национальность казах женского пола
Названия жителей Казахстана
Склонение по падежам
Склонение названия страны и названий жителей по падежам.
Падеж | Вопрос | Страна | Вопрос | Мужчина | Женщина | Жители |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный | что? | Казахстан | кто? | казахстанец | казахстанка | казахстанцы |
Родительный | чего? | Казахстана | кого? | казахстанца | казахстанки | казахстанцев |
Дательный | чему? | Казахстану | кому? | казахстанцу | казахстанке | казахстанцам |
Винительный | что? | Казахстан | кого? | казахстанца | казахстанку | казахстанцев |
Творительный | чем? | Казахстаном | кем? | казахстанцем | казахстанкой | казахстанцами |
Предложный | о чём? | о Казахстане | о ком? | казахстанце | казахстанке | казахстанцах |
Примеры предложений с названиями страны и её жителей из энциклопедий, справочников и электронных СМИ:
• Самая крупная страна мира без выхода к морю — Казахстан.
• Между Казахстаном и Россией проходит самая длинная государственная граница в мире.
Города Казахстана
Список известных городов и населённых пунктов Казахстана в алфавитном порядке с указанием названий граждан. Если у города отсутствует название жителей женского рода, используют оборот вида «жительница города. ».
Этнолог: «настоящая казашка» в истории и сегодня
О семейном и социальном статусе женщины-казашки сегодня и в историческом контексте Ia-centr.ru поговорил со старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, кандидатом исторических наук Ингой СТАСЕВИЧ.
Инга Владимировна, сегодня в Казахстане вновь заговорили о положении женщины, а как исторически менялась позиция женщины-казашки в семье, обществе?
Перед тем как рассуждать о динамике изменения положения казахской женщины в семье и обществе на протяжении достаточно длительного временного отрезка, скажем, в период XIX- начала XXI вв., нужно сказать несколько слов о том, что такое «статус».
Женщина в течение жизни исполняет несколько социальных ролей, причем иногда одновременно. Женщина – и мать, и жена, и сестра, и дочь…
Чтобы говорить о семейном статусе женщины, нам нужно учитывать, какой период жизни она в данный момент переживает. Статус дочери будет отличаться от статуса снохи, так же как и статус, скажем, матери или свекрови будет отличаться от статуса вдовствующей женщины.
Изменяются и социально-политические, и этнокультурные условия существования этноса, меняется активность модернизационных процессов, и каждая эпоха дает нам свои критерии оценки социального статуса человека.
Если мы говорим про традиционную культуру, то здесь огромную роль играли традиционные ценностные ориентиры общества, на которых основывались и статусные характеристики человека.
Так, в конце XIX-начале XX вв. предписанный статус казахской женщины или, как его еще называют, «прирожденный статус» определялся в первую очередь её происхождением, принадлежностью к семейно-родственной группе ее родителей и статусом в семье мужа, который она получала при вступлении в брак. А достигнутый статус уже определялся её положением в семье мужа, по месту, которое она занимала в силу своих личных качеств и способностей как при жизни мужа, так и в случае его смерти или развода.
Если мы говорим о традиционном обществе, то, конечно, здесь наиболее актуальным для казахской женщины оказывается семейный статус. Исходя из ценностных ориентиров казахского этноса, по традиции, казахская женщина – прежде всего мать. Казахское общество патриархально, ведущую роль в семье и обществе играет мужчина, но это ни в коей мере не говорит о том, что женщина была полностью подчинена мужу. Конечно, многое зависит от традиций конкретной семьи, но женщина часто выступала в роли советчицы мужа, история знает примеры скрытого женского лидерства в семье.
На плечах казахской женщины лежало и поддержание коммуникативных связей в рамках всей семейно-родственной группы, включая обрядовую жизнь, сложнейшую систему дарообмена. Да, и казахское гостеприимство – это в первую очередь гостеприимство казахской женщины, умение достойно принять гостя, соблюдая ряд этикетных норм, это качество женщины высоко ценилось казахами. А уж о том, что в хозяйстве роль женщины огромна, и говорить нечего, об этом много пишут европейские наблюдатели и исследователи быта казахов XIX – начала ХХ в.
