста целый круг закономерностей. Условием формирования понимания культуры как процесса, в котором все взаимосвязано, должно стать изучение так называемых «сквозных» тем. Изучение «сквозных» тем дает возможность увидеть многообразие форм бытования литературы, установить связь между художественным произведением и литературным процессом, художественным произведением и культурным контекстом, повысить качество литературного образования учащихся, сформирует у них представление об объекте культуры (в том числе и о произведениях литературы) как о целостной эстетической реальности. Предлагаемый урок посвящен рассмотрению «сквозной» темы « Сны и их роль в художественной литературе». Хронотопические модели «сна» (сон Святослава в «Слове о полку Игореве», сон Петра Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского) лежат в основе произведений художественной литературы, относящихся к различным хронологическим периодам. Данный урок в 10 классе целесообразно проводить на завершающем этапе изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». При подготовке к уроку десятиклассники получают задание: провести анализ эпизодов снов и сновидений на основе следующих параметров (сюжетно-композиционные особенности сновиденческого пространства, ключевые образы снов; символическое значение снов, символические детали, символика цвета; функциональная принадлежность снов, идейное значение эпизода сна в тексте). Итогом работы на уроке является составление опорного конспекта, оформление которого предусмотрено в ходе прослушивания сообщений творческих групп. Эта деятельность имеет рефлексивную направленность и способствует формированию целостного восприятия развития данной сквозной темы.

Домашнее задание является продолжением урока, оно рассчитано на самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся.

Мультимедийное оборудование, опорные схемы, иллюстрирующие слайды на интерактивной доске.

предметные: понимание заявленной сквозной темы в творчестве писателей, связи художественных произведений с историческим периодом, понимание авторской позиции, владение навыками анализа текста;

метапредметные: структурирование материала, формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока, самостоятельная организация работы с различными источниками.

Виды учебной деятельности:

репродуктивная: осмысление роли эпизодов снов и сновидений в указанных произведениях, представления о значимости художественной детали в произведении;

продуктивная творческая: развернутый монологический ответ на проблемный вопрос с элементами цитирования, выявление художественных деталей;

поисковая: лингвистический комментарий непонятных слов из древнерусского текста, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, выявление роли детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

исследовательская: сравнительный анализ эпизодов сна на основе анализа художественных деталей, определение идейного смысла данных эпизодов.

«В снах дается и познание, и сознание, и провидение».

На уроке мы рассмотрим эпизоды снов и сновидений из трех произведений: «Слово о полку Игореве», «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. В каждом из текстов сны и сновидения играют свою, определенную роль – общих канонов нет и быть не может. Эпиграфом к уроку станут слова русского писателя, стилиста Алексея Михайловича Ремизова, который особое внимание проявлял к поэтике сновидения и считал, что фантазии и сновидения — субъективное чудо, спасающее душу от неприемлемости этого мира. На уроке мы будем анализировать эпизоды снов и сновидением, учитывая толкование данных слов:

(на интерактивной доске появляется запись, уточняющая толкование слов)

СОН – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители;

Индивидуальное сообщение. Сны и сновидения в художественной литературе: история и традиции.

Интерес писателей к использованию сна как художественного приема появился в литературе XVIII века и пик его использования пришелся на XX век. Сон использовали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и многие другие писатели. Сон – один из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру. В.А. Жуковский в балладе «Светлана» использует сон не как бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В снах отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу с Божьей помощью побеждает любовь.
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон путешественника из «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Другая героиня из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но. выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусов, оправдывается … Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «. рев, хохот, свист чудовищ. » Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов». Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах — мечтательность, поэтичность Катерины. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Драматичны, порою загадочны, имеют ошеломляющий эффект сны в творчестве Н.В.Гоголя, вводятся как вставные сюжеты. И.А. Гончаров в романе «Обломов» сон использовал как ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нем открываются коренные, исконные черты русского характера. Обломов – не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека – его величие и его слабость. Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя. Кроме того, известное значение имел для Достоевского знаменитый «Сон Обломова», опубликованный намного раньше всего романа Гончарова. Как средство познания души героя, средство психологического анализа использует сон Достоевский. Л.Н. Толстой изображал сновидения как трансформацию внешних впечатлений (например, сон Пьера Безухова, который слова будящего его слуги «запрягать пора» воспринимает во сне как решение философской проблемы — «сопрягать»).

Вывод о многогранности художественной функции эпизода сна в сюжете произведения позволяет заявить о богатой традиции использования снов и сновидений в художественной литературе. (Сообщение обучающегося дополняет опорная схема, элементы которой появляются на интерактивной доске) Опорная схема

СНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html 7352bde4. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html 7352bde4. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html 7352bde4. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html 73ea0b88. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html 73ea0b88. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html 73ea0b88. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html m57f3539. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html m57f3539. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html m57f3539. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html m1a41de4b. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html m1a41de4b. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html m1a41de4b. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html e57de64. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html e57de64. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html e57de64. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html 2b3e2ce3. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html 2b3e2ce3. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html 2b3e2ce3. Do you already have an account? LoginНайдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html 11353f39. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html 11353f39. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html 11353f39. Do you already have an account? Loginон

как аллегория, иносказание, таким снам присуще

нравоучение (сон путешественника из

«Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева)

служит введению мистически таинственного или

выступает как внезапная отмена тайны (баллада

драматичны, порою загадочны, есть ошеломляющий эффект

мнимого пробуждения, благодаря которому одно

сновидение вставлено в другое, как рамка, вставная новелла

как средство раскрытия внутреннего мира героев (роман

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина, пьеса «Гроза» А.Н.Островского)

как заданная программа жизни (И.А. Гончаров «Сон Обломова»)

как средство познания души героя, средство психологического анализа

(роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

как трансформация внешних впечатлений (Л.Н.Толстой «Война и мир»,

сон Пьера Безухова)

На данном уроке мы рассмотрим сны и сновидения в различных аспектах. Каждой творческой группе необходимо было провести анализ указанных эпизодов с учетом следующих параметров.

Группа 1. Сюжетно-композиционные особенности и ключевые образы сновиденческого пространства.