С возрастом статус женщины повышался. Чем старше она становилась, тем больший вес в семье она приобретала, переходя из группы снох семьи в группу старших женщин, знающих традиции, нормы поведения достойной женщины, обучающих им уже молодых девушек и невесток.
Известны случаи, когда вдова наследовала семейный, а отчасти и социальный, статус своего мужа, становясь главой семьи.
Что нам приносит XX век? Это, несомненно, сложное время трансформации традиционного казахского общества, активизации модернизационных процессов в Центральной Азии. Сейчас мало кто рассматривает модернизацию как однозначно прогрессивный процесс, особенно в центральноазиатском регионе, с его традиционно патриархальным укладом жизни. Как показало время, догоняющая модернизация принесла в регион новые прогрессивные, с точки зрения европейской цивилизации, достижения экономического, социально-политического и культурного характера, но она же повлекла за собой и заметную утрату исторической памяти, народов его населяющих, нивелирование культурной специфики на фоне общих процессов глобализации.
Так или иначе, новый век дал казахской женщине б о льший выбор жизненных стратегий, появилась возможность получения образования, карьерной реализации. С точки зрения этнографов, коим я и являюсь, важно, как сами носители традиций, скажем, казахские женщины, оценивают свое положение и динамику его изменения.
Могу сделать вывод, что современные казахские женщины научились сочетать семейный и общественный статус. Именно в рамках семьи традиционные ценностные ориентиры очень сильны, и современная казахская женщина не может не учитывать силу традиции. Она мать, добрая советчица супруга, но при этом с активной общественной позицией, в том числе и вне семьи.
В своих работах Вы пишете, что повседневно-бытовое положение женщины у кочевых народов было довольно свободным. Почему сегодня говоря об историческом образе казашек, в пример приводят разительно отличающиеся образы?
Однако нужно иметь в виду, что исследователи того времени сравнивали казахских женщин с женщинами оседлого земледельческого населения Центральной Азии. Действительно, женщины у оседлых народов центральноазиатского региона отличались заметным ограничением свободы и в общении, и в поведении. Такие отличия объясняются, в первую очередь, спецификой исламизации региона и распространением норм ислама среди оседлого и кочевого населения.
А противоречие заключается вот в чем. У тех же авторов мы читаем обратное – что казахские женщины были ограничены в правах выбора жениха, в правах наследования, собственности.
И здесь нужно иметь в виду специфику науки того времени. Европейцы в этих вопросах сравнивали казахских женщин с женщинами европейскими. Для того чтобы понять противоречия в источниках, нужно отдать должное эпохе. У европейских исследователей вызывали непонимание многие казахские обычаи. Выплата калыма расценивается ими как покупка женщины за деньги, но зная казахскую культуры, мы понимаем, что часто на приданое уходило значительно больше денег, чем на выплату самого калыма.
Левират являлся традиционным юридическим институтом кочевников и предполагал не только определенные нормы брака, но и определенный порядок наследования имущества, заключающийся в переходе наследства не к сыну, а к брату покойного. Левиратный брак как раз был направлен на то, чтобы оставить детей в роду покойного отца, сохранить общее имущество, чтобы достояние не дробилось и не уходило из семьи.
Поэтому очень важно уметь оценить источник, и тогда мы поймем противоречия в описании положения казашек. И только изучив традиции и нравы, мы можем оценить специфику мировоззрение носителей этой культуры.
Можно ли в принципе говорить об едином историческом образе женщины-казашки и если да – то какая она?
Скажу честно, я стараюсь не использовать такую конструкцию как «единый исторический образ». Исторический образ, созданный кем (исследователями, этнологами, антропологами) или некий образ, который бытует среди самих казахов?
Я вновь обращусь к своим информанткам, казахским женщинам, с которыми многие годы работала, уточняла информацию и пыталась представить, как же сами казахские женщины оценивают этот образ в некой исторической перспективе.
Несмотря на то, что современная культура дает значительно больший выбор жизненных стратегий по сравнению с традиционным обществом, для современных казахских женщин семья остается главным ориентиром.
Казахское общество традиционно, сегодня сохраняются очень многие традиции, которые передаются из поколения в поколение. Семейная обрядность для современного казаха – это обыденная жизнь, повседневность.
Если и говорить о некоем историческом образе женщины казашки – то, конечно, это в первую очередь мать, это жена, хранительница традиций. Это женщина, которая может достойно воспитать своих детей и передать им уважение к традициям семьи.