Группа 2. Символическое значение снов: с имволические детали, символика цвета.

Группа 3. Функциональная принадлежность и идейное значение эпизода сна в тексте.

Вариант ответа первой группы.

Сюжетно-композиционные особенности сновиденческого пространства.

Во всех древнерусских книгах, где авторы вводили сон, это был всего лишь композиционный элемент, благодаря которому развивалось действие. Сон Святослава в «Слове о полку Игоревне» впервые использован в русской литературе как художественный прием. Проанализировав композиционную функцию сна Святослава, мы приходим к выводу: впервые в древнерусской литературе и русской литературе сон представлен как внефабульный элемент композиции, использован прием ретардации – действие сознательно замедляется. Автор специально замедляет ход действий, чтобы читатель обдумал поступок князя Игоря. Прием ретардации вместе с символическими оттенками образов, мрачной насыщенностью сна во многом определяют ход мысли читателя. Рассмотрев глаголы в «Слове…», употребленные в прошедшем завершенном времени, мы видим границы этого эпизода. СОН СВЯТОСЛАВА — фрагмент, входящий в центральную часть произведения, делится на две неравные части, из которых первая относится к самому Святославу, вторая же имеет в виду зловещие явления природы, еще более усиливающие общее мрачное гнетущее впечатление от эпизода в целом и всех его „вещих“ примет.

Если говорить о построении эпизода сна в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, то нужно отметить: композиционная структура его отличается дробностью, фрагментарностью, особой ритмичностью. Сон Петра Гринева выполняет связующую функцию в сюжете, соединяя в одно то, что в действительности разбито по
времени и пространству. Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: «отец оказывается мужиком с бородой», он весело «поглядывает», вскакивает с постели и машет топором. Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения.

В сюжетных снах действие чрезвычайно интенсивно. Сны у Достоевского зачастую имеют и сюжетообразующее значение. Композиционно сны нередко предваряют будущие события, становятся причинами событий, движут сюжет. Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования: из снов героя словно вырастают новые персонажи. Первый сон герой видит на Петровском острове. В этом сновидении вновь оживает детство Родиона: вместе с отцом в праздничный день он едет за город. Здесь они видят страшную картину: молодой мужик, Миколка, выйдя из кабака, изо всех сил хлещет кнутом свою «тощую… саврасую клячонку», которой не под силу везти непосильный воз, а потом добивает ее железным ломом. Чистая детская натура Родиона протестует против насилия: с плачем бросается он к забитой савраске и целует ее мертвую окровавленную морду. А потом вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку, но отец выносит его из толпы. Проснувшись в ужасе, Раскольников сознает, что неспособен на убийство. Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи-процентщицы, является одним из ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”. На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки, в какую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Кроме снов, в романе описаны три видения Раскольникова, три его «грезы». Перед совершением преступления он видит себя «в каком-то оазисе». Караван отдыхает, мирно лежат верблюды, кругом – великолепные пальмы. Неподалеку журчит ручей, и «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» Второе видение посещает Раскольникова уже после его преступления. Он как будто наяву слышит, как квартальный надзиратель Илья Петрович страшно избивает его (Раскольникова) квартирную хозяйку. Видение это обнажает скрытое желание Раскольникова навредить квартирной хозяйке, чувство ненависти, агрессии героя по отношению к ней. Третье видение Раскольникова происходит после его встречи с мещанином, обвиняющим его в убийстве. Герою чудятся лица людей из его детства, колокольня В-й церкви; «биллиард в одном трактире и какой-то офицер у биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная, черная лестница…откуда-то доносится воскресный звон колоколов…». Офицер в этом видении – отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь – колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих образов здесь сохраняется. Финальный сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает произошедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной…моровой язве». Появились какие-то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми. Зараженные не слышат и не понимают других, считая лишь свое мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет все вокруг. Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных», но их никто и никогда не видел».

Ключевые образы снов.

Вариант ответа второй группы.

Символическое значение снов: с имволические детали, символика цвета.

Вариант ответа третьей группы.

Функциональная принадлежность и идейное значение эпизода сна в тексте.

Чаще всего сны и сновидения героев совмещают три функции:

1) введение прошлого и будущего в актуальный момент;

2) сюжетообразующая функция («кризисная вариация сна»);

3) раскрытие подсознательных сторон психики (самопознание героя).

Во многих случаях сновидения кажутся «реальнее» остального действия, ибо они являются узлами сюжета и предопределяют судьбу героя. Таким образом, через сны литературных героев мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

Осмысление последствий разгрома войск Игоря начинается на княжеском уровне с «темного сна» Святослава, который он видел «в Киеве, на горах».
Читатель уже знает о поражении храброго полка князя Игоря, а Святослав нет, и именно читатель воспринимает этот сон как пророчество, предчувствие. До «Слова…» сон являлся фабульным элементом, выполнял только провидческую функцию. Перед нами впервые в русской литературе лирическая наполненность сна, сон – художественный прием. Именно сон несет в себе большую смысловую нагрузку, сон помогает автору донести до читателя политическую и патриотическую идею. Сон Святослава – обобщение причин и последствий Игорева поражения и предсказание подобной трагедии для всего Русского государства.

(Выступление третьей группы дополняет опорная схема, элементы которой появляются на интерактивной доске)

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. hello html mbfb4a2c. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-hello html mbfb4a2c. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка hello html mbfb4a2c. Do you already have an account? Login

В ходе урока обучающиеся заполняют опорный конспект по заданным параметрам анализа эпизодов.

Источник

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. zhukovsky p 1820. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-zhukovsky p 1820. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка zhukovsky p 1820. Do you already have an account? Login

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. svetlana brullov 1836. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна фото. Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна-svetlana brullov 1836. картинка Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль в чем символическое значение сна. картинка svetlana brullov 1836. Do you already have an account? Login

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783–1852)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 18
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СВЕТЛАНА»: ЧЕРТЫ БАЛЛАДЫ

Основное содержание урока
Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. Баллада в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение баллады. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие баллада.

I. Развитие представлений о балладе
Концерт-миниатюра из фрагментов изученных ранее и прочитанных самостоятельно баллад В. А. Жуковского:

«Кубок», «Перчатка», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и др.