Казахская культура патриархальна, и патриархальна до сегодняшних дней. Поэтому должное уважение к мужчине, не только к мужу, но и к старшим мужчинам в своей семье, становится основой канона поведение женщин, что сохраняется и сегодня.
Уместнее будет говорить не об историческом образе казахской женщины, а об особенностях характера казахских женщин. Для казашки – это определённая независимость, свободолюбие, умение высказать свою точку зрения, но это и уважение к мужу, к старшим, любовь к родной земле и своим детям.
Одной из составляющих статус женщины среднего и пожилого возраста, становится успешность ее детей, их социальный статус, то, как она смогла их воспитать. Если женщина может гордиться своими детьми, значит, она прожила правильную жизнь.
Эти, казалось бы, очень архаичные ценностные ориентиры этноса являются живыми в современной казахской культуре. Они до настоящего времени формируют представления об образе женщины-казашки.
Как существующие ценности и общественные нравы казахского этноса влияют на представление таких неоднозначных образов («правильная казашка», «правильный казах», «правильная казахская семья»)?
Как этнолог отмечу, что использование таких конструкций не совсем корректно.
Потенциал развития современного казахского общества во многом основывается на искреннем уважении к своей культуре, традициям предков. Поэтому до сих пор казахстанское общество может быть расценено как общество, ориентированное на традиции.
Такой интерес к национальной культуре среди современных казахов можно отчасти объяснить декларируемой политикой суверенного Казахстана. Одним из основных тезисов национальной идеи стало возрождение этнических традиций, дистанцированность от советского прошлого. Эти заложенные тенденции повлекли за собой конструирование национальной истории, отчасти этнических традиций, что в свою очередь привело к заметной архаизации ценностных ориентиров этноса.
Однако данные идеи не остались на уровне декларируемых патриотический, люди восприняли их с заметным энтузиазмом. Знание традиций и следование им в настоящее время расценивается казахами как один из основополагающих компонентов социального статуса индивида. Человек, который выпадает из традиционных связей оказывается вне социума, его общественный статус заметно понижается. Как раз вот и воспитание в рамках традиционных ценностных ориентиров становится признаком «настоящего казаха», позволяет ощущать единство этнической общности, ее культурное своеобразие в глобальном мире.
Совпадение или нет: почему казашки выходят замуж за русских
Интернациональные пары всегда обращают на себя внимание. Окружающие удивляются решению двух представителей разных культур создать семью. В настоящее время большой интерес вызывает вопрос, почему казашки выходят замуж за русских.
Почему казашки выходят замуж за русских?
В Казахстане значительное внимание уделяется проблеме сохранения чистоты нации. Звучат даже предложения наложить запрет на вступление местных женщин в браки с иностранцами. Подобное беспокойство вполне объяснимо, поскольку отток за рубеж молодых казашек детородного возраста или заключение ими браков на территории страны с мужчинами других национальностей приводит к естественному сокращению показателей рождаемости так называемых «чистых казахов». Но осуждение властей не мешает женщинам устраивать свою судьбу с представителями других наций, в том числе, с русскими мужчинами.
Основные причины
Существует мнение, что русские женихи не сильно ценятся на мировом брачном рынке. Но казахстанские женщины явно не согласны с этим. Их симпатии вполне объяснимы, если учитывать следующие факторы:
А о чём думают мужчины?
Заключение брака — это всегда решение двух сторон. Соответственно, русские мужчины также что-то находят в казахских женщинах, если так активно берут их замуж. Основные причины — воспитание казашек и их хозяйственные навыки. Зарубежные невесты воспитаны в строгих традициях и обычаях, поэтому с юного возраста ориентированы на создание семьи и рождение детей. Они уважают своего мужчину и стараются обеспечить ему комфортную жизнь. Главное же их достоинство — умение вкусно готовить. Сложно найти казашку, которая не сможет удивить гостей превосходным столом с обилием мясных блюд.
Нет ничего удивительного в обилии браков между русскими мужчинами и казахстанскими женщинами, если учесть все вышеперечисленные факторы. Отсутствие языковых барьеров и общие культурные ценности позволяют представителям двух наций создавать крепкие семьи.
Об истории и этногенезе казахов
Ханская форма правления существовала на территории России, Украины и Средней Азии со времени создания государства эфталитов ( 3-5 века).
История улуса Бату связана с историей Руси времён Александра Невского. Если Александра принимали в Орде как почётного гостя, то его брат Андрей был «западником».
Монгольские начальники не показывали свою храбрость в бою, они находились сзади войска, под прикрытием, подавали звуковые, шумовые, световые сигналы для управления боем.
Хан Мамай не был чингизидом, у него был хан Булак, который тоже погиб в 1380 в битве на Куликовом поле. Булак был также и ханом Золотой Орды. Хазары переключили внимание на Тохтамыша, и когда тот сжёг Москву, у него начались большие проблемы с Тамерланом. Войска Тамерлана уничтожили обе столицы Орды, воевали против хазаров и Тохтамыша на Кавказе и Тимур одержал победу.
Фактически, Казахские ханства восстановил Тимур, когда уничтожил обе столицы Орды, Хазарию и Булгарию (к 1395). Хазария и Булгария были сметены, остатки хазаров ушли на Кавказ. Вместо Хазарии и Булгарии остались казахские степи.
Казахскую государственность (ханства), разрушенные монголами, восстанавливали тимуриды, Абул Хаир хан 1 с 1428 года.
с данными киргизского проекта FTDNA:
Тимур Тамерлан не относился к ордынцам, он был из племени барласов, которые были чингизидами. Барласы относятся к одному из 92 образующих племён узбеков, их можно было бы отнести и к старшему жузу казахов.
Некоторые народы Кавказа, имеющие шумерское происхождение, пришли на свои современные места жительства из бывшей Хазарии. Походы Тимура на Кавказ были до 1396 года.
Первые официальные отношения тимуридов с русскими правителями начались устанавливаться Абылхаир ханом 1 с 1428 года.
Общественный деятель Толе Би ездил по 40 казахским родам и говорил, что когда придёт «кара кытай», то «сары орус» покажется братом.
Могила Джучи хана, старшего сына Чингизхана, находится около Джесказгана (Жесказган). Место могилы Чингиз хана неизвестно.
Безопасность Руси была всегда связана с тюрками, монголами, и в настоящее время, безопасность и благополучие России связаны с благополучием и безопасностью Казахстана.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА В СОСТАВЕ РОССИИ.
Хивинский хан Шахнияз просил подданства у Петра 1 в 1700 году.
В Коканде всё ещё сохранялось ханство.
В 1891 году, согласно «Положению», была реорганизована Сырдарьинская область, в которую вошли уезды Казалинский, Перовский, Чимкентский, Верненский и Ташкентский. Все эти области являлись территорией Российской империи.
Согласно положения 1886 года, первичным звеном судебной власти был «Народный суд». Он рассматривал дела коренного населения. Потомки Чингизхана имели привилегии, и были освобождены от налогов.
ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНА В СОСТАВЕ СССР.
8-10 января 1920 года в Актюбинске прошло совещание советских работников, одобривших автономию Советского Казахстана. Сейчас в этом здании находится краеведческий музей в г. Актобе, остановка «Казахстан».
В 1938 году Досмухамедов был репрессирован и расстрелян.
В декабре 1922 года, по настоянию Ленина был создан Советский Союз республик, которые представлялись большими нациями, на основе положения о праве наций на самоопределение. Республики создавались со своими министерствами и ведомствами.
Фактически, под предлогом советизации, в Казахстане, как и везде в СССР, осуществлялся геноцид народа, уничтожение хозяйств.
Певец Амре Кошаубаев после триумфальной поездки в Париж был убит в ночь с 6 на 7 ноября 1934. Амре похоронили на Центральном кладбище Алма-Аты на Ташкентской, но его могилу очень скоро сравняли с землей, а имя убрали из журнала регистрации умерших. Нарком просвещения Казахской АССР Темирбек ЖУРГЕНОВ издал указ: поставить бюст Амре перед входом в Казахский национальный драматический театр и присвоить одной из Алма-атинских музыкальных школ его имя. Школа имени Амре Кашаубаева в Алма-Ате есть и сегодня — это музыкальная школа №1, а первый пункт указания Жургенова до сих пор не исполнен.