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывают эти баллады у читателя?

Что объединяет эти баллады? Докажите, что эти баллады имеют западноевропейские черты.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление характерных черт баллады в прочитанных произведениях.

II. Сообщение учащегося об истории создания и о содержании баллады «Людмила» с включением выразительного чтения фрагментов баллады.

III. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского:
сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «Жанр баллады у В. А. Жуковского. „Людмила“ (1808)» (см. статью ниже):

1. Почему современники называли Жуковского балладником? В чём его вклад в развитие жанра русской баллады?

2. В чём сходство и различия жанра западноевропейской баллады и русской исторической песни?

3. Как в балладе «Людмила» ощущается присутствие судьбы и вмешательство сверхъестественных, роковых сил?

4. Как Жуковский изменяет финал баллады Бюргера «Ленора» в балладе «Людмила»? Какие черты жанра проявились в балладе «Людмила»?

5. Найдите в балладе «Людмила» элементы сюжета.

6. Какую роль играют в балладе черты фантастики и фольклора? Укажите роковые предсказания и приметы, предупреждающие Людмилу о гибели.

7. В чём символическая роль сна, мотивов дороги и смерти?

8. Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

9. Изучите перечень характерных черт баллады как жанра:
— наличие сюжетной основы; — напряжённый, драматический, таинственный или фантастический сюжет; — рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой;
— непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил; — символический характер пространства и времени;
— нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

10. Продолжите этот список дополнительными чертами жанра баллады.

V. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады.

Баллада в актёрском исполнении

Прослушивание баллады «Светлана» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—4 и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие черты русского фольклора отразились в балладе?

— В чём особенности поэтического языка баллады?
В. Г. Белинский писал: «„Светлана“, оригинальная баллада Жуковского, была признана его chef d’oeuvre (лучшим произведением), так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (Сочинения Александра Пушкина. Статья 2.)

В чём оригинальность баллады «Светлана» и её отличие от западноевропейских баллад?

VI. Практическая работа.

Составление плана письменного высказывания на тему «Черты баллады в „Светлане“ В. А. Жуковского».

Групповая работа:

Заполнение цитатной таблицы:

Заполнение двух последних столбцов таблицы завершается дома.

Примерный план анализа баллады:

1. Трансформация жанра баллады в русской литературе.
2. Черты баллады в «Светлане» В. А. Жуковского:
— элементы сюжета; — фантастические картины;
— мотив судьбы;
— роль пространства и времени;
— мотивы дороги и смерти.
3. Новаторство Жуковского в развитии жанра баллады.

Итоговый вопрос:

Как В. А. Жуковский изменяет традиционную фантастическую балладу?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Выучить наизусть фрагмент баллады и письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Подготовить сообщение о прототипе Светланы (см. материал ниже):

УРОК 19
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СВЕТЛАНА»:
ОБРАЗ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ

Основное содержание урока.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика героини. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана. Определение роли фольклорных мотивов, образов, поэтических средств.

I. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры

Индивидуальные сообщения учащихся:

— Жанр баллады в творчестве Жуковского (по балладе «Светлана»).

— Новаторство поэтического языка Жуковского.

— Прототип Светланы из одноимённой баллады Жуковского.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «„Светлана“ (1808—1812)» (см. статью ниже):

1. Какие мотивы традиционных баллад Жуковский окрашивает русским колоритом?
(Мотив ожидания суженого, мотив дороги, зимний русский пейзаж, мотивы дня и ночи, мотивы яви и сна.)

2. Какими чертами национального характера наделена Светлана? Приведите примеры её верности, сердечности, кротости, доброты, нежности.

3. Что спасает Светлану от гибели? Чем её поведение не похоже на поведение традиционных балладных героинь?

4. Как автор относится к неотступной вере героини в помощь Бога? Почему в балладе торжествуют народно-религиозные начала?

5. Почему героиню Жуковского ждёт счастливый финал?

6. В чём проявилось новаторство поэта в изображении человека?

III. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам

Составление плана характеристики Светланы:

Заполнение таблицы цитатами может быть завершено дома.

IV. Развитие представлений о фольклоризме литературы

Групповая практическая работа.

Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе „Светлана“:

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

V. Чтение и обсуждение статей учебника «Сюжеты баллад» и «В творческой лаборатории В. А. Жуковского» (см. статьи ниже):

— Где В. А. Жуковский находил сюжеты для своих баллад?

— Прокомментируйте формулу Жуковского: «Жизнь и поэзия — одно».

— В чём заслуга Жуковского перед русской поэзией?

Итоговые вопросы:

Какой характер придают балладе элементы русского фольклора?

*Какие особенности поэзии русского романтизма (на уровне композиции, языка, образа времени и пространства, образа романтического героя) проявились в балладе «Светлана»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить одно из заданий повышенной сложности из разделов учебника «Творческое задание» и «Опыт литературоведческого исследования» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Сопоставить баллады В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана» (сюжет, изображение героев, авторская позиция, ритмическая организация).

Подобрать материалы об интересных фактах жизни и творчества А. С. Грибоедова, его портретах и памятниках писателю, истории создания комедии «Горе от ума», прототипах её героев с использованием практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Подготовить сообщения о биографии А. С. Грибоедова:
1. Грибоедов и 1812 год.
2. Грибоедов и декабристы.
3. Герои комедии и их прототипы.
4. Любовь Нины Чавчавадзе.

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Электронная презентация «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад».

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

БИОГРАФИЯ
В. А. ЖУКОВСКОГО
(1783–1852)

В русскую литературу романтизм ввел Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.