Отношение к скифской истории у хазаров, которые пришли к власти, было ужасное. Грабили курганы, вывозили золото скифов, разоряли древние захоронения в поисках артефактов и монет. Вся история содержит очень мало правды, но история рано или поздно будет восстанавливаться.
В Караганде находился лагерь ГУЛАГа, про который мало что известно. Солженицын не сидел в системе ГУЛАГа, а знал её по слухам и по письмам, он сидел в тюрьме «общего режима», спасаясь от фронта. Этот лагерь находится в посёлке Долинка, назывался он Карлаг, там содержались политические заключённые со всего СССР. В Караганде жили многие политические ссыльные.
Во время Великой Отечественной войны, Казахстан внёс огромный вклад в победу над фашизмом, и в тылу, и на фронте.
Казахстанская целина, и весь советский народ вместе с пленными немцами, внес огромный вклад в развитие сельского хозяйства СССР и Республики Казахстан.
В Казахстане были построены заводы, фабрики, города, был построен Байконур, откуда впервые в мире был запущен в космос космический корабль с человеком на борту.
К старшему жузу казахов относятся и барласы, потомки Тимура, хотя их почти во всех классификациях относят к одному из 92 узбекским племенам. Правильнее было бы отнести барласов как к казахам, так и к узбекам.
1. Ботбой оуйсюн (ботбай, подрод дулатов); 2. Черм оуйсюн (шымыр, подрод дулатов); 3. Джанес оуйсюн (жаныс, подрод дулатов); 4. Сикам оуйсюн (сийкым, подрод дулатов); 5. Адбансуван оуйсюн (албан и суан); 6. Сары оуйсюн (сары уйсун); 7. Слы оуйсюн (возможно ысты или сыргелы); 8. Чанечклы оуйсюн (шанышкылы); 9. Канлы оуйсюн (канлы); 10. Чалаер (джалаир).
12 23 15 10 13 18 11 12 12 12 13 28 O3a5-> kazak->naiman-> karauzhasyk-> Kairat Zakiryanov
12 23 15 10 13 18 11 12 12 12 13 29 O3a5-> kazak->naiman-> karauzhasyk-> Aktan
13 24 17 10 15 18 11 12 12 12 13 28 O2-> kazak->zhappas-> Elyubai Umurzakov
Кыпчаки воевали с монголами в войне (1219-1237 г.г.), и были разбиты и рассеяны. Уцелевшие кыпчаки мигрировали в горы Кавказа и Крыма, на Балканы и в Венгрию, большая часть кыпчаков была покорена монголами и составила основную часть населения Золотой Орды, ассимилировав с монголами (ал-Омари, XIV в.).
Алимулы 300—350 тысяч,
в том числе: шекты — 60—80 тысяч, шомекей — более 100 тысяч, торткара — 50—60 тысяч, кете — 50—60 тысяч, каракесек — 20—25 тысяч, карасакал — 10—15 тысяч.
Байулы 500—550 тысяч, в том числе адай — 80—90 тысяч, байбакты — 40 тысяч, берш (бериш) — 45 тысяч, таз — 20 тысяч, шеркеш — 45 тысяч, маскар — 20 тысяч, тана — 25 тысяч, кызылкурт — 40 тысяч, алтын — 30 тысяч, жаппас — 50 тысяч, ысык — 20 тысяч, есентемир — 20 тысяч, алаша — 45 тысяч.
Жетыру около 270—300 тыс., в том числе табын — 80 тысяч, жагалбайлы — 70 тысяч, кереит — до 33 тысяч, тама — до 45 тысяч, телеу до 20 тысяч, кердери до 20 тысяч и рамадан до 5 тысяч человек.
Род Аргын (2 090 000 человек). Вторым идет Дулат (1 390 000), Байулы (1 120 000). Найман (940 000), Алимулы (811 900), Конырат (690 000), Кыпшак (640 000), Жетыру (580 000), Жалайыр (485 000), Канлы (380 000), Керей (341 000), Албан (325 000), Шапрашты (290 000) и Ысты (225 000).
Род Суан (165 000), Ошакты (160 000), Сиргели (160 000) и Уак (160 000).
Кыргызские аргыны родственны казахским аргынам. Найманы есть и у кыргызов, и у казахов.
В эпоху тюрков упоминания о племени Берш есть в древнетюркском руническом памятнике «Кюль-тегин» (Малая надпись): «Из Согда и улуса Берч – Дальних западных стран – Пришли Нен-сенгун и Огул-тархан!» (32) Делает вывод, что «из этой надписи следует, что племя Берш существовало во времена Тюркского Каганата, и являлось отдельным улусом, подчинённым тюркам. Свидетельством их политической роли является то что советник при многих каганах и друг Кюль-тегина – Тоньюкук происходил из рода Бериш, отделения Себек. Веским дополнительным свидетельством в пользу данной версии являются обнаруженные недавно эпитафии на Тесинской и Терхинской стелах (Сев. Монголия, VIII век), где Барсилы упоминаются как огузское (тюркское) племя и фигурирует их вождь Беди Берсил, живший в середине VI века, в эпоху тюркского кагана Бумына. Возможно берсилы это и «беріш елі» – берчекеры.»
В ходе исследований было обнаружено, что 58 % мтДНК казахов составили монголоидные гаплогруппы (D, C, G, A, М., F). Гаплогруппа D у казахов была найдена с более высокой частотой, (17,9 %), чем у народов ВУР (у башкир 9,0 %; у татар 2,6 %). Гаплогруппы C, G встречаются с более высокой частотой (16 %) у казахов, чем у башкиров (C 11,8 % и G 4,5 %) и татар (C и G 1,8%). Гаплогруппы A, М. и F были найдены с частотами 3,25 %; 2,85%; 2,44% у казахов, соответственно. Гаплогруппа М с большей частотой встречается в популяциях ВУР (у башкиров 27,6%; у татар 8,8 %).
1
О Чингиз хане
http://www.history.kz/biogr/Chingyz.php
5
О происхождении народов Евразии в свете ДНК- генеалогии
http://www.proza.ru/2012/03/14/103
19.
Ильяс Джансугуров. Поэма «Кулагер»
http://jansugurov.kz/
?q=node/
154
20
Деренко М.В., Малярчук Б.А., Возняк М., Денисова Г.А., Дамбуева И.К., Доржу Ч.М., Гржибовский Т., Захаров И.А. Распространенность мужских линий “чингизидов” в популяциях Северной Евразии. Генетика. 2007. Т. 43. № 3. http://elibrary.ru/
contents.asp?id=435715
21
phttp://www.buddhisminkalmykia.ru/
?page=kalmhist&print=yesp Буддизм в Калмыкии.
22
Жабагин М.К., Дибирова Х.Д., Фролова С.А., Сабитов Ж.М., Юсупов Ю.М., Утевская О.М., Тарлыков П.В., Тажигулова И.М., Балаганская О.А., Нимадава П., Захаров И.А., Балановский О.П. Связь изменчивости Y-хромосомы и родовой структуры: генофонд степной аристократии и духовенства казахов. Вестник Московского университета, серия XXIII Антропология, № 1/2014: 96–101.
Маркина М. Y-хромосомные портреты казахской аристократии и степного духовенства. 2015.
http://генофонд.рф/
?page_id=349&cpage=1#comment-4877
23
Тюрин А.М. Датирование кластера гаплотипов Y-хромосомы «Genghis Khan». Сборник статей по новой хронологии. Выпуск 10, «Популяционные реконструкции», 2010.http://new.chronologia.org/
volume10/
turin_genghiskhan.php
Universita di Ferrara.
http://web.unife.it/
26
Сабитов Ж.М.
О роде Керей
http://atababa.kz/
ru/
history/
read/
proiskhozhdenie_roda_kerei/
27
Документы о Средней Азии
в хронологическом порядке
http://www.vostlit.info/
Texts/
Dokumenty/
m.asien.htm
31
Ю.М. Юсупов, Р.А. Схаляхо, А.Т. Агджоян
Родовые объединения северо-восточных башкир
Вестник Академии наук РБ, 2016, том 21, № а4 (84), с. 16-25
https://генофонд.рф/
page_id=15849
32
Карабатыр Каган
О племени Берш
https://www.facebook.com/
nomadsgreatsteppe/
posts/
358857920905504
38
Из истории Оренбурга
http://gorod-orenburg.ru/
istoriya.html
40
ПОЛИМОРФИЗМ МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК В КАЗАХСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
Республиканский Центр охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Республики Казахстан, Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, Уфа