В. А. Жуковский родился в селе Мишенском Тульской губернии в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха, которую нарекли Елизаветой Дементьевной Турчаниновой. Ребенок считался по тем временам незаконным, и его положение в семье было двусмысленным. По желанию Бунина мальчика усыновил бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Чтобы упрочить будущее сына и смягчить его печальную участь, Бунин записал его в военную службу, и шести летний мальчик получил чин прапорщика. Это давало право на получение дворянского звания. Его имя внесли в дворянскую родословную книгу Тульской губернии. Однако после смерти Бунина Жуковский почувствовал себя в доме особенно неуютно. Неясное и неустойчивое место в семье доставляло ему психологические неудобства и было источником глубоких переживаний. Жуковский не озлобился на судьбу, сохранил уравновешенность, спокойствие, доброжелательность. Он смиренно и кротко, с неугасающей верой и молитвой переносил выпавшие на его долю нравственные испытания. Впоследствии Пушкин назвал его душу «ангельской», а воспоминания современников запечатлели сердечность, отзывчивость поэта.

Учился будущий писатель сначала дома, затем в пансионе X. Ф. Роде, в главном народном училище, и снова дома — в Туле. Наибольшее воздействие на него оказал Благородный университетский пансион в Москве, где он нашел и опытных наставников, и родственную по духу среду сверстников, особенно в знаменитой семье Тургеневых. Сыновья И. II. Тургенева — Александр, Николай и особенно Андрей навсегда останутся друзьями Жуковского.

Жуковский был одним из лучших учеников. Он закончил пансион с серебряной медалью. Сразу же после окончания пансиона вместе с А. Тургеневым, А. Мерзляковым он создает Дружеское литературное общество. Участники его ставят перед собой цель познакомить русскую публику с новейшими литературными течениями на Западе и произведениями европейских авторов. Так они начинают приучать читателей к романтизму и пересаживают западные романтические идеи на русскую почву, учитывая, конечно, ее своеобразие.

Друзья полагали, что, прежде чем приступить к самобытному творчеству, нужно освоить достижения европейской культуры. Только сделав сочинения европейцев фактами русской культуры, можно двинуться дальше и начать творить, идя при этом своей, не проторенной другими народами дорогой. Поэтому почти все произведения Жуковского можно назвать и переводными, и оригинальными. Чужое он превращал в свое, творчески преобразовывал и делал достоянием русской культуры.

Жуковский не ставил перед собой задачи точно перевести подлинник. Он творчески перерабатывал текст. Так поступал не только Жуковский, но и Крылов, Батюшков, другие поэты того времени. Разными путями, но преследуя сходную цель, писатели прививали русской культуре европейский опыт. Благодаря Н. И. Гнедичу и Жуковскому наша публика познакомилась с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера.

В ту пору, когда Жуковский учился в пансионе, он уже сочинял, но его первые произведения выдержаны в классицистическом или в сентиментальном духе. Первым произведением, которое Жуковский считал началом своего творчества, была элегия «Сельское кладбище», перевод стихотворения английского поэта Томаса Грея.

С этого времени Жуковский понял, что его жизненное призвание — художественная литература. Служба в Главной соляной конторе кончается тем, что за занятия литературой и пренебрежение должностью его сажают под «арест». Когда срок наказания кончился, Жуковский подал в отставку, на пять лет поселился в селе Мишенском и со всем пылом юности предался самообразованию.

Не прекращалось и его лирическое творчество. Среди элегий, написанных в Мишенском, — стихотворение «Вечер», принадлежащее к самым совершенным. В Мишенском к Жуковскому пришла большая любовь.

Молодой поэт давал уроки своим племянницам — Марии и Александре Протасовым, дочерям его единственной по отцу сестры. С 1805 года началась драматическая история отношений с Машей Протасовой. Возлюбленной Жуковского было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать ее совершеннолетия. Однако будущее не обещало семейного счастья, потому что по церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак. Сестра Жуковского и мать Маши — женщина религиозно настроенная, верующая — решительно воспротивилась намерениям влюбленных.

После затворничества в Мишенском (1802 — 1807) Жуковский приезжает в Петербург и становится на короткое время редактором журнала «Вестник Европы», сменив Карамзина. В 1808 году он написал балладу «Людмила» на сюжет стихотворения немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора». После нее в течение шести лет появилось сразу 13 баллад (всего Жуковский написал 39), и среди них такие, как «Кассандра», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Пустынник», «Адельстан», «Ивиковы журавли», а в следующие годы «Варвик», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Ахилл», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург», «Жалобы Цереры», «Торжество победителей», «Баллада о старушке. », «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Кубок», «Элевзинский праздник» и др. Одни из этих баллад названы «русскими», другие по тематике относятся к средневековым (английским и немецким), третьи — к античным. Но есть и баллада на современный сюжет («Ночной смотр»). Со времени создания баллад «Людмила» и «Светлана» Жуковского стали называть «балладником». Баллада стала жанром, который принес победу романтизму в русской литературе. Сначала баллада считалась произведением «легкого» жанра, незначительным по своему содержанию, но искусство Жуковского выдвинуло ее на первый план литературы того времени.

Не угасает и лирическое творчество поэта. Жуковский стремится выразить в лирике зыбкое, ускользающее, таинственное, погружается в область предчувствий и грез. Одним из самых устойчивых мотивов становится воспоминание, приобретающее религиозно-романтический смысл. Поэт вспоминает о юности, друзьях и вновь испытывает томление по небесному, божественному и очаровательно прекрасному миру.

Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства Жуковского. Он был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу М. И. Кутузова, был ранен, лечился в госпитале. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Св. Анны Жуковский оставил армию. В 1812 году он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое сделало его известным всей России.

Поэт совместил в стихотворении признаки пламенной и торжественной батальной оды с особенностями печальной любовной элегии. Жуковский славил русских воинов от древних времен до 1812 года. Слово его было задушевным, интонация — сердечной. Ода-элегия стала новаторским сочинением в русской поэзии.

В последующие годы творчество Жуковского, несмотря на напряженные занятия, не ослабевает. Из крупных лирических стихотворений в 1819—1824 годах появляются «Невыразимое», «На кончину Ее Величества королевы Виртембергской», «Цвет завета», «Я Музу юную, бывало. », «К мимо пролетевшему знакомому Гению», «Жизнь», «Лалла Рук», «Море», «Таинственный посетитель», «Мотылек и цветы».

И все же постепенно лирика в творчестве Жуковского угасает. Любовная тема исчезает после кончины Марии Мойер, урожденной Протасовой. С тех пор Жуковский все чаще отдает свои творческие силы стихотворному эпосу. Переход русской литературы к эпическим, и в частности прозаическим, жанрам преломился в творчестве Жуковского своеобразно. Поэт обратился к стихотворному эпосу, оставив лирику, но сохранив верность стихотворной речи. В 1820-е годы Жуковский переводил баллады Вальтера Скотта, много произведений Ф. Шиллера, «Шильонского узника» Дж. Г. Байрона, отрывки из поэмы «Энеида» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия.

В 1826 году Жуковскому предложили стать наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II. В этом качестве он находился при дворе по 1841 год. Жуковский понял задачу воспитания и образования царского сына как национально-историческую для России и чрезвычайно ответственную. Он сам составлял программы, конспекты занятий и старался внушить великому князю любовь к добру, милосердие, вселить в него мысль о необходимости государственных реформ. Впоследствии Жуковский вместе со своим высокородным учеником совершил путешествие по России. Россия была обязана не только поэтическому, но и человеческому таланту Жуковского, воспитанник которого в 1861 году освободил крестьян от крепостной зависимости. Именно Жуковский побуждал Николая I простить декабристов, объявив им амнистию, оказал помощь Баратынскому, Ф. Н. Глинке, Герцену, участвовал в судьбах Кольцова, Шевченко, Лермонтова, А. Никитенко.

В 1830-е годы творческий дар Жуковского не оскудел: появились новые баллады, в которых преобладало эпическое начало. Лето 1831 года Жуковский провел в Царском Селе. Там жил и Пушкин. Поэты вступили в своеобразное соревнование, результатом которого стали сказки. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее. », «Сказку о спящей царевне» и «Войну мышей и лягушек».

Здоровье Жуковского к тому времени несколько пошатнулось, и летом 1832 года он уехал на лечение за границу. По возвращении в Россию на Жуковского сразу ложится множество забот. Он участвует в создании либретто оперы Глинки «Иван Сусанин», улаживает конфликт Пушкина с властями, создает два значительных произведения — балладу «Ночной смотр» и стихотворный перевод прозаической повести «Ундина» Ф. де Ламот—Фуке.

Элегия «Сельское кладбище» (1802)
Первое стихотворение, которое принесло Жуковскому известность.

В элегии как бы совершается встречное движение — оставляющие земную жизнь помнят о живых, а живые одушевляют мертвых: они слышат их голос, они ощущают их дыхание и даже пламень любви в них не угас. Певец, носитель поэтического дара, соединяет мертвых и живых. Он — «друг почивших», но в роковой час и сам обретет вечный покой. Причастность Нога к вечной жизни означает вечную жизнь человека только за пределом земных дней. В земной же юдоли он остается жить благодаря дружбе. А дружба дается ему в награду за чувствительность, за сострадание, за доброту, за кротость сердца.

«Певец во стане русских воинов» (1812)
После элегии «Сельское кладбище» Жуковский написал множество стихотворений, в которых закрепил найденные способы поэтического выражения внутреннего мира. В оде-элегии «Певец во стане русских воинов»», лучшем своем гражданском стихотворении, Жуковский от имени певца-воина славит русские дружины, русских солдат и военачальников, сражавшихся в Отечественной войне 1812 года. Ода, как известно, требовала высокого слога, торжественной интонации, громких звуков. Однако Жуковский всего этого избежал, голос его приглушен, задушевен и, главное, изменчив. В оде обычно преобладала одна интонация. Жуковский то весел, то печален, то задумчив. Воины-полководцы у Жуковского спущены с недосягаемых высот на землю и представлены друзьями, с которыми певец идет в кровавый бой, сидит на полковой пирушке, поминает павших. Он знает личные радости и беды, подвиги и печали военачальников. Они близки ему как люди и патриоты. Патриотическое чувство выступает не отвлеченным, а глубоко личным. В батальную оду проникают слова и выражения, встречающиеся обычно в элегиях и балладах. Например, пейзаж в стихотворении напоминает элегии или баллады («На поле бранном тишина;/Огни между шатрами;/Друзья, здесь светит нам луна,/Здесь кров небес над нами»). Патриотическая ода неожиданно наполняется любовными элегическими мотивами. Сращением оды с элегией и балладой Жуковский значительно увереннее и целеустремленнее продолжил Державина. Он придал патриотической теме личное, интимное звучание, и она сделалась близкой каждому современному ему человеку, стала частью его души. Патриотическое чувство перестало быть холодным, торжественным, согрелось теплом души поэта.

«Море» (1822)
Замечательное свойство поэзии Жуковского — одухотворять и одушевлять все сущее — блестяще проявилось в его знаменитой элегии «Море». В ней изображен морской пейзаж в разных состояниях, но мысль поэта занята другим — он думает о человеке, о его жизни, о стихиях, бушующих в его груди.

Жуковский одухотворяет море. Природа для поэта не равнодушна, не мертва. В ней скрыта душа, она жива. Море Жуковского «дышит», способно «любить» и даже «наполнено» «тревожной думой». Как в душе человека, в «душе» моря скрыта «глубокая тайна», которую и хочет разгадать поэт. Но море безмолвно, лазурно, оно таит свою душу, хотя поэт и чувствует тревогу:

Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?

И вот, наконец, часть тайны приоткрывается поэту:

Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?

Море, таким образом, лежит между землей и небом, оно открыто тому и другому, занимает промежуточное положение. Следовательно, это особая стихия — ни земля, ни небо, но подвластная обоим. Море не может вырваться из земной тверди, но его манит небо, и море стремится к нему, никогда его не достигая. С «землей связана его скованность, неволя, с небом — светлые, чистые порывы. Но не так ли и человек, погруженный в земную суету, рвется в небесную безбрежность, в вечные края Божьего Царства, жаждет идеала и желает его? Море полно «сладостной жизни», оно счастливо, когда небо открыто его «взору». Ему передается чистота небесного блаженства («Ты чисто в присутствии чистом его»). Так и человек, следующий Божественным предначертаниям и помыслам, остается чистым душой. Но едва темные тучи закроют ясное небо, море охватывает тревога, его настигает смута, оно утрачивает идеал, не «видит» его и, чтобы не потерять совсем, «терзает» «враждебную мглу». Победив тьму, оно еще долго не успокаивается.

Из этой картины, нарисованной Жуковским, становятся вполне очевидными несколько выводов. Во-первых, для Жуковского море — подвижная стихия; его спокойствие обманчиво, мнимо; причина тревоги лежит в самом его положении между землей и небом; любуясь небом и стремясь к нему, оно всегда опасается, что небо отнимут злые силы и море потеряет предмет своих стремлений и упований («Ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Во-вторых, картина, созданная Жуковским, религиозна и философична. Она связана с его представлениями о земной неволе, земной суете, в которой нет совершенства, и о небесной безупречной чистоте и красоте, к которым все сущее испытывает неотразимое тяготение, томление, порыв. Это стремление к лучшему и есть закон, лежащий в основе бытия. В-третьих, в элегии Жуковского имеется в виду, конечно, не только море, не только природа, но и человек pi человечество. Они не могут существовать, жить, дышать без идеала. Иначе они лишатся смысла и цели, вложенных в них Творцом. Небо, независимо от человека и человечества, может быть скрыто от них враждебными, темными силами, и тогда неизбежны смута, беспокойство, угроза самой их жизни. Мысль, чувства человека, его душа и дух обречены на вечное беспокойство, на вечную тревогу, пусть скрываемую, но присущую им изначально. Причина этой тревоги лежит вне человека, но волнуется он за себя за то, что исчезнувшее небо, исчезнувший идеал сделают бессмысленной его жизнь и погрузят ее в темноту, подобно тому как мгла покроет землю, оставшуюся без солнца, как уйдет свет из души, потерявшей веру в Бога.

Знакомство с некоторыми лирическими стихотворениями Жуковского позволяет обобщить, уточнить и расширить представления о его поэзии.

Современники назвали Жуковского «балладником» и с его балладами связывали начало романтизма в России. Баллады писались и до Жуковского, но он придал балладе окончательную завершенность, содержательную совокупность признаков, которые выделили русскую балладу из других жанров.

Жанр баллады не имеет соответствия в русском фольклоре. Он возник на Западе (в Германии, в Англии). В русском фольклоре к балладе ближе всего историческая песня, но в ней нет фантастики. Баллада без фантастики, таинственности, загадочности, легенды, предания, без исключительного, из ряда вон выходящего события невозможна. В балладе что-то непонятное, пугающее, страшное, чаще всего чудесное, должно обязательно произойти.

Всадник, явившийся к Людмиле под видом жениха, увлекает ее, и она едет с ним в его жилище. По дороге он прозрачно намекает Людмиле, что дом ее жениха — гроб. Людмила, несмотря на явные намеки всадника, прикинувшегося женихом, и предупреждения нечистых сил, все-таки спешила за мертвецом и сама влеклась к гибели.

Сюжет баллады строится так, что рациональная логика поведения героини исчезает, а верх берет логика чувства. Баллада выбирает такие сюжеты, в которых можно было передать сложность внутреннего мира героев, неподвластных логике реальности, выходящих за грани предуказанного и очевидного поведения. Балладная ситуация смещает реальность и дает почувствовать не только противоречивость личного чувства, но и противоречивость всего бытия. Людмила потеряла надежду на милость Бога и была наказана роковой встречей с ночным гостем, который внезапно обернулся мертвецом. Естественная ее радость вдруг сменилась испугом и страхом, которых она раньше даже не чувствовала. Всюду в балладах ощутимо присутствие судьбы и непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

В финале, когда Людмилой овладевает испуг и путь к спасению для героини отрезан, Жуковский в отличие от немецких и английских романтиков не хочет, чтобы страх безраздельно овладел душами читателей. Он смягчает ситуацию. Гибель и спасение одинаково возможны, и последнюю, окончательную точку ставит приговор Божьего суда.

Жуковский не желает доводить конфликт до трагического предела. Трагический конец, скорее, свидетельствует о том, что может произойти с героиней, если она будет роптать на Бога, если откажется верить. Разочарование и отчаяние относятся, говорит Жуковский, не к мироустройству вообще, а только к земному порядку, в котором все несовершенно. Иначе сказать, разочарование не абсолютно, а только относительно.

(вернуться к уроку)
«Светлана» (1808—1812)
Очевидным доказательством в пользу взглядов Жуковского служит его вторая баллада на сюжет из Бюргера — «Светлана». Фабула баллады «Светлана» повторяет фабулу «Людмилы»: Светлана погружена в раздумье о женихе, от которого «вести нет», и томится в разлуке с ним. Мотив ожидания суженого вставлен Жуковским в более широкую раму. Светлана предстает перед читателем в чрезвычайно ответственный момент девичьей судьбы, на пороге важной перемены в жизни. Она должна проститься с беспечным девическим житьем («веселость. дней ее подруга»). Будущее замужество одновременно пленяет ее и страшит загадочной неизвестностью.

Этот сюжетный ход, известный и по балладе Бюргера, и по балладе «Людмила», обрастает в «Светлане» чисто русскими приметами, традициями, обычаями и поверьями. Но главное состоит в том, что в «Светлане» героиня наделена чертами национального характера — верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой. От духовных и душевных сил героини зависит, будет ли она счастлива, или ее ждет беда.

Поэт создает атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает «робость» и «страх», хранит «мертвое молчанье»: Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.

Жуковский развертывает типичную ситуацию «страшной» баллады, где фантастическая дорога намекает на жизненный путь героини — от счастливого соединения с женихом до ее гибели. Эти события окрашиваются переживаниями Светланы, которая сначала обрадована встречей с женихом после долгой разлуки, а потом все более и более тревожится за свою судьбу и предвидит несчастье.

Действие происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ — образ дороги. В атмосфере таинственности угадываются предзнаменования будущего несчастья, оживленные мифологическими представлениями, старинными преданиями. Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала, человеку белое покрывало, белое полотно, саван, под которым лежит мертвец; вьюга и метель игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К тем же мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка («вестник полуночи»), ворона, предвещающего несчастье и беду («Черный вран, свистя крылом,/Вьется над санями;/Ворон каркает: печаль!»). Все это были образы, которые содержали стойкие отрицательные смысловые представления и чувства. Дважды упоминается и о гробе — явном знаке смерти.

Художественно определенным в своих намеках и символах было в балладе и время. Сюжет развивался на границе дня и ночи, при свете луны. Ночь, когда нечистая сила получала простор для своих черных деяний, в балладе предстает подлинно событийным временем. Жуковский постоянно упоминает о луне, о сумраке, о тумане. Устойчивые признаки пространства и времени образуют балладный хронотоп(1) (от греческих слов «хронос» и «топос»).

1. Хроното́п — закрепленные в памяти народов поэтические и религиозные представления о пространстве и времени, уходящие своими смысловыми оценками в далекое прошлое человечества; такие представления могут оживать даже в современных художественных произведениях.

Как только персонаж пускался в путь и, пересекая границу дня или сумерек, попадал во власть ночи, перебирался через реку или оказывался в лесу, так сразу же устремлялся навстречу своей гибели. Следовательно, дорога в балладе — это дорога от жизни к смерти.

Светлана поступает совсем не так, как Людмила. Она не ропщет на Провидение, а со смирением и робостью, опасаясь, но все-таки не теряя веры, молит о счастье. Ее поведение не похоже на поведение «настоящих» балладных героинь. В награду за неотступную веру Бог спасает Светлану: во сне она видит, как к ней прилетел посланный Богом «белоснежный голубок», светлый дух, который затем защитил ее от мертвеца. По мысли Жуковского, русская девушка не ропщет на свою участь, а подчиняется Божьему велению, кротко и терпеливо сносит все испытания, выпадающие на ее долю, уповая на Бога и веря в Него.

Однако ужасы, которые описывает Жуковский в балладе, опять, как и в «Людмиле», даются им в двойном свете — на грани яви и сна. И только в конце баллады читатель узнает, что страх остается во сне, а наяву Светлану ждет счастливый конец. Поэт снова соединяет в балладе серьезное с несерьезным, жуткое со смешным.

Жуковский разрушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство. Балладное время (ночь или граница дня и ночи, сумрак) пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время. Героиня просыпается и возвращается морозным солнечным утром в праздничный и уютный «крещеный» мир. В «страшной» балладе дорога развернута от жизни к смерти, а в «Светлане» — от прежней, тревожной и пугающей, к новой, счастливой и радостной. Сдвиги происходят и в душе Светланы. Ее ждет встреча с живым и настоящим женихом, а не с его обманным призраком. Мрачные предчувствия отступают перед светлым сознанием.

Жуковский-романтик понял характер человека в его неразъемной связи с обычаями, традициями и верованиями. В этом также заключалось новаторство поэта, для которого личность — неотрывная часть народа, а народ — совокупность личностей. Благодаря такому подходу Жуковский сделал новый по сравнению с предшествующей литературой шаг в постижении характера. После Жуковского личность уже нельзя было выразить вне усвоенных ею национальных традиций.

В балладе «Светлана» торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский воплотил в Светлане характер русской девушки, открытой любви, радующейся счастью жить. «В ней душа как ясный день»,— сказал поэт о своей героине. И это представление о национальном типе русской девушки отозвалось затем в замечательных образах русских женщин в произведениях от Пушкина до Льва Толстого.

(вернуться к уроку)
СЮЖЕТЫ БАЛЛАД
Для своих баллад Жуковский находил сюжеты в античности, Средневековье, в народных преданиях.

В античных балладах он романтизировал мифологию, в средневековых, «рыцарских» балладах описывал коварные преступления, жестокость, властолюбие и «вечную», хотя и неразделенную, любовь, трогательную верность, нежную, но скорбную страсть. Иногда Жуковский сам придумывал сюжеты, подвергая их литературной обработке.

Подводя итог творчеству Жуковского в своих «пушкинских» статьях, Белинский сказал, что без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Это так. Но Жуковский велик не только как предтеча Пушкина, но и как самобытный поэт-новатор. Он открыл русской поэзии внутренний мир человека и способы его лирического выражения. Он громко заявил о нравственном достоинстве личности. Жуковский на небывалую до него высоту поднял художественно-этический уровень русской поэзии.

(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В. А. ЖУКОВСКОГО

Однажды Жуковский сказал: «Жизнь и поэзия — одно». Эти ключевые для творческой судьбы поэта слова нельзя понимать так, будто жизнь, прожитая Жуковским, исключительно поэтична, что она и есть поэзия. Формула «Жизнь и поэзия — одно» несет особое содержание. Поэзия в представлении Жуковского сестра истинной, небесной, а не земной жизни. Она наделена особой духовной властью прозревать вечные, нетленные, прекрасные и совершенные образцы сквозь преходящие, временные предметы и явления «неистинной» земной жизни. Ей дана способность соединять разные и никогда не соединяющиеся области жизни — земную («здесь») и небесную («там»). Это придает поэзии двойственность и противоречивость: она одержима стремлением выразить человеческим языком сокровенные законы мироздания, но не может достигнуть желаемого не из-за собственной слабости, не из-за ограниченных возможностей человеческого языка, а из-за невыразимости самих тайн, которые только приоткрываются, но никогда не раскрываются целиком и хранят загадочность.

Великая заслуга Жуковского заключается и в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.

(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
к балладе «Светлана»

1. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве В. А. Жуковского на основе статей в учебнике.

2. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?

3. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?

4. Можно ли считать, что Жуковский написал эту балладу в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюжетами известных Вам других баллад Жуковского (например, «Кубок»).

5. Литературовед Н. В. Измайлов пишет, что «линия средневековых баллад на сюжеты, почерпнутые из народных преданий, проходит, так же как и линия античных баллад, через весь центральный период творчества Жуковского. «Светлана» была явным переосмыслением канонов баллады» (кончается не трагической, а счастливой развязкой, ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил оказывается сном и т. д.). Согласны ли Вы с этим суждением? Найдите подтверждение своей точки зрения в тексте баллады.

6. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум — как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или по поводу чужого — и все, однако, мое». Замечали ли Вы эту особенность поэта?

7. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?

8. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад.

Мотивируйте суждение о том, что Жуковский новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите свое суждение на примере баллады «Светлана».

РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА

1. Подберите синонимы к словам лукавый, печали, кони рьяны. взоры, лик. робко, хижина, очи, перелетным огнем. Какие из этих слов можно использовать сегодня? Приведите примеры.

2. Подготовьте одно из стихотворений или балладу В. А. Жуковского для выразительного чтения вслух в классе.

Алекса́ндра Андре́евна Вое́йкова (урождённая Протасова; 20 августа 1795—16 февраля 1829) — племянница и крестница В. Жуковского, адресат его баллады «Светлана». Муза поэта Н. М. Языкова.

Александра Андреевна Протасова родилась в семье помещика Андрея Ивановича Протасова и его супруги Екатерины Афанасьевны, урождённой Буниной.

Протасовы поселились в Белёве, где прожили до лета 1810 года. Сюда же приехал и единокровный брат Екатерины Афанасьевны — Василий Жуковский. В кругу своих близких в «белёвском уединении» он читает, пишет стихи и много переводит, а также даёт уроки словесности подрастающим Александре и её старшей сестре Марии (1793—1823). Программа занятий, составленная Жуковским, включала разные предметы, в том числе философию, нравственность, историю, географию, эстетику и изящную словесность. Под руководством Жуковского разбирали стихи Державина, произведения Шиллера и Гёте, Шекспира, Расина, Корнеля, Вольтера, Руссо, а также произведения античной литературы — сатиры Ювенала, оды Горация; в подлиннике читали произведения создателя немецкой баллады Бюргера. В 1810 году по окончании строительства дома в Муратове (Орловская губерния) Протасовы переезжают туда, в соседней деревне Холх поселяется Жуковский.

В ноябре 1813 года в Муратово по приглашению Жуковского приехал его друг Александр Воейков (1779—1839). Он произвёл впечатление на Екатерину Афанасьевну и особенно на Александру Андреевну. Участник Отечественной войны, он обладал даром увлекательного рассказа и насмешливым складом ума. Увидев прелестную 18-летнюю Сашу Протасову, которую Вигель сравнивал с Сильфидой и Ундиной, литератор (ему к этому времени было уже тридцать пять), посватался к ней. Поддерживал этот брак и Жуковский. Давно влюблённый в Марию Протасову, поэт надеялся на помощь Воейкова в получении благословения от Протасовой.

Свадьба состоялась 14 июля 1814 года в Подзаваловской церкви. Чтобы обеспечить племянницу приданым, Жуковский продал свою деревню. По случаю свадьбы Жуковский подарил ей балладу «Светлана». Он же исхлопотал место профессора для Воейкова в Дерптском университете. Вместе с молодожёнами в Дерпт уехали Екатерина Афанасьевна и Мария.

Супружеская жизнь Александры Андреевны оказалась очень несчастливой.

В 1820 году Воейковы переезжают в Санкт-Петербург. По рекомендации Жуковского Н. И. Греч соглашается на соредакторство Воейкова в журнале «Сын отечества», поручив ему отдел критики и обозрения журналов. Также Воейков получает место преподавателя русской словесности и инспектора классов в петербургском артиллерийском училище. А. Тургенев назначает его на должность чиновника особых поручений в департамент духовных дел.

Жуковский предлагает Воейковым поселиться вместе, совместная жизнь была, по его словам, «жертвой миленькому Сандрочку». Квартира Воейкова—Жуковского на Невском проспекте вскоре стала центром литературно-художественной жизни Петербурга 1820-х годов. Хозяйка в нём была Александра Андреевна. Высокообразованная и живая, она была не только ценительницей поэзии, но и сама обладала литературным талантом. Жуковский писал: «Саша писала. В её стиле был виден талант». Она принимала участие в обработке переводов и статей в газете «Русский инвалид», где был редактором её муж. По её инициативе Воейков начал издавать «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“». В гостиной Воейковой собирался «весь литературный цвет столицы». Привлечённые умом и очарованием Александры Андреевны, поэты посвящали ей стихи. Своей музой её считал И. Козлов, её воспевали Е. Баратынский и Н. М. Языков. А. Блудова так описывала Воейкову:

«Молодая, прекрасная, с нежно-глубоким взглядом ласковых глаз, с лёгкими кудрями тёмно-русых волос и чёрными бровями, с болезненным, но светлым видом всей её фигуры, она осталась для меня … неземным видением времени моего детства.»

Воейкова собрала обширную библиотеку на различных языках (французским и немецким она владела в совершенстве).

Осенью 1827 года на средства Жуковского А. А. Воейкова уехала лечиться за границу.

Александра Андреевна Воейкова скончалась 16 февраля 1829 года от чахотки в Пизе (по другим данным — в Ницце). Была похоронена на греческом православном кладбище в Ливорно. Похоронами занимался К. Зейдлиц. Он заказал крест с распятием и плиту белого мрамора с теми же словами из Евангелия от Иоанна (XIV, 1-4) «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Мя веруйте», как и на могиле Марии Мойер в Дерпте. Он писал Жуковскому:

«Мне пришлось еще раз применить к делу мое столярное искусство и приготовить для Александрины последнюю тесную обитель её — гроб. Для Кати Мойер я изготовил её 1-е жилище [колыбель], для Александрины — последнее! Милый Жуковский, как странно судьба приводит меня делить радость и горе вашей семьи!» Жуковский, бывая в Италии, всегда посещал могилу племянницы.

Образ А. А. Воейковой в литературе
Н. В. Соловьев «История одной жизни. А. А. Воейкова — „Светлана“». В двух томах. — Типография «Сириус», 1915 г.;
Н. Языков посвятил А. А. Воейковой ряд стихотворений: К А. А. Воейковой; Воспоминание об А. А. Воейковой, А. А. Воейковой, Посвящение А. А. Воейковой и др.
И. Козлов «Разбойник», «К Светлане».
К. Ф. Рылеев поэма «Рогнеда».
Е. А. Баратынский «А. А. Воейковой»
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. », фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *